Выставка энергия ошибки

Игорь Самолет
Энергия ошибки

20 декабря 2019 — 2 февраля 2019

Стратегический партнер музея: Tele2
Куратор: Анна Зайцева

Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет новый проект выпускника Школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко Игоря Самолета «Энергия ошибки», в котором автор исследует проблему человеческих взаимоотношений, рассматривая их через социальный и цифровой фильтры.

Всем проектам художника присуща сложная драматургия: от комедийности до подлинного драматизма. Самолет трактует образ современного человека через его эмоциональную неустойчивость, показывая его уязвимость внутри гигантского цифрового пространства. Экранная культура диктует новые правила игры и алгоритмы межличностного взаимодействия: на смену «живому» человеческому общению пришли социальные сети и разнообразные чаты, интонации заменили эмодзи, а лица — маски в Снэпчат и Инстаграм.

Новая реальность требует нового визуального языка. Свои объекты Игорь Самолет называет «контент формы» — это скриншоты экрана телефона художника, включающие плей-листы, новости, переписки в мессенджерах, автопортреты с использованием Инстаграм- и Снэпчат- масок, посты в Фейсбук — все, что понравилось, зацепило, показалось важным. Автор показывает, как скриншот может стать своего рода «решающим моментом» — новой формой, новым жанром в фотографии.

Инсталляция из ткани и других легких материалов, на которые в виде скриншотов «нанизан» повседневный контент смартфона художника, символизирует эфемерность цифрового пространства, не имеющего физических параметров, из которого каждый из нас, тем не менее, «шьет себе виртуальную одежду».

Игорь Самолет относит себя к поколению художников «20:20» (двадцать-двадцать). Термин, отсылающий нас к традиции замечать и скринить сдвоенные цифры на часах телефона, одновременно загадывая желание, придумал он сам. Генерация художников, сформировавшихся в эпоху нейросетей, агрегаторов новостей и алгоритмов соцсетей, переосмысливает фундаментальные проблемы человеческого бытия: свободы, счастья, веры, самоидентификации в условиях цифровой реальности, а также моделирует возможные варианты ее развития, делая акцент на самых проблемных аспектах. Например, появлении безобидных с виду развлекательных приложений, незаметно собирающих персональные данные пользователей соцсетей наподобие «Старшего брата» из романа-антиутопии Джорджа Оруэлла «1984». В инсталляции Игоря Самолета тревожное ощущение внешнего присутствия визуализируется с помощью камер наблюдения, ставших одним из символов современной цивилизации. Их непрерывное подмигивание сообщает: «Большой брат следит за тобой!».

Помещая зрителя внутрь своего коммуникационного поля, автор заставляет задуматься о проблеме приватности в цифровую эпоху. Личные данные становятся товаром, а наши желания, вкусы и предпочтения — ценным материалом для маркетологов глобальных корпораций, анализирующих поисковые запросы и предлагающих услуги на любой вкус.

В отличие от традиций постмодернизма, скрывающего личность художника за набором цитат, проект Игоря Самолета «Энергия ошибки» максимально персонифицирован. В названии выставки художник раскрывает суть своего творческого метода: «Ошибка, влекущая несовершенство, персонализирует опыт и этим делает его интересным. Все мои ответы персонализированы, я вывожу свой повседневный опыт как главную точку опоры в создании своих работ… описывая свою реакцию, я описываю само время, в котором живу и обнаруживаю себя участником глобальных процессов».

Выставка, по сути, является дневником Игоря Самолета, развернутым в пространстве. На его страницах-скриншотах, подключая к дискуссии свой дружеский круг и зрителей, художник задается одним из главных вопросов, интересующем человечество во все времена: как быть счастливым в предложенных исторических обстоятельствах?

