25. Мы рассмотрели вопрос согласно полученного заявления.
26. Вопреки постановления собрания работа была прекращена.
27. На презентации присутствовали 51 сотрудник фирмы.
28. Необходимо обратить внимание и занести в протокол все выявленные случаи нарушения установленных правил.
29. Мы признаем о том, что проект станка неудачный.
30. Был проведен социологический опрос среди семьсот сорок пяти руководителей средних и малых предприятий России.
31. Прилагая данный счет, прошу оплатить мне за проделанную работу.
32. Все эти жалобы, как оказалось при проверке, ни на чем не были обоснованы.
33. Принятое решение положительно скажется на работу коллектива.
34. Правительство предприняло решение повысить пенсии в марте текущего года.
35. Заседание комиссии назначено на март месяц.
Раздел 3. Культура научной речи.
Составление и оформление вторичных учебно-научных текстов
Типичные грамматические ошибки в научных текстах
Тип ошибки |
Неотредактированный вариант |
Отредактированный вариант |
1.Нарушение управления (неверный выбор падежа) |
Находиться между двух полюсов, привести цифры в подтверждение этим предпо-ложениям, наблюдение над состоянием источников под-земных вод. |
Находиться между (чем?) двумя полюсами, привести цифры в подтверждение (чего?) этих предположений, наблюдение за (чем?) состоянием источников под-земных вод |
2. Ошибки в построении предложения с причаст-ным оборотом |
Одним из основных требо-ваний является возможность управления приложениями, работающих в сети реального времени. |
Одним из основных требо-ваний является возможность управления приложениями, работающими в сети реального времени. |
3. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом |
Расчет может выполняться по обычным формулам гидродинамики, предполагая, что результирующая сила пред-ставляет собой суперпозицию сил. Изучив правило, всем понят-но, как делать упражнение. |
Расчет может выполняться по обычным формулам гидрод-намики, если предположить, что результирующая сила представляет собой супер-позицию сил. После изучения правилавсем понятно, как делать уп-ражнение. |
4. Ошибки в построении предложения с однород-ными членами |
Появляется необходимость определения границ экологи-ческих и социальных ограни-чений, т.е. провести квотиро-вание в природных и социаль-ных системах. |
Появляется необходимость определения границ экологи-ческих и социальных ограни-чений, т.е. проведения квоти-рования в природных и соци-альных системах. |
5. Нанизывание падежей |
Для решения задачи ускорения подъема уровня сельского хозяйства… Вопрос будет разрешен назна-ченной дирекцией комис-сией. На конференции обсуждался вопрос о соглашении о взаимной помощи. |
Для ускорения подъема сель-ского хозяйства… Вопрос решит комиссия, назначенная дирекцией. На конференции обсуждалось соглашение о взаимной помощи. |
6. Недопустимость сочета-ния в одном предложении родительного субъекта и родительного объекта |
Принцип активности и созна-тельности .усвоения знаний учащихся является одним их главных в методике. |
Принцип активности и созна-тельности усвоения знаний учащимися является одним их главных в методике. |
Исправление грамматических ошибок в научных текстах
1. Выберите правильный вариант.
1. Привести цифры в подтверждение |
А) этих гипотез Б) этим гипотезам |
2. Иметь способность |
А) к неограниченному росту Б) неограниченного роста В) на неограниченный рост |
3. Способ магнитного контроля |
А) новых материалов Б) за новыми материалами В) над новыми материалами |
4. Главная причина |
А) торможения процессов Б) торможению процессов |
5. Наблюдение |
А) солнечного затмения Б) над солнечным затмением В) за солнечным затмением |
6. Привести пример |
А) применения метода Б) применению метода В) на применение метода |
7. Загрязнение природы |
А) отходами производства Б) от отходов производства |
8. Поставить задачу |
А) изучения химических процессов Б) об изучении химических процессов В) по изучению химических процессов |
2. Исправьте ошибки (ошибки в предложном управлении, неправильный выбор предлога, пропуск предлога), допущенные в следующих предложениях.
1) Согласно этого мы уделим больше внимания второй точке зрения. 2) Благодаря импорта и экспорта файлов в разных форматах «Монтажный» стол» можно использовать при подготовке каких-либо файлов в формате RTF для Windows.3) Интересные результаты получены изучением структуры некоторых дифференциальных уравнений. 4) В зависимости содержание, задачи и характер воздействия рекламные издания можно подразделить на два основных типа.
3. Замените неточно употребленный предлог.
1) Главная идея концепции состоит в формировании у будущих инженеров мышления, основанного на взаимосвязи инженерного и коммерческого подходов в решении профессиональных задач.. 2) Из-за дифференциации наук к началу ХХ в. было накоплено огромное количество сведений. 3) Экспедиция Басова привела к присоединению к России Северных островов и Аляски, потерянных только в 1860-х годах благодаря государственной ошибке Александра 11.
4. Найдите ошибки в употреблении однородных членов. Отредактируйте предложения.
1) Решение экологических проблем в индустриальной цивилизации возможно только путем рационального размещения свалок отходов или вывозом «грязных» технологий в страны третьего мира. 2) Как правило, хорошие каталоги Интернета обеспечивают разнообразный дополнительный сервис: поиск по ключевым словам в своей базе данных, выдача случайной ссылки, списки последних выступлений.
5. Найдите в предложениях последовательное «нанизывание» падежей. Отредактируйте предложения.
1) В докладе рассматривался метод систематического и последовательного изложения учителя учебного предмета. 2) Диссертация содержит анализ теории и практики решения проблемы укрепления химической базы предприятия нашего времени. 3) Наш представитель вторично выдвинут депутатами председателем комиссии.
Типичные лексические ошибки в научных текстах
Тип ошибки |
Неотредактированный вариант |
Отредактированный вариант |
1. Употребление слова в несвойственном ему значении (неточность словоупотребления) |
В настоящее время сетевые технологии претерпевают бурное развитие. |
В настоящее время сетевые технологии переживают бурное развитие. |
2. Употребление слов иной стилевой окраски (нару-шение функционально-стилевой нормы научного стиля (использование слов и фразеологизмов разговорно-просторечной и эмоционально-экспрессивной окраски) |
Электронно-вычислитель-ные машины запросто вы-полняют сложные операции |
Электронно-вычислитель-ные машины легко вы-полняют сложные операции |
3. Ошибки в употреблении устойчивых сочетаний |
Астрономия и ее методы игра-ют большое значение в жизни современного общества. |
Астрономия и ее методы игра-ют большую роль в жизни современного общества. |
Исправление лексических ошибок в научных текстах
1. Найдите неточно употребленное слово (слова). Исправьте неточность.
1) Сохранение ихтиофауны является наиболее популярным и болезненным вопросом в России, препятствующим строительству малых ГЭС. 2) Таким образом, описание условий для топочного объема обеспечивается достаточно подробно. 3) Это одна часть постановки вопроса. 4) Из-за несовместимости отечественного бухгалтерского учета зарубежному в нашей стране используются почти исключительно отечественные бухгалтерские программы.
2. Прочитайте фрагмент текста и найдите слова, не соответствующие научному стилю.
Само это утверждение весьма и весьма отвлеченно; это по существу математический принцип, утверждающий, что существует некоторая численная величина, которая не изменяется ни при каких обстоятельствах. Это отнюдь не описание механизма явления или чего-то конкретного, просто-напросто отмечается то странное обстоятельство, что можно подсчитать какое-то число и затем спокойно следить, как природа будет выкидывать любые свои трюки, а потом опять подсчитать это число – и оно останется прежним.
3. Найдите ошибки в употреблении устойчивых сочетаний. Отредактируйте предложения.
