Размещено 3 года назад по предмету
Русский язык
от Aominedaikiknblove
-
Ответ на вопрос
Ответ на вопрос дан
ga543918Ответ:
6
Объяснение:
Оглянуться можно только назад, я так думаю
-
Ответ на вопрос
Ответ на вопрос дан
mariebenzoОтвет:
1. без очень
2. без народный
3. опустить
4. не кладите
5. без человеком
6. оглянуться назад
7. приклонить(в значении физического поворота головы)
8. согнуть колени/склонить голову
9. одержать победу
10. не забив голов
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Народный фольклор это лексическая ошибка
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Можно говорить о разных типах молодёжных театров, среди них – традиционный реалистический театр (тяготеющий к психологической драме), театр на основе народного фольклора, игровой праздничный театр, театр абсурда.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведём верное написание.
Можно говорить о разных типах молодёжных театров, среди них – традиционный реалистический театр (тяготеющий к психологической драме), театр на основе фольклора, игровой праздничный театр, театр абсурда.
В предложении лишним было слово «народного», т.к. оно относилось к слову «фольклора». Это тавтология.
замените разговорное слово стилистически нейтральным синонимом в предложении, запишите это слово;
замените книжное слово стилистически нейтральным синонимом в предложении, запишите это слово;
замените разговорное словосочетание стилистически нейтральным, запишите это словосочетание.
1. Что нужно знать, выполняя данное задание?
Синонимы — это слова, чаще всего одной части речи, различные по звучанию, но тождественные или близкие по лексическому значению , нередко отличающиеся стилистической окраской: здесь — тут, смотреть — глядеть мыслить — думать, жестокий — безжалостный, окрестность — округа и т.д.
Группа слов, состоящая из нескольких синонимов, называется синонимическим рядом: спать— почивать— дрыхнуть .
Первое слово спать— является стилистически нейтральным, т.к. наиболее употребительное, может быть использовано в любом стиле речи, обладает минимальной экспрессией; в словаре стоит первым в синонимическом ряду. Слово почивать используется в основном в книжном стиле, придает речи архаический характер (так говорили в старину). Дрыхнуть — этот синоним звучит грубо (такие слова называют просторечными) и употребляется в разговорной речи.
2. Что нужно понимать, выполняя данное задание? Что разговорные слова — это слова, разрешённые в непринуждённой устной речи. И что их можно использовать только в определённых условиях. Чтобы не заменить одно разговорное слово на другое, необходима помощь словарей. Нам помогают толковые словари известных авторов Ожегова, Ефремовой, а также словарь синонимов Александрова.
При поиске слова обращаем внимание на пометки: разг., прост. и слова с такими пометками ни в коем случае не выбираем в качестве ответа.
Рассмотрим пример. Мы замешкались в пути, поэтому пришли к назначенному месту затемно
В словаре Ожегова: ЗАМЕ́ШКАТЬСЯ, -аюсь, -аешься; совер. (разг.). Задержаться, пробыть дольше, чем нужно где-н.; замедлить. З. у приятеля. З. с ответом.
Как видно из статьи, нет у этого слова нейтрального значения, поэтому нужно искать другие слова. Как правило, в толковании это слово уже есть, вот оно — «задержаться». Найти больше слов-синонимов нам поможет практический словарь синонимов Александрова. В поисках слова «замешкаться» мы попадаем на статью со словом
ЗАДЕРЖАТЬСЯ и его значениями:
1. застрять (разг.)
/ о человеке: промедлить;
засесть, завязнуть, замешкаться, промешкать, помешкать, закопаться, проканителиться (разг.)
// в гостях или за работой: засидеться (разг.)
// в гостях, загоститься (разг.)
/ о деле: замедлиться, затянуться;
затормозиться, застопориться (разг.)
Обратите внимания, сколько слов имеют пометку разг! Таким образом, мы видим, что слово «замешкаться» заменить нужно нейтральным словом ЗАДЕРЖАЛИСЬ, и это самый точный, самый верный ответ. Нам не подойдут ни «промедлить», ни «замедлиться», ни «затянуться», потому что наше слово в предложении имеет определённое значение.
Итак, алгоритм выполнения задания будет таков:
1. Прочитайте предложение и определите лексическое значение указанного в задании слова.
2. Подберите к этому слову возможные синонимы.
3. Определите, какой из этих синонимов
− не носит оттенка книжности и разговорности;
− обладает минимальной экспрессией ( то есть в нём практически нет эмоций);
− стоит первым в синонимическом ряду, открывая его.
4. Вставьте слово в предложение, при оно должно подходить и по грамматическим признакам, и по значению.
3. Учитывайте особенности внесения ответа в поле «ответ»
1) Впишите в поле ответ ОДНО выбранное слово (или словосочетание).
2) Проверьте, верна ли форма рода, числа, времени, вида. Помните, что мы заменяем одно слово другим, поэтому нельзя вместо вида несовершенного совершенный, вместо настоящего прошедшее время и т.п. Ставьте слово в ТОЙ ЖЕ форме, что и в предложении.
3) Частицы НЕ, БЫ писать в ответ не нужно.
4) Иногда встречаются задания, в которых указанная форма в задании не совпадает с формой в предложении. Например, в условии «Замените слово закидывать. в предложени..», а в предложении «закидывали». В этом случае нужно писать ту форму, что в условии. Если же на экзамене попадётся такое задание, непременно обратите на этот факт внимание ассистентов, вплоть до написания заявления.
5) В связи с тем, что количество синонимов может достигать 5-6 слов, в поле «ответ» редактор вводит НЕ БОЛЕЕ ТРЁХ слов.
Остальные — возможные, допустимые или невозможные — написаны в пояснению к заданию. Настоятельно рекомендуем не предлагать новые слова, а придерживаться правила: самое верное слово ПЕРВОЕ в ряду синонимов . И тогда балл за это задание вы непременно получите.
Презентация по русскому языку «Речевые нормы и речевые ошибки»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Речевые нормы и речевые ошибки Теория и практика подготовки к ЦТ
Речевые ошибки, обусловленные нарушением лексических норм Вид ошибки Примеры Правильный вариант 1. Употребление слова в несвойственном ему значении Всю четвертую декаду апреля было холодно. Всю последнюю декаду апреля было холодно. (Слово декада имеет значение ‘десять дней’.)
Речевые ошибки, обусловленные нарушением лексических норм Вид ошибки Примеры Правильный вариант 2. Нарушение лексической сочетаемости слов У Ирины карие волосы и зеленые глаза. У Ирины каштановые волосы и зеленые глаза. (Прилагательное карий имеет значение ‘темно-коричневый’, но сочетается только со словом глаза.)
Речевые ошибки, обусловленные нарушением лексических норм Вид ошибки Примеры Правильный вариант 3.Употреб-лениелишнего слова (речеваяизбыточ-ность) Моя бабушка любит народный фольклор. В своем стихотворении «Смерть поэта» М. Ю. Лермонтов обличает тех, кто был виновен в гибели А. С. Пушкина. Моя бабушка любит фольклор. (Существительное фольклор имеет значение ‘народное творчество’.) В стихотворении «Смерть поэта» М. Ю. Лермонтов обличает тех, кто был виновен в гибели А. С. Пушкина.
Речевые ошибки, обусловленные нарушением лексических норм Вид ошибки Примеры Правиль-ныйвариант 4. Пропуск необходимого слова, приводящий к искажению мысли или подмене понятий (речевая недостаточность) В читальный зал в одежде не входить! В читальный зал в верхней одежде не входить!
Речевые ошибки, обусловленные нарушением лексических норм Вид ошибки Примеры Правильный вариант 5. Употребление многозначных слов или омонимов, приводящее к двусмысленно-сти На олимпиаде по русскому языку я потерял очки из-за невнимательности. На олимпиаде по русскому языку я потеря! баллы из-за невнимательности. (Очки — баллы или оптический прибор?)
Речевые ошибки, обусловленные нарушением лексических норм Вид ошибки Примеры Правильный вариант 6. Двусмыслен-ностьвысказывания при неудачномиспользова-нииместоимений Профессор сказал ассистенту, что его предположение оказалось правильным. Профессор сказал, что предположение ассистента оказалось правильным. (Чье предположение: профессора или ассистента?)
Речевые ошибки, обусловленные нарушением лексических норм Вид ошибки Примеры Правильный вариант 7. Смешение паронимов В ёлочном лесу зелёнки обычно не растут. В еловом лесу зелёнки обычно не растут. (Ёлочный — относящийся к ёлке, украшенной к празднику: ёлочные игрушки. Еловый — 1) относящийся к ели, состоящий из елей: еловая ветка, еловый лес; 2) сделанный из ели: еловый стол.)