Эффект виртуального дневника многократно усиливается благодаря включенным в экспозицию реальным бумажным дневникам московского школьника Олега Черневского 1936—1937 годов из архива Международного общества «Мемориал», являющихся уникальным историческим свидетельством одного из самых трагических периодов советской истории. Подросток писал об арестах, громких процессах и расстрелах, коснувшихся и его семьи — отца Олега, Всеволода Черневского, арестовали 15 ноября 1937 года по обвинению в военном заговоре. Эти записи соседствуют в дневнике с рассказами о школьных успехах, друзьях-одноклассниках, покупках, походах в кино, праздновании нового года, переживаниях, связанных с первой влюбленностью — всем тем, что ежедневно наполняет жизнь любого человека и позволяет находить поводы для радости в самых тяжелых обстоятельствах.

________________________________

Игорь Самолет — российский художник, родился в 1984 году в Котласе, в 2013 году окончил Школу Родченко. 

Художник дважды проводил персональные выставки в Мультимедиа Арт Музее, Москва (куратор — Анна Зайцева), впоследствии с успехом показанные в Париже и Вене.

В 2019 году Игорь Самолет стал лауреатом престижной премии для молодых художников Credit Suisse и Cosmoscow. 

Участник грантовой программы Музея современного искусства «Гараж» (2018—2019; 2019—2020).

Благодарим Международный Мемориал за предоставление дневников Олега Черневского

Заметили, как виртуальное пространство стало определять нашу повседневность? Российский художник Игорь Самолет стал исследовать эту сферу, переехав из родного города Котласа (Архангельская область) в Москву, когда попал в новое информационное поле.

Он окончил Школу Родченко, дважды провёл персональные выставки в Мультимедиа Арт Музее под кураторством одной из влиятельных девушек в российском искусстве Анны Зайцевой. Впоследствии экспозиции побывали в Париже, Вене, Гамбурге и Афинах. С 2018 года он — участник грантовой программы Музея современного искусства «Гараж», а в 2019 — лауреат премии для молодых художников Credit Suisse и Cosmoscow.

До 2 февраля в МАММ проходит его выставка «Энергия ошибки», где художник рассматривает современную визуальную систему в сравнении с прошлыми формами и человеческие отношения через фильтры соцсетей.

Ты и раньше в своих работах использовал скриншоты переписок и фотографии, отправленные друзьям в социальных сетях («Не уверен, что вам это нужно, но вы должны знать, что я принимаю ванную в хвойном концентрате», «Санта-Барбара», серия 1721). В чем принципиальное отличие прошлых экспозиций от «Энергии ошибки»?

Изначально я занимался документальной фотографией. Затем стал рассматривать скриншот как продолжение работы с фотоизображением, обыгрывать эту тему при помощи разных объектов. В физическом мире нет аналога скриншота, и я хотел найти материал и параметры, которые бы убедительно переносили скриншот из цифрового пространства в физическое. Он стал частью моей визуальной системы. 

Для меня проекты, связанные с виртуальной реальностью — это цикл длиною в жизнь. Это форма, которая мне нравится. Во всех моих объектах важно изображение, а его не хочется сильно деформировать. Картинка подчиняет форму, а не наоборот.

Проект «Энергия ошибки» — продолжение этой идеи. Свои объекты я называю контент-формы, так как создаю их из своего повседневного контента. Хотя для меня до сих пор удивительно, что скриншот моего плейлиста может быть частью визуальной системы, что из него можно сделать образ. 

Почему ты решил изучать тему виртуального пространства?

Я искал визуальный ключ, близкий мне и времени. В итоге в основу легла экранная культура смартфона, которая технически появилась 20 лет назад. Со временем она переросла из гаджета для избранных в данность и повседневный ритуал. 

При этом смартфон сформировал свою собственную философию, а новые форматы коммуникаций (телеграмм-каналы, мессенджеры, сторис) стали влиять на социальные и политические процессы в стране. Эта культура стала неслучайной, она совершенно точно формирует нашу жизнь, коммуникацию и политику. Я начал обретать этот язык.

