Явный звук соседние комнаты устранить ошибки нестерпимая боль

Контрольная работа по русскому языку и культуре речи для студентов заочной формы обучения

Тема: «Нормы современного русского литературного языка»

Современный русский язык – это язык ХIХ – ХХI вв. Литературный язык – это язык в своей нормированной, образцовой разновидности.

Культура речи имеет три аспекта: нормативный, коммуникативный, этический.

Нормативный аспект культуры речи предполагает владение языковыми нормами. Языковая норма – это общепринятые, закреплённые в словарях, грамматиках, справочниках правила произношения, написания, употребления слов. Нормы литературного языка включают правила ударения (акцентологические нормы), произношения (орфоэпические нормы), правила образования слов и грамматических форм, например, форм рода, числа, падежа, степеней сравнения и др. (грамматические нормы – морфологические и синтаксические), лексические нормы (правильный выбор слова), орфографические и пунктуационные нормы.

Коммуникативные качества речи – это точность, понятность, логичность, выразительность, уместность речи.

Этический аспект культуры речи – это владение нормами языкового поведения, принятыми в данном обществе, соблюдение речевого этикета.

Для выполнения контрольной работы прослушайте записанные на диске лекции, ознакомьтесь с описанием норм современного русского языка в соответствующих разделах учебников, учебных пособий, справочников, перечисленных в списке литературы в конце данной контрольной работы; можно пользоваться пособиями по русскому языку и культуре речи, не указанными в списке. При выполнении заданий необходимо обращаться к словарям (см. список литературы).

Контрольную работу следует выполнять на листах формата А 4. Вверху следует написать название дисциплины, тему контрольной работы, фамилию, инициалы и номер группы. В начале работы необходимо указать реально использованную литературу (учебники, учебные пособия, словари, справочники, сайты в Интернет).
Вариант 1

Произносительные нормы

Задание 1. Укажите слова, в которых правильно поставлено ударение.

При выполнении задания используйте словарь ударений, орфоэпический или орфографический словари (см. список литературы).

  1. ГазопровОд,
  2. облЕгчить,
  3. намЕрение,
  4. сОзыв,
  5. диспансЕр,
  6. каталОг,
  7. звОнят,
  8. красИвее,
  9. договОр,
  10. (уголовное дело) возбужденО.

Задание 2. Отметьте слова, в которых на месте пропуска произносится Ё.

Для справок используйте орфоэпический словарь.

  1. Аф…ра,
  2. плат…жеспособный,
  3. ос…длый,
  4. св…кла.

Лексические нормы

Задание 3. Отметьте примеры, в которых нарушены нормы сочетаемости слов.

  1. Близкий путь,
  2. ближний отъезд,
  3. близлежащий район,
  4. недалёкий дом.

Задание 4. Подберите к каждому слову иноязычного происхождения, данному в левом столбце, соответствующее толкование из правого столбца.

В случае затруднений обращайтесь к словарям иностранных слов или толковым словарям (см. список литературы).

  1. Альма-матер а) торжественное вступление в должность главы государства
  2. Бартер б) согласие по спорному вопросу на переговорах
  3. Тривиальный в) исключительный, предназначенный только для данного случая
  4. Дискредитация г) прямой товарообмен
  5. Эксклюзивный д) лишенный оригинальности, избитый, пошлый
  6. Инаугурация е) старинное студенческое название университета, места учёбы
  7. Консенсус ж) подрыв доверия, авторитета

Задание 5. Выберите нужное слово (пароним).

Значение паронимов следует уточнять по специальным словарям паронимов (см. список литературы) или по толковым словарям русского языка. Если вам трудно выбрать правильный вариант, исходя из значения слова, попробуйте заменить его синонимом или антонимом: это поможет определить, возможна ли такая замена.

  1. Предприятия готовы … около 120 наименований сельскохозяйственной продукции.

а) усвоить; б) освоить

2) Работая в системе профсоюзов, он занимал … должность.

а) выборочную; б) выборную

3) Его … талант был высоко оценён критикой.

а) исполнительный; б) исполнительский

4) Я собираюсь … свою работу на конкурс.

а) представить; б) предоставить

5) Андрей – человек …, а сегодняшний день был для него особенно … .

а) удачный; б) удачливый; в) удачным; г) удачливым

Задание 6. Укажите, какие словосочетания содержат смысловую избыточность (плеоназм).

  1. Оглянуться назад,
  2. важное значение,
  3. бесценные сокровища,
  4. вернуться обратно.

Грамматические нормы (морфологические и синтаксические)

Морфологические нормы

Задание 7. Не содержит ошибки словосочетание.

  1. Новая тюль;
  2. большой мозоль,
  3. серьёзное жюри;
  4. белый рояль.

Синтаксические нормы

Задание 8. Выберите форму сказуемого в соответствии с правилами согласования.

  1. Сколько слёз (а) было пролито; б) были пролиты) в страшные годы войны!
  2. Сорок три шахтёра (а) осталось; б) остались) без работы.
  3. Доцент Петрова (а) принимала; б) принимал) экзамен в группе иностранных студентов.
  4. Новый театр-студия (а) открыт; б) открыта) в Москве.

Задание 9. Винительный падеж без предлога (кого? что?) употребляется со словами.

  1. Оплатить,
  2. уплатить,
  3. предостеречь,
  4. претендовать,
  5. преодолеть.

Задание 10. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Решив задачу,

  1. началось обсуждение хода решения;
  2. оказалось, что ответ неправильный;
  3. я начал переписывать решение на чистовик;
  4. пришлось переписывать её решение на чистовик.

Культура устной речи

Задание 11. Напишите текст короткой убеждающей речи (не менее 1страницы) на одну из предложенных тем (согласитесь или опровергните, приведите аргументы). Перед текстом выступления охарактеризуйте предполагаемую аудиторию.

Темы для устных выступлений.

  1. Изучение гуманитарных дисциплин необходимо в техническом вузе.
  2. Преподаватели не всегда справедливы к студентам.
  3. Учиться никогда не поздно.
  4. Каждый должен уметь водить машину.
  5. Нельзя честно прожить жизнь, не нажив врагов (Б. Васильев).
  6. Вопросы истины не решаются большинством голосов (Демокрит).
  7. Искусство брака состоит в умении перейти от любви к дружбе (А. Моруа).
  8. Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства (В.О. Ключевский).

Вариант 2

Произносительные нормы

Задание 1. Укажите слова, в которых правильно поставлено ударение.

При выполнении задания используйте словарь ударений, орфоэпический или орфографический словари (см. список литературы).

  1. НефтепровОд,
  2. уведомИть,
  3. искрА,
  4. фенОмен,
  5. ободрИть,
  6. некролОг,
  7. красИвейший,
  8. звонИт,
  9. тортЫ,
  10. (она) нАчала.

Задание 2. Отметьте слова, в которых на месте пропуска произносится Ё.

Для справок используйте орфоэпический словарь.

  1. Бл… клый,
  2. оп…ка,
  3. ист…кший (год),
  4. жити… .

Лексические нормы

Задание 3. Отметьте примеры, в которых нарушены нормы сочетаемости слов.

  1. Явный звук,
  2. соседние комнаты,
  3. устранить ошибки,
  4. нестерпимая боль.

Задание 4. Подберите к каждому слову иноязычного происхождения, данному в левом столбце, его толкование из правого столбца.

В случае затруднений обращайтесь к словарям иностранных слов или толковым словарям (см. список литературы).

  1. Адекватный а) законопослушный
  2. Банальный б) вполне соответствующий чему-либо
  3. Конфессия в) склад ума, характера, мышления
  4. Лояльный г) заурядный, хорошо известный
  5. Менталитет д) встреча в верхах
  6. Одиозный е) неприятный, нежелательный, пользующийся дурной славой
  7. Рейтинг ж) вероисповедание
  8. Саммит з) показатель популярности, общественно-политического авторитета, спортивного мастерства

Задание 5. Выберите нужное слово (пароним).

Значение паронимов следует уточнять по специальным словарям паронимов (см. список литературы) или по толковым словарям русского языка.Если вам трудно выбрать правильный вариант, исходя из значения слова, попробуйте заменить его синонимом или антонимом: это поможет определить, возможна ли такая замена.

