Wine ошибка сегментирования


0

0

Вообщем с недавних пор wine стал выдавать такое:

# wine
Ошибка сегментирования

Версия вайна:

# emerge -pv wine

These are the packages that would be merged, in order:

Calculating dependencies ... done!
[ebuild    R ] app-emulation/wine-0.9.24 USE="X alsa cups gif hal jpeg ncurses opengl oss xml -arts -dbus -debug -esd -glut -jack -lcms -ldap -nas -scanner" 0 kB

Total: 1 package (1 upgrade), Size of downloads: 0 kB

В чем может причина?!
Есть предположение что причина в этом:

# strace wine
execve("/usr/bin/wine", ["wine"], [/* 63 vars */]) = 0
brk(0)                                  = 0x804b000
mmap2(NULL, 4096, PROT_READ|PROT_WRITE, MAP_PRIVATE|MAP_ANONYMOUS, -1, 0) = 0x40001000
readlink("/proc/self/exe", "/usr/bin/wine", 4096) = 13
access("/etc/ld.so.preload", R_OK)      = -1 ENOENT (No such file or directory)
open("/usr/bin/../lib/tls/i686/sse2/libwine.so.1", O_RDONLY) = -1 ENOENT (No such file or directory)
stat64("/usr/bin/../lib/tls/i686/sse2", 0xbfca0314) = -1 ENOENT (No such file or directory)
open("/usr/bin/../lib/tls/i686/libwine.so.1", O_RDONLY) = -1 ENOENT (No such file or directory)
stat64("/usr/bin/../lib/tls/i686", 0xbfca0314) = -1 ENOENT (No such file or directory)
open("/usr/bin/../lib/tls/sse2/libwine.so.1", O_RDONLY) = -1 ENOENT (No such file or directory)
stat64("/usr/bin/../lib/tls/sse2", 0xbfca0314) = -1 ENOENT (No such file or directory)
open("/usr/bin/../lib/tls/libwine.so.1", O_RDONLY) = -1 ENOENT (No such file or directory)
stat64("/usr/bin/../lib/tls", 0xbfca0314) = -1 ENOENT (No such file or directory)
open("/usr/bin/../lib/i686/sse2/libwine.so.1", O_RDONLY) = -1 ENOENT (No such file or directory)
stat64("/usr/bin/../lib/i686/sse2", 0xbfca0314) = -1 ENOENT (No such file or directory)
open("/usr/bin/../lib/i686/libwine.so.1", O_RDONLY) = -1 ENOENT (No such file or directory)
stat64("/usr/bin/../lib/i686", 0xbfca0314) = -1 ENOENT (No such file or directory)
open("/usr/bin/../lib/sse2/libwine.so.1", O_RDONLY) = -1 ENOENT (No such file or directory)
stat64("/usr/bin/../lib/sse2", 0xbfca0314) = -1 ENOENT (No such file or directory)

Заранее спасибо!!!
  • Печать

Страницы: [1]   Вниз

Тема: Wine Ошибка сегментирования  (Прочитано 1661 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн
vitalinya

Господа, Ubuntu 16.04.1
Возникла необходимость обновить свой Teamviewer, тк не мог подконнектиться из-за старой версии. После обновления понял что teamviewer вовсе не отзывается — все поиски привели к wine — выдает ошибку сегментирования. Попробовал переустановку wine — не помогло. Теперь даже определить версию wine является проблемой тк пишет

~$ wine -version
Ошибка сегментирования
syslog пишет:

Feb 19 23:35:54 localhost kernel: [  898.042031] wine[10464]: segfault at fffe8170 ip 00000000fffe8170 sp 00000000fffe805c error 15
wine версии 1.6 если не ошибаюсь. Ранее все работало. Гугления пока не помогли.

« Последнее редактирование: 19 Февраля 2017, 23:36:39 от vitalinya »


Оффлайн
bezbo

У teamviewer своя библиотека wine, поэтому дополнительно ничего ставить не надо.

docs


Оффлайн
vitalinya

Значит у меня одинаковые проблемы с teamviewer и wine:

~$ teamviewer

Init...
CheckCPU: SSE2 support: yes
XRandRWait: No value set. Using default.
XRandRWait: Started by user.
Checking setup...
/opt/teamviewer/tv_bin/script/tvw_exec_legacy: строка 4: 21337 Ошибка сегментирования                   ( UnlockStartup; exec "$TV_BIN_DIR/wine/bin/wineserver" )
/opt/teamviewer/tv_bin/script/tvw_profile_legacy: строка 120: 21339 Ошибка сегментирования                   wine regedit "$tweakfile"


Morisson

vitalinya, у тебя проблемы с тимвьювер и вайн, который идет с тимвьювер прицепом. Ибо первый запускается в вайн-контейнере


Morisson

С системным вайном все в порядке, если он есть.


Оффлайн
vitalinya

Morisson, bezbo,
Вы правы у них свои отдельные библиотеки и бинарники.
Но все же проблема оставалась идентичная. Также я заметил что перестал работать skype. Все эти три приложения связывало то что они работают на i386 архитектуре. Поэтому мои действия были следующими:

sudo apt-get purge *:i386
sudo dpkg --remove-architecture i386
sudo reboot
После перезагрузки:

sudo dpkg --add-architecture i386
sudo apt-get update
sudo apt-get upgrade

После установил wine, teamviewer и skype. Проблема исчезла.


  • Печать

Страницы: [1]   Вверх

Модератор: Модераторы разделов

Аватара пользователя

rain_99

Сообщения: 959
ОС: Debian

Wine Ничего нового не запускается

Всем доброго времени суток. Значит есть система мандрива фрии 2008.

Установил Крайсис — выкидывает ошибку сегментирования., ладно — установил Фаркрай, тоже самое чудо. На вайне 0,9,54 из 10 запусков Фаркрая, 3 раза он стартовал, 7 раз зависал, а счас пишет

Код: Выделить всё

$ wine /home/rain/.wine/drive_c/Program Files/Buka/Far Cry/Bin32/FarCry.exe
Ошибка сегментирования

Что делать и куда копать? Контра 1,6 работает отлично — только подънадоела уже

…Все в наших руках…

Hoblin

Модератор
Сообщения: 1442
Статус: Etersoft team
ОС: ALT Linux

Re: Wine Ничего нового не запускается

Сообщение

Hoblin » 29.03.2008 17:38

rain_99 писал(а): ↑

29.03.2008 17:33

Установил Крайсис — выкидывает ошибку сегментирования., ладно — установил Фаркрай, тоже самое чудо

Ошибка характерна именно для игровых движков? Остальные программы работают нормально?
Вообще, ошибка сегментирования обычно либо есть, либо её нет, и зависит от glibc и установленных wine-пакетов. А так, чтобы выборочно — в первый раз вижу.

P.S. Может быть, если другие программы работают, поедем в «игры»?

Аватара пользователя

rain_99

Сообщения: 959
ОС: Debian

Re: Wine Ничего нового не запускается

Сообщение

rain_99 » 30.03.2008 21:13

Код: Выделить всё

[rain@rainland ~]$ cd /home/rain/.wine/drive_c/Buka/FarCry/Bin32/
[rain@rainland Bin32]$ wine FarCry.exe
Ошибка сегментирования

вообщем вот

причем остальные программы и игры работают на 5 с +
1) контра 1,6, контра промод и соурс
2) Дубль Гис (бесплатная карта города)
3)для прикола оперу под вайном поставил —

…Все в наших руках…

Аватара пользователя

altwazar

Сообщения: 427
Статус: Zz
ОС: Calculate

Re: Wine Ничего нового не запускается

Сообщение

altwazar » 03.04.2008 13:35

rain_99 писал(а): ↑

29.03.2008 17:33

Всем доброго времени суток. Значит есть система мандрива фрии 2008.
Установил Крайсис — выкидывает ошибку сегментирования., ладно — установил Фаркрай, тоже самое чудо. На вайне 0,9,54 из 10 запусков Фаркрая, 3 раза он стартовал, 7 раз зависал, а счас пишет

Попробовать игрушки от другой конторы :) Если глянуть в appdb.winehq.org, то с кризисом и краем у многих такие проблемы. Для far cry вроде бы был еще установщик от loki, можно попробовать его. Сам не пробовал, эти игры меня не очень впечатлили.