При этом смартфон сформировал свою собственную философию, а новые форматы коммуникаций стали влиять на социальные и политические процессы в стране

В экспозиции «Энергия ошибки» есть формат дневника. Девятиклассник Олег, писавший его в 1937 году, с которым я сравниваю свой виртуальный дневник, изливал мысли на лист тетрадки. Было бы странным, если бы через 83 года я делал бы то же самое. Ведь сегодня в повседневной жизни для ведения «дневника» я использую формат «сторис» в Инстаграме.  

До меня никто не рассматривал их как часть визуальной системы. Особое место занимают скриншоты сдвоенных цифр: видишь такое совпадение, скринишь и загадываешь желание. Переместив это в поле искусства, я был удивлён реакцией зрителя — оказалось, так делают многие. 

Получилось, что я обнаружил новую цифровую традицию, которая появилась, когда с рук исчезли механические часы, и мы стали смотреть время на экране телефона. Мы освободили свою память, и свободное пространство в нашей голове ушло на то, чтобы получить ещё больше информации. Это переместилось и в юридическое поле — скриншоты могут быть доказательством чего угодно.

Я обнаружил новую цифровую традицию, которая появилась,когда с рук исчезли механические часы, и мы стали смотреть время на экране телефона

Почему для сравнения ты выбрал именно дневник девятиклассника Олега?

Очень давно в интернете я нашел фотографию дневника Олега Черневского, он рисовал графики чувств к объекту обожания — девушке. Мне он запомнился, потому что тогда я увлекался идеями рационализации и математизации чувств. В процессе работы над проектом «Энергия ошибки» я вспомнил про дневник, и мне показалось органичным ввести его в смысловое поле работы. 

Дневник Олега находится в архиве Международного общества «Мемориал». Мы с куратором Аней Зайцевой приехали туда и посмотрели на дневник вживую, почитали его, обнаружили, что на главный вопрос, который звучит в моей работе: «Как быть счастливым в предложенных исторических обстоятельствах?», мы с Олегом отвечаем одинаково.

Каждый из нас находит счастье в мелочах даже в столь трагических обстоятельствах: отца Олега Всеволода арестовали по обвинению в военном заговоре, их семью выселяли, а Олег влюбляется, празднует новый год — иными словами, пытается быть счастливым.

Иногда нейросеть слишком навязчиво предлагает тебе контакты людей, о которых тебе, может, и не хотелось бы знать

В своей работе ты отражаешь «уязвимость человека внутри гигантского цифрового пространства» (кураторский текст), отсылая зрителя к роману Джорджа Оруэлла «1984». А в чем проявляется эта уязвимость? 

Мы живем в новых предложенных цифровых обстоятельствах, и нам приходится контролировать свой контент, правильно им распоряжаться. Наши личные данные, которые мы доверяем различным сайтам и ресурсам, классифицируют нейросети. Затем эта информация продается рекламным компаниям, которые используют её в таргетированной рекламе. 

Кроме того, искусственный интеллект присутствует прямо в наших смартфонах, он подслушивает наши разговоры и потом, когда мы заходим в Инстаграм что-то посмотреть, предлагает нам то, о чём мы говорили пять минут назад. Возникает ощущение неуютной прозрачности. Иногда нейросеть слишком навязчиво предлагает тебе контакты людей, о которых тебе, может, и не хотелось бы знать. 

Для меня ярким примером различия в юридическом устройстве виртуального пространства является Фейсбук и ВКонтакте. В американской социальной сети — мощный цензурный аппарат, который проявляется на стадии публикации. Фейсбук предельно чувствителен к скандалам и бюрократичен. С ВКонтакте же все наоборот — мы можем найти контент за гранью, такие видео и фотографии, которые повергнут нас в шок.

И в этом принципиальная разница в подходах — в первом случае с тобой договариваются уже заранее и не дают опубликовать запрещённое, а во втором санкционируют по желанию. Так и со всем интернетом в России. Изначально нам разрешают всё, но в какой-то момент внезапно придираются к чему-то конкретному, и дело нередко доходит до суда и срока. 

Как восприятие скриншотов для тебя отличается в жизни (в МАММе) и в ленте профиля в Инстаграме?