Речевые ошибки, обусловленные нарушением лексических норм Вид ошибки Примеры Правильный вариант 8. Неудачный выбор одного из синонимов Адвокат добивался, чтобы его подзащитного обелили. Адвокат добивался, чтобы его подзащитного оправдали. (Слово обелить имеет разговорную окраску.)
Речевые ошибки, обусловленные нарушением лексических норм Вид ошибки Примеры Правильный вариант 9. Неуместное повторение одних и тех же либо однокоренных слов В рассказе А. П. Чехова «Ионыч» рассказывается обИоныче. В рассказе А. П. Чехова «Ионыч» говорится (повествуется, идет речь) о враче.
Речевые ошибки, обусловленные нарушением лексических норм Вид ошибки Примеры Правильный вариант 10. Неуместное употребление диалектной, просторечной, жаргонной лексики Своевременная и качественная прополка бураков способствует хорошему урожаю. Расчет за продукцию производится как в российских рублях, так и в баксах. Своевременная и качественная прополка свёклы способствует хорошему урожаю. Расчет за продукцию производится как в российских рублях, так и в долларах.
Речевые ошибки, обусловленные нарушением лексических норм Вид ошибки Примеры Правильный вариант 11. Смешение лексики разныхисторичес-ких эпох ПетрIснял пиджак, засучил рукава и принялся за работу. Слово пиджак появилось в русском языке только вXIXвеке
1. Отметьте слова, лексическое значение которых определено верно. 1. Геральдика — составление, истолкование и изучение гербов. 2. Гипертония — понижение кровяного давления. 3. Индукция — логическое умозаключение от частных, единичных случаев к общему выводу. 4. Фауна — животный мир. 5. Флора — растительный мир. 6. Экстенсивный — связанный с количественным (а не качественным) изменением, увеличением, развитием. 7. Эпиляция — обжалование какого-либо решения, постановления.
2. Найдите слова, употребленные в несвойственном им значении. Объясните лексическое значение данных слов. 1. Этот фильм — настоящий бестселлер. 2. При поездке за границу я не бегаю по магазинам и рынкам, чтобы купить разные вещи и продукты, а предпочитаю экскурсионный шоп-тур. 3. Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими. 4. Коттоновые брюки, сшитые из шерстяной ткани, мнутся гораздо меньше льняных. 5. Эмигрант — это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.
3. Отметьте предложения, в которых предлог «благодаря» употреблен в соответствии с его значением. Учтите при этом, что данный предлог по происхождению и по смыслу связан с глаголом «благодарить» и употребляется при указании на «положительные» причины. 1. Благодаря постоянным дождям, никак не удается увеличить темп уборки зерновых. 2. Благодаря обильным дождям, прошедшим в мае, посевы взошли хорошо. 3. Благодаря дождливому июню и жаркому июлю, черника была крупная и сладкая. 4. Благодаря легкому недомоганию, я не пошла в школу и успела дочитать эпопею «Война и мир». 5. Многие не поступили в вузы благодаря низкому уровню знаний.
4. Выберите из данных в скобках предлогов тот, который уместен в предложенном высказывании. Учтите при этом, что: предлог «ввиду» употребляется при указании на то, что еще будет; предлог «вследствие» употребляется при указании на уже произошедшее. 1. (Ввиду, вследствие) многочисленных просьб радиослушателей повторяем передачу, вышедшую в эфир на прошлой неделе. 2. Уважаемые жильцы! (Ввиду, вследствие) предстоящего завтра, 12 июня, ремонта водопровода просим вас запастись водой заблаговременно. 3. (Ввиду, вследствие) отсутствия состава преступления дело было закрыто. 4. (Ввиду, вследствие) употребления слова в несвойственном ему значении возникает речевая ошибка.
5. Выберите из слов в скобках необходимые (с учетом лексической сочетаемости слов). (Облокотиться, опереться) спиной, заклятый (друг, враг), вороной (конь, цвет), оказать (помощь, внимание, содействие), стоимость (высокая, дорогая), цена (низкая, дешевая), одержать (победу, поражение, успех, удачу), играть (значение, роль), (оказывать, производить) впечатление, утолить (жажду, голод, печаль, страх), отъявленный (лодырь, умница), плеяда (талантливых ученых, сквернословящих хулиганов), обречен (на успех, на провал), (наступила, началась) война, стая (ворон, зайцев, волков), неминуемый (успех, провал), глубокая (старость, юность, ночь), ранний (вечер, день).
6. Докажите, что в каждом из данных предложений есть речевая ошибка. Определите вид ошибки: а) употребление слова в несвойственном ему значении; б) нарушение лексической сочетаемости слов. 1. Будьте внимательны, впуская в квартиру незнакомых людей; этим вы избежите участия быть потерпевшим от мошенничества. 2. В прошлом году мы оборудовали пляж скамейками, навесами и другими мероприятиями. 3. Большую часть нашего экспорта мы продаем в другие страны. 4. Вся страна праздновала эту знаменательную цифру. 5. Лосиха сидела на солнышке.
6. Докажите, что в каждом из данных предложений есть речевая ошибка. Определите вид ошибки: а) употребление слова в несвойственном ему значении; б) нарушение лексической сочетаемости слов. 6. Андреевич выглянул из-за леса. 7. Зверь замер, растопырив взгляд. 8. Мне в голову пришла такая интуиция. 9. При этом он слегка выздоровел. 10. Каждая книга — это пласт людей, которые украшают землю, страдают, любят, радуются.
7. Отметьте предложения, в которых употребление многозначных слов или омонимов приводит к двусмысленности высказывания. Подчеркните данные слова. 1. Можешь не сомневаться: он обязательно всё донесет. 2. Анализы крови у детей из Брагина и Минска были отличные. 3. Учитель просмотрел некоторые ошибки в сочинениях трех учеников. 4. В документах допускаются различные ошибки. 5. Мы внимательно прослушали рекомендации врача.
8. Подчеркните тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании. Продлить (абонент, абонемент), (архитекторский, архитектурный) коллектив, (будняя, будничная) одежда, (ветреный, ветряной) человек, (впечатлительное, впечатляющее) зрелище, (гарантийная, гарантированная) зарплата, (глинистая, глиняная) ваза, осиное (гнездо, гнездовье), (голосистые, голосовые) связки, (гречишное, гречневое) поле, (двухгодичный, двухгодовалый) жеребенок, (деревянная, древесная) кора, (корневое, коренное) население, (лобная, лобовая) атака, (луковичный, луковый) привкус, (луковичная, луковая) форма куполов, (националистический, национальный) костюм, (снискать, сыскать) уважение.
9. Найдите и исправьте ошибки в употреблении паронимов. 1. Как человек, дельфины не могли жить без воздуха и поднимались, чтобы вздохнуть воздух. 2. Паркет. Высотный потолок. 3. Весьма гневливый и задиристый в отношении старухи тон как-то сразу и пропал. 4. И в то же время горделивый своим происхождением человек имел все привычки мужика. 5. Боль была очень сильной, временами нетерпимой. 6. И тогда в лесистых чащобах рождаются полчища кровожадного гнуса.
10. Замените неуместно употребленные однокоренные слова синонимами. 1. Писатель писал роман в послевоенные годы. 2. Лесник знает в своем лесничестве каждое деревце. 3. Герои-подпольщики вели себя героически. 4. Илюша говорил, что случился этот случай на Варнавицах. 5. В поэме «Мертвые души» изображены образы помещиков.
11. Отметьте предложения, в которых допущено смешение лексики разных исторических эпох. Найдите неуместно употребленные слова, замените их необходимыми. 1. В X веке к июню каждого года купцы свозили свой товар в Киев, где их поджидали менеджеры князя и бояр. 2. В начале XII века с половцами был заключен выгодный для России мир. 3. Летописец засвидетельствовал, что в 1281 году в Орду угнали множество мужчин, женщин и детей, опустошили города, волости и агрогородки, разграбили монастыри и церкви. 4. В конце XIX века в большинстве мелких кустарных мастерских крепостные работали на капиталистов, так как зависели от них. 5. Владимир Мономах был мудрым правителем, славным воином и патриотом земли русской.
