В 60-е годы XX в. ряды литераторов пополнились самородками из числа чекистов, имевших огромный опыт оперативной работы. Обстановка «холодной войны» и взаимного недоверия, расширение агентурной сети разведок разных стран – все это как нельзя лучше укладывалось в произведения ветеранов КГБ, знавших шпионскую тему «изнутри», не понаслышке. Фильм «Ошибка резидента», вышедший на экраны в 1968 году, стал бестселлером и, в то же время, учебной картиной для молодых кадров КГБ. Приурочен он был к очередному юбилею ЧК-КГБ, а тема противостояния с Западом оказалась на удивление благодатной…
Авторы сценария как прототипы героя
В статье М. Хоста и А. Верховского, «Шпионский роман. Попытка краткого обзора», рассказывается, что в основу большинства детективов, написанных выходцами из КГБ, положены реальные события и разработки послевоенных десятилетий. Они часто завуалированы, переложены на иные обстоятельства и изменены до неузнаваемости, но выдумки все равно меньше, чем фактов. Творческая связка Олега Шмелёва и Владимира Востокова, написавших трилогию «Ошибка резидента», оказалась удачной по сочетанию литературного таланта со знанием реалий агентурной жизни.
Основой для фильма стали факты биографии чекиста в отставке, Владимира Петроченкова. В органах государственной безопасности он служил с 1939 г., успев поработать в контрразведке Военно-Морского Флота. За годы службы Петроченков был удостоен боевых наград: медали «За боевые заслуги» и ордена Красной Звезды. В звании майора ушел в отставку и взял псевдоним «Владимир Востоков», используя свои знания и жизненные истории на литературном поприще. Книга воспоминаний о службе в госбезопасности стала основой будущего сценария.
Соавтором Востокова (Петроченкова) стал один из руководителей спецслужбы СССР, прошедший школу в контрразведке – генерал-лейтенант Олег Грибанов. Под псевдонимом Олег Шмёлев он стал соавтором серии книжных изданий и киносценариев про резидента Тульева.
Несмотря на открытость основных фактов биографии обоих писателей-чекистов, она не дает представления о том, кто же на самом деле был прообразом умного и благородного «резидента». Оба автора – выходцы из деревень, далекие от графских титулов и жизни в эмиграции.
Биография Шмелёва (Грибанова) куда больше напоминает шпионский роман.
Список наград впечатляет. Он был награжден орденами Красной Звезды, Красного Знамени (дважды), Знаком Почёта, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги» и другими. С 1943 года являлся заслуженным работником НКВД. Будучи шефом советской контрразведки, принимал участие в операциях по внедрению прослушки в посольствах США и Великобритании в Москве, вербовке Дежана, посла Франции в Советском Союзе, разоблачению агента ЦРУ Петра Попова, внедренного в советскую разведку, и полковника ГРУ, Олега Пеньковского, ставшего агентом английской спецслужбы.
Карьера в контрразведке закончилась в начале 1964 года, когда на Запад сбежал один из подчиненных Грибанова. Спустя несколько месяцев Грибанова сняли с должности со строгим выговором по партийной линии. Во всех книгах, которые публиковались в Советском Союзе, приводились альтернативные данные, не позволяющие опознать бывшего шефа контрразведки. Везде фигурировало лишь участие в Великой Отечественной войне, медаль «За отвагу», работа в должности… репортера и очеркиста в «Комсомольской правде» и «Огоньке».
Подлинную историю Грибанова, чье имя входит в золотой фонд советской контрразведки, можно прочитать в книге Вадима Абрамова «Лубянка. Контрразведка».
Несколько слов об актере
Режиссера Вениамина Дормана увлек захватывающий сценарий о сыне белоэмигранта, графе Тульеве, заброшенном на свою историческую родину и перевербованном сотрудниками КГБ. В роли главного героя Тульева-Зарокова режиссер видел только актера Георгия Жжёнова.
Актер прошел круги ада, оказавшись по ложному доносу в сталинских лагерях, и был реабилитирован только в конце 1955 г. Поводом для обвинения в предательстве Родины и шпионаже стало короткое общение в поезде с американским дипломатом.
После оглушительного успеха первого фильма «Ошибка резидента», Георгий Жжёнов на протяжении двадцати лет бессменно воплощал на экране образ агента западной разведки. За роль графа Тульева Жжёнов удостоился премии КГБ СССР.
Покровительство КГБ
С учетом того, что сценарий фильма создавался профессионалами агентурного дела и прославлял родную землю и служение Отечеству, трилогия получила высочайшее одобрение органов госбезопасности. Вышедший на экраны фильм стал учебным пособием, используемым при подготовке будущих сотрудников КГБ.
Во время съемки офицеры госбезопасности выступали штатными консультантами, открывая доступ к закрытым объектам. Этот факт, а также режим секретности, в котором велись съемки, вызывали повышенный интерес иностранных разведок. Дошло до того, что фильм едва не оказался «на полке» потому, что в состав съемочной группы проник под видом водителя арендованной машины настоящий шпион британской разведки!