1) При проектировании узлов машин и механизмов, использующих газовую смазку, на первые позиции выходит математический эксперимент. 2) Полученные распределения освещенностей для каждого полигона упаковываются в световую карту, которая представляет из себя дополнительную текстуру. 3) Эта операция имеет под собой целью наведение порядка в налоговом законодательстве. 4) Это соотношение показало огромное влияние на развитие квантовой механики. 5) Идея дискретности пространства увлекала внимание выдающихся мыслителей с незапамятных времен.
Правила оформление библиографии
Элементы библиографического описания:
1. Заголовок описания – фамилия и инициалы автора.
2. Заглавие – название произведения.
3. Издание – сведения об отличиях данного произведения от других изданий того же произведения.
4. Выходные данные – место издания, наименование издательства и год издания.
5. Фактическое количество страниц.
Условные разделительные знаки:
1.Заголовок описания. Основное название.
2. : Другое заглавие.
3. / Сведения об авторстве (авторы, составители, редакторы).
4. // Название документа, сборника, журнала, газеты, в котором помещена составная часть.
5. .- Место издания.
6. : Издательство (книга).
7. . — Год издания (журнал).
8. . – Номер (журнал).
9. . – Количество страниц (в книге: — 178 с.; страницы, на которых помещена составная часть: — С. 118-123).
Схема библиографического описания книги:
Фамилия и инициалы автора или коллективного автора.
Основное название: Другое название или сведения, относящиеся к заглавию/ Сведения об авторах; Сведения о других лицах. – Сведения о повторности издания. – Место издания: Издательство, год издания. – Количество страниц, сведения об иллюстрациях. – Примечания.
Например:
Бахвалов, Н.С. Численные методы [Текст] : учеб. Пособие для физ.-мат. специальностей вузов / Н.С. Бахвалов, Н.П. Жидков, Г.М. Кобельков ; под общ. Ред. Н.И. Тихонова. – 2-е изд. – М.: Физматлит: Лаб. базовых знаний; СПб.: Нев.диалект, 2002. –630 с.: ил.; 25 см. – (Технический университет Математика). – Библиогр.: с.622-626. – Предм. Указ.:с.627-630. – 30000 экз. –ISBN 5-93208-043-4 (в пер.).
Культура деловой речи. Составление и оформление документов служебного и личного характера
Найдите в предложениях лексические и грамматические ошибки и исправьте только их.
Образец: 1) Трудовой коллектив добился больших успехов благодаря умелого руководства. – 1)…благодаря умелому руководству.
22. Безопасность полетов может быть повышена, выполняя предъявляемые к перевозкам требования.
23. Должность управляющего клуба является вакантной.
24. Согласно распоряжения декана вход на факультет производится только при предъявлении студенческого билета.
25. Благодаря нового оборудования были достигнуты высокие показатели производства.
26. На предприятие были поставлены 41 компьютер.
27. Запрещается небрежно обращаться и портить оборудование
28. В докладе отмечается о достижениях коллектива завода.
29. В наше предприятие направлены молодые специалисты.
30. Зарплата не была выплачена в срок двумстам тридцать двум рабочим.
31. Он правильно понимает о том, что необходимо сделать.
32. К концу месяца комиссия должна будет отчитаться за проделанную работу.
33. Наводнение оказало серьезные повреждения фермерским постройкам.
34. Был провозглашен приговор суда.
35. Еще не все сделано по линии уборки урожая.
22.Взяв без разрешения это оборудование на складе, он был задержан у проходной.
23. В обсуждении принял участие заведующий кафедры математики.
24. По завершению командировки инженер Дементьев приступил к новой работе.
25. Мы рассмотрели вопрос согласно полученного заявления.
26. Вопреки постановления собрания работа была прекращена.
27. На презентации присутствовали 51 сотрудник фирмы.
28. Необходимо обратить внимание и занести в протокол все выявленные случаи нарушения установленных правил.
29. Мы признаем о том, что проект станка неудачный.
30. Был проведен социологический опрос среди семьсот сорок пяти руководителей средних и малых предприятий России.
31. Прилагая данный счет, прошу оплатить мне за проделанную работу.
32. Все эти жалобы, как оказалось при проверке, ни на чем не были обоснованы.
33. Принятое решение положительно скажется на работу коллектива.
34. Правительство предприняло решение повысить пенсии в марте текущего года.
35. Заседание комиссии назначено на март месяц.
Раздел 3. Культура научной речи.
Составление и оформление вторичных учебно-научных текстов
Типичные грамматические ошибки в научных текстах
1.Нарушение управления (неверный выбор падежа)
Находиться между двух полюсов , привести цифры в подтверждение этим предпо-ложениям , наблюдение над состоянием источников под-земных вод.
Находиться между (чем?) двумя полюсами , привести цифры в подтверждение (чего?) этих предположений , наблюдение за (чем?) состоянием источников под-земных вод
2. Ошибки в построении предложения с причаст-ным оборотом
Одним из основных требо-ваний является возможность управления приложениями, работающих в сети реального времени .
Одним из основных требо-ваний является возможность управления приложениями, работающими в сети реального времени .
3. Ошибки в построении предложения с дееприч астным оборотом
Расчет может выполняться по обычным формулам гидродинамики, предполагая, что результирующая сила пред-ставляет собой суперпозицию сил.
Изучив правило , всем понят-но, как делать упражнение.
Расчет может выполняться по обычным формулам гидрод-намики, если предположить, что результирующая сила представляет собой супер-позицию сил.
После изучения правила
всем понятно, как делать уп-ражнение.
4. Ошибки в построении предложения с однород-ными членами
Появляется необходимость определения границ экологи-ческих и социальных ограни-чений, т.е. провести квотиро-вание в природных и социаль-ных системах.
Появляется необходимость определения границ экологи-ческих и социальных ограни-чений, т.е. проведения квоти-рования в природных и соци-альных системах.
5. Нанизывание падежей
Для решения задачи ускорения подъема уровня сельского хозяйства …
Вопрос будет разрешен назна-ченной дирекцией комис-сией .
На конференции обсуждался вопрос о соглашении о взаимной помощи .
Для ускорения подъема сель-ского хозяйства …
Вопрос решит комиссия, назначенная дирекцией.
На конференции обсуждалось соглашение о взаимной помощи .
6. Недопустимость сочета-ния в одном предложении родительного субъекта и родительного объекта
Принцип активности и созна-тельности .усвоения знаний учащихся является одним их главных в методике .
Принцип активности и созна-тельности усвоения знаний учащимися является одним их главных в методике.
Исправление грамматических ошибок в научных текстах
1. Выберите правильный вариант.
1. Привести цифры в подтверждение
Б) этим гипотезам
2. Иметь способность
А) к неограниченному росту
Б) неограниченного роста
В) на неограниченный рост
3. Способ магнитного контроля
А) новых материалов
Б) за новыми материалами
В) над новыми материалами
4. Главная причина
А) торможения процессов
Б) торможению процессов
А) солнечного затмения
Б) над солнечным затмением
В) за солнечным затмением
6. Привести пример
А) применения метода
Б) применению метода
В) на применение метода
7. Загрязнение природы
А) отходами производства
Б) от отходов производства
8. Поставить задачу
А) изучения химических процессов
Б) об изучении химических процессов
В) по изучению химических процессов
2. Исправьте ошибки (ошибки в предложном управлении, неправильный выбор предлога, пропуск предлога), допущенные в следующих предложениях.
1) Согласно этого мы уделим больше внимания второй точке зрения. 2) Благодаря импорта и экспорта файлов в разных форматах «Монтажный» стол» можно использовать при подготовке каких-либо файлов в формате RTF для Windows.3) Интересные результаты получены изучением структуры некоторых дифференциальных уравнений. 4) В зависимости содержание, задачи и характер воздействия рекламные издания можно подразделить на два основных типа.
3. Замените неточно употребленный предлог.