Не всегда программы в Linux запускаются как положено. Иногда, в силу разных причин программа вместо нормальной работы выдает ошибку. Но нам не нужна ошибка, нам нужна программа, вернее, та функция, которую она должна выполнять. Сегодня мы поговорим об одной из самых серьезных и непонятных ошибок. Это ошибка сегментации Ubuntu. Если такая ошибка происходит только один раз, то на нее можно не обращать внимания, но если это регулярное явление нужно что-то делать.

Конечно, случается эта проблема не только в Ubuntu, а во всех Linux дистрибутивах, поэтому наша инструкция будет актуальна для них тоже. Но сосредоточимся мы в основном на Ubuntu. Рассмотрим что такое ошибка сегментирования linux, почему она возникает, а также как с этим бороться и что делать.

Что такое ошибка сегментации?

Ошибка сегментации, Segmentation fault, или Segfault, или SIGSEGV в Ubuntu и других Unix подобных дистрибутивах, означает ошибку работы с памятью. Когда вы получаете эту ошибку, это значит, что срабатывает системный механизм защиты памяти, потому что программа попыталась получить доступ или записать данные в ту часть памяти, к которой у нее нет прав обращаться.

Чтобы понять почему так происходит, давайте рассмотрим как устроена работа с памятью в Linux, я попытаюсь все упростить, но приблизительно так оно и работает.

Допустим, в вашей системе есть 6 Гигабайт оперативной памяти, каждой программе нужно выделить определенную область, куда будет записана она сама, ее данные и новые данные, которые она будет создавать. Чтобы дать возможность каждой из запущенных программ использовать все шесть гигабайт памяти был придуман механизм виртуального адресного пространства. Создается виртуальное пространство очень большого размера, а из него уже выделяется по 6 Гб для каждой программы. Если интересно, это адресное пространство можно найти в файле /proc/kcore, только не вздумайте никуда его копировать.

Выделенное адресное пространство для программы называется сегментом. Как только программа попытается записать или прочитать данные не из своего сегмента, ядро отправит ей сигнал SIGSEGV и программа завершится с нашей ошибкой. Более того, каждый сегмент поделен на секции, в некоторые из них запись невозможна, другие нельзя выполнять, если программа и тут попытается сделать что-то запрещенное, мы опять получим ошибку сегментации Ubuntu.

Почему возникает ошибка сегментации?

И зачем бы это порядочной программе лезть, куда ей не положено? Да в принципе, незачем. Это происходит из-за ошибки при написании программ или несовместимых версиях библиотек и ПО. Часто эта ошибка встречается в программах на Си или C++. В этом языке программисты могут вручную работать с памятью, а язык со своей стороны не контролирует, чтобы они это делали правильно, поэтому одно неверное обращение к памяти может обрушить программу.

Почему может возникать эта ошибка при несовместимости библиотек? По той же причине — неверному обращению к памяти. Представим, что у нас есть библиотека linux (набор функций), в которой есть функция, которая выполняет определенную задачу. Для работы нашей функции нужны данные, поэтому при вызове ей нужно передать строку. Наша старая версия библиотеки ожидает, что длина строки будет до 256 символов. Но программа была обновлена формат записи поменялся, и теперь она передает библиотеке строку размером 512 символов. Если обновить программу, но оставить старую версию библиотеки, то при передаче такой строки 256 символов запишутся нормально в подготовленное место, а вот вторые 256 перезапишут данные программы, и возможно, попытаются выйти за пределы сегмента, тогда и будет ошибка сегментирования linux.

Что делать если возникла ошибка сегментирования?

Если вы думаете, что это ошибка в программе, то вам остается только отправить отчет об ошибке разработчикам. Но вы все-таки еще можете попытаться что-то сделать.

Например, если падает с ошибкой сегментации неизвестная программа, то мы можем решить что это вина разработчиков, но если с такой ошибкой падает chrome или firefox при запуске возникает вопрос, может мы делаем что-то не так? Ведь это уже хорошо протестированные программы.

Первое, что нужно сделать — это обновить систему до самой последней версии, возможно, был баг и его уже исправили, а может у вас установлены старые версии библиотек и обновление решит проблему. В Ubuntu это делается так:

sudo apt update
sudo apt full-upgrade

Если это не помогло, нужно обнулить настройки программы до значений по умолчанию, возможно, удалить кэш. Настройки программ в Linux обычно содержатся в домашней папке, скрытых подкаталогах с именем программы. Также, настройки и кэш могут содержаться в каталогах ~/.config и ~/.cache. Просто удалите папки программы и попробуйте снова ее запустить. Если и это не помогло, вы можете попробовать полностью удалить программу, а потом снова ее установить, возможно, какие-нибудь зависимости были повреждены:

sudo apt remove пакет_программы
sudo apt autoremove
sudo apt install пакет_программы

Если есть возможность, попробуйте установить программу из другого источника, например, не из PPA, а более старую версию, из официальных репозиториев.

Когда вы все это выполнили, скорее всего, проблема не в вашем дистрибутиве, а в самой программе. Нужно отправлять отчет разработчикам. В Ubuntu это можно сделать с помощью программы apport-bug. Обычно Ubuntu предлагает это сделать сразу, после того как программа завершилась с ошибкой сегментирования. Если же ошибка сегментирования Ubuntu встречается не в системной программе, то вам придется самим искать разработчиков и вручную описывать что произошло.

Чтобы помочь разработчикам решить проблему, недостаточно отправить им только сообщение что вы поймали Segmentation Fault, нужно подробно описать проблему, действия, которые вы выполняли перед этим, так чтобы разработчик мог их воспроизвести. Также, желательно прикрепить к отчету последние функции, которые вызывала программа (стек вызовов функций), это может очень сильно помочь разработчикам.

Рассмотрим, как его получить. Это не так уж сложно. Сначала запустите вашу программу, затем узнайте ее PID с помощью команды:

pgrep программа

Дальше запускаем отладчик gdb:

sudo gdb -q

Подключаемся к программе:

(gdb) attach ваш_pid

После подключения программа станет на паузу, продолжаем ее выполнение командой:

(gdb) continue

segfault

Затем вам осталось только вызвать ошибку:

segfault1

И набрать команду, которая выведет стек последних вызовов:

(gdb) backtrace

Вывод этой команды и нужно отправлять разработчикам. Чтобы отключиться от программы и выйти наберите:

(gdb) detach
(gdb) quit

Дальше остается отправить отчет и ждать исправления ошибки. Если вы не уверены, что ошибка в программе, можете поспрашивать на форумах. Когда у вас есть стек вызовов, уже можно попытаться, если не понять в чем проблема, то попытаться узнать, не сталкивался ли с подобной проблемой еще кто-то.

Выводы

Теперь у вас есть приблизительный план действий, что нужно делать, когда появляется ошибка сегментирования сделан дамп памяти ubuntu. Если вы знаете другие способы решить эту проблему, напишите в комментариях!

Обнаружили ошибку в тексте? Сообщите мне об этом. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.

Creative Commons License

Статья распространяется под лицензией Creative Commons ShareAlike 4.0 при копировании материала ссылка на источник обязательна .