Они обретают в прямом и переносном смысле вес. Перевод в материал делает выбор более осмысленным, ты более внимательно всматриваешься в свой контент — анализируешь его и обнаруживаешь смысловые точки, в, казалось бы, беспорядочном потоке.

Я сравниваю и уравниваю мусорный контент в виртуальном мире, который представляет собой множество постов, и реальный физический мусор, который остается после нас

На твоих фотографиях часто появляются штрихи и подписи белым цветом. Какой дополнительный смысл эти «белые линии» вносят в реальность фотографии?

Это происходит автоматически, у меня нет долгих размышлений на тему концепции. Я использую стандартное приложение на телефоне, технология довольно простая. Все началось с эскизов: сначала я что-то изображал на бумаге, а потом фотографировал. Затем я вдруг понял, что могу делать эскизы прямо поверх фотографии в своём смартфоне. Пока еду домой в метро, штрихую. Штрих помогает по-новому пережить момент, пока эмоции еще не остыли.

Иногда получается из не совсем удачной фотографии сделать какой-то образ: композиционно его исправить, убрать лишнее и сфокусировать внимание на главном. 

Часть твоих инсталляций состоит из мусора: продукты ежедневного пользования от бутылки вина до зарядки для телефона и использованной бумаги. Как правильно интерпретировать эти работы?

Это метафора. Я сравниваю и уравниваю мусорный контент в виртуальном мире, который представляет собой множество постов, и реальный физический мусор, который остается после нас. Отходы — это часть нашего существования, доказательство того, что мы были в этом мире. Контент — тоже доказательство, он уже никуда из интернета не исчезнет. 

Много кто не удаляет аккаунты умерших людей, они представляют собой цифровой след. Фейсбук даже может передавать аккаунты по наследству семье умершего человека.

Некоторое время я следил за одной художницей в Инстаграме, она размещала там свои рисунки, несколько странные, вроде веселые, но с грустинкой. В какой-то день она опубликовала картинку «Конец». Я тогда задался вопросом: «Что — конец? Почему — конец?» Оказалось, что она знала, что скоро умрет. Её не стало на следующий день после того поста. Сейчас её аккаунт можно сравнить с мемориалом.

Один из твоих постов в Фейсбуке, представленный в виде части экспозиции: «Выбираю комод, а параллельно Сирия, ракеты, хим.атака». Не кажется ли тебе, что в социуме сегодня развился «синдром сопереживания» – мы переживаем за то, что к нам в принципе не относится? Например, пожар в Нотр-Дам-де-Пари.

Да, информации стало действительно очень много. Но эмпатии со стороны тех, кто потребляет её, теперь меньше. Если впитывать всё вокруг, можно сойти с ума. Некоторые мои друзья отказались от новостей, они не смогли выработать для себя щадящий механизм восприятия информации. Пример с Норт-Дамом для меня — удачный медиа-эффект. Мы сильнее переживаем за то, чего больше в медиа пространстве. 

До пожара в Париже произошел другой – сгорела деревянная церковь XVIII века, Успения Пресвятой Богородицы в Кондопоге, образец русского зодчества. Реакция на этот пожар и на пожар в Соборе Парижской Богоматери несравнимы. Я выбираю комод в Москве, попутно наблюдая за тем, что происходит в мире.

Соотношение мирного и агрессивного происходит в одну секунду, но в разных физических точках. Меня всегда удивляет одновременность самых разных событий. 

На одном из плакатов на твоей «стене скриншотов» значится фотография с митинга за свободный интернет, на ней написано «Интернет — наш единственный шанс». Как ты понимаешь эту фразу? 

Интернет и смартфоны всех уравняли. Например, музыкальная карьера сейчас легко начинается на Ютубе и в Инстаграме, можно обойтись без продюсеров и ТВ-эфиров. Появилась разветвлённая горизонтальная структура коммуникаций — чаты, сторис, телеграм-каналы. Для нашей страны, существующей по принципу вертикалей, последние сто лет — явление неожиданное. 

