Виртуоз скрипки ошибка

Речевые ошибки.
Нужно выбрать те,в которых есть ошибка.

1.воинственное настроение
2.абонент на концерт
3.оказывать давление
4.надеть на палец кольцо
5.одержать победу
6.виртуоз скрипки
7.отчет командированного
8.предварительный анонс
9.передовой авангард
10.самоуверенный апломб
11.неудачная имитация
12.безвалютный бартер
13.элегантный аксессуары 
14.бескорыстный альтруизм
15.признанный виртуоз
16.трудовая династия
17.меньшая половина
18.подскочить вверх
19.надень пальто
20.заклятый враг
21.лиричный герой
22.нанести вред
23.сытный человек
24.выразить благодарность
25.оказать помощь
26.кромешная тьма.
27.снискать уважение
28.хотел увидать её
29.новая тюль
30.множество брелоков
31.веселый шимпанзе
32.доставлять удовольствие
33.трое жеребят
34.шестеро ножниц
35.с двумя выпускницами
36.семеро столов

Министерство образования Российской Федерации Центр тестирования

Тест порусскому языку-П №2

Инструкция для учащихся

Тест состоит из частей А и В. На его выполнение отводится 120 минут. Заданиярекомендуется выполнять по порядку. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется

время, вернитесь к пропущеннымзаданиям.

Часть А

В каждом задании может быть 1, 2 и более правильных ответов. Номера выбранных ответов отметьте в бланке ответов под номером выполненного Вамизадания.

А1. Отметьте номера примеров с А

1)

аннимный

4) диапзон

2)

заб_стовка

5) бак_лея

3)

непромкаемый

А2. Отметьте номера примеров с пропущенной в обоих случаях согласной

1)безвозмезно; ежечасный

2)хлёсче; инцидент

3)интриганский;пакос_ный

4)вес_ник; стлался туман

5)юрисконсульт, пятибалльный

A3. Отметьте номера примеров сО

1) трущба

4) экипажам

2)

вооружи

5) пальтец_

3)

ножвка

А4. Отметьте номера примеров с И в обоих случаях

1)крош_чный; о галере_

2)нежнка; кЮли_

3)большинство; если напишшь раньше, скажи

4)опрометчвый; онудвот зарплату

5)о весенней капел_; онаплещт водой

А5. Отметьте номера примеров с Е в обоих случаях

1)болезнь её обессилла; завещанный дом

2)обидлся; встреч_нный

3)дело неклелось; разменнный рубль

4)узаконнный; съездл на дачу

5)опорочнный человек; лед растаял

110

А6. Отметьте номера примеров с И

1) прсечь

4) прсловутый

2)

всёпрбрать

5) привилегия

3)

прсмыкающиеся

А7. Отметьте номера примеров с Ы в обоих случаях

1)безнвентарный; у станиц_

2)взскать; панц_рь

3)нац_почках; предюньский

4)круглолицей; контрдеология

5)сверхнтересный; педнститут

А8. Отметьте номера примеров с Ь в обоих случаях

1)

медалон; субект

4) пенюар; компютер

2)

навючить; необятный

5) превозмоч_; среди рощ_

3)

увеч е; волеизявление

А9. Отметьте номера примеров с Н в обоих случаях

1)бессребреик; квалифицироваый

2)некошеый луг;решения вами не продуманы

3)требования закоы; сгекляый

4)хожео-перехожео

5)даый; конопляик

А10. Отметьте номера примеров с ННв обоих случаях

1)Следует отметить, чтоэтистуденты весьма начитаны, а тезисы их докладов обосноваы рядом доказательств.

2)Мошеики нечаяо разбили окно.

3)Подсудимые были оправдаы, поскольку обвинение против них оказалос.» беспочвеым.

4)В отличие от других наша группа дисциплинирова_а и организоваа.

АН. Отметьте номера примеров с НЕраздельно в обоих случаях

1)(не)видимый враг; (не)достать до верхней полки

2)ничуть (не)весело; (не)холодно, а тепло

3)(неоплаченный в срок; (не)глядя налица

4)вина (не)доказана; (не)годуя

5)отнюдь (не)легко; (не)всерьез

111

А12. Отметьте номера примеров с ИИ

1)Нельзя н_ догадаться о печальном исходе этой драмы.

2)Что н_ сделаешь для матери, все равно будешь в неоплатном долгу.

3)Н_ поодной груди провел онслед и н_ одну прорвал кольчугу.

4)Каких только историй н_придумывают охотники и.рыболовы!

5)Оннепонимал н_ задач, н_ теорем.

А13. Отметьте номера примеров раздельного написания

1) Я то(же) задумался

4) идти (на)встречу ветру

2) узнать (в)последствии

5) собираться (с)позаранку

3) (За)чем ты пришел? Засолью или заспичками?

А14. Отметьте номера примеров дефисного написания в обоих случаях

1)(аудио)запись; (грубовато)сделанный

2)(черно)бровый;точка (в)точку

3)(пол)жизни; (бархатисто)матовый

4)(в)десятых; (лейб)гвардия

А15. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

1)Одиночество — великая вещь, нонетогда, когда тыодин.

2)Богвидит все, соседи еще больше.

3)То, что говорят о вас за вашей спиной, и есть настоящая репутация.

4)Великие истины — слишком важны, чтобы быть новыми.

А16. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

1)Лицо у девушки осунулось, похудело и подбородок ее стал острей.

2)В самом дешевом номерке меблированных комнат студент Клочков ходил изугла в угол и зубрил свою медицину.

3)В ее взгляде, и в ее посадке налошади, и в ее движениях естьчтото особенное, чего нету людей небогатых.

4)На стук в дверь не последовало никакого ответа и ему пришлось прислониться к окну итерпеливо ожидать.

А17. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

1)Этот неожиданно сиплый, слегка дребезжащий свист локомотива заставил Софью Петровну встрепенуться.

2)Ни аптекарь, ни городовые, ни дворники — никто не знает этого адреса.

3)Все рельефнее выступали в ее воображении: адвокат, песок наего коленях, пушистые облака, поезд…

4)Он оторвался от друзей, от родных, от милых привычек, и помчался вИталию.

112

А18. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

1)Присяжные заседатели, оставленные в суде на ночь, завели разговор о сильных ощущениях.

2)Один присяжный заседатель, еще нестарый человек описал два своих покушения насамоубийство.

3)Запивая каждую фразу чаем с ромом и стараясь придать своему лицу небрежно-скучающее выражение, актер рассказывал о своих успехах на сцене.

4)Он перестал рисовать и недовольный положил свои кисть и палитру настул и остановился перед холстом.

А19. Подчеркнутое слово следует обособить в предложении

1)Вы к примеру никогда не задумывались о том, кто эти люди, которых вы видите во сне, но которых никогда раньше не встречали?

2)Из каких именно фантазий они слеплены?

3)Ваш мозг может быть лепит образы тех, кто только должен появиться на свет?

4)Однако же лежать мне надоело, и я привстал, чтобы сесть и посмотреть по сторонам.