Не всегда программы в Linux запускаются как положено. Иногда, в силу разных причин программа вместо нормальной работы выдает ошибку. Но нам не нужна ошибка, нам нужна программа, вернее, та функция, которую она должна выполнять. Сегодня мы поговорим об одной из самых серьезных и непонятных ошибок. Это ошибка сегментации Ubuntu. Если такая ошибка происходит только один раз, то на нее можно не обращать внимания, но если это регулярное явление нужно что-то делать.

Конечно, случается эта проблема не только в Ubuntu, а во всех Linux дистрибутивах, поэтому наша инструкция будет актуальна для них тоже. Но сосредоточимся мы в основном на Ubuntu. Рассмотрим что такое ошибка сегментирования linux, почему она возникает, а также как с этим бороться и что делать.

Что такое ошибка сегментации?

Ошибка сегментации, Segmentation fault, или Segfault, или SIGSEGV в Ubuntu и других Unix подобных дистрибутивах, означает ошибку работы с памятью. Когда вы получаете эту ошибку, это значит, что срабатывает системный механизм защиты памяти, потому что программа попыталась получить доступ или записать данные в ту часть памяти, к которой у нее нет прав обращаться.

Чтобы понять почему так происходит, давайте рассмотрим как устроена работа с памятью в Linux, я попытаюсь все упростить, но приблизительно так оно и работает.

Допустим, в вашей системе есть 6 Гигабайт оперативной памяти, каждой программе нужно выделить определенную область, куда будет записана она сама, ее данные и новые данные, которые она будет создавать. Чтобы дать возможность каждой из запущенных программ использовать все шесть гигабайт памяти был придуман механизм виртуального адресного пространства. Создается виртуальное пространство очень большого размера, а из него уже выделяется по 6 Гб для каждой программы. Если интересно, это адресное пространство можно найти в файле /proc/kcore, только не вздумайте никуда его копировать.

Выделенное адресное пространство для программы называется сегментом. Как только программа попытается записать или прочитать данные не из своего сегмента, ядро отправит ей сигнал SIGSEGV и программа завершится с нашей ошибкой. Более того, каждый сегмент поделен на секции, в некоторые из них запись невозможна, другие нельзя выполнять, если программа и тут попытается сделать что-то запрещенное, мы опять получим ошибку сегментации Ubuntu.

Почему возникает ошибка сегментации?

И зачем бы это порядочной программе лезть, куда ей не положено? Да в принципе, незачем. Это происходит из-за ошибки при написании программ или несовместимых версиях библиотек и ПО. Часто эта ошибка встречается в программах на Си или C++. В этом языке программисты могут вручную работать с памятью, а язык со своей стороны не контролирует, чтобы они это делали правильно, поэтому одно неверное обращение к памяти может обрушить программу.

Почему может возникать эта ошибка при несовместимости библиотек? По той же причине — неверному обращению к памяти. Представим, что у нас есть библиотека linux (набор функций), в которой есть функция, которая выполняет определенную задачу. Для работы нашей функции нужны данные, поэтому при вызове ей нужно передать строку. Наша старая версия библиотеки ожидает, что длина строки будет до 256 символов. Но программа была обновлена формат записи поменялся, и теперь она передает библиотеке строку размером 512 символов. Если обновить программу, но оставить старую версию библиотеки, то при передаче такой строки 256 символов запишутся нормально в подготовленное место, а вот вторые 256 перезапишут данные программы, и возможно, попытаются выйти за пределы сегмента, тогда и будет ошибка сегментирования linux.

Что делать если возникла ошибка сегментирования?

Если вы думаете, что это ошибка в программе, то вам остается только отправить отчет об ошибке разработчикам. Но вы все-таки еще можете попытаться что-то сделать.

Например, если падает с ошибкой сегментации неизвестная программа, то мы можем решить что это вина разработчиков, но если с такой ошибкой падает chrome или firefox при запуске возникает вопрос, может мы делаем что-то не так? Ведь это уже хорошо протестированные программы.

Первое, что нужно сделать — это обновить систему до самой последней версии, возможно, был баг и его уже исправили, а может у вас установлены старые версии библиотек и обновление решит проблему. В Ubuntu это делается так:

sudo apt update
sudo apt full-upgrade

Если это не помогло, нужно обнулить настройки программы до значений по умолчанию, возможно, удалить кэш. Настройки программ в Linux обычно содержатся в домашней папке, скрытых подкаталогах с именем программы. Также, настройки и кэш могут содержаться в каталогах ~/.config и ~/.cache. Просто удалите папки программы и попробуйте снова ее запустить. Если и это не помогло, вы можете попробовать полностью удалить программу, а потом снова ее установить, возможно, какие-нибудь зависимости были повреждены:

sudo apt remove пакет_программы
sudo apt autoremove
sudo apt install пакет_программы

Если есть возможность, попробуйте установить программу из другого источника, например, не из PPA, а более старую версию, из официальных репозиториев.

Когда вы все это выполнили, скорее всего, проблема не в вашем дистрибутиве, а в самой программе. Нужно отправлять отчет разработчикам. В Ubuntu это можно сделать с помощью программы apport-bug. Обычно Ubuntu предлагает это сделать сразу, после того как программа завершилась с ошибкой сегментирования. Если же ошибка сегментирования Ubuntu встречается не в системной программе, то вам придется самим искать разработчиков и вручную описывать что произошло.

Чтобы помочь разработчикам решить проблему, недостаточно отправить им только сообщение что вы поймали Segmentation Fault, нужно подробно описать проблему, действия, которые вы выполняли перед этим, так чтобы разработчик мог их воспроизвести. Также, желательно прикрепить к отчету последние функции, которые вызывала программа (стек вызовов функций), это может очень сильно помочь разработчикам.

Рассмотрим, как его получить. Это не так уж сложно. Сначала запустите вашу программу, затем узнайте ее PID с помощью команды:

pgrep программа

Дальше запускаем отладчик gdb:

sudo gdb -q

Подключаемся к программе:

(gdb) attach ваш_pid

После подключения программа станет на паузу, продолжаем ее выполнение командой:

(gdb) continue

segfault

Затем вам осталось только вызвать ошибку:

segfault1

И набрать команду, которая выведет стек последних вызовов:

(gdb) backtrace

Вывод этой команды и нужно отправлять разработчикам. Чтобы отключиться от программы и выйти наберите:

(gdb) detach
(gdb) quit

Дальше остается отправить отчет и ждать исправления ошибки. Если вы не уверены, что ошибка в программе, можете поспрашивать на форумах. Когда у вас есть стек вызовов, уже можно попытаться, если не понять в чем проблема, то попытаться узнать, не сталкивался ли с подобной проблемой еще кто-то.

Выводы

Теперь у вас есть приблизительный план действий, что нужно делать, когда появляется ошибка сегментирования сделан дамп памяти ubuntu. Если вы знаете другие способы решить эту проблему, напишите в комментариях!

Creative Commons License

Статья распространяется под лицензией Creative Commons ShareAlike 4.0 при копировании материала ссылка на источник обязательна .

Когда я делаю ошибку в коде, то обычно это приводит к появлению сообщения “segmentation fault”, зачастую сокращённого до “segfault”. И тут же мои коллеги и руководство приходят ко мне: «Ха! У нас тут для тебя есть segfault для исправления!» — «Ну да, виноват», — обычно отвечаю я. Но многие ли из вас знают, что на самом деле означает ошибка “segmentation fault”?

Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно вернуться в далёкие 1960-е. Я хочу объяснить, как работает компьютер, а точнее — как в современных компьютерах осуществляется доступ к памяти. Это поможет понять, откуда же берётся это странное сообщение об ошибке.