  1. Следовало бы поставить задачу повсеместного создания … органов самоуправления.

а) демократичных; б) демократических

  1. Прошу … мне очередной отпуск с 3-го по 27-е число сего месяца.

а) представить; б) предоставить

  1. Все, кто поедет с нами на катере, должны … спасательные жилеты.

а) одеть; б) надеть

  1. Надо … намекнуть ему, что он не должен сам принимать столь ответственные … решения.

а) тактически; б) тактично; в) тактические; г) тактичные

Задание 6. Укажите, какие словосочетания содержат смысловую избыточность (плеоназм).

  1. Впервые познакомиться,
  2. первая встреча,
  3. подскочить кверху,
  4. долгие и продолжительные аплодисменты.

Грамматические нормы (морфологические и синтаксические)

Морфологические нормы

Задание 7. Не содержит ошибки словосочетание.

  1. Горячее кофе,
  2. молодая картофель,
  3. свободное такси,
  4. гостеприимный Сухуми.

Синтаксические нормы

Задание 8. Выберите форму сказуемого в соответствии с правилами согласования.

  1. Он со своей старой матерью и двумя детьми (а) жил; б) жили) на краю деревни.
  2. (а) Прошло; б) Прошли) двенадцать лет со дня их последней встречи.
  3. Несколько врачей городской больницы (а) было приглашено; б) были приглашены) на международную конференцию.
  4. Архитектор Громова (а) победил; б) победила) в конкурсе проектов.

Задание 9. Укажите словосочетание с грамматической ошибкой (неправильный выбор падежа и предлога).

Для выполнения задания используйте «Словарь сочетаемости слов русского языка» или справочник «Устойчивые глагольно-именные словосочетания русского языка» (см. список литературы).

  1. Вопреки постановлению,
  2. благодаря проведённым преобразованиям,
  3. уделять внимание на проблемы.

Задание 10. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Называя одним и тем же словом в чем-то сходные предметы,

  1. мы отвлекаемся от несущественных деталей;
  2. несущественные детали не принимаются во внимание;
  3. происходит обобщение признаков;
  4. учитываются самые существенные признаки.

Культура устной речи

11. Напишите текст короткой убеждающей речи (не менее 1страницы) на одну из предложенных тем (согласитесь или опровергните, приведите аргументы). Перед текстом выступления охарактеризуйте предполагаемую аудиторию.

Темы для устных выступлений.

  1. Изучение гуманитарных дисциплин необходимо в техническом вузе.
  2. Преподаватели не всегда справедливы к студентам.
  3. Учиться никогда не поздно.
  4. Каждый должен уметь водить машину.
  5. Нельзя честно прожить жизнь, не нажив врагов (Б. Васильев).
  6. Вопросы истины не решаются большинством голосов (Демокрит).
  7. Искусство брака состоит в умении перейти от любви к дружбе (А. Моруа).
  8. Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства (В.О. Ключевский).

Вариант 3

Произносительные нормы

Задание 1. Укажите слова, в которых правильно поставлено ударение.

При выполнении задания используйте словарь ударений, орфоэпический или орфографический словари (см. список литературы).

  1. АпОстроф,
  2. закУпорить,
  3. мышлЕние,
  4. Эксперт,
  5. квартАл,
  6. начатА,
  7. цЕмент,
  8. баловАть,
  9. кУхонный,
  10. обеспЕчение.

Задание 2. Отметьте слова, в которых на месте пропуска произносится Ё.

Для справок используйте орфоэпический словарь.

  1. Плат…жеспособный,
  2. оп…ка,
  3. дар…ный,
  4. ж…лчь.

Лексические нормы

Задание 3. Отметьте примеры, в которых нарушены нормы сочетаемости слов.

  1. Из-за сильного дождя рыбалка сорвалась.
  2. Любитель сильных словечек, он всегда был источником конфликта.
  3. Самым сильным недостатком человека является неискренность.
  4. Их связывала многолетняя сильная дружба.

Задание 4. Подберите к каждому слову иноязычного происхождения, данному в левом столбце, его толкование из правого столбца.

В случае затруднений обращайтесь к словарям иностранных слов или толковым словарям (см. список литературы).

  1. Бестселлер а) прямой товарообмен
  2. Диссидент б) неприятное происшествие, столкновение
  3. Импонировать в) пренебрегать чем-либо
  4. Инцидент г) инакомыслящий человек, не согласный с вероисповеданием или существующим строем
  5. Бартер д) наиболее популярная и раскупаемая в определенное время книга
  6. Конъюнктура е) сборник классических текстов
  7. Манкировать ж) производить хорошее впечатление, нравиться
  8. Антология и) совокупность условий, сложившаяся в данное время обстановка в какой-либо области

Задание 5. Из двух слов-паронимов подберите определение к существительному.

Значение паронимов следует уточнять по специальным словарям паронимов (см. список литературы) или по толковым словарям русского языка. Если вам трудно выбрать правильный вариант, исходя из значения слова, попробуйте заменить его синонимом или антонимом: это поможет определить, возможна ли такая замена.

  1. отношение а) бережное; б) бережливое
  2. данные а) выборные; б) выборочные
  3. заработок а) гарантированный; б) гарантийный
  4. выступление а) отчетное; б) отчётливое
  5. просьба а) жалостная, б) жалостливая

Задание 6. Отметьте словосочетания, которые характеризуются речевой избыточностью (плеоназмом или тавтологией).

  1. Сгруппировать в группы,
  2. высоко оценивать,
  3. отступать назад,
  4. использовать с пользой.

Грамматические нормы (морфологические и синтаксические)

Морфологические нормы

Конкурс — Я русский бы выучил. Паронимы. Продлён!

ВНИМАНИЕ! Конкурс продлён ещё на две недели. Надо набрать стихов побольше!

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Задание простое! Народ, давайте с ним справимся!)

Итак, ждём стихов до 18 ноября. Призы заждались.

Дорогие друзья, всем доброго дня!

Начинаем Шестой тур конкурса « Я русский бы выучил…».

С вами ведущая Татьяна Шорохова.

Небольшое предисловие к заданию.

«Если бы я был царь, я бы издал закон, что писатель, который употребит слово, значения которого он не может объяснить, лишается права писать и получает 100 ударов розог.» (С)Толстой Л.Н.

– эти слова великого писателя я позволю себе сделать эпиграфом нашей сегодняшней беседы о русском языке, потому что имя ей:

Лексика! Наука о слове!

А если быть более точной, то речь пойдет о ПАРОНИМАХ.

Среди лексических ошибок, вызванных незнанием точного значения слова, наиболее часто встречаются ошибки, связанные с неразграничением, или смешением паронимов.

Паронимами можно назвать как однокоренные, так и близкие по звучанию слова, которые при всей своей похожести всё же различаются оттенками значения или обозначают разные реалии действительности.

1. Дипломат – дипломант. Дипломат — это работник посольства или консульства, а дипломант — участник конкурса, фестиваля, отмеченный за свое исполнительское мастерство дипломом.

2. Гарантированный – гарантийный. Гарантированным (обеспеченным) может быть доход, зарплата, работа, тираж, а гарантийным (содержащим гарантию) назовем письмо, кредит, договор, ремонт.

3. Одеть — надеть. Глагол «одеть» сочетается с одушевлёнными существительными, поэтому правильно скажем: одеть ребенка, одеть бабушку, одеть куклу Барби.

Слово «надеть» употребляется в сочетании с неодушевлёнными существительными: надеть кольцо на палец, надеть шляпу, сапоги,
варежки. Перед прогулкой я надел ошейник своей собаке. Мама надела куртку на сына.

4. Адресат –адресант Адресат — лицо (организация), которому адресовано почтовое отправление; получатель (точный адресат; адресат выбыл); адресант — лицо (организация), посылающее почтовое отправление.

5. Абонент – абонемент. Абонемент — право на пользование чем-либо в течение определённого срока, а также документ, удостоверяющий это право (концертный, библиотечный, театральный абонемент); абонент — владелец абонемента (абонент телефонной сети, заказ журнала абонентом).

6. Невежа – невежда. Невежа — грубый, невоспитанный, невежливый человек, а невежда — малообразованный человек, неуч; человек, несведущий в какой-либо области знания, профан.