А20. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

1)Как человек бурный и вспыльчивый по природе, Державин пережил смерть Екатерины Яковлевны столь жебурно.

2)Я говорю с тобой сейчас некак муж, нокакпреданный тебе друг.

3)Игральный автомат есть нечтоиное как мышеловка длядураков.

4)В Америке вы, как бы нистарались, никогда не поймете крайней законопослушности рядовых американских граждан.

А21. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

1)Я думаю, что если бы Грузин или Пекарский попросили Орлова рассчитать Полю, то он сделал бы это без малейшего колебания, не утруждая себя никакими объяснениями.

2)Онфилософствовал с удовольствием и выражал сожаление оттого, что завтра рано утром расстанется со мной, и мы не сможем продолжить наш разговор, так как ему нужно ехать на лесные торги.

3)Когда сгущался туман, его высокие узкие клочья поднималисьнад рекой и отражения звезд каждую минуту меняли свой вид.

4)Глазеть из окна у всех времен и народов почитается лучшим досугом, и в Венеции этозанятие доведено до совершенства.

113

А22. Двоеточие ставится на месте пропуска

1)И вот что поразительно _ можно было после прочтения только этого одного письма говорить о том, что они не имели между собой ничего общего!

2)Добился я репутации славной_ первый пьяница идурак чуть ли не во всем городе!

3)Прошел небольшой дождь _ воздух стал теплее и мягче.

4)В Венеции мимо нас постоянно скользят __ гондолы-лимузины, такси-катера, автобусы-пароходики.

А23. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

1)Мне не хотелось музыки, но я не знал как начать разговор и попросил ее сыграть несколько мелодий, но, когда она села за рояль, смотрел только наее белые пухлые руки.

2)Она при всяком удобном случае старалась дать понять Орлову, что она его нисколько не стесняет и что он может располагать собой, как сам хочет, и эта нехитрая, шитая белыми нитками политика никого не обманывала и лишний раз напоминала Орлову, чтооннесвободен.

3)От быстрой езды холодный ветер щипал мне лицо, захватывало дух, и я,закрыв глаза, думал: какая же онавеликолепная женщина и как онаего любит!

А24. Чужая речь оформлена НЕПРАВИЛЬНО

1)«А вы всечитаете, — начала она вкрадчиво, желая польстить ему, — Это у васкакая книга?»

2)Дейл Карнеги утверждал, что«льстить — значит говорить человеку именно то,чтооно себе думает».

3)По мнению Льва Николаевича Толстого: «Труд будит в человеке творческие силы».

А25. Орфоэпическая ошибка допущена в одном из слов ряда

1)апартаменты, гражданство

2)аре’ст, ве’рба

3)алкоголь, гравёр

4)шеде/(дэ]вр, ре[р’э!марка

5)акаде[дэ!мик, друг сердечн[шн]ый

А26. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании

1)заработать высокие доходы

2)крепкая зависимость от обстоятельств

3)будний день

4)виртуоз скрипки

5)отчет командированного

114

А27. Речевые ошибки допущены в предложении

1)Увидев соседа,у меня сложилосьмнение, что он чем-то огорчен.

2)Мы не стали дискутировать выборы директора — хотелось скорее приступить к делу.

3)В силу своих должностных обязанностей могу подтвердить решение коллегии.

4)Сегодня замечательный праздник и который дорог каждому гражданину нашей страны.

А28. В предложении допущена следующая ошибка

1)орфографическая

2)пунктуационная

3)речевая

Но танец наших балерунов оказался серьезнее, красивее и трагичнее, чем можно было представить: божественный клавесин, песни о том, что есть время жить и есть время умирать, фигуристы в развевающихся костюмах все это заставило судей поставить высший балл за артистизм.

А29. В отрывке допущена следующая ошибка

1)орфографическая

2)пунктуационная

3)речевая

Лунный свет затуманился, стал как будто грязнее, звезды еще больше нахмурились, и видно было, как по краю дороги спешили куда-тоназад облакапыли и их тени. Теперь,по всей вероятности, вихри, кружась и увлекая с земли пыль, сухую траву и перья, поднимались под самое небо. Но сквозь пыль, залиплявшуюглаза не было видно ничего,кроме блеска молний.

115

Анализтекста

Прочитайте текст и выполните сформулированные ниже задания. Обратите внимание, что в некоторых вопросах может быть 1, 2 и более правильных ответов.

(1) Исследователи решили, что человек зрелый руководствуется серьезными побуждениями, ребенок импульсивен; взрослый — логичен, ребенок во власти прихоти воображения; у взрослого есть характер и определенный моральный облик,ребенок запуталсяв хаосе инстинктов и желаний. Ребенка изучают не как отличающуюся, а как низшую, более слабую и бедную психическуюорганизацию.Будто все взрослые — ученыепрофессора.

(2)<…> взрослый это сплошной винегрет,захолустье взглядов и убеждений, психологиястада, суеверие и привычки; его жизнь сплошь,от начала до конца, безответственна! Беспечность, лень, упрямство, недомыслие,нелепости,безумство и пьяные выходкивзрослых…

(3)…Идетская серьёзность,рассудительность, уравновешенность, солидные обязательства, опыт в своей области, капитал верных суждений и оценок, полная такта умеренность требований,тонкость чувств, безошибочное чувство справедливости.

Каждый ли из нас обыграетребенка в шахматы?

Януш Корчак

АЗО. Какой из следующих афоризмов наиболее полно выражает основную мысль текста и мог бы служить эпиграфом к нему?

1)«В игре детей есть часто смысл глубокий».Шиллер.

2)«Если бы только родители могли представить,как они надоедают своим детям». Б. Шоу.

3)«Отношения между родителями столь же трудны и драматичны, как отношения между любящими».Моруа.

4)«Детей нет, есть люди». Лабрюйер.

А31. Какое слово можно поставить на месте многоточия в начале

абзаца 2?

1) между тем

4)следовательно

2)

ибо

5) потомучто

3)

в то время как

АЭ2. Каковы смысловые отношения между частями подчеркнутого

сложного предложения?

1)

уступительные

4) противопоставления

2)

дополнения

5) условия — вывода

3)

пояснения

116

АЗЗ. Синонимом к слову зрелый в данном тексте является слово

1)

созревший

4) спелый

2)

взрослый

5) пожилой

3) образованный

А34. Антонимами в данном тексте являются слова

1)

ребенок — взрослый

4) начало — конец

2)

рассудительность — такт

5) низший — бедный

3)

логичный — импульсивный

А35. Высокую (книжную) стилистическую окраску в этом тексте

имеет слово (словосочетание)

1) руководствоваться

4) психическая организация

2)

импульсивный

5) упрямство

3)

власть

А36. Какое слово употреблено в тексте в переносном значении?

1) запутаться (в хаосе инстинктов)

4) тупое (упрямство)

2)

винегрет

5) капитал (суждений)

3)

недомыслие

А37. Какое средство выразительности речи использовано в абзаце2?

1) олицетворение

4) сравнение

2)

метафора

5) метонимия

3)

эпитет

А38. Какое средство выразительности речи использовано в абзаце1?