Вся представленная ниже информация — основы компьютерной архитектуры. И без нужды я не буду сильно углубляться в эту область. Также я буду применять всем известную терминологию, так что мой пост будет понятен всем, кто не совсем на «вы» с вычислительной техникой. Если же вы захотите изучить вопрос работы с памятью подробнее, то можете обратиться к многочисленной доступной литературе. А заодно не забудьте покопаться в исходном коде ядра какой-нибудь ОС, например, Linux. Я не буду излагать здесь историю вычислительной техники, некоторые вещи не будут освещаться, а некоторые сильно упрощены.

Немного истории

Когда-то компьютеры были очень большими, весили тонны, при этом обладали одним процессором и памятью примерно на 16 Кб. Стоил такой монстр порядка $150 000 и мог выполнять лишь одну задачу за раз: в каждый момент времени выполнялся только один какой-то процесс. Архитектуру памяти в те времена можно схематически представить так:

То есть на ОС приходилась, скажем, четверть всей доступной памяти, а остальной объём отдавался под пользовательские задачи. В то время роль ОС заключалась в простом управлении оборудованием с помощью прерываний ЦПУ. Так что операционке нужна была память для себя, для копирования данных с устройств и для работы с ними (режим PIO). Для вывода данных на экран нужно было использовать часть основной памяти, ведь видеоподсистема либо не имела своей оперативки, либо обладала считанными килобайтами. А уже сама программа выполнялась в области памяти, идущей сразу после ОС, и решала свои задачи.

Совместный доступ к ресурсам

Главная проблема заключалась в том, что устройство, стоящее $150 000, было однозадачным и тратило целые дни на обработку нескольких килобайт данных.

Из-за непомерной стоимости мало кто мог позволить себе приобрести сразу несколько компьютеров, чтобы обрабатывать одновременно несколько задач. Поэтому люди начали искать способы совместного доступа к вычислительным ресурсам одного компьютера. Так наступила эра многозадачности. Обратите внимание, что в те времена ещё никто не помышлял о многопроцессорных компьютерах. Так как же можно заставить компьютер с одним ЦПУ выполнять несколько разных задач?

Решением стало использование планировщика задач (scheduling): пока один процесс прерывался, ожидая завершения операций ввода/вывода, ЦПУ мог выполнять другой процесс. Я не буду здесь больше касаться планировщика задач, это слишком обширная тема, не имеющая отношения к памяти.

Если компьютер способен поочерёдно выполнять несколько задач, то распределение памяти будет выглядеть примерно так:

Задачи А и В хранятся в памяти, поскольку копировать их на диск и обратно слишком затратно. И по мере того, как процессор выполняет ту или иную задачу, он обращается к памяти за соответствующими данными. Но тут возникает проблема.

Когда один программист будет писать код для выполнения задачи В, он должен знать границы выделяемых сегментов памяти. Допустим, задача В занимает в памяти отрезок от 10 до 12 Кб, тогда каждый адрес памяти должен быть жёстко закодирован в пределах этих границ. Но если компьютер будет выполнять сразу три задачи, то память будет поделена на большее количество сегментов, и значит сегмент для задачи В может оказаться сдвинут. Тогда код программы придётся переписывать, чтобы она могла оперировать меньшим объёмом памяти, а также изменить все указатели.

Здесь всплывает и иная проблема: что если задача В обратится к сегменту памяти, выделенному для задачи А? Такое легко может произойти, ведь при работе с указателями памяти достаточно сделать маленькую ошибку, и программа будет обращаться к совершенно другому адресу, нарушив целостность данных другого процесса. При этом задача А может работать с очень важными с точки зрения безопасности данными. Нет никакого способа помешать В вторгнуться в область памяти А. Наконец, вследствие ошибки программиста задача В может перезаписать область памяти ОС (в данном случае от 0 до 4 Кб).

Адресное пространство

Чтобы можно было спокойно выполнять несколько задач, хранящихся в памяти, нам нужна помощь от ОС и оборудования. В частности, адресное пространство. Это некая абстракция памяти, выделяемая ОС для какого-то процесса. На сегодняшний день это фундаментальная концепция, которая используется везде. По крайней мере, во ВСЕХ компьютерах гражданского назначения принят именно этот подход, а у военных могут быть свои секреты. Персоналки, смартфоны, телевизоры, игровые приставки, умные часы, банкоматы — ткните в любой аппарат, и окажется, что распределение памяти в нём осуществляется по принципу «код-стек-куча» (code-stack-heap).

Адресное пространство содержит всё, что нужно для выполнения процесса:

  • Машинные инструкции, которые должен выполнить ЦПУ.
  • Данные, с которыми будут работать эти машинные инструкции.

Схематически адресное пространство делится следующим образом:

  • Стек (stack) — это область памяти, в которой программа хранит информацию о вызываемых функциях, их аргументах и каждой локальной переменной в функциях. Размер области может меняться по мере работы программы. При вызове функций стек увеличивается, а при завершении — уменьшается.
  • Куча (heap) — это область памяти, в которой программа может делать всё, что заблагорассудится. Размер области может меняться. Программист имеет возможность воспользоваться частью памяти кучи с помощью функции malloc(), и тогда эта область памяти увеличивается. Возврат ресурсов осуществляется с помощью free(), после чего куча уменьшается.
  • Кодовый сегмент (code) — это область памяти, в которой хранятся машинные инструкции скомпилированной программы. Они генерируются компилятором, но могут быть написаны и вручную. Обратите внимание, что эта область памяти также может быть разделена на три части (текст, данные и BSS). Эта область памяти имеет фиксированный размер, определяемый компилятором. В нашем примере пусть это будет 1 Кб.

Поскольку стек и куча могут меняться в размерах, они размещены в противоположных частях общего адресного пространства. Направления изменения их размеров показаны стрелками. В обязанности ОС входит контроль над тем, чтобы эти области не наложились друг на друга.

Виртуализация памяти

Допустим, задача А получила в своё распоряжение всю доступную пользовательскую память. И тут возникает задача В. Как быть? Решение было найдено в виртуализации.

Напомню одну из предыдущих иллюстраций, когда в памяти одновременно находятся А и В:

Допустим, А пытается получить доступ к памяти в собственном адресном пространстве, например по индексу 11 Кб. Возможно даже, что это будет её собственный стек. В этом случае ОС нужно придумать, как не подгружать индекс 1500, поскольку по факту он может указывать на область задачи В.

На самом деле, адресное пространство, которое каждая программа считает своей памятью, является памятью виртуальной. Фальшивкой. И в области памяти задачи А индекс 11 Кб будет фальшивым адресом. То есть — адресом виртуальной памяти.

Каждая программа, выполняющаяся на компьютере, работает с фальшивой (виртуальной) памятью. С помощью некоторых чипов ОС обманывает процесс, когда он обращается к какой-либо области памяти. Благодаря виртуализации ни один процесс не может получить доступ к памяти, которая ему не принадлежит: задача А не влезет в память задачи В или самой ОС. При этом на пользовательском уровне всё абсолютно прозрачно, благодаря обширному и сложному коду ядра ОС.

Таким образом, каждое обращение к памяти регулируется операционной системой. И это должно осуществляться очень эффективно, чтобы не слишком замедлять работу различных выполняющихся программ. Эффективность обеспечивается с помощью аппаратных средств, преимущественно — ЦПУ и некоторых компонентов вроде MMU. Последний появился в виде отдельного чипа в начале 1970-х, а сегодня MMU встраиваются непосредственно в процессор и в обязательном порядке используются операционными системами.