7. Двигатель – движитель. Двигатель — часть автомобиля, которая приводит его в движение, сила (электрический двигатель); движитель — то, что приводит в движение, способствует ему (движитель общества, прогресса).

8. Преемник – приемник. Преемник — Тот, кто получил от кого-либо преемственно какое-либо положение, обязанности, право на что-либо. Приемник — аппарат для приема сигналов, сообщений, речи, музыки, изображений и т.п., употребляемый в электросвязи, радиотехнике и телемеханике.

9. Диктат — диктант. Диктант — вид письменной работы (трудный диктант, объяснительный диктант, диктант с комментариями); диктат — требование, продиктованное одной сильной стороной, требующей безусловного выполнения другой, слабой стороной (диктат правящей верхушки)

10. Описка — отписка Описка — случайная ошибка при письме; отписка — ответ, не затрагивающий существа дела.

11. Отметка и оценка. Отметка – цифра, выражающая степень освоения учащимся образовательной программы. Оценка — сжатое или развернутое суждение о достижениях учащегося.

Паронимов в русском языке достаточное количество, поэтому перечислять их нет смысла, поэтому предлагаю посмотреть, поэтому предлагаю посмотреть примеры заданий по паронимам из ЕГЭ 2015 года. К заданиям даны ответы. Они дадут ориентировочное понимание характера и сложности заданий.

В данных предложениях НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправь ошибку и запиши его правильно.
1. Для изменения типа предоставляемых услуг АБОНЕМЕНТУ требуется заполнить особую форму в главном офисе компании.
2. ГАРАНТИРОВАННОЕ обслуживание автомобиля включает в себя бесплатный ремонт либо бесплатную замену вышедших из строя комплектующих.
3. Члены комиссии выразили благодарность за ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ в их распоряжение материала инспекции.
4. Когда я думаю о Леше, я всегда вспоминаю его печальные КОРИЧНЕВЫЕ глаза.
5. На прогулку Катя ОДЕЛА теплую шапку.
6. Тип взаимоотношений, который складывается в семье между ребенком и родителями, является чрезвычайно важным ФАКТОМ в развитии каждого человека.
7. Со временем исследовательская лаборатория ПРЕОБРАЗИЛАСЬ с последней нашей встречи в специальное конструкторское бюро.
8. Комната выполняла ДВОЙСТВЕННОЕ назначение: она являлась одновременно и гостиной, и спальней.
9. Демидов прямо утверждал в те дни, что слухи о возбуждении уголовного дела против него — ЗЛАЯ клевета.
10. Во время работы вам разрешено пользоваться КОРОТКИМ справочником по физике.

Ответы: 1. абоненту, 2. гарантийное, 3. предоставленные, 4. карие, 5. надела, 6. фактором, 7. преобразовалась, 8. двойное, 9. злостная, 10. кратким.

В данных предложениях НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправь ошибку и запиши его правильно.
1. Одежда настоящего туриста должна быть надежной и ПРАКТИЧЕСКОЙ.
2. Со временем лабораторию расширили, она ПРЕОБРАЗИЛАСЬ в филиал научно-исследовательского института.
3. Из уклончивого и ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО выступления адвоката следовало, что пересмотр договора стоит отложить.
4. Котовский редко чему удивлялся, был проницательным и ПАМЯТНЫМ юношей.
5. Соблюдение простых правил личной гигиены — это самая ЭФФЕКТНАЯ защита от гриппа и ОРВИ.
6. ДОВЕРЧИВЫЙ тон в общении с клиентами обеспечивает нашей компании хорошую репутацию.
7. Больше всего нас поразил ЯБЛОЧНЫЙ сад, в котором деревья были высажены стройными рядами.
8. Вспоминая о вчерашней встрече, Сергей тяжело ВДЫХАЛ.
9. На Викторе Александровиче красиво смотрелся ГЕНЕРАЛЬНЫЙ мундир.
10. РАСЧЕТЛИВЫЙ центр находился в доме, расположенном на углу улицы.

Ответы: 1. практичной, 2. преобразовалась, 3. дипломатичного, 4. памятливый, 5. эффективная, 6. доверительный, 7. яблоневый, 8. вздыхал, 9. генеральский, 10. расчетный.

В данных предложениях НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправь ошибку и запиши его правильно.
1. Народ стекал туда в большом числе, несмотря на БУДНИЧНЫЙ день.
2. Он так и остался на всю жизнь убежденным монархистом и противником ДЕМОКРАТИЧНОГО образа правления.
3. Дома перед отъездом его долго инструктировали, чтобы на новом месте он не попал в дурную КАМПАНИЮ.
4. Оксана получила от него обещание ПРЕДСТАВИТЬ ей должность секретаря.
5. Самый ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ способ улучшить память — создать себе мощную мотивацию.
6. Пальтишко на нем было жидкое, на РЫБНОМ меху.
7. Они уже стали москвичами, как и многие их более УДАЧНЫЕ земляки.
8. Результаты перевода текстов сравнивались и в случае совпадения считались ЗНАЧИТЕЛЬНЫМИ.
9. Он был склочный, МЕЛКИЙ, высокомерный, себялюбивый.
10. КОСТНЫЙ панцирь черепахи очень прочен.

Ответы: 1. будний, 2. демократический, 3. кампания, 4. предоставил, 5. действенный, 6. рыбий, 7. удачливый, 8. значимый, 9. мелочный, 10. костяной.

В данных предложениях НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправь ошибку и запиши его правильно.
1. Это был почти ЦАРСТВЕННЫЙ подарок.
2. Нужно еще было много трудиться, чтобы достичь ЖЕЛАННОГО результата.
3. Председатель объявил судебное следствие законченным и ПРЕДСТАВИЛ слово обвинителю.
4. Ему и в школе не раз говорили, что у него есть ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫЙ талант.
5. Украшательство, внешняя ЭФФЕКТИВНОСТЬ чужды японской архитектуре.
6. Боль была очень сильной, временами НЕТЕРПИМОЙ.
7. В руке он держал трость с КОСТНЫМ набалдашником.
8. Был такой ливень, что хоть сапоги ОДЕВАЙ.
9. Нет возможности назвать специалистов, которые внесли ВКЛАДЫШ в исследование.
10. Дети размещаются в уютных помещениях, имеют все удобства, обеспечены ВКУСОВЫМ питанием.

Ответы: 1. царский, 2. желательный, 3. предоставил, 4. изобретательский, 5. эффектность, 6. нестерпимой, 7. костяной, 8. надеть, 9. вклад, 10. вкусным.

А теперь задание: Написать одно — два стихотворения, используя одну пару паронимов (например: невежда-невежа).

Так что выбираем понравившийся пароним (или находим сами) и.

Стихи, написанные ранее, не принимаются. Пародии на чьи-либо стихи тоже.

Рецензия оформляется так:

1. Выбранная тема (в данном случае паронимы)
2. Само стихотворение (не менее 3 стоп и не более 6 стоп в размере от 8-ми до 24-х строк – каждый (плюс две строки в исключительных случаях) – принцип Золотого Сечения.
3. Автор

Конкурс рассчитан на серьёзную аудиторию — это значит, что мы стараемся ответственно относиться к своим стихам.

Пишем не «на коленке», а вносим вклад в мировую поэзию, хоть и осознаём своё несовершенство.

Паронимы НЕСТЕРПИМЫЙ — НЕТЕРПИМЫЙ

Инфо-урок на тему ПАРОНИМЫ НЕСТЕРПИМЫЙ — НЕТЕРПИМЫЙ

1.Лексическое значение паронимов нестерпимый — нетерпимый

2.Примеры словосочетаний с паронимом нестерпимый

3.Примеры предложений с паронимом нестерпимый

4.Примеры словосочетаний с паронимом нетерпимый

5.Примеры предложений с паронимом нетерпимый

1.ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПАРОНИМОВ НЕСТЕРПИМЫЙ — НЕТЕРПИМЫЙ

НЕСТЕРПИМЫЙ. Превышающий терпение, с трудом переносимый; невыносимый, несносный.

НЕТЕРПИМЫЙ — 1. Такой, с которым нельзя мириться, недопустимый.

2. Не считающийся с чужим мнением, лишённый терпимости.