1) Главная идея концепции состоит в формировании у будущих инженеров мышления, основанного на взаимосвязи инженерного и коммерческого подходов в решении профессиональных задач.. 2) Из-за дифференциации наук к началу ХХ в. было накоплено огромное количество сведений. 3) Экспедиция Басова привела к присоединению к России Северных островов и Аляски, потерянных только в 1860-х годах благодаря государственной ошибке Александра 11.
4. Найдите ошибки в употреблении однородных членов. Отредактируйте предложения.
1) Решение экологических проблем в индустриальной цивилизации возможно только путем рационального размещения свалок отходов или вывозом «грязных» технологий в страны третьего мира. 2) Как правило, хорошие каталоги Интернета обеспечивают разнообразный дополнительный сервис: поиск по ключевым словам в своей базе данных, выдача случайной ссылки, списки последних выступлений.
5. Найдите в предложениях последовательное «нанизывание» падежей. Отредактируйте предложения.
1) В докладе рассматривался метод систематического и последовательного изложения учителя учебного предмета. 2) Диссертация содержит анализ теории и практики решения проблемы укрепления химической базы предприятия нашего времени. 3) Наш представитель вторично выдвинут депутатами председателем комиссии.
Типичные лексические ошибки в научных текстах
1. Употребление слова в несвойственном ему значении (неточность словоупотребления)
В настоящее время сетевые технологии претерпевают бурное развитие.
В настоящее время сетевые технологии переживают бурное развитие.
2. Употребление слов иной стилевой окраски (нару-шение функционально-стилевой нормы научного стиля (использование слов и фразеологизмов разговорно-просторечной и эмоционально-экспрессивной окраски)
Электронно-вычислитель-ные машины запросто вы-полняют сложные операции
Электронно-вычислитель-ные машины легко вы-полняют сложные операции
3. Ошибки в употреблении устойчивых сочетаний
Астрономия и ее методы игра-ют большое значение в жизни современного общества.
Астрономия и ее методы игра-ют большую роль в жизни современного общества.
Исправление лексических ошибок в научных текстах
1. Найдите неточно употребленное слово (слова). Исправьте неточность.
1) Сохранение ихтиофауны является наиболее популярным и болезненным вопросом в России, препятствующим строительству малых ГЭС. 2) Таким образом, описание условий для топочного объема обеспечивается достаточно подробно. 3) Это одна часть постановки вопроса. 4) Из-за несовместимости отечественного бухгалтерского учета зарубежному в нашей стране используются почти исключительно отечественные бухгалтерские программы.
2. Прочитайте фрагмент текста и найдите слова, не соответствующие научному стилю.
Само это утверждение весьма и весьма отвлеченно; это по существу математический принцип, утверждающий, что существует некоторая численная величина, которая не изменяется ни при каких обстоятельствах. Это отнюдь не описание механизма явления или чего-то конкретного, просто-напросто отмечается то странное обстоятельство, что можно подсчитать какое-то число и затем спокойно следить, как природа будет выкидывать любые свои трюки, а потом опять подсчитать это число – и оно останется прежним.
3. Найдите ошибки в употреблении устойчивых сочетаний. Отредактируйте предложения.
1) При проектировании узлов машин и механизмов, использующих газовую смазку, на первые позиции выходит математический эксперимент. 2) Полученные распределения освещенностей для каждого полигона упаковываются в световую карту, которая представляет из себя дополнительную текстуру. 3) Эта операция имеет под собой целью наведение порядка в налоговом законодательстве. 4) Это соотношение показало огромное влияние на развитие квантовой механики. 5) Идея дискретности пространства увлекала внимание выдающихся мыслителей с незапамятных времен.
Правила оформление библиографии
Элементы библиографического описания :
1. Заголовок описания – фамилия и инициалы автора.
2. Заглавие – название произведения.
3. Издание – сведения об отличиях данного произведения от других изданий того же произведения.
4. Выходные данные – место издания, наименование издательства и год издания.
5. Фактическое количество страниц.
Условные разделительные знаки:
1.Заголовок описания. Основное название.
2. : Другое заглавие.
3. / Сведения об авторстве (авторы, составители, редакторы).
4. // Название документа, сборника, журнала, газеты, в котором помещена составная часть.
5. .- Место издания.
6. : Издательство (книга).
7. . — Год издания (журнал).
8. . – Номер (журнал).
9. . – Количество страниц (в книге: — 178 с.; страницы, на которых помещена составная часть: — С. 118-123).
Схема библиографического описания книги:
Фамилия и инициалы автора или коллективного автора.
Основное название: Другое название или сведения, относящиеся к заглавию/ Сведения об авторах; Сведения о других лицах. – Сведения о повторности издания. – Место издания: Издательство, год издания. – Количество страниц, сведения об иллюстрациях. – Примечания.
Бахвалов, Н.С. Численные методы [Текст] : учеб. Пособие для физ.-мат. специальностей вузов / Н.С. Бахвалов, Н.П. Жидков, Г.М. Кобельков ; под общ. Ред. Н.И. Тихонова. – 2-е изд. – М.: Физматлит: Лаб. базовых знаний; СПб.: Нев.диалект, 2002. –630 с.: ил.; 25 см. – (Технический университет Математика). – Библиогр.: с.622-626. – Предм. Указ.:с.627-630. – 30000 экз. –ISBN 5-93208-043-4 (в пер.).
Схема библиографического описания статьи:
Фамилия и инициалы автора или коллективного автора. Основное название: Другое название или сведения, относящиеся к заглавию/ Сведения об авторах // Название журнала. – Год издания. – Номер. – Страницы на которых помещена статья.
Богомолов, А.Н. О вещественных резонансах в волноводе с неоднородным заполнением [Текст] / А.Н. Богомолов, А.Л. Делицын, М.Д. Малых // Вестн. Моск. ун-та. Сер.3, Физика. Астрономия. – 2001. — № 5. – С.23-25. – Библиогр.: с.25.
Познакомьтесь с приведенным ниже списком литературы. Укажите, в каких источниках библиографическое описание оформлено неправильно.
1) Матвеева, Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика [Текст]. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 432 с.
2) Коробушкин, И.В. и Коробушкина, Н.Н. Грамматические особенности языка газеты. – Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Русский язык нефилологам. Теория и практика». – 2000. — № 3. – с 5-9.
3) Скляревская, Г.Н., Ваулина. Давайте говорить правильно! Новейшие и наиболее распространенные заимствования в современном русском языке: Краткий словарь-справочник [Текст]. – Филологический факультет СпбГУ, 2004.
Цитирование
а) для подтверждения собственных доводов ссылкой на авторитетный источник;
б) для критического разбора того или иного научного труда.
Общие требования к цитированию :
1. Цитата должна быть неразрывно связана с текстом и служить доказательством (подтверждением) выдвинутых автором положений.
2. Цитируемый текст должен приводиться в кавычках, точно по цитируемому тексту (источнику).
3. Пропуск слов (предложений) при цитировании обозначается многоточием.
4. При цитировании каждая цитата должна сопровождаться указанием на источник (библиографическая ссылка).
Формы цитирования: Примеры:
— при точном цитировании обязательно указание источников со страницами;
— все пунктуационные знаки и элементы графического оформления (курсив, разрядка и пр.) оригинального текста в цитате должны быть сохранены.
Рассматривая комплекс вопросов, связанных с выявлением лингвистических особенностей терминологической лексики, О.В. Константинова пишет: «Функция языка науки – информационно-коммуникативная – быть средством познания действительности, средством хранения, передачи информации о результатах исследовательской и практической деятельности» (Константинова 1993:131).
— при косвенном цитировании наблюдается передача содержания источника словами автора;
— необходимо следить за сохранением сути излагаемой мысли.
Слова, взятые из повседневного словаря, в языке науки приобретают особый, более узкий смысл, они, по определению О.Д. Митрофановой, отстраняются, обособляются, что обусловлено функционально, назначением языка науки, целью общения в данной сфере речевой деятельности.
представляет собой упоминание автора и источника.
