Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Я люблю и наслаждаюсь морем.
2) Подъезжая к дому, машина притормозила.
3) Мы победили благодаря усиленным тренировкам.
4) Вопреки прогноза пошёл дождь.
Вопрос | Правильный ответ | |
---|---|---|
Вопрос 1 | Я люблю море и наслаждаюсь им | |
Вопрос 2 | Вопреки прогнозу пошёл дождь |
Ответы равнозначные, порядок ввода не важен.
Пояснение:
Я люблю море и наслаждаюсь им.
Вопреки прогнозу пошёл дождь.
Источник:
ВПР 2022. Русский язык. 8 класс. Вариант 15
Связи с вариантами
Вид
ошибки
Пример с ошибкой
Верный вариант.
1.НЕПРАВИЛЬНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ПАДЕЖНОЙ ФОРМЫ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО С
ПРЕДЛОГОМ.
Неверное
управление зависимыми словами
Л. Леонов
утверждал, что патриотизм всегда пропорционален количества вложенного
в него труда.
Л. Леонов
утверждал, что патриотизм всегда пропорционален(чему?) количеству
вложенного в него труда.
Оплатить за
билеты
Оплатить билеты
Предлоги БЛАГОДАРЯ,
СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, НАПЕРЕКОР, НАПЕРЕЗ, НАВСТРЕЧУ, ПОДОБНО употребляются
только с Д.п. (кому? чему?)
Вопреки обстоятельств
Благодаря
хорошей погоды
Вопреки обстоятельствам-д.п.
Благодаря
хорошей погоде-д.п
Предлог ПО
значении «после чего-либо, в результате чего-либо» употребляется с предложным
падежом
По
окончанию
По
прибытию
По приезду
По
истечению срока
По
окончании По получении
По приезде
По возвращении
По прилёте
По предъявлении
По
прибытии По истечении срока
2.ОШИБКА В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Части двойного
союза должны соединять непосредственно однородные члены.
не
только…,но и…; как…,так и…; если не…,то…;хотя…,но;
не
столько…,сколько
Медикаменты
— это вещества, применяемые как для лечения болезней, так и травм.
Медикаменты
– это вещества, применяемые как для лечения болезней, так и для лечения
травм.
Нарушен порядок слов при использовании двойных
сопоставительных союзов (не только…, но и; не столько…, сколько;
как…, так и; и др.), повторяющихся союзов (то… то; не то… не
то и др.). Части таких союзов должны стоять непосредственно
рядом с однородными членами!
Можно
утверждать, что настроение было не только главным для создателя
стихотворения, но и для читателей.
Можно
утверждать, что настроение было главным не только для создателя
стихотворения, но и для читателей.
Части
двойного союза постоянны, их нельзя заменять другими словами
не только
…, но и…; если не…, то …;
как…, так и…
В
Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, а
также и в людских нравах.
(нет
союза не только…, а также)
В
Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, так и в
нравах людей.
Нельзя соединять как однородные члены
разнотипные синтаксические конструкции: причастный оборот
и определительное придаточное;
дополнение
и придаточное изъяснительное
Надо поощрять учеников, стремящихся к знаниям и которые
активно участвуют в ходе урока.
Экономисты говорят о снижении инфляции и что задержки зарплаты
не будет.
Надо поощрять учеников, стремящихся к знаниям и активно участвующих
в ходе урока. или
Надо поощрять учеников, которые стремятся к знаниям и которые
активно участвуют в ходе урока. Экономисты говорят о снижении
инфляции и об отсутствии задержек по зарплате.
Ошибка в
построении
предложения
с однородными членами.
Я люблю
и наслаждаюсь морем.
Натянуть
и выстрелить из лука непросто.
Я
люблю(кого? что?)море и наслаждаюсь (кем? чем?) им.
Натянуть
тетиву
и выстрелить из лука непросто
Недопустимо
соединять в качестве однородных членов разные части речи.
Я люблю
музыку и стрелять из лука.
Я люблю
музыку и стрельб из лука.
Однородные члены должны употребляться в
одинаковой форме (в полной или краткой)
Книги эти интересны (крат.форма) и хорошо иллюстрированные (полн.
форма).
Книги эти интересны (крат.ф.) и хорошо иллюстрированы (крат.ф) или
Книги эти интересные (полн.
Ф.) и хорошо иллюстрированные (полн. ф).