2.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ — НЕСТЕРПИМЫЙ

33)нестерпимый зуд любопытства

3.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ — НЕСТЕРПИМЫЙ

1)Сначала боль в ногах была нестерпимой, но страх сильнее боли. (Э.Шильго. По насту)

2) Бродя без цели по улицам, он испытывал нестерпимую тоску. (К.Г. Паустовский. Поздняя весна)

3) Он занимался лишь тем, что по нескольку раз за день начищал до нестерпимого блеска свои сапоги. (К.Г.Паустовский. Повесть о жизни)

4) Мысль о возможной утрате этого образа [революции] … была ему нестерпима. (В.Ходасевич. Воспоминания о Горьком)

5) Стрекочут кузнечики, нестерпимый зной стоит над лугом. (В.М.Песков. Шаги по росе)

6) Боль была очень сильной, временами нестерпимой, но врач сыпал шутками-прибаутками, и я невольно прислушивался к ним и терпел. (В.Бондарец. Военнопленные)

7) Княгине холодно; в ту ночь

Мороз был нестерпим,

Упали силы; ей невмочь

Бороться больше с ним. (Н.А.Некрасов. Русские женщины)

8) Зной нестерпимый : равнина безлесная,

Нивы, покосы да ширь поднебесная —

Солнце нещадно палит. (Н.А.Некрасов. В полном разгаре страда деревенская)

9) Мысль, что он может потерять Анатолия, была для Федора Васильевича нестерпимой. (А.Б.Чаковский. Блокада)

10) Нанес отцу нестерпимое оскорбление. (И.С.Тургенев)

11) Было нестерпимо жарко и душно. (А.П.Чехов)

12) Такой нестерпимо палящей жажды он еще не испытывал. (К.Ф.Седых. Даурия)

13) В комнате были нестерпимый жар и духота. (С.Т.Аксаков. Детские годы Багрова-внука)

14) Нестерпимо болят распухшие ноги. (В.Андреев. История одного путешествия)

15) Огнем нестерпимой боли запылал правый глаз Корчагина, от него загорелся и левый. И впервые в жизни Павел понял, что такое слепота — темной кисеей затянулось все кругом него. (Н.А.Островский. Как закалялась сталь)

16) Подталкиваемый нестерпимым зудом любопытства, Павка тихо перелез с крыши на ствол черешни и спустился в сад Лещинских. (Н.А.Островский. Как закалялась сталь)

17) Его охватила нестерпимая тоска по дому.

18) Весь его вид выражал неподдельное, нестерпимое горе.

19) Дома был постоянно нестерпимый жар от печей.

20) Муки Тантала или Танталовы (книжн.) — нестерпимые муки, вызываемые созерцанием близости желанной цели и сознанием бессилия, невозможности ее достигнуть. (Тантал — герой греческой мифологии, осужденный вечно томиться голодом и жаждой, несмотря на близость воды и древесных плодов, которые при приближении к ним от него ускользают.)

21) Тщеславие, эта нестерпимая, мучительная жажда успеха, есть великая пытка для ума и состоит из зависти, гордости и алчности. (Р.Бертон)

4.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ — НЕТЕРПИМЫЙ

28)нетерпим к друзьям

29)нетерпим к сотрудникам

30)нетерпим к лодырям

31)нетерпим к болтунам

32)нетерпим к чужим мнениям

33)нетерпим ко всякой лжи

34)нетерпим к воровству

35)нетерпим к халтуре

36)нетерпим к опозданиям

37)нетерпим к некомпетентности

38)нетерпим к неверности

39)быть нетерпимым человеком

40)становиться нетерпимым человеком

41)слыть нетерпимым человеком

42)казаться нетерпимым человеком

43)представляться нетерпимым человеком

44)считаться нетерпимым человеком

5.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ — НЕТЕРПИМЫЙ

1)Атмосфера в доме сложилась нетерпимая, и Николай Афанасьевич уехал в Москву, оставив временно семью на Полотняном Заводе. (И.Ободовская, М.Дементьев. Вокруг Пушкина)

2) Но он тут же себя осаживал: «Экий я нетерпимый«. (И.Греков. Кафедра)

3) Конференция по Кара-Бугазу… напоминала заседание штаба, готовящего поход на пустыню, объявившего непримиримую войну грубым и нетерпимым ошибкам природы. (К.Г.Паустовский. Кара-Бугаз)

4) Наши догмы нетерпимы к самостоятельному, самобытному, независимому, свободному суждению других. (Из периодики)

5) Такое соседство [завода и озера], в своё время не учтённое проектировщиками, год от года становится все более нетерпимым. (Из периодики)

6) Когда доходит до серьезного дела, он становится жёстким, требовательным, нетерпимым.

7) Маршак был пристрастен к людям одаренным и нетерпим к халтуре. (В.Смирнова. Книги и судьбы)

8) Терпимые к экранной лжи, мы абсолютно нетерпимы к экранной правде, тут же нарекая её очернительством, злопыхательством. (Из периодики)

9) Создалось нетерпимое положение.

10) Фанатик человек, исступленно преданный своей вере и нетерпимый к иным верованиям, к инаковерующим.

11) Будучи лидером в семье, он нетерпимо относился к любым попыткам лишить его этой роли.

12) С возрастом она становилась категоричной в рассуждениях, нетерпимой к мнению других.

13) Нетерпимое отношение к греху в народе обнаруживается, когда речь идет о прямом нарушении заповедей.

14) Узость мысли делала его в вопросах политики необычайно черствым и нетерпимым.

15) Декабрьский план лесозаготовок под угрозой срыва. Особенно нетерпимое положение создалось в ряде колхозов области, где демобилизационные настроения захлестнули самих председателей. (Ф.А.Абрамов. Пряслины)

16) Если социально-политический строй империи диктовал борьбу с новой крупной поместной наследственной аристократией, то он же делал нетерпимым ущемление интересов торговой верхушки — «нетитулованной знати», как ее неизменно величают источники.

17) Геноцид — истребление национальных, этнических, расовых или религиозных групп населения, создание нетерпимых условий для их жизни, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп, равно как и меры по предотвращению деторождения в их среде (биологический геноцид), насильственная передача детей из одной группы в другую.

18) Не слишком хороший характер у того, кто нетерпим к дурному характеру ближнего. (Жан де Лабрюйер)

19) Он выказал явно пристрастное и нетерпимое отношение к обвиняемым.

20) Мы никогда не бываем более недовольны другими, как когда мы недовольны собой. Сознание вины делает нас нетерпимыми. (Анри Амьель)

1.С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М. «Русский язык» 1990

2.Е.Д.Головина. Различай слова: Трудные случаи современного русского словоупотребления. Экспресс-справочник. – Киров: Кировская областная типография. 1997.

3.Ю.А.Бельчиков, М.С.Панюшева. Словарь паронимов русского языка. М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Издательство Астрель», 2004.

5.К.С.Горбачевич. Словарь синонимов русского языка. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.

Контрольная работа по теме «Грамматика»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Грамматика — один из разделов языкознания, который делится на морфологию и синтаксис. Морфологические нормы требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа существительных, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и др.). Синтаксические нормы предписывают правильное построение основных синтаксических единиц словосочетаний и предложений.

1) Подберите прилагательные, правильно согласуя их с существительными. Какие факторы влияют на форму рода несклоняемых существительных?

Авеню, бра, безе, евро, жюри, кенгуру, киви, кольраби, коммюнике, кофе, пенальти, салями, сирокко, табу, цеце, цунами, Батуми, Калахари, Миссисипи. Ответ: широкая авеню, хрустальное бра, легкое безе, коллекционный евро, строгое жюри, быстрый кенгуру, вкусный киви, незрелая кольраби, содержательное коммюнике, чёрный кофе, повторный пенальти, вкусная салями, знойный сирокко, первобытное табу, африканская цеце, опасное цунами, солнечный Батуми, знойная Калахари, широкая Миссисипи.

2) Образуйте форму именительного падежа множественного числа от данных существительных:

Корпус. (здания, войскового соединения) – корпус. (туловища); образ. (иконы) – образ. (художественно-литературные); орден. (знаки отличия) – орден. (рыцарские и монашеские общества); повод. (поводья) – повод. (побуждения).

Ответ: Корпуса (здания, войскового соединения) – корпусы (туловища); образа (иконы) – образы (художественно-литературные); ордена (знаки отличия) – ордены (рыцарские и монашеские общества); повода (поводья) – поводы (побуждения).

