План-конспект
урока по профориентации в 9 классе
Тема занятия: «Ошибки в выборе профессии»
Тип занятия: урок-сообщение нового
материала.
Цель занятия: расширение знаний учеников по теме
«Ошибки в выборе профессии», выявление основных причин неправильного выбора.
Задачи занятия:
·
дидактическая – познакомить
учащихся с понятиями ошибок в выборе профессии;
·
развивающая – способствовать
развитию навыков коммуникативности, анализа ситуаций, саморефлексии;
·
воспитательная – воспитывать у
учеников бережное, ответственное отношение к своему выбору.
План занятия:
·
Особенности ошибок в выборе
профессии
·
Основные виды ошибок, их
подробное рассмотрение
·
Анализ ситуаций, выполнение
заданий
Ход урока
« Добрый день, ребята! Давайте для
начала отметим тех, кто сегодня присутствует. [пауза]
На сегодняшнем уроке мне бы очень
хотелось поговорить с вами об очень важной проблеме в жизни человека, а именно
об ошибке в выборе профессии. Думаю, многие из вас согласятся с тем, что очень
сложно выбрать из множества профессий одну, да ещё и такую, чтобы душа к ней
лежала. Есть вероятность того, что человек ошибётся.
Уточним значение слова «ошибка». Если вы неровно отрежете кусок хлеба, то никто
не посчитает это ошибкой. Если парикмахер криво подстрижет челку, то у него
могут возникнуть проблемы с клиентом. Еще тяжелей будут последствия такой
ошибки в работе закройщика. Страшно представить, что случится, если лишнее
отрежет хирург!
Ошибка может быть связана с отсутствием, недостатком или искажением информации.
Например, человек имеет смутное представление о своих способностях. Иногда
заниженное, чаще завышенное. Так же, молодые люди слишком мало информированы о
содержании будущей профессии.
Чаще всего младшие
школьники хотят быть учителями, врачами, знаменитостями, воспитателями,
милиционерами, продавцами, космонавтами, пограничниками, летчиками.
Ребята, кем же вы хотели
стать в детстве?
Педагог заслушивает
ответы учащихся.
В старших классах
предпочтения меняются: круг выбираемых профессий сужается до трех-пяти, о
содержании которых знают понаслышке. Не последнюю роль в искажении выбора
играют взрослые, формируя у детей предубеждения против некоторых профессий.
Как вы считаете, какие
профессии чаще всего вызывают такие предубеждения?
Предполагаемые ответы: актер,
музыкант, модель, фотограф, рабочий и т.д.
Да, все верно. Действительно, чаще
всего опасения родителей вызывают творческие профессии, поскольку в них сложно
добиться успеха (пробуют многие, а получается у единиц). Стоит отметить, что
предубеждения касательно рабочих профессий стали складываться только после
революции. Веками Россия славилась своими ремесленниками. Это обеспечивало
особый уклад в нашей экономике еще в начале XX века, когда наша продукция с
успехом конкурировала на европейском рынке.
Далее,
мы рассмотрим основные ошибки в выборе профессии.
Итак, одна из
самых распространенных ошибок при выборе профессии-это выбор из
соображений «престижа». Но «престиж» — понятие относительное. Сто лет назад
профессия шофера считалась более престижной, чем профессия актера.
Нередко молодые люди, повинуясь стадному
инстинкту, выбирают профессию «за компанию», забывая, что не существует
двух одинаковых людей, что выбирается образ жизни на долгие годы, а не компания
для пикника.
У каждого из вас есть любимые учителя,
которые любят и знают свой предмет. Такие люди передают не только знания, но и
свое отношение к предмету. Как ни странно, в этом случае вы тоже рискуете
ошибиться в выборе профессии, если отождествите интерес к преподавателю
и его предмету со своей будущей профессией. Школьные годы пройдут, любимого
учителя рядом уже не будет, а дело, которое виделось таким привлекательным,
может оказаться чужим и неудобным, как одежда с чужого плеча.
Нередко
интерес к профессии вспыхивает под влиянием прочитанной книги или увиденного
фильма. Посмотрел мальчик сериал «Доктор Хаус» -захотел стать врачом, прочитала
девочка книгу Екатерины Вильмонт «Криминальные каникулы» и захотела стать
сыщиком.
Юная англичанка по имени Маргарет решила стать химиком, закончила
Оксфордский университет и даже устроилась на завод по изготовлению пластмасс.
Но вскоре поняла, что ошиблась в выборе профессии, и круто изменила свою жизнь.
Не став великим химиком, Маргарет Тэтчер стала великим политиком. Уместно
воспользоваться ее советом: «Припомните, какой день принес вам наибольшее
удовлетворение. Не тот, что вы провели в праздности и безделье, а тот, когда на
вас навалилась гора дел, — и вы с ними справились».
Люди, подверженные чужому
влиянию, не имеющие своих взглядов, чаще, чем нужно, следуют чужим советам. На
них влияет всё: телесериалы, советы случайных людей, мода.
Давайте
теперь коротко запишем вышесказанное.
Все ошибки,
допускаемые при выборе профессии, можно разделить на три группы: незнание мира
профессий, незнание себя, незнание правил выбора профессии (табл. 1).
1.
Типичные ошибки при выборе
профессии
Незнание мира профессий |
Незнание |
Незнание |
Устаревшие представления |
Необъективная оценка |
Отождествление учебного |
Чуть
поподробнее остановимся на каждой из этих групп ошибок.
Незнание
мира профессий. Одна из
главных причин неправильного выбора профессии – слабая информированность о мире
профессий. Представления о профессиях часто бывают неполными, искаженными, что
ведет к переоценке своей пригодности и ошибкам.
Прежде всего,
каждый должен быть осведомлён о том, какие профессии существуют в обществе,
много ли их, каковы объекты, цели, орудия, условия труда, которые они
предъявляют к способностям человека, особенностям его личности.
Немало ошибок
при выборе профессии связано с устаревшими представлениями о характере и
условиях труда по конкретной профессии.
Практически
все профессии непрерывно меняют свой прежний облик, нередко за старым названием
скрывается совершенно новый характер труда. Вот почему необходимо стремиться
получить информацию, узнать именно о современном облике конкретной профессии.
Реальная
ценность профессии часто не соответствует рассуждениям о её престижности. Как
вы думаете, какие профессии более престижны у современной молодёжи?
Педагог
заслушивает ответы учащихся.
Незнание
себя. Мы уже говорили о том, как
многогранен и разнообразен внутренний мир человека. И у каждого он свой –
неповторимый, индивидуальный. Каждый из вас должен познать его в самом себе.
Повторяю, сделать это не просто. Нужно стараться наблюдать за собой как бы со
стороны, взвешивать и оценивать свои способности. Со временем эти оценки могут
меняться. Это закономерно: ведь человек живет, развивается, у него меняются
интересы, взгляды, желания, он лучше осознает себя. Например, вы
малообщительный человек, склонны к уединению. А выбираете профессию менеджера,
требующую постоянных и разнообразных контактов с людьми.
Вы уже
знаете, что человек не рождается с готовыми, сформированными способностями. У
него в младенчестве есть только определенные задатки, генетические наклонности.
Как вы
считаете, когда их следует начинать развивать?
Педагог
заслушивает ответы учащихся.
Конечно,
лучше с младшего возраста, потому что возможности обучения с возрастом падают. Например,
если автоматизм управления автомобилем у десятилетних вырабатывается за 4 часа,
то у взрослых – только за 50 часов.
Попытайтесь
познать особенности своей личности, свои способности, состояние здоровья, чтобы
все это учесть при выборе профессионального пути. И если вам удастся избежать
промахов, то есть большая вероятность того, что вы правильно выберете профессию
в соответствии со своими склонностями и способностями («хочу» и «могу»).
