Тавтология или плеоназм?
Можно ли считать плеоназмы типа «старый ветеран», «юный вундеркинд», «ведущий лидер» тавтологией, по той причине, что ветеран происходит от лат. vetus — старый, вундеркинд от нем. чудо-ребенок, а англ. leader это и так «тот, кто ведет»? Или же это плеоназм, несмотря на «однокоренное происхождение» слов?
Юный вундеркинд и ведущий лидер — это полная тавтология (хотя некоторые могут сказать плеоназм) , потому слово вундеркинд всегда применяется к детям, а они — юные, и лидер ведь всегда ведущий человек (куда-то вперед в светлое будущее аки Ленин) , а вот со старым ветераном всё сложнее, ведь есть ветераны боевых действий (а война, как ты знаешь, в основном, дело молодых) и могут быть и молодые и старые ветераны.
Понятие плеоназма шире и включает в себя тавтологию как разновидность.
Если «ветеран» — «опытный воин», «участник многих боёв», то «старый ветеран» — не плеоназм. Если «старый, заслуженный работник», то плеоназм.
«Юный вундеркинд» и «ведущий лидер» — плеоназм, если прилагательные «юный» и «ведущий» лишь усиливают значение слов «вундеркинд» и «лидер» соответственно. Теоретически можно было бы сказать «ведущий лидер европейской страны» (ведущий среди глав европейских держав), и это не было бы плеоназмом, но я такого словосочетания не встречал. Однокоренные слова или нет — не важно, так как речь в случае плеоназма идет о полном или частичном дублировании смысла.
В языке встречаются различные плеонастические словосочетания. Например, «самый первый». Иногда нужно подчеркнуть характеристику. Можно подчеркнуть абсолютное первенство. Но в словосочетаниях «юный вундеркинд» и «ведущий лидер», скорее, речевая ошибка («ведущий лидер» вместо «ведущая компания», «юный вундеркинд» вместо «юное дарование»).
Примеров тавтологии (разновидность плеоназма) в Вашем вопросе нет. Пример тавтологии: спортсмен — это тот, кто занимается спортом, а спорт — сфера деятельности спортсменов.
Подробнее о плеоназме здесь.
Я считаю, что это тавтология. Ведь тавтология — это не только повторение непременно однокоренных слов. «Моргать глазами» — это тоже тавтология. Тавтология — это плеоназм, ничем не оправданный, ни с логической, ни с эмоциональной точки зрения, т. е. это именно речевая ошибка. Простой плеоназм, не являющийся тавтологией, может употребляться с художественной целью, «для красоты речи», или потому что так говорят, чтобы правильно поняли, например «подняться вверх по лестнице».
Единственно, «старый ветеран», как тут заметили, не тавтология, т. к. ветераны бывают разные.
Как правильно пишется словосочетание «старый ветеран»
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: бактериальный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «старый»
Ассоциации к слову «ветеран»
Синонимы к словосочетанию «старый ветеран»
Предложения со словосочетанием «старый ветеран»
- В то же время воинское звание старого ветерана, который прибыл с отрядом, и его более чем пятилетний опыт на должности коменданта сразу ставили его на первое место.
Цитаты из русской классики со словосочетанием «старый ветеран»
- — Это племянник мой, сын старого ветерана полковника.
Сочетаемость слова «старый»
Сочетаемость слова «ветеран»
Значение слова «старый»
СТА́РЫЙ , —ая, —ое; стар, стара́, ста́ро и старо́; ста́ры и стары́; ста́рше, старе́е и (устар.) ста́рее, ста́ре; старе́йший. 1. Проживший много лет, достигший старости; противоп. молодой. Старый человек. (Малый академический словарь, МАС)
Значение слова «ветеран»
ВЕТЕРА́Н , -а, м. 1. Старый, опытный воин, участник многих боев. Ветеран гражданской войны. (Малый академический словарь, МАС)
Афоризмы русских писателей со словом «старый»
- Тянет старое к покою,
Завтра — новое старо.
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «старый»
СТА́РЫЙ , —ая, —ое; стар, стара́, ста́ро и старо́; ста́ры и стары́; ста́рше, старе́е и (устар.) ста́рее, ста́ре; старе́йший. 1. Проживший много лет, достигший старости; противоп. молодой. Старый человек.
Значение слова «ветеран»
ВЕТЕРА́Н , -а, м. 1. Старый, опытный воин, участник многих боев. Ветеран гражданской войны.
Предложения со словосочетанием «старый ветеран»
В то же время воинское звание старого ветерана, который прибыл с отрядом, и его более чем пятилетний опыт на должности коменданта сразу ставили его на первое место.
Понятное дело, что в споре победил опыт и неумолимый авторитет старых ветеранов археологии.
В то время как дворянин упражнялся у барьера на рыцарском турнире, горожане и мастеровые – всегда носившие при себе оружие, хоть и не столь благородное, как рыцарские меч и копьё, – учились применять его у циркачей, исполнявших танцы с мечами, борцов или каких-нибудь старых ветеранов, сведущих во всех тонкостях искусства.
Контрольная работа по русскому языку на тему «Повторение изученного в 5 классе» (6 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Контрольная работа №1
1.Какие нормы нарушены в следующем тексте? Исправьте ошибки.
Ещё в детстве я очень любил сматреть на висёлых ласточек. Спрячешься, бывало, в жаркий июльский день в высокой ржи или на бирегу рики в душыстой траве, глидишь на голубое летнее небо.
2.В какой строчке нарушены нормы акцентологии (ударения)? Исправьте ошибки.
1) намерение, украинский, щавель, хозяева, повторишь
2) документ, изобретение, красивее, столяр, алфавит
3.В какой строчке ударение падает на 1-ый слог?
1) диспансер, библиотека, облегчить, фарфор, балую
2) центнер, граждане, средства, статуя, ненависть
4.В каких сочетаниях нарушены лексические нормы? Исправьте ошибки.
1) идёт снегопад
2) памятный подарок
3) старый ветеран
5.В каком случае нарушена норма образования существительных? Исправьте ошибку.
Слониха(1), лосиха(2), котиха(3), ежиха(4).
6. 1)Определите сколько грамматических основ в отрывке. 2) сколько предложений. Оформите границы предложений.
Ветер чуть-чуть шевелил волосы на его лохматой головёнке худенькие руки крепко держались за перекладины а большие, глубокие глаза уставились вдаль…
На дороге чуть заметной точкой виднелся отряд вот он взметнулся на последнюю горку возле оврага и скрылся улеглось облачко пыли, поднятое копытами над гребнем холма проглянуло сквозь него поле под гречихой…
7.В каком случае правильно объяснена пунктуация в предложении «Общая работа ещё больше сдружила нас ( ) и мы были очень довольны друг другом».
1) В предложении есть однородные члены, соединённые одиночным союзом, поэтому запятая не ставится.