3) Раскройте скобки, выберите подходящий вариант:

1. Для проведения бесед и докладов были подобраны квалифицированные (лекторы – лектора). 2. Крупные (лоскуты, лоскутья) разноцветной кожи лежали в углу сапожной мастерской. 4. Мальчик в изодранной курточке и брюках бежал вперёд, (лоскуты, лоскутья) его одежды развевались на ветру. 5. Пастух приложил к губам свою дудочку, и медленно стали разноситься тихие, переливчатые (тоны, тона). 6. Яркая луна взошла над горизонтом, небо и море окрасились в мягкие тёмно-синие (тоны, тона). 7. Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные (шофёры, шофера). 8. Многочисленные (прожекторы, прожектора) ярко освещали площади и улицы города. 9. В доме отдыха оказались представители самых разнообразных профессий: врачи, (учители, учителя), (бухгалтеры, бухгалтера), (инженеры, инженера), (кондукторы, кондуктора) железнодорожных поездов. 11. Важнейшие (секторы, сектора) института были реорганизованы. 12. Из ворот выехали пятитонные грузовики, (кузовы, кузова) их до краёв были наполнены мешками и ящиками. Ответ: 1. Для проведения бесед и докладов были подобраны квалифицированные лекторы. 2. Крупные лоскуты разноцветной кожи лежали в углу сапожной мастерской. 4. Мальчик в изодранной курточке и брюках бежал вперёд, лоскутья его одежды развевались на ветру. 5. Пастух приложил к губам свою дудочку, и медленно стали разноситься тихие, переливчатые тоны. 6. Яркая луна взошла над горизонтом, небо и море окрасились в мягкие тёмно-синие тона. 7. Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные шофёры. 8. Многочисленные прожектора ярко освещали площади и улицы города. 9. В доме отдыха оказались представители самых разнообразных профессий: врачи, учителя, бухгалтеры, инженеры, кондуктора железнодорожных поездов. 11. Важнейшие секторы, института были реорганизованы. 12. Из ворот выехали пятитонные грузовики, кузова их до краёв были наполнены мешками и ящиками.

4)От данных существительных образуйте формы Им.п. мн.ч. и Р.п. мн.ч. Выделите существительные, имеющие варианты.

Апельсин, бухгалтер, гектар, год,гусар, доктор, катер, килограмм, мандарин, отпуск, полотенце, рельс, томат, торт, англичанин, баклажан, бурят, вафля, гренадер, кочерга, носок, чулок, сапог, свеча, туфель, цапля, ясли.

Ответ: им. п. мн.ч. р.п. мн. ч.

существительные имеющие варианты: год-лет

5) Какую из двух конструкций: Хирург сделал операцию или Хирург сделала операцию — если речь идет о женщине, вы предпочтете: а) в строгой деловой речи; б)в научной речи; в) в устной беседе с друзьями? Ответ: Хирург сделал операцию (а, б) или Хирург сделала операцию (в)

6) Подчеркните прилагательные, от которых можно образовать сравнительную степень. Образуйте от них простую и сложные формы сравнительной степени, если это возможно.

Каталог выпускных платьев 2018 В наличии и пошив на заказ! Дизайнер Svetlana Zaitseva! Бесплатная примерка Контакты в Воронежеsvetlanazaitseva.ruАдрес и телефон ВоронежСкрыть объявление

Ломоносовская школа -пансион Ломоносовская школа -пансион-главная инвестиция в будущее ребенка. Выбор за Вами! Обучение 1-11 классДетский садДошкольное отделениеБлизко от Москвыlomonpansion.ruАдрес и телефон Скрыть объявление

Большой, бойкий, звонкий, злющий, клетчатый, ловкий, плохой, полосатый, робкий, смелый, скверный, сверхмощный, ультраправый, фиолетовый. Ответ: большой-больше, более/менее большой

бойкий-бойче, более/менее бойчее

звонкий-звонче, более/менее звонкий

злющий-это уже прост. сравнение степени

ловкий-ловче,ловчее, более ловкий

полосатый-исключение, нет степени

робкий-робче, более робкий

смелый-смелее, более смелый

7) Раскройте скобки и выберите нужную падежную форму. Укажите возможные варианты: Ждать (автобус, автобуса), ждать (встречу, встречи), ждать (решение, решения), искать (поддержку, поддержки), искать (дорогу, дороги), искать (спасение, спасения), искать (славу, славы). Ответ: Ждать автобус, ждать встречи, ждать решения, искать поддержку, искать дорогу, искать спасения, искать славы.

8) Исправьте ошибки, допущенные в следующих предложениях.
Объясните, с действием каких норм они связаны.

1. В их выступлениях чувствовалась уверенность в победу. 2. Им руководила жажда в деятельности. 3. Следует уделять большое внимание на орфографию. 4. Первоклассники уже отличают звук и букву. 5. Мать тревожилась о ребенке. 6. В отзыве на книгу кратко излагается ее содержание. 7. В наше время женщина должна занять важную роль в политике. 8. Мы говорим, что мы достигли в Думе. 9. В дискуссии участвовали много ученых. 10. Посмотрев фильм, началась работа над рецензией о нем. 11. Нелепые, но порой труднопреодолимые препятствия отцу в воспитании детей, особенно когда они знают и любят их, калечат психику ребенка. 12. Мы доводим закон от начала до конца. Ответ: 1. В их выступлениях чувствовалась уверенность в победе (п.п.). 2. Им руководила жажда деятельности (р.п.). 3. Следует уделять большее внимание орфографии. 4. Первоклассники уже отличают звук от буквы. 5. Мать тревожилась о ребенке. 6. В отзыве на книгу кратко излагается ее содержание. 7. В наше время женщина должна занять важное место в политике. 8. В Думе мы говорили о том, чего достигли. 9. В дискуссии участвовали многие ученые. 10. После просмотра фильма началась работа над рецензией о нем. 11. Нелепые, но порой труднопреодолимые препятствия в воспитании, особоенно когда дети знают и любят отца, калечат психику ребенка. 12. Мы проводим закон от начала до конца.

9) Выберите один из вариантов:

1. Крыша была покрыта (толем – толью). 2. Портниха пришила к рукаву (манжет – манжету). 3. Из вазы (торчал – торчала) (свежий – свежая) (георгин – георгина). 4. На пальце (вырос – выросла) (толстый – толстая) мозоль. 5. Плотник починил (вольер – вольеру). 6. От сильного мороза (рельс – рельса) (лопнул – лопнула). 7. Ветер хлопал (ставнем – ставней). Ответ: 1. Крыша была покрыта толем . 2. Портниха пришила к рукаву манжету. 3. Из вазы торчал свежий георгин . 4. На пальце выросла толстая мозоль. 5. Плотник починил вольер. 6. От сильного мороза рельс лопнул . 7. Ветер хлопал ставней.

10) Слова, заключённые в скобки, поставьте в нужной форме:

1. Оба абитуриента (Петров) успешно сдали вступительные экзамены в университет. 2. Широко внедряется опыт футбольного тренера Олега (Волк). 3. Супруги (Сазерленд) побывали в гостях у российского писателя Николаева. 5. В трудах японского учёного (Никамура). 6. У кубинского шахматиста (Капабланка) был неповторимый стиль игры. 7. Сёстры Эмма и Катарина (Штольц) недавно вернулись из путешествия в Австралию. 8. Наш научный руководитель переписывается с английской исследовательницей Барбарой (Трэверс). 9. У сибирского краеведа (Белых) есть интересные документы об истории родного края. 10. С директором металлургического комбината Сергеем (Масло) журналист беседовал около часа. Ответ: 1. Оба абитуриента Петровых успешно сдали вступительные экзамены в университет. 2. Широко внедряется опыт футбольного тренера Олега Волка. 3. Супруги Сазерленд побывали в гостях у российского писателя Николаева. 5. В трудах японского учёного Никамуры. 6. У кубинского шахматиста Капабланки был неповторимый стиль игры. 7. Сёстры Эмма и Катарина Штольц недавно вернулись из путешествия в Австралию. 8. Наш научный руководитель переписывается с английской исследовательницей Барбарой Трэверс. 9. У сибирского краеведа Белых есть интересные документы об истории родного края. 10. С директором металлургического комбината Сергеем Масло журналист беседовал около часа.