Незнание
правил выбора профессии. Некоторые из
вас часто автоматически переносят интерес к школьному предмету на профиль
будущей профессии: «Увлекаюсь физикой – стану физиком», «Люблю географию,
историю – буду геологом, историком». Возможно, вам действительно нравится
химия, но это ещё не значит, что экспериментальные опыты, связанные с
выделением резко пахнущих газов типа сероводорода, доставят интерес,
удовольствие. Может быть, вы увлекаетесь уроками литературы, но одно дело –
любить читать книги и совсем другое – стать преподавателем литературы, не имея
педагогических способностей, или заниматься литературным трудом, не владея
писательским даром.
Не всегда
любовь к школьному предмету без реальной оценки личных возможностей может
подсказать правильность выбора профессии.
Так же
рискованно переносить благожелательное личностное отношение к человеку на его
профессию.
Часто
говорят: «Стану, как мама, бухгалтером», «Буду, как папа, хирургом». В таких
случаях надо проверить согласованность личного желания со своими
индивидуальными способностями, а также потребностями рынка труда.
Случается и
такое, что выпускники подают документы в учебное заведение «за компанию».
Нередко это вызвано неосознанной боязнью расстаться с привычным окружением. Но
сделать какой-то выбор приходится даже самым нерешительным. Обычно не каждый из
них может определить свое будущее, а потому тянется к тем, кто увереннее и
смелее. Часто через год-полтора учебы в техникуме или вузе возникает чувство
разочарования, недовольства.
Задание
1. Игра «Оптимисты и скептики».
Каждая профессия
имеет свои плюсы и минусы. Проанализируем профессии, записав в одну колонку их
достоинства, а в другую -их недостатки.(табл.2)
2.Плюсы
и минусы профессии.
ПРОФЕССИЯ |
|
«плюсы» |
«минусы» |
Примечание. Это
задание ребята могут выполнять индивидуально или в командах у доски,
разделенной на две части. Необходимо затронуть следующие вопросы: какое
значение имеет эта профессия для общества? Какой труд в ней используется? Имеет
ли профессия медицинские противопоказания? Какими качествами должен обладать
профессионал? За каждую обоснованную характеристику команда получает один балл.
Выигрывает команда, набравшая больше баллов.
Можно распределить любые
три профессии по рядам, а «оптимистов» и «скептиков» — по вариантам. Ребята
работают самостоятельно в течение 6–8 минут, а затем по очереди называют
характеристики. В этом случае ученики, предложившие большее число
аргументированных характеристик, поощряются оценкой. В заключение можно
обратиться к ребятам с вопросами: «Кто из вас хотел бы выбрать эту профессию?
Чем она вас привлекает? Может ли одна и та же характеристика быть для одних
людей преимуществом, а для других — недостатком? Изменилось ли ваше
представление о профессиях, которые вы анализировали?»
Задание 2. Упражнение по
профориентации «Основной мотив твоего выбора»
Мотив – (от лат. movere — приводить в движение, толкать)
побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта;
совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и
определяющих ее направленность; побуждающий и определяющий выбор
направленности деятельности предмет, ради которого она осуществляется.
Выделяют
несколько групп мотивов выбора профессии:
1.
Социальные (желание своим трудом способствовать общественному
процессу, занять достойное место в обществе в соответствии с интересами и
возможностями);
2.
Моральные (приносить пользу людям, оказывать им помощь, общение);
3.
Эстетические (стремление к красоте, гармонии, желание работать по
специальности, связанной с прекрасным);
4.
Познавательные (связаны со стремлением к овладению специальными
знаниями, проникновением в сущность профессиональной деятельности);
5.
Творческие (возможность быть оригинальным, неповторимым);
6.
Материальные (стремление иметь высокооплачиваемую работу, льготы);
7.
Престижные (стремления, позволяющие достичь видного положения в
обществе, избрание профессии, обеспечивающей быстрое продвижение по службе,
профессии, которая ценится среди друзей и знакомых);
8.
Утилитарные (возможность работать в городе, иметь «чистую работу»,
близко к дому, легкость поступления в вуз, на работу, советы и примеры друзей и
знакомых).
Это упражнение помогает разобраться в том, что же двигает человеком при
выборе профессии (распечатка 16 основных мотивов выдается каждому участнику).
Список включает 16 фраз:
·
«Желание быть полезным для общества»
·
«Занять достойное место в обществе»
·
«Общение с людьми»
·
«Помощь людям»
·
«Желание создавать прекрасное»
·
«Быть в гармонии со своей работой»
·
«Желание узнавать новую и полезную информацию»
·
«Желание уметь то, что многим покажется невозможным»
·
«Возможность проявить себя как творческую личность»
·
«Желание создать что либо уникальное»
·
«Высокая заработная плата»
·
«Возможные льготы»
·
«Возможность карьерного роста»
·
«Одобрение среди близких и друзей»
·
«Возможность иметь экологически чистую и не вредную работу»
·
« Лёгкая работа, не доставляющая особых трудностей»
Учитель дает задание: зачеркнуть 8 из 16 мотивов, которые к тебе меньше
всего относятся. У ребят остается 8 мотивов. Следующие задание — зачеркнуть 4
мотива, которые в меньшей степени руководят тобой. Потом нужно исключить еще 2
менее важных из четырех. Потом удаляем ещё один из двух. Подводим итог этого
упражнения (каждый подросток зачитывает свой мотив, который остался у него не
зачеркнутый). Вывод делается учителем исходя из ответов детей.
???
???
???
???
Всем добрый день! Давайте отметим, кто сегодня присутствует. [Пауза]
Сегодня я хотела бы поговорить с вами об ошибках в выборе профессии. Из огромного множества профессий выбрать одну, да ещё такую, чтобы душа к ней лежала, довольно трудно. Велика вероятность ошибки.
Уточним значение слова «ошибка». Если вы неровно отрежете кусок колбасы, то никто не сочтет это ошибкой. Если парикмахер криво подстрижет челку, у него могут быть проблемы с клиентом. Еще тяжелей будут последствия такой ошибки в работе закройщика. Страшно подумать, если лишнее отрежет хирург.
Ошибка может быть связана с отсутствием, недостатком или искажением информации. Например, человек имеет смутное представление о своих способностях. Иногда заниженное, чаще завышенное. Так же мало молодые люди информированы о содержании будущей профессии: «знал бы, что ждет космонавтов, лучше бы в рабочие пошел!»
Младшие школьники хотят быть учителями, врачами, инженерами, воспитателями, милиционерами, продавцами, космонавтами, пограничниками, сварщиками, летчиками.
Кем вы хотели стать в детстве?
Педагог заслушивает ответы учащихся.
В старших классах предпочтения меняются: круг выбираемых профессий сужается до трех-пяти, о содержании которых знают понаслышке. Не последнюю роль в искажении выбора играют взрослые, формируя у детей предубеждения против некоторых профессий.
Как вы считаете, какие профессии чаще всего вызывают такие предубеждения?
Предполагаемые ответы: актер, музыкант, модель, фотограф, рабочий и т.д.
Да, молодцы, все верно. Действительно, часто опасения родителей вызывают творческие профессии, поскольку в них сложно добиться успеха (пробуют многие, а получается у единиц). Кстати, предубеждения касательно рабочих профессий стали складываться только после революции. Веками Россия славилась своими ремесленниками. Это обеспечивало особый уклад в нашей экономике еще в начале XX века, когда наша продукция с успехом конкурировала на европейском рынке.
Итак, каковы же основные ошибки в выборе профессии?
Одна из самых распространенных ошибок при выборе профессии — выбор из соображений «престижа». Но «престиж» — понятие относительное. Сто лет назад профессия шофера считалась более престижной, чем профессия актера. Что касается моды на профессию, то, как говорил К.С.Станиславский, мода существует только для тех, кто не умеет одеваться сам.
Нередко молодые люди, повинуясь стадному инстинкту, выбирают профессию «за компанию», забывая, что не существует двух одинаковых людей, что выбирается образ жизни на долгие годы, а не компания для пикника.