Вот небольшая программка на С, демонстрирующая работу с адресами памяти:

#include <stdio.h>
#include <stdlib.h>

int main(int argc, char **argv)
{
    int v = 3;
    printf("Code is at %p n", (void *)main);
    printf("Stack is at %p n", (void *)&v);
    printf("Heap is at %p n", malloc(8));

    return 0;
}

На моей машине LP64 X86_64 она показывает такой результат:

Code is at 0x40054c
Stack is at 0x7ffe60a1465c
Heap is at 0x1ecf010

Как я и описывал, сначала идёт кодовый сегмент, затем куча, а затем стек. Но все эти три адреса фальшивые. В физической памяти по адресу 0x7ffe60a1465c вовсе не хранится целочисленная переменная со значением 3. Никогда не забывайте, что все пользовательские программы манипулируют виртуальными адресами, и только на уровне ядра или аппаратных драйверов допускается использование адресов физической памяти.

Переадресация

Переадресация (транслирование, перевод, преобразование адресов) — это термин, обозначающий процесс сопоставления виртуального адреса физическому. Занимается этим модуль MMU. Для каждого выполняющегося процесса операционка должна помнить соответствия всех виртуальных адресов физическим. И это довольно непростая задача. По сути, ОС приходится управлять памятью каждого пользовательского процесса при каждом обращении. Тем самым она превращает кошмарную реальность физической памяти в полезную, мощную и лёгкую в использовании абстракцию.

Давайте рассмотрим подробнее.

Когда запускается процесс, ОС бронирует для него фиксированный объём физической памяти, пусть это будет 16 Кб. Начальный адрес этого адресного пространства сохраняется в специальной переменной base. А в переменной bounds записывается размер выделенной области памяти, в нашем примере — 16 Кб. Эти два значения записываются в каждую таблицу процессов — PCB (Process Control Block).

Итак, это виртуальное адресное пространство:

А это его физический образ:

ОС решает выделить диапазон физических адресов от 4 до 20 Кб, то есть значение base равно 4 Кб, а значение bounds равно 4 + 16 = 20 Кб. Когда процесс ставится в очередь на выполнение (ему выделяется процессорное время), ОС считывает из PCB значения обеих переменных и копирует их в специальные регистры ЦПУ. Далее процесс запускается и пытается обратиться, допустим, к виртуальному адресу 2 Кб (в своей куче). К этому адресу ЦПУ добавляет значение base, полученное от ОС. Следовательно, физический адрес будет 2+ 4 = 6 Кб.

Физический адрес = виртуальный адрес + base

Если получившийся физический адрес (6 Кб) выбивается из границ выделенной области (4—20 Кб), это означает, что процесс пытается обратиться к памяти, которая ему не принадлежит. Тогда ЦПУ генерирует исключение и сообщает об этом ОС, которая обрабатывает данное исключение. В этом случае система обычно сигнализирует процессу о нарушении: SIGSEGV, Segmentation Fault. Этот сигнал по умолчанию прерывает выполнение процесса (это можно настраивать).

Перераспределение памяти

Если задача А исключена из очереди на выполнение, то это даже лучше. Это означает, что планировщик попросили выполнить другую задачу (допустим, В). Пока выполняется В, операционка может перераспределить всё физическое пространство задачи А. Во время выполнения пользовательского процесса ОС зачастую теряет управление процессором. Но когда процесс делает системный вызов, процессор снова возвращается под контроль ОС. До этого системного вызова операционка может что угодно делать с памятью, в том числе и целиком перераспределять адресное пространство процесса в другой физический раздел.

В нашем примере это осуществляется достаточно просто: ОС перемещает 16-килобайтную область в другое свободное место подходящего размера и просто обновляет значения переменных base и bounds для задачи А. Когда процессор возвращается к её выполнению, процесс переадресации всё ещё работает, но физическое адресное пространство уже изменилось.

С точки зрения задачи А ничего не меняется, её собственное адресное пространство по-прежнему расположено в диапазоне 0-16 Кб. При этом ОС и MMU полностью контролируют каждое обращение задачи к памяти. То есть программист манипулирует виртуальной областью 0-16 Кб, а MMU берёт на себя сопоставление с физическими адресами.

После перераспределения образ памяти будет выглядеть так:

Программисту теперь не нужно заботиться о том, с какими адресами памяти будет работать его программа, не нужно переживать о конфликтах. ОС в связке с MMU снимают с него все эти заботы.

Сегментация памяти

В предыдущих главах мы рассмотрели вопросы переадресации и перераспределения памяти. Однако у нашей модели работы с памятью есть ряд недостатков:

  • Мы предполагаем, что каждое виртуальное адресное пространство имеет размер в 16 Кб. Это не имеет никакого отношения к действительности.
  • ОС приходится поддерживать список свободных диапазонов физической памяти размером по 16 Кб, чтобы выделять их для новых запускаемых процессов или перераспределения текущих выделенных областей. Как можно эффективно осуществлять всё это, не ухудшив производительность всей системы?
  • Мы выделяем по 16 Кб каждому процессу, но ведь не факт, что каждый из них будет использовать всю выделенную область. Так что мы просто теряем кучу памяти на пустом месте. Это называется внутренней фрагментацией (internal fragmentation) — память резервируется, но не используется.

Для решения некоторых из этих проблем давайте рассмотрим более сложную систему организации памяти — сегментацию. Смысл её прост: принцип “base and bounds” распространяется на все три сегмента памяти — кучу, кодовый сегмент и стек, причём для каждого процесса, вместо того чтобы рассматривать образ памяти как единую уникальную сущность.

В результате мы больше не теряем память между стеком и кучей:

Как вы могли заметить, свободное пространство в виртуальной памяти задачи А больше не размещено в памяти физической. И память теперь используется гораздо эффективнее. ОС теперь должна запоминать для каждой задачи три пары base и bounds, по одной для каждого сегмента. MMU, как и раньше, занимается переадресацией, но оперирует уже тремя base
и тремя bounds.

Допустим, у кучи задачи А параметр base равен 126 Кб, а bounds — 2 Кб. Пусть задача А обращается к виртуальному адресу 3 Кб (в куче). Тогда физический адрес определяется как 3 – 2 Кб (начало кучи) = 1 Кб + 126 Кб (сдвиг) = 127 Кб. Это меньше 128, а значит ошибки обращения не будет.

Совместное использование сегментов

Сегментирование физической памяти не только не позволяет виртуальной памяти отъедать физическую, но также даёт возможность совместного использования физических сегментов с помощью виртуальных адресных пространств разных процессов.

Если дважды запустить задачу А, то кодовый сегмент у них будет один и тот же: в обеих задачах выполняются одинаковые машинные инструкции. В то же время у каждой задачи будут свои стек и куча, поскольку они оперируют разными наборами данных.

При этом оба процесса не подозревают, что делят с кем-то свою память. Такой подход стал возможен благодаря внедрению битов защиты сегмента (segment protection bits).

Для каждого создаваемого физического сегмента ОС регистрирует значение bounds, которое используется MMU для последующей переадресации. Но в то же время регистрируется и так называемый флаг разрешения (permission flag).

Поскольку сам код нельзя модифицировать, то все кодовые сегменты создаются с флагами RX. Это значит, что процесс может загружать эту область памяти для последующего выполнения, но в неё никто не может записывать. Другие два сегмента — куча и стек — имеют флаги RW, то есть процесс может считывать и записывать в эти свои два сегмента, однако код из них выполнять нельзя. Это сделано для обеспечения безопасности, чтобы злоумышленник не мог повредить кучу или стек, внедрив в них свой код для получения root-прав. Так было не всегда, и для высокой эффективности этого решения требуется аппаратная поддержка. В процессорах Intel это называется “NX bit”.

Флаги могут быть изменены в процессе выполнения программы, для этого используется mprotect().

Под Linux все эти сегменты памяти можно посмотреть с помощью утилит /proc/{pid}/maps или /usr/bin/pmap.