1)инверсия

2)оксюморон (соединение несоединимых понятий)

3)антитеза

4)риторическое восклицание

5)парцелляция (членение одного предложения на ряд отдельных предложений)

117

Часть В

Ответы заданий части В запишите на бланке ответов рядом с номером задания (В1—В10), начиная с первой клетки. Каждуюбукву слова пишите в отдельной клетке по приведённым образцам. При раздельном написании делается пропуск одной клетки, при дефисном черточка в отдельнойклеткемежду частями слова.

81. В одном из слов следующего предложения допущена орфографическая ошибка. Выпишите это слово, исправив его написание.

Весна пришла вместе с радостным и сбивчивым чириканьем взъерошенных, только что выкупавшихся в первых лужах воробьев; она пришла вместе с первым теплым лучом солнца, пробившемся через тучи; она засветилась в яркой голубизне неба.

82.В одном .из слов следующего предложения допущена орфографическая ошибка. Выпишите это слово, исправив его

написание.

Хотя Пушкин сам меньше всего представлял себя «детским писателем», как теперь принято выражаться,хотя его сказки вовсе не созданы для детей и знаменитое вступление к «Руслану и Людмиле» то же не обращено к детскому воображению, этим произведениям волею судеб было предназначено сыграть роль моста между величайшимгением России и детьми.

83. Выпишите слово, в котором совпадает количество букв и количество звуков: лает, смутьян,подъехать.

84.Укажите, к какой части речи относятся слова вчера, весело (шагать), (идти) шагом.

85.Укажите, каким членом предложения является подчеркнутое слово.

Если культуры нет в сердцах у людей, то ее нигде больше быть не может.

118

В заданиях В6-В10 нужно установить соответствие между двумя колонками. Ответом долокно быть сочетание цифр и букв.Запишите их в бланке ответов, соблюдая последовательность цифр первого столбца (без пробелов и запятых). При этом могут быть использованы не все данные из второго столбца. НАПРИМЕР: 1Г2ВЗ А.

В6. Объясните расстановку двоеточия или тире в следующих

предложениях.

1) Не уверен _ необгоняй.

А. Следует поставить двоеточие, так

как этобессоюзное предложение,

в котором вторая часть имеет

значение разъяснения.

2) Только одно плохо _

Б. Следует поставить двоеточие, так

Аленушка засиделась в

как этопростое предложение с

девках.

обобщающим словом,стоящим

перед однородными членами.

3) Любовь-дар, любовь-ну-

В. Следует поставить тире, так как

жда, любовь-самопожерт-

это бессоюзное сложное

вование _ всеэти чувства

предложение, в котором первая

часто неотделимы другот

часть имеет значение условия

друга. .

того, о чемговорится вовторой.

Г. Следует поставить тире, так как

простое предложение с

обобщающим словом после

однородных членов.

Д. Ненужно ставить ни двоеточия,

ни тире, так как отсутствуют

условия для постановки этих

знаков.

119

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Занятие по подготовке к ЕГЭ.  «Синтаксические нормы»

Занятие по подготовке к ЕГЭ.  Синтаксические нормы.

Синтаксические нормы – это нормы построения синтаксических конструкций – словосочетаний и предложений.

.

1. Ошибки в предложениях с однородными членами

Типы ошибок

Примеры с ошибками

Правильные примеры

Соединение в одном ряду видовых и родовых понятий

В лодке лежали караси, сазаны, лещи, рыба

В лодке лежала рыба: караси, сазаны, лещи

Соединение в одном ряду скрещивающихся понятий

По улице шли солдаты, мужчины и женщины

По улице шли солдаты

Соединение в одном ряду логически несовместимых понятий

Демонстранты шли с плакатами и радостными лицами

Демонстранты шли с плакатами

Смешение компонентов двойных союзов – создание неправильной пары союзов

Хорошо отвечали на экзамене как одиннадцатиклассники, а

также учащиеся девятых классов

Хорошо отвечали на экзамене как

одиннадцатиклассники, так и учащиеся девятых

классов

Пропуск предлога

Группы туристов можно встретить на улицах, площадях, скверах

Группы туристов можно встретить на улицах, площадях, в скверах

Употребление сказуемых, управляющих разными падежами, при одном

зависимом слове

Во время войны народ надеялся и верил в победу

Во время войны народ надеялся (на кого? на что?)

на победу и верил ( в кого? во что?) в неё

Нарушение однородности понятий

Мы любим футбол и стрелять

Мы любим футбол и стрельбу

Нарушение согласования в падеже членов однородного ряда и обобщающего слова

В форуме принимали участие представители различных стран: Англия, Франция, Бельгия

В форуме принимали участие представители различных стран: Англии, Франции, Бельгии)

2.Ошибки в предложениях с причастным оборотом

Следует обратить внимание на согласование определения, выраженного причастным оборотом, с определяемым словом.

Типы ошибок

Примеры с ошибками

Правильные примеры

Разрыв причастного оборота с

определяемым словом

Приготовленные оладьи мамой были

необыкновенно вкусны

Оладьи, приготовленные мамой, были

необыкновенно вкусны.

Приготовленные мамой оладьи были

необыкновенно вкусны

Нарушение согласования причастия с

определяемым словом

Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождем

Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченной дождем

Замена страдательных причастий

действительными

Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений

Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений

Нарушение однородности

синтаксических элементов

предложения

Дождь, ливший с утра и который напоил землю, очень выручил хлеборобов

Дождь, ливший с утра и напоивший землю, очень выручил хлеборобов

Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот

Приехавшие родственники из Сибири остановились у нас

Приехавшие из Сибири родственники остановились у нас или Родственники, приехавшие из Сибири, остановились у нас

3.Ошибки в построении сложноподчиненных предложений

Типы ошибок

Примеры с ошибками

Правильные примеры

Неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность

восприятия

Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с

трудом взбирались по горной тропе

Казачьи лошади, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе

Нарушение грамматической формы

союзного слова в придаточной части

Весной вернулись в село юноши, которыми

служили в армии

Весной вернулись в село юноши, которые

служили в армии

4.Ошибки в употреблении предлогов

Типы ошибок

Примеры с ошибками

Правильные примеры

Ошибки в употреблении предлогов  благодаря, согласно, вопреки

Благодаря доктора больной поправился.

Поезд прибыл согласно расписания.

Вопреки прогноза погода была прекрасной.

Благодаря (кому?) докторУ больной поправился. Поезд прибыл согласно (чему?) расписаниЮ. Вопреки

(чему?) прогнозУ погода была прекрасной

Предлоги благодаря, согласно, вопреки  (кому? чему?) управляют Д.п.

Ошибки в употреблении предлога «по»

По завершениЮ учебного года мы поедем в Крым. По приездУ в санаторий нужно проконсультироваться у врача.

По завершениИ учебного года мы поедем в Крым. По приездЕ в санаторий нужно проконсультироваться у врача.