Обобщающие
слова при однородных членах. (Все однородные члены должны стоять в том же
падеже, что и
обобщающее
слово. )
Автор
наделил Кутузова(чем?) редкими качествами: благородство, справедливость,
простота.
Автор
наделил Кутузова(чем?) редкими качествами: благородством, справедливостью,
простотой.
Пропуск
предлога при однородных членах.
Толпы
людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.
Толпы
людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах.
Смешение
родо-видовых понятий в ряду однородных
членов.
В пакете
лежали апельсины, сок, бананы, фрукты.
В пакете
лежали сок и фрукты: апельсины, бананы.
3.НАРУШЕНИЕ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С НЕСОГЛАСОВАННЫМ
ПРИЛОЖЕНИЕМ.
Имена
собственные (названия) употребляются в именительном падеже при наличии
перед ними родового слова(повесть, рассказ и т.д.)
Если же
нарицательное сущ.(родовое слово) отсутствует, то имя собственное изменяется.
В
картине «Спящем пастушке» Венецианов передал всю прелесть русской
природы.
В картине
«Спящий пастушок» (и.п.) Венецианов передал всю прелесть
русской природы.
В «Спящем
пастушке» (п.п.) Венецианов передал всю прелесть русской природы.
В сюжете
«Отцов и детей» автор проводит главного героя через испытание любовью.
4. НАРУШЕНИЕ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ.
Определяемое
слово не должно разрывать причастный оборот.
Приехавшие делегаты на
конференцию должны зарегистрироваться.
Делегаты,
приехавшие на конференцию, должны зарегистрироваться.
Приехавшие
на конференцию делегаты должны зарегистрироваться.
Недопустимо
употреблять причастный оборот после имени существительного, которое не
является определяемым словом для этого причастного оборота.
Лес
тянется с севера на юг, состоящий в основном из хвойных деревьев.
Лес, состоящий
в основном из хвойных деревьев, тянется с севера на юг.
5.НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С
ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ.
И основное
действие, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное
деепричастием, выполняет одно лицо.
Подходя к
музею, школьников охватило волнение. – Неверно. (Волнение охватило, но
волнение не подходило к музею).
Подходя к музею, школьники о чём-то
спорили. (Школьники о чём-то спорили, и они же, школьники, подходили к
музею.)
Деепричастный оборот не
употребляется в безличном предложении, если в нём сказуемое
выражено не инфинитивом.
Приехав в Москву, мне стало грустно (сказуемое – стало
грустно)(Нельзя)
Когда
я приехал в Москву, мне стало грустно.
Верно: Сдав экзамены, можно отдохнуть.(Инфинитив.)
Деепричастный
оборот не употребляется, если сказуемое выражено кратким причастием.
Сдав экзамены, я был принят в вуз (кем-то принят)
Когда я сдал экзамены, меня
приняли в вуз.
6.НЕПРАВИЛЬНОЕ
ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С КОСВЕННОЙ РЕЧЬЮ.
В
предложениях с косвенной речью в придаточной части употребляются
только
местоимения третьего лица.
Некрасов писал,
что «я лиру посвятил народу своему». М.Горький как-то заметил, что
«человек дорог мне своим чудовищным упрямством быть чем-то больше
самого себя».
Некрасов
писал, что он лиру посвятил народу своему.
М.Горький
как-то заметил, что человек дорог ему своим чудовищным упрямством
быть чем-то больше самого себя.
При
переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме 1 лица следует
заменить местоимениями и глаголами 3 лица.
Автор утверждает, что я
это знаю, а не просто предполагаю. (наблюдается смешение
прямой и косвенной речи)
Автор утверждает, что он это знает,
а не просто предполагает.
7.НАРУШЕНИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И
СКАЗУЕМЫМ
Род сложносокращённых
слов определяется по ключевому слову.
Обратите
внимание на несклоняемые существительные.
ООН объявил
о решении вопроса по грузино-осетинскому
конфликту.
В 2014
году Сочи стали столицей Зимних Олимпийских игр.
ООН
(организация) объявила о решении вопроса по грузино-осетинскому
конфликту.
В 2014
году Сочи (город) стал столицей Зимних Олимпийских игр.
Подлежащее и
сказуемое должны быть согласованы в числе
(кто(тот)+ед.ч.,
все(те)+ мн.ч.)
(единственное
число у подлежащего и сказуемого или множественное число у подлежащего и
сказуемого).