У каждого из вас есть любимые учителя, которые любят и знают свой предмет. Такие люди передают не только знания, но и свое отношение к предмету. Как ни странно, в этом случае вы тоже рискуете ошибиться в выборе профессии, если отождествите интерес к преподавателю и его предмету со своей будущей профессией. Школьные годы пройдут, любимого учителя рядом уже не будет, а дело, которое виделось таким привлекательным, может оказаться чужим и неудобным, как одежда с чужого плеча.
Нередко интерес к профессии вспыхивает под влиянием прочитанной книги или увиденного фильма. Сделаем краткий экскурс в историю кино, чтобы увидеть, как оно влияло на выбор профессии целых поколений.
Сороковой год. На экраны выходит фильм «Светлый путь». В главной роли — Любовь Орлова. Вживаясь в образ, актрисе пришлось три месяца осваивать премудрости ткацкого дела на Глуховском комбинате. Тысячи девчонок ринулись в легкую промышленность, подражая любимой актрисе. Их ждало разочарование — оказалось, что работа в цехе совсем не похожа на киношную сказку. Но зато легкая промышленность была на долгие годы обеспечена рабочей силой.
Потом будут фильмы о строителях, физиках, офицерах — строительные площадки, лаборатории и казармы пополнятся молодыми и доверчивыми людьми, выбравшими профессию после просмотра фильма.
В начале девяностых годов резко повысился конкурс в медицинские институты — это прошли сериалы «Доктор Куин — женщина-врач» и «Скорая помощь». Благодаря сериалам «Менты», «Каменская», «Улицы разбитых фонарей» увеличилось число подростков, мечтающих работать в правоохранительных органах. Насмотревшись «Дальнобойщиков», даже некоторые девушки захотели стать водителями грузовых машин. «Агент национальной безопасности», «Адвокат», «Риелтор» — продолжите этот список сами. Сегодня многие юноши и девушки, насмотревшись сериала «Солдаты», захотели в армию.
Люди, подверженные чужому влиянию, не имеющие своих взглядов, чаще, чем нужно, следуют чужим советам. На них влияет всё: телесериалы, советы случайных людей, мода. Конечно, ошибка в выборе профессии — не фатальна. Многие известные люди отмечали роль случая в выборе жизненного пути и вероятность иных вариантов. Выдающийся окулист В.П. Филатов мог стать известным художником, а профессию врача выбрал потому, что она показалась ему более нужной людям. Кто такой А.П. Бородин: выдающийся музыкант или химик? «Если бы мне иметь сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня», — писал В.Я. Брюсов, ученый и поэт.
…Юная англичанка по имени Маргарет решила стать химиком, закончила Оксфордский университет и даже устроилась на завод по изготовлению пластмасс. Но вскоре поняла, что ошиблась в выборе профессии, и круто изменила свою жизнь. Не став великим химиком, Маргарет Тэтчер стала великим политиком. Уместно воспользоваться ее советом: «Припомните, какой день принес вам наибольшее удовлетворение. Не тот, что вы провели в праздности и безделье, а тот, когда на вас навалилась гора дел, — и вы с ними справились».
…Я хотел быть военным моряком, и мне удавалось до окончания средней школы прочитать почти все, что было написано о военных моряках русского флота. Казалось, поступая в военно-морское училище в г. Владивостоке, я поступаю в точном соответствии с велением моей природы. А на самом деле это было компенсаторным стремлением заменить те недостатки характера, которые были свойственны мне: нерешительность, недостаток уверенности в отношениях с другими и стремление к подчинению авторитетам. Когда же я был отчислен с третьего курса по состоянию здоровья, то, несмотря на тайное чувство освобождения от тягот военной службы, я пережил это как личное несчастье. Теперь же я уверен в том, что если бы этого не случилось, не заболей я, то наш флот приобрел бы плохого офицера… Если мы думаем, что все проблемы можем решать с помощью психолога, то мы добросовестно заблуждаемся… Каждый сам выбирает свою профессию и сам должен ошибаться, чтобы понять свои ошибки. Никто не в состоянии решить вместо нас эту проблему, ни психологи, ни родители…
(Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. — М., 1991).
Давайте теперь коротко запишем вышесказанное.
Все ошибки, допускаемые при выборе профессии, можно разделить на три группы: незнание мира профессий, незнание себя, незнание правил выбора профессии (табл. 1).
- Типичные ошибки при выборе профессии
Незнание мира профессий |
Незнание себя |
Незнание правил выбора профессии |
Устаревшие представления о характере и условиях труда в конкретной профессии. Предубеждения в отношении престижности профессии. |
Необъективная оценка своих способностей (завышение или занижение), незнание своего здоровья. Неумение, а иногда нежелание соотнести свои способности с требованиями профессии. |
Отождествление учебного предмета с профессией. Перенос своего отношения к человеку на профессию. Выбор профессии «за компанию». Неумение определить пути получения профессии. |
Чуть поподробнее остановимся на каждой из этих групп ошибок.
Незнание мира профессий. Одна из главных причин неправильного выбора профессии – слабая информированность о мире профессий. Представления о профессиях часто бывают неполными, искаженными, что ведет к переоценке своей пригодности и ошибкам.
Прежде всего, каждый должен быть осведомлён о том, какие профессии существуют в обществе, много ли их, каковы объекты, цели, орудия, условия труда, которые они предъявляют к способностям человека, особенностям его личности.
Немало ошибок при выборе профессии связано с устаревшими представлениями о характере и условиях труда по конкретной профессии.
Практически все профессии непрерывно меняют свой прежний облик, нередко за старым названием скрывается совершенно новый характер труда. Вот почему необходимо стремиться получить информацию, узнать именно о современном облике конкретной профессии.
Реальная ценность профессии часто не соответствует рассуждениям о её престижности. Как вы думаете, какие профессии более престижны у современной молодёжи?
Педагог заслушивает ответы учащихся.
В вузах самые большие конкурсы в театральные институты и художественные, институты финансового и юридического профиля. Задумайтесь над тем, что получится, если из 10 девятиклассников один станет станочником, а остальные – парикмахерами или из 10 выпускников средней школы 9 пойдут в режиссеры и только один – в политехнический институт.
Конечно, реальная жизнь внесет свои поправки в ваши планы, но, может быть, разумнее заранее избежать таких ошибок? Как говорят, не место красит человека, а человек – место.
Понятие престижности как явление моды приходит и уходит.
Незнание себя. Мы уже говорили о том, как многогранен и разнообразен внутренний мир человека. И у каждого он свой – неповторимый, индивидуальный. Каждый из вас должен познать его в самом себе. Повторяю, сделать это не просто. Нужно стараться наблюдать за собой как бы со стороны, взвешивать и оценивать свои способности. Со временем эти оценки могут меняться. Это закономерно: ведь человек живет, развивается, у него меняются интересы, взгляды, желания, он лучше осознает себя. Например, вы малообщительный человек, склонны к уединению. А выбираете профессию менеджера, требующую постоянных и разнообразных контактов с людьми.
Вы уже знаете, что человек не рождается с готовыми, сформированными способностями. У него в младенчестве есть только определенные задатки, генетические наклонности.
Как вы считаете, когда их следует начинать развивать?
Педагог заслушивает ответы учащихся.
Конечно, лучше с младшего возраста, потому что возможности обучения с возрастом падают. Например, если автоматизм управления автомобилем у десятилетних вырабатывается за 4 часа, то у взрослых – только за 50 часов. Премудрости сложного производства подросток может постичь за 1-2 года, в то время как взрослый – за 10 лет. В детстве легче всего освоить персональный компьютер. Если же своевременно не развивать способности, то постепенно они атрофируются.
Попытайтесь познать особенности своей личности, свои способности, состояние здоровья, чтобы все это учесть при выборе профессионального пути. И если вам удастся избежать промахов, то есть большая вероятность того, что вы правильно выберете профессию в соответствии со своими склонностями и способностями («хочу» и «могу»).