Скучать (по ком?) по Вас, по нас. Скучать (по кому?) по нему

Предлоги в меру, в течение, в продолжение, в силу, в заключение, в виде, по причине, наподобие, посредством (кого? чего?) управляют Р.п.

Предлоги подобно, наперекор (кому? чему?) управляют Д.п.

Уплатить, заплатить ( за что?) за проезд; оплатить (что?) проезд

уверенность (в чём?) в победе; вера (во что?) в победу

5.Имена собственные в предложении

Названия книг, газет, журналов и т.п., заключенные в кавычки, не изменяются, если относятся к нарицательному существительному: Об этом писали в газете «Аргументы и факты». Интервью для газеты «Аргументы и факты». Материалы опубликованы газетой «Аргументы и факты» Неправильно: Об этом писали в газете «Аргументах и фактах».

Если же нарицательного существительного нет, имя собственное может изменяться: В «Аргументах и фактах» была заметка об этом случае.

6.Неоправданная инверсия

Типы ошибок

Примеры с ошибками

Правильные примеры

Неоправданная инверсия

Глаза его прикрывали стёкла очков

Стёкла очков прикрывали его глаза

7.  Прямой порядок слов: 

1) подлежащее предшествует сказуемому (Дождь идёт)

2) согласованное определение стоит перед определяемым словом (холодный дождь)

3) несогласованное определение стоит после определяемого слова (листья дуба)

4) дополнение стоит после управляющего слова (вымочил листья)

5) обстоятельство образа действия стоит перед глаголом-сказуемым (сильно льёт)

Тренировочные упражнения

  1. Укажите предложение с грамматической ошибкой
  1. Постановлением губернатора области многодетным семьям предоставлены привилегии в выборе земельных участков под дачное строительство.
  2. События тех лет оставили глубокий  отпечаток в его памяти.
  3. Четверо аспиранток закончили работу над диссертациями.
  4. Полине Борисовой удалось в четвёртый раз получить звание лауреата конкурса юных скрипачей «Овация»

2. В каком случае допущена синтаксическая ошибка?

  1. Врач не обнаружил у пациента никаких признаков болезни.
  2. Нельзя отрицать наличие положительных сторон работы.
  3. Я не часто пишу письма родителям.
  4. Никто из нас не принял участия в розыгрыше лотереи.

3.    В каком случае допущена синтаксическая ошибка?

  1. Он уважает и заботится о своих родителях.
  2. Книга учит смелости и уважению к людям.
  3. В комнате стояли столы, стулья и книжный шкаф.
  4. Я читаю не только газеты, но и журналы.

4. В каком случае допущена синтаксическая ошибка?

  1. Двадцать один ученик сдал экзамен.
  2. Получены тысяча книг.
  3. Прошло десять лет.
  4. Эти три машины поехали в одном направлении.

5. В каком случае допущена синтаксическая ошибка?

  1. Полжизни прошло.
  2. Брат с сестрой поехали в деревню.
  3. Холод и дождь были все лето.
  4. Кофе подорожало на десять рублей.

6. В каком случае допущена синтаксическая ошибка?

  1. Вселять уверенность за благоприятный исход.
  2. Уделить внимание родителям.
  3. Беспокоиться о детях.
  4. Оперировать фактами

7. В каком случае допущена синтаксическая ошибка?

  1. Удостоится награды
  2. Уплатить за товар
  3. Базироваться на аэродром
  4. Различать правду и ложь.

8. В каком случае допущена синтаксическая ошибка?

  1. Обвинять в непонимании
  2. Понимать о необходимости лечения
  3. Поражаться его трудолюбию
  4. Оперировать  фактами.

9. Укажите вариант без грамматической ошибки.

  1. Обвинить за грубость
  2. Понимать о необходимости лечения
  3. Объяснить о решении директора
  4. Вселять уверенность в благоприятном исходе.

10. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

  1. Его халатность имела печальные последствия: картина не подлежала реставрации.
  2. За период педагогической практики, к сожалению, мнение об учащихся не сложилось.
  3. Улыбаясь, они шли к друг другу.
  4. По истечении срока давности документы сданы  в архив.

11. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

  1. Старинный ритуал – надеть кольцо в день бракосочетания – означает желание и обязанность жить в мире и согласии со своим избранником.
  2. Многие дети говорят, что новый учитель более понятнее объясняет.
  3. Согласно инструкции решено направить бракованный аппарат в отдел контроля.
  4. В этом году нести вахту памяти у мемориала будут воспитанники суворовских училищ.

12. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

  1. Оратору было несложно обосновать свою позицию, так как он заранее подобрал аргументы.
  2. Мама одела ребенка в пальто и вывела во двор.
  3. Слова, звучавшие как оскорбление, попирали честь и достоинство журналистики.
  4. Наша соседка добрая, внимательная, приветлива с окружающими.

13. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

  1. В связи с ростом числа дорожно-транспортных происшествий принимать меры воздействия поручено и патрульно-постовой службе.
  2. Праздничное настроение создает весеннее убранство дома.
  3. При обнаружении бесхозных сумок и иных предметов во избежание взрыва запрещается их передвигать и раскрывать.
  4. Отчет командированного сдан в бухгалтерию.

14. Укажите предложение с грамматической ошибкой?

  1. Живущему в обществе необходимо  усвоить нормы морали, иначе он будет отвергнут окружающими.
  2. В целом проект был принят, устранить частные недостатки решено было в рабочем порядке.
  3. Члены совета директоров  внесли предложение о расширении сферы деятельности холдинга.
  4. Согласно  распоряжения директора в субботу состоится кросс.

15. Укажите предложение с грамматической ошибкой?

  1. Попробуйте сами сформулировать тему сочинения.
  2. Приехав с  Москвы, он долго рассказывал об особенностях столичной жизни.
  3. Солдат не скоро  престал тосковать по семье, помогли успокоиться только частные письма родителей.
  4. Лишь один член администрации комбината принял сторону забастовщиков.

Ответы: 1 — 3 , 2- 2 , 3- 1, 4 — 2, 5 — 4 , 6 — 1 , 7 — 3 , 8 — 2 , 9 — 4, 10 — 2 , 11 — 2 , 12 — 4, 13 — 4 , 14 — 4, 15 — 2 .

Список литературы

  1. Голуб И.Б. ЕГЭ 2010. Русский язык без репетитора: сдаем без проблем!/ И.Б. Голуб. – М.: Эксмо,  2009.
  2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. Трудные вопросы морфологии. 10 – 11 классы. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.
  3. Гостева Ю.Н. ЕГЭ. Русский язык. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ/ Ю.Н.Гостева, В.В.Львов. – М: издательство «Экзамен», 2010.
  4. Иссерс  О.С. Интенсивный курс русского языка: 1000 тестов для подготовки к Всероссийскому тестированию ЕГЭ; Орфография. Пунктуация. Культура речи. Система языка. Выразительные средства. Анализ текста/ О.С. Иссерс, Н.А. Кузьмина. – 5-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2007.
  5.  Иссерс  О.С. Интенсивный курс русского языка. Почему так говорят по – русски: пособие по культуре речи/ О.С. Иссерс, Н.А. Кузьмина.  – М.: Флинта: Наука, 2007.
  6. Иссерс  О.С. Интенсивный курс русского языка: пособие для подготовки к тестированию и сочинению в правилах, алгоритмах и шпаргалках/ О.С. Иссерс, Н.А. Кузьмина. – 4-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2007.
  7. Мамона Т.Н. ЕГЭ. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие/ Т.Н. Мамона, Е.С.Сергеева, Е.М. Михайлова, Е.Л. Ерохина, Г.Т. Егораева.  – М: издательство «Экзамен», 2010.
  8. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Орфография. Пунктуация. – 3-е изд., испр. – М.: Айрис – пресс, 2002.
  9. Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ – 2008. Вступительные испытания: Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2007.Цыбулько И.П. ЕГЭ 2010. Русский язык: тренировочные задания/ И.П. Цыбулько, С.И. Львова, В.А. Коханова. – М.: Эксмо, 2009.