Сотрудники Лубянки, курировавшие создание фильма, предоставляли для съемок редкое оборудование, поддерживая высокий уровень используемого реквизита. Так, вместо муляжа детектора лжи был использован настоящий аппарат, «чтобы не засмеяли». Чекисты не терпели неточностей в фильмах о себе.
Путь домой. С чего началась и чем кончилась «Ошибка резидента»?
3 года назад · 4072 просмотров
Шпионская повесть Владимира Востокова и Олега Шмелёва «Ошибка резидента», вышедшая в 1966 году, была невероятно популярной не только у читателей, но и у самих «органов». Тем более, что её авторы знали всю разведывательную «кухню» изнутри: Владимир Востоков (настоящая фамилия Петроченков) был чекистом, а псевдоним Олег Шмелёв взял себе генерал-лейтенант КГБ Олег Николаевич Грибанов.
В 1968 году власти отмечали очередной юбилей одной из самых страшных и неоднозначных органов ЧК — КГБ (в том числе все её промежуточные названия). В период противостояния с Западом тема разведки и разведчиков была самой, что ни на есть благодатной. Поэтому Востокову и Шмелёву пришлось срочно сесть за сценарий, историю о графе Тульеве решили экранизировать на киностудии имени Горького.
Источник:
За постановку фильма взялся замечательный режиссёр Вениамин Дорман. Долгое время ему не везло. Его первые картины, а начинал он свой творческий путь в качестве режиссёра комедийных фильмов, успеха у зрителей не имели. А критики так вовсе не жаловали. Особенно разметали в пух и прах его последний фильм «Лёгкая жизнь» (1964). Не спасли положение даже кумиры отечественного кино, задействованные в нём: Вера Морецкая, Фаина Раневская, Ростислав Плятт, Юрий Яковлев, Всеволод Сафонов, Надежда Румянцева и другие.
Расстроенный Вениамин Дорман решил комедий больше не снимать, Решение сменить жанр было не просто правильным, а судьбоносным. После тетралогии о Резиденте он снимет ещё немало интереснейших фильмов, которые полюбят зрители: «Пропавшая экспедиция» (1975), «Золотая речка» (1976), «Похищение «Савойи» (1979), «Ночное происшествие» (1980), «Талисман» (1987), «Разорванный круг» (1987) и другие. Но это будет потом…
Источник:
Но вернёмся к резиденту. Вениамин Дорман был впечатлён подлинной историей графа Тульева. Сын белого эмигранта Михаила Тульева был заброшен на историческую родину в качестве резидента под фамилией Зароков. Сотрудники КГБ раскрыли его и перевербовали.
В роли Тульева-Зарокова Вениамин Дорман видел только Георгия Жжёнова, которого открыл для себя в комедии Рязанова «Берегись автомобиля» (1966).
Источник:
Страшные моменты пришлось пережить актёру, недавно вышедшему на свободу, когда снимали эпизоды в камере «Матросской тишины». Так удачно начавшаяся карьера Георгия Жжёнова в конце 30-х была сломана одним ложным доносом, после чего он просидел в Сталинских лагерях долгие годы. В конце 1955 года был полностью реабилитирован. Вернулся в Ленинград и служил на сценах ленинградских театров вплоть до переезда в Москву в 1968 году.
Источник:
Съёмки как раз начались в 1968 году. А вот для молодого артиста Москонцерта и барда Михаила Ножкина шпионский фильм «Ошибка резидента» стал не только удачным дебютом, но и счастливым билетом в большое кино. Обаятельный вор Бекас (который на самом деле был сотрудником КГБ Павлом Синицыным) влюбил в себя всю страну, когда душевно пел под гитару песню «Я в весеннем лесу пил берёзовый сок…» другого барда, поэта и драматурга Евгения Аграновича.
Источник:
Тема заключения и побега из лагерей затронута в фильме, когда Бекас напевает блатную песню «По тундре, по железной дороге» (другое название «Поезд «Воркута-Ленинград»). Удивительно, но КГБ и цензура пропустили этот эпизод.
Источник:
В картину попали песни сочинения самого Михаила Ножкина «Образованные просто одолели» и «А на кладбище так спокойненько». После «Ошибки резидента» на Михаила Ножкина буквально обрушится слава. В его кинокарьере будут фильмы «Каждый вечер в одиннадцать» (1969), «У озера» (1969), «Земля, до востребования» (1972), «Надежда» (1973), «Хождение по мукам» (1977), «Юность Петра» (1980), «В начале славных дел» (1980), «Вариант «Зомби» (1985), «Одиночное плавание» (1985), сделавшие его настоящим кумиром отечественного кино.
Элеоноре Шашковой повезло дважды. Ей посчастливилось играть преданных жён настоящих разведчиков и настоящих мужчин. В 1973 году она сыграет жену Исаева-Штирлица в многосерийном фильме Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны».