В работе (Либин 2000:154) приводятся данные опроса 600 зарубежных экспертов, который показал, что 99,3 % из них убеждены в том, что интеллект связан с абстрактным мышлением или логикой.
Определите, какой вид цитирования использован в предложенных фрагментах.
1) Основной канал получения культурной информации – язык. «Язык – мощный фактор социализации, может быть, самый мощный из существующих» (Сепир 1993: 231).
2) В лингвистике под стилем языка понимают особенности речи, связанные с типичными социальными ситуациями, а также индивидуальный выбор человеком конкретных языковых средств (Степанов 1978:517).
3) По словам В.И. Вернадского, «научное знание есть единственная форма духовной культуры, общая для всего человечества, не зависящая в своей основе от исторического или географического места времени. Только наука, и тесно связанная с нею техника вызывают единство культуры для всего человечества…» [3:84].
Основные правила оформления цитат
1. Цитата как самостоятельное предложение (после точки) должна начинаться с прописной буквы, даже если первое слово в источнике начинается со строчной буквы, например:
Литературный язык является ядром национального языка и соотносится с ним как часть и целое. «Литературный язык обязательно национален, но национальный литетарурен лишь в той своей части, которая является литературным языком, в остальных же частях он нелитературен» (О.А Лаптева. Теория современного русского литературного языка. М., 2003, с. 79).
2. Цитата, включенная в текст после подчинительного союза ( что, если, потому что и т.д.) пишется со строчной буквы, даже если в цитируемом источнике она начинается с прописной буквы, например:
Рассматривая функциональные стили, Н.И Колесникова обращает внимание на то, что «к ним предъявляются единые общеобязательные требования: всякое высказывание должно быть не только правильным (соответствующим литературной нормам данного
языка), но и ясным, достаточно выразительным, логичным, точным (Н.И.Колесникова. От конспекта к диссертации. М., 2006, с. 9-10).
3. Цитата, помещенная после двоеточия , начинается со строчной буквы, если в источнике первое слово цитаты начиналось со строчной буквы (в этом случае перед цитируемым текстом обязательно ставится многоточие), и с прописной буквы, если в источнике первое слово цитаты начиналось с прописной (в этом случае многоточие перед цитируемым текстом не ставится), например:
О характере темы и способе изложения Е.И. Мотина пишет: «Если текст раскрывает подтему, далее неделимую на более мелкие подтемы, то он по форме однороден, поскольку строится по одному из описанных выше способов изложения. Если же в тексте раскрывается тема, состоящая из нескольких подтем, то в нем будут чередоваться различные способы изложения …» (Е.И. Мотина. Избранные труды. М., 2005, с. 41).
Прочитайте фрагмент текста и выберите отрывки для цитирования. Оформите выбранный фрагмент: а) как цитату, являющуюся самостоятельным предложением, б) как прямую речь, в) как придаточное предложение.
Язык называют одним из удивительных орудий в руках человечества. Однако пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты.(…) Чем грамотнее человек, тем более требователен он к своей речи, тем острее он понимает, как важно учиться хорошему слогу у замечательных русских писателей. (…) Русский язык всегда был гордостью наших писателей-классиков, он вселял в них веру в могучие силы и великое предназначение русского народа. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» — писал И.С. Тургенев.
При помощи русского языка можно выразить самые глубокие чувства. Нет такого понятия, которое нельзя было бы назвать русским словом. Читая произведения великих писателей, мы погружаемся в мир, созданный их фантазией, следим за мыслями и поведением их героев и подчас забываем, что литература – искусство слова. А ведь все, о чем мы узнаем из книг, воплощено в слове, вне слова не существует!
(Розенталь, Д.Э., Голуб, И.Б. Секреты стилистики. М., 1999, С.3-4).
Вторичные учебно-научные тексты
(план, аннотация, тезисы,реферат, рецензия)
1. Выберите пункт, содержащий название жанра вторичного научного текста:
… — это краткое изложение научного первоисточника; допускает выражение мысли своими словами, перестановку частей исходного текста и разную полноту изложения частей текста; может содержать оценку или комментарии, отсутствующие в исходном тексте.
аннотация 4) рецензия
реферат 5) конспект
Выберите пункт, называющий жанр вторичного научного текста:
К решению проблем межбюджетных отношений // Экономика и жизнь. 2002. №4.
Статья представляет собой анализ современного бюджетного процесса.
Автор рассматривает межбюджетные отношения Свердловской области и освещает проблемы, возникающие при разработке бюджетов территории, предлагая при этом усовершенствовать правовую базу для решения существующих ныне проблем.
Статья И.А. Пыховой может представлять интерес не только для специалистов в области экономики, но и широкого круга читателей.
3. 1) реферат 4) тезисы
рецензия 5) конспект
Статью М. Уварова «Интеграция в мировую экономическую систему стран с переходной экономикой» можно отнести к разряду тех статей, авторы которых поднимают актуальнейшие вопросы действительности, выдвигают новые категориальные положения, аргументируя свои мысли конкретными примерами. Данная статья интересна не только тем, что она затрагивает одну из основных причин интеграции национальной экономики стран Центральной и Восточной Европы в мировую экономическую систему, падение эффективности национального производства и стремление решать внутренние проблемы методами и средствами, используемыми в западной экономике, но и указывает на появление ряда новых проблем национального и общемирового характера.
Из всех изобретений, появившихся на Западе в период средневековья, самое разрушительное – порох – имело наибольшее влияние в политическом, экономическом и научном отношении.
Первоначальное изобретение пороха приписывается и арабам, и византийским грекам, но вероятнее всего, он был изобретен в Китае.
Секрет его изготовления заключается в том, чтобы, добавляя к углю и сере селитру, приготовить вещество, сгорающее без воздуха.
Селитра встречается в природе в некоторых залежах, а также в переудобренной земле.
Быть может, впервые она случайно была использована при изготовлении ракет для фейерверка или было замечено, то применение ее вместо соды (углекислого натрия) в виде плавня с древесным углем вызывало яркую вспышку и легкий взрыв.
Статья «Космический щит можно сооружать хоть сегодня» (интервью с академиком А. Зайцевым, сотрудником НПО им. Лавочкина) помещена в журнале «Наука и религия» (1995.- №9.- С.31-32).
Статья посвящена целям, задачам и возможности создания систем защиты Земли от опасных космических объектов.
Автор рассказывает о разработках НПО им. Лавочкина.
Рассматривается ряд важных вопросов, среди которых актуальность проблемы защиты Земли от космических объектов, структура системы космической безопасности, готовность ученых создать такую систему.
Наиболее интересным, с нашей точки зрения, является вопрос о структуре системы космической защиты. Как представляется автору, она состоит из трех частей: системы слежения (службы обнаружения астероидов и комет), системы перехвата и комплекса управления. Самым важным, на наш взгляд, являетcя то, что в НПО им. Лавочкина разработано реальное оборудование, позволяющее уже сегодня приступить к созданию системы космической безопасности. Среди прочих проблем автор называет проблему финансирования программ.
В заключение автор приходит к выводу, что проблема космической защиты Земли в наше время действительно является актуальной. Пути решения этой проблемы уже известны.
6. Какой пункт плана статьи «Функции средств массовой информации» сформулирован неправильно?
Вопрос о характере влияния СМИ остается открытым.
Классификация функций СМИ.
Управленческие функции СМИ.
Коммуникативная функция СМИ.
Культурно-рекреативные функции СМИ.
7. Прочитайте аннотацию. Определите композиционные, логические и стилистические ошибки и отклонения.
Автор рассматривает сущность, типы, источники социальной информации, требования, которые к ней предъявляют. Затем он рассматривает информационные системы: их цели и задачи, операции с информацией, предмет информационного труда и средства этого труда, его оценку и результат. Кроме того, он дает предложение – целевые программы: основы теории, методика разработки и реализации.