Будь умным!

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-30

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

;text-decoration:underline»>НОМЕР ВАРИАНТА ВЫБИРАЕТСЯ ПО ПОСЛЕДНИМ ДВУМ ЦИФРАМ НОМЕРА ЗАЧЕТНОЙ КНИЖКИ или ПО НОМЕРУ В СПИСКЕ ГРУППЫ (решает сама группа)

«>Теоретический вопрос «>( ;text-decoration:underline»>письменное изложение и устная защита «>). «>

«>Аргументация, виды аргументов

«>Практическая часть «>( ;text-decoration:underline»>письменное изложение «>).

«>Задание 1.Исправьте лексические ошибки

«>1. Отчет представляется в двух экземплярах. 2. Перед нами стал вопрос. 3.Планировка средств выполнения работ оказалась преждевременной. 4. В конце учебника предоставлен список рекомендательной литературы. 5. Земля надела землю снегом. 6. Скорые поезда укротили время прибытия пассажиров. 7. Студенты быстро освоили новый материал. 8. В новых кварталах города находятся самые высотные дома.9. (Регулируемая, регулировочная) система тормозных тяг и рычагов вышла из строя. 10. Она пришла в (цветном, цветастом, цветистом) платье. 11. (Командированному, командировочному) пришлось долго ждать оформления (командированных, командировочных) удостоверений. 12. Главное для писателя – (духовный, душевный) мир человека. 13. (Исполнительная, исполнительская) власть на местах должна активизировать свою работу. 14. (Конструктивные, конструкторские) предложения улучшили качество трансформатора. 15. Ревизорской службой установлен (непрерывистый, непрерывный) контроль маршрута.

«>Задание 2. Расставьте ударение в словах

«>Баловать, каталог, облегчить, ходатайствовать, заржаветь, завидно, плесневеть, вероисповедание, договор, августовский, буксировать, джинсовый, созвонимся, откупорить, красивее, обеспечение, оптовый, холеный, силос, столяр, щавель, мусоропровод, углубить, феномен, премировать, жалюзи

«>Задание 3. Запишите словами:

«>К 3567; без 2894; о 6347; над 54789; перед 77945

«>Задание 4. Образуйте форму мн.числа, обозначьте ударения в словах:

«>Джемпер, слесарь, доктор, бег, вензель, мастер, пекарь, ветер, сектор.

«>Задание 5. Найдите ошибки и исправьте предложения.

«>1. Приспособления, применяющиеся ранее, были весьма ненадёжными в эксплуатации. 2. Большую часть языка составляет общеупотребительная лексика, то есть употребляющаяся всеми говорящими. 3. Казалось, мы находимся не на электростанции, ежечасно пожиравшей сотни пыльного торфяного топлива, а в хирургическом кабинете. 4. Ничего другого, двигавшего бы дело вперёд, никто из участников совещания не предложил. 5. В таком же положении находились жители прибрежных районов, отрезанных наводнением и спасающихся на крышах домов, угрожающих в любой момент обвалом. 6. Представитель администрации заявил, что зерна, могущего быть отправленным на элеватор, имеется свыше 40 тонн. 7. Арестованный тревожился о семье, взятой под надзор полицией и которую он оставил без средств к существованию. 8. Краска на штукатурке пузырится, опалённая солнцем. 9. Смешанный дождь с сажей разводит смутную слякоть. 10. Островский показал в Катерине борющийся характер против отживших устоев. 11. В книге дана характеристика развитию самоуправления за последние десять лет. 12. Инициатором пресс-конференции стала шведская делегация. 13. Мать колдовала ужин на кухне.

Узнать стоимость написания работы —>

Материалы собраны группой SamZan и находятся в свободном доступе

Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов

Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов >>

Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов. ?. 1. Отчет представляется в двух экземплярах. 2. Перед нами стал вопрос. 3.Планировка средств выполнения работ оказалась преждевременной. 4. В конце учебника предоставлен список рекомендательной литературы. 5. Земля надела землю снегом. 6. Скорые поезда укротили время прибытия пассажиров. 7. Студенты быстро освоили новый материал. 8. В новых кварталах города находятся самые высотные дома.

Слайд 9 из презентации «Лексические нормы»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Лексические нормы.ppt» можно в zip-архиве размером 1382 КБ.

Значение слова

«Многозначные слова» — Алфавит. Слова однозначные и многозначные. Отгадай загадки. Диалог. Иголки. В море суши полоса называется «коса». Герб. Какой кистью нельзя рисовать. Словарный состав языка. Земля. Рукав. Рюкзак. Имена собственные. Многозначность слова. Линейка. Доброта. Сколько лексических значений имеет слово.

«Перифраз» — Контекстные (индивидуально-авторские). Сам человек так мал, слаб…незаметно исчезает… Разгадайте «загадку» И.Губермана. Общеупотребительные перифразы: Царь зверей – … Голубой экран – … С каким цветком сравнивает А.С.Пушкин героиню поэмы «Полтава»? Перифразы. Король футбола – … Общеязыковые. Рыжая плутовка – …

«Омонимы» — Будет вам по калачу, Да смотрите ж, не болтайте, А не то поколочу! КОМИЧЕСКАЯ опера Бомарше сразу понравилась зрителям. Великий поэт оставил нам в наследство замечательные образцы художественной речи. Различают контекстуальные антонимы. КОМИЧЕСКИЙ жест актера вызвал смех публики. Этот юноша способен на благородные ПОСТУПКИ.

«Однозначные и многозначные слова» — Часть предмета, за которую берутся рукой. Часть циркуля. кисть Часть руки. корень Подземная часть растения. Хорошее настроение. Назови каждый предмет. Несколько значений. Как будем работать? Подумайте! Опора, стойка мебели или какого-нибудь устройства. В тетради – правильно, аккуратно, красиво. Значение.

«Слова однозначные и многозначные» — Однозначные и многозначные слова. Терминологический диктант. У многозначного слова одно значение связано с другим по смыслу. Ответы: Лексикология Лексика 3) Лексическое значение 4) Толковый словарь. «Пометки на полях». Справочный материал. О каком явлении русского языка идет речь?