11) Исправьте предложения, учитывая нормы образования степеней сравнения прилагательных:

1. Это наиболее простейший способ решения проблемы. 2. Этот пример является более лучшим. 3. Это открытие является самым величайшим. 4. Более худшего варианта развития событий нельзя и представить. Ответ: 1. Это наиболее простой способ решения проблемы. 2. Этот пример является лучшим. 3. Это открытие является самым великим. 4. Более плохой варианта развития событий нельзя и представить

12) Раскройте скобки, выберите подходящий вариант, устраните неправильные формы:

1. Радостно встретились после долгой разлуки (два друга – двое друзей). 2. Она мучительно боролась за свою жизнь, страшась оставить без всякой помощи (четыре сироты – четырёх сирот – четверых сирот). 3. В семье было (три сына – трое сыновей), все (три – трое) – прекрасные охотники. 4. Старшие братья уехали, младшие дожидались, пока за ними (тремя – троими) приедет мать. 5. При больном неотлучно находились (три слуги – трое слуг). 6. Семинар вели (два доцента – двое доцентов). Ответ: 1. Радостно встретились после долгой разлуки двое друзей. 2. Она мучительно боролась за свою жизнь, страшась оставить без всякой помощи четверых сирот. 3. В семье было трое сыновей, все три – прекрасные охотники. 4. Старшие братья уехали, младшие дожидались, пока за ними троими приедет мать. 5. При больном неотлучно находились трое слуг. 6. Семинар вели два доцента.

Тема 3. Лексические нормы .

Лексические нормы — это правила применения слов в речи: 1) правильность выбора слов из ряда единиц, близких ему по значению или по форме; 2) употребление его в тех значениях, которые оно имеет в языке; 3) уместность его использования в той или иной коммуникативной ситуации в общепринятых в языке сочетаниях. Соблюдение лексических норм — важнейшее условие точности речи и ее правильности.

1) Найдите предложения, в которых слова не соответствуют тем предметам, признакам и явлениям, которые они обозначают. Исправьте
ошибки, связанные с нарушением лексических норм.

1. Началась избирательная фиеста. 2. Он познакомился с плеядой новых компьюте-ров. 3. Депутаты приняли решение, которое способствует улучшению отмеченных недостатков. 4. Бабушка ласково кивает добрым морщинистым лицом. 5. Эта борьба ведется под тезисом защиты прав человека. 6. На очередном заседании клуба Книголюбов прошла презентация первых номеров альманаха «Владикавказ».

Ответ: 1. Началась избирательная кампания. 2. Он познакомился с несколькими моделями новейших компьютеров. 3. Депутаты приняли важное решение, которое поможет устранить имеющиеся недостатки. 4. Бабушка ласково кивает лицом. 5. Эта борьба ведется под эгидой защиты прав человека. 6. На очередном заседании клуба Книголюбов прошла презентация первого номера альманаха «Владикавказ».

2) Определите по толковым словарям значения следующих синонимов, их стилистическую окраску, а также их происхождение в русском языке: в каких прямых и переносных значениях и устойчивых контекстах употребления они могут заменять друг друга, а в каких нет и почему (приведите для подтверждения своего ответа примеры словосочетаний и предложений с этими словами):

Восстановление – реставрация, агитация – пропаганда, авария — катастрофа, осваивать — обживать, сотрудничество – взаимодействие, импульс — толчок, регион — район, реформа — изменение . Ответ: Восстановление – реставрация (позд. лат.). Востановление/реставрация здании. Востановление(спец.)

Агитация (лат.)-пропаганда (лат.). Антигосударственная пропаганда/агитация. Пропаганда здорового образа жизни. Агитация-распространение, к-либо настроения в пользу, к-либо идеи. Пропаганда-распространение идей.

Авария(фран.)-катастрофа(греч.). Авария- повреждение. Катастрофа-1) неожиданное событие в романах, драмах, служащее разведкой. 2) ужасное проишествие. Имеет большуюэкспрессию и трагизм, чем авария. Автомобильная авария/катастрофа. Натянутое отношение супругов должно же было наконец разрешиться в какую-нибудь катастрофу.

Осваивать- обживать. Осваивать- учиться пользоваться чем-либо. Обживать-осваивать новые места. Осваивать новый компьютер. Обживать новый дом.

Сотрудничество-взаимодействие. Сотрудничество-участие в каком-либо общем деле. Взаимодействие (книж.) -взаимная связь;(психол.)-процесснепосредственного воздействия объектов друг га друга, порожающий их взаимную обусловленность и всязь. Наша компания сотрудничает/взаимодействует с редакцией газеты «К». После появления квант. теории поля представление о взаимодействии существенно изменилось.

Импульс-толчок(лат.). Импульс-1) мера механического движения 2) внушение, побуждение. Толчок-резкий короткий удар, производимый движением от себя. Дать толчка кому-либо. Посылать электрические импульсы.

Регион(лат.)-район(фран.). Регион-1) область, район, частьстраны,отчичающая от других областей совокупностьюестественных или исторических сложившихся особенностей. 2) группа близлежащих стран . Экономико-географический или близкий по состату район мира. Район-извесный округ. Определённая часть местности.

Реформа-изменение(лат.). Реформа- преобразование, вводимое законодательным путем. Изменение- превращение в нечто другое. Реформа образования. Изменение показаний счетчика.

3) Найдите ошибки в употреблении слов-паронимов, исправьте их, определив значения неправильно употребленного и нужного в данном случае слова по толковому словарю:

В полку царило воинствуюшее настроение. Народ терпел двойственный гнет. Хищное истребление лесов привело к образованию оврагов. В конце собрания слово представили профессору Дьяконову. Множество фактов: климатические и температурные условия, сроки обработки, характер освещения — влияют на развитие растений. Ответ: В полку царило воинственное настроение. Народ терпел двойной гнет. Хищническое истребление лесов привело к образованию оврагов. В конце собрания слово предоставили профессору Дьяконову. Множество фактов: климатические и температурные условия, сроки обработки, характер освещения — влияет на развитие растений.

4) Найдите нарушения лексических норм в следующих предложениях и исправьте их, определите, какие типы лексических норм нарушены в каждом случае, значения неправильно употребленных слов определите по толковому словарю:

Он записал песни коренных аборигенов Севера. В школах Сыктывкара родилась новая традиция. Жизнь старой крестьянки постепенно стала нетерпимой. Сегодня у нас в гостях гости из Мадрида. Нервы охотников напряжены: палец на мушке. В субботу бутик «Ягуар» учинит показ мод. Ответ: Он записал песни коренных жителей Севера. В школах Сыктывкара появилось новая традиция. Жизнь старой крестьянки постепенно стала невыносимой. Сегодня у нас гости из Мадрида. Нервы охотников напряжены: палец на курке. В субботу бутик «Ягуар» устроит показ мод.

Абориген-это коренной житель.

5) Оцените целесообразность использования иноязычных слов вследующих предложениях, аргументируйте свою позицию при помощи толкового словаря и словаря иностранных слов:

1. В понедельник состоится fashion-show (показ моделей) модельера Ярослава Куриленко под названием «Цветы Востока». 2. Своей балетной харизмой Плисецкая осеняет тех, кому танцевать дальше. 3. Новый триллер создает в зрительном зале атмосферу саспенса (напряжения). 4. Важную роль в современном обществе играет создание опережающих технологий, ноу-хау. 5. Какой смысл держать нас в течение восьми вечеров у голубых экранов в ожидании хеппи-энда?

Ответ: 1. В понедельник состоится (показ моделей) модельера Ярослава Куриленко под названием «Цветы Востока». 2. Своей харизмой Плисецкая осеняет тех, кому танцевать дальше. 3. Новый триллер создает в зрительном зале атмосферу саспенса (напряжения). 4. Важную роль в современном обществе играет создание опережающих технологий. 5. Какой смысл держать нас в течение восьми вечеров у голубых экранов в ожидании хеппи-энда?

4) Ноу-хоу- секрет производства.