Вот пример на PHP:

$ pmap -x 31329
0000000000400000   10300    2004       0 r-x--  php
000000000100e000     832     460      76 rw---  php
00000000010de000     148      72      72 rw---    [ anon ]
000000000197a000    2784    2696    2696 rw---    [ anon ]
00007ff772bc4000      12      12       0 r-x--  libuuid.so.0.0.0
00007ff772bc7000    1020       0       0 -----  libuuid.so.0.0.0
00007ff772cc6000       4       4       4 rw---  libuuid.so.0.0.0
... ...

Здесь есть все необходимые подробности относительно распределения памяти. Адреса виртуальные, отображаются разрешения для каждой области памяти. Каждый совместно используемый объект (.so) размещён в адресном пространстве в виде нескольких частей (обычно код и данные). Кодовые сегменты являются исполняемыми и совместно используются в физической памяти всеми процессами, которые разместили подобный совместно используемый объект в своём адресном пространстве.

Shared Objects — это одно из крупнейших преимуществ Unix- и Linux-систем, обеспечивающее экономию памяти.

Также с помощью системного вызова mmap() можно создавать совместно используемую область, которая преобразуется в совместно используемый физический сегмент. Тогда у каждой области появится индекс s, означающий shared.

Ограничения сегментации

Итак, сегментация позволила решить проблему неиспользуемой виртуальной памяти. Если она не используется, то и не размещается в физической памяти благодаря использованию сегментов, соответствующих именно объёму используемой памяти.

Но это не совсем верно.

Допустим, процесс запросил у кучи 16 Кб. Скорее всего, ОС создаст в физической памяти сегмент соответствующего размера. Если пользователь потом освободит из них 2 Кб, тогда ОС придётся уменьшить размер сегмента до 14 Кб. Но вдруг потом программист запросит у кучи ещё 30 Кб? Тогда предыдущий сегмент нужно увеличить более чем в два раза, а возможно ли это будет сделать? Может быть, его уже окружают другие сегменты, не позволяющие ему увеличиться. Тогда ОС придётся искать свободное место на 30 Кб и перераспределять сегмент.

Главный недостаток сегментов заключается в том, что из-за них физическая память сильно фрагментируется, поскольку сегменты увеличиваются и уменьшаются по мере того, как пользовательские процессы запрашивают и освобождают память. А ОС приходится поддерживать список свободных участков и управлять ими.

Фрагментация может привести к тому, что какой-нибудь процесс запросит такой объём памяти, который будет больше любого из свободных участков. И в этом случае ОС придётся отказать процессу в выделении памяти, даже если суммарный объём свободных областей будет существенно больше.

ОС может попытаться разместить данные компактнее, объединяя все свободные области в один большой чанк, который в дальнейшем можно использовать для нужд новых процессов и перераспределения.

Но подобные алгоритмы оптимизации сильно нагружают процессор, а ведь его мощности нужны для выполнения пользовательских процессов. Если ОС начинает реорганизовывать физическую память, то система становится недоступной.

Так что сегментация памяти влечёт за собой немало проблем, связанных с управлением памятью и многозадачностью. Нужно как-то улучшить возможности сегментации и исправить недостатки. Это достигается с помощью ещё одного подхода — страниц виртуальной памяти.

Разбиение памяти на страницы

Как было сказано выше, главный недостаток сегментации заключается в том, что сегменты очень часто меняют свой размер, и это приводит к фрагментации памяти, из-за чего может возникнуть ситуация, когда ОС не выделит для процессов нужные области памяти. Эта проблема решается с помощью страниц: каждое размещение, которое ядро делает в физической памяти, имеет фиксированный размер. То есть страницы — это области физической памяти фиксированного размера, ничего более. Это сильно облегчает задачу управления свободным объёмом и избавляет от фрагментации.

Давайте рассмотрим пример: виртуальное адресное пространство объёмом 16 Кб разбито на страницы.

Мы не говорим здесь о куче, стеке или кодовом сегменте. Просто делим память на куски по 4 Кб. Затем то же самое делаем с физической памятью:

ОС хранит таблицу страниц процесса (process page table), в которой представлены взаимосвязи между страницей виртуальной памяти процесса и страницей физической памяти (страничный кадр, page frame).

Теперь мы избавились от проблемы поиска свободного места: страничный кадр либо используется, либо нет (unused). И ядру не в пример легче найти достаточное количество страниц, чтобы выполнить запрос процесса на выделение памяти.

Страница — это мельчайшая и неделимая единица памяти, которой может оперировать ОС.

У каждого процесса есть своя таблица страниц, в которой представлена переадресация. Здесь уже используются не значения границ области, а номер виртуальной страницы (VPN, virtual page number) и сдвиг (offset).

Пример: размер виртуального пространства 16 Кб, следовательно, нам нужно 14 бит для описания адресов (214 = 16 Кб). Размер страницы 4 Кб, значит нам нужно 4 Кб (16/4), чтобы выбрать нужную страницу:

Когда процесс хочет использовать, например, адрес 9438 (вне границ 16 384), то он запрашивает в двоичном коде 10.0100.1101.1110:

Это 1246-й байт в виртуальной странице номер 2 («0100.1101.1110»-й байт в «10»-й странице). Теперь ОС достаточно просто обратиться к таблице страниц процесса, чтобы найти эту страницу номер 2. В нашем примере она соответствует восьмитысячному байту физической памяти. Следовательно, виртуальный адрес 9438 соответствует физическому адресу 9442 (8000 + сдвиг 1246).

Как уже было сказано, каждый процесс обладает лишь одной таблицей страниц, поскольку у каждого процесса собственная переадресация, как и у сегментов. Но где же именно хранятся все эти таблицы? Наверное, в физической памяти, где же ещё им быть?

Если сами таблицы страниц хранятся в памяти, то для получения VPN надо обращаться к памяти. Тогда количество обращений к ней удваивается: сначала мы извлекаем из памяти номер нужной страницы, а затем обращаемся к самим данным, хранящимся в этой странице. И если скорость доступа к памяти невелика, то ситуация выглядит довольно грустно.

Буфер быстрой переадресации (TLB, Translation-lookaside Buffer)

Использование страниц в качестве основного инструмента поддержки виртуальной памяти может привести к сильному снижению производительности. Разбиение адресного пространства на небольшие куски (страницы) требует хранения большого количества данных о размещении страниц. А раз эти данные хранятся в памяти, то при каждом обращении процесса к памяти осуществляется ещё одно, дополнительное обращение.

Для поддержания производительности снова используется помощь оборудования. Как и при сегментации, мы аппаратными методами помогаем ядру эффективно осуществлять переадресацию. Для этого используется TLB, входящий в состав MMU, и представляющий собой простой кэш для некоторых VPN-переадресаций. TLB позволяет ОС не обращаться к памяти лишний раз, чтобы получить физический адрес из виртуального.

Аппаратный MMU инициируется при каждом обращении к памяти, извлекает из виртуального адреса VPN и запрашивает у TLB, хранится ли в нём переадресация с этого VPN. Если да, то его роль выполнена. Если нет, то MMU находит нужную таблицу страниц процесса, и если она ссылается на валидный адрес, то обновляет данные в TLB, чтобы тот предоставлял их при следующем обращении.

Как вы понимаете, если в кэше отсутствует нужная переадресация, то это замедляет обращение к памяти. Можно предположить, что чем больше размер страниц, тем больше вероятность, что в TLB окажутся нужные данные. Но тогда мы будем тратить больше памяти на каждую страницу. Так что здесь нужен какой-то компромисс. Современные ядра умеют использовать страницы разных размеров. Например, Linux способен оперировать «огромными» страницами по 2 Мб вместо традиционных 4 Кб.

Также рекомендуется хранить данные компактно, в смежных адресах памяти. Если вы раскидаете их по всей памяти, то куда чаще в TLB не будет обнаруживаться нужной переадресации, либо он будет постоянно переполняться. Это называется эффективностью пространственной локальности (spacial locality efficiency): данные, которые расположены в памяти сразу за вашими, могут размещаться в той же физической странице, и тогда благодаря TLB вы получите выигрыш в производительности.