Книга академика РАН В.Г. Афанасьева посвящена одной из самых актуальных проблем современности – информатике.
Афанасьев В.Г. Социальная информация. М.: Наука, 1994.
Домашнее задание по теме:
Культура научной речи.
Составление и оформление вторичных учебно-научных текстов
1. Выберите пункты, содержащие характеристику научного стиля речи:
2. Найдите лексические единицы, частотные в научном стиле:
слова с оценочным значением
3. Найдите основные структурные элементы научного произведения:
выбор методов исследования
указание на предмет (объект) исследования
рассмотрение результатов исследования
формулирование пожеланий новым исследователям
обоснование актуальности исследования
4. Найдите жанры, свойственные научному стилю:
5. Выберите пункты, содержащие правила компрессии научного текста:
использование лексики с обобщенно-абстрактным значением
выделение ключевых слов
выбор соответствующих клише
обязательное сохранение иллюстративного материала
6. Соотнесите номера правого и левого столбцов, выбрав правильное определение жанров вторичных учебно-научных текстов:
Название жанра вторичного научного текста
Определение жанра текста
А) кратко сформулированные основные положения научного произведения
Б) изложение основного содержания первоисточника
В) сжатый, но связный и последовательный вариант научного первоисточника с максимальным сохранением его смысла
Г) официальный письменный отзыв, содержащий критический разбор научного первоисточника
Д) краткий разъяснительный материал по содержанию и назначению научного первоисточника
7. Прочитайте микротекст. Выберите наиболее точное название текста:
Два года назад на Земле произошло знаменательное событие. Численность населения Земли составила 6 000 000 000 человек. Много ли это или мало? Шесть миллиардов чего бы то ни было очень трудно представить. Можно лишь понять, что число людей на планете просто колоссально. А сколько нас было до сих пор?
По некоторым оценкам, за всю истории цивилизации на Земле успело прожить 100 миллиардов человек. В тысячном году до нашей эры на Земле было около 100 миллионов человек. Долгое время число жителей планеты росло очень медленно – чуть больше десяти человек в час. Во втором тысячелетии на Земле жило уже 500 миллионов человек, а примерно в 1804 году землян стало уже миллиард. К этой цифре цивилизация шла много тысячелетий. В ХХ веке рост населения значительно увеличился. Такой быстрый рост населения за короткий период называется демографическим взрывом. Резкое увеличение численности населения объясняется тем, что прогресс медицины и здравоохранения сократил детскую смертность и увеличил среднюю продолжительность жизни, а антибиотики вылечивали многие смертельные болезни.
В 70-е годы ХХ века демографический взрыв продолжался. Население мира росло очень быстро: 200 тысяч человек прибавлялось в мире ежедневно. Каждую неделю на Земле появлялся как бы новый город размером с Киев, а каждые три года – такая страна, как США, каждые пять лет — еще одна Африка.
Увеличение средней продолжительности жизни.
Прогресс медицины и здравоохранения.
8. Прочитайте микротекст. Выберите предложение, в котором наиболее точно сформулирована основная мысль текста.
Измерения, проводимые в течение ста пятидесяти лет, показывают, что магнитное поле Земли неуклонно ослабевает. В связи с этим возникают естественные вопросы: не исчезнет ли магнитное поле совсем и чем это может грозить землянам? Вспомним, что нашу планету непрерывно бомбардируют космические частицы, особенно интенсивно – протоны и электроны, излучаемые Солнцем, так называемый солнечный ветер. Магнитосфера Земли не пропускает заряженные частицы к поверхности планеты, а направляет их к полюсам, где в верхней атмосфере они салютуют фантастическими сияниями. Но если магнитного поля не будет, если растительный и животный мир окажется под таким непрерывным обстрелом, то можно предположить, что радиационное повреждение организмов губительным образом скажется на судьбе всей биосферы.
Измерения показывают, что магнитное поле Земли неуклонно ослабевает, что может губительно сказаться на судьбе планеты.
Исчезновение магнитного поля Земли грозит землянам радиационным повреждением организмов, которое губительно скажется на судьбе всей биосферы.
Нашу планету непрерывно бомбардируют космические частицы — протоны и электроны, излучаемые Солнцем.
9. Прочитайте вопрос и выберите самый точный ответ на него.
Что вызвало помутнение воды?
Одни виды животных исчезли, а численность других увеличилась.
Исчезновение одних видов животных и увеличение численности других объясняется существованием у некоторых обитателей водоемов механизма приспособления к недостатку кислорода.
Помутнение воды вызвало исчезновение одних видов животных и увеличение численности других, что объясняется существованием у некоторых обитателей водоемов механизма приспособления к недостатку кислорода .
10. В данном микротексте изменено место первого предложения. Выберите предложение, которое должно стоять первым.
Но языковые барьеры мешают свободно общаться и жителям Земли, а потому уже давно делались попытки автоматизировать перевод устной речи.
В научно-фантастических произведениях прошлых лет не раз описывался разговор людей с обитателями иных миров с помощью электронного переводчика.
Сейчас же эта проблема близка к разрешению.
Определите жанр вторичного научного текста.
11. 1) тезисы; 2) конспект; 3) реферат
В статье Петрова И.А. «Комплекс мер по повышению эффективности научно-технических достижений» рассматривается проблема разработки концепции государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности. Предлагается ряд организационно-методических мероприятий по использованию научно-технических достижений.
В начале статьи говорится о необходимости коренного изменения отношения государства к ИС и намечены пути реализации этой программы.
Концепция государственной политики должна основываться, утверждается в статье, на принципах приоритета и поддержки наиболее важных технологий, оказывающих решающее влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции.
В статье перечислены требования по выбору приоритетных технологий. Кроме того, должны быть оценены коммерческие показатели, в частности, уровень эффективности с учетом срока окупаемости вложенных затрат.
По мнению авторов статьи, в концепции должна быть предусмотрена правовая охрана объектов ИС, которая в настоящее время обеспечивается на основе патентного законодательства по защите от недобросовестной конкуренции, законодательства об авторских правах. Подчеркивается, что необходимо введение комплекса мер по защите прав авторов-правообладателей ИС.
12. 1) аннотация; 2) реферат; 3) рецензия
Предложенная вниманию читателей статья Александра Портнова «Мольберт или Painter?» знакомит читателя с новыми достижениями в области компьютерной графики.
Вызывает интерес композиция данной работы. В начале статьи автор делает ряд философских замечаний о том, что же такое компьютерное изображение не с точки зрения техники и электроники, а с позиции творчества: как идея, рожденная художником, воплощается на мониторе, из неосязаемой мечты превращается в нечто существующее, доступное для прочтения. Таким образом автор доказательно подводит нас к выводу, что компьютер – это мощный, полноценный помощник художника, но не его заменитель (…).
Заслуживает внимания тот факт, что Алексей Портнов подробно рассказывает о программе для художников Painter, понимая, что она не сможет не заинтересовать специалистов (…).
Несомненно, что статья вызовет интерес у широкого круга читателей, так как автор компетентно и доступно говорит об интересующем его вопросе, последовательно излагает материал.
13. Прочитайте текст аннотации на статью И.В. Савелова «Рассеивание света. Эффект Вавилова-Черенкова».
В статье «Рассеивание света. Эффект Вавилова-Черенкова автора И.В. Савельева рассматривается одно из свойств электромагнитного излучения – рассеивание света и его частный случай – эффект Вавилова-Черенкова. Она состоит из двух частей. В первой части раскрывается понимание процесса рассеивания с классической точки зрения. Обращается внимание на дифракцию световых волн на неоднородностях среды. Во второй части статьи автор освещает историю открытия эффекта Вавилова-Черенкова: рассматривает условия, при которых частица, двигаясь даже равномерно, излучает электромагнитные волны; описывает наиболее характерные свойства излучения Вавилова-Черенкова. Для доказательства автор ссылается на проведенные эксперименты.