2) В сложном предложении перед союзом и ставится запятая.
8.Какие нормы нарушены в данном тексте? Исправьте ошибки.
Вдруг там что-то зашипело упало покатилось и донёсся жалобный голос: «Ко мне, на помощь!»
Мгновенно Артемон, забыв раны и голод, опрокинул Мальвину и Пьеро чёрным вихрем кинулся вниз по ступенькам.
9.В каких предложениях нарушены синтаксические нормы. Отредактируйте эти предложения.
1) Он встал и пересел на другое место.
2) Мы вышли к поляне. На которой росла лекарственная ромашка.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 790 человек из 79 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 337 человек из 60 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 338 человек из 67 регионов
- Еремеева Елена ВладимировнаНаписать 2711 10.09.2016
Номер материала: ДБ-185228
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 10.09.2016 1357
- 10.09.2016 2854
- 10.09.2016 907
- 10.09.2016 1546
- 10.09.2016 1082
- 10.09.2016 2013
- 10.09.2016 1013
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Российские педагоги чаще всего жалуются на излишнюю отчетность и низкую зарплату
Время чтения: 2 минуты
В Минобрнауки разрешили вузам продолжить удаленную работу после 7 ноября
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки утвердило перечень вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме
Время чтения: 1 минута
«Спутник» объявили словом года в России
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
источники:
http://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D0%B8%D1%88%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8B%D0%B9+%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BD
http://infourok.ru/kontrolnaya-rabota-po-russkomu-yaziku-na-temu-povtorenie-izuchennogo-v-klasse-klass-1185505.html
Найдите случаи плеоназма и тавтологии, исправьте ошибки и запишите правильный вариант.
1. Основная суть разговора свелась к обсуждению повестки дня.
2. Мы надеемся на дальнейшее совместное сотрудничество между представителями наших фирм.
3. Учебный год у старшекурсников начинается в октябре месяце.
4. Каковы причины мотивации ваших прогулов.
5. Этот политический деятель был настоящим патриотом Родины.
6. Территориальные образования в недавнем прошлом не просто игнорировались, а вообще не принимались во внимание.
7. На предприятии пока еще не существует специального отдела информатизации, а все функции пока выполняет инженер — программист.
8. Реформа проводится при одновременном сосуществовании старых и новых структур.
9. Во время сессии важной оказывается каждая минута времени.
10. Куратор надеется, что в группе сложатся доброжелательные взаимоотношения студентов друг с другом.
11. На территории древнего города были найдены ценнейшие находки.
12. Сейчас в нашем учреждении нет свободных вакансий.
13. Делегаты конференции обменялись памятными сувенирами.
14. Немаловажное значение при приеме на работу в качестве секретаря играло умение кандидаток печатать на машинке.
15. На научном семинаре автор изложил главную суть созданной им программы.
16. Внешняя наружность её была вполне привлекательна.
На этой странице сайта, в категории Русский язык размещен ответ на вопрос
Найдите случаи плеоназма и тавтологии, исправьте ошибки и запишите правильный вариант?. По уровню сложности вопрос рассчитан на учащихся
10 — 11 классов. Чтобы получить дополнительную информацию по
интересующей теме, воспользуйтесь автоматическим поиском в этой же категории,
чтобы ознакомиться с ответами на похожие вопросы. В верхней части страницы
расположена кнопка, с помощью которой можно сформулировать новый вопрос,
который наиболее полно отвечает критериям поиска. Удобный интерфейс
позволяет обсудить интересующую тему с посетителями в комментариях.
Понятие плеоназма шире и включает в себя тавтологию как разновидность.
Если «ветеран» — «опытный воин», «участник многих боёв», то «старый ветеран» — не плеоназм. Если «старый, заслуженный работник», то плеоназм.
«Юный вундеркинд» и «ведущий лидер» — плеоназм, если прилагательные «юный» и «ведущий» лишь усиливают значение слов «вундеркинд» и «лидер» соответственно. Теоретически можно было бы сказать «ведущий лидер европейской страны» (ведущий среди глав европейских держав), и это не было бы плеоназмом, но я такого словосочетания не встречал. Однокоренные слова или нет — не важно, так как речь в случае плеоназма идет о полном или частичном дублировании смысла.
В языке встречаются различные плеонастические словосочетания. Например, «самый первый». Иногда нужно подчеркнуть характеристику. Можно подчеркнуть абсолютное первенство. Но в словосочетаниях «юный вундеркинд» и «ведущий лидер», скорее, речевая ошибка («ведущий лидер» вместо «ведущая компания», «юный вундеркинд» вместо «юное дарование»).
Примеров тавтологии (разновидность плеоназма) в Вашем вопросе нет. Пример тавтологии: спортсмен — это тот, кто занимается спортом, а спорт — сфера деятельности спортсменов.
Подробнее о плеоназме здесь.