Государство задается вопросом «А что с этим всем делать?». Вдруг граждане начали общаться друг с другом в сети. Власть хочет максимально приблизить это общение к себе, быть в этом поле и присматривать за его участниками. То, за чем нельзя присматривать, блокируется.

Должен ли художник говорить о политике? Отражать её в своем творчестве?

Это вопрос выбора. До приезда в Москву я говорил на совершенно другие темы, например, время и пространство. У меня есть северный цикл работ про бессмертие, горы и природу. Но сейчас я работаю с цифровой повседневностью, поэтому пройти мимо новостного поля — сложно, это часть ландшафта.

В какой-то момент оказалось, что у меня появилась ответственность за общественно-политическую часть своей жизни

Судя по твоим работам (например, круг с открытыми вкладками на телефоне) ты пристально следишь за общественно-политической повесткой в нашей стране и в мире: рейтинг Путина, явка на выборах в Мосгордуму, реновация, Трамп, Родченков…

Да, я переехал в Москву семь лет назад и сразу попал в информационное поле, игнорировать которое невозможно. Идешь по улице на работу и становишься свидетелем акций и митингов. Постепенно я начал больше разбираться в политической и социальной повестке.

Еще я довольно быстро понял, что мне нужно научиться разделять источники информации на те, кому можно доверять и те, кому нет — обрел медиаграмотность. Перестал смотреть видео, потому что, на мой взгляд, это самый мощный инструмент манипуляции: картинка, монтаж, голос диктора. Читаю в основном тексты. 

За то время, пока я живу в Москве, здесь появилось большое количество осознанных граждан. У тебя вдруг появляется ответственность. Первое время я не думал об этом, не голосовал, мне было все равно. Я был художником, который рисовал стога сена в тумане. Но в какой-то момент оказалось, что у меня появилась ответственность за общественно-политическую часть своей жизни. 

Ты говоришь только про Москву?

Не только. В моем родном городе Котласе долгое время проходили протесты в поселке Шиес. Казалось бы, небольшое место, что там может происходить. Вдруг возникает социальный протест против мусора, на улицу выходят местные жители. Даже в маленьких городках может возникнуть ответственность, потребность быть «качественным» гражданином. Жители понимают, что им что-то должны за налоги, которые они платят.

Автор: Владислав Арапов

15.2Анастасия Нефедова. Обзор выставки Игоря Самолета «Энергия ошибки» в МАММ, или как не скатиться в уготовленную художником «серотониновую яму»

……… В Мультимедиа Арт Музее прошла выставка Игоря Самолета «Энергия ошибки», ставшая итогом размышлений художника на тему человеческих взаимоотношений, интернет коммуникаций и восприятия повседневности.

……… Экспозицию можно условно разделить на две части: входную группу, занявшую большую часть пространства с мягкими инсталляциями-принтами из цифрового архива самого художника, и на документальную часть, разместившуюся в небольшом коридоре, с записями из дневников школьника 1930-ых годов Олега Черневского, предоставленные Международным Мемориалом.

……… Первое, что бросается в глаза, когда попадаешь в пространство Самолета — нарочитая насыщенность объектами, захватившими всё пространство 7-ого этажа МАММ. Подобно вирусу энергия художника распространилась на пол, стены, потолок и даже экран проектора. От пола до потолка спускаются ряды мягких подушек, имитирующих экраны смартфонов со скриншотами переписок, фотографий, мемов. На них же напечатаны и другие картинки: фотографии голов художника, ядерные бомбы, автомобильные шины. Отдельно в углу разбросаны уменьшенные репродукции таких же мягких экраноподобных и, судя по ажиотажу посетителей выставки, фотогеничных предметов. По окончанию посещения посетители становятся обладателями множества ярких и веселых кадров, занимающих память персональных устройств. Вопрос о двусмысленности и непрозрачности интернета, которой не раз в рассуждениях о своей художественной практике поднимает художник, остается незатронутым вопреки озвученным интенциям.