«Слова-антонимы» — Антоним. Определение антонимов. Диктант. Пословицы. Работа с текстом. Лексика. Слово – дело великое. Лексический диктант. Синоним и антоним. Антонимы.

Всего в теме «Значение слова» 26 презентаций

Найдите лексические ошибки, исправьте предложения?

Русский язык | 5 — 9 классы

Найдите лексические ошибки, исправьте предложения.

Объясните, в чем заключаются ошибки.

1) Речь его одинаково эффектно воздействовала на самые разные аудитории.

2) Отчет представляется в двух экземплярах.

3) Ясный ум и руководящие способности помогли молодому руководителю организовать большую организацию.

4) Многие граждане справедливо поняли, что государство уже не ставит целью заботу о каждом.

5) Он живет как кот в масле.

1. Речь его одинаково эффективно влияла на самые разные аудитории.

2. Отчет предоставляется в двух экземплярах.

3. Ясный ум и способности к руководству помогли молодому директору организовать большую компанию.

4. Многие граждане справедливо признали, что государство уже не ставит целью заботу о каждом.

5 не поняла, прошу прощения.

Найдите и исправьте лексическую ошибку инициатором и зачинателем движения является экономическая ассоциация?

Найдите и исправьте лексическую ошибку инициатором и зачинателем движения является экономическая ассоциация.

Найдите и исправьте лексическую ошибку?

Найдите и исправьте лексическую ошибку?

Инициатором и зачинателем движения является экономическая ассоциация.

Найдите и исправьте лексическую ошибку Участники творческой экспедиции рассказали о перспективах на будущее?

Найдите и исправьте лексическую ошибку Участники творческой экспедиции рассказали о перспективах на будущее.

Объясните, в чем заключается ошибка в предложении : По тротуару прохаживаются тинейджеры?

Объясните, в чем заключается ошибка в предложении : По тротуару прохаживаются тинейджеры.

Найдите и исправьте грамматическую ошибку : «Он уважает и заботится о своих родителях»?

Найдите и исправьте грамматическую ошибку : «Он уважает и заботится о своих родителях».

Найдите и Исправьте лексические ошибки, допущенные в некоторых предложениях : Ресторану требуется ученик повара на шашлык?

Найдите и Исправьте лексические ошибки, допущенные в некоторых предложениях : Ресторану требуется ученик повара на шашлык.

Исправьте ошибку в употреблении деепричастного оборота : Павке Корчагину многое становится ясно, слушая Жухрая?

Исправьте ошибку в употреблении деепричастного оборота : Павке Корчагину многое становится ясно, слушая Жухрая.

Найдите ошибку, связанные с употреблением однородных членов?

Найдите ошибку, связанные с употреблением однородных членов.

Запишите правильные предложения.

1. Спасённые моряками рыбаки были окружены вниманием, заботой и медицинской помощью.

Исправьте лексические ошибки, запишите правильный вариант?

Исправьте лексические ошибки, запишите правильный вариант.

Найдите и исправьте ошибки в предложениях?

Найдите и исправьте ошибки в предложениях.

Объясните, в чем состояла ошибка и какие изменения вы внесли.

А) он посоветовал журналисту .

Перед вами страница с вопросом Найдите лексические ошибки, исправьте предложения?, который относится к категории Русский язык. Уровень сложности соответствует учебной программе для учащихся 5 — 9 классов. Здесь вы найдете не только правильный ответ, но и сможете ознакомиться с вариантами пользователей, а также обсудить тему и выбрать подходящую версию. Если среди найденных ответов не окажется варианта, полностью раскрывающего тему, воспользуйтесь «умным поиском», который откроет все похожие ответы, или создайте собственный вопрос, нажав кнопку в верхней части страницы.

источники:

http://900igr.net/prezentacija/russkij-jazyk/leksicheskie-normy-192152/ispravte-rechevye-oshibki-svjazannye-s-upotrebleniem-paronimov-9.html

http://russkij-azyk.my-dict.ru/q/3289188_najdite-leksiceskie-osibki-ispravte-predlozenia/

Инфоурок


Русский язык

ТестыТесты по русскому языку по всем разделам .Конспект. 10-11 класс

  • Настоящий материал опубликован пользователем Локтева Наталья Николаевна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Автор материала

    Локтева Наталья Николаевна

    • На сайте: 7 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 23049
    • Всего материалов:

      5

Подарочные сертификаты

Новинка!

Выбрать сертификат

Поиск ответа

Всего найдено: 22

Уважаемые сотрудники сайта, здравствуйте. Подскажите, как правильно написать слово кве ст-в ыставка. С дефисом без пробелов или с пробелами.

Ответ справочной службы русского языка

Если соединяются два слова (а не слово и словосочетние), ставится дефис. Верно: кве ст-в ыставка.

Как правильно перенести слово — «осуществ-лять» или «осуществ-лять»? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Предложенный Вами вариант правилен. Также возможно: осу-ществлять, осуще-ствлять, осущес-твлять, осуще ст-в лять .

Как правильно перенести слово обстоятель-ство или обстоятель ст-в о?

Ответ справочной службы русского языка

Первый вариант лучше, поскольку он учитывает морфемное членение слова.

Здравствуйте! Как правильно пернести слово естественный? Естес-твенный или есте ст-в енный?

Ответ справочной службы русского языка

Скажите, пожалуйста, как можно переносить слово «здравствуйте»? Моя дочь, ученица 3 класса, перенесла так: ЗДРАВ-СТВУЙТЕ. А учительница исправила на: ЗДРАВ СТ-В УЙТЕ. Права ли она?

Ответ справочной службы русского языка

Вариант переноса, предложенный Вашей дочерью, вполне корректен.

Скажите, пожалуста, корректно ли выражение «гениальный виртуоз музыки» или предпочтительнее сказать «гениальный музыкант». Причем речь идет не о композиторе, а именно о гениальном исполнителе-баянисте.

Ответ справочной службы русского языка

Словосочетание гениальный виртуоз невозможно: слово виртуоз уже означает ‘человек, в совершенстве владеющий техникой своего искусства, своего дела’. А существительное музыкант не обязательно означает ‘композитор’; музыкант – это артист, играющий на музыкальном инструменте, а также вообще человек, занимающийся такой игрой. Поэтому корректны варианты: виртуоз, баяни ст-в иртуоз, гениальный музыкант.

В (А.И.Кузнецова, Т.Ф.Ефремова) «Словаре морфем русского языка» дано такое деление на морфемы слОва «меньшевиствующий»:
мен-ь-ш-ев-и ст-в у-ющ-ий,
где «мен» — корень, «ий» — окончание, остальные морфемы — суффиксы.

Верно ли такое деление? Так как суффикс «ву» больше нигде в Словаре не встречается. И нет ли здесь на самом деле наложения («аппликации») суффиксов -ист- и -ств- (с последующим суффиксом -у-)?

Если вышеприведенное деление не совсем верно, то как правильно разбить это слово на морфемы?

Ответ справочной службы русского языка

В «Морфемно-орфографическом словаре русского языка» А. Н. Тихонова приводится иной вариант деления на морфемы, который нам представляется более оправданным: меньш-ев-и-ств-у-ющ-ий .