Кроме того, TLB в каждой записи хранит так называемые ASID (Address Space Identifier, идентификатор адресного пространства). Это нечто вроде PID, идентификатора процесса. Каждый процесс, поставленный в очередь на выполнение, имеет собственный ASID, и TLB может управлять обращением любого процесса к памяти, без риска ошибочных обращений со стороны других процессов.

Повторимся снова: если пользовательский процесс пытается обратиться к неправильному адресу, тот наверняка будет отсутствовать в TLB. Следовательно, будет запущена процедура поиска в таблице страниц процесса. В ней хранится переадресация, но с неправильным набором битов. В х86-системах переадресации имеют размер 4 Кб, то есть битов в них немало. А значит есть вероятность найти правильный бит, равно как и другие вещи, наподобие бита изменения («грязного бита», dirty bit), битов защиты (protection bit), бита обращения (reference bit) и т.д. И если запись помечена как неправильная, то ОС по умолчанию выдаст SIGSEGV, что приведёт к ошибке “segmentation fault”, даже если о сегментах уже и речи не идёт.

На самом деле разбиение памяти на страницы в современных ОС устроено куда сложнее, чем я расписал. В частности, используются многоуровневые записи в таблицах страниц, многостраничные размеры, вытеснение страниц (page eviction), также известное как «обмен» (ядро скидывает страницы из памяти на диск и обратно, что повышает эффективность использования основной памяти и создаёт у процессов иллюзию её неограниченности).

Заключение

Теперь вы знаете, что стоит за сообщением “segmentation fault”. Раньше операционки использовали сегменты для размещения пространства виртуальной памяти в пространстве физической. Когда пользовательский процесс хочет обратиться к памяти, то он просит MMU переадресовать его. Но если полученный адрес ошибочен, — находится вне пределов физического сегмента, или если сегмент не имеет нужных прав (попытка записи в read only-сегмент), — то ОС по умолчанию отправляет сигнал SIGSEGV, что приводит к прерыванию выполнения процесса и выдаче сообщения “segmentation fault”. В каких-то ОС это может быть “General protection fault”. Вы можете изучить исходный код Linux для х86/64-платформ, отвечающий за ошибки доступа к памяти, в частности — за SIGSEGV. Также можете посмотреть, как на этой платформе осуществляется сегментирование. Вы откроете для себя интересные моменты относительно разбиения на страницы, дающие куда больше возможностей, чем при использовании классических сегментов.

Содержание:

  • Handling
  • Overview
  • Causes
  • Что такое ошибка сегментации?
  • Additional Information
  • Examples
    • Writing to read-only memory
    • Null pointer dereference
    • Stack overflow

Handling

The default action for a segmentation fault or bus error is abnormal termination of the process that triggered it. A core file may be generated to aid debugging, and other platform-dependent actions may also be performed. For example, Linux systems using the grsecurity patch may log SIGSEGV signals in order to monitor for possible intrusion attempts using buffer overflows.

On some systems, like Linux and Windows, it is possible for the program itself to handle a segmentation fault.. Depending on the architecture and operating system, the running program can not only handle the event but may extract some information about its state like getting a stack trace, processor register values, the line of the source code when it was triggered, memory address that was invalidly accessed and whether the action was a read or a write.

Although a segmentation fault generally means that the program has a bug that needs fixing, it is also possible to intentionally cause such failure for the purposes of testing, debugging and also to emulate platforms were direct access to memory is needed. On the latter case, the system must be able to allow the program to run even after the fault occurs. In this case, when the system allows, it is possible to handle the event and increment the processor program counter to «jump» over the failing instruction to continue the execution.

Overview

Example of human generated signal

A null pointer dereference on Windows 8

A segmentation fault occurs when a program attempts to access a memory location that it is not allowed to access, or attempts to access a memory location in a way that is not allowed (for example, attempting to write to a read-only location, or to overwrite part of the operating system).

The term «segmentation» has various uses in computing; in the context of «segmentation fault», a term used since the 1950s, it refers to the address space of a program.[citation needed] With memory protection, only the program’s own address space is readable, and of this, only the stack and the read/write portion of the data segment of a program are writable, while read-only data and the code segment are not writable. Thus attempting to read outside of the program’s address space, or writing to a read-only segment of the address space, results in a segmentation fault, hence the name.

On systems using hardware memory segmentation to provide virtual memory, a segmentation fault occurs when the hardware detects an attempt to refer to a non-existent segment, or to refer to a location outside the bounds of a segment, or to refer to a location in a fashion not allowed by the permissions granted for that segment. On systems using only paging, an invalid page fault generally leads to a segmentation fault, and segmentation faults and page faults are both faults raised by the virtual memory management system. Segmentation faults can also occur independently of page faults: illegal access to a valid page is a segmentation fault, but not an invalid page fault, and segmentation faults can occur in the middle of a page (hence no page fault), for example in a buffer overflow that stays within a page but illegally overwrites memory.

At the hardware level, the fault is initially raised by the memory management unit (MMU) on illegal access (if the referenced memory exists), as part of its memory protection feature, or an invalid page fault (if the referenced memory does not exist). If the problem is not an invalid logical address but instead an invalid physical address, a bus error is raised instead, though these are not always distinguished.

At the operating system level, this fault is caught and a signal is passed on to the offending process, activating the process’s handler for that signal. Different operating systems have different signal names to indicate that a segmentation fault has occurred. On Unix-like operating systems, a signal called SIGSEGV (abbreviated from segmentation violation) is sent to the offending process. On Microsoft Windows, the offending process receives a STATUS_ACCESS_VIOLATION exception.

Causes

The conditions under which segmentation violations occur and how they manifest themselves are specific to hardware and the operating system: different hardware raises different faults for given conditions, and different operating systems convert these to different signals that are passed on to processes. The proximate cause is a memory access violation, while the underlying cause is generally a software bug of some sort. Determining the root cause – debugging the bug – can be simple in some cases, where the program will consistently cause a segmentation fault (e.g., dereferencing a null pointer), while in other cases the bug can be difficult to reproduce and depend on memory allocation on each run (e.g., dereferencing a dangling pointer).

The following are some typical causes of a segmentation fault:

  • Attempting to access a nonexistent memory address (outside process’s address space)
  • Attempting to access memory the program does not have rights to (such as kernel structures in process context)
  • Attempting to write read-only memory (such as code segment)

These in turn are often caused by programming errors that result in invalid memory access:

  • Dereferencing a null pointer, which usually points to an address that’s not part of the process’s address space
  • Dereferencing or assigning to an uninitialized pointer (wild pointer, which points to a random memory address)
  • Dereferencing or assigning to a freed pointer (dangling pointer, which points to memory that has been freed/deallocated/deleted)
  • A buffer overflow
  • A stack overflow
  • Attempting to execute a program that does not compile correctly. (Some compilers will output an executable file despite the presence of compile-time errors.)

In C code, segmentation faults most often occur because of errors in pointer use, particularly in C dynamic memory allocation. Dereferencing a null pointer will always result in a segmentation fault, but wild pointers and dangling pointers point to memory that may or may not exist, and may or may not be readable or writable, and thus can result in transient bugs. For example:

char *p1 = NULL;           // Null pointer
char *p2;                  // Wild pointer: not initialized at all.
char *p3  = malloc(10 * sizeof(char));  // Initialized pointer to allocated memory
                                        // (assuming malloc did not fail)
free(p3);                  // p3 is now a dangling pointer, as memory has been freed

Now, dereferencing any of these variables could cause a segmentation fault: dereferencing the null pointer generally will cause a segfault, while reading from the wild pointer may instead result in random data but no segfault, and reading from the dangling pointer may result in valid data for a while, and then random data as it is overwritten.