Незнание правил выбора профессии. Некоторые из вас часто автоматически переносят интерес к школьному предмету на профиль будущей профессии: «Увлекаюсь физикой – стану физиком», «Люблю географию, историю – буду геологом, историком». Возможно, вам действительно нравится химия, но это ещё не значит, что экспериментальные опыты, связанные с выделением резко пахнущих газов типа сероводорода, доставят интерес, удовольствие. Может быть, вы увлекаетесь уроками литературы, но одно дело – любить читать книги и совсем другое – стать преподавателем литературы, не имея педагогических способностей, или заниматься литературным трудом, не владея писательским даром.
Не всегда любовь к школьному предмету без реальной оценки личных возможностей может подсказать правильность выбора профессии.
Так же рискованно переносить благожелательное личностное отношение к человеку на его профессию.
Часто говорят: «Стану, как мама, бухгалтером», «Буду, как папа, хирургом». В таких случаях надо проверить согласованность личного желания со своими индивидуальными способностями, а также потребностями рынка труда.
Случается и такое, что выпускники подают документы в учебное заведение «за компанию». Нередко это вызвано неосознанной боязнью расстаться с привычным окружением. Но сделать какой-то выбор приходится даже самым нерешительным. Обычно не каждый из них может определить свое будущее, а потому тянется к тем, кто увереннее и смелее. Часто через год-полтора учебы в техникуме или вузе возникает чувство разочарования, недовольства.
Задание 1. По горячим следам.
Перечислите причины возможных ошибок в выборе профессии.
Учащиеся в тетради записывают типичные ошибки.
Задание 2. Игра «Оптимисты и скептики».
Каждая профессия имеет свои плюсы и минусы. Проанализируем профессии, записав в одну колонку их достоинства, а в другую — их недостатки.
Профессия: |
|
Профессия: |
|
Профессия: |
|
Примечание. Это задание ребята могут выполнять индивидуально или в командах у доски, разделенной на две части. Необходимо затронуть следующие вопросы: какое значение имеет эта профессия для общества? Какой труд в ней используется? Имеет ли профессия медицинские противопоказания? Какими качествами должен обладать профессионал? За каждую обоснованную характеристику команда получает один балл. Выигрывает команда, набравшая больше баллов.
Можно распределить любые три профессии по рядам, а «оптимистов» и «скептиков» — по вариантам. Ребята работают самостоятельно в течение 6–8 минут, а затем по очереди называют характеристики. В этом случае ученики, предложившие большее число аргументированных характеристик, поощряются оценкой. В заключение можно обратиться к ребятам с вопросами: «Кто из вас хотел бы выбрать эту профессию? Чем она вас привлекает? Может ли одна и та же характеристика быть для одних людей преимуществом, а для других — недостатком? Изменилось ли ваше представление о профессиях, которые вы анализировали?»
Задание 3. «Круг чтения».
Прочитайте отрывок из рассказа А.Чехова.
«Бездарный ученый, тупица, прослужил 24 года, не сделав ничего хорошего, дав миру десятки таких же бездарных ученых, как он сам. Тайно по ночам он переплетает книги – это его истинное призвание… К нему ходит переплетчик, любитель учености. Тайно по ночам занимается наукой.»
Обсудить с учащимися отрывок по следующим вопросам:
- Что вы можете сказать об этих людях?
- Счастливы ли они в своей профессиональной деятельности?
- Какой выход нашли из сложившейся ситуации?
- Хотели бы вы быть похожими на них?
Задание 4. «Из учебника»
Внимательно прочитайте поучительные истории, рассказанные реальными людьми. Представьте, что бы вы могли сказать в ответ на их признания, оценив правильность выбора ими профессии.
Задание выполняется по рядам. Затем представитель от каждого ряда зачитывает доставшуюся его ряду историю и формулирует коллективный ответ.
Педагог делает выводы о выполнении упражнения, предлагает учащимся высказаться о занятии.
Домашнее задание. Дома на отдельных листочках напишите, пожалуйста, ответы на следующие вопросы:
- Какие профессии в последнее время пользуются особой популярностью?
- Почему эти профессии считаются престижными?
- Как скажется избыток этих специалистов на рынке труда?
- Встречались ли вам взрослые, которые ошиблись в выборе профессии?
- Как они живут и что чувствуют?
Слишком много не пишите. Старайтесь в своих ответах отразить самую суть.
Я хочу поблагодарить всех за внимание, а отдельно за активную работу — … (имена). Всем спасибо! До следующей встречи!
1 мин
1 мин
1 мин
1 мин
1 мин
4 мин
4 мин
1 мин
1 мин
1 мин
1 мин
1 мин
2 мин
10 мин
4 мин
5 мин
2 мин
3 мин
1 мин
План-конспект занятия по профориентации
Тема «Ошибки при выборе профессии»
Цель занятия: ориентация учащихся на правильный выбор будущей профессии с учетом их способностей и психологических особенностей
Задачи занятия:
-
корекционно-развивающие: развитие логического и абстрактного мышления; развитие памяти, внимания, воображения, развитие умений осуществлять рефлексивную деятельность.
-
образовательные: ознакомление с основами правильного выбора профессии, выявление профессиональных интересов, помощь в сопоставлении своих возможностей с требованиями выбираемых профессий.
-
воспитательные: формирование интереса к учебе, предмету; формирование самостоятельности, формирование стремления к познанию себя, совершенствованию своих навыков.
Оборудование:
-
для учителя:
компьютер, проектор, презентация «Ошибки при выборе профессии».
-
для учащихся:
листы, ручки.
Методы и приёмы: словесный (беседа, рассказ), наглядный (метод иллюстраций).
Используемые психолого-педагогические технологии: технология деловых игр, информационно-коммуникативные технологии, технология развития критического мышления, технология сотрудничества, мультимедиа технологии.
Ход занятия
1.Организационный момент:
-
Организация рабочего места;
-
Приветствие;
2. Основная часть
Притча. Несчастный хирург
Один доктор стал величайшим хирургом своей страны и стал президентом Национального общества хирургов. По этому поводу было устроено торжественное празднество в его честь. Но он был печален.
К нему подошел его друг и сказал:
– Ты добился того, о чем многие даже не мечтают – стал величайшим хирургом. Почему же ты так печален?
– Всё дело в том, что я преуспел в том, чего никогда не хотел, – сказал хирург, – я никогда не хотел быть хирургом и теперь от этого не убежишь. Если бы я потерпел неудачу, тогда бы у меня был шанс, и я мог бы заняться своим любимым делом. Но теперь я чувствую себя прикованным к делу, которое мне не по нраву.
– Ты, должно быть, шутишь? – воскликнул друг. – Самая большая честь для хирурга – стать президентом Национального общества. Твоя жена счастлива, твои дети счастливы, тебе все оказывают величайшее уважение!
– Но я не уважаю сам себя – вот что скверно. Я хотел стать танцором, но мои родители были против, и я им подчинился. Я был слабовольным. И теперь я несчастен оттого, что, став великим хирургом, я остался самым посредственным в том деле, которому мечтал посвятить свою жизнь.
История Демосфена
Дебют Демосфена постиг полный крах – публика подняла его на смех, постоянно прогоняла со сцены и так и не дала новоиспечённому оратору договорить. Объясняется это вполне логично: Демосфен говорил еле слышно, «жевал» слова, картавил и заикался. Да и невербальная сторона выступления оставляла желать лучшего – то и дело плечо оратора подёргивалось, а сам он держался на публике до боли смешно.