Молодая актриса Вахтанговского театра в кино попала ещё в годы учёбы в Щукинском театральном училище. Но это были небольшие эпизоды. Большой удачей актриса считает своё приглашение Вениамина Дормана в фильм «Ошибка резидента». Но возлюбленную, а потом и жену резидента Зарокова-Тульева она могла и не сыграть. На пробах актриса всё время нервничала, форсировала голос, срываясь на крик, и была настолько взволнована, что пришлось остановить съёмку.
Источник:
Своим появлением в картине Шашкова обязана Георгию Жжёнову. Тот пригласил актрису в кафе, разговорился, она понравилась ему и между делам он спросил: «Чего ты так орёшь? Разговаривай спокойно, как сейчас со мной».
А потом пригрозил Дорману, собиравшемуся подыскивать замену, что уйдёт из картины, если не будет играть Шашкова. На съёмках актриса запорола не один дубль, когда вместо «Зароков», волновалась и кричала «Жжёнов!» под всеобщий гомерический хохот съёмочной группы.
Источник:
Впоследствии Элеонора Шашкова сыграла не одну роль в кино, но в памяти зрителей так и осталась женой Штирлица, да Зарокова (для тех, кто помнит и любит фильм «Ошибка резидента»).
Чекисты всегда придирчиво смотрели подобные фильмы, выискивая любую крамолу. Но фильм Дормана «Ошибка резидента» в силовых органах был принят одобрительно, (помогли крепкие связи авторов сценария с разведчиками КГБ). И фильм вышел на экраны. Это же предопределило и съёмки продолжения истории о Резиденте, которое сам Дорман не очень стремился создавать.
Источник:
Однако и огромный зрительский успех у картины о двойном агенте, действовавшим под оперативным псевдонимом «Надежда», которого успешного раскрыл и перевербовал КГБ, повлиял на дальнейшее развитие шпионских игр с участием Резидента. Картина стала лидером проката 1969 года и собрала в кинотеатрах более 35 миллионов зрителей. Поэтому в разные годы вышли ещё три двухсерийных фильма: «Судьба резидента» (1970), «Возвращение резидента» (1982) и «Конец операции «Резидент» (1986), которые снял тот же режиссёр Вениамин Дорман.
Как это часто случается, повторить успех первого фильма «Ошибка резидента» продолжения не смогли, их зрительский рейтинг поскромнее. Однако вся тетралогия о Резиденте до сих вызывает большой интерес у зрителей старшего поколения.
Источник:
Интересно, что в фильме «Ошибка резидента» нет закадровой музыки, нет никакой увертюры. А начальные титры идут на фоне шума вокзала, где Бекас «случайно» встречается с резидентом иностранной разведки Тульевым. В последующих продолжениях звучит гениальная музыка Микаэла Таривердиева.
Источник:
Уже нет СССР, и КГБ. Но суть, ёмко выраженная героем Леонида Броневого шефом иностранной разведки Штаубе в последнем фильме «Конец операции «Резидент», не изменилась: «Системы противоборствуют… Системы!». И может советские шпионские фильмы кажутся немного наивными. Но в них всегда было стремление к правде, к победе над злом, они были интеллектуальными, и всегда оставляли зрителю «информацию к размышлению».
Источник:
А главное, Михаил Тульев обрёл себя, он вернулся на Родину. И понял, почему его отец так мечтал посидеть у реки с удочкой. И никакие бывшие гестаповцы и полицаи, ни официальные лица разведки, никакие Стивенсоны и Брокманы не сломили и не ожесточили его. Ведь самое главное для человека в любые времена — его родная земля и служение своему Отчеству. А за роль Тульева в фильме «Ошибка резидента» Георгий Жжёнов был удостоен премии КГБ СССР.
Источник:
Главные роли разведчиков в фильме «Ошибка резидента» сыграли диссидент и недавний узник ГУЛАГа. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Резидент иностранной разведки Михаил Тульев прибывает в Советский Союз, чтобы осесть, выйти на связь со своими старыми агентами и завербовать новых.
Благодаря анонимному письму на Тульева выходят службы КГБ СССР, но не задерживают. Нужно выяснить, каковы его цели. Для этого резиденту устраивают случайное знакомство в купе поезда с вором-рецидивистом по кличке Бекас. Тульев не подозревает, что обаятельный уголовник — подставной офицер контрразведки.