Здравствуйте! Есть ли в правилах переноса пункт о нежелательности разрыва суффикса? На вашем сайте об этом не ничего нашла, только касательно приставки (при переносе слов с односложной приставкой, оканчивающейся на согласную и стоящей перед гласной (кроме ы), желательно приставку не разбивать переносом…) и корня (не следует оставлять в конце строки при приставке начальную часть корня, не составляющую слога .. и т. д.)… Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

О суффиксе в правилах переноса сказано: разбиваются переносом удвоенные согласные, образующие стык корня и суффикса ( рус-ский ; не допускается: ру-сский, русс-кий); группа неодинаковых согласных, образующих стык корня и суффикса, может быть разбита переносом любым образом ( дет-ство, детс-тво, дет ст-в о ).

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как правильно сделать перенос: соб-ствен-ный или соб ст-в ен-ный? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Оба варианта переноса возможны.

Буду очень благодарна, если вы ответите на мой вопрос. Как правильно писать (через дефис или тире) государство-член? 1. В настоящее время насчитывается 181 государство-член МВФ. 2. . стимулирование долгосрочного сбалансированного роста меж-дународной торговли, а также поддержание сбалансированного платеж-ного баланса путем международных инвестиций в развитие производ ст-в енных ресурсов государств-членов МБРР.

Ответ справочной службы русского языка

В обоих случаях следует писать тире (с пробелами).

Подскажите, пожалуйста, какой сейчас самый точный и самый обширный словарь переносов? И, в связи с этим, подскажите, правильно ли расставлены переносы: россий-ский, пун-кта, конст-рукция, взы-скание, конфи-скация, отражаю-щий, отсут ст-в ие, государ ст-в у, предоста-вляет, пра-ктика, испра-вления, по-зволит, сог-ласен, налогоп-лательщик, пос-ледствия, доп-латить, ус-танавливает, мини-стерство, устано-влено, ус-ловия, поэ-тому, признава-емые, пос-ледний, просое-диненный, ук-лонение, сог-ласен, проедста-вление, напра-вление, прида-вленный. Пожалуйста, не откажите. Очень нужно. С уважением,

Ответ справочной службы русского языка

В современной русской лексикографии нет такого жанра, как словарь переносов, но есть http://spravka.gramota.ru/pravila.html?perenos.htm [правила переносов].

правильный перенос слова «количество»

Ответ справочной службы русского языка

Верно: _ко-ли-че-ство_, _количес-тво_ или _количе ст-в о_.

Здравствуйте! Подскажите, можно ли так переносить: искус ст-в енный? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Нежелательно, поскольку перенос осуществляется не по границам морфем.

Как правильно переносить слово «удовольствие»? удоволь-ствие или удоволь ст-в ие?

Ответ справочной службы русского языка

можно ли в тексте перенести слова таким образом:способ ст-в овало, со-временник, посто-янно,публицистиче-скими, сплета-ющиеся,вы-сказывает, сего-дняшний, по-следних, про-изведений, башкир-ского, на-учно, выпу-скаемой,по-требности, со-временную. Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

помогите пожалуйста указать неправильные словосочетания. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании

1) — возрасти в глазах окружающих
— оказать вред
— озабочен здоровьем детей
— закоренелый преступник
— гениальный виртуоз музыки

2) — превратить мечту в жизнь
— предостеречь от опасности
— заведующий первого отдела
— взаимно уважать друг друга
— написать тему природы

вырасти в глазах окружающих
— нанести вред
— озабочен здоровьем детей
— закоренелый преступник
— виртуоз музыки
2) — воплотить мечту в жизнь
— предостеречь от опасности
— заведующий первым отделом
— уважать друг друга
— описать природу

Стремительно ползём: что вы знаете о лексической несочетаемости?

Если вы предпринимаете меры, уделяете значение и улучшаете свой уровень, вам стоит прочитать эту статью и избавиться наконец от речевых ошибок.

Посмотрите, пожалуйста, ролик и постарайтесь ответить на вопрос: что объединяет эти фрагменты?

Да, действительно, мы снова столкнулись с довольно распространенной речевой ошибкой — нарушением лексической сочетаемости слов.

Предпринять меры. Что не так с этим словосочетанием? Почему нельзя так говорить? Ведь мы же поняли суть зашифрованной в нем информации. Оказывается, этого недостаточно, чтобы считаться речевым явлением, не выходящим за границы языковой нормы. Мы же не должны переходить пешеходный переход во время красного сигнала светофора только потому, что в поле зрения нет ни одного автомобиля. В языке тоже есть свои чётко обозначенные нормы, которые не уступают по своей строгости правилам дорожного движения.

Слово предпринять сочетается со словами шаги, попытки. А слово меры требует постановки рядом глагола принять.

Предпринять шаги, принять меры — только в таких вариантах сочетание двух слов не противоречит нормам русского языка. В противном случае мы имеем дело с речевой ошибкой.

Лексическая сочетаемость — это способность слова употребляться вместе с другим словом в речевом отрезке. Давайте вместе познакомимся с этим языковым явлением поближе, а в конце вас, как обычно, ждёт тест на внимательность.

С первого взгляда может показаться, что закрепление той или иной нормы лексической сочетаемости происходит стихийно и не имеет логического объяснения. Особенно это касается синонимичных слов, как в нашем примере. На самом же деле этот единичный пример подтверждает очень интересную и важную мысль о том, что язык — это живая материя.

Читайте также :

Живёт себе слово в абстрактном языковом поле, а потом мы его вставляем в контекст, и с ним происходят удивительные метаморфозы: оно оживает и начинает проявлять свой характер и индивидуальные черты поведения, как любое живое существо.

Мы не зря сгруппировали ролики с ошибками по сходной тематике. Непростые взаимоотношения людей и животных, описанные в новостных текстах, вполне созвучны проблемам лексической сочетаемости некоторых слов в языковом потоке.

Ну не хотят некоторые слова стоять рядом в словосочетании или предложении, и ничего мы с ними не поделаем — язык учёл их пожелания и закрепил это как норму.

Потрясающе, правда? Вот и вынуждены мы все стараться учитывать эти «капризы», чтоб не прослыть невеждами.

Приведём примеры наиболее часто встречающихся ошибок:

играть значение, уделять значение иметь значение, уделять внимание
не имеет роли не играет роли
постигать навыки приобретать навыки
повысить кругозор расширить кругозор
поднять тост произнести тост, поднять бокал за…
дать поддержку оказать поддержку
одержать первенство одержать победу, завоевать первенство
пристально слушать внимательно слушать
быть в поле внимания быть в поле зрения
стремительно ползёт вверх/вниз стремительно поднимается/опускается
дешёвые цены низкие цены
оплатить штраф заплатить, выплатить штраф
повышение имиджа повышение престижа, формирование положительного имиджа
повысить выпуск продукции увеличить выпуск продукции
улучшить уровень благосостояния повысить уровень благосостояния
рост экономики рост экономических показателей
оказать заботу проявить заботу
улучшился уровень обслуживания улучшилось качество обслуживания
одержать поражение потерпеть поражение
приобрести уважение заслужить уважение
глубокая весна поздняя весна
оказать впечатление произвести впечатление

Откуда мы узнаем о способности слова к сочетаемости? В науке это называется валентность (от лат. valentia — сила, способность). Слово «карие», например, может сочетаться только с существительным «глаза», а «закадычным» может быть только друг.