12. Пользуясь приведенной таблицей «Речевые ошибки, обусловленные нарушением лексических норм», определите вид речевой ошибки (поставьте соответствующий номер) 1. С вами будут беседовать ученые, которые активно влияют на положительные позитивные изменения в мире. 2. Мать постоянно была на работе, и большую часть времени мальчик был представлен самому себе. 3. Трилогия Ю. Бондарева «Берег», «Выбор», «Игра», «Искушение» посвящена послевоенной судьбе русской интеллигенции. 4. На последней стороне обложки — цитата из вышеназванного языковеда. 5. Игорь с отцом посадили березку, когда ему исполнилось тридцать лет. 6. Эти районы загрязнены в результате взрыва чернобыльской катастрофы. 7. Магазин «Богатырь » я обошел быстро.
13. Найдите речевые ошибки и охарактеризуйте их. 1. Эти команды и вышли в окончательный финал. 2. На территории Замчища были обнаружены останки древнего храма. 3. Наведывались в эту деревню этнографы, изучали местный быт, записывали народный фольклор. 4. С правой стороны дороги — лесистая Налибокская пуща. 5. Услышав звонок в дверь, Ирина стала быстро надеваться. 6. Наша задача — завершить внедрение стандартов в этом текущем году. 7. Мы предприняли областную комплексную программу «Кадры: 2005— 2007 годы». 8. Кирилл вышел во двор, набрал поленницу дров и принес к печке. 9. Экскурсовод сказал что-то водителю по-латвийски.
Речевые ошибки, обусловленные нарушением фразеологических норм ескими пятнами — одним словом, кровь с молоком. Вид ошибки Примеры Правильный вариант 1. Употребление фразеологизмов в несвойственном им значении Его лицо было бледное, с красными аллергическими пятнами — одним словом, кровь с молоком. Фразеологизм кровь с молоком имеет значения: 1) здоровый, цветущий, с хорошим цветом лица (о человеке); 2) свежее, румяное (о лице)
Речевые ошибки, обусловленные нарушением фразеологических норм Вид ошибки Примеры Правильный вариант 2. Нарушение лексического состава фразеологизма Иванов и Петров — одного поля птицы. 2. Ты такой мечтатель, постоянно витаешь в высоких облаках. Иванов и Петров — одного поля ягоды. 2. Ты такой мечтатель, постоянно витаешь в облаках.
Речевые ошибки, обусловленные нарушением фразеологических норм Вид ошибки Примеры Правильный вариант 3. Смешение фразеологизмов (чащесинонимич-ных) Нечего всех стричь на один аршин. Нечего всех стричь под одну гребенку. 2. Нечего всех на один аршин мерить. (Синонимичные фразеологизмы: мерить на один аршин, т.е. подходить ко всем одинаково, без различий; стричь под одну гребенку, т.е. уравнивать всех в каком-либо отношении, не учитывать различий между кем-либо.)
Речевые ошибки, обусловленные нарушением фразеологических норм Вид ошибки Примеры Правильный вариант 4. Нарушениеграмматичес-кой устойчивости фразеологизма Дед держал внука в ежовой рукавице. Дед держал внука в ежовых рукавицах.
1. Установите соответствие между фразеологизмами и их значениями: А. Балалайка бесструнная 1. О том, кто причастен к чему-либо неблаговидному, предосудительному Б. Рыльце в пушку 2. Что-то неясное, непонятное, незнакомое В. Китайская грамота 3. Очень болтливый, неделовой человек Г. Развесистая клюква 4. Что-либо до нелепости неправдоподобное Д. От альфы до омеги 5. От начала до конца
2. Отметьте, какие из данных фразеологизмов-синонимов вам известны. Какое общее значение имеют эти фразеологизмы? Не оставить камня на камне, разнести в щепки, стереть в порошок, развеять в прах, стереть с лица земли, разорвать в клочья, вырвать с корнем, выжечь каленым железом, предать огню и мечу, свести на нет, оставить рожки да ножки.
3. Отметьте фразеологизмы, значение которых определено верно. 1. Гусь лапчатый — бесхитростный, тихий, скромный человек. 2. Куда кривая вывезет — как получится, как выйдет. 3. Прийти к шапочному разбору — прийти к открытию магазина, рынка. 4. Дать от ворот поворот — указать дорогу неправильно. 5. Сума переметная — человеку легко меняющий свои убеждения, быстро переходящий на сторону противника.
4. Отметьте предложения, в которых фразеологизмы употреблены в соответствии с их значением. 1. Не посыпай себе голову пеплом: может, всё еще будет хорошо. 2. Петренко — дальний наш родственник, седьмая вода на киселе. 3. Зачем лезть в бутылку? Причин для возмущения никаких нет. 4. Малыш искренне обиделся, и из его глаз тут же покатились огромные, с горох, крокодиловы слезы. 5. Тут нельзя валить через пень колоду, надо всё делать быстро и качественно.
5. Отметьте конструкции, в которых не нарушен лексический состав фразеологизмов. 1. Подлить жиру в огонь. 2. Пройти сквозь огонь, воду и железные трубы. 3. Буря в целом стакане воды. 4. Ни в медный грош не ставит. 5. Чужими руками жар загребать.
6. Отметьте предложения, в которых нарушен лексический состав фразеологизмов. Исправьте речевые ошибки. 1. Почему ты без настроения, какая мошка тебя укусила? 2. Петю жена здорово под сапогом держит! 3. Эй, рвем подметки: сторож идет! 4. Факты надо не высасывать из чужого пальца, а кропотливо собирать. 5. Эх ты, грибник: в пяти соснах заблудился!
7. Отметьте сочетания, в которых произошло смешение синонимичных фразеологизмов. Запишите эти фразеологизмы, устно объясните их значение. 1. Подрубить под крылья. 2. Не стоит выеденного гроша. 3. Носиться как курица с писаной торбой. 4. Одним тестом мазаны. 5. Травленый воробей.
8. Исправьте ошибки, вызванные нарушением грамматической устойчивости фразеологизмов. 1. Вставлять палку в колесо — 2. Колосс на глиняной ноге — 3. С открывающимся забралом — 4. Заблудившаяся овца — 5. Труд Сизифа —
9. Отметьте предложения без речевых ошибок. 1. Наутро Арсений вскочил ни свет ни заря: часы показывали только половину пятого. 2. Иван ростом больше двух метров, настоящая коломенская верста. 3. Город достаточно большой, на кривой не объедешь. 4. Во всех ситуациях дед умел выйти живым из воды. 5. Не успел он бровью шевельнуть, как оказался укутанным в теплое одеяло.
10. Отметьте предложения с речевыми ошибками. Исправьте ошибки. 1. Наши ребята не упадут носом в грязь. 2. Отлично сделано! Комар носа не подточит! 3. Прекращай курить фимиам, хватит этой лести. Лучше честно выскажи свое мнение. 4. У нашей хозяйки зимой льда не выпросишь. 5. Фрицев была чертовская дюжина, как раз тринадцать человек.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 784 человека из 80 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 333 человека из 60 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 336 человек из 67 регионов
- Намесникова Наталья ВасильевнаНаписать 2443 26.01.2020
Номер материала: ДБ-955170
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 26.01.2020 17
- 26.01.2020 28
- 26.01.2020 7
- 26.01.2020 17
- 26.01.2020 6
- 26.01.2020 23
- 26.01.2020 19
- 26.01.2020 30
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Большинство московских родителей поддерживают экспресс-тестирование на ковид в школах
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме
Время чтения: 1 минута
Российские педагоги чаще всего жалуются на излишнюю отчетность и низкую зарплату
Время чтения: 2 минуты
В России запустили «Школу общественной дипломатии» для малочисленных народов
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор открыл горячую линию по вопросам контрольных в школах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Лексические ошибки и способы их предотвращения
Аннотация: в статье даны методические рекомендации по предотвращению у учащихся лексических ошибок. Продемонстрированы формы работы с разными типами лексических ошибок: как изучаемых, так и не изучаемых в школьной программе. Приведены примеры лексической работы с художественными текстами.
- Автор записи
Автор: Алена Чернолихова
Дата записи
Ответственный за размещение информации:
Виктория Разводовская
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
О сайте
«Слово учителю» – электронное издание Городского методического центра департамента образования Москвы. Оно было создано в 2014 году для обмена педагогическим опытом и развития образовательного пространства столицы.
Здесь публикуются авторские статьи с результатами педагогических и управленческих образовательных инноваций, сценарии уроков для педагогов-практиков, методистов, молодых ученых и учителей.
Авторы могут получить Электронное свидетельство о публикации на почту.
Найдите нас
Адрес
109004, Москва, Товарищеский переулок, 22.