Те, кто знает больше своего образования,
будет восполнять пробелы других. Все, кто бывали в Ялте, не могли не
любоваться красотой.
Те,
кто знает больше своего образования, будут восполнять пробелы
других. Все, кто бывал в Ялте, не могли не любоваться
красотой.
8. ОШИБКИ ПРИ ПОСТРОЕНИИ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Неверное
присоединение придаточной части создаёт неоднозначность восприятия смысла предложения.
Придаточное определительное должно
стоять после того слова, от которого зависит.
[В письме говорилось], (что
в город едет ревизор), (которым управляет
Сквозник – Дмухановский)
(при таком построении предложения создаётся впечатление, что
Сквозник-Дмухановский управляет ревизором, а не городом).
[В письме говорилось], (что
в город, (которым
управляет Сквозник -Дмухановский),
едет ревизор).
Придаточное изъяснительное присоединяется
к главному с помощью частицы ли, выступающей в роли подчинительного
союза, поэтому союз что здесь лишний.
Перед дуэлью Печорин любуется природой, а
Вернер спрашивает, (что
написал ли он своё завещание).
Перед дуэлью Печорин любуется природой, а
Вернер спрашивает, (написал ли он своё завещание).
9.НАРУШЕНИЕ
ВИДОВРЕМЕННОЙ СООТНЕСЁННОСТИ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ.
Глаголы должны быть в одном времени,
виде.
1.Летом небо на юге чёрно-белое, и звёзды на
нём как будто водили хоровод.
2.Приходит осень и раскрасила все
листья в жёлто-красные цвета.
1.Летом небо на юге чёрно-белое, и звёзды на
нём как будто водят хоровод. (в первой части сложного предложения нулевая
связка (настоящее время) составного именного сказуемого, а во второй части
прошедшее время).
2.Пришла осень и раскрасила все
листья в жёлто-красные цвета. (или наст.вр.)
План урока:
Теоретические основы синтаксических норм
Нормы согласования и управления
Построение предложений с однородными членами
Построение сложноподчиненных предложений
Типовые задания ЕГЭ по русскому языку по теме «Синтаксические нормы»
Теоретические основы синтаксических норм
Сначала необходимо разобраться с сущностью понятия синтаксических норм. Они обладают своими функциями, свойствами и видами, о которых стоит знать.
Что такое синтаксические нормы. Понятие и сущность
В русском языке есть много средств, которые регулируют порядок и связь слов в предложениях и словосочетаниях. Одним из таких инструментов являются синтаксические нормы. По-другому их можно назвать смотрящими за благополучное существование и развитие языка. В толковых словарях существуют разные определения данного понятия. В справочнике Ожегова синтаксические нормы обозначаются следующим образом:
«Нормы русского языка, регулирующие правила грамотного построения единиц синтаксиса».
В толковом словаре Ушакова дается другое определение:
«Синтаксические нормы – это правильное употребление слов и словосочетаний в предложениях».
Данные определения хоть и отличаются по структуре, но при этом тождественны по значению. Иными словами, можно сказать, что под синтаксическими нормами понимается совокупность правил и общепринятых норм синтаксиса, определяющая основы для грамотного построения словосочетаний и предложений. Без них наша устная и письменная речь была бы бессвязной и непонятной.
Функции синтаксических норм. Предмет регулирования
Синтаксические нормы представляют основу для всего великого русского языка. Именно с них начинается слияние слов в словосочетания, затем в предложения, а в конце уже и в полноценный текст. Но допуская ошибки, целостность и смысл синтаксических единиц теряется, поэтому такой процесс необходимо контролировать.
Именно данные нормы занимаются регулированием и контролем за правильным соблюдением всех грамматических основ. Они включают в себя правила для всех синтаксических случаев. Под их область регулирования попадают следующие составляющие:
- верное согласование подлежащего и сказуемого;
- связи между частями сложного предложения;
- правильный порядок слов в синтаксических единицах;
- случаи связи с помощью управления;
- совместимость определения и определяемого слова;
- создание простых предложений и их осложняющих элементов (причастных и деепричастных оборотов).
Со всеми этими функциями справляются синтаксические нормы. Такие правила применяются повсеместно, поскольку нормы встречаются везде и требуют строго соблюдения. В противном случае из контекста будет пропадать смысл и авторская задумка, а иногда слушатель может даже неправильно понять суть сообщаемой информации.