Словарь плеоназмов для задания 6 ЕГЭ по русскому языку
секунда времени (час времени)
в сентябре месяце
рублей денег
внутренний интерьер
впервые дебютировать (первый дебют)
коренной абориген (местный абориген)
другой альтернативой
мемориальные памятники (памятный мемориал, мемориальный монументы)
ведущий лейтмотив (главный, основной лейтмотив)
прейскурант цен
народный фольклор
более исчерпывающий
памятный сувенир
первая премьера
свободные вакансии
успешной победы
положительный успех
жесты рук
самостоятельная автономия
неожиданные сюрпризы
заранее предопределить
временно приостановить
городской градоначальник
неприкосновенный иммунитет (в значении дипломатическая)
взаимное сотрудничество
передняя авансцена
полностью (окончательно) завершить, закончить
мимика лица
растет вверх
впервые познакомиться
первое «боевое крещение»
свой автопортрет (самого себя)
биография жизни
подниматься вверх
визуальное зрение
снова (вновь) возобновить
необычный феномен
передовой авангард
начальные азы
другая альтернатива
тайный аноним
предварительный анонс
арсенал оружия
беспрецедентный в прошлом
обратный бумеранг
стеклянный витраж
возвратиться обратно
юный вундеркинд
горячие гейзеры
гипотетическое предположение
изысканный деликатес
демобилизовать из армии
дважды дублировать
житница зерна (хлеба)
неизвестный инкогнито
тайная интрига
сатирическая карикатура
коллега по работе
поправки и коррективы
креативное творчество
ладонь руки
первый (ведущий) лидер
мертвый труп
путевой маршрут, маршрут движения, следования
большой массив
огромная, большая, гигантская махина
огромный мегаполис
короткий миг
мизерная мелочь
темный мрак
высотный небоскреб
подлый негодяй
оттенки нюансов
бурные овации
имеющийся опыт (усвоенный)
неповторимая оригинальность
родное Отечество
отступать назад
панацея от всех болезней
лечить болезни
пантеон богов
патриот Родины
будущая перспектива (перспективы на будущее)
бесплатный подарок
истинная подоплека
художественная поэзия
заранее предчувствовать
бумажная пресса
простаивать без дела, зря, без пользы, без работы, бесполезно
аморальный проступок
пернатые птицы
смс сообщение
свой собственный
сосуществовать вместе
специфическая особенность
спуститься вниз
главная суть
толпа людей
уничтожить полностью
денежное финансирование
популярный шлягер
я лично (лично для меня)
пережиток прошлого
информационное сообщение
букет цветов
интерактивное взаимодействие
истинная правда
ответная реакция
установленный факт
поступательное движение
свободная вакансия
наиболее оптимальный
хронометраж времени
смешивать вместе
конечный итог
черная сажа
продолжает оставаться
наглядно демонстрировать
работа по демонтажу
белокурый блондин
сатирический фельетон
библиотека книг
неприятный хмырь
бедная хижина
точно сформулировать
выдающийся деятель
воссоздать заново
заранее спрогнозировать
прогноз на будущее (предварительный прогноз)
по-своему уникален
первейший приоритет
предугадать заранее
неиспользованные резервы
всенародный референдум
перспективы на будущее
планы на будущее
ареал обитания
сервисное обслуживание
полный аншлаг
автоматический рефлекс
рискованная авантюра
смелый риск
сокращенная аббревиатура
самоуправляющая автономия
авторитарный деспот
авторизовать разрешение
распространять агитацию
нападающий агрессор
соответствующий адекватно
азартный запал
приспособиться к акклиматизации
ответная контратака
лучший ас, сильнейший ас
большая армада
полный аншлаг
значимый авторитет
большая половина (исключить большая)
штат США
страсть к графомании
так например
в анфас (так как анфас значит в лицо)
численное большинство (меньшинство)
брак продукции
броский эффект
возрождаться, восстановить заново
вроде бы кажется
внешние габариты
губить (пропадать) зря
отдать дань (должную дань)
определить диагноз
замыслы на будущее
кавалькада всадников
ландшафт местности
длинный марафон
ностальгия по родине
оглядеться вокруг
падать вниз
советоваться вместе
соединить между собой
профессиональный (знающий) специалист
местный старожил
горячая страда
ценное богатство, сокровище
могучий богатырь
чередоваться друг с другом, чередоваться между собой
Вид лексической ошибки + исправленный вариант
1. Хочу познакомить вас с этим юным вундеркиндом. (плеоназм)
Корректно: Хочу познакомить вас с этим вундеркиндом.
2. Утверждая документацию, начальник отдела ставит на ней свою роспись. (смешение паронимов)
Корректно: Утверждая документацию, начальник отдела ставит на ней свою подпись.
3. Он одел форму. (смешение паронимов)
Корректно: Он надел форму.
4. Юристы на юридических конференциях делятся между собой своими проблемами. (тавтология)
Корректно: Юристы на профильных конференциях делятся между собой своими проблемами.
5. Главная суть статьи заключалась в опровержении приведённых ранее доказательств. (плеоназм)
Корректно: Суть статьи заключалась в опровержении приведённых ранее доказательств.
6. Жители, проживающие в нашем районе, собрались на встречу с депутатом. (тавтология)
Корректно: Жители нашего района собрались на встречу с депутатом.
7. Чтобы увеличить впечатление читателя, автор ведет повествование от первого лица. (лексическая несочетаемость)
Корректно: Чтобы больше впечатлить читателя, автор ведет повествование от первого лица.
ЕГЭ-2018 Лексические нормы русского языка (задание
№20)
Лексические нормы – это нормы,
которые регулируют правила использования и сочетания слов в речи. Употребление
слова в речи всегда определяется особенностями его лексического
значения – содержания, в котором отображено наше знание и
представление о предмете, явлении, свойстве или процессе.
Употребляя
слово в речи, мы должны следить за тем, чтобы, во-первых, его лексическое
значение было реализовано уместно и правильно, а во-вторых, чтобы слово
выражало наше отношение, то есть было выразительным. В соответствии с этим
лексические нормы имеют два аспекта: точность и выразительность. Кроме того,
употребление слов в речи определяется сферой их бытования и изменениями,
происходящими в языке с течением времени.
Лексические нормы в аспекте точности.
Речевые нарушения лексических норм в аспекте точности.
Точность – качество
речи, которое заключается в соответствии смысловой стороны речи реальной
действительности, в умении находить правильные слова для выражения мыслей.
Употребление
слова в речи определяется особенностями его лексического значения, а также
зависит от контекста. Неправильно выбранное слово может исказить смысл
сообщения, создать возможность двоякого толкования либо придать нежелательную
стилистическую окраску.
Типичные лексические ошибки в аспекте
точности.
1. Нарушение лексической сочетаемости слов.
Лексическая сочетаемость – это способность слов соединяться друг с другом. Если
не учитываются лексическое значение слов и традиции соединения слов в
словосочетании, возникает лексическая несочетаемость. Например,
есть слова, сочетаемость которых в русском языке фразеологически связана: черствый
хлеб, черствый человек, но не черствый торт
или черствый друг. Мы можем сказать глубокая ночь или глубокая
старость, но не глубокий день или глубокая юность.
В некоторых других случаях нарушение лексической сочетаемости может быть
вызвано невниманием к лексическому значению слов, которые соединены в
словосочетание. Например, беседа прочитана (беседа – это
устный жанр, она может быть проведена, а прочитана книга или лекция).
С
точки зрения современного языка часто бывает трудно объяснить причины различий
сочетаемости близких по смыслу слов, например: Уделять внимание / придавать
значение развитию спорта.
Многие
сочетания слов закреплены языковой традицией, и умение их использовать
составляет часть языковой культуры человека.
У
лексической сочетаемости есть свои границы. Например, слово крепкий имеет
следующие значения (Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц
русского языка. – М.: Русский язык, 1996):
1.Такой,
который трудно сломать, разбить (крепкая ткань, веревка).
2.
Сильный духом, непоколебимый (крепкий духом старик).
3.
Здоровый, сильный (крепкий организм).
4.
Надежный (крепкая дружба, любовь).
5.
Достигающий сильной степени (крепкий мороз, ветер).
6.
Насыщенный, сильнодействующий, резкий (крепкий чай, табак).
7.
Разг. Зажиточный (крепкий хозяин).
Рассмотрим,
в частности, четвертое и пятое значения слова: дружба, любовь –
это «обозначения чувств», так же как и ненависть, зависть. Но
выражение крепкая ненависть противоречит требованию
лексической сочетаемости. Мороз, ветер – это
«погодно-климатические условия», как и жара, влажность. Но
невозможно сочетание крепкая жара.
Следует
отличать от речевой ошибки намеренное объединение несочетаемых слов, например: обыкновенное
чудо. Это один из видов тропов – оксюморон.