Авторы в погонах
Олег Грибанов
После выхода этой ленты многие заметили, что сценаристы с удивительной точностью воссоздали человеческие характеры, развернули детективный сюжет с хитроумными и умелыми действиями — как спецслужб, так и шпионов. Немудрено! Сценарий основан на реальных событиях, а авторы были их непосредственными участниками. Указанный в титрах литературный псевдоним Олег Шмелев носил генерал-лейтенант КГБ, руководитель советской контрразведки Олег Михайлович Грибанов. На его счету сотни операций — от массированного внедрения подслушивающих устройств в посольства США и Великобритании в Москве до поимки агента иностранных спецслужб полковника ГРУ Олега Пеньковского. Потом карьера не заладилась. Его непосредственный подчиненный, заместитель начальника 7-го отдела 2-го главного управления КГБ СССР Юрий Носенко, находясь в Женеве, стал перебежчиком. В результате его предательства около 400 разведчиков отозвали в Союз. В 1964 году Олега Михайловича понизили до должности заместителя директора по режиму и охране завода № 1134 Министерства среднего машиностроения СССР. Исключили из КПСС, лишили звания «Почетный сотрудник госбезопасности». Самое время было заняться литературой. Повесть «Ошибка резидента», опубликованная в 1966-м, стала первой.
Соавтор Грибанова, носивший псевдоним Владимир Востоков — Владимир Петроченков, служил в контрразведке Тихоокеанского флота. Уволился из органов госбезопасности в звании полковника. Ясно, что бывшие службисты знали, о чем писали. Пришедший в 1967 году на должность руководителя КГБ СССР Юрий Андропов относился к их творчеству благосклонно, поэтому им ни в чем не препятствовали, курировали, открывали архивы для изучения тех или иных тем.
Вениамин Дорман
В качестве режиссера первой экранизации произведения студия имени Горького предложила Вениамина Дормана. Все коллеги знали: он крепкий профессионал, но с материалом не везло. То он в своих лентах высмеивал спекулянтов («Легкая жизнь»), то снимал неудачные спортивные комедии («Штрафной удар»). Всё казалось легковесным. Шли годы, приближалось сорокалетие, и хотелось поработать над чем-то монументальным. Несмотря на то что предшествовавшая картина — «Приезжайте на Байкал» — стала провальной, ему доверили работу над лентой о разведчиках и шпионах. К слову, она изменила его карьеру. Далее Дорман снимал только детективное кино.
Как на подбор
Выбор актеров на роли без преувеличения поражает. Производство картины с первого дня контролировали представители советских спецслужб. Они присутствовали на кинопробах, потом на съемочной площадке в качестве консультантов. Не знать биографии выбранных исполнителей они не могли. Тем не менее резидента западной разведки Михаила Тульева-Зарокова с псевдонимом Надежда сыграл Георгий Жженов. Актер 17 лет провел в сталинских тюрьмах и ссылках! Был реабилитирован. Но это не отменяло недоверия, с которым относились правоохранительные органы к побывавшим в местах не столь отдаленных. Возможно, выбор пал на него, потому что ему не нужно было играть человека со сложной судьбой. Он и был таковым. К тому же по сценарию персонаж происходил из дворянского рода, а в актере чувствовалась благородная кровь, хоть он и сын крестьянина.
Не менее странная история с назначением Михаила Ножкина на роль сотрудника КГБ Павла Синицына, работающего под личиной уголовника по кличке Бекас. По сути, Ножкин в тот период — бард-диссидент. В 1967 году за блатные песни его уволили из Московского театра эстрады. Запретили сольные концерты… И тут же предложили сыграть сотрудника госбезопасности. Есть версия, что выбор не случаен. С одной стороны, он — профессиональный актер. С другой — человек, знакомый с блатной романтикой, пишущий песни о ней и даже в быту использующий жаргон. К тому же остряк, рубаха-парень. Не брать же на роль Синицына-Бекаса настоящего уголовника!
Ефим Копелян
Генерала КГБ Андрея Сергеева, прототипом которого был сценарист фильма Грибанов, сыграл ленинградский артист, ведущий актер БДТ Ефим Копелян. Он наш земляк, родился в Речице Минской губернии (ныне Гомельская область).
Ростислав Плятт
В фильме немало прекрасных актеров старой школы. Например, Ростислав Плятт на экране — агент западной разведки Николай Николаевич Казин.
Из молодых самая заметная — Ирина Мирошниченко в роли сотрудницы КГБ.
Снимались и актрисы, которые вскоре прославились неожиданным образом. Элла Шашкова в этом кино — диспетчер таксопарка Мария. В 1974 году она сыграет жену Штирлица в их знаменитой молчаливой сцене встречи в кафе «Элефант» под музыку Таривердиева.
Открыли огонь
Поскольку картину курировало всесильное ведомство, представители которого отсматривали материал и следили за достоверностью, группу пускали и на закрытые военные объекты. Снимали в Светлогорске Калининградской области, в военном порту Балтийска (город был закрыт для свободного въезда), на одной из атомных станций в Ленинградской области и, конечно, в Москве.
В сцене проверки Синицына на детекторе лжи декораторы соорудили полиграф из старого звукового пульта. Контрразведчики, увидев это, прервали съемки, принесли снимок подлинного аппарата и заставили сделать идентичный макет. Сказали: «Нас коллеги во всем мире засмеяли бы». Ножкин спросил: «Почему во всем мире?» Ему объяснили, что по традиции во всех разведшколах в мире смотрят тематические художественные фильмы. В них иногда просачиваются важные детали, секреты тех или иных операций, курсанты учатся на чужих ошибках. Ведь многие сюжеты шпионских картин — не вымысел, а основаны на воспоминаниях службистов.