Распространенные ошибки. Нарушение синтаксических правил
Существует много категорий ошибок, которые люди допускают при устном или письменном построении предложений. Они разделены по типам и частям речи. В уроке мы рассмотрим самые часто встречаемые варианты неправильного построения и научимся не совершать таких же ошибок.
Несоблюдение правил встречается в следующих разделах:
- построение предложений с однородными членами;
- употребление причастного и деепричастного оборота в предложениях;
- ошибки в употреблении составных предлогов;
- написание сложноподчиненных предложений;
- трансформирование прямой речи в косвенную;
- согласованность подлежащего и сказуемого.
Каждый вид делится еще на несколько подвидов, с которыми необходимо ознакомиться. Встречаются и такие ошибки, которые, как оказываются, совершаются нами очень давно. Именно поэтому важно обращать внимание на синтаксические нормы, которые очищают и облагораживают русский язык, избавляя его от неграмотной речи.
Нормы согласования и управления
Грамматическая основа и другие составные части в предложении связываются друг с другом при помощи специальных средств. В согласовании подлежащего и сказуемого есть нюансы, которое необходимо учитывать. Рассмотрим все тонкости средств связи членов предложения.
Согласование подлежащего и сказуемого
Есть несколько правил, которые помогут разобраться в аспектах синтаксических норм, касающихся подлежащего и сказуемого. Их нужно запомнить, чтобы потом не допускать грубых ошибок в построении предложений.
Управление как норма синтаксиса
Под управлением понимается вид связи в словосочетаниях, который обозначает верное употребление падежа. Из-за смены одного окончания происходят изменения и во всем смысле предложения. Поэтому важно изучить все предлоги, которые относятся к своим падежам. Так при виде предлога можно будет сразу определить падеж, в котором будет стоять слово.
Таблица предлогов и падежей:
Построение предложений с однородными членами
Сталкиваются с целым рядом проблем и те, кто не знают употребление синтаксических норм с однородными членами в предложениях. Здесь важно обращать внимание на расстановку слов, их падежный вопрос и предлог, стоящий рядом.
Что такое однородные члены. Где они встречаются
Под однородными членами предложения понимаются синтаксические единицы, которые относятся к одному слову и отражают действие, признак или свойство объекта. Как правило, они имеют разное значение, но представляют одну и ту же фигуру.
Пример однородных членов в предложении:
Мама и папа пошли в магазин за новым телевизором.
«Мама» и «папа» относятся к сказуемому «пошли» и представляют собой однородные члены. И тот, и другой субъект осуществили одно и то же действие.
Если между однородными членами нет соединительных или разделительных союзов, то они разделяются между собой запятыми или иными знаками препинания, что тоже зависит от контекста. Важно уметь различать однородность составных частей предложения, иначе по ошибке можно посчитать члены синтаксиса тождественными, что придет к неправильной расстановке знаков препинания и к потере смысла текста.
Связь между однородными членами. Распространенные ошибки
Существуют сложные случаи, которые предусматривают частные ошибки в заданиях на экзаменах или обычных жизненных ситуациях, когда требуется написать или составить текст. Они разделены на группы, чтобы данное правило было легче выучить и навсегда запомнить все трудные места, касающиеся употребления однородных членов.
Таблица правил и ошибок:
Построение сложноподчиненных предложений
Данные единицы синтаксиса связаны между собой с помощью союзов. Поэтому важно разобраться в структуре таких предложений и правильно употреблять подчинительные союзы.
Что такое сложноподчиненное предложение. Особенности
Сложноподчиненным предложением называют единицу синтаксиса, которая содержит в себе несколько грамматических основ и соединена при помощи подчинительного союза или союзного слова.
Пример сложноподчиненного предложения:
Сегодня на улице целый день шел дождь, поэтому Алина решила остаться дома.
Здесь представлены две грамматические основы: «шел дождь» и «Алина решила». Они соединены подчинительным союзом «поэтому», значит данное предложение – подчинительное.
Они делятся на несколько видов:
- причины;
- условия;
- уступки.
Определяются данные типы по падежным вопросам, которые задаются от подчинительных союзов. Пунктуация в таких синтаксических единицах сложна и требует постоянного заучивания правил. Помимо пунктуационных ошибок, встречаются еще и синтаксические, связанные с незнанием союзов.
Распространенные ошибки. Правила употребления
Самые распространенные ошибки возникают в предложениях, придаточная часть которых начинается с союза или союзного слова «кто».