2. Смешение паронимов. Паронимы – слова,
сходные по звучанию, но не совпадающие по значению (останки и остатки;
эффектный и эффективный; экономный, экономичный, экономический). Слова,
составляющие паронимический ряд, как правило, соотносятся между собой в
логическом и смысловом плане, что может стать причиной их смешения в речи. Но
паронимы не могут заменять друг друга (иллюстрированный и иллюстративный.
Нельзя: иллюстративная книга или иллюстрированный
материал).
3. Неточности словоупотребления (употребление
слова в несвойственном ему значении). Точность
словоупотребления – правильный выбор слова в соответствии с его лексическим
значением. Неточность словоупотребления возникает, когда человек не осведомлён
о значении слова либо не принимает это значение во внимание. Например: Татьяна
противопоказана Онегину (вместо: противопоставлена).
Татьяна любит няню – эту седобородую старушку (вместо: седовласую или седую).
4. Многословие.
В
речи встречаются различные виды многословия.
4.1. Плеоназм (от греч.
pleonasmos – излишество) – смысловая избыточность, употребление в близком
контексте близких по смыслу и потому излишних слов: У него своеобразная
мимика лица. (Мимика — это «выражение лица». У него
своеобразное «выражение лица» лица). Смелый и храбрый человек
– явный, открытый плеоназм.Свободная вакансия, главная суть –
скрытый, неявный плеоназм).
Некоторые
плеоназмы закреплены в языке и не считаются ошибкой. Например, экспонат
выставки (экспонат – «выставленный»)
4.2. Тавтология (от греч.
tauto – то же самое, logos – слово) – повторение однокоренных слов
(обычно): Питательная маска питает кожу. Хоккеисты предприняли ответную
контратаку. (Чтобы исправить эту ошибку, нужно заменить тавтологическое
слово на синоним или убрать лишнюю морфему: Питательная маска обогащает
кожу. Хоккеисты предприняли ответную атаку).
Тавтологичны
некоторые неправильные грамматические формы: самый наилучший –
самый лучший, наилучший; более красивее – более красивый,
красивее.
В
языке немало тавтологичных сочетаний, употребление которых неизбежно, поскольку
в них используется терминологическая лексика. Например, словарь
иностранных слов, бригадир первой бригады. Тавтологичными могут быть
фразеологические обороты: ходить ходуном, набит битком, пропади
пропадом.
4.3. Расщепление сказуемого –
замена глагольного сказуемого синонимичным сочетанием: Ученики приняли
решение произвести уборку школьного двора. (В официально-деловом стиле
такие сочетания уместны, но в данной речевой ситуации лучше сказать: Ученики
решили убрать школьный двор).
4.4. Слова-паразиты –
разнообразные частицы и слова, которыми говорящий заполняет вынужденные паузы (вот,
ну, это самое, так сказать, знаете ли, как бы и др.). Их употребление не
оправдано содержанием и структурой высказывания.
Ни
одно слово в языке не является словом-паразитом, таковыми слова становятся в
процессе речи. Поскольку слова-паразиты не связаны со смыслом высказывания, они
затрудняют процесс общения.
5. Речевая недостаточность (лексическая неполнота
высказывания)
– немотивированный пропуск слов в
ущерб содержанию высказывания (В кабинете висели <портреты>русские
писатели).
Нарушение лексической сочетаемости.
Не
всегда слова могут сочетаться друг с другом.
Ошибки
этого типа связаны с тем, что говорящий или пишущий не замечает, что
—
слова противоречат друг другу, одно исключают другое по смыслу: танцевальная
песня
—
одно имеет положительное, а другое отрицательное значение: полчища
тружеников
—
разнородны по стилю: в колхозе возвели новый коровник и воздвигли баню
—
несовместимы по традиции: можно выполнить желание –нельзя выполнить
мечту, может быть сильная привязанность, страсть, ненависть – не может
быть сильной дружбы.
Употребление лишних слов.
Лишним
является слово, употребление которого ничего не добавляет к сказанному и ничего
не уточняет в нем. Очень прекрасный день – «прекрасный» обозначает
высшую степень качества, очень хороший; вступительная преамбула – преамбула
и есть «вступительная часть»
Плеоназм – употребление в речи
близких по смыслу, потому логически излишних слов. Он крепко держит в
своих руках штурвал руля.
Тавтология
и
неуместное повторение слов.
Тавтология –
это близкое употребление однокоренных слов, спародированное в выражении «масло
масляное», «расскажу в рассказе».
Другая
ошибка – неуместное повторение слов: Предателя повесили, а на груди его
повесили табличку, на которой написали, за что его повесили. причины
этих ошибок – речевая бедность и неразвитость «речевого слуха».
Ошибки
в употреблении местоимений.
Нагромождение
местоимений создает неясность текста и иногда рождается комический эффект.
Фразу «Аркадий и Борис вновь заспорили, и его удивило, как тихо звучит его
речь» можно понять в 4 вариантах.
Использование
клише и штампов.
Канцеляризмы
– слова и выражения, употребление которых закреплено за официально-деловым
стилем, но в других стилях они неуместны, являются штампами. Имеет
место отсутствие запасных частей. На заводе проводится большая работа по линии
профорганизации. При голосовании поднялся лес рук.
НАРУШЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НОРМ
1.Употребление слова в несвойственном ему значении
Всю
четвёртую декаду апреля было холодно
Всю
последнюю декаду апреля было
холодно
2.Нарушение лексической сочетаемости
слов
У
Ирины карие волосы и зелёные глаза.
У
Ирины каштановые волосы и
зелёные глаза.
3.Употребление многозначных слов или
омонимов, приводящее к двусмысленности высказывания
На
олимпиаде по русскому языку я потерял очки из-за невнимательности
На
олимпиаде по русскому языку я потерял баллы
из-за невнимательности
4.Смешение паронимов(близкие по
звучанию, но разные по смыслу слова)
В
ёлочном лесу очень хорошо дышится.
В
еловом лесу очень хорошо дышится.
5.Неудачный выбор одного из синонимов
Адвокат
добивался, чтобы его подзащитного обелили.
Адвокат
добивался, чтобы его подзашитногооправдали .
6.Употребление лишнего слова (речевая
избыточность)
В
своёмстихотворении «Смерть поэта» М.Ю.Лермонтов обличает тех, кто
был виновен в гибели А.С.Пушкина.
В стихотворении«Смерть
поэта» М.Ю.Лермонтов обличает тех,кто был виновен в гибели А.С.Пушкина.
7.Пропуск необходимого слова,приводящий
к искажению мысли или подмене понятий(речевая недостаточность)
В
читальный зал в одежде не входить.
В
читальный зал в верхней одежде
не входить.
8.Неуместное повторение одних и тех
же либо однокоренных слов
В
рассказе А.П.Чехова« Ионыч» рассказывается об Ионыче.