Он решил любыми мыслимыми и немыслимыми способами избавиться от своих речевых недостатков. Немногим позже Демосфен уединился, а чтобы не было желания нарушить данное себе обещание, наполовину обрил свою голову. Он принял решение упражняться ежедневно по несколько часов до тех пор, пока волосы на его голове не отрастут. Одним из его упражнений было набирать в рот небольшие камешки и стараться говорить чётко и ясно. А чтобы развить дыхание и силу голоса, он громко читал стихи во время подъёма на гору. Также он прогуливался по берегу моря и говорил так громко, чтобы его голос заглушал шум прибоя.
Для избавления от картавости Демосфен приобрёл щенка, а затем слушал его рычание и повторял издаваемые собачонкой звуки. Подёргивание же плечом оратор решил одолеть воистину необычным методом – используя острый меч. Оружие было подвешено к потолку, и Демосфен репетировал, вставая так, чтобы острие меча касалось плеча всякий раз, когда оно подёргивается. Таким образом он смог добиться контроля над телом. Что же касается жестов и владения пространством, то Демосфен, дабы свободно держаться на выступлениях, брал уроки у своего друга-актёра.
Всё это позволило Демосфену стать настоящим профессионалом своего дела.
Рассказ с элементами беседы об ошибках при выборе профессии сопровождается показом презентации
Слайд 1-5. Беседа с учащимися о том что, правильный выбор профессии – путь к успеху. Рассуждение о том, что никогда не поздно поменять свою профессию
Слайд 6-20. Ошибки при выборе профессии:
-
«Близорукость» – уверенность в неизменности престижа выбранной специальности
-
«Вуз-локомотив» – данная позиция заключается
в том, что главное – поступить, а там все пойдет само собой (но вуз не столько учит, сколько предоставляет возможность для самообучения)
-
«Неправильный образ Я» – неумение разобраться в своих способностях и мотивах выбора
-
«Незнание своего здоровья» – незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии
-
«Звездная болезнь» – автоматический перенос престижа специальности непосредственно на себя и подсознательный расчет на широкую известность
-
«Дорога вместо цели» – концентрация усилий исключительно на выборе вуза, а не на специальности, т.е институт стал самоцелью, а не средством
-
«Погоня за деньгами»
-
«Гипноз личности» – перенос отношения к человеку – представителю той или иной профессии на саму профессию
-
«Отказ от профессии», к которой «лежит душа», по причине кажущейся ее недостаточной серьезности. Все профессии важны
-
«Родительское благословение»
-
«Парадный вход» – оценка престижной работы только с внешней стороны, недооценка трудностей и тонкостей выбранной специальности
-
«Инерция движения» – поступление в вуз для того, чтобы отложить принятие решения по выбору специальности или избегания призыва в армию
-
«За компанию»
-
«Гипноз агитации» – попадание под влияние мнения знакомых и друзей, кумира, общественного мнения и моды
-
«Школьный успех» – отождествление учебного предмета с профессией
3. Завершение работы:
-
Подведение итогов. Рефлексия (что нового узнали, с чем познакомились, чему научились).
Занятие «Как избежать ошибок
в выборе профессии?»
Автор: Михеева Венера Александровна
Организация: МБОУ «Куженерская СОШ №2»
Населенный пункт: Республика Марий Эл, п. Куженер
Аннотация
Современные экономические и социальные условия предполагают постоянный мониторинг проблем профессиональной ориентации несовершеннолетних. Стало нормой такое социальное явление, как неоднократная смена профессии человеком на протяжении всего периода жизни. Полученное образование не гарантирует дальнейшее трудоустройство, успешную профессиональную самореализацию, карьеру. В связи с этим, выпускники образовательных учреждений не видят для себя ясного жизненного пути, неадекватно оценивают свою профессиональную перспективу. Всё это определяет актуальность проблемы подготовки подростков к дальнейшему жизненному определению, их ориентирование на востребованность профессий и свои реальные возможности в выполнении какого-либо вида труда.
Выбор профессии сложный и долгий мотивационный процесс. Особенно сложно он дается людям с ограниченными возможностями здоровья.
Главными задачами профориентации детей с ОВЗ являются всестороннее развитие личности и активизация самих детей в процессах определения себя, своего места в мире профессий, подготовка детей к самостоятельному, осознанному профессиональному и жизненному самоопределению, формирование способности планировать жизненный путь с учётом своих интересов, возможностей, ценностно-нравственных ориентиров и потребностей общества, успешная интеграция в социум.
Для детей с ОВЗ правильность выбора сферы трудовой деятельности принципиально важна в силу того, что выбор взаимосвязан с характером течения заболевания. А сама возможность адекватного профессионального выбора затруднена из-за объективных ограничений видов профессиональной деятельности, в которых может проявить себя человек с отклонениями и нарушениями в развитии и в силу искаженных представлений о собственных возможностях. Чтобы сделать осознанный выбор, подростку важно уметь анализировать свой характер, знания, умения, навыки и способности. Знание достоинств и недостатков своей личности составляют предпосылку успешного выбора и овладения профессией. Познание своих способностей, адекватная самооценка возможностей придает профессиональному самоопределению более осознанный и целенаправленный характер.
На средней ступени обучения общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, задача которого — создание системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда. Профильное обучение в предваряет предпрофильная подготовка — система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, организацию «пробы сил» и т. п. Занятие составлено на основе учебно-методического комплекта Резапкиной Г.В. «Психология и выбор професии»: Программа предпрофильной подготовки и Рабочая тетрадь учащегося. – М.: «Генезис», 2005.
Профильная ориентация помогает школьникам осознанно выбрать профиль обучения, активизирует процесс профессионального и личностного самоопределения. Занятие разработано с учетом целей и задач, поставленных в Концепции профильного обучения. В содержание занятия входят деловые и ролевые игры, проблемно-поисковые задачи, элементов исследовательской и проектной деятельности. Занятие разработано на основе традиционной классно-урочной системы с учетом принципов дифференцированного обучения и модульной организации учебного процесса. Эффективное преподавание занятия предполагает осознание педагогом цели урока и его места в учебном процессе, поддержку интереса и активности учащихся, опору на знания и жизненный опыт учащихся, контроль их деятельности.
Основная идея: профессионал — это человек, которому профессиональная деятельность позволяет удовлетворять практически все потребности, от низших до высших (самоуважение, самоактуализация). Профессионализм зависит не от содержания работы, а от квалификации, личностных качеств и мотивации человека. В профессионале все эти факторы гармонично сочетаются. Человек выбирает профессию и карьеру в соответствии со своими убеждениями и ценностями.
Ведущая идея данного занятия – помочь обучающимся в выборе будущего профессионального направления; дать им возможность получить реальный опыт применения качеств личности в различных областях профессиональной деятельности; проявить себя; добиться успеха. Помогает вооружить обучающихся прочными навыками самостоятельной умственной работы. А также помочь раскрыть учащимся возможные ошибки при выборе профессии; показать учащимся необходимость учета различных факторов в выборе профессии.
Ожидаемые результаты.
По окончании обучения учащиеся должны:
- Узнать какие ошибки при выборе профессии существуют.
- Рассмотреть технологию выбора профессии.
- Уметь полученные знания применять в обучении, в профессиональном становлении и в самосовершенствовании, грамотно и разумно использовать источники информации и психофизиологические ресурсы своей личности.
Содержание
Введение |
………………………………………………………………………………… 5 |
Основная часть |
………………………………………………………………………………… 5 |
Заключение |
………………………………………………………………………………. 10 |
Список литературы |
………………………………………………………………………………. 11 |
Приложение |
………………………………………………………………………………. 12 |
Введение
Каждое новое поколение выпускников школ, не желая учиться на ошибках прошедших этот непростой путь до них, стабильно продолжает наступать на одни и те же грабли при выборе идеальной для себя профессии. В этом занятии мы приведём наиболее распространённые ошибки, которые допускают школьники, абитуриенты, да и взрослые люди тоже, пытаясь найти ответ на извечные вопросы «Кем быть?», «Какую профессию выбрать?» и «Где учиться?».