CЛОВО
УЧИТЕЛЮ
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-57282 от 12 марта 2014 г. ISSN 2313-1136
Все права защищены. При цитировании материалов ссылка на сайт «Слово учителю» обязательна.
источники:
http://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-yazyku-rechevye-normy-i-rechevye-oshibki-4098062.html
http://slovo.mosmetod.ru/2019/02/15/leksicheskie-oshibki-i-sposoby-ih-predotvrashheniya/
Тема урока Практикум по устранению недостатков речи
Цель урока: дать понятие о грамматических и речевых ошибках, на конкретных
примерах неправильного словоупотребления рассмотреть типы грамматических и
речевых ошибок и причины их появления в речи
Ход урока
I. Организационный момент
II. Объявление темы и цели урока
III.
Работа над темой урока
1. Работа над понятиями
Грамматические ошибки – отклонение от грамматических норм (неправильное
словообразование, нарушение связей управления или согласования в словосочетании,
ошибки в структуре предложения).
Грамматические ошибки
/ !
словообразовательные морфологические синтаксические
ошибки ошибки ошибки
Комсомольцы – освоители
Много время Они о
чем-то смеются
целины (ошибка
в форме сущ.) (над чем-то)
(образовано по модели Он
более умнее Молодежь работают
покорить –
покоритель) (две формы сравнит. (работает)
степени
прилагат.)
Ихние
привычки
(просторечная
форма
местоимения)
Они
хочут
Он
ложит вещи
(ненормативное
образование
глагола)
2. Практикум по устранению грамматических ошибок
(фронтально)
Задание: определите тип грамматической ошибки и причину ее возникновения,
назовите правильный вариант.
—
Убольшить на три (увеличить)
– словообразовательная ошибка
—
У меня много свободного время (времени) – морфологическая ошибка (сущ. на
–мя склоняется как обычное сущ. ср. р.)
—
Петя был послабже, чем его товарищ (слабее) – морфолог. ошибка (неправильно
образована сравнительная степень прилагательного)
—
Последние темы более уже по содержанию (уже, более узкие) – морфолог. ошибка (две
формы сравнит. степени – простая и составная)
—
Ихние привычки меня
раздражают – морфолог. ошибка
(просторечная форма местоимения)
—
Он должен за ее бороться – морфолог. ошибка (местоимение без Н)
—
Я сегодня победю обязательно – морфолог. ошибка (недостаточный глагол –
одержу победу)
—
Они хочут прийти в пять – морфолог. ошибка (ненормативное образование
глагола)
—
Не ложи вещи на стол – морфолог. ошибка (ненормативное образование глагола)
—
Надо покласть книги в шкаф – морфолог. ошибка (ненормативное образование
глагола)
—
Буду убираться в классе – морфолог. ошибка (без –ся)
—
Мое фамилие – морфолог. ошибка (сущ. должно быть ср. р.)
—
Он хотит пойти с нами – морфолог. ошибка (ненормативное образование глагола)
—
Не ложите руки на стол – морфолог. ошибка (не нормативное образование
глагола)
—
Куда ложить тетрадь? – морфолог. ошибка (ненормативное образование глагола)
—
Покладите на стол – морфолог. ошибка (ненормативное образование глагола)
—
У меня много делов – морфолог. ошибка (неправильное образование формы сущ.
ср. р. в Р.п. мн. ч. – образовано так, как сущ. м.р.)
—
Много курей – морфолог. ошибка (кур)
—
Описывают о школьном музее – синтаксическая ошибка (нужен В.п. – описывают
школьный музей)
—
Они о чем-то смеются – синтаксическая ошибка (нужен Т.п. — над чем-то)
—
Жажда к славе – синтаксическая ошибка (нужен Р.п. – жажда славы)
—
Молодежь самоотверженно работают на стройке – синтаксическая ошибка (глагол должен быть в ед.ч.)
—
Описывать о природе – синтаксическая ошибка (нужен В.п. – описывать природу)
—
Интересоваться о путешествиях – синтаксическая ошибка (нужен Т.п. –
интересоваться путешествиями)
—
Коснуться до проводов – синтаксическая ошибка (не нужен предлог)
—
Прийти со школы – синтаксическая ошибка (из школы)
—
Вернуться из прогулки – синтаксическая ошибка (с прогулки)
—
Я с мамой ездили к бабушке – синтаксическая ошибка (глагол должен быть в
форме ед.ч. или нужно употребить местоимение МЫ)
—
Больной попросил сестру налить себе воды – синтаксическая ошибка (неоправданное
употребление возвратного местоимения – двойственно прочтение просьбы: налить
воды больному или сестре?)
—
Генерал взял мальчика на воспитание, но по дороге он
заболел – синтаксическая ошибка
(употребление местоимения ОН создает двойственное прочтение: кто заболел –
генерал или мальчик?)
—
После обеда друзья уселись за стол с трубками – синтаксическая ошибка (двойственное прочтение: друзья
с трубками или стол с трубками?)
—
Если бы Илья Муромец сел на Алешиного коня, то он
бы не выдержал – синтаксическая
ошибка (кто: Илья Муромец, Алеша или конь?)
—
Петя позвал Шарика. Он замахнулся палкой – синтаксическая ошибка (кто: Петя или Шарик?)
—
Я видел детей с шарами. Они были красные и
желтые – синтаксическая ошибка
(дети или шары?)
—
Миша увидел ежа. Он испугался – синтаксическая ошибка (Миша или еж?)
3. Вопросы к учащимся
1. Дайте понятие грамматической ошибки.
2. Назовите типы грамматических ошибок.
3. Причины появления грамматических ошибок?
4. Работа над понятиями
Речевые недочеты – неправильное или неудачное употребление языковых
средств в речи (69% всех ошибок).
Речевые недочеты
/
семантические стилистические
— употребление слов
в — употребление слов иного
несвойственном ему
стиля
значении —
неуместное употребление
— смешение паронимов
употребление эмоционально-
— нарушение
лексической экспрессивной лексики
сочетаемости слов —
неуместное употребление
— плеоназм
диалектных или
— тавтология
просторечных слов
—
употребление штампов —
смешение лексики разных эпох
Плеоназм – употребление рядом или близко слов, в которых
повторяется одно и то же значение (взрослый мужчина, мокрый дождь).
Тавтология – употребление рядом или близко однокорневых слов (белоствольный
ствол, преграды преграждают).
Паронимы – слова, которые вследствие сходства в звучании и
частичного совпадения частей слова (корня) могут ошибочно использоваться в речи
одно вместо другого (представился – назвал свое имя, преставился – умер).
5. Практикум по устранению речевых недочетов
(фронтально)
—
Троекуров был роскошный помещик – семантическая ошибка (употребление слова в
несвойственном ему значении: роскошный, т.е. живущий в роскоши)
—
Он вошел, поддерживая шпагу – семантическая ошибка (употребление слова в
несвойственном ему значении: придерживая)
—
На мальчике была ободранная рубаха – семантическая ошибка (употребление слова в
несвойственном ему значении: изодранная)
—
Мальчик сделал подвиг – семантическая ошибка (употребление слова в
несвойственном ему значении: совершил)
—
Он попал в несчастье – семантическая ошибка (употребление слова в
несвойственном ему значении: попал в беду – случилось несчастье)
—
Остапа поймали в плен – семантическая ошибка (употребление слова в
несвойственном ему значении: взяли)
—
Эта шкатулка самодельной работы – семантическая ошибка (употребление слова в
несвойственном ему значении: ручной)
—
Взрывательной волной
выбило стекла в окнах – семантическая
ошибка (употребление слова в несвойственном ему значении: взрывной)
—
Ребята строят снежную бабу – семантическая ошибка (употребление слова в
несвойственном ему значении: лепят)
—
В саду собирают яблоки, фрукты, груши – семантическая ошибка (обобщающее слово)
—
Все люди и дети идут на площадь – семантическая ошибка (дети тоже люди)
—
По площади шли офицеры и моряки – семантическая ошибка (среди моряков тоже есть
офицеры)
—
Кругом желтеют желтые одуванчики – тавтология
—
Ночь переночевали в
лесу – тавтология
—
Журавль клювом клюнул мальчика – тавтология
—
Все люди празднуют этот праздник – тавтология
—
У ворот стоял пожилой старик – плеоназм
—
По улице бежал молодой щенок – плеоназм
—
В сентябре месяце мы приедем к вам в гости –
плеоназм
—
На ветке сидели пернатые птицы – плеоназм
—
Саша промахнулся мимо – плеоназм
—
Всадник одел шинель – паронимы (одевают кого-то, надевают что-то)
—
Мальчик одел пальто и шапку – паронимы
—
В течение часа абонемент был занят – паронимы (абонент)
—
Мы приобрели абонент на цикл концертов – паронимы (абонемент)
—
Этика – наука о
прекрасном, об искусстве, о художественном творчестве – паронимы (эстетика)
—
Ученые-генетики исследуют законы наследия – паронимы (наследственности)
—
Мне не понравился фамильный тон обращения – паронимы (фамильярный)
—
Наполеон прислал к Кутузову своего парламентария
– паронимы (парламентера)
6.