В
рассказе А.П.Чехова «Ионыч» говорится
(повествуется, идёт речь)о враче.
9.Неуместное употребление диалектной,
просторечной, жаргонной лексики
Расчёт
за продукцию производится как в российских рублях, так и в баксах .
Расчёт
за продукцию производится как в российских рублях, так и в долларах.
10.Смешение лексики
разных исторических эпох
Пётр
Первый снял пиджак , засучил рукава и принялся за работу.
Слово пиджак появилось в русском языке только
в 19 веке.
11.Двусмысленность
высказывания при неудачном использовании местоимений
Профессор
сказал ассистенту, что его предположение оказалось правильным.
Профессор
сказал, что предположение ассистента
оказалось правильным.
Тренировочные упражнения.Нарушение
лексической сочетаемости.
Задание
1. Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического
значения. Исправьте ошибки.
1.
Иванов, ты обратно опаздываешь на лекцию. 2. Наша родина подвергалась нашествию
германского фашизма. 3. Вокруг была кромешная темнота. 4. Они готовы оказать
школе любую благодарность, лишь бы ребенок стал студентом. 5. Сотрудниками
милиции была задержана плеяда распоясавшихся хулиганов. 6. Оформление вашей курсовой
работы желает много лучшего. 7. Спят березки в подвенечном саване. 8. В парке
стоит прекрасная архитектура. 8. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.
9. Наша страна занимает не последнее место по производству промышленности. 10.
Однажды я попытался высказать свои мысли на этот вопрос.
Задание
2. Отметьте случаи лексической несочетаемости слов.
1.
Проявить желание, проявить заботу, проявить дисциплину, проявить
медлительность, проявить уважение, проявить грубость, проявить порядок,
проявить равнодушие.
2.
Достичь успеха, достичь повышения, достичь порядка, достичь победы, достичь
выполнения, достичь счастья.
3.
Оказать доверие, оказать содействие, оказать дружбу, оказать невнимание,
оказать возражение, оказать помощь.
4.
Допустить ошибку, допустить неосведомленность, допустить дефекты, допустить
грубость, допустить беспорядок.
5.
Провести совещание, провести оценку, провести перестройку, провести
организацию, провести реконструкцию.
6.
Изжить недостатки, изжить потери, изжить бесхозяйственность, изжить грязь в
помещении.
Задание
3. Найдите в предложенных текстах ошибки в словоупотреблении и исправьте их.
1.Они
работали как самые отъявленные специалисты.
2.Наши
воины совершили много геройских подвигов.
3.Правдивое
изображение жизни, отсутствие внешне эффективных сцен только усилило
воздействие этого фильма.
4.Шолохов
изобразил образы трех коммунистов.
5.Возьми
хлеб себе, он все равно бесполезно пропадает.
6.Он
смотрел из окна поезда на проносящуюся мимо кавалькаду скал, деревьев, кустов.
7.С
тихим шумом лопались почки, гудели ранние пчелы.
8.Налицо
незаконное растаскивание казенного имущества.
9.Численность
рабочего дня в хирургическом отделении была ненормированной.
10.За
добросовестный труд доктор Петров был предоставлен к награде.
Задание
4. Найдите нарушения лексических норм, объясните причины речевых ошибок.
1.
Он учился в музыкальной консерватории. 2. Состоялся обмен имеющимся опытом. 3.
Этот поворот в своей судьбе он предчувствовал заранее. 4. Эрмитаж – ценнейшая
сокровищница культуры. 5. Мы быстро бросились бежать вниз по эскалатору. 6.
Роскошный внутренний интерьер дворца запомнится надолго. 7. Пожар способствует ожогам.
8. Осуществляется лечение вирусов, вызывающих рак. 9. Вы можете задать
интересующие вас вопросы. 10. Чистота окружающей среды вызывает все
возрастающую тревогу.
Задание
5. Выпишите слова, употребленные без учета значения, исправьте ошибки.
1.В
14 веке на Руси начался буйный расцвет архитектуры.
2.Он
изо всех сил старается произвести на Софью внимание.
3.Наш
класс считается экономическим, то есть мы будущие менеджменты.
4.Публика
сканировала: «Браво, Сильвини!»
5.Вся
публика была уже в триумфе.
6.На
абзацах учебника по литературе приведены цитаты из произведений.
7.Нельзя
забывать, что наши товары идут на импорт.
8.В
честь пришедших на вечер прозвучал концерт.наконец-то обнаружены остатки
царской семьи.
9.Моей
подруге вырезали аппендицит.
Задание
6. Найдите избыточные словосочетания.
Главная
суть, суть дела, первое боевое крещение, ландшафт местности, памятный сувенир,
период времени, демобилизоваться осенью, демобилизоваться из армии, дебют
молодой балерины, впервые дебютировать, ввести в строй, постоянные еженедельные
рубрики, еженедельные выступления, свободная вакансия.
Задание
7. Исправить стилистические ошибки , указав нарушение лексической сочетаемости:
1.
Бородинская битва вскрыла то лучшее, что было в душе у князя Андрея.
2.
Произведения Пушкина овеяны идеями свободы
3.
На Раскольникова в шелку смотрели маленькие глазки и совсем седые волосы.
4.
Катерина оказала протест против темного царства.
5.
После гибели Ленского Ольга женится на гусаре.
6.
Катерина, женившись на Тихоне, стала несчастной девушкой.
7.
Из глаз Сони беззвучно текли слезы.
8.
Литературно-критические статьи Белинского трепещут политическими страстями.
9.Вместо
с духовным ростом у Павла и Ниловны растет их речь.
10.Уж
топтался на одном месте: он не мог взлететь.
11.
Они работали как самые отъявленные специалисты.
12.
В нашем коллективе надвигались радостные события.
13.
Не следует умалчивать о вопиющих достижениях наших ребят.
14.
Пришли ребята, удрученные опытом работы.
Задание
8. Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов.
1.
Скрутившись клубком в своем гнезде, спит белка.
2. После катка я иду домой радостная, с веселыми впечатлениями.
3. Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой кругозор.
4. Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые
делают герои фильма.
5. Успехами мы не блестим.
6. Задача, поставленная перед нами, достигнута.
7. На демонстрации Сизов приобщается к революционерам.
8. Воздух чист. Солнце греет ярче. Дышится свежо.
9. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций по сварке доцента
Юрьева.
10. Всем членам кассы взаимопомощи просьба подтвердить свои остатки.
11. Организовано общежитие для мужчин и женщин с железными койками на сетках.
12. Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками.
13. Общественность города широко готовится отметить юбилей известного писателя.
14. Девушка купила карие чулки.
15. Гоголь прекрасно описал о похождениях Чичикова.
16. Царское правительство устроило гонение за передовыми людьми.
17. Ученики пристально слушали рассказ учителя.