Что такое ошибка сегментации?

Ошибка сегментации, Segmentation fault, или Segfault, или SIGSEGV в Ubuntu и других Unix подобных дистрибутивах, означает ошибку работы с памятью. Когда вы получаете эту ошибку, это значит, что срабатывает системный механизм защиты памяти, потому что программа попыталась получить доступ или записать данные в ту часть памяти, к которой у нее нет прав обращаться.

Чтобы понять почему так происходит, давайте рассмотрим как устроена работа с памятью в Linux, я попытаюсь все упростить, но приблизительно так оно и работает.

Допустим, в вашей системе есть 6 Гигабайт оперативной памяти, каждой программе нужно выделить определенную область, куда будет записана она сама, ее данные и новые данные, которые она будет создавать. Чтобы дать возможность каждой из запущенных программ использовать все шесть гигабайт памяти был придуман механизм виртуального адресного пространства. Создается виртуальное пространство очень большого размера, а из него уже выделяется по 6 Гб для каждой программы. Если интересно, это адресное пространство можно найти в файле /proc/kcore, только не вздумайте никуда его копировать.

Выделенное адресное пространство для программы называется сегментом. Как только программа попытается записать или прочитать данные не из своего сегмента, ядро отправит ей сигнал SIGSEGV и программа завершится с нашей ошибкой. Более того, каждый сегмент поделен на секции, в некоторые из них запись невозможна, другие нельзя выполнять, если программа и тут попытается сделать что-то запрещенное, мы опять получим ошибку сегментации Ubuntu.

Additional Information

BackgroundModern general purpose hardware includes a «memory management unit» (or MMU). This hardware feature is used by operating systems like Linux to implement memory protection, i.e. to prevent different processes from accessing or modifying each other’s memory (except in a strictly controlled fashion through specific APIs). This simplifies troubleshooting and increases resilience as processes are carefully contained and separated from one another.A «segmentation violation» signal is sent to a process of which the memory management unit detected an attempt to use a memory address that does not belong to it.Common cause: programming errorIf a process tries to access memory through a pointer which has not been properly initialised, or which is pointing to memory that has previously been deallocated, this will likely result in a segfault. In this case, the segfault is occurring with a specific process or binary, possibly under a specific set of circumstances.To deal with this type of segfault, begin by applying all relevant service packs and maintenance updates. Next, if the problem is still reproducible with current code, try to capture an application core dump for analysis. Details for this are found in TID 3054866 — How to obtain application core dumps.If the problematic binary is shipped by Novell as part of the product, open a service request with Novell Technical services, supplying

  • a description of the circumstances under which the core dump was generated,
  • a supportconfig -v report for the affected system (supportconfig home page), and
  • the core dump file itself, if smaller than 50 MB. If it is larger, wait for the service request to be assigned to an engineer and then work with the engineer to transfer it.

If the problematic binary was supplied by a third party, contact that party’s support department for assistance.Common cause: mismatched binary and librariesSegfaults can occur with processes that combine binaries and shared libraries which aren’t (fully) compatible. This can occur, for instance, when a library is updated in a way that changes the library’s ABI (application binary interface), but the library’s internal version number is not updated to reflect this. A binary that was built against an older version of the library may start to segfault when loaded against the newer version.This case may be difficult to recognise, and there is no step list for dealing with it. When this case is suspected, some things to consider are:

  • Checking the system for file corruption (e.g. using the rpm-verify.txt file in a supportconfig -v report)
  • Checking the system’s settings that relate to shared libraries, like the /etc/ld.so.conf and /etc/ld.so.conf.d/* configuration files and the LD_LIBRARY_PATH and LD_PRELOAD environment variables.
  • Using the objdump tool to check the binary for a built-in library search path override (RPATH).

Common cause: hardware or hardware configuration issueWhen segfaults are occurring frequently, or with different processes or without a clear pattern to them, this can indicate that a system’s hardware (memory subsystem) is problematic, or that low-level system configuration settings are inappropriate. Please refer to TID 3301593 — Linux system hangs or is unstable for more information on how to handle this situation.

+ Upgrading to Open Enterprise Server 2 SP1 Linux

+ Open Enterprise Server 2 SP1 Migration Strategies

Examples

Segmentation fault on an EMV keypad

Writing to read-only memory

Writing to read-only memory raises a segmentation fault. At the level of code errors, this occurs when the program writes to part of its own code segment or the read-only portion of the data segment, as these are loaded by the OS into read-only memory.

Here is an example of ANSI C code that will generally cause a segmentation fault on platforms with memory protection. It attempts to modify a string literal, which is undefined behavior according to the ANSI C standard. Most compilers will not catch this at compile time, and instead compile this to executable code that will crash:

int main(void)
{
    char *s = "hello world";
    *s = 'H';
}

When the program containing this code is compiled, the string «hello world» is placed in the rodata section of the program executable file: the read-only section of the data segment. When loaded, the operating system places it with other strings and constant data in a read-only segment of memory. When executed, a variable, s, is set to point to the string’s location, and an attempt is made to write an H character through the variable into the memory, causing a segmentation fault. Compiling such a program with a compiler that does not check for the assignment of read-only locations at compile time, and running it on a Unix-like operating system produces the following runtime error:

$ gcc segfault.c -g -o segfault
$ ./segfault
Segmentation fault

Backtrace of the core file from GDB:

Program received signal SIGSEGV, Segmentation fault.
0x1c0005c2 in main () at segfault.c6
6               *s = 'H';

This code can be corrected by using an array instead of a character pointer, as this allocates memory on stack and initializes it to the value of the string literal:

char s[] = "hello world";
s = 'H';  // equivalently, *s = 'H';

Even though string literals should not be modified (this has undefined behavior in the C standard), in C they are of type, so there is no implicit conversion in the original code (which points a at that array), while in C++ they are of type, and thus there is an implicit conversion, so compilers will generally catch this particular error.

Null pointer dereference

In C and C-like languages, null pointers are used to mean «pointer to no object» and as an error indicator, and dereferencing a null pointer (a read or write through a null pointer) is a very common program error. The C standard does not say that the null pointer is the same as the pointer to memory address 0, though that may be the case in practice. Most operating systems map the null pointer’s address such that accessing it causes a segmentation fault. This behavior is not guaranteed by the C standard. Dereferencing a null pointer is undefined behavior in C, and a conforming implementation is allowed to assume that any pointer that is dereferenced is not null.

int *ptr = NULL;
printf("%d", *ptr);

This sample code creates a null pointer, and then tries to access its value (read the value). Doing so causes a segmentation fault at runtime on many operating systems.

Dereferencing a null pointer and then assigning to it (writing a value to a non-existent target) also usually causes a segmentation fault:

int *ptr = NULL;
*ptr = 1;

The following code includes a null pointer dereference, but when compiled will often not result in a segmentation fault, as the value is unused and thus the dereference will often be optimized away by dead code elimination:

int *ptr = NULL;
*ptr;

Stack overflow

Another example is recursion without a base case:

int main(void)
{
    main();
    return ;
}

which causes the stack to overflow which results in a segmentation fault. Infinite recursion may not necessarily result in a stack overflow depending on the language, optimizations performed by the compiler and the exact structure of a code. In this case, the behavior of unreachable code (the return statement) is undefined, so the compiler can eliminate it and use a tail call optimization that might result in no stack usage. Other optimizations could include translating the recursion into iteration, which given the structure of the example function would result in the program running forever, while probably not overflowing its stack.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Wine ошибка dde
  • Windraw ошибка подключения к серверу
  • Windowsupdate 80072efe ошибка
  • Windowstrustedrt sys windows 10 ошибка
  • Windows перенаправление вывода ошибок