Как правило, все нижеперечисленные ошибки выбора профессии не зависят от возрастной группы, но встречаются и уникальные варианты, которые, например, могут быть совершены только выпускниками школ, например, пойти учиться за компанию с друзьями или наперекор родителям. В конце занятия находятся полезные советы, которые призваны помочь предотвратить большинство ошибок, представляя собой небольшую дорожную карту с описание пошаговых действий для достижения цели.
Цель: расширить знания учеников по теме «Ошибки в выборе профессии», выявить основные причины неправильного выбора.
Задачи:
- Образовательная: познакомить учащихся с понятиями ошибок в выборе профессии;
- Развивающая: способствовать развитию навыков коммуникативности, анализа ситуаций, саморефлексии;
- Воспитательная: воспитывать у учеников бережное, ответственное отношение к своему выбору.
Формы работы: дискуссия, работа в группах, элементы мозгового штурма, рассказ, словесная иллюстрация, создание ситуации апперцепции и актуализации опорных знаний.
Материалы: листы бумаги; ручки; карандаши; проектор; компьютер; проблемные вопросы; список возможных ошибок, допускаемых при выборе профессии; карточки с заданиями.
Основная часть
— Всем добрый день!
Слайд 2
РЕФЛЕКСИВНАЯ МИШЕНЬ. Каждый участник (ручкой, карандашом) один раз в сектор «Моё настроение в начале занятия» «стреляет» в мишень, делая метку (точку, плюс и т. д.). Метка соответствует его оценке результатов состоявшегося взаимодействия. Если участник очень низко оценивает результаты, то метка ставится им в «молоко» или в поле «О» на мишени, если выше, то в поле «5». Если результаты оцениваются очень высоко, то метка ставится в «яблочко», в поле «10» мишени.
Обсуждение результатов заполнения листа.
— Вы находитесь сейчас на таком возрастном этапе, когда встает вопрос о необходимости профессионального самоопределения. Скажите, вы уже определились со своим выбором? (Ответы учащихся).
Сложность состоит в многообразии мира профессий, но выбрать нужно именно ту, которая соответствует личным интересам, способностям и возможностям.
Прочитайте, пожалуйста, цитату на СЛАЙДЕ:
Слайд 3 «Каждый сам выбирает свою профессию и сам должен ошибаться, чтобы понять свои ошибки. Никто не в состоянии решить вместо нас эту проблему, ни психологи, ни родители….» Ю.М.Орлов.
— Как вы понимаете эту фразу?
— Что для вас значит фраза: «сам должен ошибаться, чтобы понять свои ошибки»?
Мотивационная беседа.
— Как вы думаете, о чём мы будем говорить? (ответы учащихся)
Сегодня я хотела бы поговорить с вами об ошибках в выборе профессии. Из огромного множества профессий выбрать одну, да ещё такую, чтобы душа к ней лежала, довольно трудно. Велика вероятность ошибки.
(Постановка проблемных вопросов занятия)
— Что такое ошибка в выборе профессии?
— Чем она может быть вызвана?
— Каковы последствия ошибок?
(Проблемные вопросы вывешиваются на доске)
— На эти проблемные вопросы мы должны сегодня ответить.
Уточним значение слова «ошибка». Если вы неровно отрежете кусок колбасы, то никто не сочтет это ошибкой. Если парикмахер криво подстрижет челку, у него могут быть проблемы с клиентом. Еще тяжелей будут последствия такой ошибки в работе закройщика. Страшно подумать, если лишнее отрежет хирург.
Ошибка может быть связана с отсутствием, недостатком или искажением информации. Например, человек имеет смутное представление о своих способностях. Иногда заниженное, чаще завышенное. Так же мало, молодые люди информированы о содержании будущей профессии: «знал бы, что ждет космонавтов, лучше бы в рабочие пошел!»
Младшие школьники хотят быть учителями, врачами, инженерами, воспитателями, милиционерами, продавцами, космонавтами, пограничниками, сварщиками, летчиками.
— Кем вы хотели стать в детстве?
Педагог заслушивает ответы учащихся.
В старших классах предпочтения меняются: круг выбираемых профессий сужается до трех-пяти, о содержании которых знают понаслышке. Не последнюю роль в искажении выбора играют взрослые, формируя у детей предубеждения против некоторых профессий.
— Как вы считаете, какие профессии чаще всего вызывают такие предубеждения?
Предполагаемые ответы: актер, музыкант, модель, фотограф, рабочий и т.д.
Да, молодцы, все верно. Действительно, часто опасения родителей вызывают творческие профессии, поскольку в них сложно добиться успеха (пробуют многие, а получается у единиц). Кстати, предубеждения касательно рабочих профессий стали складываться только после революции. Веками Россия славилась своими ремесленниками. Это обеспечивало особый уклад в нашей экономике еще в начале XX века, когда наша продукция с успехом конкурировала на европейском рынке.
— Итак, каковы же основные ошибки в выборе профессии?
Одна из самых распространенных ошибок при выборе профессии — выбор из соображений «престижа». Но «престиж» — понятие относительное. Сто лет назад профессия шофера считалась более престижной, чем профессия актера. Что касается моды на профессию, то, как говорил К.С.Станиславский, мода существует только для тех, кто не умеет одеваться сам.
Нередко молодые люди, повинуясь стадному инстинкту, выбирают профессию «за компанию», забывая, что не существует двух одинаковых людей, что выбирается образ жизни на долгие годы, а не компания для пикника.
У каждого из вас есть любимые учителя, которые любят и знают свой предмет. Такие люди передают не только знания, но и свое отношение к предмету. Как ни странно, в этом случае вы тоже рискуете ошибиться в выборе профессии, если отождествите интерес к преподавателю и его предмету со своей будущей профессией. Школьные годы пройдут, любимого учителя рядом уже не будет, а дело, которое виделось таким привлекательным, может оказаться чужим и неудобным, как одежда с чужого плеча.
Нередко интерес к профессии вспыхивает под влиянием прочитанной книги или увиденного фильма. Сделаем краткий экскурс в историю кино, чтобы увидеть, как оно влияло на выбор профессии целых поколений.
Сороковой год. На экраны выходит фильм «Светлый путь». В главной роли — Любовь Орлова. Вживаясь в образ, актрисе пришлось три месяца осваивать премудрости ткацкого дела на Глуховском комбинате. Тысячи девчонок ринулись в легкую промышленность, подражая любимой актрисе. Их ждало разочарование — оказалось, что работа в цехе совсем не похожа на киношную сказку. Но зато легкая промышленность была на долгие годы обеспечена рабочей силой.
Потом будут фильмы о строителях, физиках, офицерах — строительные площадки, лаборатории и казармы пополнятся молодыми и доверчивыми людьми, выбравшими профессию после просмотра фильма.
В начале девяностых годов резко повысился конкурс в медицинские институты — это прошли сериалы «Доктор Куин — женщина-врач» и «Скорая помощь». Благодаря сериалам «Менты», «Каменская», «Улицы разбитых фонарей» увеличилось число подростков, мечтающих работать в правоохранительных органах. Насмотревшись «Дальнобойщиков», даже некоторые девушки захотели стать водителями грузовых машин. «Агент национальной безопасности», «Адвокат», «Риелтор» — продолжите этот список сами. Сегодня многие юноши и девушки, насмотревшись сериала «Солдаты», захотели в армию.
Люди, подверженные чужому влиянию, не имеющие своих взглядов, чаще, чем нужно, следуют чужим советам. На них влияет всё: телесериалы, советы случайных людей, мода. Конечно, ошибка в выборе профессии — не фатальна. Многие известные люди отмечали роль случая в выборе жизненного пути и вероятность иных вариантов. Выдающийся окулист В.П. Филатов мог стать известным художником, а профессию врача выбрал потому, что она показалась ему более нужной людям. Кто такой А.П. Бородин: выдающийся музыкант или химик? «Если бы мне иметь сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня», — писал В.Я. Брюсов, ученый и поэт.