Самостоятельная работа учащихся по устранению грамматических ошибок и речевых
недочетов
Задание: определите тип грамматической ошибки и причину ее возникновения,
назовите правильный вариант
І вариант
—
Дубровский застрелил медведя. Троекуров велел с
него снять шкуру.
—
На площади возвышалось очень громадное здание.
—
Шалуны обо всем признались.
—
Оплатите за проезд.
—
Я изучаю народный фольклор.
—
Не ложите вещи на диван.
—
Это был памятник Тараса Шевченко.
—
Мы пришли с магазина.
—
Я забыл отпустить письмо в почтовый ящик.
—
Саша пошел до терапевта.
—
Директор должен быть строгим и справедливым
человеком.
—
Мама послала Витю по термос.
—
За этот случай мне рассказала Оля.
—
Оглянуться вперед.
—
Преклонить голову.
—
Склонить колени.
—
Одержать поражение.
—
Ихний сад находится за речкой.
—
Наши ребята привыкли все хорошее брать друг у
друга.
—
Футболисты сегодня ушли с поля без голов.
—
Многие животные в пустыне бросаются в спячку.
ІІ вариант
—
Можно спросить вопрос?
—
Вернуться обратно.
—
Упал вниз.
—
Он хотит со мной дружить.
—
Он говорил, жестикулируя руками.
—
Работали молча, без слов.
—
В мае месяце закончится подписка на журнал.
—
Планы на будущее у меня огромные.
—
Маме и сестре я привез из Лондона памятные
сувениры.
—
Ведущий лидер у нас Юра.
—
Мама купила на рынке двух курей.
—
Дети до пяти лет проходят в цирк только на руках.
—
В кабинете литературы на стене висят великие
писатели.
—
Сережа сказал, что я приду к вам вечером.
—
Я пью чай с лимоном и с удовольствием.
—
Мама приехала с Киева.
—
Вороны делают свои гнезда на деревьях.
—
Я вернулся со школы поздно.
—
Рыбу он слаживал под себя.
—
Я несколько раз рассказывал этот рассказ.
—
Медведи сходно с барсуками впадают в спячку.
IV. Подведение итогов урока
Определите тип грамматической ошибки и причину ее возникновения, напишите
правильный вариант:
—
Шалуны обо всем признались.
—
Я изучаю народный фольклор.
—
Не ложите вещи на диван.
—
Мы пришли с магазина.
—
Я забыл отпустить письмо в почтовый ящик.
—
Саша пошел до терапевта.
—
Директор должен быть строгим и справедливым человеком.
—
Мама послала Витю по термос.
—
За этот случай мне рассказала Оля.
—
Наши ребята привыкли все хорошее брать друг у друга.
—
Футболисты сегодня ушли с поля без голов.
—
Многие животные в пустыне бросаются в спячку.
жду объяснение всего
Тема урока Практикум по устранению недостатков речи
Цель урока: дать понятие о грамматических и речевых ошибках, на конкретных
примерах неправильного словоупотребления рассмотреть типы грамматических и
речевых ошибок и причины их появления в речи
Ход урока
I. Организационный момент
II. Объявление темы и цели урока
III.
Работа над темой урока
1. Работа над понятиями
Грамматические ошибки – отклонение от грамматических норм (неправильное
словообразование, нарушение связей управления или согласования в словосочетании,
ошибки в структуре предложения).
Грамматические ошибки
/ !
словообразовательные морфологические синтаксические
ошибки ошибки ошибки
Комсомольцы – освоители
Много время Они о
чем-то смеются
целины (ошибка
в форме сущ.) (над чем-то)
(образовано по модели Он
более умнее Молодежь работают
покорить –
покоритель) (две формы сравнит. (работает)
степени
прилагат.)
Ихние
привычки
(просторечная
форма
местоимения)
Они
хочут
Он
ложит вещи
(ненормативное
образование
глагола)
2. Практикум по устранению грамматических ошибок
(фронтально)
Задание: определите тип грамматической ошибки и причину ее возникновения,
назовите правильный вариант.
—
Убольшить на три (увеличить)
– словообразовательная ошибка
—
У меня много свободного время (времени) – морфологическая ошибка (сущ. на
–мя склоняется как обычное сущ. ср. р.)
—
Петя был послабже, чем его товарищ (слабее) – морфолог. ошибка (неправильно
образована сравнительная степень прилагательного)
—
Последние темы более уже по содержанию (уже, более узкие) – морфолог. ошибка (две
формы сравнит. степени – простая и составная)
—
Ихние привычки меня
раздражают – морфолог. ошибка
(просторечная форма местоимения)
—
Он должен за ее бороться – морфолог. ошибка (местоимение без Н)
—
Я сегодня победю обязательно – морфолог. ошибка (недостаточный глагол –
одержу победу)
—
Они хочут прийти в пять – морфолог. ошибка (ненормативное образование
глагола)
—
Не ложи вещи на стол – морфолог. ошибка (ненормативное образование глагола)
—
Надо покласть книги в шкаф – морфолог. ошибка (ненормативное образование
глагола)
—
Буду убираться в классе – морфолог. ошибка (без –ся)
—
Мое фамилие – морфолог. ошибка (сущ. должно быть ср. р.)
—
Он хотит пойти с нами – морфолог. ошибка (ненормативное образование глагола)
—
Не ложите руки на стол – морфолог. ошибка (не нормативное образование
глагола)
—
Куда ложить тетрадь? – морфолог. ошибка (ненормативное образование глагола)
—
Покладите на стол – морфолог. ошибка (ненормативное образование глагола)
—
У меня много делов – морфолог. ошибка (неправильное образование формы сущ.
ср. р. в Р.п. мн. ч. – образовано так, как сущ. м.р.)
—
Много курей – морфолог. ошибка (кур)
—
Описывают о школьном музее – синтаксическая ошибка (нужен В.п. – описывают
школьный музей)
—
Они о чем-то смеются – синтаксическая ошибка (нужен Т.п. — над чем-то)
—
Жажда к славе – синтаксическая ошибка (нужен Р.п. – жажда славы)
—
Молодежь самоотверженно работают на стройке – синтаксическая ошибка (глагол должен быть в ед.ч.)
—
Описывать о природе – синтаксическая ошибка (нужен В.п. – описывать природу)
—
Интересоваться о путешествиях – синтаксическая ошибка (нужен Т.п. –
интересоваться путешествиями)
—
Коснуться до проводов – синтаксическая ошибка (не нужен предлог)
—
Прийти со школы – синтаксическая ошибка (из школы)
—
Вернуться из прогулки – синтаксическая ошибка (с прогулки)
—
Я с мамой ездили к бабушке – синтаксическая ошибка (глагол должен быть в
форме ед.ч. или нужно употребить местоимение МЫ)
—
Больной попросил сестру налить себе воды – синтаксическая ошибка (неоправданное
употребление возвратного местоимения – двойственно прочтение просьбы: налить
воды больному или сестре?)
—
Генерал взял мальчика на воспитание, но по дороге он
заболел – синтаксическая ошибка
(употребление местоимения ОН создает двойственное прочтение: кто заболел –
генерал или мальчик?)
—
После обеда друзья уселись за стол с трубками – синтаксическая ошибка (двойственное прочтение: друзья
с трубками или стол с трубками?)
—
Если бы Илья Муромец сел на Алешиного коня, то он
бы не выдержал – синтаксическая
ошибка (кто: Илья Муромец, Алеша или конь?)
—
Петя позвал Шарика. Он замахнулся палкой – синтаксическая ошибка (кто: Петя или Шарик?)
—
Я видел детей с шарами. Они были красные и
желтые – синтаксическая ошибка
(дети или шары?)
—
Миша увидел ежа. Он испугался – синтаксическая ошибка (Миша или еж?)
3. Вопросы к учащимся
1. Дайте понятие грамматической ошибки.
2. Назовите типы грамматических ошибок.
3. Причины появления грамматических ошибок?
