Зачем сыр бор городить исправьте ошибки

Ошибки в употреблении фразеологических оборотов

  1. Искажение состава
    фразеологизмов в результате лексических
    подмен. Например: Предложения
    финансового
    отдела оказались ниже
    любой критики
    .
    Правильный вариант: … ниже
    всякой критики
    .

  2. Изменение
    грамматической формы слов, входящих в
    оборот. Например: Главный инженер
    покривил в
    душе
    .
    Правильно: покривил
    душой.

  3. Смешение компонентов
    двух различных фразеологизмов. Например:
    зачем сыр-бор
    городить
    .
    Правильно: огород
    городить

    или сыр-бор
    разгорелся
    .

  4. Вставка лишнего
    компонента. Например: Отдать должную
    дань. Правильно: отдать
    дань
    .

  5. Стилистическая
    несовместимость фразеологизма с деловым
    стилем речи.

Если в художественной
литературе и публицистике на первый
план выдвигается образность, эмоциональность
и оценочность фразеологических оборотов,
то в официально-деловом стиле используются
устойчивые выражения книжного характера
или стилистически нейтральные
фразеологизмы, лишенные экспрессивности
(оставлять
желать лучшего, находиться на уровне…,
называть вещи своими именами

и т.п.). Не соответствует деловой речи
такая, например, фраза: Меньший налог –
вот стимул приватизации, и не
надо никого через колено ломать
.

4.8. Отредактируйте
предложения, исключив из них канцеляризмы.

1. В отношении
применения этого метода еще стоит
большой вопрос. 2. Для ускорения принятия
решения предлагаю сделать перерыв. 3. Я
не могу съесть эту кашу в полном объеме.
4. С целью создания положительного
настроения, можно рекомендовать такое
известное средство, как улыбка. 5.
Приступать к выполнению упражнения
следует только в хорошем настроении,
осознавая всю полноту ответственности
за полученный результат. 6. В одном доме
со мной проживает известный поэт. 7. Моя
подруга получила жилплощадь. 8. Мы с
женой никогда не конфликтуем. 9. Заводная
обезьянка вышла из строя. 10. Я не в курсе
этих деталей. 11. В этом районе отвратительные
климатические условия. 12. По линии
молчаливости взрослые люди тоже часто
заходят довольно далеко.

4.9. Устраните
стилистический разнобой.

1. То, что мы задумали,
я уверен, наведет шорох на конкурирующие
фирмы. 2. Давка образовалась из-за толстой
женщины, блокировавшей вход. 3. Помню,
какие свинарники мы возводили. 4. Я
полагаю, что следствием его неверного
подхода к формированию правительственной
команды является полный раздрай в
экономической политике. 5. В течение
заседания нам необходимо решить много
вопросов, мы стопроцентно на них не
ответим. 6. Когда приходишь работать
во властные структуры, сознание
разворачивается на сто восемьдесят. 7.
В результате всем видным политикам
пришлось публично высказать свое мнение
по поводу «наезда» на премьера.

4.10. Исправьте
ошибки, связанные с ненормативным
употреблением фразеологических оборотов
в деловой речи.

1. Согласно принятому
решению, мы выполнили все пункты от «А»
до «Б». 2. Социальное страхование в
области в настоящий момент находится
ниже любой критики. 3. Я бы не стал
увязывать эти вопросы так перпендикулярно.
4. Умение смотреть прямо в глаза фактов
приходит с опытом. 5. Бригадир давно
махнул на те неполадки, которые были
обсуждены на собрании. 6. Мастер не раз
уверял дирекцию, что сделает все по силе
возможности, однако воз и ныне там. 7.
Каждый нарушитель должен твердо усвоить,
что ему не сойдет даже малейшее отступление
от устава и закона. 8. Представители
прессы любят всех подводить под ярлык.
9. На страны блока НАТО нельзя смотреть
спустя сквозь пальцы. 10. Все это вошло
нам в пот и кровь.

4.11. Отредактируйте
фразы, объяснив характер ошибок,
допущенных в деловой речи.

1. Хотелось бы,
чтобы вы поскорее оказали внимание
нашей организации. 2. Он попытался
предостеречь неверный шаг директора.
3. Я заметил характерную ему ошибку. 4.
На встрече присутствовал и представитель
с завода. 5. Обработав эти данные,
выяснилась полная картина состояния
дел. 6. У нас самая дешевая стоимость
товаров. 7. Нам не следует нагнетать
обстановку. 8. Приведенные сведения в
последнем статотчете говорят о том, что
проблема еще не решена. 9. Директор не
раз отмечал о том, что необходимо
соблюдать инструкцию. 10. Все это
отрицательно сказывается на работу.
11. Прочитав рекомендованную преподавателем
литературу, студентам стали ясны многие
сложные вопросы. 12. Гражданка Сидорова
Н.Ф. обратилась с заявлением о разводе
брака. 13. Колхозники поняли, что,
получив больше поросят, растет заработная
плата. 14. Споры нередко доходили до
прямых оскорблений во лжи. 15. Пишите
Ваши инициалы полностью. 16. Эффективность
режима экономии во многом зависит от
того, насколько лимитируются финансовые
расходы. 17. На вверенной Вам территории
необходимо еще возвести баню для жителей
села. 18. Сообщаем наши реквизиты: Москва,
123298, ул. Народная, 8. 19. Сим письмом
извещаем Вас, что вышепоименованный
документ приобщаем к делу. 20. Мы рассмотрели
вопрос согласно полученного заявления.
21. В обсуждении принял участие заведующий
кафедры социологии. 22. Ряд предложений
проекта расчетами не подкрепленные.
23. В наше предприятие распределены на
работу молодые специалисты выпуска
1999 года. 24. Мы признаем о том, что проект
станка неудачный. 25. Зарплата не была
выплачена пятьсот сорока двум рабочим.
26. Не откажите нам в любезности и
пришлите, если это Вас не затруднит,
проект Устава фирмы. 27. Эта проблема с
каждым днем ухудшается. 28. Он пытался
провозгласить на практике свои идеи.
29. В этом главное место переживаемого
момента. 30. Взяв без разрешения это
оборудование на складе, у него начались
неприятности с начальством. 31. Он отказал
мне под благоприятным предлогом. 32. Был
провозглашен приговор суда. 33. На заводе
возникло нестерпимое положение. 34. Он
дал мне взаимообразно… рублей.

4.13. Проанализируйте
приведенные ниже ситуации официально-делового
общения. Соблюдаются ли в них нормы
речевого этикета? Если обнаружите
нарушения этих норм, прокомментируйте
их и исправьте
ошибки.

А. Здравствуйте,
Анна Сергеевна!

Вы меня, конечно,
помните. Мы встречались с Вами на
конференции в Ростове… (из письма)

Б. Профессор
выступающему, закончившему чтение
доклада:

– Спасибо.

Докладчик –
профессору:

– Пожалуйста.

4.14. Познакомьтесь
с образцами некоторых служебных
документов.

Декану исторического
факультета

Ростовского
государственного университета

проф. Соколову
И.С.

студента II
курса дневного отделения

Иванова Сергея
Петровича

заявление.

Прошу разрешить
мне досрочную сдачу экзаменов в связи
с отъездом на международные соревнования
по шахматам.

Дата (подпись)

В отдел фотокопий

Государственной
библиотеки РФ

от аспирантки
Московского

государственного
педагогического

университета

Петровой Н.И.,

проживающей по
адресу:

Москва, ул. Волгина,
д. 6, кв. 13

Заявление

Прошу сделать мне
фотокопию книги Журавлева В.К. «Русский
язык и русский характер». – М., 2002,
необходимую мне для научной работы.

Дата (подпись)

Обратите внимание!

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Ошибки в употреблении фразеологических оборотов

  • ⇐ Назад
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 678
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • Далее ⇒

1. Искажение состава фразеологизмов в результате лексических подмен. Например: Предложенияфинансового отдела оказались ниже любой критики. Правильный вариант: … ниже всякой критики.

2. Изменение грамматической формы слов, входящих в оборот. Например: Главный инженер покривил в душе. Правильно: покривил душой.

3. Смешение компонентов двух различных фразеологизмов. Например: зачем сыр-бор городить. Правильно: огород городить или сыр-бор разгорелся.

4. Вставка лишнего компонента. Например: Отдать должную дань. Правильно: отдать дань.

5. Стилистическая несовместимость фразеологизма с деловым стилем речи.

Если в художественной литературе и публицистике на первый план выдвигается образность, эмоциональность и оценочность фразеологических оборотов, то в официально-деловом стиле используются устойчивые выражения книжного характера или стилистически нейтральные фразеологизмы, лишенные экспрессивности (оставлять желать лучшего, находиться на уровне…, называть вещи своими именами и т.п.). Не соответствует деловой речи такая, например, фраза: Меньший налог – вот стимул приватизации, и не надо никого через колено ломать.

4.8. Отредактируйте предложения, исключив из них канцеляризмы.

1. В отношении применения этого метода еще стоит большой вопрос. 2. Для ускорения принятия решения предлагаю сделать перерыв. 3. Я не могу съесть эту кашу в полном объеме. 4. С целью создания положительного настроения, можно рекомендовать такое известное средство, как улыбка. 5. Приступать к выполнению упражнения следует только в хорошем настроении, осознавая всю полноту ответственности за полученный результат. 6. В одном доме со мной проживает известный поэт. 7. Моя подруга получила жилплощадь. 8. Мы с женой никогда не конфликтуем. 9. Заводная обезьянка вышла из строя. 10. Я не в курсе этих деталей. 11. В этом районе отвратительные климатические условия. 12. По линии молчаливости взрослые люди тоже часто заходят довольно далеко.

4.9. Устраните стилистический разнобой.

1. То, что мы задумали, я уверен, наведет шорох на конкурирующие фирмы. 2. Давка образовалась из-за толстой женщины, блокировавшей вход. 3. Помню, какие свинарники мы возводили. 4. Я полагаю, что следствием его неверного подхода к формированию правительственной команды является полный раздрай в экономической политике. 5. В течение заседания нам необходимо решить много вопросов, мы стопроцентно на них не ответим. 6. Когда приходишь работать во властные структуры, сознание разворачивается на сто восемьдесят. 7. В результате всем видным политикам пришлось публично высказать свое мнение по поводу «наезда» на премьера.

4.10. Исправьте ошибки, связанные с ненормативным употреблением фразеологических оборотов в деловой речи.

1. Согласно принятому решению, мы выполнили все пункты от «А» до «Б». 2. Социальное страхование в области в настоящий момент находится ниже любой критики. 3. Я бы не стал увязывать эти вопросы так перпендикулярно. 4. Умение смотреть прямо в глаза фактов приходит с опытом. 5. Бригадир давно махнул на те неполадки, которые были обсуждены на собрании. 6. Мастер не раз уверял дирекцию, что сделает все по силе возможности, однако воз и ныне там. 7. Каждый нарушитель должен твердо усвоить, что ему не сойдет даже малейшее отступление от устава и закона. 8. Представители прессы любят всех подводить под ярлык. 9. На страны блока НАТО нельзя смотреть спустя сквозь пальцы. 10. Все это вошло нам в пот и кровь.

4.11. Отредактируйте фразы, объяснив характер ошибок, допущенных в деловой речи.

1. Хотелось бы, чтобы вы поскорее оказали внимание нашей организации. 2. Он попытался предостеречь неверный шаг директора. 3. Я заметил характерную ему ошибку. 4. На встрече присутствовал и представитель с завода. 5. Обработав эти данные, выяснилась полная картина состояния дел. 6. У нас самая дешевая стоимость товаров. 7. Нам не следует нагнетать обстановку. 8. Приведенные сведения в последнем статотчете говорят о том, что проблема еще не решена. 9. Директор не раз отмечал о том, что необходимо соблюдать инструкцию. 10. Все это отрицательно сказывается на работу. 11. Прочитав рекомендованную преподавателем литературу, студентам стали ясны многие сложные вопросы. 12. Гражданка Сидорова Н.Ф. обратилась с заявлением о разводе брака. 13. Колхозники поняли, что, получив больше поросят, растет заработная плата. 14. Споры нередко доходили до прямых оскорблений во лжи. 15. Пишите Ваши инициалы полностью. 16. Эффективность режима экономии во многом зависит от того, насколько лимитируются финансовые расходы. 17. На вверенной Вам территории необходимо еще возвести баню для жителей села. 18. Сообщаем наши реквизиты: Москва, 123298, ул. Народная, 8. 19. Сим письмом извещаем Вас, что вышепоименованный документ приобщаем к делу. 20. Мы рассмотрели вопрос согласно полученного заявления. 21. В обсуждении принял участие заведующий кафедры социологии. 22. Ряд предложений проекта расчетами не подкрепленные. 23. В наше предприятие распределены на работу молодые специалисты выпуска 1999 года. 24. Мы признаем о том, что проект станка неудачный. 25. Зарплата не была выплачена пятьсот сорока двум рабочим. 26. Не откажите нам в любезности и пришлите, если это Вас не затруднит, проект Устава фирмы. 27. Эта проблема с каждым днем ухудшается. 28. Он пытался провозгласить на практике свои идеи. 29. В этом главное место переживаемого момента. 30. Взяв без разрешения это оборудование на складе, у него начались неприятности с начальством. 31. Он отказал мне под благоприятным предлогом. 32. Был провозглашен приговор суда. 33. На заводе возникло нестерпимое положение. 34. Он дал мне взаимообразно… рублей.

4.13. Проанализируйте приведенные ниже ситуации официально-делового общения. Соблюдаются ли в них нормы речевого этикета? Если обнаружите нарушения этих норм, прокомментируйте их и исправьте ошибки.

А. Здравствуйте, Анна Сергеевна!

Вы меня, конечно, помните. Мы встречались с Вами на конференции в Ростове… (из письма)

Б. Профессор выступающему, закончившему чтение доклада:

– Спасибо.

Докладчик – профессору:

– Пожалуйста.

4.14. Познакомьтесь с образцами некоторых служебных документов.

Декану исторического факультета

Ростовского государственного университета

проф. Соколову И.С.

студента II курса дневного отделения

Иванова Сергея Петровича

заявление.

Прошу разрешить мне досрочную сдачу экзаменов в связи с отъездом на международные соревнования по шахматам.

Дата (подпись)

В отдел фотокопий

Государственной библиотеки РФ

от аспирантки Московского

государственного педагогического

университета

Петровой Н.И.,

проживающей по адресу:

Москва, ул. Волгина, д. 6, кв. 13

Заявление

Прошу сделать мне фотокопию книги Журавлева В.К. «Русский язык и русский характер». – М., 2002, необходимую мне для научной работы.

Дата (подпись)

Обратите внимание!

1. Расположение частей заявления:

1) наименование адресата пишется вверху с отступом в треть строки;

2) фамилия, имя и отчество заявителя – под адресатом, с предлогом от или без него;

3) после слова заявление ставится точка, если оно написано со строчной буквы и если нет предлога от (современная норма допускает написание слова заявление и с прописной буквы, в этом случае точка после него не ставится);

4) текст заявления пишется с красной строки;

5) дата ставится слева; подпись – справа.

2. Оформление наименования адресата:

если оно представляет собой название организации, то ставится в винительном падеже; если это название должностного лица – в дательном падеже.

Доверенность

Я, Морозова Лидия Семеновна, доверяю моему мужу Морозову Николаю Ивановичу получить мою зарплату за январь 2004 г.

Дата (подпись)

Подпись Морозовой Л.С. удостоверяется

Дата (подпись)

Расписка

Я, Сидоров Глеб Владимирович, взял у Пенькова Никиты Михайловича пятьдесят тысяч рублей в долг. Обязуюсь вернуть указанную сумму до 30 января 2005 г.

Дата (подпись)

Декану филологического факультета

Тульского государственного университета

Симонову Е.П.

Докладная записка

Довожу до Вашего сведения, что студент 2 курса Шевелев А.С. систематически пропускает занятия по старославянскому языку. Прошу принять меры.

Доцент кафедры русского языка

Веселова О.И.

Декану филологического факультета

Тульского государственного университета

Симонову Е.П.

Объяснительная записка

Представляю письменное объяснение пропусков мною занятий по старославянскому языку: я отсутствовал на занятиях с 12.09 по 04.10 по причине болезни. Справка прилагается.

Дата Студент 2 курса

Шевелев А.С.

4.15. Напишите заявление, используя форму и языковые клише:

а) с просьбой предоставить Вам академический отпуск;

б) с просьбой принять Вас на работу.

4.16. Напишите докладную записку от лица лаборанта кафедры на имя декана факультета о необходимости приобретения канцелярских принадлежностей.

Напишите объяснительную записку на имя декана факультета о несвоевременной явке на занятия в начале учебного года.

4.17. Прочитайте доверенность, написанную К.И. Чуковским в юмористическом ключе. На чем основан юмористический эффект? Напишите доверенность на получение стипендии, используя приведенный ранее образец.

Доверенность

Пусть Воронину Сергею отдадут мою зарплату. Он, как будто, человек честный и, надеюсь, денег моих не растратит.

4.18. Напишите расписку в том, что Вы получили от кого-либо ценные вещи на временное хранение.

4.19. Сравните тексты автобиографии, анкеты и резюме; объясните, чем они отличаются друг от друга. В каких случаях людям приходится писать автобиографию, анкету, резюме?

Автобиография

Я, Алексеев Петр Сергеевич, русский, родился 1 января 1971 в г. Ярославле в семье служащих.

В 1978 г. поступил в среднюю школу № 5 г. Ярославля. В 1980 г. в связи с переездом родителей в г. Ленинград (Санкт-Петербург) продолжил учебу в школе № 38, которую окончил в 1988 г. В этом же году поступил на работу на Ленинградский кораблестроительный завод.

С 1989 по 1991 г. служил в армии в Казахстане. В настоящее время работаю на том же заводе и учусь на вечернем отделении Кораблестроительного института.

Мой отец – Алексеев Сергей Георгиевич, 1945 года рождения, русский, работает учителем средней школы. Моя мать – Алексеева Нина Ивановна, 1949 года рождения, работает библиотекарем.

Моя сестра – Алексеева Ольга Сергеевна, 1977 года рождения, студентка педагогического университета.

Анкета

Вопросы Ответы
1. Фамилия, имя, отчество Волкова Елена Юрьевна
2. Если изменяли фамилию, имя или отчество, укажите, когда и по какой причине Девичья фамилия – Рыжкова, изменила в 1972 г. в связи с замужеством
3. Год, число, месяц и место рождения 1952, 4 февраля, г. Ростов
4. Национальность Русская
5. Социальное происхождение Из семьи служащих
6. Образование и специальность, когда и какое учебное заведение закончили Высшее, филолог, преподаватель русского языка и литературы; закончила в 1976 г. МГУ им. М.В. Ломоносова, филологический факультет
7. Ученая степень, ученое звание Кандидат филологических наук, доцент
8. Имеются ли научные труды, изобретения Имею 15 публикаций
9. Какими иностранными языками владеете и в какой степени Английским (свободно)
10. Были ли Вы за границе, где и когда Куба, 1978-80 гг. преподавала русский язык в Гавайском университете
11. Работа с начала трудовой деятельности  
Месяц и год Должность и учреждение Адрес учреждения
Поступления ухода
08.1976 по настоящее время Преподаватель кафедры русского языка Ростовского государственного университета Ростов, ул. Зорге, 38.
           

РЕЗЮМЕ

Кузина Анна Николаевна

родилась в г. Благовещенске

3 ноября 1978 года

Домашний адрес Адрес университета

Домашний телефон Рабочий телефон / факс

E-mail address

Вакансия: школьный психолог

Сведения об образовании и имеющемся опыте работы:

ЛГУ, 5-й курс, факультет психологии, студентка дневного отделения – сентябрь 1998 – настоящее время.

Средняя школа № 36 – 1985-1995.

Дополнительные сведения

За время учебы в университете средний коэффициент успеваемости составлял 4,5 балла. В 2001 г. принимала участие в Международном студенческом семинаре во Франции, посвященном вопросам реабилитации детей после катастроф. В университете занимаюсь общественной работой: руковожу сбором материальных средств для оказания помощи детским домам. Имею опыт внештатной работы помощника психолога в детском доме № 2.

Пользователь ПЭВМ (свободно владею программами Word 8.0, Excel).

Прочая информация

Интересы, склонности: увлекаюсь чтением художественной литературы, классической музыкой, живописью, театром.

Иная вспомогательная информация: люблю детей, по характеру общительна, открыта, отзывчива, не склонна к конфликтам, терпелива. К порученному делу отношусь ответственно.

29 марта 1999 г. Кузина А.Н.

4.20. Изучите справочные материалы о составлении текста резюме. Подготовьте резюме человека, претендующего на одну из должностей: а) гида-переводчика в летнее время; б) секретаря-референта; в) репетитора по иностранному языку.

Справочные материалы

В последнее время термин ‘резюме’, имеющий значение «краткое изложение сути сказанного, написанного или прочитанного; краткий вывод, заключительный итог чего-либо», стал употребляться и в другом значении – «краткое письменное изложение биографических данных, характеризующих образовательную подготовку, профессиональную деятельность и личные качества человека, претендующего на ту или иную работу, должность».

Главная задача при написании резюме – как можно более выигрышно (и в то же время предельно объективно) представить себя на рынке труда. В отличие от анкеты, которая является стандартным документом, составление текста резюме предполагает творческий подход, несмотря на то, что информация, закладываемая в резюме, обычно подается под стандартными рубриками (см. образец текста резюме в задании 4.19).

Типовое резюме включает:

— персональные данные соискателя (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, семейное положение);

— адреса и телефоны соискателя;

— наименование вакансии, на которую претендует автор резюме;

— основной текст, включающий в себя перечень мест работы и (или) учебы в хронологическом порядке, с указанием полного официального наименования организации, периода времени пребывания в них, наименование занимаемой должности (наименование учебной специальности);

— дополнительные сведения (опыт внештатной работы, общественная деятельность, профессиональная переподготовка);

— прочие сведения (сопутствующие знания и навыки: иностранные языки, заграничные поездки, владение компьютером, вождение автомобиля);

— отличия и награды, ученые степени (раздел не является обязательным);

— интересы, склонности, имеющие отношение к предполагаемой профессиональной деятельности соискателя позиции (раздел не является обязательным);

— иная вспомогательная информация (на усмотрение соискателя);

— рекомендации (если имеются);

— дата написания резюме;

— подпись соискателя.

При составлении резюме необходимо уметь отобрать такую персональную информацию, которая имеет непосредственное отношение к выбранной работе. Это касается и образования, и опыта работы, и личных качеств, и характеристики дополнительных навыков. Так, например, если вакансия – рекламный агент, то необходимыми профессиональными и личностными качествами являются: умение общаться с людьми, находчивость; хорошее знание основ психологии человеческого поведения, интуиция и т.д. Если же вакансия – делопроизводитель, то к необходимым качествам относятся: внимательность, аккуратность в обращении с бумагами, грамотность и т.п.

Обратите внимание на то, что слово резюме при оформлении документа обычно не употребляется в качестве заголовка; вместо него указывают фамилию, имя и отчество, дату и место рождения претендента. Фамилию принято печатать заглавными буквами, чтобы она хорошо читалась.


  • ⇐ Назад
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 678
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • Далее ⇒




triolana

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.
1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.
1. Получив с ворот поворот, фирмач обратился к другим поставщикам. 2. Скрепя душу, мы собрали вещи и тронулись в дорогу. 3. Сыр-бор в основном развернулся из-за закрытия стадиона.

2. Объясните смысл образных выражений.
1. Плясать под чужую дудку. 2. Весы Фемиды. 3. Сизифов труд.

Ответы

Автор ответа: dinasoft





12

1. Чего там есть? Хлеба-то кот наплакал.

2. Коммерческих магазинов сейчас пруд пруди.

3. Тяжелый труд шахтеров раньше времени сведёт их в могилу.

4. Сразу же после приезда Базарова жизнь в имении Кирсановых начала бить ключом.

5. У Плюшкина крестьяне мрут как мухи.

6. Сыр-бор в основном случился/произошёл из-за намерений директора закрыть отдел информатизации.

7. Мне кажется, он оказал вам медвежью услугу.

8. В программировании нельзя торопиться, иначе можно нарубить дров.

Интересные вопросы

IV. Put the words in the right order.
1. year, your, a, last, Did, make, profit, investment
20
2. week, on, is, discount, There, products, all, 10%, a, our, this
3. many, market, There, in, competitors, are, too, this
4. our, have, nearly, We, range, 1000, in, products
5. wrong, The, but, has, invoice, the, prices, goods, correct, the,

Лексические и стилистические ошибки

Практическое занятие № 2

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Редактирование текстов официально-делового стиля

Основу языковых норм официально-деловой речи составляет использование традиционных для официально-делового стиля языковых средств. Правила официально-деловой речи подразумевают также строгое соблюдение стилистических, лексических и грамматических норм русского литературного языка, а также норм правописания.

При подготовке деловых бумаг нередко приходится проводить языковую правку документа, когда необходимо устранить орфографические и пунктуационные ошибки, а также ошибки, связанные с нарушением лексических, стилистические и грамматические норм русского литературного языка.

Лексические и стилистические ошибки

Наиболее частотными в официальных документах являются следующие речевые лексические и стилистические ошибки:

1. Употребление слова без учета его значения. Неправильное использование слов-терминов.

Неправильный вариант: В объектах Российской Федерации комиссии референдума образуются представительными и исполнительными органами государственной власти.

Исправленный вариант: В субъектах Российской Федерации …

ЗАПОМНИТЕ: все термины в официально-деловых документах должны использоваться в точном соответствии с их значением.

2. Неуместное или неоправданное употребление иноязычного слова.

Неправильный вариант: Участники конкурса должны репрезентовать свои материалы к указанному сроку.

Исправленный вариант: Участники конкурса должны предоставить свои материалы …

ЗАПОМНИТЕ: не следует использовать иноязычный термин, если имеется соответствующий ему русский вариант.

3. Неразличение слов-паронимов.

Неправильный вариант: Гарантированный срок — 12 месяцев со дня изготовления.

Исправленный вариант: Гарантийный срок — 12 месяцев со дня изготовления.

4. Ошибки в выборе слова из ряда синонимов.

Неправильный вариант: Ритуал открытия Олимпийских игр должен быть проведен в полном соответствии с Олимпийским кодексом МОК.

Исправленный вариант: Церемония открытия Олимпийских игр …

5. Неправильное или неоправданное употребление архаизмов.

Неправильный вариант: При сем направляем Вам наш последний каталог.

Исправленный вариант: При этом направляем Вам наш последний каталог.

Направляем Вам наш последний каталог.

! Однако некоторые архаичные слова и обороты получили распространение в деловой переписке: каковой (вместо который), вышепоименованный (вместо указанный выше) и др.

6. Нарушение лексической сочетаемости слова.

Неправильный вариант: Вынести благодарность следующим сотрудникам…

Исправленный вариант: Объявить благодарность следующим сотрудникам…

7. Неправильное или неоправданное использование фразеологических оборотов.

Неправильный вариант: Предложения финансового отдела оказались ниже любой критики

Исправленный вариант: Предложения финансового отдела оказались ниже всякой критики

8. Употребление слова без учета его стилистической окраски.

Неправильный вариант: Дело об убиении гражданки Сидоровой Ю.Н.

Исправленный вариант: Дело об убийстве гражданки Сидоровой Ю.Н.

Неправильный вариант: 25.02.98 около половины десятого вечера возле дома № 3 по ул. Садовой неизвестный молодой человек стащил у меня сумку с документами.

Исправленный вариант: … украл

ЗАПОМНИТЕ: В официальных документах недопустимо использование слов, форм слов, словосочетаний и предложений с функционально-стилистической окраской разговорной речи, просторечия, жаргона, диалекта, а также языковых средств с экспрессивно-стилистической окраской.

! Специфические профессионализмы — разговорные наименования того или иного явления нужно отличать от книжно-письменной лексики:

Профессионализмы Книжная лексика
расходник платежка безнал (по безналу) нал оперативка кадровик оптовик расходный ордер платежное поручение безналичный расчет наличные деньги оперативное совещание работник отдела кадров оптовый покупатель

Подобная профессиональная лексика, уместная в неофициальной обстановке делового общения, абсолютно недопустима в языке документов.

9. Тавтология и плеоназм.

Тавтология — повторение однокоренных слов. Плеоназм — употребление в речи близких по смыслу и потому логически излишних слов.

Неправильный вариант: Прошу оказать материальную помощь ввиду отсутствия материальных средств.

Исправленный вариант: Прошу оказать материальную помощь в связи с тяжелым финансовым положением.

Неправильный вариант: Ему были нанесены тяжкие телесные повреждения посредством побоев.

Исправленный вариант: Ему были нанесены тяжкие телесные повреждения.

Упр. 1. Прочитайте предложения, взятые из деловых бумаг. Найдите лексические ошибки, определите их характер и исправьте их.

1. Гражданка Сидорова Н.Ф. обратилась с заявлением о разводе брака.

2. Споры нередко доходили до прямых оскорблений во лжи.

3. Пишите Ваши инициалы полностью.

4. Эффективность режима экономии во многом зависит от того, насколько лимитируются финансовые расходы.

5. На вверенной Вам территории необходимо еще возвести баню для жителей села.

6. Сообщаем наши реквизиты: Москва, 123298. Ул. Народного Ополчения.

Упр. 2.Прочитайте языковые обороты, взятые из деловой корреспонденции. Предложите более короткую запись этих оборотов без потери информативности.

Абсолютно новый документ, собранные вместе материалы, продолжающиеся далее инциденты, сотрудничать вместе с Вами; каждый в отдельности считает, что. ; приложенное при этом заявление; точно совпадающие данные; повторите снова Ваше предложение; все еще остается не решенным; я прошу Вас.

Упр. 3. Замените архаичные слова и обороты, встречающиеся в деловых бумагах, на современные.

Каковой; вышепоименованный; на предмет; при сем прошу не отказать; вверенный Вам отдел; сим отношением; уведомляем Вас.

Упр. 4. Прочитайте предложения, взятые из деловых бумаг. Найдите слова, искажающие смысл фразы. Определите характер ошибок и исправьте их.

1. Придется еще раз обсчитать все данные.

2. Осталось затвердить это на собрании.

3. Он отказал мне под благоприятным предлогом.

4. Был провозглашен приговор суда.

5. Это достигалось самыми неугодными средствами.

6. Он дал мне взаимообразно 5000 рублей.

7. На заводе возникло нестерпимое положение.

8. Прошу срочно оформить командированное удостоверение нашему сотруднику Грязнову Е.Д., командировочному в г. Москву.

Упр. 5. Прочитайте предложения, взятые из различных документов. Найдите ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов, и исправьте их.

1. Пришлось ознакомиться с выводами комиссии, проведенной год назад.

2. Эта проблема с каждым днем ухудшается.

3. В этом главное место переживаемого момента.

4. Он пытался провозгласить на практике свои идеи.

5. Коллектив завода принял обязательство ускорить выпуск новой модели.

6. К заявлению присоединяется медицинское заключение о состоянии здоровья.

7. Платеж должен быть сделан через банк страны экспортера.

8. Просим восполнить убытки в размере 42 тыс. рублей.

Упр. 6. В данных предложениях найдите фразеологические обороты. Отметьте случаи ненормативного или ошибочного употребления фразеологизмов. Объясните характер допущенных ошибок.

1. Социальное страхование в области в настоящий момент находится ниже любой критики. 2. Комиссия отмечает, что положение на строительстве чревато и нуждается в немедленном вмешательстве вышестоящих органов. 3. Умение смотреть прямо в глаза фактов приходит с опытом, с уверенностью в своих силах. 4. Бригадир давно махнул на те досадные неполадки, о которых говорили на собрании. 5. Мастер не раз уверял собрание, что сделает все по силе возможности, однако порядки остались прежними. 6. Каждый нарушитель должен твердо усвоить, что ему не сойдет даже малейшее отступление от устава и закона. 7. Такой руководитель любого саботажника подведет под ярлык. 8. Ему пришлось проглотить эту горькую пилюлю.

Упр. 7. Исправьте стилистические ошибки в предложениях, взятых из деловых текстов.

1. По причине непредвиденных обстоятельств нам срочно требуется поставка нового оборудования.

2.Обвиняемый, наверняка, будет приговорен к 5 годам лишения свободы.

3.Это может нам отбить охоту размещать в дальнейшем заказы на таких условиях.

4.Обшарив место преступления, старший инспектор уголовного розыска Беляев обнаружил орудие убийства.

Упр. 8. Найдите ошибки, связанные с многословием, определите их вид и исправьте предложения.

1. О моей автобиографии я уже рассказывал во вступительной статье. 2.Больной был немедленно госпитализирован в больницу. 3. Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству. 4.. К концу соревнований в более лучшем положении оказалась команда “Стрела”.5. Судя по тем находкам, которые они нашли, уже есть веские доказательства в пользу этой гипотезы. 6. После первого дебюта в одном известном фильме молодая актриса стала получать предложения сниматься за границей. 7.. Сверх плана торгующими организациями было сдано много сверхплановой продукции. 8. На производстве следует беречь каждую минуту времени. 9. Продолжительность процесса плавки длится несколько часов. 10. Были бы Вам признательны, если бы Вы прислали нам текущий прейскурант цен. 11. Мы интересуемся, можете ли Вы назвать на адрес другого поставщика, или, в случае невозможности, сможете ли Вы проинформировать о Вашей возможности поставить нам товар напрямую.

Грамматические ошибки

1. Ошибки при склонении фамилий.

ЗАПОМНИТЕ: Русские и иноязычные фамилии на согласный звук склоняются, если относятся к мужчинам, и не склоняются, если относятся к женщинам; ср.: студенту Щербаку — студентке Щербак, у Адама Мицкевича—у Марии Мицкевич. Однако если фамилия созвучна с названием животного или предмета неодушевленного (Дрозд, Камень), правило часто не соблюдается, так как при склонении подобных фамилий получаются непривычные сочетания: «у господина Дрозда», «к гражданину Камню». В этих случаях сохраняют фамилию в начальной форме (руководство практикой студентов поручено преподавателю Ивану Сергеевичу Жук)

ЗАПОМНИТЕ: Не склоняются фамилии славянского происхождения на –а, -о (Ковба, Лучко, Гречко); -аго, -яго, -ых, -их, -ово, -ко (-енко) (Дурново, Долгих, Давиденко).

2. Ошибки при употреблении количественных имен числительных.

ЗАПОМНИТЕ: Склоняются все количественные числительные; при склонении количественных числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 изменяются обе части. Несклонение или неполное склонение сложных и составных числительных является нарушением норм современного литературного языка.

Неправильный вариант: В ходе боев погибло до триста восемьдесят человек.

Исправленный вариант: В ходе боев погибло до трехсот восьмидесяти человек.

Нередко вызывает затруднения склонение сложных слов, которые все активнее проникают в деловую речь.

ЗАПОМНИТЕ: 1. Склоняются обе части слова, если они обозначают рабочие профессии: токарь-карусельщик, токаря-карусельщика; летчик-испытатель, летчика-испытателя.

2. В других случаях склоняются обе части слова, если они выражены склоняемыми частями: по счету-фактуре; из письма-запроса; от фирмы-партнера по телексу-предложению.

Склоняется только вторая часть сложных слов, если первая часть сложного слова — неизменяемое слово: по соло-векселю; жиро-чека.

Склоняется только вторая часть сложных слов, если первая часть сложного слова — иностранное слово, недавно вошедшее в состав русской лексики: из шоп-тура, по таймшиту, о бизнес-центре.

3. Нарушение согласования между словами.

ЗАПОМНИТЕ: Согласование со сложносокращенными словами ведется в соответствии с их родом. Род сложносокращенных существительных (буквенных и звуковых аббревиатур), как правило, определяется по главному слову. Например: ТЮЗ (Театр юного зрителя) закрыт, РАН (Российская академия наук) объявила конкурс.

ЗАПОМНИТЕ: Согласование с сочетанием сущ.+ приложение ведется по главному слову, которое, как правило, стоит на первом месте). Например: наш счет-фактура, новая фирма-поставщик.

4. Неправильное употребление падежных форм существительных и местоимений.

благодаря чему? (дат. падеж)

Неправильный вариант: Согласно настоящего договора мы имеем право на скидку с фактурной стоимости.

Исправленный вариант: Согласно настоящему договору

Предлог благодаря, не потерявший еще своего первоначального лексического значения, следует употреблять в тех случаях, когда речь идет о причинах, вызывающих желательный результат

начальник чего? (род.п.)

Неправильный вариант: Заведующий кафедры физики твердых тел проводит консультации в понедельник с 14 ч. до 17 ч.

Исправленный вариант: Заведующий кафедрой физики твердых тел …

ЗАПОМНИТЕ: говорить, докладывать о чем?

отметить, обнаружить что?

Неправильный вариант: Члены избирательной комиссии указали о некоторых недостатках проведения голосования на некоторых избирательных участках.

Исправленный вариант: Члены избирательной комиссии указали на некоторые недостатки проведения голосования ….

ЗАПОМНИТЕ: Предложные сочетания с временным значением — «после чего-нибудь» (род. п.) — пишутся на конце с и: по окончании школы, по истечении срока договора, по прибытии делегации, по возвращении из командировки, — если в их состав входит предлог «по».

Предложные сочетания с временным значением, начинающиеся с предлога «до» имеют на конце -я (род. п.): до истечения пятидневного срока, до принятия решения, до завершения срока реконструкции.

5. Нарушение правил употребления деепричастных оборотов.

ЗАПОМНИТЕ: действия, выраженные в предложении деепричастным оборотом и сказуемым, должны осуществляться одним и тем же лицом или относиться к одному лицу. В связи с этим нельзя использовать деепричастие и деепричастный оборот в следующих случаях:

1) если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам;

2) если в безличном предложении имеется логическое подлежащее (предмет мысли);

3) если предложение выражено страдательной конструкцией.

Неправильный вариант: Ознакомившись с положением дел на заводе, комиссией были изменены нормы и расценки.

Исправленный вариант: После ознакомления с положением дел на заводе комиссией были изменены нормы и расценки.

6. Нарушение порядка слов в предложении.

Неправильный вариант: Возобновление игры производится после остановки ударом по мячу по команде судьи.

Исправленный вариант: Возобновление игры после ее остановки производится по команде судьи ударом по мячу.

Упр. 9. Оформите вступительную часть заявления: от кого и кому оно адресовано.

1. От кого подано заявление?

(Иван Семаго, Булат Окуджава, Степан Лемех, Николай Гусь, Михаил Романенко, Петр Горло).

2. Кому адресовано заявление?

(Наталья Хромых, Елена Венда, Ирина Данкевич, Светлана Карась, Лариса Петрушенко, Нина Коромысло).

Упр. 10. Правильно прочитайте числительные, а затем запишите их.

1. Покупатель запрашивает ООО «Авиаэкспорт» о возможности поставки 5 самолетов и 12 вертолетов.

2. Сыры будут отгружены в течение марта и апреля с.г. 2 равными партиями.

3. Вы сообщили нам о возможности поставки 50000 тонн каменного угля.

4. Просим рассмотреть наше предложение и подтвердить его в течение 15 дней от даты этого письма.

5. Стоимость поврежденного товара составляет 563 785 руб.

6. Благодарим Вас за предложение на поставку 4 тыс. метров шерстяных тканей и 1,5 тыс. метров шелковых тканей.

7. В связи с изложенным убедительно просим Вас возместить понесенные нами убытки в размере 1 865 243 руб.

8. Ожидается прибытие самолета с 387 пассажирами на борту.

9. Депутат встретился с 645 рабочими завода.

Упр. 11. Выберите определение «наш», «наша» или «наше» к следующим именам существительным, имеющим при себе приложение.

Счет-фактура, письмо-запрос, предприятие-изготовитель, телекс-просьба, счет-проформа, фабрика-поставщик, фирма-партнер, телекс-предложение, письмо-рекламация, акт-извещение, предприятие-потребитель, агент-фирма.

Упр. 12. Поставьте слова в нужном падеже. Вставьте пропущенные буквы.

Согласно Ваш… просьб… высылаем Вам инструкцию по эксплуатации машин последней модели. 2. Сообщаем, что мы можем поставить необходимую Вам линию сельскохозяйственных машин в 3 квартале с.г. согласно прилагаем… спецификаци…3. Согласно наш… договоренност… товары должны быть отгружены не позднее 15 ноября с.г. 4. Согласно контракт… № 4 мы имеем право на скидку с фактурной стоимости. 6. Благодаря своевременн…. вмешательств… специалистов положение на фирме было выправлено. 7. Предоставить Сергеевой внеочередной незапланированный отпуск согласно личн… заявлени…. 8. Объем продаж будет увеличен благодаря использован… PR-технологий. 9. Вопреки расчет… западных инвесторов цены на сырье не изменились. 10. Ответственность за сохранность химических препаратов несет заведующий лаборатор….

Упр. 13. Употребите правильные предложно-падежные формы с предлогом О или без него.

1. Ваша анкета и рекомендация показывают …, что Вы обладаете теми качествами, которые нам необходимы. 2. Мы узнали, что у Вас возникли трудности с принятием решения … поставк… нам труб. 3. На заседании жилищного комитета рассматривался вопрос …предоставлени…квартир молодым семьям. 4. Нет сомнений, что произошла ошибка и что ежеквартальные платежи будут осуществляться своевременно.

Упр. 14. Прочитайте предложения, найдите в них ошибки. Объясните характер допущенных ошибок и исправьте их

1. Мы рассмотрели вопрос согласно полученного заявления. 2. В обсуждении принял участие заведующий кафедры социологии. 3. Ряд предложений проекта расчетами не подкрепленные. 4. В 2017 году на предприятие были приняты двадцать один специалист. 5. В наше предприятие распределены на работу молодые специалисты выпуска 1997 года. 6. В связи с предварительной договоренностью высылаем Вам необходимые документы. 7. Мы признаем о том, что проект станка неудачный. 8. Институт ходатайствует о постоянной прописке в Москве сотруднику Петлак А.И. 9. Взяв без разрешения это оборудование на складе, у него начались неприятности с начальством. 10. Зарплата не была выплачена пятистам сорок двум рабочим.

Вопросы по теме:

1. Перечислите основные виды ошибок, встречающихся в деловой речи.

2. Какие лексические ошибки в официально-деловом стиле являются наиболее частотными?

3. Расскажите о нарушениях языковых и этических норм в официально-деловом стиле.

Домашнее задание. В следующих предложениях найдите и исправьте ошибки, связанные с нарушением языковых норм официально-деловой речи.

1. Дочерними предприятиями задолженность по зарплате сотрудникам оплачивается самостоятельно.

2. Надеемся на дальнейшее совместное сотрудничество с Вами.

3. Гарантируя полную и своевременную оплату заказа, нами получено разрешение треста на авансирование исследовательских работ.

4. Прошу заплатить мне расходы по командировке.

5. ГСМ было доставлено в сроки, указанные в контракте.

6. Расширился бюджет центра, что позволяет привлечь к участию в конкурсах больше участников.

7. Цена комплекта запасных частей согласно прилагаемого списка составляет 50 тыс. руб.

8. Денежный вклад в размере девятьсот пятьдесят семи рублей переведен на имя Супрун М.В.

9. Полные детали моей карьеры изложены в прилагаемой анкете.

10. Рабочие, что допустили брак, получили выговор.

Типы и виды речевых ошибок в русском языке: примеры и исправления

Речевые ошибки случаются у каждого, если не во взрослом, то в детском возрасте. Возникают они, когда не соблюдаются лексические, либо стилистические языковые нормы.

Это отдельная категория наряду с грамматическими, этическими, орфографическими, логическими, фактическими, пунктуационными ошибками русского языка.

О том, какие бывают речевые ошибки, как их не допускать в своей речи, мы и поговорим.

Что такое речевая ошибка

Речевая ошибка — это неправильное употребление слов. В отличие, например, от грамматической, ее можно увидеть только в контексте.

Ошибки делают нашу речь неточной, некрасивой и даже непонятной.

Это может быть неправильное применение синонимов, антонимов, омонимов, неудачное употребление выразительных средств, неуместное использование диалектизмов, жаргонизмов, а также плеоназм (наличие в высказывании слов, имеющих одно и то же значение) и тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов).

Для наглядности классификация речевых ошибок по видам, с примерами и исправлениями, представлена в таблице:

Вот еще показательные примеры предложений с речевыми ошибками:

  • Ему захотелось заглянуть на небо (неразличение оттенков значения слова, вносимых приставкой или суффиксом, правильно-взглянуть).
  • Мы назначили встречу после дождичка в четверг (искажение образного значения фразеологизма в неудачно сформулированном контексте).
  • Прозвучал не грустный, но и не минорный мотив (неверное построение антитезы и выбор антонимов).
  • В этом пространстве располагался офис (ошибочный выбор синонима, правильно-помещение).
  • Этот писатель написал много замечательных рассказов (тавтология — повторение близких по смыслу слов).
  • Дождь шел всю ночь. Дождь даже не собирался заканчиваться (неоправданные повторения слова).
  • Когда я вышел на улицу, то встретил своих друзей. Когда мы поболтали, я пошел в школу (однообразие в составлении предложений).

Если умные взрослые способны контролировать свою речь, то у детей это процесс иного рода. Богатый русский язык дает широкий простор для неуемной детской фантазии и творчества.

Детское словотворчество, результат которого хоть и не соответствует языковым нормам, но в полной мере раскрывает, по словам К. И. Чуковского, творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку.

Особенно часто речевые ошибки можно встретить у младших школьников. Окунаясь с головой в процесс познания, они допускают их, не задумываясь, на ходу исправляют, совершают новые и так постигают все премудрости родного языка.

Самые распространенные у них ошибки в речи — это:

  • неправильное склонение по падежам (исполнение мечт);
  • неверное употребление слов во множественном или единственном числе (одна качель);
  • произвольное словообразование (дватый вместо второй);
  • неточное использование предлогов (ходили в концерт).

В целом, допускаемые учащимися речевые ошибки можно подразделить на типы: лексико — стилистические, морфолого — стилистические, синтаксисо — стилистические.

Лексико-стилистические ошибки

К ним относятся повторения слов, употребление их в неточном значении, использование просторечий. Например:

  • Ежик смешно пыхтел. Витя налил ежику молока. В комнату забежала собака, и ежик свернулся клубком.
  • Мама одела плащ и пошла на работу.
  • Полкан плелся взади.

Морфолого-стилистические ошибки

В этой группе — неправильно образованные слова. Например:

  • он хотит;
  • это ихний;
  • работают малярщики;
  • идут трудящие;
  • крыша текет;
  • много делов.

Синтаксисо-стилистические ошибки

Эти ошибки встречаются в словосочетаниях и предложениях из-за перестановки слов, несогласованности между словами, неправильных границ, неверного употребления местоимения. Например:

  • Только под ногами шелестела листва.
  • Вся компания дружно встретили Новый Год.
  • Когда ребята пришли к реке. Там было много народу.
  • Папа, когда пришел домой, он был очень уставшим.

Причины речевых ошибок

Почему мы совершаем ошибки в своей речи?

Причинами речевых ошибок принято считать:

  • влияние среды;
  • низкий уровень речевых навыков;
  • индивидуальные особенности речи.

Речь окружающих оказывает влияние и на нашу речь. Это может быть диалектная, просторечная лексика (одежа, скипятить, послабже), а также не всегда соответствующая нормам литературного языка речь средств массовой информации.

Неправильное употребление лексических средств выразительности, непонимание значения употребляемых слов, склонение несклоняемых существительных и неверное согласование с ними прилагательных, ошибки типа “масло масляное”, несочетаемые слова — все это говорит о невысоком уровне речевых навыков.

Индивидуальные особенности речи, связанные с отклонением от норм литературного словоупотребления, могут выражаться в неуместном повторении какого-либо слова или выражения, склонности к использованию иностранных слов в разговоре, постоянном проглатывании слов в предложениях.

Как избежать ошибок в речи

Чтобы ваша речь не резала слух окружающим, попробуйте следующее:

  1. Изучите разные виды речевых ошибок и постарайтесь от них избавиться.
  2. Если у вас есть сомнение в правильности того или иного высказывания, лучше переформулируйте его.
  3. Если вам предстоит речь перед аудиторией, уточните все сомнительные моменты с помощью словарей, толкового, орфоэпического, сочетаемости слов русского языка, антонимов, синонимов, омонимов, иностранных слов и др.
  4. Больше читайте художественную литературу.
  5. Общайтесь с образованными людьми, культуре речи которых можно поучиться.

А самое главное — не оставайтесь равнодушными к качеству своей речи, меняйтесь, стремитесь к лучшему.

Так ли важно соблюдать культуру речи

Небрежная речь, изобилующая ошибками, как и неряшливость в одежде, производит неблагоприятное впечатление. Согласитесь, что человеку с такими качествами, трудно избегать помех в общении, выстраивать гармоничные отношения с окружающими.

И, напротив, овладение культурой речи позволяет повысить уровень любой сферы жизни, будь то карьера, семья или саморазвитие. Через речь проявляются культивируемые человеком ценности: нравственные, научные, философские.

Услышав, как человек говорит, можно сразу понять, с кем имеешь дело. Уважение к себе и к окружающим — это тоже о культуре речи.

Как говорит! Хотите слышать такое в свой адрес? Работайте над ошибками. 🙂

Стилистические ошибки: виды и примеры

Стилистическая ошибка – это употребление слов, словосочетаний, конструкций, неуместных в данном стиле, нарушение требований точности, ясности, краткости, выразительности высказывания. В данной статье мы на примерах разберем распространенные виды стилистических ошибок и рассмотрим, как их исправить.

27 распространенных видов стилистических ошибок

Вид ошибки Пример стилистической ошибки Исправление ошибки
1 Нарушение сочетаемости Улучшить уровень Повысить уровень
2 Неправильный выбор паронима Одеть шапку Надеть шапку
3 Тавтология В книге записей записано. В книге записей отмечено.
4 Смешение прямой и косвенной речи Мальчик сказал, что я пойду играть в футбол Мальчик сказал, что пойдет играть в футбол
5 Нарушение устойчивого словосочетания У палки есть два конца Палка о двух концах
6 Лексическая избыточность (плеоназм) Управленческий менеджмент Использовать либо «управление», либо «менеджмент»
7 Лексическая недостаточность Поставьте прививки минимум за 10 дней до участия в выставке Поставьте животному прививки минимум за 10 дней до участия в выставке
8 Повторы слов Кот – это домашнее животное. Коты любят мясо и молоко. В деревнях коты ловят мышей. Домашние коты преданны своим хозяевам Кот – это домашнее животное. Эти маленькие хищники любят мясо и молоко. В деревнях зверьки ловят мышей. Домашние Барсики и Муськи преданны своим хозяевам
9 Неоправданное употребление синонимов Прославленный памятник Чижику-Пыжику снова украли Известный памятник Чижику-Пыжику снова украли
10 Неоправданное употребление омонимов Рядом с домом была лавка. (Скамейка или магазинчкик?) Рядом с домом была лавка старьевщика.
11 Речевые штампы Более 20 лет наша компания занимается добычей черного золота Более 20 лет наша компания занимается добычей нефти
12 Канцеляризмы Жильцами дома были приняты самостоятельные меры по уборке снега во дворе Жильцы дома сами почистили снег во дворе
13 Смешение стилей Читатель оставил к статье свинский комментарий Читатель оставил к статье оскорбительный комментарий
14 Употребление устаревших слов Нужно бдеть о безопасности работы Нужно заботиться о безопасности работы
15 Нарушение согласования в падеже между однородными членами и обобщающим словом Мама за лето сварила варенье из разных ягод: земляника, клубника, малина, вишня Мама за лето сварила варенье из разных ягод: земляники, клубники, малины, вишни
16 Ошибки в грамматической координации главных членов предложения Более 10 000 автомобилей сданы по программе утилизации Более 10 000 автомобилей сдано по программе утилизации
17 Ошибки в согласовании определений и приложений В углу стоял диван-кровать, застеленная покрывалом В углу стоял диван-кровать, застеленный покрывалом
18 Неправильный выбор формы управления Помимо музыкальных композиций, вы увидите танцевальные номера Вы увидите музыкальные и танцевальные номера
19 Использование в качестве однородных различных синтаксических элементов Он шел мимо парохода, сияющего огнями и который отчаливал от берега Он шел мимо парохода, сияющего огнями и отчаливающего от берега
20 Смешение времен в причастиях Он основал компанию, занимающуюся торговлей Он основал компанию, занимавшуюся торговлей
21 Неверное использование деепричастного оборота Вытянув экзаменационный билет, мне стало плохо Вытянув экзаменационный билет, я почувствовал себя плохо
22 Нарушение порядка слов в предложении Важный гость в мероприятии обязательно примет участие Важный гость обязательно примет участие в мероприятии
23 Нанизывание падежей Для решения задачи повышения уровня квалификации сотрудников. Чтобы повысить квалификацию сотрудников.
24 Пропуск предлога Я мечтаю съездить в Париж, Рим, Кубу Я мечтаю съездить в Париж, Рим, на Кубу
25 Разрыв предложно-падежных сочетаний Украшение не шло к и так роскошному наряду Украшение не шло к наряду, и так роскошному
26 Соединение в одном ряду родовых и видовых понятий В саду росли деревья, цветы, розы, пионы В саду росли цветы и деревья

Или: в саду росли розы, пионы, липы27Избыток придаточных предложенийОн пришел в дом, где часто бывал в юности, когда там собирались начинающие поэты, где впервые побывал на балу.Он пришел в дом, где часто бывал в юности. Тогда там собирались начинающие поэты. В этом доме он впервые побывал на балу.

Мы рассмотрели примеры стилистических ошибок. Как видите, видов ошибок много – запомнить их все довольно сложно. Но есть работающий способ избегать ошибок. Секрет банален – пишите проще:

  • Используйте только те слова, в значении которых вы уверены.
  • Не применяйте фразеологизмы, пословицы и т.д. Они редко уместны. Умелое использование крылатых выражений требует мастерства.

Используйте простые предложения. Избегайте сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов.

источники:

http://kakgovorit.ru/rechevye-oshibki

http://www.kadrof.ru/mk/20894

Like this post? Please share to your friends:
  • Зачем скидывать ошибки на авто
  • Зачем сбрасывать ошибки на авто
  • Зачем произошла ошибка
  • Зачем нужны робастные ошибки
  • Зачем нужно совершать ошибки