…Юная англичанка по имени Маргарет решила стать химиком, закончила Оксфордский университет и даже устроилась на завод по изготовлению пластмасс. Но вскоре поняла, что ошиблась в выборе профессии, и круто изменила свою жизнь. Не став великим химиком, Маргарет Тэтчер стала великим политиком. Уместно воспользоваться ее советом: «Припомните, какой день принес вам наибольшее удовлетворение. Не тот, что вы провели в праздности и безделье, а тот, когда на вас навалилась гора дел, — и вы с ними справились».
…Я хотел быть военным моряком, и мне удавалось до окончания средней школы прочитать почти все, что было написано о военных моряках русского флота. Казалось, поступая в военно-морское училище в г. Владивостоке, я поступаю в точном соответствии с велением моей природы. А на самом деле это было компенсаторным стремлением заменить те недостатки характера, которые были свойственны мне: нерешительность, недостаток уверенности в отношениях с другими и стремление к подчинению авторитетам. Когда же я был отчислен с третьего курса по состоянию здоровья, то, несмотря на тайное чувство освобождения от тягот военной службы, я пережил это как личное несчастье. Теперь же я уверен в том, что если бы этого не случилось, не заболей я, то наш флот приобрел бы плохого офицера… Если мы думаем, что все проблемы можем решать с помощью психолога, то мы добросовестно заблуждаемся… Каждый сам выбирает свою профессию и сам должен ошибаться, чтобы понять свои ошибки. Никто не в состоянии решить вместо нас эту проблему, ни психологи, ни родители…
Все ошибки, допускаемые при выборе профессии, можно разделить на три группы: незнание мира профессий, незнание себя, незнание правил выбора профессии (Приложение 1,табл.1)
Чуть поподробнее остановимся на каждой из этих групп ошибок.
Незнание мира профессий. Одна из главных причин неправильного выбора профессии – слабая информированность о мире профессий. Представления о профессиях часто бывают неполными, искаженными, что ведет к переоценке своей пригодности и ошибкам.
Прежде всего, каждый должен быть осведомлён о том, какие профессии существуют в обществе, много ли их, каковы объекты, цели, орудия, условия труда, которые они предъявляют к способностям человека, особенностям его личности.
Немало ошибок при выборе профессии связано с устаревшими представлениями о характере и условиях труда по конкретной профессии.
Практически все профессии непрерывно меняют свой прежний облик, нередко за старым названием скрывается совершенно новый характер труда. Вот почему необходимо стремиться получить информацию, узнать именно о современном облике конкретной профессии.
Реальная ценность профессии часто не соответствует рассуждениям о её престижности.
— Как вы думаете, какие профессии более престижны у современной молодёжи?
Педагог заслушивает ответы учащихся.
В вузах и сузах самые большие конкурсы в театральные институты и художественные, учрежения финансового и юридического профиля. Задумайтесь над тем, что получится, если из 10 девятиклассников один станет станочником, а остальные – парикмахерами или из 10 выпускников средней школы 9 пойдут в режиссеры и только один – в политехнический институт?
Конечно, реальная жизнь внесет свои поправки в ваши планы, но, может быть, разумнее заранее избежать таких ошибок? Как говорят, не место красит человека, а человек – место.
Понятие престижности как явление моды приходит и уходит.
Незнание себя. Мы уже говорили о том, как многогранен и разнообразен внутренний мир человека. И у каждого он свой – неповторимый, индивидуальный. Каждый из вас должен познать его в самом себе. Повторяю, сделать это не просто. Нужно стараться наблюдать за собой как бы со стороны, взвешивать и оценивать свои способности. Со временем эти оценки могут меняться. Это закономерно: ведь человек живет, развивается, у него меняются интересы, взгляды, желания, он лучше осознает себя. Например, вы малообщительный человек, склонны к уединению. А выбираете профессию менеджера, требующую постоянных и разнообразных контактов с людьми.
Вы уже знаете, что человек не рождается с готовыми, сформированными способностями. У него в младенчестве есть только определенные задатки, генетические наклонности.
— Как вы считаете, когда их следует начинать развивать?
Педагог заслушивает ответы учащихся.
Конечно, лучше с младшего возраста, потому что возможности обучения с возрастом падают. Например, если автоматизм управления автомобилем у десятилетних вырабатывается за 4 часа, то у взрослых – только за 50 часов. Премудрости сложного производства подросток может постичь за 1-2 года, в то время как взрослый – за 10 лет. В детстве легче всего освоить персональный компьютер. Если же своевременно не развивать способности, то постепенно они атрофируются.
Попытайтесь познать особенности своей личности, свои способности, состояние здоровья, чтобы все это учесть при выборе профессионального пути. И если вам удастся избежать промахов, то есть большая вероятность того, что вы правильно выберете профессию в соответствии со своими склонностями и способностями («хочу» и «могу»).
Незнание правил выбора профессии. Некоторые из вас часто автоматически переносят интерес к школьному предмету на профиль будущей профессии: «Увлекаюсь физикой – стану физиком», «Люблю географию, историю – буду геологом, историком». Возможно, вам действительно нравится химия, но это ещё не значит, что экспериментальные опыты, связанные с выделением резко пахнущих газов типа сероводорода, доставят интерес, удовольствие. Может быть, вы увлекаетесь уроками литературы, но одно дело – любить читать книги и совсем другое – стать преподавателем литературы, не имея педагогических способностей, или заниматься литературным трудом, не владея писательским даром.
Не всегда любовь к школьному предмету без реальной оценки личных возможностей может подсказать правильность выбора профессии.
Так же рискованно переносить благожелательное личностное отношение к человеку на его профессию.
Часто говорят: «Стану, как мама, бухгалтером», «Буду, как папа, хирургом». В таких случаях надо проверить согласованность личного желания со своими индивидуальными способностями, а также потребностями рынка труда.
Случается и такое, что выпускники подают документы в учебное заведение «за компанию». Нередко это вызвано неосознанной боязнью расстаться с привычным окружением. Но сделать какой-то выбор приходится даже самым нерешительным. Обычно не каждый из них может определить свое будущее, а потому тянется к тем, кто увереннее и смелее. Часто через год-полтора учебы в техникуме или вузе возникает чувство разочарования, недовольства [6].
Задание 1. Игра «Приведи в соответствие» (Работа по карточкам в микрогруппах).
Ребята делятся на микрогруппы по 4-5 человек. Каждая группа получает карточки, обсуждает и анализирует жизненные ситуации, предложенные на карточках, составляют список допущенных при выборе профессии ошибок.
Затем учащиеся каждой группы зачитывают результаты своего обсуждения. Остальные – дополняют или уточняют. В конце обсуждения ребята должны ответить на вопрос: чем были вызваны допущенные ошибки?
Списки ошибок, составленные группами, вывешиваются на доску. Затем результаты работы групп сравниваются со списком, предложенным ведущим (расположен на слайдах 8-11).
Релаксация (Запусти смелость желать и энергию действовать).
Цель: регуляции работоспособности, настроения и самочувствия.
При принятии ответственного решения, а выбор профессии это должен быть очень ответственный и осознанный шаг, мы испытываем различные чувства: волнения, беспокойства, радости и т. д. Для того чтобы выполнять упражнение, надо принять удобную позу, можно сидя или стоя. Представьте, что внутри Вашей головы, в верхней ее части, возникает внутренний луч, который постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью. Еще раз увидьте и почувствуйте, как эта светящаяся энергия входит в Вас через голову, проходя по телу, выходит через стопы.
(Выполните упражнение несколько раз – сверху вниз). Заканчивайте упражнение словами: «Я стал новым человеком. Я стал уверенным и сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!».
Задание 2. Игра «Оптимисты и скептики».
Каждая профессия имеет свои плюсы и минусы. Проанализируем профессии, записав в одну колонку их достоинства, а в другую — их недостатки.