6) Найдите и устраните ошибки, связанные с неточным выбором слова и нарушением норм лексической сочетаемости:

1. На предприятии использовалось более прогрессивное оборудование. 2. У людей появилась вера в частную собственность, возможность чисто своими силами добиться успеха. 3. Теперь каждый гражданин получил возможность обладать собственностью. 4. Благоприятно сказался для промышленников Указ императора Павла I. 5. Сейчас эти функции сведены в лице одного человека. 6. Пора подвести результаты встречи.. 7. На протяжении тридцати лет Афанасьев выполнял роль кладовщика и экспедитора.

Ответ: 1. На предприятии использовалось оборудование. 2. У людей появилась уверенностьвозможностииметь частную собственность своими силами добиться успеха. 3. Теперь каждый гражданин получил возможность обладать собственностью. 4. Благоприятно сказался на промышленниках Указ императора Павла I. 5. Сейчас эти функции возможны на одного человека. 6. Пора подвести итоги встречи.. 7. На протяжении тридцати лет Афанасьев выполнял функции кладовщика и экспедитора.

7) Устраните речевую избыточность и тавтологию:

1. Федеральные подразделения углубились вглубь республики. 2. Пресса высоко позитивно оценивает результаты выборов. 3. Если это гипотетически предположить, то ситуация видится в ином свете. 4. Реформа ведётся при одновременном сосуществовании старых и новых структур управления. 5. Инициатором и зачинателем движения является экономическая ассоциация.

Ответ: 1. Федеральные подразделения продвинулись вглубь республики. 2. Пресса высоко оценивает результаты выборов. 3. Если это предположить, то ситуация видится в ином свете. 4. Реформа ведётся при одновременном существовании старых и новых структур управления. 5. Инициатором движения является экономическая ассоциация.

8) Объясните, почему неправильно следующее словоупотребление:

Более изощрённее; в мае месяце; в самое ближайшее время; взаимное сотрудничество, иметь полный кворум; видеть воочию; впервые познакомиться; госпитализировать в больницу; опубликовать в печати; отступить назад; патриот родины; полный аншлаг; прейскурант цен; самый оптимальный; художественное оформление интерьера; народный фольклор; огромная махина.

Ответ: Изощрённее; в мае; в ближайшее время; сотрудничество, иметь полный кворум; воочию; познакомиться; госпитализировать; опубликовать; отступить; патриот; аншлаг; прейскурант; оптимальный; оформление интерьера; фольклор; махина.

9). Выберите из слов, данных в скобках, подходящий пароним:

1. Он привык работать без надрыва (методически, методично), чётко выполняя все (методический, методичный) рекомендации. 2. мы с вами должны собраться и (оговорить, обговорить) те вопросы, которые не были (оговорены, обговорены) в соглашении. 3. (Критичный, критический) анализ этого исследования был не очень (критичный, критический). 4. Осторожно, во дворе (злой, злостный) собака. 5. Все, кто поедет с нами на катере, должны надеть (спасательный, спасительный) жилеты. 6. Я посмотрел ваш (фактичный, фактический) материал и нахожу его не очень (фактический, фактичный). 7. Он проявил (хозяйственный, хозяйский) заинтересованность в решении этих (хозяйственный, хозяйский) вопросов.

Ответ: 1. Он привык работать без надрыва методично, чётко выполняя все методический рекомендации. 2. мы с вами должны собраться и обговорить те вопросы, которые не были оговорены в соглашении. 3. Критический анализ этого исследования был не очень критичный.4. Осторожно, во дворе злая собака. 5. Все, кто поедет с нами на катере, должны надеть спасательный жилеты. 6. Я посмотрел ваш фактический материал и нахожу его не очень фактичный. 7. Он проявил хозяйскую заинтересованность в решении этих хозяйственных вопросов.

10). Найдите и исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением синонимов, антонимов и паронимов:

1. Старые порядки и прежние организационные структуры уже отброшены. 2. Специалисты-свекловоды уверены, что конечный эффект будет значительным. 3. Этот агрегат позволяет внушительно снизить температуру соединения материалов. 4. Он открыто признался в том, что было скрыто от нас. 5. Недостоверные факты должны нас настораживать. 6. На псарне у Троекурова были гоночные собаки. 7. Полярники дрейфили на льдине. 8. Наташа кричала, онемев от страха. 9. Дубровский родился в бедной, но довольно-таки зажиточной семье. 10. Над городом стоял сильный смокинг – результат вредных выбросов.

Ответ: 1. Старые порядки организационные структуры уже отброшены. 2. Специалисты-свекловоды уверены, что конечный эффект будет значимым. 3. Этот агрегат позволяет значительно снизить температуру соединения материалов. 4. Он признался в том, что было скрыто от нас. 5. Недостоверные факты должны нас настораживать. 6. На псарне у Троекурова были гончие собаки. 7. Полярники дрейфовали на льдине. 8. Наташа кричала от страха. 9. Дубровский родился в довольно-таки зажиточной семье. 10. Над городом стоял сильный смок – результат вредных выбросов.

11). Подберите к следующим словам пары с противоположным значением:

Тупой, шум, тишина, ветер, темнеет, расцветает, весна, ум.

12) Укажите причины возникновения двусмысленности в данных предложениях и устраните её:

1. После повторного анализа были получены отличные данные. 2. Вы как редактор можете оставить этот термин.

1. После повторного анализа были получены другие данные. 2. Вы как редактор можете оставить этот термин.

*отличные 1)в значении хорошие 2) разные

13). Устраните речевую недостаточность в предложениях:

1. Язык героев Шукшина резко отличается от персонажей других авторов. 2. Левоцентристский блок пока не имеет и очень нуждается в лидере.

Ответ: 1. Язык героев Шукшина резко отличается от языка персонажей других авторов. 2. Левоцентристский блок пока не имеет лидера, но очень нуждается в нём.

источники:

http://www.egeteka.ru/learning/intensive_work/russian/2316/

http://infourok.ru/kontrolnaya-rabota-po-teme-grammatika-4659262.html

Предложите, как улучшить StudyLib

(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте

другую форму
)

Ваш е-мэйл

Заполните, если хотите получить ответ

Оцените наш проект

1

2

3

4

5

Грамматические нормы (морфологические и синтаксические) Морфологические нормы

Задание 7. укажите предложение с
грамматической ошибкой.

  1. Четверо студентов вышли во второй тур
    олимпиады.

  2. Цветы посажены возле обоих дач.

  3. Трое подружек договорились о встрече.

  4. Судьбы двух героинь переплетаются в
    романе.

Синтаксические нормы

Задание 8. Отметьте предложения,
в которых нарушены нормы согласования
сказуемого с подлежащим.

  1. Внимание военных привлекла машина-фургон,
    оставленная у дверей торгового центра.

  2. Множество историй были рассказаны
    ночью у костра.

  3. В списке числился двадцать один студент.

  4. В аудиторию вошла миловидная девушка.
    Это был наш староста.

Задание
9. Укажите словосочетание с грамматической
ошибкой (неправильный выбор падежа и
предлога).
Для
выполнения задания используйте «Словарь
сочетаемости слов русского языка» или
справочник «Устойчивые глагольно-именные
словосочетания русского языка» (см.
список литературы).

а) вопреки голосу разума, б) обсуждать
о новом законе, в) согласно техническому
заданию, г) сделать упор проблемам
образования, д) благодаря проведённым
преобразованиям.

10. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Знакомясь с оглавлением книги,

а) она может показаться слишком сложной;

б) видишь, что это основательный труд;

в) выясняется, что её тема шире, чем
заявлено в названии;

г) возникает желание непременно прочитать
её.

Культура устной речи

11. Напишите текст короткой убеждающей
речи
(не менее 1страницы) на одну из
предложенных тем (согласитесь или
опровергните, приведите аргументы).
Перед текстом выступления охарактеризуйте
предполагаемую аудиторию.

Темы для устных выступлений:

Изучение гуманитарных дисциплин
необходимо в техническом вузе.

Преподаватели не всегда справедливы к
студентам.

Учиться никогда не поздно.

Каждый должен уметь водить машину.

Нельзя честно прожить жизнь, не нажив
врагов (Б. Васильев)

Вопросы истины не решаются большинством
голосов (Демокрит).