Чтобы устранить ошибки в тексте аннотации, нужно:
1) Включить информацию о выходных данных источника.
2) Добавить оценочные элементы.
3) Устранить избыточную информацию.
4) Указать адресат работы.
14. Какие пункты плана статьи «Космос служит человеку» сформулированы неправильно?
Космическая техника на службе науки и народного хозяйства.
Области применения орбитальной космической техники.
Спутники связи «Молния» широко используются в народном хозяйстве.
Значение спутников связи в мореплавании и самолетовождении.
Использование искусственных спутников Земли для метеорологических наблюдений.
Космические фотографии помогают совершенствовать инженерно-геологические разыскания.
15. Оформите библиографическое описание следующих источников:
1) Монографии О.А. Лаптевой “Теория современного русского литературного языка», изданной в 2003 году в издательстве «Высшая школа», объемом 351 страница.
2) Статьи В.И. Конькова «Нужно ли реформировать русское правописание?», опубликованной в четвертом номере журнала «Мир русского слова» в 2000 году на стр.33-34.
16. Познакомьтесь с библиографическим описанием монографии А.Н. Васильевой:
Васильева, А.Н. Основы культуры речи [Текст]. М.: 1990
Чтобы исправить ошибки в библиографическом описании данной монографии, нужно:
1) Поставить название работы в кавычки.
2) Поставить знак «тире» перед указанием места издания.
3) Указать издательство, в котором выпущена книга.
4) Поставить инициалы перед фамилией автора.
5) Убрать запятую после фамилии автора.
6) Поставить точку в конце библиографического описания источника.
17. Познакомьтесь с цитатой из работы Ф.А. Кузина «Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты».
Ф.А. Кузин пишет, что «Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов…
Чтобы исправить ошибки в оформлении данной цитаты, нужно:
1) Поставить заключительные кавычки после многоточия.
2) Убрать запятую после слова «пишет».
3) В первом слове цитаты («любое») поставить строчную букву.
4) Поставить двоеточие после слова «что».
5) Инициалы автора поставить после фамилии.
Выберите правильный вариант управления:
1) за верность результатов;
2) о верности результатов
1) о разрыве экономических связей;
2) разрыву экономических связей
21. рассмотрена задача
1) о построении новой модели…
2) построения новой модели …
22. обоснована тема
1) автоматизации процессов управления…;
2) 2) об автоматизации процессов управления…
Найдите в предложениях лексические и грамматические ошибки и исправьте их.
23 . В 2001 году из-за развития микропроцессорной техники даже 700-долларовые компьютеры были более мощными, чем лучшие машины 1998 года.
24. Ввиду квантовых устройств можно будет решать такие математические задачи, как разложение на множители тысячезначных чисел.
25. В России в данный исторический период с быстрыми темпами стали развиваться города.
26. Чтобы успешно работать с Интернетом, нужно знать правила поведения в сети и умение ориентироваться в множестве доступных вам информационных сервисов.
27. На конференции рассматривалась проблема загрязнения окружающей среды от традиционных источников получения энергии.
28. Процессы проводились в горизонтальном реакторе с индуктивным нагревом в токе водорода.
29. Большую роль в изучении поверхности и атмосферы планет имеют астрофизические методы.
30. Большое значение в этом процессе играют электромагнитные поля гидродинамических источников.
Устраните нанизывание родительного падежа в предложениях.
31. Для повышения точности измерения давления из коробки манометра выкачивается часть воздуха.
32 . Рынок ценных бумаг возникает как средство объединения капиталов предпринимателей для реализации тех или иных проектов организации производства конкурентоспособных товаров.
33. Для создания базы данных рефератов статей журналов какой-либо предметной области и даже самих текстов этих статей требуются большие ЭВМ.
Сделайте высказывания более лаконичными, объединяя три простых предложения в одно сложное и используя деепричастный оборот.
34. Наша группа разработчиков протестировала реальную систему. Система содержала все вышеописанные техники. Группа разработчиков была весьма удовлетворена достигнутыми результатами.
35. Вместо обычной операции по обмену валюты банк проводит безналичную конвертацию. Банк открывает клиенту рублевый и валютный счета. Эти счета впоследствии закрываются.
Помогите исправить ошибки в предложениях
1.В конце романа Павел Власов — это уже закоренелый революционер.
2.Любой поступок заслуживает осуждения.
3.Самая ароматная кофе «черная карта».
4.Особого теплого слова заслуживают наши женщины — писательницы: прозаички, драматургички, редактрисы. 4
5.В этом ранге я побежу.
6. Я все махаю и махаю ему рукой.
1. убрать тире
3. ароматный
4. запятая после «особого» и правильно -(прозаики, драматурги, редакторы)
5. не говорят «я побежу», говорят «одержу победу»
6. машу и машу
1.В конце романа Павел Власов — это уже закоренелый революционер.
2.Любой поступок заслуживает осуждения.
3.Самый ароматный кофе — «черная карта».
4.Особо теплого слова заслуживают наши женщины — писательницы: прозаики, драматурги, редакторы.
5.В этом ранге я смогу победить.
6. Я все машу и машу ему рукой.
ГДЗ §4 Русский язык 10-11 класс Греков В. Ф. Вопрос 29 Укажите, какие ошибки допущены в употреблении слов.
Привет. По русскому никому подобное не попадалось, может кто помнит как отвечать?)))
Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены в употребле-
нии слов (неточное знание лексического значения слова, смеше-
ние значения однокоренных слов, нарушение сочетаемости слова
с другими словами и др.). При затруднениях обратитесь к толко-
вому словарю. Внесите необходимые исправления и спишите
предложения.
1) Друзья, попробуем оглянуться в будущее. 2) Через
весь роман проходит фабула патриотизма. 3) Обе линии
сюжета, личная и общественная, развиваются в комедии
параллельно, взаимно пересекаясь. 4) В момент пребыва-
ния на юге Пушкин пишет романтические произведения. 5) Очень рано я понял, что биология — завлекательная
наука. 6) Сначала о Манилове складывается двойное впе-
чатление. 7) С первого взгляда он может показаться даже
очень прекрасным человеком. Автор по-новому реша-
ет вопрос о месте поэта в жизни, о гражданстве поэзии.
9) Скоропостижный отъезд Хлестакова и известие о при-
бытии настоящего ревизора приводят чиновников в оцепе-
нение. 10) Нельзя без гневного возмущения относиться к
разным Чичиковым, Плюшкиным и Ноздрёвым. 11) Чте-
ние классической русской литературы обогащает кругозор
людей. 12) Диалекты встречаются не только в языке геро-
ев рассказа, но и в речи самого автора.
Привет. Как решать – помню. Держи ответ, не потеряй;)
1. Друзья, попробуем заглянуть в будущее. (Смешение значений однокоренных слов) 2. Читая «Молодую гвардию», мы, юноши и девушки, не знавшие войны, видим, как героически боролись с захватчиками наши сверстники. (Неверный выбор слова) 3. Через весь роман проходит тема патриотизма. (Неверный выбор слова) 4. Обе линии сюжета, личная и общественная, развиваются в комедии одновременно, взаимно пересекаясь. (Неверный выбор слова) 5. Во время пребывания на юге Пушкин пишет романтические произведения. (Неточное знание лексического значения слова) 6. Очень рано я понял, что биология — увлекательная наука. (Смешение значений однокоренных слов) 7. Сначала о Манилове складывается двойственное впечатление. (Смешение значений однокоренных слов) 8. С первого взгляда он может показаться прекрасным человеком. (Неверное формообразование) 9. Автор по- новому решает вопрос о месте поэта в жизни, о гражданственности поэзии. (Смешение значений однокоренных слов) 10. Скоропалительный отъезд Хлестакова и известие о прибытие настоящего ревизора приводят чиновников в оцепенение. (Смешение значений однокоренных слов) 11. Нельзя без возмущения относиться к Чичиковым, Плюшкиным и Ноздревым. (Неточное знание лексического значения слова) 12. Чтение классической русской литературы расширяет кругозор людей. (Нарушение сочетаемости слов) 13. Диалектизмы встречаются в речи не только героев рассказа, но и самого автора. (Неточное знание лексического значения слов).