Это задание ребята выполняют в командах у доски, разделенной на две части. Необходимо затронуть следующие вопросы: какое значение имеет эта профессия для общества? Какой труд в ней используется? Имеет ли профессия медицинские противопоказания? Какими качествами должен обладать профессионал? За каждую обоснованную характеристику команда получает один балл. Выигрывает команда, набравшая больше баллов.
— «Кто из вас хотел бы выбрать эту профессию? Чем она вас привлекает? Может ли одна и та же характеристика быть для одних людей преимуществом, а для других — недостатком? Изменилось ли ваше представление о профессиях, которые вы анализировали?».
Заключение
— (На слайде 12 расположена цитата): «И ошибка бывает, полезна, пока мы молоды, лишь бы не таскать ее с собою до старости». Как вы понимаете эти слова? Ответы учащихся.
— Давайте, ребята, вместе посмотрим фильм «Право на ошибку» (Г. Резапкина) (просмотр фильма)
В этом сюжете показаны, какие ошибки совершают ребята при выборе профессии.
— Какие Вы услышали ошибки? (Выбор под влиянием книг или фильмов, выбор через отождествление интереса к преподавателю и его предмету со своей будущей профессией, выбор родителей, в том числе как продолжателей семейного дела, выбор «за компанию» с друзьями, выбор из соображений «престижа», популярности и высокой заработной платы, советы случайных людей, не относящихся к окружению человека).
— На что стоит обратить внимание при выборе профессии?
— Может и в вашей жизни встречались люди, которые сначала сделали свой выбор по ошибки, но потом исправили её?
Рекомендации для избежания ошибки выбора профессии (слайд 13)
Подытоживая все вышеперечисленные типичные ошибки выбора профессии, можно сказать, что выбор профессии это очень сложный и ответственный шаг, подходит к которому стоит максимально ответственно и серьёзно.
Можно вывести несколько простых правил и советов, которые помогут избежать большей части ошибок:
- Разобраться в себе: своих способностях, талантах, интересах, физических возможностях.
- Определить свои сильные и слабые стороны по отношению к будущей работе.
- Пройти профориентационные тесты в интернете или в бумажном виде и получить развёрнутую консультацию опытного психолога-профконсультанта.
- Познакомиться с разнообразным миром профессий, особенное внимание уделить подходящим под результаты из первых трёх советов.
- Для подтверждения правильности выбора познакомиться со специалистами из выбранных направлений и узнать незаметные на первый взгляд тонкости и особенности профессии.
- На основе вышеперечисленного выбрать наиболее интересное учебное заведение для получения высшего образования и узнать необходимый набор ЕГЭ для поступлений.
- Хорошо подготовиться по выбранным предметам и сдать единые государственные экзамены на максимально хороший результат.
- Поступить в выбранный ВУЗ и, отучившись, стать отличным специалистом, который получает удовольствие от работы и движется вверх по карьерной лестнице.
Надеемся, что вся представленная выше информация была Вам полезна, и ошибки выбора профессии совершаться не будут.
Заполнение листа рефлексии.
(Слайд 14) РЕФЛЕКСИВНАЯ МИШЕНЬ. Каждый участник (ручкой, карандашом) три раза (по одному в сектор «Моя деятельность», «Работа в группе», «Моё настроение в конце урока») «стреляет» в мишень, делая метку (точку, плюс и т. д.). Метка соответствует его оценке результатов состоявшегося взаимодействия. Если участник очень низко оценивает результаты, то метка ставится им в «молоко» или в поле «О» на мишени, если выше, то в поле «5». Если результаты оцениваются очень высоко, то метка ставится в «яблочко», в поле «10» мишени.
Обсуждение заполнения листа
Список литературы:
- Технология. Твоя профессиональная карьера. 8 (9) класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [П.С. Лернер, Г.Ф. Михальченко, А.В. Прудило и др.]; под ред. С.Н. Чистяковой. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 159 с.
- Технология: твоя профессиональная карьера: дидакт. материалы: кн. для учителя / [С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев, Н.С. Пряжников, И.А. Умовская]; под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2008. – 111 с.
- Бендюков М.А., Соломин И.Л. Ступени карьеры: азбука профориентации. СПб., Речь, 2006. – 240 с.
- Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники: 8-11 классы, ПТУ и колледж. – М.: ВАКО, 2008. – 288 с.
- Резапкина Г.В. скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. – М.: Генезис, 2010. – 48 с.
- Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Рабочая тетрадь учащегося. 4-е изд. – М.: Генезис, 2010. – 144 с.
- Фадеева Е.И., Ясюкевич М.В. От выбора профессии к успеху жизни. Учебно-методическое пособие. М.: УЦ Перспектива, 2008 – 128 с.
- Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8-11 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с.
Приложение
Таблица 1
Типичные ошибки при выборе профессии
Незнание мира профессий |
Незнание себя |
Незнание правил выбора профессии |
Устаревшие представления о характере и условиях труда в конкретной профессии. Предубеждения в отношении престижности профессии. |
Необъективная оценка своих способностей (завышение или занижение), незнание своего здоровья. Неумение, а иногда нежелание соотнести свои способности с требованиями профессии. |
Отождествление учебного предмета с профессией. Перенос своего отношения к человеку на профессию. Выбор профессии «за компанию». Неумение определить пути получения профессии. |
Приложение 2
Презентация ««Как избежать ошибок в выборе профессии?»
Приложение 3
Фильм «Право на ошибку»
Приложения:
- file0.docx.. 47,8 КБ
- file1.pptx.zip.. 1,5 МБ
Опубликовано: 18.10.2021
профессий, связанных с обслуживанием компьютерных сетей
(программист, системный администратор), рекламой
(промоултеры, супервайзеры, руководители битилпроектов и
т.д.), сферой торговли (менеджеры), бизнесом и финансами.
Наладчик—оператор станков и аппаратов, меняется характер
работы. Диспетчер на металлургическом заводе и т.д.
Практически все профессии меняют свой прежний облик,
нередко за старым названием скрывается новый характер труда.
Поэтому необходимо получить всю информацию о будущей
профессии.
✓ предубеждения в отношении престижности профессий.
Понятие престижности, как мода, приходит и уходит. «Мода
существует только для тех, кто не умеет сам одеваться», —
Станиславский. Что значит «престижная профессия» для вас?
(Ответы учащихся). Правильнее было бы определить для себя
характер и условия работы.
3. Незнание правил выбора профессии.
✓ отождествление учебного предмета с профессией; Не всегда
любовь к школьному предмету без реальной оценки личных
возможностей может подсказать правильность выбора.
✓ перенос отношения к человеку на профессию; Например: «Буду,
как мама, бухгалтером». Согласованность желания с
индивидуальными способностями и потребностями рынка труда.
✓ выбор профессии «за компанию»;
✓ неумение определить пути получения профессии.
1. Профессиональные пробы на уроках.
2. Поработайте летом в той области, которая вас интересует (больница,
почта, завод, стройка).
3. Дни открытых дверей в учебных заведениях, экскурсии на
производство.
3. Физкультминутка.
Исходное положение – стоя, ноги вместе, руки опущены. Подняться на
носки, одновременно поднимая руки вверх, потянуться вверх, как бы
доставая потолок. Задержать дыхание и напрячь мышцы. Вернуться в
исходное положение. Повторить 5-6 раз.
4. Закрепление нового материала.
Ребята, сейчас послушайте несколько примеров и попробуйте
определить вид ошибки:
1. Выпускник средней школы собирается в политехнический институт,
так как ему нравятся точные науки. Перебрал все вузы. Сначала хотел
поступать в институт народного хозяйства, но вскоре это решение
отпало: ведь там сдают географию. Затем хотел поступить в военное
училище, но там требуются хорошие знания английского языка.
2. Н. после окончания школы выбрала профессию товароведа. Свой
поступок мотивировала так: «Мне очень хотелось стать художником—