Однажды едва не произошла катастрофа. Смотревшие фильм помнят сцену, где герой Ножкина пытается скрыться на катере, устраивая дымовую завесу. Дымовая шашка воспламенилась. Рядом находилась емкость с бензином. Пока боролись с огнем, катер унесло в нейтральные воды, и с советских пограничных судов открыли предупредительный огонь. Но всё завершилось благополучно.
После премьеры Жженову вручали премию силового ведомства. Он, широко улыбаясь, пошутил: «Спасибо за милость. Когда вновь попаду в немилость, верю, что мне достанется теплая камера».
Фильм имел оглушительный успех. Впоследствии созданы еще три ленты о разведчике Тульеве. Последнюю зритель увидел в 1986 году.
Еще материалы рубрики:
Почему фильм «Золотая мина» сделал знаменитыми Любовь Полищук и Ларису Удовиченко
Фильм «Отпуск в сентябре». Почему исполнитель главной роли Олег Даль так и не дождался премьеры
Настоящая погоня на автомобилях в центре Москвы. Как снимали легендарный фильм «Петровка, 38»
Почему фильм «Зимняя вишня» стал пророческим для исполнительницы главной роли Елены Сафоновой
Инфаркт помог. Как у Эльдара Рязанова родилась идея фильма «Старики-разбойники»
В 60 – 80 годах прошлого века одной из главных арен холодной войны стал кинематограф. И, в общем-то, в этом ничего плохого нет. Уж что-что, а фильмы “про шпионов” зритель обожает. Как советско-российский, так и западный. Вот только “клюквы” в этих лентах столько, что хоть из нее морс делай, хоть так лопай – обопьесся и обожресся. Вот, например, англо-американская “бондиана” – своего рода классика жанра. Несколько фильмов в ней посвящены борьбе с КГБ и ГРУ. А среди персонажей – советские генералы Пушкин и Гоголь. Ну что ж, хорошие фамилии. Не хватает, правда, Чехова, но он уже занят в “Звездном пути“. Ну а про то, как одеты вышеупомянутые генералы и их товарищи по партии и оружию, я умолчу. Сразу возникает вопрос – они там что, травки обкурились? Других фамилий русских где-нибудь взять не могут? В чем у нас ходют, не знают?
Я вот тут сразу вспоминаю “Красную жару” со Шварценеггером. Эта “милиция”, что там показана, тоже ведь “клюква” редкостная. А помните последние кадры, снятые на Красной площади? Мента этого в валенках? Московские-то эпизоды все снимались в Будапеште (одного из “русских” даже играет Габор Конц), но ведь Уолтер Хилл был в Москве. Значит, видел и наши реалии, и нашу милицию и прочее, и прочее. Но, тем не менее, снял так, как хотел. Спросите, почему? А потому что его задачей было показать не то, что имеет место быть, а то, как это представляет себе западный зритель. А последний представляет примерно так. Все в снегу, на снегу сидит медведь Пушкин (или Гоголь), пьет водку и играет на балалайке. В известном сериале “Девять неизвестных” один из персонажей (Валерий Баринов) говорит другому (Егору Бероеву) примерно следующее: “Мы с вами в этом мире не пересекаемся. Так уж получилось. Вы сейчас разговариваете не со мной, а с вашим представлением обо мне“. Вот так и в этих лентах.
Причем, надо сказать, с падением СССР русских в американском кино стало больше (на смену шпионам пришли бандиты), но количество “клюквы” не сократилось. Чего стоят, например, такие диалоги (часто по-русски, но с чудовищным акцентом): “Сергей, ты не знаешь, где Анна? – Она пошла к Николаю“. Понятно, что голливудские “пушкино/гоголеведы” об уменьшительных именах в русском языке имеют весьма смутное представление.