Искусство брака состоит в умении перейти
от любви к дружбе (А. Моруа)

Достойный человек не тот, у кого нет
недостатков, а тот, у кого есть достоинства
(В.О. Ключевский)

Вариант 10. Произносительные нормы

Задание 1. При выполнении задания
используйте словарь ударений, орфоэпический
или орфографический словари (см. список
литературы).

Укажите слова, в которых правильно
поставлено ударение:

а) договОр, б) красИвее, в) языкОвые
(явления), г) христианИн, д) позвОним,

е) приободрИть, ж) собрАла, з) клалА, и)
каталОг, к) исчЕрпать.

Задание 2. Для справок используйте
орфоэпический словарь.

Отметьте слова, в которых согласные
перед Е произносятся мягко:

а) шинель, б) декларация,
в) гротеск, г) лазер.

Лексические нормы

Задание 3.Отметьте примеры, в
которых нарушены нормы сочетаемости
слов:

а) явный звук, б) соседние комнаты, в)
устранить ошибки, г) нестерпимая боль

Задание 4. Подберите к каждому слову
иноязычного происхождения, данному в
левом столбце, соответствующее толкование
из правого столбца.
В случае затруднений
обращайтесь к словарям иностранных
слов или толковым словарям (см. список
литературы).

1. Альма-матер а) торжественное
вступление в должность главы государства

2. Бартер б) согласие по
спорному вопросу на переговорах

3. Тривиальный в) исключительный,
предназначенный только для данного
случая

4. Дискредитация г) прямой товарообмен

5. Эксклюзивный д) лишенный
оригинальности, избитый, пошлый

6. Инаугурация е) старинное
студенческое название университета,
места учёбы

7. Консенсус ж) подрыв доверия,
авторитета

Задание 5. Выберите нужное слово
(пароним).
Значение паронимов следует
уточнять по специальным словарям
паронимов (см. Список литературы) или
по толковым словарям русского языка.
Если вам трудно выбрать правильный
вариант, исходя из значения слова,
попробуйте заменить его синонимом или
антонимом: это поможет определить,
возможна ли такая замена.

  1. Почти все рассказы этого писателя
    являются …, содержат некоторые элементы
    биографии автора.

а) автобиографическими; б)
автобиографичными

  1. Машина выполняет серию … операций.

а) автоматических; б) автоматичных

  1. В состав многих лекарств входят …
    масла.

а) ароматические; б) ароматичные

  1. В математике используется термин …
    .

а) «гармонические пропорции»;
б) «гармоничные пропорции»

  1. Его взгляд на жизнь можно назвать …,
    так как он полностью оторван от
    действительности.

а) идеалистическим; б)
идеалистичным

Задание 6. Отметьте словосочетания,
которые характеризуются речевой
избыточностью (плеоназмом или тавтологией):

а) народный фольклор, б) ясное пояснение,
в) ледяной айсберг, г) быстро прогрессировать.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Исправьте речевые ошибки. Связанные с сочетанием норм сочетаемости.

Нетерпимая боль, пример об успехах ученых, неуверенность в свои силы, проявлять интерес о прошлом института, очень огромный, ощущать себя плохо, период времени, проявлять заботу к сыну, автобиография ученого, конференция прошла с большим интересом, согласно распоряжения директора, давать намеки, различный от других, радоваться победой в конкурсе, кануть в историю, завоевать звание лауреата, указать о недостатках, оплатить за работу, делать привелегии кому-либо.

Грамматические нормы (морфологические и синтаксические). Морфологические нормы

    ⇐ Назад

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 789
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • Далее ⇒

Морфологические нормы

Задание 7. укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Четверо студентов вышли во второй тур олимпиады.

2) Цветы посажены возле обоих дач.

3) Трое подружек договорились о встрече.

4) Судьбы двух героинь переплетаются в романе.

Синтаксические нормы

Задание 8. Отметьте предложения, в которых нарушены нормы согласования сказуемого с подлежащим.

1) Внимание военных привлекла машина-фургон, оставленная у дверей торгового центра.

2) Множество историй были рассказаны ночью у костра.

3) В списке числился двадцать один студент.

4) В аудиторию вошла миловидная девушка. Это был наш староста.

Задание 9. Укажите словосочетание с грамматической ошибкой (неправильный выбор падежа и предлога). Для выполнения задания используйте «Словарь сочетаемости слов русского языка» или справочник «Устойчивые глагольно-именные словосочетания русского языка» (см. список литературы).

а) вопреки голосу разума, б) обсуждать о новом законе, в) согласно техническому заданию, г) сделать упор проблемам образования, д) благодаря проведённым преобразованиям.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Знакомясь с оглавлением книги,

а) она может показаться слишком сложной;

б) видишь, что это основательный труд;

в) выясняется, что её тема шире, чем заявлено в названии;

г) возникает желание непременно прочитать её.

Культура устной речи

11. Напишите текст короткой убеждающей речи(не менее 1страницы)на одну из предложенных тем (согласитесь или опровергните, приведите аргументы). Перед текстом выступления охарактеризуйте предполагаемую аудиторию.

Темы для устных выступлений:

Изучение гуманитарных дисциплин необходимо в техническом вузе.

Преподаватели не всегда справедливы к студентам.

Учиться никогда не поздно.

Каждый должен уметь водить машину.

Нельзя честно прожить жизнь, не нажив врагов (Б. Васильев)

Вопросы истины не решаются большинством голосов (Демокрит).

Искусство брака состоит в умении перейти от любви к дружбе (А. Моруа)

Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства (В.О. Ключевский)

Вариант 10.

Произносительные нормы

Задание 1.При выполнении задания используйте словарь ударений, орфоэпический или орфографический словари (см. список литературы).

Укажите слова, в которых правильно поставлено ударение:

а) договОр, б) красИвее, в) языкОвые (явления), г) христианИн, д) позвОним,

е) приободрИть, ж) собрАла, з) клалА, и) каталОг, к) исчЕрпать.

Задание 2.Для справок используйте орфоэпический словарь.

Отметьте слова, в которых согласные перед Е произносятся мягко:

а) шинель, б) декларация, в) гротеск, г) лазер.

Лексические нормы

Задание 3. Отметьте примеры, в которых нарушены нормы сочетаемости слов:

а) явный звук, б) соседние комнаты, в) устранить ошибки, г) нестерпимая боль

Задание 4. Подберите к каждому слову иноязычного происхождения, данному в левом столбце, соответствующее толкование из правого столбца. В случае затруднений обращайтесь к словарям иностранных слов или толковым словарям (см. список литературы).

1. Альма-матер а) торжественное вступление в должность главы государства

2. Бартер б) согласие по спорному вопросу на переговорах

3. Тривиальный в) исключительный, предназначенный только для данного случая

4. Дискредитация г) прямой товарообмен

5. Эксклюзивный д) лишенный оригинальности, избитый, пошлый

6. Инаугурация е) старинное студенческое название университета, места учёбы

7. Консенсус ж) подрыв доверия, авторитета

Задание 5. Выберите нужное слово (пароним).Значение паронимов следует уточнять по специальным словарям паронимов (см. Список литературы) или по толковым словарям русского языка.Если вам трудно выбрать правильный вариант, исходя из значения слова, попробуйте заменить его синонимом или антонимом: это поможет определить, возможна ли такая замена.

1. Почти все рассказы этого писателя являются …, содержат некоторые элементы биографии автора.

а) автобиографическими; б) автобиографичными

2. Машина выполняет серию … операций.

а) автоматических; б) автоматичных

3. В состав многих лекарств входят … масла.

а) ароматические; б) ароматичные

4. В математике используется термин … .

а) «гармонические пропорции»; б) «гармоничные пропорции»

5. Его взгляд на жизнь можно назвать …, так как он полностью оторван от действительности.

а) идеалистическим; б) идеалистичным

Задание 6. Отметьте словосочетания, которые характеризуются речевой избыточностью (плеоназмом или тавтологией):

а) народный фольклор, б) ясное пояснение, в) ледяной айсберг, г) быстро прогрессировать.


    ⇐ Назад

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 789
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • Далее ⇒



Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Являются ли пунктуационные ошибки грамматическими
  • Является типичной ошибкой при проведении реинжиниринга
  • Является следствием ошибок при репликации днк вид мутации
  • Является ли синтаксической ошибкой деление на ноль
  • Является ли синтаксическая ошибка деление на ноль