18. Большинство времени уходило на составление ненужных отчетов.
19. Это произошло глубокой весной.
20. В течение долговременного периода идет оформление документов.
21. Он был мне подлинным другом.
22. В этих соревнованиях спортсмен одержал поражение.
23. Он преклонил голову ей на плечо.
24. Сын склонил колени перед матерью.
25. Эта новость причинила ей удовольствие.
26. С моей закадычной подругой мы часто ходим в кино.
27. Спешим поздравить вас с постигшим юбилеем.
28. У нее были огромные каштановые глаза.
29. Он испытывал к нему крепкую ненависть.
30. Путешествуя по разным странам, я очень скучала за близкими.
ОТВЕТЫ (задание
1. Свернувшись клубком в своем гнезде, спит белка.
2. После катка я иду домой радостная, с приятными впечатлениями.
3. Роль книги в жизни человека велика: он должен расширять свой кругозор.
4. Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые
совершают герои фильма.
5. Успехами мы не блещем.
6. Цель, поставленная перед нами, достигнута.
7. На демонстрации Сизов примыкает к революционерам.
8. Воздух чист. Солнце светит ярче. Дышится легко.
9. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций доцента Юрьева по
сварке.
10. Просим всех членов кассы взаимопомощи указать суммы оставшихся денежных
средств.
11. Организовано общежитие для мужчин и женщин, в комнатах которого будут
стоять железные койки с сетками.
12. Столяр сделал эту этажерку с четырьмя ножками из дуба.
13. Общественность города готовится широко отметить юбилей известного писателя.
14. Девушка купила коричневые чулки.
15. Гоголь прекрасно описал похождения Чичикова.
16. Царское правительство устроило гонение на передовых людей.
17. Ученики внимательно слушали рассказ учителя.
18. Большая часть времени уходила на составление ненужных отчетов.
19. Это произошло весной.
20. В течение долгого времени идет оформление документов.
21. Он был мне настоящим другом.
22. В этих соревнованиях спортсмен потерпел поражение.
23. Он склонил голову ей на плечо.
24. Сын преклонил колени перед матерью.
25. Эта новость доставила ей удовольствие.
26. С моей самой близкой подругой мы часто ходим в кино.
27. Спешим поздравить вас с наступающим юбилеем.
28. У нее были огромные карие глаза.
29. Он испытывал к нему сильную ненависть.
30. Путешествуя по разным странам, я очень скучала по близким.
Задание 9. Сравните предложения в левой и правой колонках.
Объясните, чем вызвана необходимость стилистической правки предложений из левой
колонки.
Эти |
Эти |
В |
В |
Главная |
Сила |
Они |
Они |
Объединение |
Объединение |
В |
В |
Выиграв |
Выиграв |
Сейчас |
Сейчас |
Под |
Под |
В |
В |
Задание 10. Объедините в словосочетания слова из левой и
правой колонок, учитывая особенности их сочетаемости. Укажите возможные
варианты.
Античный, |
Мифология, |
Врождённый, |
Талант, |
Гостеприимный, |
Приём, |
Губительный, |
Влияние, |
Единый, |
Миг, |
Длинный, |
Воздействие, |
Выдвинуть, |
Гипотеза, |
Найти, |
Опора, |
Обнаружить, |
Закон, |
Доказать, |
Теорема, |
Предвещать, |
Поражение, |
Расширить, |
Возможности, |
Задание 11. Постарайтесь объяснить, почему выделенные сочетания
являются ошибочными.
1.
Особое внимание губернатор обратил на достигнутые недостатки. 2.
Серьёзные проблемы обрушились на молодых предпринимателей врасплох. 3. Этой
проблеме мы придаём особое внимание. 4. В Токио примут старт спортсмены из многих
стран. 5. Большое внимание было оказано благоустройству города. 6. Премьеру
балета почтили вниманием президент и премьер-министр. 7. Ведущее значение в
деятельности комиссии по экологии играет просветительская работа. 8. В
последние годы наблюдается буйный рост нашей кинематографии. 9. Наша теплица
уже несколько десятилетий обеспечивает город молодыми овощами. 10. Уже в
глубокой юности А.С. Пушкин начал писать стихи. 11. Крупную роль в подготовке к
чемпионату имели товарищеские матчи сборной с командами Украины и Словении.
Задание 12. В приведённых ниже предложениях найдите речевые
ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. Отредактируйте
предложения.
1.
О победах наших хоккеистов теперь помнят только отъявленные любители этого вида
спорта. 2. Учащиеся старших классов добились ухудшения успеваемости в этом
году. 3. В парке запрещён выпас собак. 4. Склад закрыт на неопределённое время
ввиду прихода тараканов. 5. Ведущее значение в работе комитета придаётся
нравственному воспитанию молодёжи. 6. Рекорды продолжаются. 7. Дети читают
стих, стоя врассыпную. 8. От усталости моё тело подкашивалось на ногах. 9.
Надрывно рыдала гитара, стонал барабан. 10. Много нервов приходится тратить,
читая письма ветеранов. 11. Ударил заморозок, и сильно прихватило кукурузу. 12.
К моменту обмена квартиры в ней были прописаны жена, её мать и некоторые вещи.
13. Глава администрации района приехал не с пустыми руками, он вручил школе
библиотеку. 14. Ещё есть люди, которые исповедуют мнение коммунистических
лидеров. 15. Опытная мошенница сразу заподозрила неладное и скоропостижно
покинула квартиру. 16. Знатоки не припомнят столь урожайного счёта в матчах
подобного уровня. 17. Передовая технология способствует улучшению многих
недостатков. 18. Бабушка ласково кивает морщинистым лицом. 19. Уровень
несчастных случаев на шахте увеличился. 20. Ниловна предстаёт забитой от страха
женщиной.
ОТВЕТЫ
Задание 10.
Античная мифология; классические языки.
Врождённый талант, прирождённый ум.
Гостеприимный человек, радушный приём, хлебосольный хозяин.
Губительное действие, пагубное влияние.
Единый миг, один момент.
Длинный путь, длительное воздействие, долгие сборы, продолжительный
период, долговременный кредит.
Выдвинуть гипотезу, высказать догадку, исправить ошибки, устранить
недостатки.
Найти опору, обрести поддержку.
Обнаружить закономерность, открыть закон.
Доказать теорему, обосновать теорию.
Предвещать поражение, предсказать успех.
Расширить возможности, увеличить потенциал, повысить уровень.
Задание 11.
1. …имеющиеся недостатки. 2. Неожиданно у
молодых предпринимателей возникли серьёзные проблемы. 3. …уделяем особое
внимание. 4. …стартуют спортсмены… 5. Большое внимание
было уделено… 6. …почтили присутствием… 7.
Ведущую роль… играет… 8. …бурное развитие кинематографии.