Советская же “клюква” носит, я бы сказал, несколько иной характер. Наши знания о все той же Америке, несомненно, более глубоки, нежели у американцев о России. Вообще эта разница в знаниях у обитателей двух миров хорошо проглядывает в известной викторине “Кто хочет стать миллионером”. Европейцы с американцами прекрасно ориентируются в мире шоу-бизнеса и кинематографа. Причем, возраст здесь не играет ни малейшей роли. Помню, как в одной из итальянских передач (со знаменитым телеведущим Джерри Скотти) очень пожилой игрок отвечал на вопрос о группе Лед Зеппелин. Нашего пенсионера (да и не только пенсионера) сразу бы кондрашка схватила на таком вопросе. Но человека, который вырос на рок-н-ролле 50-х, никакими “ледами” не запугаешь. Точно так же другой игрок быстро разобрался с фильмами Хэмфри Богарта. Однако литература или, скажем, география – это уже наши приоритеты (итальянец раскис на простом вопросе по Конан-Дойлю). Наша киношно-шпионская “клюква” базируется не на незнании реалий, а на идеологии. То-есть, почти как в примере с Уолтером Хиллом, показано не то, что есть, а то, что укладывается в идеологические установки. “Не надо, как лучше. Надо – как положено“. И речь тут идет уже не о форме или фамилиях, а о самой сути происходящего …
Одной из классических советских “шпионских” лент является сериал про “резидента”. Сериал состоит из четырех фильмов и обычно именуется тетралогией. Однако, как мне кажется, правильнее было бы назвать его дилогией: “Ошибка резидента” / “Судьба резидента” (1968 / 1970) – это первая часть. “Возвращение резидента / Конец операции “Резидент” (1982 / 1986) – вторая часть. Первые две ленты сняты в одной манере, в черно-белом варианте, с синхронной (т.е вживую) записью звука (по крайней мере, многие эпизоды). Действие второго фильма является непосредственным и плавным продолжением первого. Вторая же часть снята после 12-летнего перерыва, в цветном варианте, в несколько иной манере (что вполне естественно после стольких лет). Да и персонажи-то, в основном, новые (хотя и из прежних кое-какие присутствуют – иначе-то связь между частями совсем не протянуть). В первой части, помимо русской, звучит и иностранная речь – немецкая и французская. Поскольку звук записывался синхронно, то и актеры подобраны соответствующие. С немецким языком – Глеб Плаксин, австриец Эрвин Кнаусмюллер и эстонец Олев Эскола, а также целая группа гэдээровских актеров – Петер Боргельт (его все знают по “Телефону полиции 110”), Вильгельм Кох – Хооге, Вальтер Кауфман и Эрих Гербердинг.
Последний, правда, играет американца и, строго говоря, должен бы разговаривать с английским акцентом, но авторы в такие нюансы не вникают. А зрители – тем более. К тому же на фоне дикторского перевода никакой акцент (а он присутствует и у Плаксина, и у Эсколы) не заметен. Так же синхронно записана и сцена в 10-ом отделении милиции, куда доставляют Клотца (Эсколу). Там тоже звучит немецкая речь. Но не только Клотца, а и сотрудника МИД Овчинникова. В этой маленькой роли выступил Петр Куриленко, декан кафедры немецкого языка МГПИИЯ им. М. Тореза, автор популярных учебников немецкого, хорошо знакомый всем тем, кто смотрел уроки немецкого языка по ЦТ. Замечу, кстати, что у Петра Нестеровича произношение лучше, чем у Олева Вальдемаровича. Французский же язык звучит здесь в исполнении свободно им владеющих Эдиты Пьехи и Андрея Вертоградова. Первая часть получилась более достоверной, чем вторая.
Картина начинается тем, что КГБ получает письмо от анонимного доброхота, который сообщает о прибытии иностранного агента. Это как если бы сам агент прислал бы телеграмму следующего содержания: “Прилетаю рейсом (или прибываю поездом) таким-то. тчк. Встречайте с цветами. тчк. Целую. Ваш шпион”. В принципе, уже после этого фильм можно не смотреть. Поскольку все события, в нем описанные, проходят под контролем КГБ или при его непосредственном участии. Впрочем, многие зрители, как тогдашние, так и нынешние, этого не поняли. И на полном серьезе полагают, что нашлась настоящая сестра Зарокова (вот прям стоило ему приехать, как она тут же нашлась), которую ее “брат” пытался убить. Некоторые даже задаются вопросом – да как же его, гада такого, в чекисты приняли, ежели он невинную женщину порешить хотел? Ничего, говорят авторы, он ведь из этих, из белоэмигрантов. А советская власть его перевоспитает. Да и не убил ведь он никого.
Ладно, с этим разобрались. Тут другое интересно. Не успел этот Тульев – Зароков приехать, как завел шашни со своей сослуживицей и даже сделал ей ребенка. Вроде бы для разведчика обычная вещь – вон, у Бонда в каждом фильме подобная зазноба. Сегодня одна, завтра другая. Но никакой семьи, никаких постоянных отношений. У Тульева же все по-другому. И данному факту тоже есть объяснение. Авторы готовят почву для последующего предательства Тульева. Собственно, вся первая часть – это история предательства русского белоэмигранта и попытка замазать его действия высосанным из пальца “убийством отца”. Мария и ее сын тоже органически вписываются в список оправданий данного деяния. Причем, заметьте, Тульев предает не Германию (я вполне допускаю, что ему на нее начхать с высокой колокольни). Он, перейдя на службу в КГБ, предает своего отца и всех тех, кто боролся с преступным советским режимом.