4. Работа над понятиями
Речевые недочеты – неправильное или неудачное употребление языковых
средств в речи (69% всех ошибок).
Речевые недочеты
/
семантические стилистические
— употребление слов
в — употребление слов иного
несвойственном ему
стиля
значении —
неуместное употребление
— смешение паронимов
употребление эмоционально-
— нарушение
лексической экспрессивной лексики
сочетаемости слов —
неуместное употребление
— плеоназм
диалектных или
— тавтология
просторечных слов
—
употребление штампов —
смешение лексики разных эпох
Плеоназм – употребление рядом или близко слов, в которых
повторяется одно и то же значение (взрослый мужчина, мокрый дождь).
Тавтология – употребление рядом или близко однокорневых слов (белоствольный
ствол, преграды преграждают).
Паронимы – слова, которые вследствие сходства в звучании и
частичного совпадения частей слова (корня) могут ошибочно использоваться в речи
одно вместо другого (представился – назвал свое имя, преставился – умер).
5. Практикум по устранению речевых недочетов
(фронтально)
—
Троекуров был роскошный помещик – семантическая ошибка (употребление слова в
несвойственном ему значении: роскошный, т.е. живущий в роскоши)
—
Он вошел, поддерживая шпагу – семантическая ошибка (употребление слова в
несвойственном ему значении: придерживая)
—
На мальчике была ободранная рубаха – семантическая ошибка (употребление слова в
несвойственном ему значении: изодранная)
—
Мальчик сделал подвиг – семантическая ошибка (употребление слова в
несвойственном ему значении: совершил)
—
Он попал в несчастье – семантическая ошибка (употребление слова в
несвойственном ему значении: попал в беду – случилось несчастье)
—
Остапа поймали в плен – семантическая ошибка (употребление слова в
несвойственном ему значении: взяли)
—
Эта шкатулка самодельной работы – семантическая ошибка (употребление слова в
несвойственном ему значении: ручной)
—
Взрывательной волной
выбило стекла в окнах – семантическая
ошибка (употребление слова в несвойственном ему значении: взрывной)
—
Ребята строят снежную бабу – семантическая ошибка (употребление слова в
несвойственном ему значении: лепят)
—
В саду собирают яблоки, фрукты, груши – семантическая ошибка (обобщающее слово)
—
Все люди и дети идут на площадь – семантическая ошибка (дети тоже люди)
—
По площади шли офицеры и моряки – семантическая ошибка (среди моряков тоже есть
офицеры)
—
Кругом желтеют желтые одуванчики – тавтология
—
Ночь переночевали в
лесу – тавтология
—
Журавль клювом клюнул мальчика – тавтология
—
Все люди празднуют этот праздник – тавтология
—
У ворот стоял пожилой старик – плеоназм
—
По улице бежал молодой щенок – плеоназм
—
В сентябре месяце мы приедем к вам в гости –
плеоназм
—
На ветке сидели пернатые птицы – плеоназм
—
Саша промахнулся мимо – плеоназм
—
Всадник одел шинель – паронимы (одевают кого-то, надевают что-то)
—
Мальчик одел пальто и шапку – паронимы
—
В течение часа абонемент был занят – паронимы (абонент)
—
Мы приобрели абонент на цикл концертов – паронимы (абонемент)
—
Этика – наука о
прекрасном, об искусстве, о художественном творчестве – паронимы (эстетика)
—
Ученые-генетики исследуют законы наследия – паронимы (наследственности)
—
Мне не понравился фамильный тон обращения – паронимы (фамильярный)
—
Наполеон прислал к Кутузову своего парламентария
– паронимы (парламентера)
6.
Самостоятельная работа учащихся по устранению грамматических ошибок и речевых
недочетов
Задание: определите тип грамматической ошибки и причину ее возникновения,
назовите правильный вариант
І вариант
—
Дубровский застрелил медведя. Троекуров велел с
него снять шкуру.
—
На площади возвышалось очень громадное здание.
—
Шалуны обо всем признались.
—
Оплатите за проезд.
—
Я изучаю народный фольклор.
—
Не ложите вещи на диван.
—
Это был памятник Тараса Шевченко.
—
Мы пришли с магазина.
—
Я забыл отпустить письмо в почтовый ящик.
—
Саша пошел до терапевта.
—
Директор должен быть строгим и справедливым
человеком.
—
Мама послала Витю по термос.
—
За этот случай мне рассказала Оля.
—
Оглянуться вперед.
—
Преклонить голову.
—
Склонить колени.
—
Одержать поражение.
—
Ихний сад находится за речкой.
—
Наши ребята привыкли все хорошее брать друг у
друга.
—
Футболисты сегодня ушли с поля без голов.
—
Многие животные в пустыне бросаются в спячку.
ІІ вариант
—
Можно спросить вопрос?
—
Вернуться обратно.
—
Упал вниз.
—
Он хотит со мной дружить.
—
Он говорил, жестикулируя руками.
—
Работали молча, без слов.
—
В мае месяце закончится подписка на журнал.
—
Планы на будущее у меня огромные.
—
Маме и сестре я привез из Лондона памятные
сувениры.
—
Ведущий лидер у нас Юра.
—
Мама купила на рынке двух курей.
—
Дети до пяти лет проходят в цирк только на руках.
—
В кабинете литературы на стене висят великие
писатели.
—
Сережа сказал, что я приду к вам вечером.
—
Я пью чай с лимоном и с удовольствием.
—
Мама приехала с Киева.
—
Вороны делают свои гнезда на деревьях.
—
Я вернулся со школы поздно.
—
Рыбу он слаживал под себя.
—
Я несколько раз рассказывал этот рассказ.
—
Медведи сходно с барсуками впадают в спячку.
IV. Подведение итогов урока
Прочитай. Определи речевые ошибки. Запиши предложения верно. Я посмотрел в окно. На улице был снежный снегопад. Холодный холодок
Ваш ответ
решение вопроса
Похожие вопросы
- Все категории
- экономические 43,277
- гуманитарные 33,618
- юридические 17,900
- школьный раздел 606,312
- разное 16,822
Популярное на сайте:
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
Типы и виды речевых ошибок в русском языке: примеры и исправления
Речевые ошибки случаются у каждого, если не во взрослом, то в детском возрасте. Возникают они, когда не соблюдаются лексические, либо стилистические языковые нормы.
Это отдельная категория наряду с грамматическими, этическими, орфографическими, логическими, фактическими, пунктуационными ошибками русского языка.
О том, какие бывают речевые ошибки, как их не допускать в своей речи, мы и поговорим.
Что такое речевая ошибка
Речевая ошибка — это неправильное употребление слов. В отличие, например, от грамматической, ее можно увидеть только в контексте.
Ошибки делают нашу речь неточной, некрасивой и даже непонятной.
Это может быть неправильное применение синонимов, антонимов, омонимов, неудачное употребление выразительных средств, неуместное использование диалектизмов, жаргонизмов, а также плеоназм (наличие в высказывании слов, имеющих одно и то же значение) и тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов).
Для наглядности классификация речевых ошибок по видам, с примерами и исправлениями, представлена в таблице:
Вот еще показательные примеры предложений с речевыми ошибками:
- Ему захотелось заглянуть на небо (неразличение оттенков значения слова, вносимых приставкой или суффиксом, правильно-взглянуть).
- Мы назначили встречу после дождичка в четверг (искажение образного значения фразеологизма в неудачно сформулированном контексте).
- Прозвучал не грустный, но и не минорный мотив (неверное построение антитезы и выбор антонимов).
- В этом пространстве располагался офис (ошибочный выбор синонима, правильно-помещение).
- Этот писатель написал много замечательных рассказов (тавтология — повторение близких по смыслу слов).
- Дождь шел всю ночь. Дождь даже не собирался заканчиваться (неоправданные повторения слова).
- Когда я вышел на улицу, то встретил своих друзей. Когда мы поболтали, я пошел в школу (однообразие в составлении предложений).
Если умные взрослые способны контролировать свою речь, то у детей это процесс иного рода. Богатый русский язык дает широкий простор для неуемной детской фантазии и творчества.
Детское словотворчество, результат которого хоть и не соответствует языковым нормам, но в полной мере раскрывает, по словам К. И. Чуковского, творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку.
Особенно часто речевые ошибки можно встретить у младших школьников. Окунаясь с головой в процесс познания, они допускают их, не задумываясь, на ходу исправляют, совершают новые и так постигают все премудрости родного языка.