9. …обеспечивает город ранними овощами. 10. Уже в раннем
детстве… 11. Большую роль… сыграли…
Задание 12.
1. только заядлые болельщики. 2. Успеваемость в
старших классах снизилась… 3. …выгул собак. 4. …в
связи с необходимостью санобработки помещения. 5. Особое внимание в
работе комитета уделяется… 6. Наши спортсмены продолжают
устанавливатьрекорды. 7. Дети читают стихи, стоя полукругом.
8. Мои ноги подкашивались от усталости. 9. …грохотал барабан.
10. С большим волнением читаешь письма ветеранов. 11. Неожиданные
заморозки губительно сказались на посевах кукурузы. 12. К моменту обмена
квартиры в ней были прописаны жена, её мать. 13. …он подарил книги школьной библиотеке.
14. …которые разделяют точку зрения коммунистических
лидеров. 15. …и быстро покинула квартиру. 16. столь большого счёта…
17. Передовая технология позволяет устранить многие недостатки. 18.
…кивает. 19. Увеличилось число несчастных случаев… 20.
Ниловна предстаёт перед нами забитой, запуганной женщиной.
Тестовые задания по теме «Нарушение лексической
сочетаемости»
Вариант 1
1.Паронимами не являются слова
а)
идеалистический – идеалистичный б) умственный –
интеллектуальный
в)
романтический – романтичный г) криминальный
– криминогенный
2. Правильно построены словосочетания
а)
продвигать кого-либо по должности б) повышать в
должности
в)
ввести деятельность г)
убедиться о достоинствах работы
3. Сочетаются с неодушевленными существительными слова
а)
нестерпимый б) удачливый в)
терпеливый г) терпимый
4. Правильно построено словосочетание
а)
свободная вакансияб) монументальный памятник
в)
хронометраж времениг) обыкновенное чудо
5. Правильно построено предложение
а)
Этот фильм оказал на нее просто неизгладимое впечатление.
б)
У меня складывается мысль, что вы неясно представляете себе ситуацию.
в)
Они сыграли главную роль в этой истории.
г)
Наконец-то этот ребус распутан: задержаны трое бандитов.
6. Правильно построены предложения
а)
Если мы одержим успех на выборах, то изменим экономическую ситуацию.
б)
Я не хотел бы вдаваться в комментарии по этому вопросу.
в)
Мы получили неожиданные результаты.
г)
Спортсмен выполнил свои упражнения с пафосом.
7. Правильно построены предложения
а)
Определить рейтинг политика непросто.
б)
Я против крайностей и скоропостижных выводов.
в)
Я не могу отказаться от искушения процитировать Достоевского.
г)
Оплатите, пожалуйста, за проезд.
8. Правильными являются сочетания слов
а)
самоотверженный проступокб) главный приоритет
в)
презентовать ценный подарокг) тактический ход
9. Правильными являются сочетания слов
а)
дельный взорб) деловой видв) националистический бюджет
г)
сатиричное произведение
10. Сочетается с одушевленными существительными слова
а)
шумовойб) экономичныйв) шумныйг) громкий
Вариант 2
1. Лишним в синонимическом ряду является слово
а)
неучб) невежав) профанг) невежда
2. Синоним к слову плеоназм
а)
избыточностьб) тавтологияв) образностьг) красочность
3. Правильно построены словосочетания
а)
прыгать с парашютаб) предпринять мерыв) заслужил известность
г)
приобрел известность
4. Сочетается с одушевленными существительными
а)
маломощныйб) экономичныйв) экономныйг) задушевный
5. Правильно построено словосочетания
а)
выдающийся виртуозб) высокий рейтинг
в)
одеть пальтог) заразная инфекция
6. Правильно построено предложение
а)
Мы уделяем большое значение образованию наших школьников.
б)
Когда нервничаешь, частенько разыгрывается аппетит.
в)
Это не играет никакого значения.
г)
Фильм поможет зрителям получить мнение о России.
7. Правильно построены предложения
а)
Нам не удалось предвосхитить эти события.
б)
Результаты выборов будут подведены после решения суда.
в)
Задачи, поставленные нами, достигнуты.
г)
Командированные шумели в кабинете администратора
8. Правильными являются сочетания слов
а)
главная сутьб) очевидный фактв) памятный сувенирг) тактическое обращение
9. Правильно построены словосочетания
а)
гостиничный номерб) лесистая рекав) предварительный авансг) практический цвет
10. Правильно построены словосочетания
а)
скоропостижное решениеб) уменьшение стоимости
в)
прыгать с парашютаг) подорожание цен
Вариант 1
1 – Б
2 – Б 3 – А 4 – Г 5 – В 6 – В
7 – А 8 –Г 9 – Б 10 — В
Вариант 2
1 – Б
2 – А 3 – Г 4 – В 5 – Б
6 – Б 7 – Г 8 = Б
9 –А
10 — Б
ЕГЭ-2018 Задание 20
1.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово,
соблюдая нормы современного русского литературного языка.
1.Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Выпишите это слово
1)
Хочу познакомить вас с этим юным вундеркиндом.
2)
Он крепко держит в своих руках штурвал руля.
3)
Все гости получили памятные сувениры.
4)
Эта девочка оставила о себе очень прекрасное впечатление.
5)
О моей автобиографии я уже рассказывал во вступительной статье.
6) Каждый
покупатель получает бесплатный подарок от фирмы, поставляюшей этот товар.
7)
Я впервые познакомилась с ней в прошлом году.
Главная суть
этого вопроса в гуманном отношении к пожилым людям.
9)
Поздравить маму с юбилеем пришли друзья, родственники и коллеги по работе.
10) На
экскурсии по городу мы увидели на одном из старинных зданий памятную
мемориальную доску.
11)
Мы долго ждали письмо от отца, а оно пришло только в месяце мае.
12) Конечно, он волновался, не спал ночью, ведь на сцене это был
его первый дебют.
13)
Внутренний интерьер здания поражал роскошью.
14)
Разошлись после полуночи: спор был долгий и продолжительный.
15) В отделе кадров мне дали список свободных вакансий, и вскоре я устроилась на работу.
16) Мы поднялись вверх по лестнице и
остановились в недоумении: у двери стояла наша учительница.
17)За истекший
период времени нами были проведены осушительные работы .
18)Два единственных вопроса
тревожили жителей города: вода и тепло.
19) В одном ряду с нами шли несколько девушек,
молодой юноша и два пожилых человека.
20) Чтобы получить премию, надозакончить
начатую работу.
21)
Командир приказал уничтожить полностью врага.
22)
Леонид заранее предчувствовал, что этот проект будет неудачным.
23)
Бабушка медленно взяла нож и отрезала равную половину яблока, тихо сказала: «
Ешь.»
24)
Он работал молча, без слов, но
качественно.
25) Кто-то постоянно
оставляет мусор в лифте, всамые ближайшие дни мы это выясним.