Пример ошибок:
Все, кто пробовали сок «моя цена», остались довольны покупкой.
Такое употребление сказуемого после слова «кто» не допустимо, поскольку оно употреблено в единственном числе, а значит и сказуемого должно быть в этой же форме.
Правильный ответ:
Все, кто пробовал сок «моя цена», остались довольны покупкой.
Подобные ошибки возникают с такими связками, как «те, кто…», «все те, что …» и т.д.
Типовые задания ЕГЭ по русскому языку по теме «Синтаксические нормы»
На Едином государственном экзамене по русскому языку выпускникам предстоит выполнить задание 8, в котором требуется знание синтаксических норм русского языка. Рассмотрим структуру задания более подробно.
Задание 8. ЕГЭ 2020 русский язык
Суть задания в том, чтобы ученик нашел ошибки в приведенных предложениях и сопоставил их с предложенными графами. Чтобы справиться с требованием, важно помнить все типы ошибок, которые относятся к разным частям речи и синтаксическим ситуациям. Важно внимательно смотреть на построение предложений и искать неверно употребленные слова.
Пример задания:
Ответ: 53847
Укажите предложения с синтаксическими ошибками
Выберите один или несколько ответов:
a. На рассвете путники покинули свой привал и пошли дальше.
b. Все обсуждали хорошую теплую осень и что зима наступит нескоро.
c. Я люблю и наслаждаюсь морем.
d. Николай всегда был собеседником более интересным, нежели чем его брат
Остались вопросы?
Новые вопросы по предмету Русский язык
Подготовка к ВПР, 8 класс.
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
1 Текст. 1 На открыт..м воздух.. чай со свеж..м мёдом имел свою прел..сть. Я пил чай и люб..вался голубым небом ярким светом и пер..стыми обл..чками бродившими в бездо(н,нн)ой выси. Было жарко. Стреноже(н,нн)ые лошади забр..лись в зар..сли. (Из)редк.. дон..сились удары кол..кольчиков навеш..(н,нн)ых на их шеи. (4) Всё уже зеле(н,нн)о кругом, радос..но как в праз..ник. И (не)хочет..ся н.. о ч..м думать. Когда дн..вной жар уш..л, мы ещ.. раз н..пились чаю, а (по)том отправились в лес. Высокая и ж..сткая горная трава пут..ет(2) ноги, так(что) и(д/т/й)ти нам т..желенько. Обойдя(3) луг мы попали на какую(то) тропинку, (не)извес..но кем проложе(н,нн)ую. Меня всегда уд..вляют такие тропы. Кажется нога человеч..ская тут (не)бывала. Но вдруг вып..дает тропка такая чист..нькая и утопт..(н,нн)ая точ..но нароч..но для удобства пеш..хода посып..(н,нн)ая прошл..годней хво..й.
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) – морфемный разбор слова;
3. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.
1) стояли (не)подвижно; (не)законченная работа; залы (не)освещены
2) (не)посетив выставку; ответы (не)подготовлены; (не)спящий, а проснувшийся ребёнок
3) (не)понимающий границ; (не)подготовленный ответ; крайне (не)приятен
4) (не)нарушаемая тишина; (не)прекращавшийся в течение часа; говорил (не)быстро
4. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.
1) манеры изыска(н,нн)ы, коротко стриже(н,нн)а, поноше(н,нн)ые ботинки
2) некормле(н,нн)ый ребёнок, жёва(н,нн)ый листок, румя(н,нн)ое яблоко
3) платье дли(н,нн)о, подстреле(н,нн)ый зверь, смотреть надме(н,нн)о
4) станцио(н,нн)ый смотритель, квартира заселе(н,нн)а, поджаре(н,нн)ый хлеб.
5. Поставьте знак ударения в следующих словах. Каталог, собрала, торты, щавель, творог, торты, взята, сливовый, компас, договор, брала, клала, банты, свекла, досуг.
6.Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий). 1) Благодаря особенных свойств химические волокна нашли применение во многих отраслях народного хозяйства. 2) Наблюдая за жизнью леса, человек подмечал изменения природы в связи со сменой времён года. 3) Каждый человек в процессе общения не только получает‚ а также передаёт разнообразную информацию. 4) По окончании строительства в канал пустят воду, а на набережных вдоль него станет немного свободнее.
7. Исправьте грамматические ошибки. Запишите правильный вариант ответа.
-
1.Я одел пальто и пошел гулять. (На себя – надел.)