Самые распространенные у них ошибки в речи — это:
- неправильное склонение по падежам (исполнение мечт);
- неверное употребление слов во множественном или единственном числе (одна качель);
- произвольное словообразование (дватый вместо второй);
- неточное использование предлогов (ходили в концерт).
В целом, допускаемые учащимися речевые ошибки можно подразделить на типы: лексико — стилистические, морфолого — стилистические, синтаксисо — стилистические.
Лексико-стилистические ошибки
К ним относятся повторения слов, употребление их в неточном значении, использование просторечий. Например:
- Ежик смешно пыхтел. Витя налил ежику молока. В комнату забежала собака, и ежик свернулся клубком.
- Мама одела плащ и пошла на работу.
- Полкан плелся взади.
Морфолого-стилистические ошибки
В этой группе — неправильно образованные слова. Например:
- он хотит;
- это ихний;
- работают малярщики;
- идут трудящие;
- крыша текет;
- много делов.
Синтаксисо-стилистические ошибки
Эти ошибки встречаются в словосочетаниях и предложениях из-за перестановки слов, несогласованности между словами, неправильных границ, неверного употребления местоимения. Например:
- Только под ногами шелестела листва.
- Вся компания дружно встретили Новый Год.
- Когда ребята пришли к реке. Там было много народу.
- Папа, когда пришел домой, он был очень уставшим.
Причины речевых ошибок
Почему мы совершаем ошибки в своей речи?
Причинами речевых ошибок принято считать:
- влияние среды;
- низкий уровень речевых навыков;
- индивидуальные особенности речи.
Речь окружающих оказывает влияние и на нашу речь. Это может быть диалектная, просторечная лексика (одежа, скипятить, послабже), а также не всегда соответствующая нормам литературного языка речь средств массовой информации.
Неправильное употребление лексических средств выразительности, непонимание значения употребляемых слов, склонение несклоняемых существительных и неверное согласование с ними прилагательных, ошибки типа “масло масляное”, несочетаемые слова — все это говорит о невысоком уровне речевых навыков.
Индивидуальные особенности речи, связанные с отклонением от норм литературного словоупотребления, могут выражаться в неуместном повторении какого-либо слова или выражения, склонности к использованию иностранных слов в разговоре, постоянном проглатывании слов в предложениях.
Как избежать ошибок в речи
Чтобы ваша речь не резала слух окружающим, попробуйте следующее:
- Изучите разные виды речевых ошибок и постарайтесь от них избавиться.
- Если у вас есть сомнение в правильности того или иного высказывания, лучше переформулируйте его.
- Если вам предстоит речь перед аудиторией, уточните все сомнительные моменты с помощью словарей, толкового, орфоэпического, сочетаемости слов русского языка, антонимов, синонимов, омонимов, иностранных слов и др.
- Больше читайте художественную литературу.
- Общайтесь с образованными людьми, культуре речи которых можно поучиться.
А самое главное — не оставайтесь равнодушными к качеству своей речи, меняйтесь, стремитесь к лучшему.
Так ли важно соблюдать культуру речи
Небрежная речь, изобилующая ошибками, как и неряшливость в одежде, производит неблагоприятное впечатление. Согласитесь, что человеку с такими качествами, трудно избегать помех в общении, выстраивать гармоничные отношения с окружающими.
И, напротив, овладение культурой речи позволяет повысить уровень любой сферы жизни, будь то карьера, семья или саморазвитие. Через речь проявляются культивируемые человеком ценности: нравственные, научные, философские.
Услышав, как человек говорит, можно сразу понять, с кем имеешь дело. Уважение к себе и к окружающим — это тоже о культуре речи.
Как говорит! Хотите слышать такое в свой адрес? Работайте над ошибками. 🙂
Урок русского языка «Практикум по устранению недостатков речи»
Тема урока Практикум по устранению недостатков речи
Цель урока: дать понятие о грамматических и речевых ошибках, на конкретных примерах неправильного словоупотребления рассмотреть типы грамматических и речевых ошибок и причины их появления в речи
I . Организационный момент
II . Объявление темы и цели урока
III . Работа над темой урока
1. Работа над понятиями
Грамматические ошибки – отклонение от грамматических норм (неправильное словообразование, нарушение связей управления или согласования в словосочетании, ошибки в структуре предложения).
словообразовательные морфологические синтаксические
ошибки ошибки ошибки
Комсомольцы – освоители Много время Они о чем-то смеются
целины (ошибка в форме сущ.) (над чем-то)
(образовано по модели Он более умнее Молодежь работают
покорить – покоритель) (две формы сравнит. (работает)
2. Практикум по устранению грамматических ошибок (фронтально)
Задание: определите тип грамматической ошибки и причину ее возникновения, назовите правильный вариант.
Убольшить на три (увеличить) – словообразовательная ошибка
У меня много свободного время (времени) – морфологическая ошибка (сущ. на –мя склоняется как обычное сущ. ср. р.)
Петя был послабже, чем его товарищ (слабее) – морфолог. ошибка (неправильно образована сравнительная степень прилагательного)
Последние темы более уже по содержанию (уже, более узкие) – морфолог. ошибка (две формы сравнит. степени – простая и составная)
Ихние привычки меня раздражают – морфолог. ошибка (просторечная форма местоимения)
Он должен за ее бороться – морфолог. ошибка (местоимение без Н)
Я сегодня победю обязательно – морфолог. ошибка (недостаточный глагол – одержу победу)
Они хочут прийти в пять – морфолог. ошибка (ненормативное образование глагола)
Не ложи вещи на стол – морфолог. ошибка (ненормативное образование глагола)
Надо покласть книги в шкаф – морфолог. ошибка (ненормативное образование глагола)
Буду убираться в классе – морфолог. ошибка (без –ся)
Мое фамилие – морфолог. ошибка (сущ. должно быть ср. р.)
Он хотит пойти с нами – морфолог. ошибка (ненормативное образование глагола)
Не ложите руки на стол – морфолог. ошибка (не нормативное образование глагола)
Куда ложить тетрадь? – морфолог. ошибка (ненормативное образование глагола)
Покладите на стол – морфолог. ошибка (ненормативное образование глагола)
У меня много делов – морфолог. ошибка (неправильное образование формы сущ. ср. р. в Р.п. мн. ч. – образовано так, как сущ. м.р.)
Много курей – морфолог. ошибка (кур)
Описывают о школьном музее – синтаксическая ошибка (нужен В.п. – описывают школьный музей)
Они о чем-то смеются – синтаксическая ошибка (нужен Т.п. — над чем-то)
Жажда к славе – синтаксическая ошибка (нужен Р.п. – жажда славы)
Молодежь самоотверженно работают на стройке – синтаксическая ошибка (глагол должен быть в ед.ч.)
Описывать о природе – синтаксическая ошибка (нужен В.п. – описывать природу)
Интересоваться о путешествиях – синтаксическая ошибка (нужен Т.п. – интересоваться путешествиями)
Коснуться до проводов – синтаксическая ошибка (не нужен предлог)
Прийти со школы – синтаксическая ошибка (из школы)
Вернуться из прогулки – синтаксическая ошибка (с прогулки)
Я с мамой ездили к бабушке – синтаксическая ошибка (глагол должен быть в форме ед.ч. или нужно употребить местоимение МЫ)
Больной попросил сестру налить себе воды – синтаксическая ошибка (неоправданное употребление возвратного местоимения – двойственно прочтение просьбы: налить воды больному или сестре?)
Генерал взял мальчика на воспитание, но по дороге он заболел – синтаксическая ошибка (употребление местоимения ОН создает двойственное прочтение: кто заболел – генерал или мальчик?)
После обеда друзья уселись за стол с трубками – синтаксическая ошибка (двойственное прочтение: друзья с трубками или стол с трубками?)
Если бы Илья Муромец сел на Алешиного коня, то он бы не выдержал – синтаксическая ошибка (кто: Илья Муромец, Алеша или конь?)
Петя позвал Шарика. Он замахнулся палкой – синтаксическая ошибка (кто: Петя или Шарик?)
Я видел детей с шарами. Они были красные и желтые – синтаксическая ошибка (дети или шары?)
Миша увидел ежа. Он испугался – синтаксическая ошибка (Миша или еж?)
3. Вопросы к учащимся
1. Дайте понятие грамматической ошибки.
2. Назовите типы грамматических ошибок.
3. Причины появления грамматических ошибок?
4. Работа над понятиями
Речевые недочеты – неправильное или неудачное употребление языковых средств в речи (69% всех ошибок).