источники:
http://sprashivalka.com/tqa/q/1503478
http://class.rambler.ru/temy-10-klass/gdz-4-russkiy-yazyk-10-11-klass-grekov-v-f-vopros-29-ukazhite-kakie-oshibki-dopuscheny-v-upotreblenii-slov-38298.htm
Исправьте ошибки, нарушающие правильность речи. а). Где-то вначале весны решили мы поехать в музей А. П. Чехова. б). Зачет назначен на март месяц. в). Я вам позвоню в районе пяти часов. г). Я бесконечно рада и горда тем, что живу в Севастополе
Остались вопросы?
Новые вопросы по предмету Русский язык
Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров.
Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.
Данная статья – наглядное методическое пособие по оформлению протоколов. Она поможет вам правильно и быстро создать протокол. Она пригодится и когда вы решите научить этому своих коллег, чтобы избавить себя от необходимости исправлять допускаемые ими ошибки.
Название вида и принадлежность к системам и подсистемам документации
Протокол – документ, фиксирующий ход заседания и порядок принятия решений коллегиальным органом.
Обязательному протоколированию подлежат:
- заседания постоянно действующих коллегиальных органов государственной власти и управления, муниципальных органов управления, органов управления предприятиями и организациями (общие собрания учредителей, акционеров, заседания советов директоров, правлений комитетов, комиссий, дирекций и др.) и
- разовые или периодически созываемые конференции, собрания, совещания.
Отражение в цели создания документа управленческого принципа коллегиальности, коллегиального принятия решений позволяет говорить о протоколе как о самостоятельном виде документа.
Протокол является документом, относящимся прежде всего к системе организационно-распорядительной документации. Протоколы являются управленческими распорядительными документами (относятся к подсистеме распорядительной документации), которые выполняют управленческую и правовую функции, причем правовая функция протокола является приоритетной и выступает на первый план.
Но документ с названием вида «ПРОТОКОЛ» применяется в процессе документирования и многих других видов деятельности.
В учебных и научных учреждениях протоколы фиксируют научные достижения и открытия, прием на обучение, открытие специальностей, стандарты образования, присвоение профессиональной квалификации, ученых степеней и званий, избрание на должности и другие вопросы. Подобные протоколы относятся к системам научно-исследовательской или учебно-методической документации (к определенным их подсистемам в зависимости от цели создания протокола и его содержания).
В практике бизнеса составляются протоколы деловых встреч, протоколы о намерениях, протоколы передачи конфиденциальной информации, протоколы разногласий и другие, в которых фиксируются не управленческие решения, а договоренности и достигнутое сторонами (т.е. коллегиальное, коллективное, а не «комиссионное», как иногда неправильно говорят) согласие в решении вопросов взаимной заинтересованности. Подобные протоколы возможно отнести к подсистеме информационно-справочных документов системы организационно-распорядительной документации или к подсистеме гражданско-правовой договорной документации этой же системы, т.к. в них закрепляется ход исполнения договоров и соглашений, подтверждается заинтересованность и возможные сферы сотрудничества, а также фиксируются основные условия для заключения в дальнейшем конкретных сделок.
Протоколы, создаваемые с целью подтверждения расчетов, входят в состав подсистемы по кассовым операциям системы банковской документации.
По некоторым функциям управления персоналом составляются протоколы заседаний аттестационных и квалификационных комиссий, которые входят в специальную подсистему кадровой документации.
Протоколы общих собраний акционеров (и документы к ним), обязательный состав информации которых устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об акционерных обществах», требованиями регулятора – Федеральной службы по финансовым рынкам, образуют подсистему организационных документов, на основе которой уже сформировалась специальная подсистема учредительной документации, а в настоящее время можно говорить о процессе формирования подсистемы/системы документации, обеспечивающей процедуры корпоративного управления.
Классификация протоколов
Все виды и разновидности протоколов, независимо от принадлежности к системе или подсистеме документации, классифицируются по двум основаниям – способу документирования и степени полноты записи хода заседания, которые действуют одновременно. Так, по степени полноты записи протоколы подразделяются на краткие и полные.
Полные протоколы могут быть подробными текстовыми (текстовый способ документирования), стенографическими (текстовый способ с использованием специальных условных обозначений, которые должны быть расшифрованы при оформлении протокола), фонографическими (звукозапись), видеопротоколами (применяется видеозвукозапись, особенно при проведении видеоконференций). Они содержат запись всего заседания, включая реплики, вопросы, замечания, выступления и справки по ходу заседания, шум, аплодисменты и т.п. в зависимости от способа документирования.
Краткий протокол последовательно фиксирует только фамилии председателя, секретаря, состав присутствовавших, перечень рассмотренных вопросов и принятые решения. Разновидностью краткого протокола является протокол, составленный по сокращенной форме, которая предусматривает краткое последовательное изложение рассмотренных вопросов по схеме «вопрос – принятое решение».
Протокол ведется во время заседания специально выбранным или назначенным лицом или секретарем постоянно действующего коллегиального органа по должности, а протоколы оперативных совещаний, которые проходят под председательством руководителей, ведут и оформляют секретари или помощники руководителей.
Секретарь заседания при оформлении протокола использует заранее подготовленные к заседанию документы: повестку дня, списки приглашенных, списки членов коллегиального органа, тексты докладов, выступлений, информационные справки, проекты решений и др.
Составляемый непосредственно на заседании протокол является черновиком. Он должен быть уточнен, сверен со стенограммой или фонограммой (если на заседании велась стенограмма или производилась запись на диктофон), отредактирован и оформлен не позднее 3 или 5 дней с даты заседания. Эти сроки или другие стандарты сроков подготовки протокола к подписанию – «в день заседания», «не позднее следующего рабочего дня» и т.п. – обычно регламентируются положениями о соответствующих коллегиальных органах и должностной инструкцией/должностным регламентом секретаря конкретного коллегиального органа.
Формуляр протокола
Протокол является основным распорядительным документом коллегиального управления и почти всегда оформляется как многостраничный документ. Поэтому при оформлении первого листа протокола необходимо использовать общий бланк организации или предприятия, а если общий бланк отсутствует, протокол оформляется на листах бумаги формата А4 с расположением реквизитов по образцу общего бланка.
Если бланк для оформления первого листа протокола не используется, реквизиты оформляются обычно продольным способом (вдоль верхнего поля листа бумаги) центрованно.
В типовой формуляр протокола входят следующие обязательные реквизиты:
- полное наименование организации или предприятия;
- название вида документа (ПРОТОКОЛ);
- дата;
- индекс (в протоколах, которые относятся к распорядительным документам);
- место составления;
- заголовок;
- текст;
- подписи.
Дополнительными реквизитами протокола являются:
- наименование структурного подразделения;
- гриф утверждения;
- отметка о наличии приложений;
- место (помещение, офис) и время проведения заседания;
- фамилия и инициалы председательствующего на совещании, заседании;
- дата подписания протокола;
- способ голосования (открытое, тайное, заочное).
Особенности оформления обязательных реквизитов протокола, а также наличие, количество и правила оформления дополнительных реквизитов, особенности формуляра определяются требованиями действующего законодательства, обычаями делового оборота или конкретной управленческой ситуацией. Но все особенности оформления базируются на общем алгоритме, который исторически сложился в процессе составления и оформления протокола как одного из основных видов распорядительных документов.