Вид экспозиции Игоря Самолета «Энергия ошибки». 2019

……… На большой тканевой шине разместились принты открытых интернет вкладок, на них можно прочесть следующие заголовки: Россия «догнала» США и Германию по торпедам/ Росфинмониторинг. Перечень террористов и экстремистов/ МВД раскрыли тайну пропавших денег, сбежавшей кассирши из Башкирии. В 1966 году Джон Перри Барлоу, автор «Декларации независимости киберпространства», провозгласил эмансипоторную силу интернета от довлеющих диспозитивов власти. Уже тогда многие критично восприняли возникшую свободу, рекомендуя задуматься о том, кем эта свобода была дарована и к чему это может привести. Игрушечность объектов Игоря Самолета проглатывает искаженность и коррумпированность информации, получаемой ежедневно из средств массовой информации. Располагая рядом ироничные заголовки со «сбежавшей кассиршей» и «перечнем террористов», художник нивелирует разницу между конспирируемой властью и корпорациями информацией и псевдосмешными новостями, замещающими ответ на вопрос о более глобальных коррупционных махинациях. В таком контексте сами произведения Самолета становятся непрозрачными по своему посылу. Множественные вкладки размещенные по кругу колеса, сливаются в один единый поток, но это не есть движение вглубь в борьбе за доступ к свободному «потоку информации» (в том смысле, в котором пишет об интернете Борис Гройс), а скорее скольжение по поверхности с возможностью сорваться в троллинг зрителя, которому здесь же напротив уготована «серотониновая яма».

Вид экспозиции Игоря Самолета «Энергия ошибки». 2019

……… Вдохновленные фильмом «Доктор Стрейнджлав, или как я перестал бояться и полюбил бомбу» [1] художник и его друзья создают продукт коллективного шитья — инсталляцию из матерчатых атомных бомб «Взаимные обвинения», свисающих с потолка подобно пиньяте, но, увы, без конфетного содержимого. Коллективный процесс вышивания обостряет декоративность происходящего, лишая дихотомии понятие войны (о которой, например, можно говорить в серии работ Марты Рослер «Война дома, уютная квартира», 1967—1972, создающей ощущение шаткости мирного и военного положений и их, несмотря на парадоксальность, постоянного взаимопроникновения и единовременного соприсутствия). У Игоря Самолета потенциальная множественность нейтрализуется за счёт игрового сшивания иронического и критического. Возникающий разрыв между видимым и реальным в работах Марты Рослер, обличает действительность, а именно ужасы Вьетнамской войны, скрывающиеся за мнимым домашним комфортом, в то время как в рукодельных бомбах Самолета видна лишь игрушечная оболочка.

Вид экспозиции Игоря Самолета «Энергия ошибки». 2019

……… На этом любовь художника к кинематографу не заканчивается. В центре зала стоит мягкий тканевый торт. В него воткнуты вместо свеч цифры: 1,9,8,4. Отсылка к роману «Оруэлла» и году рождения Игоря Самолета. Имплицитные темы слежки и тотального контроля власти, заложенные в сюжете фильма, обезвреживаются в объектном воплощении художника, обходя стороной вопросы размещения выставки в конкретной музейной институции с учетом интерпретаций и дальнейшей циркуляции образов в рамках существующего политического и экономического дискурса. Перед зрителем остается декоративный десерт, а на первый план выходит главный протагонист выставки — Игорь Самолет. В пространство скомпонованных фотографий, переписок, новостей художник встраивает эстетический опыт прохождения через алгоритмы памяти, но уже не его собственной, а карты памяти мобильного телефона, открытых вкладок интернет-браузера, и прочих материальных объектов из личного пользования автора, которые маркируют отсутствие физического присутствия автора, явно пытающегося зацепиться за эмпирическую связь между случившимися на снимках событиями и сопричастием с ними. Практически не выставляя своих фотографий, художник использует метод повествования, где главный герой он сам. Подобно пользовательскому профилю в интернете мы сталкиваемся с «информационным дизайном» [2] идентичности автора, выражающего свою приверженность и принадлежность к определенным типами общностей либо отрицающего их. Так мы узнаем литературные предпочтения художника по корешкам разбросанных книг, ассортимент выпитых художником либо его друзьями напитков, и можем составить примерное представление об активности Самолета в социальных сетях. Видение Игоря Самолета тотально и всепоглощающе растекается на всю экспозицию, диктуя свой угол зрения, субъективируя не только личный опыт, но вбирая и апроприируя опыт другого героя, чья история представлена на выставке.