В 1982 году, самом застойном из всех брежневских лет, выходит третий фильм “Возвращение резидента“, а спустя четыре года – заключительный, “Конец операции “Резидент“. По концентрации идеологической “клюквы” эти ленты, по-моему, побили все рекорды. С ними может сравниться только “ТАСС уполномочен заявить” (о нем пойдет речь ниже). Итак, прошло более десяти лет. Советская власть Тульева давным-давно перевоспитала. Еще в “Судьбе резидента” Синицын устраивает ему экскурсию по Питеру, сопровождавшуюся розовыми соплями умиления и раскаяния. Да еще и Мария с сыном … . Так что теперь это уже советский разведчик, действующий в логове германских шпионов и их заокеанских хозяев , озабоченных лишь диверсиями и убийствами на территории СССР. В отличие от них, Тульев занимается исключительно добрыми делами – помогает своему начальству ловить этих убийц и диверсантов и разоблачает нацистского преступника (попутно расследуя убийство своего отца). Замечу, что и эти благородные поступки все равно являются шпионажем. Но зрителю так легче воспринимать киношных тульевых и ладейниковых. Именно киношных. Потому что в реальной жизни у них совсем другие задачи…
“Позвольте!” – возмущается гневный читатель. – “Кино – это ведь зеркало жизни!” Ну да, зеркало. Свет-мой-зеркальце. Они в него каждое утро глядятся и вопрошают: “Кто на свете всех милее, всех пушистей и белее?” И зеркальце отвечает как положено. Потому что если оно ответит по-другому, его разобьют. И осколочки выбросят… Так вот, белому и пушистому Тульеву противостоит сотрудник ЦРУ Роберт Стивенсон … . “Позвольте!” – снова прерывает меня все тот же читатель. – “Вы же только что рассказывали про генералов Пушкина и Гоголя! Что, и эти туда же?” А хрен их знает. Ну не нашли они другой фамилии, что ж тут поделаешь … . Но все ж лучше, чем, скажем, Теодор Драйзер или Чарльз Диккенс. Да, так вот этот Стивенсон, как и положено црушнику в советском шпионском фильме, занимается еще и различными грязными делишками (наркоторговля, убийства и пр.). Концовка тетралогии предсказуема и закономерна. Тульев публично выступает с разоблачениями своих прежних “хозяев”, а ныне врагов. ЦРУ повержен. КГБ торжествует. Зрители в восторге.
В ряду популярнейших советских шпионско – клюквенных картин одно из первых мест занимает сериал “ТАСС уполномочен заявить“, снятый по роману Юлиана Семенова. Ну, собственно, здесь никаких сюрпризов никто и не ожидал. Юлиан Семенов находился в СССР на особом статусе. Ездил по всему миру когда и куда хотел, встречался с теми, с кем хотел. Да и вообще жил как хотел. Разумеется, подобный образ жизни могла дать только одна организация. Говоря по-войновичски, Те, Кто Надо. За это Семенов в своих опусах всячески воспевал Тех, Кого Надо. И поливал помоями Тех, Кого Не Надо. Читать его, конечно, интересно. Он прекрасно владел всеми секретами писательского мастерства. Умел выстраивать сюжет, создавать саспенс, держать зрителя в напряжении до самой последней страницы. Но все его романы укладываются в жесткие рамки тогдашней идеологии. Часто напрочь отсутствует логика поступков персонажей, понимание автором сути происходящих событий.
Вот, например, “Семнадцать мгновений весны”. Семенов пишет о нацистских бонзах, о партии НСДАП, об РСХА. И ему в голову даже не приходит, что он описывает свою страну один в один. Достаточно лишь заменить Гитлера на Сталина, НСДАП на ВКП (б), РСХА на НКВД – и вот вам СССР тех же сороковых годов. Некоторые читатели были уверены, что это он сознательно проводит параллели, и что он … Ребята, о чем вы? Какие еще “параллели”? Это был совок до мозга костей, предавший своего отца, всю жизнь поющий дифирамбы его убийцам. Такой, понимаете, Тульев номер два. А Штирлиц? Вот он, например, сидит и мысленно в истерике бьется: … “Плейшнер или трус, или растяпа, или провокатор. Сволочь! Мразь. Слюнтяй”. Эх, жалко нет кота Бегемота. Представляю, что бы он ответил герру Штирлицу: “Что ты тут соплями исходишь, паразит? Что, Плейшнер провалился? А тебя предупредили, что он, если что, сразу расколется? Предупреждали, я тебя спрашиваю? Так какого же рожна ты ему поручил такую работу?!”
Сериал “ТАСС уполномочен заявить“, как утверждают авторы, основан на реальных событиях (т.н. дело Огородника). Обычно это происходит в такой пропорции: реальных событий на копейку, а вранья – на рупь. Поскольку ни у кого из нас нет доступа к секретным архивам, и мы вынуждены верить на слово гебешным мюнхгаузенам, то вопрос этот остается открытым. События фильма развиваются как бы в двух параллельных плоскостях. В одной сотрудники КГБ во главе с генералом Константиновым (тем же Штирлицем, только 70-х годов) пытаются обезвредить иностранного агента. А в другой сражаются с тем же ЦРУ, пытающимся свергнуть “прогрессивное правительство” некоей африканской страны. “Прогрессивное” – это значит марксистского толка, очень просоветское и резко антиамериканское. Сейчас, спустя более, чем полвека, мы видим результаты такого “прогресса” на Кубе, которая потерпев полный крах, вынуждена пойти на сближение с США. Эта же участь ждет и других “прогрессантов”. Таких, как Венесуэла, Никарагуа и др. По тому же пути “прогресса” пошла и нынешняя путинская Россия.