-
2.Наш класс гремит по всей школе хорошими отметками. (Известен всей школе.)
-
3.У дороги стоял пожилой гриб. (Старый.)
-
4.Наша команда проиграла благодаря отсутствию двух ведущих спортсменов. (Из-за.)
-
5.Столяр сделал тумбочку из сосны с четырьмя ножками. (У чего четыре ножки?)
-
6.Она уверена в свои силы. (Уверена в своих силах)
ВПР, вариант 2. 8 класс
1. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
1 На третий день под..ём по снежной р..внине становит..ся более заметным появля..т..ся(2) больше трещин. Пр..ходит..ся идти ост..рожно пр..щупывая сне(г/к) что(бы) не провалит..ся через его тонкий слой скрыва..щий трещины. На севере тучи расходят..ся и тогда между их серыми клоч..ями то показывают..ся то и(з/с)чезают горы. На их белоснежном фоне ч..рнеют ск..листые отроги. (Не)заходящее со..нце катит..ся над самым гребнем хребта тускло светя(3) скво(з/с)ь п..лену туч.. . Снеговая р..внина на передн..м плане покрывает..ся пятнами и пол..сами отраж..(н,нн)ыми от неба. Общая к..ртина снеговой пустын.. и таинстве(н,нн)ого хребта, который (в)первые пре(д/т)стаёт перед глазами путешестве(н,нн)иков, просто пор..зительна. Под..ём на этот хребет затруднё(н,нн) из(за) сильных трещин толстого льда. (4) Лед..ной поток, который спускает..ся по д..лине южного склона хребта, имеет до километра в ширину. С об..их сторон он окаймлё(н,нн) крутыми тёмными откосами.
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) – морфемный разбор слова Появляется морфологический(3) –Светя. (4) – синтаксический разбор предложения. Под..ём на этот хребет затруднё(н,нн) из(за) сильных трещин толстого льда. (4)
3. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.
1) увидеть (не)пременно, (не)навистная погода, (не) вычищенные с вечера туфли
2) (не)расчищенные сторожем дорожки, платье (не)сшито, (не)мамины туфли
3) (не)заглядывая в книгу, (не)умытое лицо, ничуть (не)дорог
4) с утра (не)здоровится, (не)обдуманное решение, поля (не)убраны
4.Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.
1) заброше(н,нн)ы на чердак, измуче(н,нн)ый странник, овся(н,нн)ая каша
2) кваше(н,нн)ая капуста, некраше(н,нн)ые стены, вписа(н,нн)ый треугольник
3) оплетё(н,нн)ый плющом, отвечал увере(н,нн)о, замаскирова(н,нн)ый вход
4) листы исписа(н,нн)ы, серебря(н,нн)ая медаль, рифмова(н,нн)ые строки
5. Поставьте знак ударения в следующих словах: Баловать, жалюзи, квартал, завидно, творог, жалюзи, досуг.
6. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Я люблю и наслаждаюсь морем.
2) Подъезжая к дому, машина притормозила.
3) Мы победили благодаря усиленным тренировкам.
4) Вопреки прогноза пошёл дождь.
7. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.
1) стояли (не)подвижно; (не)законченная работа; залы (не)освещены
2) (не)посетив выставку; ответы (не)подготовлены; (не)спящий, а проснувшийся ребёнок
3) (не)понимающий границ; (не)подготовленный ответ; крайне (не)приятен
4) (не)нарушаемая тишина; (не)прекращавшийся в течение часа; говорил (не)быстро
ВПР.Вариант3.Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания. 1 Текст . М..хнатые сизые тучи словно ра(з/с)битая стая испуга(н,нн)ых птиц ни(з/с)ко несут..ся над морем. Пронзительный ре(з/с)кий ветер с океана (з/с)бивает их в тёмную сплошную массу а потом разрыва..т и меч..т громоздя в пр..чудливые очертания. Поб..лело взволнова(н,нн)ое море зашумело (не)погодой. Тяж..лые воды с глухим рок..том быстро катят..ся в мглистую даль. (4) Ветер злобно б..ёт по их косматой поверхности д..леко ра(з/с)нося(3) солёные брызги. А (в)доль изорв..(н,нн)ого берега коло(с,сс)альным хребтом массивно поднимают..ся белые зу(б/п)чатые груды нагромождё(н,нн)ого на отмелях льда. Кажет..ся что (не)видимые богатыри в тяж..лой хватке накидали эти гиган..ские обломки. Обрываясь крутыми уступами с пр..брежных высот к самому морю хмуро надв..гает..ся(2) др..мучий лес. Ветер гудит красно(коричневыми) стволами (не)(з/с)гибающихся сосен наклоня..т стройные ели качая их острыми в..рхушками и осыпая серебря(н,нн)ый снег с печально поникших зелёных ветвей.