Например, мы говорим: стадо коров, табун лошадей, отара овец, стая волков, караван верблюдов. Это слова с низкой валентностью. Почему можно сказать «глубокая осень», а вот «глубокая весна» — это уже ошибка? Причины уходят корнями в далёкое прошлое.

Вся информация о валентности, помимо лексического значения, заложена в каждом слове изначально. Фактически каждое слово в языке имеет свой запрограммированный индивидуальный код лексической сочетаемости. У одних слов способность к сочетаемости высокая, а у других — минимальная.

Носители языка считывают эту информацию интуитивно. Возраст и уровень речевой культуры всё дальше отдаляют нас от лексических ошибок. Это нарабатывается годами, именно поэтому работники СМИ должны пристально следить за своей речью, так как они в ответе за формирование и закрепление речевых норм у своих слушателей и зрителей.

В школьных сочинениях порой можно встретить такие «перлы»:

  • Катерина, женившись на Тихоне, стала несчастной девушкой.
  • Бородинская битва вскрыла то лучшее, что было в князе Андрее.
  • Из глаз Сони беззвучно текли слезы.
  • Уж топтался на одном месте: он не мог взлететь.
  • Любимые герои Толстого далеко не идеальны, они впадают в свои кризисы…

Кстати, нарушение лексической сочетаемости — это бич не только детей. Эта лингвистическая тонкость является буквально проклятьем для тех, кто изучает иностранные языки. Представляете, сколько должно пройти времени, чтобы иностранцу научиться тому, что проезд можно оплатить, а штраф — нет? Штраф можно уплатить.

Здесь мы столкнулись с паронимами. О них есть смысл подробно поговорить в следующей статье.

Если вы хотите наглядно увидеть, как иностранные студенты буквально тонут в лексических ошибках при написании сочинений и изложений на русском языке, советуем почитать работы ставшего уже по-настоящему легендарным вьетнамского студента Ли Вон Яна.

Нарушение лексической сочетаемости нередко объясняется объединением (контаминацией) похожих словосочетаний. Вот часто встречаемые пары:

  • удовлетворять требования — отвечать потребностям
  • беседа проведена — лекция прочитана
  • возместить ущерб — взыскать деньги, штраф
  • принять меры — предпринять шаги
  • повысить уровень — улучшить качество
  • приобрести известность — заслужить уважение
  • играть роль — иметь значение

Бывают ли случаи, когда семантическая или лексическая сочетаемость оправдана? Конечно. Любое исключение из правил в руках истинного мастера слова превращается в настоящую жемчужину. Оцените сами.

В романе «Золотой телёнок» авторы придумали чудесное выражение «резиновая мысль» для описания изобретения чиновника Полыхаева:

А в романе «12 стульев» Илья Ильф и Евгений Петров употребляют дивное по своей образности выражение «табунчик девушек»:

Лексическая сочетаемость слов играет особо важную роль в художественной речи. Как в прозаической, так и в поэтической. Изучая черновики рукописей, можно в этом убедиться наглядно. В 1961 году «Моснаучфильм» снял потрясающую документальную ленту под названием «Рукописи Пушкина». В ней наглядно продемонстрировано, как поэт при создании поэмы «Медный всадник» подбирал каждое слово.

Этот чёрно-белый фильм без какой-либо сложной анимации и спецэффектов позволяет буквально следить за рукой Александра Сергеевича. Именно при таком скрупулезном анализе становится очевидным, насколько важна лексическая сочетаемость слов в контексте художественного творчества.

Большие мастера художественного слова в состоянии расширить привычные границы сочетаемости, но работа эта поистине ювелирная, иначе есть большой риск скатиться до банальной речевой ошибки. Надо быть настоящим профессионалом, чтобы подобные эксперименты порождали яркие метафоры, неожиданные образы и выражали необходимую экспрессию.

В конце разговора по традиции проверим себя с помощью теста на внимательность и речевую грамотность. Посмотрите видео и попробуйте найти ошибки:

Если количество правильных ответов стремительно ползёт вверх увеличивается, значит, будем и дальше повышать расширять кругозор и говорить предметно о речевых ошибках.

источники:

http://sprashivalka.com/tqa/q/10026675

http://newtonew.com:81/lifehack/lexical-incompatibility

скрипач-виртуоз

скрипач-виртуоз

скрипач-виртуоз, скрипача-виртуоза

Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник. — М.: Русский язык.
.
1998.

Смотреть что такое «скрипач-виртуоз» в других словарях:

  • скрипач-виртуоз — сущ., кол во синонимов: 1 • виртуоз скрипач (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • скрипач-виртуоз — (2 м 2 м), Р. скрипача/ виртуо/за …   Орфографический словарь русского языка

  • скрипач-виртуоз — скрипа/ч вирту/оз, скрипача/ виртуо/за …   Слитно. Раздельно. Через дефис.

  • виртуоз-скрипач — сущ., кол во синонимов: 1 • скрипач виртуоз (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • виртуоз — а, м. 1) Исполнитель, преимущественно музыкант, мастерски владеющий техникой своего искусства. Скрипач виртуоз. Вторым номером выступил виртуоз балалаечник (Ильф и Петров). Синонимы: ма/стер 2) перен. Человек, достигший в каком л. деле высшей… …   Популярный словарь русского языка

  • скрипач — а; м. Музыкант, играющий на скрипке. Ансамбль скрипачей. Ресторанный с. Скрипач виртуоз. ◁ Скрипачка, и; мн. род. чек, дат. чкам; ж. Разг. Талантливая с …   Энциклопедический словарь

  • скрипач — а/; м. см. тж. скрипачка Музыкант, играющий на скрипке. Ансамбль скрипачей. Ресторанный скрипа/ч. Скрипач виртуоз …   Словарь многих выражений

  • ВИРТУОЗ — (франц. virtuose, от итал. virtuoso сильный, ловкий). Мастер, отлично знающий свое дело; преимущественно же это слово употребляется по отношению к лицу, играющему превосходно на музыкальном инструменте. Словарь иностранных слов, вошедших в состав …   Словарь иностранных слов русского языка

  • виртуоз-скрипач — виртуоз скрипач, виртуоза скрипача …   Орфографический словарь-справочник

  • Войку, Ион (скрипач) — Ион Войку Основная информация Дата рождения …   Википедия

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите эти материалы по теме:

  • Яндекс еда ошибка привязки карты
  • Виртуальная машина код ошибки 0x80004005
  • Винтовой компрессор ошибка c01
  • Виртуал бокс ошибка 0xc0000034
  • Винтовой компрессор airpol ошибка е42

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии