Задания для работы над ошибками

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ВО ВРЕМЯ ГРУППОВЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В ШКОЛЕ И ДОМА

Руководствуясь критериями оценивания, учитель, проверяя тетрадь ученика, подчёркивает ошибку (неправильно написанную букву, соединение) или отмечает на полях, что в данном слове или на данной строчке есть ошибка. Ученик обязан исправить допущенную ошибку, но это лишь первый этап. Вслед за ним должна последовать систематическая, кропотливая работа учителя и учащегося над устранением каждой ошибки.

Успех при этом зависит от того, насколько работа учителя и учащегося является систематической и продуманной, какие интерактивные методы, приёмы использует учитель в приобщении детей к работе над ошибками , насколько активно участвуют в этой работе учащиеся.

Обязательным условием предупреждения повторения ошибок является осознание их учащимися, анализ, проводимый в классе под руководством учителя, совместная работа в группе ( взаимообучение), работа учащихся над этими ошибками дома.

Анализу ошибок и работу над ними можно отводить отдельный урок (после контрольной работы), небольшую часть урока, индивидуальные и групповые занятия. Учитель, делая анализ ошибок, отмечает;

-общее количество ошибок, стало ли их меньше в сравнении с последней работой;

фамилии детей у кого ошибок стало меньше или вообще нет (создание ситуации успеха);

типичные и наиболее распространённые ошибки и особенно выделяет среди них ошибки на только что пройденное правило;

-предлагает детям высказать свои предположения, почему появились эти ошибки и подумать о путях и способах их устранения.

Для успешной работы над ошибками каждый ученик должен овладеть алгоритмом работы над данной орфограммой, пунктограммой, каллиграфической ошибкой. Алгоритм составляется и вводится в работу, по мере изучения графического образа буквы, соединения букв, орфограммы, пунктограммы, под руководством учителя при участии детей.

Он оформляется в виде:

опоры (см. приложение №1) для общего пользования, -памятки (см. приложение №2) для индивидуальной подробной работы с данной орфограммой на уроке, во время групповых и индивидуальных занятий;

Орфограмма кодируется (№ пп )для удобства расположения в памятках и работе с ними (см. приложение №3), заносится в таблицу «Проработка ошибок и неточностей» (у каждого личная)для домашнего применения (см. приложение №4).

Для постоянного пользования (напоминания) в классе есть таблица «Учись работать над ошибками» (см. приложение №5).

Можно организовать работу над ошибками в группе. Группы «соберутся» по принципу наличия одинаковой ( на одно правило) ошибки. Каждая группа соблюдает правила работы в группе ( см. приложение №6). Происходит взаимообучение, контроль. Группы составляют, подбирают другой группе задания на определённую орфограмму. Проводится соревнование «Чьё задание будет самое интересное». Трудные для запоминания слова можно нарисовать в оригинальном виде (построить ассоциативный куст) и повесить на стену для запоминания, а потом перед диктантом в торжественной обстановке снять (игра «Стена»)

Учитель готовит на каждую орфограмму серию карточек. Ученик по желанию может выбрать себе карточку для индивидуальной (в классе) и домашней работы.

Использование интерактивных приёмов обучения на уроках русского языка предполагает: -творческие задания; -создание ситуации успеха;

-использование приёма самооценки и взаимооценки; -строительство ассоциативного куста; -обучение в игре; -проблемные задания; -работу в малых группах, в парах;

Использование интерактивных приёмов создаёт комфортные условия обучения, при которых каждый ученик чувствует свою успешность, интеллектуальные способности. Учащиеся учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать обдуманные решения.

Упражнения- пятиминутки по предупреждению ошибок

Предупреждение ошибок желательно проводить на каждом уроке, так как это помогает добиваться прочной грамотности. Упражнения могут быть разнообразными по форме ( устные и письменные ), по содержанию. Желательно письменные упражнения соединять с устными.

Устные упражнения помогают тренировать учащихся в правильном, литературном произношении слов. Письменные упражнения — вырабатывать умения правильно писать слова на те орфографические правила, которые дети ещё не изучали, но на которые часто встречаются слова в устной и письменной речи. Можно использовать следующие упражнения.

1. « Картинный диктант»

Проговорить и записать( или выбрать из нескольких предложенных названий) название предмета, изображённого на рисунке. Следует подбирать рисунки с изображением таких предметов, название которых дети искажают при произношении и письме, или на определённую орфограмму, или на регулярно повторяющуюся ошибку.

2. Игра « Вопрос — ответ»

Учитель (ребёнок при работе в парах) задаёт вопросы. Дети (устно или письменно) отвечают на них. Вопросы носят познавательный характер. Ответы на них содержат слова, произношение и написание, которых следует отрабатывать.

3. Игра «Пишу не так как слышу»

Из данных слов выписать те, написание которых не соответствует

произношению.

Например: молоко, парта, мороз, книга, полёт, дуб и другие.

4 .Игра « Загадка — отгадка»

Один загадывает ( читает или придумывает ) загадку, другой пишет слово-отгадку , рядом пишет проверочное слово.

5. Игра « Заполни окошки»

Детям предлагается вставить пропущенные буквы. Если сомневаешься, «возьми помощь соседа (друга)».

6. Упражнения, которые можно условно назвать «За чистоту языка».
Списать слова трудные для произношения и правописания, поставить в них
ударение, составить с ними словосочетание, предложение.

Например: электростанция, пароход и другие.

7. Упражнения, развивающие моторную и зрительную память.
Письмо по памяти заученных слов, стихотворений, текстов с
использованием метода ярких ассоциаций.

Например: кАпуста — зАяц

I

8. Комментированное письмо

Ученики дают необходимые пояснения непосредственно в процессе письма.

9. Диктант «Предупреди ошибку».

Учащийся объясняет (устно) трудное с точки зрения правописания слово до записи.

10. Диктант « Объясни, почему так».

Ученик сначала записывает, а потом объясняет, почему он принял такое решение.

11. «Диктант с обоснованием»

Ребёнок сначала даёт письменное объяснение написания диктуемого слова, а затем записывает само слово.

12. Диктант « Проверяю себя».

В процессе записи текста дети подчёркивают или пропускают все те орфограммы, в написании которых они сомневаются, чтобы потом спросить у учителя или друга при работе в парах. Причём количество пропусков или исправлений на оценку не влияет.

13. Упражнения в составлении предложений и связной речи: -составление предложений по вопросам; -распространение предложений с помощью вопросов; -соединение двух- трёх предложений в одно или с однородными членами;

-выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах; -построение предложения заданной конструкции; -составления предложения по данной синтаксической схеме; -редактирование предложений или их групп, содержащих речевые ошибки или недочёты;

-составление предложений по сюжетной или предметной картинке; -составление предложений на определённую тему или по узкой теме;

-развёрнутые ответы на вопросы; -мини — сочинения, изложения.

14. Использование алгоритмов при простом и осложнённом списывании. Подробно о списывании будет рассказано дальше.

15 Игра «Ловушка» Умышленное ошибочное письмо (какография), которое предлагается ученику с целью нахождения и исправления ошибок. Ученик находит и исправляет «ошибки» учителя (товарища, если игра проходит в группе), а это уже «педагогика сотрудничества».

Орфограмма № 1 БОЛЬШАЯ БУКВА

1. Вспомни:

hello_html_m17a2a67a.png

Ставится буква у строчки вначале, чтобы начало все замечали .

Имя, фамилия пишутся с нею. чтобы заметней им быть и виднее. Чтобы звучали и громко, и гордо

имя твоё, имя улицы , города. Буква большая — совсем не пустяк:

в букве большой уважения знак. ( Е. Измайлов )

  1. Выпиши правильно всё предложение ( слово ).

  2. Подчеркни заглавную букву.

  3. Запиши одно предложение ( 3 слова ) на данное правило.

Примеры можешь выбрать из любого текста^ из любимой

книги, из памятки:

города: Киев, Луганск, Симферополь, Донецк, Джанкой,

Москва, Львов, Ялта. Одесса, Харьков и

другие;

улицы: Садовая, Весенняя, Майская, Центральная,

Шоссейная и другие;

реки: Днепр. Дон. Днестр. Джур — Джур. Салгир и другие.

сёла: Малореченское, Генеральское, Солнечногорское,

Рыбачье, Партенит, Морское и другие;

имена: Таня, Валя ,Алексей, Илюшенька, Оленька, Ильяс,

Иван .Арзы, Максимка. Зейнеп, Александра и другие;

отчества: Ивановна, Петрович. Нузгентовна и другие;

фамилии: Ч ел пух, Иванова, Сидорова и другие;

клички животных: Дружок, Мурка. Барсик ,Рекс, Кеша,

Бурёнка и другие.

  1. Проверь свою работу.

  2. Скажи себе « Я всё запомнил. Я буду стараться писать
    грамотно и у меня обязательно получится.»

Орфограмма №2

проверяемый безударный гласный в корне слова

1 Вспомни:

hello_html_m1258f926.png

Безударный хитрый гласный: слышим мы его прекрасно. А в письме какая буква? Здесь поможет нам наука: Гласный ставь под ударенье, чтоб развеять все сомненья!

  1. Прочитай правильно слово.

  2. Найди в слове корень. Поставь ударение.

  3. Есть ли в слове безударный гласный ?

  4. Измени слово или подбери родственное.

  5. Сравни проверяемое и проверочное слово.

  6. Скажи какую букву писать в корне.

  7. Проговори отчётливо проверяемое слово.

  8. Напиши, проверь написанное.

10. Запиши ещё 2 слова на данное правило. Примеры можешь
выбрать из любимой книги, из учебника, из памятки.

НАПРИМЕР: зима (зимы), дома (дом), трава (травы), болит боль). прибежать ( бег), угостить ( гость ), грибник ( гриб ),

  1. Если сомневаешься в себе, потренируйся подбирать прове­
    рочные слова. Обратись за помощью к другу. Помни « Ум
    хорошо, а два лучше.»

  2. Скажи себе: « Я всё запомнил. Я буду стараться и у меня
    всё получиться».

ОРФОГРАММА №3

НЕПРОВЕРЯЕМЫЙ БЕЗУДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ В КОРНЕ СЛОВА

1. Вспомни:

hello_html_m1438e543.png

Слова с непроверяемым безударным гласным в корне надо запомнить или посмотреть в словаре.

  1. Найди слово в словаре.

  2. Выпиши его правильно.

  3. Выдели орфограмму.

  4. Запиши два слова с непроверяемым безударным
    гласным. Можешь воспользоваться памяткой с изученными
    в 1 — 4 классах словами.

  5. Чтобы легче было запомнить пофантазируй и изобрази слово
    с нужной буквой в рисунке.

  6. Составь с одним из них интересное необычное предложение.

  7. Скажи себе : «Я молодец. Я запомнил эти слова».

ПАМЯТКА СЛОВАРНЫЕ

до свидания

украинский

учительница

заяц

рисовать

пошли

автобус

автомобиль

карман

картошка

директор

фонарь

спасибо

Москва

тетрадь

корова

спросить

пойдём

алфавит

крапива

магазин

портфель

арбуз

десять

СЛОВА ( 1 пожалуйста Киев

дневник

собака

помогу

бери

дневник

ещё

один

этот

одна

очень

4 классы) город ребята медведь молоко пошёл четыре пойдём тетрадь работа тебя себе тогда

Орфограмма № 5

Правописание гласных после шипящих жи-ши, ча-ща, чу-щу

1. Вспомни

Лыжи, мыши и ужи,

hello_html_77f97fe1.png

шины, ёжики, пыжи, ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ с буквой И всегда пиши.

Чумазый, чучело чурбан, чудесный, чувство и чулан, кричу, ворчу, ищу, тащу я с У пишу и ЧУ и ЩУ.

ЧА иЩА ,ЧА и ЩА : роща, чаща и свеча, пища, туча, саранча-с буквой А и ЧА, и ЩА.

ЗАПОМНИ исключения жюри, парашют

  1. Выпиши слово.

  2. Выдели орфограмму.

  3. Приведи примеры.

  4. Проверь написанное.

Если неуверен в себе, можешь потренироваться. Возьми у учителя карточку.

ОРФОГРАММА №4 Слова с двумя безударными гласными в корне

hello_html_726ffd12.png

Чтоб не обиделась корова, и не прокисло м о л о ко, мы оба этих дружных слова напишем в корне с буквой О.

1. Найди в слове сочетания — оло- ,-оро-, -ере-, -еле-. Какие гласные здесь безударные?

  1. .Подбери проверочное слово для первого безударного
    гласного звука.

  2. .Для второго (если возможно).

4. Сравни проверяемое слово с обоими проверочными словами.

  1. .Напиши соответствующие гласным звукам буквы.

  2. Подбери два слова с этой орфограммой. Воспользуйся
    текстами из книг. Загляни в учебник.

Например: зеленеет — зелень, зелёный, голова — головы, головка, молоток — молот, молотит, колосок — колос, колосья.

7 .Проверь написанное.

8. Если неуверен в себе, можешь потренироваться. Возьми у учителя карточку.

ОРФОГРАММА №6

ПРОВЕРЯЕМЫЙ СОГЛАСНЫЙ В КОРНЕ СЛОВА 1. Вспомни:

hello_html_m7408be10.png

Если слышишь парный звук, будь внимательным, мой друг: парный сразу проверяй, слово смело изменяй! «Зуб» на «зубы», «лёд» на «льды»,-будешь грамотным и ты!

  1. Найди в слове корень (согласный нередко расположен в конце корня).

  2. Подбери родственное слово или форму проверяемого слова..

  3. Из них подбери проверочное (чтобы после неясного согласного шёл
    гласный).

  4. Сопоставь проверочное и проверяемое слова.

  5. Напиши слово в соответствии с результатами проверки.

  6. Выдели орфограмму.

  7. Подбери ещё 2 слова на данную орфограмму. Это трудно, но
    выполнимо!

  8. Скажи себе: «Я молодец, я справился с этой работой».

Можешь потренироваться , вставить буквы в словах,

гри… ю…ка у…кий

зу… голу…ка ела…кий

ду… пичу…ка площа…ь

бро…ь дворня…ка тра…ка

хле… но…ка прору…ь

клю… кры…ка ша…ка

хле… руба….ка шу…ка

огоро… тетра…ка бума…ка

сто… заря…ка пря…ка

дож…ь завя…ка ла…ка

прово… моло…ьба мор…

алма… уса…ьба ре…ьба

тара… ни…кий луко…ка

ё… сколь…кий сапо…

гла… вя…кий но…

моз.. варе…ки моро…

гря…ка сторо…ка дру…

ОРФОГРАММА №6 ПРОВЕРЯЕМЫЙ СОГЛАСНЫЙ В КОРНЕ СЛОВА

1. Вспомни:

Если слышишь парный звук, Ж^ШИ

будь внимательным, мой друг:

парный сразу проверяй,

слово смело изменяй!

«Зуб» на «зубы»,

«лёд» на «льды»,-

будешь грамотным и ты!

  1. Найди в слове корень (согласный нередко расположен в конце корня).

  2. Подбери родственное слово или форму проверяемого слова..

  3. Из них подбери проверочное (чтобы после неясного согласного шёл
    гласный).

  4. Сопоставь проверочное и проверяемое слова.

  5. Напиши слово в соответствии с результатами проверки.

  6. Выдели орфограмму.

  7. Подбери ещё 2 слова на данную орфограмму. Это трудно, но
    выполнимо!

  8. Скажи себе: «Я молодец, я справился с этой работой».

Можешь потренироваться , вставить буквы в словах,

гри… ю…ка у…кий

зу… голу…ка ела…кий

ду… пичу…ка площа…ь

бро…ь дворня…ка тра…ка

хле… но…ка прору…ь

клю… кры…ка ша…ка

хле… руба….ка шу…ка

огоро… тетра…ка бума…ка

сто… заря…ка пря…ка

дож…ь завя…ка ла…ка

прово… моло…ьба мор…

алма… уса…ьба ре…ьба

тара… ни…кий луко…ка

ё… сколь…кий сапо…

гла… вя…кий но…

моз.. варе…ки моро…

гря…ка сторо…ка дру…

ОРФОГРАММА №7

Непроверяемый согласный в корне слова

1. Вспомни:

hello_html_1983e2c8.png

Правописание непроверяемых согласных в корне нужно запомнить.

  1. Найди слово в словаре.

  2. Выпиши его правильно.

  3. Выдели орфограмму (пофантазируй, представь трудную
    букву в рисунке).

  4. Запиши два слова на это правило. Используй словарик.

  5. Запомни написание слов.

  6. Составь с одним из них предложение. Это поможет тебе
    запомнить данное слово.

  7. Советуем тебе поиграть с товарищем « в слова»:

  • один загадывает слово из словарика, другой ищет;

  • один описывает (устно ) предмет или задаёт наводящие вопросы,
    другой отгадывает слово (из словарика).

СЛОВАРНЫЕ СЛОВА 1-4 КЛАССЫ

МЕДВЕДЬ

ВОКЗАЛ

ФУТБОЛ

РЮКЗАК

ХОЗЯЙСТВО

ПОРТРЕТ

ПОЖАЛУЙСТА

ЗДРАВСТВУЙ

БУДТО

ДНЕВНИК

СЕЙЧАС

ЭКСКУРСИЯ

УЧЕБНИК ШЕСТЬ ПОЙДЁМ ВОЗЛЕ КАСТРЮЛЯ ПОДРУГА

hello_html_59193e52.png

ОРФОГРАММА №8

НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ

1 .Вспомни:

Порой в словах встречаются ужасные согласные. Они не произносятся, и что писать… — не ясно вам… Чтобы знать, как написать, надо слово изменять, и за звуком непонятным надо гласную искать.

  1. Найди в слове «опасное» сочетание согласных (лнц, стн- сн, рдц, вств-ств,
    здн-зн ).

  2. Подбери однокоренные слова, в которых после непроизносимых
    согласных стоит гласный или этот звук стоит в конце.

4 .Сравни проверяемое и проверочное слова.

  1. Сделай вывод.

  2. Напиши правильно. Проверь написанное.

7 .Пользуясь учебником, любым текстом , ПАМЯТКОЙ подбери и запиши два слова на эту орфограмму.

8. ЗАПОМНИ!

интересно чудесно напрасно прекрасно ужасно вкусно

С БУКВОЙ Т ПИСАТЬ ОПАСНО!

9. Если хочешь закрепить полученные знания, проведи

«Орфографическую разминку» или посоревнуйся с товарищем :
сер…це
окрестный чес…но

сол…це мес…ный радос…но

ус.-.ный кос…лявый жалос…но

звёз…ный лес…ница влас…но

совес…ливый ровес…ник извес…но

чу…ство сверс…ник праз…ный

счастливый прелес…ный поз…но

несчас…ный грус…ный почувствовала

лес…ный ярос…ный предчувствие

ОРФОГРАММА №9

Правописание слов с двойными согласными

1 Вспомни:

hello_html_m14d1d945.png

  1. Найди слово в словаре.

  2. Выпиши его правильно.

  3. Выдели орфограмму.

  4. Запиши ещё три слова на это правило.

  5. Воспользуйся памяткой, книгой, помощью друга.

  6. Поиграй в игру с другом «Кто дольше запомнит слов с
    удвоенной согласной».

лл

аллея

алло

балл

кораллы

иллюстрация

суффикс эффект

Ш баррикада

перрон терраса

ЗАПОМНИ:
б б кк

суббота аккорд

хобби аккуратный

хоккей

пп

телеграмма

аппликация

гиппопотам

грипп

группа

аппетит

тт

аттестат аттракцион

мм

грамм грамматика килограмм комментарий телеграмма программа сумма

сс

Россия ссора искусство бассейн рассказ кросс пассажир кассета кроссовки дрессировщик шоссе

ОРФОГРАММА №10

МЯГКИЙ ЗНАК — ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ 1 Вспомни:

Мягкий знак — хитрый знак, Без него нельзя никак!

не назвать его никак! Без него не написать

Он не произносится, тридцать, девять, десять,

но в слово часто просится. пять.

Вместо шесть получим шест,

hello_html_f882603.png

I Вместо есть получим ест,

банька в банку превратится… Вот что может получиться, если будем забывать мягкий знак в словах писать!

  1. Произнеси слово.

  2. Есть ли в слове мягкий согласный?

  3. Где ты его слышишь? (в конце, в середине слова)?

  4. Запомни правило:

Ь знак указывает на мягкость предыдущего согласного. Запиши слово правильно.

6. Выдели орфограмм, подбери ещё 2 слова на это правило. Запиши их и проверь написанное.

  1. Прими добрый совет, Поиграй с другом «Кто
    последний назовет слово с мягким знаком после
    согласного». Это поможет тебе запомнить много слов
    на данное правило.

  2. Скажи себе: «Я всё запомнил. Я — молодей. Я не буду

больше допускать ошибки с этой орфограммой.

ОРФОГРАММА №10 МЯГКИЙ ЗНАК — ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ

1 Вспомни:

Мягкий знак — хитрый знак, не назвать его никак! Он не произносится, но в слово часто просится. Вместо шесть получим шест,

Без него нельзя никак! Без него не написать тридцать, девять, десять, пять.

8. Если неуверен в своих знаниях, возьми у учителя карточку на данную орфограмму.

ОРФОГРАММА № 11 РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК 1. Вспомни:

hello_html_130e2955.png

Перед е, ё, и, ю, я я в корнях стою друзья. Воробьи, семья, жильё-перед я, ю, и, е, ё.

2 .Определи, слышится ли в слове после согласного звук [и]?

  1. Какие буквы следующие (е, ё, и, ю, я) ?

  2. Если да, после согласного пиши ь и одну из указанных букв.
    Проверь написанное.

  1. Подбери и запиши ещё 2 слова на это правило. Слова поищи в
    любимой книге, в «Памятке».

  2. Поиграй с другом в игру «Кто больше придумает слов с
    данной орфограммой».

8. Если неуверен в своих знаниях, возьми у учителя карточку на
данную орфограмму.

ОРФОГРАММА №12 Правописание согласных ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ

1. Вспомни правило написания согласных чк, чн, нч, нщ, рщ:

j.

Точный, срочный, личный, вечный,

скучный, шуточный, сердечный,

и мучной, и речной, и обычный, и ночной

никогда в таких словах

не пишите мягкий знак!

  1. Запиши слово правильно.

  2. Выдели орфограмму.

  3. Запиши ещё несколько слов на это правило. Воспользуйся
    любимой книгой, «Памяткой».

  4. Поиграй с другом в игру «Кто подберёт больше слов с данной
    орфограммой».

  5. Можешь проявить фантазию и зарисовать «трудное слово» в
    оригинальном виде.

hello_html_11bbe327.png

hello_html_19c7cce3.png

hello_html_m2571459f.png

hello_html_7281fb6e.png

hello_html_m6b42c1c8.png

ОРФОГРАММА №14

ПРОПУСК БУКВ, ПЕРЕСТАНОВКА,

НЕДОПИСКИ, ИСКАЖЕНИЯ, ЗАМЕНЫ

  1. .Внимательно прочитай слово.

  2. Произнеси каждый звук.

  1. Запиши слово правильно.

  2. Подчеркни пропущенную букву.

  3. Раздели слово на слоги, это поможет тебе проверить
    слово.

  4. Если допустил искажения буквы, поработай над
    каллиграфией.

Старайся и у тебя всё получится!

ОРФОГРАММА №15 ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ 1. Вспомни:

Предлоги пишутся отдельно от слов.

hello_html_3b3a044d.png

2 .Определи, употребляется ли проверяемое слово без предлога (приставки)?

3. Можно ли вставить вопрос или другое слово между маленьким словом и другим?

4. Напиши предложение, в котором есть слово с предлогом,
правильно.

5. Проверь написание (путём вставки дополнительного слова).
НАПРИМЕР:

Поднёс поднос под (самый) нос. Влез в (тёмный) лес.

6. Поиграй с другом в игру «Кто больше придумает слов с
предлогами?»

ОРФОГРАММА№16 РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЁРДЫЙ Ъ ЗНАК 1 Вспомни:

hello_html_5258a071.png

Молчаливый твёрдый знак

не произносится никак! Но нужен многим он словам, его учить придётся вам. Хотите не хотите стоит он в алфавите.

ЗА ПОМНИ!

После приставок, оканчивающихся на согласный, перед корнем, начинающимся с е, ё, ю, я, пиши ъ там. где после согласного в приставке слышится звук и

2 Определи, есть ли в слове приставка.

  1. Оканчивается ли она на согласный?

  2. Есть ли после приставки е, ё, ю, я?

  3. Если да пиши ъ .

  4. Запиши слово правильно.

  5. Проверь написанное.

  6. Запиши ещё 2 слова на это правило. Поищи слова в своей
    любимой книге.

  7. Поиграй с одноклассником в игру «Кто больше придумает слов с
    ъ знаком ?»

Орфограмма №17 Мягкий знак на конце существительных

1. Вспомни:

hello_html_m43613727.png

Чтобы знать как писать , надо род определять. Если женский род, то надо мягкий знак употреблять. И тогда мы пишем :рожь, мышь, печь ,сушь и молодёжь! Если род мужской у слова,-нету знака никакого! И тогда пиши: калач, врач, малыш, гараж и грач!

2. Проверь

— слово имя существительное?

-оканчивается ли оно на шипящий (ж, ш, щ, ч)?

  1. Определи род. Если род женский, пиши ь.

  2. Запиши слово правильно, выдели орфограмму.

  3. Подбери и запиши 2 слова на это правило.

Например: рожь, мышь, мощь, печь, молодёжь, мышь, ночь, дичь.

6. Захочешь потренироваться , возьми у учителя карточку.

ОРФОГРАММА №18

Безударные гласные в падежных окончаниях имён

существительных 1. Вспомни:

hello_html_m2b21d8b6.png

2 Безударный хитрый гласный, Слышим мы его прекрасно, А в письме какая буква? Здесь поможет вам наука: Гласный ставь под ударенье,

чтоб развеять все сомненья! (Используй слова страна, коза

с ударным окончанием)

  1. Определи, является ли проверяемое слово существительным.

  2. Выдели окончание, безударное ли оно?

  3. Определи склонение существительных.

1 2 3

Р.п. и П.п. П.п. Р. п. и П. п.

-и -, -ы- -е- -и-

  1. Составь предложение или словосочетание с проверяемым
    именем существительным в нужном падеже.

  2. Поиграй с другом в игру «Чьё предложение будет самое
    необычное или самое весёлое».

  3. Если захочешь закрепить свои знания, возьми у учителя
    карточку.

ОРФОГРАММА №19

Правописание союзов 1. Вспомни, Союзы пишутся отдельно от слов.

1Запиши правильно предложение.

  1. Проверь написанное.

  2. Не забудь, что перед союзами а но ставится
    запятая.

4.Поиграй с другом «Кто найдёт в тексте союзы». Используй для игры любимую книгу.

ПУНКТОГРАММА №2 ОБРАЩЕНИЕ

1. Вспомни:

Всем нам при общении Поможет обращение. К звёздам, людям или птицам Можем смело обратиться. При письме не забывай-Запятыми выделяй.

2. Прочитай внимательно предложение и определи к кому
(к чему ) обращаются.

  1. Запиши предложение правильно, выдели обращение
    запятыми.

  2. Придумай или найди в книге новое предложение с
    обращением.

  3. Поиграй с другом в игру «Кто придумает самое оригинальное
    предложение с обращением».

 Единый  орфографический  режим

 в начальной школе

Содержание

  1. Порядок ведения и оформления тетрадей.
  2. Оформление надписей на обложках тетрадей.
  3. Оформление письменных работ по русскому языку
  4.  Организация работы по формированию каллиграфического навыка
  5. Оформление письменных работ по математике
  6. Ведение дневников в начальной школе.

Единый орфографический режим в начальной школе.

Порядок ведения и оформления тетрадей.

  • Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.
  • Пользоваться шариковой ручкой с чернилами фиолетового (синего) цвета.
  • Все подчеркивания, начертания геометрических фигур выполняются простым карандашом.

 В начальной школе ученики имеют тетради для выполнения всех видов обучающих и контрольных  работ по базовым предметам.

Математика и русский язык:

Тетради №1 и №2 ( для текущих работ)

Тетрадь №3 ( для контрольных работ.)

 Изложение и сочинение  относятся  к работам творческого характера и подписываются  как  тетради для творческих работ.

    Допускается наличие тетрадей по литературному чтению, в которых выполняются творческие виды работ (сочинения, рисунки, планы к произведениям, определения литературных понятий и пр.)

   Для уроков познания мира возможно использование тетрадей на печатной основе, но чаще в практике учащиеся имеют обычные рабочие тетради.

   В соответствии с программными требованиями допускается наличие тетрадей по музыке, иностранному языку, факультативных курсов и др.

   Не требуется ведение тетрадей по труду, ИЗО, физической культуре, ОБЖ, ПДД.

Оформление надписей на обложке тетрадей.

   Тетради учащихся 1-го и 2-го классов подписывает  учитель. Тетради учащихся 3-4 классов подписывают сами учащиеся под руководством учителя. Не обязательно, чтобы тетради были подписаны одним почерком.

    Надписи на обложках  необходимо оформлять по единой форме, с соблюдением норм каллиграфии.

  Образец:

                                                                   Тетрадь №1 ( №2, №3)

для (контрольных) работ

по математике (русскому языку)

ученика 2 класса «а»

средней школы №1

с.Баган

Петренко Ксении.

 Предлог «по» пишется  на одной строке с названием предмета.

Нумерация класса пишется арабскими цифрами.

Фамилию и имя следует писать в форме родительного падежа. Сначала пишут фамилию, а затем полное имя.

Работу над ошибками выполнять в рабочих тетрадях. Ежедневная работа над ошибками должна представлять собой целостную систему, результативность которой прослеживается в повышении качества обучения.

 В начальной школе тетради проверяются ежедневно в обязательном порядке. Проверка контрольных работ осуществляется к следующему уроку. Тетради №3 показываются родителям с выдачей их на дом. Но хранятся в классе до конца учебного года.

Работы учащихся проверяются учителем чернилами красного цвета. Оценивание письменных текущих и контрольных работ осуществляется согласно принятым нормам оценок.

Оформление письменных работ по русскому языку.

     После классной и домашней работы следует отступать две строчки ( пишем на третьей).

     При оформлении красной строки  делается отступ вправо не менее 2 см (два пальца). Соблюдения красной строки требуется с первого класса при оформлении текстов, начала нового вида работы.

В ходе работы строчки не пропускаются.

Новая страница начинается с самой верхней строки, дописывается до конца страницы, включая последнюю строку.

   Слева при оформлении каждой строки отступается от края не более 0,5 см.

   Справа строка дописывается до конца. Использование правил переноса обязательно. Не допускается необоснованное наличие пустых мест на строке.

   Запись даты написания работы по русскому языку (и математике) ведется по центру рабочей строки.

   В первом классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем или учащимися в виде числа и начальной буквы названия месяца:1 д. По окончании этого периода дата записывается полностью: 1 декабря.

   С 3 класса (со 2 полугодия) допускается в записи даты писать числительные прописью: первое декабря.

  Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска) по центру и оформляется как предложение.

           Например:  Классная работа.

                               Домашняя работа.

                               Работа над ошибками. 

   Вариативность работы фиксируется на следующей строке по центру или на полях (краткая форма записи):

 1-вариант.

1-в.(запись римскими цифрами)

 Слово упражнение  пишется полностью с 3 класса  начиная с третьей четверти.

    Номера упражнений, выполняемых в тетрадях, указываются при их полном объеме. Если упражнение выполняется не полностью, то не указываются. Допускается краткая и полная форма записи  (по центру строки).

                                          Образец: Упражнение 234.

                                                          Упр.234.

      В работе, требующей записи в столбик, первое слово пишется с большой буквы. Знаки  препинания (запятые) не ставятся.

     Например:  Ветер

                          восток

                          песок

        При выполнении подобного вида работы в строчку первое слово пишется с красной строки, с большой буквы, через запятую.

    Например:

        Ветер, восток, песок.

При выполнении различных видов разбора требуется соблюдение принятых норм сокращений слов, обозначений терминов. Сокращается слово только на согласные:

глухой-гл.,звонкий-зв.,согласный-согл.,твердый-тв.,

существительное-сущ.

прилагательное-прил.

глагол-гл.

предлог-пр.

мужской род-м.р.

женский род-ж.р.

средний род-ср.р.

Прошедшее время-прош.

Настоящее время-наст.

Будущее время- буд.

Единственное число-ед.ч.

Множественное число-мн.ч.

Название падежей указывается заглавной буквой ( Им.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.)

    Следует определить, что обозначения над словами выполнять ручкой, а также простым острозаточенным  карандашом. Все подчеркивания делаются по линейке только карандашом.

      Некоторые виды работ можно проводить и без линейки, при наличии у детей сформированного навыка работы с карандашом.

    При оформлении письменных видов разбора следует соблюдать требования предложенных образцов. Обращать внимание учащихся на постановку имеющихся тире, точки и запятой после определенных сокращений терминов.

      Напомним, что в математике при сокращении наименований единиц измерений

точки не ставятся.

                          Например:  мм,  м, см, ч, мин, км, кг, г и др.

         Учащиеся 1-2 классов пишут в тетрадях в узкую линию. Переход на широкую линейку учителем определяется с 3 класса с учетом наличия у учащихся успешно сформированного навыка письма.

У учителей начальных классов много различных приемов организации «минуток чистописания». Методика их проведения требует соблюдение содержания, объема и периодичности проведения:

      1-2 класс- 2 строки, ежедневно.

       3-4 класс- 3 строки, 2-3 раза в неделю.

Учитель прописывает образцы в тетрадях. В классе на доске пишет образец с комментированием, указывая на типичные ошибки и пути их исправления. Важно обращать внимание детей на положение тетради, посадку, правильно ли они держат ручку. Многие учителя применяют различные приспособления для формирования каллиграфического письма: трафареты, кальку и т. д. Для  стимулирования детей в практике используются различные приемы поощрения: надписи на обложке (Твою тетрадь приятно проверять! Пишу красиво и грамотно. Чистюлька. Пишу на «5»!), выставки лучших тетрадей. К приемам стимулирования относятся и ежедневное оценивание выполненных работ в отношении каллиграфии. Обычно оценка выносится на поля. Рекомендуется иногда выставлять оценки и в журнал. Но не следует превращать работу по каллиграфии в своеобразное наказание для детей. Учитель должен помнить о принципах  дифференцированного подхода.

Оформление письменных работ по математике.

Между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки (на пятой клетке начинается следующая работа)

Между видами упражнений в классной и домашней работах отступаются две клетки вниз. Следует отметить, что для заглавных букв клетка не отводится, т. е. для них считается одна из двух (четырех) клеток.

Между столбиками выражений, уравнений, равенств и прочими отступаются три клетки вправо (пишем на четвертой).

Дату можно записывать традиционно посередине, а можно и на полях.

 В любой работе отступается одна клетка слева от края тетради (5 мм)

Традиционно в тетрадях отмечаются виды заданий. Слово «Задача» пишется посередине строки, отмечается номер.

Оформление задач также требует соблюдения принятых норм. Краткая запись условия задач оформляется в соответствии их вида. «Главные» слова пишутся с большой буквы. На первых этапах обучения допускается их неполная запись (по начальным буквам).

        Например:              Маленькие-     7 м.                    ?           М.-7 м.          ?

                                    Большие-3м.                                  Б.-3 м.

В 1-4 классах нет необходимости писать слово  «Решение».

Существует несколько форм записи решения задач: по действиям, по действиям с письменными пояснениями, по действиям с записью вопроса, выражением, уравнением.

Слово «Ответ» пишется с заглавной буквы под решением. В первом классе ответ записывается кратко. Позднее учащиеся должны писать полный ответ. Например:

Ответ: всего купили 10 мячей.

При записи условия задачи в виде таблицы, нет необходимости ее вычерчивания. Учащиеся заполняют графы, отступая от них две-три клетки. Названия граф (колонок) пишется с большой буквы.

При оформлении решения выражений на порядок действий следует требовать от учащихся соблюдения следующих норм:

  • записать выражение полностью;
  • указать цифрами над знаками порядок действий;
  • расписать выполняемые действия по порядку (применяя устные или письменные приемы вычислений), отступив вниз одну клетку;
  • записать окончательное значение выражения.

Например:

         3       1      4        2

3450-145*2+1265:5=3413

1)145*2=290

2) 1265 5             3) _3450        4) + 3160

         6   253                 290                  253

         15                      3160                3413

Приводим образцы оформления сложных уравнений, как это требуют учителя математики в средней школе.

    3       2    1

Х+123- 56*2= 638

Х+123-112=638

Х+123=638+112

Х+123=750

Х=750-123

Х=627

627+123-56*2=638

638=638                

  Все письменные вычисления выполняются справа от уравнения.

Оформлению записи задач геометрического типа учащихся также необходимо обучать.

Все чертежи выполняются простым карандашом по линейке. Измерения можно подписывать ручкой. Обозначения буквами выполняются печатным шрифтом, прописными буквами латинского алфавита.

                                         А т              В

                                         Д                 С

Слова длина, ширина прямоугольника не допускается обозначать кратко латинскими буквами.

Задача:

Длина прямоугольника 12 см, его ширина равна 6 см. Вычислите периметр и площадь прямоугольника.

Образец краткой записи и решения задачи:

Длина –12 см

Ширина – 6 см

Периметр -? см

Площадь — ? см2

(12+6)*2=36 (см)

12*6=72 (см2)

                 Ответ: Периметр-36 см, площадь=72 см2 (д/з)

Чертить фигуру следует лишь тогда, когда это требует условие задачи.

При оформлении математического диктанта следует соблюдать следующие требования:

  • записывать только ответы в строчку через запятую, отступая одну клетку
  • рядом с числом писать наименования единиц измерений и предлоги на, в .. раз.

 Образец: 675, 564, на 78, в7 раз.

                     Ведение дневников в начальной школе.

        Дневник является официальным  школьным документом. Существуют определенные требования к его ведению. Обязательное наличие  дневников требуется с 1-го класса. Но в некоторых случаях (с учетом сформированности у школьников навыков чтения и письма) по решению педсовета и родительского собрания допускается ведение дневников с 1-2 класса.

       Дневники ведутся при помощи родителей и учителя.

  В настоящее время существует множество различных дневников. Поэтому классный руководитель должен довести до учащихся единые требования к их ведению:

  • записи выполняются аккуратно, разборчиво, грамотно, чернилами синего цвета;
  • требуется заполнение всех имеющихся разделов (пунктов) данного дневника (начиная с титульного листа);
  • сведения о расписании уроков, звонков, названий предметов, фамилий преподавателей заполняются под руководством учителя;
  • названия месяца и предметов следует писать с маленькой буквы. Допускается сокращенная запись (матем., лит. чт., познание, физ-ра, изо );
  • запись домашнего задания производится в отведенной графе. Обычно оно записывается на день, следующего урока. Следует требовать от учащихся регулярно отмечать номер упражнения, страницу, особые примечания (наизусть, пересказ)

образец: с.132, упр.453

с 154-155 (пересказ)

  • в графе  «оценка» и «роспись»  учителем выставляются оценки в соответствии с оценкой в журнале. Ученик подает дневник учителю по первому его требованию. При выставлении оценок за различные виды проверочных работ допускаются дополнительные записи рядом с оценкой: диктант (Д.), контрольная работа (к.р.) и т.д.
  • в начальной школе практикуется применение поощрительных, похвальных, назидательных и прочих записей: «Молодец!», «Умница!», «Надо постараться!»;

в современных дневниках отводится специальная графа для замечаний учителя, сообщений для родителей и прочее.

  • классный руководитель еженедельно проверяет ведение дневников, следит за накопляемостью оценок. Многие учителя выставляют оценки за ведение дневника учащимися, что несомненно является стимулом для повышения учебной культуры;
  • родители регулярно просматривают дневники и ставят свою роспись.
  • Администрация школы проводит контроль за соблюдением правил ведения дневников учащимися и системой работы классного руководителя по осуществлению связи с родителями.

Данная тетрадь является продолжением работы
над углублённым анализом орфографических ошибок
учащихся пятых – шестых классов, начатая мною в
2005/ 06

(“Активизация логического мышления учащихся
на уроках русского языка при выполнении работы
над ошибками”, — Фестиваль педагогических идей
“Открытый урок”. 2005/2006 учебный год).

Заполняя таблицы, предложенные в тетради,
поэтапно разбирая ошибки, допущенные в
диктантах, изложениях и других видах контрольных
заданий, учащиеся вместе с учителем анализируют
ошибки, учатся самоконтролю, умению видеть
ошибки, объяснить их соотнести с нужным правилом.
Всё это способствует более эффективному
усвоению нового материала и повторению
пройденного. Тетрадь и сводная таблица анализа
орфографических ошибок дают полную картину
пробелов в знаниях всего класса и каждого
ученика в отдельности, что позволяет
целенаправленно вести работу над повышением
грамотности всего класса и индивидуально с
каждым учеником.

В данной работе использован опыт формирования
и совершенствования грамотности учащихся,
накопленный в методических разработках и
теоретических исследованиях в современной
педагогике и психологии.

Работа по предложенной системе может вестись и
в старших классах, нужно только расширить
таблицы материалом, изучаемым в данном классе.

. Тетрадь начинается с “Советов”. Их три:

1. Начни с того, что совсем не трудно: найди слово
(слова), ошибку в котором ты легко можешь
объяснить, твёрдо знаешь правило

(сам удивлён: “Почему же в диктанте я сделал
ошибку в этом слове!”).

Заполни табл. №1.

2. Затем переходи к словам (слову), в написании
которых ты и сейчас не совсем уверен, хотя
правило вроде бы знаешь…

Обратись к учебнику, повтори правило и выполни
задание в таблице №1.

3. Есть слово (слова), ошибку в котором ты не
можешь объяснить и нужное правило найти не
можешь:

а) обратись к Орфографическому словарю (может
быть, это словарное слово, а ты и не знал);

б) Не можешь заполнить таблицу №1, объяснить
допущенную ошибку – обратись к учителю!

Далее следует таблица № 1. В ней учащиеся
выполняют работу над ошибками.

Таблица № 1

Слово, в котором была допущена ошибка Правило, на которое была допущена
ошибка
Примеры
Решает решать – 1 спр. колет — колоть, 1 спр.

Затем слова, в которых были допущены ошибки,
ученики записывают в таблице №2

“Словарик: Я пишу правильно”

________________________________________________________
Дата

ПИШУ ПРАВИЛЬНО

_________________________________________________________

Завершается работа заполнением таблицы №3. В
ней ученики отмечают правила, на допущенные ими
ошибки.

Таблица № 3

Фамилия ученика 5 класс “  ”

№п/п Правило, на которое допущена
ошибка
Число
                                               
1 Знаки препинания в конце предложения                                                
2 Запятая в предложении с однородными
членами
                                               
3 Обращение                                                
4 Обобщающие слова при однородных членах
пред.
                                               
5 Прямая речь                                                
6 Сложное предложение                                                
  Оценка за работу                                                

ТАБЛИЦА “РАБОТА НАД ОШИБКАМИ. ОРФОГРАФИЯ.
МОРФОЛОГИЯ”

ФАМИЛИЯ УЧЕНИКА
                 
5 КЛАСС “ ”

№П.П Правило, на которое допущена
ошибка
Число
                                           
1 Безударные гласные в корне слова, пров.
ударением
                                           
2 Безударные гласные в корне слова,
непров. удар.
                                           
3 Согласные буквы в корне слова и на конце
(гл. и зв., непроизносимые согласные)
                                           
4 Буквы И, У, А после шипящих                                            
5 Разделительный Ъ и Ь знак                                            
6 Правописание приставок (кроме на з/с)                                            
7 Приставки на З/С                                            
8 Предлоги                                            
9 И, Ы после Ц в корне слова                                            
10 Е.,О после шипящих в корне слова                                            
11 Правописание корней с чередующимися
гласными
                                           
12 Ь после шипящих на конце у
существительных муж. и ж.р.
                                           
13 Падежные окончания имён
существительных
                                           
14 Падежные окончания имён прилагательных                                            
15 Правописание кратких прилагательных                                            
16 1 и 2 спряжение глаголов                                            
17 Гласная перед суффиксом –л в глаголах
прошедшего времени
                                           
18 Не с глаголами                                            
19 ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах                                            
20 Словарные слова                                            
  Оценка за работу                                            

Таким образом, данная тетрадь включает три вида
работ:

  • саму работу над ошибками;
  • анализ ошибок;
  • словарную работу.

Одновременно учитель также проводит анализ
ошибок, заполняя сводную таблицу.

Сводная таблица (заполняет учитель, см. приложение 2)

Работа над ошибками находит продолжение и на
последующих уроках. Периодически урок русского
языка начинается со словарного диктанта,
материалом для которого служат слова из таблицы
№ 2.Один из видов словарной работы с установкой
“Я пишу правильно” — это взаимопроверки. Тетради
“Работа над ошибками” учитель раздаёт
произвольно, ученики проверяют чужой словарик,
ставят оценку и записывают на карточку (листочек)
слова, в которых и у проверяющего тоже были
ошибки. Учитель вместе с тетрадями собирает
карточки-листочки. Таким образом, проверяя
карточки, учитель выявляет проблемные места в
усвоении нового материала и знает, на что нужно
обратить внимание при повторении пройденного. В
конце четверти (года) учитель проводит
контрольную работу, состоящую из двух частей: 1
часть – словарный диктант, в него входят слова,
попавшие в карточки взаимопроверок и слова из
самого большого словарика. 2часть – учащиеся
анализируют таблицу № 3. Они должны перечислить
правила, на которые были допущены ошибки в
течение четверти (года), привести примеры на
названные правила.

Для более глубокого и вдумчивого анализа
ошибок учащимся предлагаются творческие работы
в качестве домашнего задания. Планы к этим
сочинениям они составляют на уроках развития
речи вместе с учителем.

  • Письмо к учёному соседу.
  • Как я воевал с ошибками.
  • Почему я плохо (хорошо) написал диктант.

Приложение 1

Орфографические разминки «Исправь ошибки». 4 класс

Ф.И.__________________________

Карточка №1 Проверь текст, исправь ошибки.

Прашло знойная лето. Наступила залатая осинь. Загляни влес.

Поопушкам растут грибы. Среди пажухлай тровы кроснеют

подосиновики. По краю ельника можно найти скольские грузди,

душыстые рыжыки. Старые пни пакрыты опёнками. Моховые

болота усыпаны румяной клюквой. Напаляне горят гроздя рябины.

Задание: разбери слово подосиновик по составу. В 6 предложении подчеркни главные

члены и второстепенные.

Карточка № 2 Проверь текст, исправь ошибки.

На ступила радосная висна. Сонце со грела землю. Подарошкам

и трапинкам по бежали висёлые ручи. Подкарнями старой бирёзы

была нара. Там спал всю зиму сирдитый ёжык. Халодный ручей раз

будил звирька. Он вы бижал налисную паляну и осматрелся.

Свежый витерок разнасил полесу висенние запохи. Ёш лёг

наспинку. Тёплые лучи солнышка со грели его.

(По Г.Скребицкому)

Задание: определи в третьем предложении части речи.

Карточка № 3 Проверь текст, исправь ошибки.

В заповеднике жыл петька. Это была бальшая, чорная, серьёзноя

птица. Аднажды я дал ворону пиченье. Он взял пиченье и спрятал в

подклювный мишок. Я вынул маленькую монетку и паказал

петьке. Эту монетку он тоже прятал. Потом Петька слител на

дорогу, сделал клювом круглую ямку, запрятал в песок падарки.

Ворон вырвал клок травы и воткнул в писчаный домик.

1. Задание: найти любое предложение с однородными членами, подчеркнуть в нем

однородные члены.

.

Карточка № 4 Проверь текст, исправь ошибки.

Позней осеню я пасадил молодые ябланьки. Наступила

дружная висна. Подорогам зажурчяла вада. Быстра сошёл снех.

Ярко заблистели на сонце лужи.

Я пришёл в сат и осмотрел сваи яблоньки. Сучя и веточки все

были целы. Лопнули почьки. Покозались алые края цвиточных

листьев. Посаду разносились чудестные песни птиц. В песнях

звучяла радость встречи с типлом и висной. Легко и спокойно

было на сертце.

Задание: выпишите из 1 предложения все словосочетания:……………………………………

………………………………………………………………………………………………………………..

Карточка № 5 Проверь текст, исправь ошибки.

Светлячки

Стаит тихая летняя ноч. Между диревями сгустилась тьма. В

воздухе раз лились чюдные запохи. Втрове и налистьях милькают

агоньки. Я по любовался ими и шогнул книзкому кустарнику.

Руками стал лавить загадочьные искры. Но вот я поймал один

аганёк. Это оказался маленкий жучок. Жывут свитлячьки всырых

лисных мистах. Ночъю они вы ползают из сваих укрытий.

Задание: в пятом предложении определи части речи.

Карточка № 6 Проверь текст, исправь ошибки.

Много ласей жывёт в лисах Расии. Иногда старые и

маладые лоси блиско подходят к людным селениям и шумным

гарадам. Люди заботливо беригут и охраняют редкосных красивых

звирей. А вот и сам сохатый лось с тижёлыми витвистыми рагами.

Как он прекрасен.

Задание: подчеркни антонимы одной чертой, а синонимы двумя чертами. У всех

существительных определи падеж.

Карточка № 7 Проверь текст, исправь ошибки.

Наступила зема раним утрам илья пашол на ахоту марос

щипал щоки вбирёзавай рощи тишина литучие мыши

забрались в дупло еш в наре прикрылся сухими листями

легушки зарылись в мох мидветь спит в бирлоги

белачка сминила на зиму шупку и пачинила гниздо

лесица в наре из листев мяхкую пастель сделала утрам рибята

атправились в бирёзавую рощу стояла чюдесная тишына.

Задание: Определи границы предложений. Сделай краткий звукобуквенный разбор слов:

ягода— [ ] —….б., ….зв. Коньки [ ] —….б., …..зв.

Карточка № 8 Проверь текст, исправь ошибки.

Зимля пакрылась белым кавром раним утром я и мой

таварищ атправились в зимний лес ночю вюга занисла все

дарошки и трапинки мы скальзили на лыжах по лисным

палянам вакрук стаяли диревя в зимнем убранстве стройные

бирёзы и асины пакрыты пушыстым снегом с ветки литит

мяхкий снижок мы падехали к избушке лисника ана стаит на

апушке сасновой рощи.

Задание: Спиши текст, определи границы предложения. Подчеркни главные и

второстепенные члены во 2 предложении.

Разбери слова по составу: стучит, лежат, заиграл, осветила.

Карточка № 9 Проверь текст, исправь ошибки.

Весна

Весна пашла пополям как маладая хозяйка. По дул тётлый

ветер. Скрыш ппалзал мокрый снег. За кречали галки. Заблестели

тёмные ведки деревев. Весело зошумел лес. Зацвили первые

цветы. Громче за звенели ручи.

Задание: придумай и запиши продолжение к тексту (2 предложения)……………………..

………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………

Карточка № 10 Проверь текст, исправь ошибки.

Еловый лес сумрачьный. В нём всегда запах сырости. Калючие

лапы елей царапают лецо и руки. Харашы маленькие лисные

красавицы!

Ель очень ценое дериво. Из дривесины ели делают бумагу. Ель

пает в скрипке, в рояле. Много различьной мебили делают из ели.

Вгустом ельнике птицы укрываются от стужы и мители.

Задание: во 2 предложении подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения.

В 3 предложении – определи падежи существительных.

Карточка № 11 Проверь текст, исправь ошибки.

Каждой травинке, хваинке хателось быстрее поймать первую

каплю даждя. От речьки кдеревне вила извилистая тропка. Я

медлино шол по трапинке. Она вывила меня к опушке леса. Пошол

дошть. Рябчик скрылся в середине густой ёлки. Под веточькой ус

троился зяблик. Пробижал ёш. Дошть шол тихо. Мне козалось, что

он чтото шепчет ёлке.

Задание: во 2 предложении подчеркни главные и второстепенные члены. У всех глаголов

определи время.

Карточка №12 Проверь текст, исправь ошибки.

Остались на снигу заячи слиды далеко ли было зайцу до

биды? Но заец не баится. Прилитела снижынок стая. Закружылись

белые птицы,заячий слет замитая. Напрасно сабака старалась рас

познать слиды заячи. Выбилась из сил, прибижала на старое место

и думает: «Заец хитрый сдесь был, а куда ушол неизвестно».

Задание: определи падежи у всех существительных. Определи время глаголов.

Карточка № 13 Проверь текст, исправь ошибки.

Первый марос застиклил лужы и развесил надиревях иней.

Тёплые диньки кончились. Наступают халада.

Папа пошол во двор калоть драва. Саша и вася стали ему памагать.

Драва были сухие и калолись стреском. Малчики насили драва в

сарай. Работа заканчивалась. Папа показал рибятам на

витвистую ель. На ветке седела серенькая птичька с малиновой

груткой. Она быстр виртела галавой. Это был снигирь.

Задание: слова (деньки, малиновой, тёплые) разобрать по составу.

Карточка № 14 Проверь текст, исправь ошибки.

Птичька вспорхнула изкуста и закружылась над нашыми

галавами. Мы осторожно раздвинули зилёные ветки. Там было

гниздо. Мы не тронули гнизда, даже не коснулись его. Поивились

птинцы. Мы чясто прихадили кгнизду. Птинцы к нам привыкли.

Они нас не баялись. Птинцы выросли и улители. Мы уехали в

горот. Дома чясто вспоминали тёплое лето и нашых доверчивых

птичек.

Задание: определи время глаголов. В первом предложении определи части речи.

Карточка 15 Проверь текст, исправь ошибки.

Прашло знойное лето наступила залатая осинь загляни влес

па апушкам ростут грибы среди пажухлай травы кроснеют

падасиновики па краю ельника можно найти скольские грузди,

душыстые рыжыки старые пни пакрыты апёнками махавые балота

усыпаны румяной клюквай на паляне гарят гроздя ребины дни

стаят пагожие в лису тешина и пакой.

Задание: определи границы предложений.

Карточка № 16 Проверь текст, исправь ошибки.

Собрался по первой пороше охотник звириные слиды

считать. Много слидов в лису. Пронислась от дерива к дериву

лёхкая белочька. Вот ночью харёк проскакал. Пробижала через

поляну осторожная хитрая лесица. Идёт ахотник по лесу. Где

тетерева спугнёт, где белку подстрелит. Под бальшой толстой

корягой нашол он мидвежью берлогу.

Задание: выпиши из первого предложения все словосочетания.

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Карточка № 17 Проверь текст, исправь ошибки.

Ясный летний день. В глубине леса веднеется спокойная

гладь маленького вадоёма. Витирок не проходит через стену

диревьев. Он запутался в витвях бирёс. Наступает тишына. Над

вадой играют стрекозы. Жызнь бьёт ключом. Плавуны нашли в

ваде место для жызни. Они харашо себя чуствуют здесь. А

сколько там красивых цвитов! Одни стоят на беригу рики. Другие

спустились в неё. А со дна речьки поднимаются лилии и

кувшынки.

Задание: дай характеристику 10 предложению и подчеркни в тексте фразеологизм.

__________________________________________________________________________

Карточка № 18 Проверь текст, исправь ошибки.

Наступила раняя висна. Яркое сонце рушыт последние снежные

крепости. Звонкая капель стучит по зимле. В лису пахнет ду

шыстыми почьками. Зилёные ёлочьки важно вытинули свои калю

чие ветки. С бирёски тичёт слаткий сок. Лучи сонца освитили всю

окресность. Ожыл лес. Над галавой послышалась звонкая трель.

Задание: определи спряжение у глаголов.

Тема: «Работа над ошибками»

Задачи для ученика:

1. научиться проводить работу над ошибками;

2. повторить правила, по которым были допущены ошибки;

3. научиться выносить собственные суждения;

4. умет работать в парах;

5. развивать самостоятельное мышление;

6.воспитывать любовь к родному языку.

Цели для учителя:

Образовательные:

-провести работу над ошибками, повторить правила, на которые были допущены ошибки;

-формировать способности анализировать информацию с  позиции логики;

-формировать способности выносить собственные суждения и отстаивать их в споре;

— формировать умение работать в парах и группах;

— воспитывать интерес к анализу работы.

 Развивающие:

— развивать культуру речи, самостоятельное мышление, творческие и исследовательские умения;

Воспитательные:

— формировать коммуникативные навыки у уч-ся;

— вырабатывать устойчивый интерес к изучению языка;

— воспитывать любовь к родному языку;

Планируемые результаты:

Предметные:

научится:

  • применять правила правописания;

  • проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические, пунктуационные, речевые и грамматические ошибки;

получит возможность научиться:

  • осознавать место возможного возникновения орфографической, пунктуационной, речевой и грамматической ошибок;

  • подбирать примеры с определенной орфограммой и пунктограммой;

  • предупреждать возможность появления орфографической пунктуационной, речевой и грамматической ошибок;

  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.

Метапредметные (УУД)

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Тип урока: урок коррекции знаний

Форма урока: фронтальная, индивидуальная

Формы контроля: индивидуальная работа, опрос, анализ

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации)

Подготовка учащихся к работе на уроке:

выработка на личностно значимом уровне

внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Актуализация опорных знаний и умений

Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

Постановка учебной проблемы

Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.

Открытие нового знания

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Применение новых знаний

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Рефлексия учебной деятельности

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

Организационный этап

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Выявление отсутствующих.

Актуализация опорных знаний и умений

Сегодня перед началом нашей работы по теме урока вы поработаете экспертами-лингвистами.

Прочитайте стихотворение.

Как вы думаете, почему автора так удивило письмо мальчика?

Пришло письмишко мне,

Гляжу: из лагеря, от Мишки.

«Здесь чудный лук, и я лижу, —

Написано в письмишке.

Лук лижет? Что за чудеса?

Наверно, шутит плут…

Читаю дальше: «Здесь лиса,

Красивый длинный прут.

На днях в лесу нашёл я грусть

И очень был доволен»,

Нет-нет, не шутит он! Боюсь,

Мой друг серьёзно болен.

Вернётся – надо подлечить:

Заставить правила учить. (А.Шибаев)

Постановка учебной проблемы

Как вы считаете, какова будет тема сегодняшнего урока? Как она связана с предыдущей темой урока? Сколько орфограмм нашли в письме? .Найдите в тексте слова, подходящие к этой схеме

¬ ∩ ^ ٱ

Формулирование проблемы, планирование деятельности

— Ребята, мы написали сочинение. В целом можно сказать, что многие с сочинением справились, но ошибки есть. Что можно сделать с ошибкой по русскому языку? Обсудите в парах и ответьте. (найти, увидеть, распознать, исправить, запомнить)

— Попробуйте расположить выбранные нами действия в том порядке, как следует работать над ошибкой.

Алгоритм работы над ошибкой:

1: увидеть, найти;

2: распознать;

3: исправить;

4: запомнить

— Думаю, что если следовать этому алгоритму, то можно будет справиться с ошибками.

Но, может быть, стоит забыть об ошибках. Сочинение написано, отметки уже есть? Сегодня нам предстоит разобраться, почему ученик допустил ошибку, поработать над своими ошибками, исправить их. Это и будет основной целью нашей работы. Повторите цель урока, как ее поняли вы?

Решение учебной задачи

Давайте вспомним, какие виды ошибок существуют, что за цифры я вам пишу под работами?

Классификация ошибок.

І – орфографическая ошибка

Это ошибки в словах (буквенные, постановка дефиса, слитное и раздельное написание) (Орфография)

Как (-) то рас пашол снег. Прелители грачи. Учиникам пара здавать икзамены. Он неуспел ра(с)строит(ь)ся.

V – пунктуационная ошибка

Это ошибки в постановке знаков препинания (запятая, точка, тире, двоеточие, вопросительный и восклицательный знаки, точка с запятой, кавычки, скобки, троеточие) (Синтаксис)

Когда солнце встало(,) он увидел свою ошибку. Многие писатели(,) художники(,) певцы с радостью откликнулись на приглашение. Билет(,) купленный дядей на прошлой неделе(,) оказался недействительным. Каждый день (–) это возможность изменить мир к лучшему. Все(:) деревья, кусты, листва на земле (–) трепетало от порывистого ветра. Инспектор ответил(: «)Я не согласен(»).

Г – грамматическая ошибка

Это ошибки в образовании и употреблении формы слова, т.е. сочетаемости в грамматических формах (Морфология)

бессмертность, заместо, англичаны, на мосте, Гринев жил недорослью, Он не боялся опасностей и рисков, Во дворе построили большую качель, Один брат был богатей другого, Эта книга более интереснее, Я пошел к ему, ихний дом, Он ни разу не ошибился, Мама всегда радовается гостям, Вышев на середину комнаты, он заговорил, В дальнем углу сидел улыбающий ребенок, Мы ставим елку на середину комнаты и украшиваем ее. Первых два места определились в бескомпромиссной борьбе.

Р – речевая ошибка

Это употребление не соответвующих смыслу слов или форм слова (Лексика) Здесь и непонимание значения слова, тавтология, неправильное употребление синонимов, омонимов, паронимов и т.д.

С – стилистическая ошибка

Это ошибки в употреблении стилистически окрашенных слов в инородном стиле. Единство стиля – важная компонента любой работы. (Лексика и Развитие речи). Как правило, ученики используют сниженную лексику: разговорные, жаргонные слова, просторечную лексику.

Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору (Попечитель богоугодных заведений заискивает перед ревизором). В этом эпизоде главный герой накосячил. (В этом эпизоде главный герой допустил просчет / совершил ошибку).

Стилистический и смысловой разнобой между частями предложения:

Рыжий, толстый, здоровый, с лоснящимся лицом, певец Таманьо привлекал Серова как личность огромной внутренней энергии. – Огромная внутренняя энергия, которой привлекал Серова певец Таманьо, сказывалась и в его внешности: массивный, с буйной рыжей шевелюрой, с брызжущим здоровьем лицом.

Л – логическая ошибка

Это ошибки логического построения текста. Среди них наиболее часто встечающаяся – отсутствие причинно-следственной связи:

Обломов воспитывался в деревне, поэтому ничего не умел делать сам.

К логическим ошибкам также следует отнести порядок слов в предложении, ведущий к искажению смысла:

Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе. – В мировой литературе есть немало произведений, повествующих о детстве автора.

Ф – фактическая ошибка

Это ошибки смысловые, искажение исходного содержания текста (в сочинении и изложении) (Развитие речи)

Z – нарушение абзацного членения

Текст неверно разделен на микротемы, абзацы (Синтаксис и Развитие речи)

Отдельным видом ошибок следует, пожалуй, выделить бедность и однообразие используемых синтаксических конструкций.

Мужчина был одет в прожженный ватник. Он был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью. – Мужчина был одет в грубо заштопанный прожженный ватник, хотя сапоги были почти новые, носки оказались изъедены молью.

Это очень серьезный недостаток ученических работ. И очень распространенный.

Классификация ошибок (условные обозначения)

Вид ошибки

Условные обозначения ошибки

В чем заключается ошибка

Как исправить ошибку

1.Ошибки в

содержании

С

Не основная мысль (тема не раскрыта) в выражена сочинении.

Есть что-то лишнее.

[ ]

Переписать предложение заново без этого слова или словосочетания.

О чем-то сказано недостаточно, пропущено слово, целая фраза или предложение.

V

Переписать данное предложение заново, добавив необходимое слово, фразу или предложение.

Мысли излагаются непоследовательно, нарушена логика

. Л

Переписать данное предложение заново, добавив необходимое слово, фразу или предложение.

Искажен факт текста

Ф

Переписать данное предложение заново, исправив фактическую ошибку.

2.Речевые ошибки и недочет

Р

Употреблено не то слово.

Переписать данное предложение заново, употребив необходимое слово.

Употреблено лишнее слово

[ ]

Использование однообразных по структуре предложений.

Переписать данное предложение

заново убрав лишнее слово.

Неоправданно повторяются слова (речевой повтор).

Р

Переработать данное предложение так, чтобы оно звучало грамматически правильно. Из нескольких простых предложений построить сложное и записать его.

3.Грамматические ошибки.

Г

Неправильно образовано слова или его форма.

Неправильно образовано словосочетание. Неправильно построено предложение.

Переписать словосочетание или все предложение, исправив данное слово.

Переписать словосочетание, исправив его.

Переписать предложение в исправленном виде.

4.Орфографические ошибки.

I

Слово написано неправильно.

Сделать работу над ошибками в слове.

5. Пунктуационные ошибки.

V

Неправильно поставлен или отсутствует знак препинания в предложении.

Переписать предложение в исправленном виде, подчеркнуть знак препинания, составить схему предложения, объясняющую постановку знака.

Орфографическая разминка.

1.ПРИ- Пр..ступник, пр..пятствие, пр..косновение, пр..одоление.

2.ПРЕ- Пр..града, пр..рода, пр..чина, пр..мер

3.-НН- Солё..ый, варё..ый,соломе..ый, печё..ый.

4. Расст..лить,уп..рается,выт..реть,подб..ру.

5. (в)перёд, (на)угад, (в)дребезги, (с)разбегу.

Самопроверка.

Ответ ученика:

  1. прикосновение (приставка обозначает присоединение)

  2. преграда (близкое к значению приставки пере-)

  3. соломенный (две буквы НН пишутся в прилагательных, образованных с помощью суффикса -енн-

  4. упирается ( в корнях с чередованием гласных е-и пишется И, если есть после корня суффикс -А-)

  5. с разбегу (наречие)

Динамическая пауза

Редактирование текста.

— Перед вами текст, в котором надо найти ошибки. Ученик читает текст.

Утро в лесу.

Мы в горах. Высокие стройные сосны окружили нас со всех сторон, образуя уходящий в даль коредор.

Капельки росы блестят на тонких проводах ведущих вглубь леса паутины.

Мы почти не дыша пробераемся в глубь боясь нарушить тишину. Кругом так красиво, что все с восторгом смотрят по сторонам. В низу поблёскивает озеро, окружённое соснами. В верху зеленеет и пистреет цветами луг.

Далеко за лугом виднеется река, на берегу реки ростут ракиты и ели, некоторые из них склонились на бок.

Река течёт сначала тонким ручейком, а потом в низу становится всё полноводнее.

Вы должны выступить в роли проверяющих. Исправьте все ошибки и подумайте, на какое правило больше всего ошибок в этом тексте? (На правописание наречий)

— Найдите пунктуационные ошибки. (Причастный и деепричастный обороты)

Работа по таблице.

Пишу правильно

Объясняю

Подтверждаю примерами

вдаль

уходящий (куда?) вдаль. Наречия места пишутся слитно.

Вглубь, вверх, вниз

коридор

словарное слово

блестят

Чередующаяся гласная в корне слова (-блест-, -блист-). Пишется корень -блист-, когда за ним следует суффикс -а- (например, блистающий). В остальных случаях пишется корень -блест- (например, блестит).

Актриса могла блИстАть своим нарядом, а ее спутник блИстАл красноречием

пробираемся

В корнях с чередующимися гласными е-и (бер- — бир-, пер- — пир-, мер- — мир-, стел- -стил, дер- -дир и др. ) буква и пишется только тогда, когда после корня следует суффикс

-а-

вытереть, замереть,

протираем, выбираем

пестреет

Правописание безударных гласных, проверяемых ударением

Пестреет – пестрый, беговая — бег

растут

В корне раст-/ращ- пишется буква а перед согласными ст и щ

растить ребенка, зеленое растение, нарастающий грохот, проращенное зерно, подрастающее поколение, выращенный сад, отрастить бороду и усы.

Исправь предложения из текста «Рассказ дрессировщика»

1.Когда я подобрал подходящую лису, я стал её дрессировать.

2. Однажды, когда Плутовка почувствовала у меня в руках мясо, лиса встала на задние лапы и потянула мой халат зубами.

Учитель: — Устраните слово «когда», заменяя глаголы деепричастным оборотом.

Ответ: 1. Подобрав подходящую лису, я стал её дрессировать.

2. Однажды, почувствовав у меня в руках мясо, лиса встала на задние лапы и потянула мой халат зубами.

Вот на экране отрывок из одного сочинения. Здесь нарушен порядок предложений. Как надо переставить предложения, чтобы они были связаны?

1) Радостные чувства вызывает эта картина. 2) Краски яркие: оранжевые берёзы, голубая река, зелёный луг. 3)Она мне очень понравилась.

Ответ: 2,1,3

Индивидуальная работа над ошибками

Рефлексия учебной деятельности

-Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?

— Как вы считаете, справились ли вы сегодня с заданиями?

-Легко ли вам было и нет? Ответ объясните..

Домашнее задание

11

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Задания для детей найди ошибку
  • Задание проверить текст на ошибки
  • Задание найди ошибку английский язык
  • Задание найди и исправь ошибки 2 класс
  • Задание на грамматические ошибки 11 класс егэ