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) – морфемный разбор слова надвигает(2)
(3) – морфологический разбор слова – разнося.
(4) – синтаксический разбор предложения. Тяжелые воды с глухим рокотом быстро катятся в мглистую даль.
3. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.
1) (не)лепый поступок; (не)высокое дерево; поступить (не)по-товарищески
2) почуять (не)доброе; (не)когда разговаривать; (не)весёлый, а грустный человек
3) (не)глубокая, но бурная речка; (не)часто встречается; далеко (не)лёгкое дело
4) цветы (не)срезаны; (не)зная причины; (не)ослабевающая, а крепнущая дружба
4. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.
1) игрушки слома(н,нн)ы, замасле(н,нн)ый фартук, воспита(н,нн)ый юноша
2) копчё(н,нн)ая рыба, слома(н,нн)ый бурей дуб, соколи(н,нн)ая охота
3) масля(н,нн)ые краски, мука просея(н,нн)а, бессо(н,нн)ая ночь
4) убра(н,нн)ый урожай, изделия драгоце(н,нн)ы, скруче(н,нн)ая нить
5. Поставьте знак ударения в следующих словах: поняла, цемент, баловать, взята, директора, бухгалтеров, гражданство, жалюзи, возрастов, мощностей, звала, некролог, обеспечение, рефлексия, ветеринария, упрочение.
6. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Выпечка хлеба происходит на стенках внутри печки благодаря их высокой температуре и равномерной теплоотдаче.
2) Образуясь в условиях окисления медных руд, малахит выделяется в форме лучистых образований.
3) Жители города нуждаются не только в новых школах и больницах, а также в театрах.
4) По окончанию выставки на главной сцене состоялась торжественная церемония.
7. Исправьте грамматические ошибки, запишите верный вариант.
1)Я одел куртку и пошел гулять.
2) В магазине продавалась хорошая шампунь.
3) Плотник сделал стол из дуба с тремя ножками.
4) Мы гуляли с собакой на улице и наступает снег. Наступает зима, птицы улетели в теплые края.
ВПР. Вариант4.
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания. 1 Текст 1 До ш..сти лет мир нашего де(тс/ц)тва заключался по пр..имуществу в стенах дома, зимой мы с..дели в комн..тах поч..ти безвых..дно, летом играли в сад..ке, а на улицу мы были отпуще(н,нн)ы п..гулять под строгим надзором няни. Улич..ная д..твора пров..дивш..я всё время под открыт..м небом сопр..вождала нас зам..чаниями. (4) Потом нам отд..(н,нн)ы(2) были двор сад и огород, что (в)месте сост..вляло больш..е пространство, прич..м каждое время года пр..носило свои де(тс/ц)кие уд..вольствия. С ра(н,нн)ей весны нач..налась р..бота: шли пр..готовления парн..ков и ог..рода. Ра(з/с)пускались бл..гоухая(3) ч..рёмуха см..родина в нашем сад..ке. Были и свои любимц.. например пион пр..несё(н,нн)ый с гор. (По)уральски пион называет..ся «мар..иным корнем». Я особе(н,нн)о любил этот цв..ток к..завшийся каким(то) т..инстве(н,нн)ым гостем. Я (не)мог себе представить, что(бы) в лесу р..сли такие пышные цветы.
2. 2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) – морфемный разбор слова
(3) – морфологический разбор слова. (4) – синтаксический разбор предложения.
3. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.
1) говорит (не)глупо, (не)верное решение, вовсе (не)интересно
2) никем (не)прочитанные, давно (не)штукатурены, (не)золотые часы
3) (не)зная горя, (не)сколько яблок, вовсе (не)жарко
4) (не)скучный рассказ, (не)зависимый человек, (не)брежно отмахнуться
4. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.