26)
По моему личному мнению,
выставка не вызвала повышенного интереса.
27)
Татьяна долго разбиралась в СМС-сообщениях, которые пришли за 3 дня.
28)
Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень.
29) На выставке были представлены деревянные изделия из
древесины
30)Моя бабушка любит народный фольклор.
2.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово,
соблюдая нормы современного русского литературного языка.
1)
Больной был немедленно госпитализирован в больницу.
2) Внеклассная
работа играет положительное значение в развитии детей.
3) Он
почувствовал, что утопает в болоте, его засасывало все глубже
4)
Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим
подчиненным.
5)
Внеклассная
работа играет положительное значение в развитии детей.
6)
Подавляющее количество заданий было выполнено.
7)
В голове у него метнулась мысль о побеге.
Большую
роль в экономике нашей страны имеет нефтяная
промышленность.
9)
Питательная маска питает кожу.
10)
Хоккеисты предприняли ответную контратаку.
11)В конце шестидесятых годов сложилась сложная ситуация.
12) Необходимо повысить подготовку специалистов.
13) Большая половина девушек предпочитает длинные
волосы.
14)Эти функции поручаются классному руководителю.
15) Спонсоры внесли значительную лепту в
организацию праздника
16) Это событие состоялось несколько дней назад .
17) Необходимо увеличить уровень благосостояния наших ветеранов.
18) Вперед всех к реке прибежал Вова.
19) Не существует существенной разницы в нравственных приоритетах
мировых религий.
20) Жители приморского города стали свидетелями большого
театрализованного представления.
21) Наряду с достижениями был отмечен ряд недостатков.
22) Ученики приняли решение провести уборку школьного двора.
23) Личная неприязнь постепенно переросла в сильную вражду.
24) Эти экскурсии повышали наш кругозор.
25) Разрешите поднять тост за нашего юбиляра.
26) Улучшился уровень обслуживания пассажиров в нашем аэропорту.
27)В музее выставлены реликвии, преподнесенные делегациями.
28) Это полезная привычка, которую нужно прививать с детства.
29)У Ирины карие волосы и зелёные глаза.
30)В рассказе А.П.Чехова «Ионыч» рассказывается об Ионыче.
ЕГЭ-2018 Задание 20 (ОТВЕТЫ)
1.Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Выпишите это слово
1)
Хочу познакомить вас с этим юным вундеркиндом.
2)
Он крепко держит в своих руках штурвал руля.
3)
Все гости получили памятные сувениры.
4)
Эта девочка оставила о себе очень прекрасное впечатление.
5)
О моей автобиографии я уже
рассказывал во вступительной статье.
6)Каждый
покупатель получает бесплатный подарок от фирмы,
поставляюшей этот товар.
7)
Я впервые познакомилась с ней в
прошлом году.
Главная суть этого вопроса в гуманном
отношении к пожилым людям.
9)
Поздравить маму с юбилеем пришли друзья, родственники и коллеги по работе.
10) На экскурсии по городу мы увидели на одном
из старинных зданийпамятную мемориальную доску.
11)
Мы долго ждали письмо от отца, а оно пришло только в месяце
мае.
12) Конечно, он волновался, не спал ночью, ведь на сцене это был
его первый дебют.
13)Внутренний интерьер здания поражал роскошью.
14)
Разошлись после полуночи: спор был долгий и
продолжительный.
15)В отделе кадров мне дали список свободных вакансий, и вскоре я
устроилась на работу.
16)Мы поднялись вверх
по лестнице и остановились в недоумении: у двери стояла наша учительница.
17)За истекший
период времени нами были проведены
осушительные работы .
18)Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло.
19)В одном ряду с нами шли несколько девушек, молодой юноша и два
пожилых человека.
20) Чтобы получить премию, надозакончитьначатуюработу.
21)
Командир приказал уничтожить полностью врага.
22)
Леонид заранее предчувствовал, что этот проект
будет неудачным.
23)
Бабушка медленно взяла нож и отрезала равную
половину яблока, тихо сказала: « Ешь.»
24)
Он работал молча, без слов, но качественно.
25)Кто-то постоянно оставляет мусор в лифте,всамые ближайшие
дни мы это выясним.
26)
По
моему личному мнению,
выставка не вызвала повышенного интереса.
27)
Татьяна долго разбиралась в СМС-сообщениях,
которые пришли за 3 дня.
28)
Выехать нам не удалось, потому что начался проливной
ливень.
29)На выставке были представлены деревянные изделия из
древесины
30)Моя бабушка любит народный фольклор.
2.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово,
соблюдая нормы современного русского литературного языка.
1)
Больной был немедленно госпитализирован в
больницу.(отвравлен)
2) Внеклассная работа играет положительное значение в развитии детей. (роль)
3)Он почувствовал, что утопает в
болоте, его засасывало все глубже ( тонет)
4)
Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим
подчиненным.(показывать пример)
5)
Внеклассная
работа играет положительное значение в
развитии детей. (роль)
6)
Подавляющее количество заданий было
выполнено. (большинство)
7)
В голове у него метнулась мысль о
побеге. (возникла)
Большую
роль в экономике нашей страны имеет нефтяная
промышленность. ( значение).
9)Питательная
маска питает кожу. (обогащает)
10)Хоккеисты
предприняли ответную контратаку.(атаку)
11)В конце шестидесятых годов сложилась сложная ситуация ( непростая ).
12) Необходимо повысить подготовку
специалистов. (улучшить)
13)Большая
половина девушек предпочитает длинные волосы (более
половины)
14)Эти функции поручаются классному
руководителю. (возлагаются)
15)Спонсоры внесли значительную лепту в организацию праздника(вклад)
16) Это событие состоялось несколько
дней назад (произошло);
17) Необходимо увеличить уровень
благосостояния наших ветеранов(повысить)
18) Вперед всех к реке прибежал
Вова.(быстрее всех)
19)Не существует существенной разницы в
нравственных приоритетах мировых религий.(большой)
20) Жители приморского города стали свидетелями большого
театрализованного представления. (участнтками)
21)Наряду с достижениями был отмечен ряд недостатков.(вместе)
(несколько)
22) Ученики приняли решение провести
уборку школьного двора.(решили)
23) Личная неприязнь постепенно переросла в сильнуювражду.(открытую)
24) Эти экскурсии повышали наш кругозор.(расширяли)
25)Разрешите поднять тост за нашего
юбиляра.(произнести)
26) Улучшился уровень обслуживания
пассажиров в нашем аэропорту.(качество)
27)В музее выставленыреликвии,
преподнесенные делегациями.(подарки)
28) Это полезная привычка, которую нужно прививать
с детства.(формировать)
29)У Ирины карие волосы и зелёные глаза.(каштановые)
30)В рассказе А.П.Чехова «Ионыч» рассказывается об Ионыче.(повествуется)
(о враче…)