Вид экспозиции Игоря Самолета «Энергия ошибки». 2019

……… Фантасмагоричность информационных потоков и самоидентификация субъекта в ней стала хорошо разработанной темой в современной искусстве. В противовес суггестивному подходу Игоря Самолета, не пытающемуся замаскировать свою учреждающую роль, работает американский видеохудожник Райан Трекартен. В своих видеоработах он перевоплощается для создания персонажей, в которых угадываются реальные герои и гиперболизированные персонажи с неопределенной идентичностью, но это история не о Трекартене, а о хаотичном потоке бесформенного вокруг нас, где стираются грани между игровым и реальным, фантастическим и банальным. В случае Игоря Самолета инверсии не происходит, художник на визуальном уровне закрепляет императивы интернета, приумножая количество напечатанных скриншотов переписок, не пытаясь прорвать аффирмативные шаблоны.

……… В последнем зале экспозиции, Игорь Самолет сосредоточил записи из дневников Олега Черневского 1936—1937 года, мальчика, писавшего о школе, своих увлечениях, а также расстрелах и допросах, коснувшихся его семьи. Сталкиваясь с интроспективной переинтерпретацией истории в пространстве выставки на фоне игривых инсталляций художника, дневник оставляет ощущение подброшенности в атмосфере «пост-праздника» [3] , от чего становится совсем не смешно. Делая акцент на схожести описанных автором дневника переживаний с переживаниями заурядного современного ребенка, художник нивелирует незаурядность драматических событий истории людей, живших во времена «Большого террора». Даже архивные материалы у Самолета, проходя обработку по принципу интернета, утрачивают первостепенное значение хранения памяти и воспоминаний, модифицируясь под нужды пользователя в рамках заданного повествования. Художник упраздняет фрагменты истории мальчика, в которых помимо искренних и наивных детских переживаний, присутствует история о шифровке, на первый взгляд, безобидной информации о распорядке дня, но в тоже время являющейся олицетворением сложившегося настроения в обществе, где любая информация могла быть искажена и использована в доносе против обвиняемого. На примере дневников Олега Черневского виден эффект редукционного деформирования взятого сюжета в целях авторской задумки.

……… Репортажная съемка, с которой Игорь Самолет начинал свою художественную деятельность, лишена откровенного оценочного взгляда, в то время как инсталляция «Энергии ошибки» очень четко очерчивает взгляд художника. Скриншоты с записями «Горит Сибирь, а мы чуть задерживаем» служат индикатором невозможности действия в сложившейся ситуации, и все что нам остается, судя по реакции художника, это делать скриншоты повторяющихся во времени цифр на экране телефона и загадывать желания. Вспоминая уорхоловские катастрофы, Игоря Самолета можно назвать не художником пост-интернета, а поп-интернета, апроприирующего продукты манипуляции в массовой культуре: фейсбук страницы, инстаграм профили, экраны айфонов. Коллекционируя хаотично разбросанные послания интернета вперемешку с личными фотографиями, художник не препятствует ускользанию смыслов, давая волю пассивному наблюдателю, чувствовать ложное спокойствие внутри своего аттракциона, пытающегося оттянуть момент забвения художественного праксиса, и в этом, безусловно, чувствуется «ошибка», заявленная в названии выставки. Пытаясь балансировать между ироническим взглядом и потоком злободневных вопросов, между документацией личного и инсталлированием артефактов в пространстве музея, Игорь Самолет оккупируют воображение, заставляя посетителя выставки следовать калейдоскопу авторского досуга в просторах интернета от одной вкладки к другой. Декларируя «занятие искусством» [4] в неолибиральном понимании за счет соединения личного, публичного и труда в единый продукт потребления для арт-индустрии, художник производит побочный эффект — нарциссизм и абсолютное доминирование субъективного взгляда.