1) шапка нахлобуче(н,нн)а, раздвое(н,нн)ые копыта телят, газифицирова(н,нн)ое село
2) вяза(н,нн)ый шарф, неосвещё(н,нн)ые улицы, комари(н,нн)ый писк
3) льня(н,нн)ое полотенце, стёкла окраше(н,нн)ы, ды(н,нн)ый аромат
4) построе(н,нн)ый павильон, здания величестве(н,нн)ы, выреза(н,нн)ые фигурки
5. Поставьте знак ударения в следующих словах: досуг, краны, весела, пломбировать, положила, правы, взяты, созданы, завидно, оптовый, исчерпать, ходатайство, столяр, принудить, углубить, агрономия, клала, квартал.
6.Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Прочитав статью, я задумался о будущем.
2) Настроение улучшилось благодаря появления солнца.
3) Подростки не всегда прислушиваются и следуют советам.
4) На собрание пригласили не только родителей, но и детей.
7. Исправьте грамматические ошибки. Запишите правильный вариант ответа. 1) У нее был раздумчивый взгляд. Удивляюсь его силой.
2) Я прошу без комментарий. Хотите надсмехаться, не позволю!
3) Покатавшись на катке, болят ноги. Не хватает время. Многие чуда техники.
4) Я пришла с шестистами рублями за хлебом.
5) Ихний пафос меня удивляет. Они ездиют, пиша о жизни животных. Ты будешь говорить, что ейные дети плохи
6) Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися танцами. Страна любила и гордилась поэтом.
Грамматические ошибки
1.Нарушение управления |
Нужно сделать природу более красивую. Автор противопоставляет настоящую дружбу к предательств |
2.Нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
Большинство возражали(о) против такого решения |
3.Нарушение способа выражения сказуемого |
Он написал книгу, которая эпопея. Которая является эпопеей. Они были веселы, рады и счастливые. |
4.Ошибка в построении предложения с однородными членами |
Страна любила и гордилась поэтом. Бабушка любила и гордилась своим единственным внуком. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему его люблю. (И причинах моей любви к нему) |
5.Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом |
Читая текст, возникает такое чувство. Когда читаешь текст, |
6.Ошибки в построении предложения с причастным оборотом |
Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.( Покрыта снегом, проваливающимся под ногами) У девочек был устремленный взгляд в море. Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве. |
7.Ошибочное словообразование |
Трудолюбимый, надсмехаться, подскользнулся, будующий, следущий, поддорожник,завпечатлеть |
8. Ошибочное образование формы существительного |
Не хватает время, чуда техники, докторы, инженера, свежие торта, |
9.Ошибочное образование формы прилагательного |
Более интереснее, красивше, более скромнее, более ярче(яркий) самый красивейший( красивый) |
10.Ошибочное образование формы местоимения |
Ихнего пафоса, йейные дети,еная кофта,обои девочки |
11. Ошибочное образование формы глагола |
Они ездиют, ходют, пиша о жизни, хочут, ложут книгу, человек метается, сохнул, говорив, накормящий, ехай |
12. Нарушение согласования |
Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися танцами ( увлекающихся), нравящегося мне, описал виды спорта, |
13. Ошибка в построении сложного предложения |
Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитала в детстве. Эта книга, которую я |
14. Смешение прямой и косвенной речи |
Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. (что он не согласен с мнением рецензент |
15. Нарушение границ предложения |
Когда герой опомнился. Было уже поздно |
16. Нарушение видовременной соотнесенности глаголов |
Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. (Замрет застучит будущее время) Раскольников придумал и восхищается своим героем. |
17. Нарушение управления |
За молодежью принадлежит будущее. Молодежи… Многие удивлялись простотой и естественностью чеховских пьес. Благодаря разумного графика, студенты успешно сдали сессию. Заведующая кафедры, |
18.Ошибочное образование числительных |
Мы подготовили около пятиста специалистов, восьмиста, с шестистами рублями. |
19. Ошибка в построении предложений с приложениями |
Статью «Луч света в темном царстве» Добролюбов посвятил анализу пьесы «Грозы». В картине «Спящем поступке» Венецианову удалось передать всю прелесть природы |
20. Нарушение порядка слов в предложении |
Первым ударил Кирибеевич в грудь Калашникову. Кирибеевич … |
21. Употребление лишних слов (плеоназмы) |
Наступил утренний рассвет. |
22. Ошибки, вызванные смешением в употреблении слов, сходных по звучанию, но разных по смыслу(паронимов) |
Панночка безропотно переносила все тяжести жизни(тяготы). Я купил абонент в бассейн. |
Морфологические |
Пять килограмм, мое день рожденье, мое фамилия, помидор, чулков, носок, |