— употребление слов в — употребление слов иного
несвойственном ему стиля
значении — неуместное употребление
— смешение паронимов употребление эмоционально-
— нарушение лексической экспрессивной лексики
сочетаемости слов — неуместное употребление
— плеоназм диалектных или
— тавтология просторечных слов
— употребление штампов — смешение лексики разных эпох
Плеоназм – употребление рядом или близко слов, в которых повторяется одно и то же значение (взрослый мужчина, мокрый дождь).
Тавтология – употребление рядом или близко однокорневых слов (белоствольный ствол, преграды преграждают).
Паронимы – слова, которые вследствие сходства в звучании и частичного совпадения частей слова (корня) могут ошибочно использоваться в речи одно вместо другого (представился – назвал свое имя, преставился – умер).
5. Практикум по устранению речевых недочетов (фронтально)
Троекуров был роскошный помещик – семантическая ошибка (употребление слова в несвойственном ему значении: роскошный, т.е. живущий в роскоши)
Он вошел, поддерживая шпагу – семантическая ошибка (употребление слова в несвойственном ему значении: придерживая)
На мальчике была ободранная рубаха – семантическая ошибка (употребление слова в несвойственном ему значении: изодранная)
Мальчик сделал подвиг – семантическая ошибка (употребление слова в несвойственном ему значении: совершил)
Он попал в несчастье – семантическая ошибка (употребление слова в несвойственном ему значении: попал в беду – случилось несчастье)
Остапа поймали в плен – семантическая ошибка (употребление слова в несвойственном ему значении: взяли)
Эта шкатулка самодельной работы – семантическая ошибка (употребление слова в несвойственном ему значении: ручной)
Взрывательной волной выбило стекла в окнах – семантическая ошибка (употребление слова в несвойственном ему значении: взрывной)
Ребята строят снежную бабу – семантическая ошибка (употребление слова в несвойственном ему значении: лепят)
В саду собирают яблоки, фрукты, груши – семантическая ошибка (обобщающее слово)
Все люди и дети идут на площадь – семантическая ошибка (дети тоже люди)
По площади шли офицеры и моряки – семантическая ошибка (среди моряков тоже есть офицеры)
Кругом желтеют желтые одуванчики – тавтология
Ночь переночевали в лесу – тавтология
Журавль клювом клюнул мальчика – тавтология
Все люди празднуют этот праздник – тавтология
У ворот стоял пожилой старик – плеоназм
По улице бежал молодой щенок – плеоназм
В сентябре месяце мы приедем к вам в гости – плеоназм
На ветке сидели пернатые птицы – плеоназм
Саша промахнулся мимо – плеоназм
Всадник одел шинель – паронимы (одевают кого-то, надевают что-то)
Мальчик одел пальто и шапку – паронимы
В течение часа абонемент был занят – паронимы (абонент)
Мы приобрели абонент на цикл концертов – паронимы (абонемент)
Этика – наука о прекрасном, об искусстве, о художественном творчестве – паронимы (эстетика)
Ученые-генетики исследуют законы наследия – паронимы (наследственности)
Мне не понравился фамильный тон обращения – паронимы (фамильярный)
Наполеон прислал к Кутузову своего парламентария – паронимы (парламентера)
6. Самостоятельная работа учащихся по устранению грамматических ошибок и речевых недочетов
Задание: определите тип грамматической ошибки и причину ее возникновения, назовите правильный вариант
Дубровский застрелил медведя. Троекуров велел с него снять шкуру.
На площади возвышалось очень громадное здание.
Шалуны обо всем признались.
Оплатите за проезд.
Я изучаю народный фольклор.
Не ложите вещи на диван.
Это был памятник Тараса Шевченко.
Мы пришли с магазина.
Я забыл отпустить письмо в почтовый ящик.
Саша пошел до терапевта.
Директор должен быть строгим и справедливым человеком.
Мама послала Витю по термос.
За этот случай мне рассказала Оля.
Ихний сад находится за речкой.
Наши ребята привыкли все хорошее брать друг у друга.
Футболисты сегодня ушли с поля без голов.
Многие животные в пустыне бросаются в спячку.
Можно спросить вопрос?
Он хотит со мной дружить.
Он говорил, жестикулируя руками.
Работали молча, без слов.
В мае месяце закончится подписка на журнал.
Планы на будущее у меня огромные.
Маме и сестре я привез из Лондона памятные сувениры.
Ведущий лидер у нас Юра.
Мама купила на рынке двух курей.
Дети до пяти лет проходят в цирк только на руках.
В кабинете литературы на стене висят великие писатели.
Сережа сказал, что я приду к вам вечером.
Я пью чай с лимоном и с удовольствием.
Мама приехала с Киева.
Вороны делают свои гнезда на деревьях.
Я вернулся со школы поздно.
Рыбу он слаживал под себя.
Я несколько раз рассказывал этот рассказ.
Медведи сходно с барсуками впадают в спячку.
IV . Подведение итогов урока
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 810 человек из 78 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 311 человек из 59 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 324 человека из 65 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Выдержка из материала:
Тема урока: Практикум по устранению недостатков речи
«Ход урока
I. Организационный момент
II. Объявление темы и цели урока
III. Работа над темой урока
«2. Практикум по устранению грамматических ошибок (фронтально)
Задание: определите тип грамматической ошибки и причину ее возникновения, назовите правильный вариант.
- Убольшить на три (увеличить) – словообразовательная ошибка
- Я сегодня победю обязательно – морфолог. ошибка (недостаточный глагол – одержу победу)
- Они хочут прийти в пять – морфолог. ошибка (ненормативное образование глагола)
- Не ложи вещи на стол – морфолог. ошибка (ненормативное образование глагола)
- Он хотит пойти с нами – морфолог. ошибка (ненормативное образование глагола)
- Много курей – морфолог. ошибка (кур)
- Молодежь самоотверженно работают на стройке – синтаксическая ошибка (глагол должен быть в ед.ч.)
- Описывать о природе – синтаксическая ошибка (нужен В.п. – описывать природу)
- Интересоваться о путешествиях – синтаксическая ошибка (нужен Т.п. – интересоваться путешествиями)
- Коснуться до проводов – синтаксическая ошибка (не нужен предлог)
- Прийти со школы – синтаксическая ошибка (из школы)
- Вернуться из прогулки – синтаксическая ошибка (с прогулки)
- Я с мамой ездили к бабушке – синтаксическая ошибка (глагол должен быть в форме ед.ч. или нужно употребить местоимение МЫ)
- Больной попросил сестру налить себе воды – синтаксическая ошибка (неоправданное употребление возвратного местоимения – двойственно прочтение просьбы: налить воды больному или сестре?)
- Генерал взял мальчика на воспитание, но по дороге он заболел – синтаксическая ошибка (употребление местоимения ОН создает двойственное прочтение: кто заболел – генерал или мальчик?)
- После обеда друзья уселись за стол с трубками – синтаксическая ошибка (двойственное прочтение: друзья с трубками или стол с трубками?)
- Если бы Илья Муромец сел на Алешиного коня, то он бы не выдержал – синтаксическая ошибка (кто: Илья Муромец, Алеша или конь?)
- Петя позвал Шарика. Он замахнулся палкой – синтаксическая ошибка (кто: Петя или Шарик?)
- Я видел детей с шарами. Они были красные и желтые – синтаксическая ошибка (дети или шары?)
- Миша увидел ежа. Он испугался – синтаксическая ошибка (Миша или еж?)
«3. Вопросы к учащимся
- Кругом желтеют желтые одуванчики – тавтология
- Ночь переночевали в лесу – тавтология
- Журавль клювом клюнул мальчика – тавтология
- Все люди празднуют этот праздник – тавтология
- У ворот стоял пожилой старик – плеоназм
- По улице бежал молодой щенок – плеоназм
- В сентябре месяце мы приедем к вам в гости – плеоназм
- На ветке сидели пернатые птицы – плеоназм
- Саша промахнулся мимо – плеоназм
- Всадник одел шинель – паронимы (одевают кого-то, надевают что-то)
- Мальчик одел пальто и шапку – паронимы
- В течение часа абонемент был занят – паронимы (абонент)
- Мы приобрели абонент на цикл концертов – паронимы (абонемент)
- Этика – наука о прекрасном, об искусстве, о художественном творчестве – паронимы (эстетика)
- Ученые-генетики исследуют законы наследия – паронимы (наследственности)
- Мне не понравился фамильный тон обращения – паронимы (фамильярный)
- Наполеон прислал к Кутузову своего парламентария – паронимы (парламентера)
Типы и виды речевых ошибок в русском языке: примеры и исправления
http://infourok.ru/material.html?mid=24947