В картине действует такой же сотрудник ЦРУ, как и вышеупомянутый Стивенсон – замрезидента Джон Глэбб. Только Стивенсону до него далеко. Глэбб не только торгует наркотиками и оружием, но и убивает своего шефа, резидента ЦРУ. Интересно, что преемника Стивенсона и шефа Глэбба играет один актер – эстонец Хейно Мандри (да и Борис Химичев выступил в обеих лентах в црушных ролях). А в Москве сотрудники КГБ получают письмо от одного доброхота … . “Позвольте!” – восклицает все тот же дотошный читатель. – “Это ведь уже было в том фильме!”. – “Ну а как ты хотел, интересно?” – не выдерживаю я. – “Как, по-твоему, чекисты могут поймать шпиона, если им про него не напишут?! Они привыкли работать с письмами трудящихся и по-другому не умеют. Только раньше это были ложные доносы, хватали всех подряд, и партия такой подход осудила. А теперь все по-другому. Теперь только если ты точно знаешь, что твой сосед – шпион, тогда и пиши.”
Письмо, однако, неполное. Не указана личность шпиона. Поэтому чекисты сами его находят. И даже снимают все шпионские действия через открытое окно. Причем, этот Дубов (прототипом которого был Огородник) показан человеком весьма осторожным и подозрительным. После каждого возвращения домой он внимательно осматривает квартиру. Все ли на своих местах, не заходили ли посторонние и т.д. Но при этом он, почему-то, оставляет свои окна незашторенными. Странно, не правда ли? После ареста Дубов совершает самоубийство. И для продолжения операции под него гримируют одного из сотрудников КГБ. Уж не знаю, как у них там в их “реальных событиях”, а только в фильме под Дубова его загримировать не удалось. Так что Борис Клюев в этом сериале играет сразу три роли – Дубова / сотрудника КГБ, беседующего с ювелиром / двойника Дубова. Как и “Резидент”, сериал завершается фанфарами, под которые “гремят” црушные агенты. На мосту в Лужниках с поличным хватают советника посольства США по культуре Лунса. Так что вырисовывается некая шаблонная схема, по которой создаются все эти “тассы” и “резиденты”:
1. КГБ получает письмо, с помощью которого ловит иностранного агента
2. Резидент ЦРУ торгует оружием, наркотиками, а также совершает другие преступления (Стивенсон, Глэбб)
3. В Москве с поличным хватают дипломата, который обязательно (так положено) должен быть советником по культуре (Клотц, Лунс)
4. Фильм завершается разоблачительной пресс-конференцией или заявлением ТАСС (таким же разоблачительным)
“Ну давай, господин “советник по культуре!” Ах, сколько гнева в словах этого Штирлица / Константинова, сколько презрения … . Не, ну действительно, человека прислали, чтобы культуру, понимаешь, продвигать, а он вон, чем занимается. Сразу вспоминается незабвенное михалковское: “Я тебе чего велел делать-то, козел? Я тебе велел дыни стеречь. А ты чего натворил?” То ли дело, советские / российские посольства. Там работают настоящие советники. Профессора в штатском. Выдворяют их, правда, часто. Но это исключительно из-за неприятия русской культуры …
Современная Россия, утонувшая в ксенофобии и антиамериканизме, с наслаждением воспринимает старую советскую “клюкву” про славных разведчиков и мерзких шпионов. Приятно смотреть на довольного полковника Тульева и на смущенного Кинга, спешно покидающего разоблачительную пресс-конференцию. Вот как наши ЦРУшку сделали! Почти как у Высоцкого. Вот так я с тобой говорить буду! Вот такой у нас с тобой разговор получится! Поговорю я с тобой вот так! А потом еще хрясь по морде! А потом еще раз – хрясь! Уф, кажись, полегчало … . Вот только какой год-то на дворе? 1986-ой? Это значит, СССР-то через пять лет приказал долго жить? Ай-ай-ай … . Вот тебе, бабушка, и сделали ЦРУ. Но смотреть все равно приятно. Причем, американскими фильмами и сериалами про ЦРУ и другие спецслужбы россияне тоже не брезгуют. Их за уши не оттащишь. В этом плане новый Совок лучше старого. Можно и тем, и этим наслаждаться. Сначала посмотреть, как америкосы наших бьют. А потом про “Резидента”. Как контрастный душ. И говорят, для здоровья очень полезно …