Примечания:1 Сайт Игоря Самолета // доступно по ссылке.

2 Гройс, Б. В потоке / Б. Гройс. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2016 – С.190-195.

3 Сайт МАММ. Выставка «ИГОРЬ САМОЛЕТ. ЭНЕРГИЯ ОШИБКИ»,2019 // доступно по ссылке.

4 Гройс, Б. Политика поэтики / Б. Гройс – М. : Ад Маргинем Пресс, 2013 – С.365-368.

Энергия ошибки Игоря Самолета в МАММ

20 декабря 2019

В МАММ открылась фееричная выставка Игоря Самолета, одного из самых талантливых выпускников школы Родченко. Живая, пульсирующая, будоражащая «Энергия ошибки». Верхний зал музея заполнен пестрыми объектами причудливых форм, выполненных как будто бы из подручных материалов — картон, поролон, одежда, предметы быта, мусор.

Дальняя стена зала от пола до потолка заполнена залихватскими принтами со скриншотами экрана смартфона художника. Многие принты поверх основного изображения разрисованы экспрессивной графикой. От стены исходит энергия невероятной животворящей силы. Подумалось, что она напоминает иконостас.

Подтверждением этой догадки служит небольшая комната, вход в которую расположен под «иконостасом», подобно Царским вратам, ведущим в алтарь. Внутри – видеопроекция статичного фрагмента леса или сада, омываемого дождем. Картинка хотя и живая, но бесконечно унылая. Из «алтаря» хочется побыстрее сбежать обратно в грустно-веселую, безбашенную, зато полную жизненной энергии «ошибку». Зрители в дождливом лесу и не задерживаются, однако основной зал переполнен, чего нельзя сказать про расположенную этажом ниже роскошную выставку нашего классика Франциско Инфанте.


Снимки сделаны iPhone 11 Pro Max

Всем проектам Игоря Самолета присуща сложная драматургия: от комедийности до подлинного драматизма. Самолет трактует образ современного человека через его эмоциональную неустойчивость, показывая его уязвимость внутри гигантского цифрового пространства. В новом проекте автор исследует проблему человеческих взаимоотношений, рассматривая их через социальный и цифровой фильтры.

Новая реальность требует нового визуального языка. Свои объекты Игорь Самолет называет «контент формы» — это скриншоты экрана телефона художника. Автор показывает, как скриншот может стать своего рода решающим моментом — новой формой, новым жанром в фотографии. Выставка, по сути, является дневником Игоря Самолета, развернутым в пространстве. На его страницах-скриншотах, подключая к дискуссии свой дружеский круг и зрителей, художник задается одним из главных вопросов, интересующем человечество во все времена: как быть счастливым в предложенных исторических обстоятельствах?

Эффект виртуального дневника многократно усиливается благодаря включенным в экспозицию реальным бумажным дневникам московского школьника Олега Черневского из архива Международного общества «Мемориал», являющихся уникальным историческим свидетельством одного из самых трагических периодов советской истории. Подросток писал об арестах, громких процессах и расстрелах, коснувшихся и его семьи: отца Олега, Всеволода Черневского, арестовали 15 ноября 1937 года по обвинению в военном заговоре. Эти записи соседствуют в дневнике с рассказами о школьных успехах, друзьях-одноклассниках, покупках, походах в кино, праздновании нового года, переживаниях, связанных с первой влюбленностью — всем тем, что ежедневно наполняет жизнь любого человека и позволяет находить поводы для радости в самых тяжелых обстоятельствах.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Высоцкий ошибка диагноза
  • Выдает код ошибки 43 на ноутбуке
  • Всплывает окно об ошибке xiaomi
  • Высоцкий ошибка вышла о чем песня
  • Всп4 2000 ошибки