Заголовочная часть протокола
Для обеспечения юридической силы протокола необходимо правильно оформить полное наименование организации или предприятия, в качестве которого признается зарегистрированное в Едином государственном реестре юридических лиц наименование юридического лица в соответствии с его учредительными документами и уставом, (т.е. с обязательным указанием организационно-правовой формы):
Пример 1
Общество с ограниченной ответственностью «Ваш партнер»
Пример 2
Закрытое акционерное общество «АБВГД»
Наименование структурного подразделения (дополнительный реквизит протокола) обычно оформляется на документе в следующих случаях:
- протоколом фиксируются все виды коллегиальной деятельности в обособленном подразделении предприятия (см. Пример 3);
- протоколом оформляются заседания (прежде всего оперативного характера), которые проводятся в одном из внутренних структурных подразделений предприятия (см. Пример 4).
Пример 3
Общество с ограниченной ответственностью «Компания «Пятый элемент»
Филиал «Северо-Западный»
Пример 4
Открытое акционерное общество «Реммеханизация»
Департамент бухгалтерского учета и налоговой отчетности
Названия структурных подразделений в протоколе должны соответствовать точным названиям, закрепленным в схеме организационной структуры, штатном расписании или других внутренних документах организации.
Название вида документа (ПРОТОКОЛ) всегда оформляется прописными буквами и располагается одной-двумя строками ниже наименования предприятия или структурного подразделения (при продольном расположении реквизитов – центрованным способом).
Дата протокола является датой заседания, а не окончательного оформления и подписания документа. Если заседание коллегиального органа продолжалось несколько дней, то в протоколе указывают дату его начала и дату окончания. Способы оформления даты могут быть различными. Например, цифровой способ:
Пример 5. Цифровой способ оформления даты
Пример 6. Цифровой способ оформления даты заседания, продолжавшегося 2 дня
Цифровой способ используется преимущественно при оформлении дат оперативных заседаний и совещаний.
При оформлении даты в протоколах коллегиальных органов (высших органов управления и исполнительных) преимущественным является буквенно-цифровой способ.
Пример 7. Буквенно-цифровой способ оформления даты
Пример 8. Оформление даты заседания, продолжавшегося 2 дня
Дата располагается одной строчкой ниже названия вида документа или над специальной ограничительной линией в общем бланке.
Индекс (номер) протокола оформляется на той же строке, что и дата заседания над ограничительной линией в общем бланке или в пределах общей площади, отведенной для даты и индекса в заголовочной части документа. Индекс протокола является порядковым номером заседания в пределах календарного года или в пределах срока полномочий коллегиального органа. Следует заметить, что при оформлении индексов с № 1 по 9 необходимо использовать минимум два знака. Например, самые простые индексы правильно обозначать: «№ 01», «№ 07» и т.п. (см. Примеры 7 и 8).
Реквизит «место составления или издания» оформляется на отдельной строке ниже даты и индекса (при продольном расположении реквизитов – в центре следующей строки).
Этот реквизит содержит название географического пункта, в котором реально состоялось заседание коллегиального органа. Условные сокращения, применяемые при обозначении географических названий, должны соответствовать Правилам оказания услуг почтовой связи.
Пример 9
г. Коломна Московской обл.
Пример 11
с. Малеево Коломенского р-на
Московской обл.
В качестве заголовка протокола оформляется краткая формулировка вида заседания (вида коллегиальной деятельности) в родительном падеже, которая согласуется с названием вида документа (ПРОТОКОЛ – чего?), названием коллегиального органа и начинается с прописной буквы.
Пример 12. Угловое расположение реквизитов оформляющей части протокола
Пример 13. Продольное расположение реквизитов оформляющей части протокола
Заголовок протокола как вид заседания оформляется одной-двумя строками ниже реквизита «место составления или издания» обязательно от границы левого поля или на площади, отмеченной в общем бланке ограничительными уголками в левом верхнем углу листа бумаги. Это расположение обязательно и при продольном, и при угловом расположении реквизитов (см. Примеры 12 и 13).
Содержательная часть протокола, текст
Текст протокола является самым сложным реквизитом и состоит из двух частей – вводной и основной. Вводная часть текста строго формализована. В ней оформляются сведения о составе присутствующих на заседании и повестка дня (список вопросов, вынесенных на обсуждение), которые являются вполне самостоятельными элементами текста и формулируются по стандартным правилам.
Состав присутствующих оформляется двумя строками ниже вида заседания от границы левого поля и начинается с указания председателя и секретаря заседания. Фамилии председателя и секретаря оформляются после тире, инициалы следуют за фамилией.
Пример 14
Фамилии и инициалы присутствовавших на заседании постоянных членов коллегиальных органов (избранных или входящих в состав коллегии по должности) перечисляются по алфавиту фамилий без наименования должности после слова «Присутствовали:», которое оформляется двумя строками ниже, обязательно от границы левого поля, и заканчивается двоеточием. Фамилии присутствовавших оформляются по всей ширине строки через один межстрочный интервал.
Пример 15
Если в состав членов коллегиального органа входит более 15 человек, то состав присутствующих указывается количественно, а пофамильный список прилагается к протоколу, о чем делается отметка.
Пример 16
Фамилии и инициалы приглашенных должностных лиц, которые не являются членами коллегиального органа, но присутствовали на заседании, перечисляются после слова «Приглашенные:». Оно оформляется от границы левого поля двумя строками ниже слова «Присутствовали:» и заканчивается двоеточием. Должности этих лиц принято указывать.
Пример 17
Перечень вопросов, вынесенных для обсуждения и принятия решения коллегиальным органом, оформляется после слов «Повестка дня:», которые располагаются от границы левого поля двумя строками ниже состава присутствующих и заканчивается двоеточием.
Каждый вопрос повестки дня формулируется с предлогом «O», отвечает на вопрос «О чем?» и содержит указание должности, фамилии и инициалов докладчика. Причем слово «докладчик» в протоколе не используется, правильной является речевая формула: «Доклад – (чей?) должность, фамилия, инициалы».
Вопросы нумеруются арабскими цифрами, располагаются в повестке дня по степени их значимости (или в соответствии с предполагаемым временем обсуждения) и оформляются с красной строки.
Пример 18
Пункты повестки дня должны быть сформулированы четко и конкретно, поскольку именно они и представляют собой собственно заголовки к последующему тексту протокола, который будет излагаться по пунктам в последовательности рассмотрения вопросов на заседании.
Формулировка «Разное» в повестке дня оформленного протокола считается неуместной, т.к. документ составляется после состоявшегося заседания, когда уже возможно точно сформулировать все рассмотренные вопросы.
Даже в тех случаях, когда повестка дня заседания оформляется как самостоятельный информационный документ и заранее рассылается участникам заседания и членам коллегиального органа, в текст протокола должны быть внесены формулировки всех обсужденных вопросов. Отметка в тексте протокола: «Повестка дня прилагается» недопустима, даже когда повестка дня формируется в дело вместе с протоколом как отдельный информационный документ.
Основную часть текста протокола, т.е весь ход заседания и принятые решения, секретарь заседания составляет, работая почти как синхронный переводчик, только речь «переводится» из устной формы (часто спонтанной, эмоциональной и не всегда подготовленной) в письменную форму, т.е. упорядоченную, построенную по речевым моделям, преимущественно с прямым порядком слов и использованием специальной лексики и терминов делового стиля.
Основная часть текста протокола строится в соответствии с пунктами повестки дня по разделам. Каждый раздел, отражая ход заседания, состоит из трех частей: СЛУШАЛИ – ВЫСТУПИЛИ – ПОСТАНОВИЛИ (РЕШИЛИ).
Слово «СЛУШАЛИ» нумеруется в соответствии с номером пункта повестки дня, оформляется от границы левого поля прописными буквами и заканчивается двоеточием. Далее с красной строки оформляются в родительном падеже фамилия и инициалы докладчика (СЛУШАЛИ – кого?), ставится тире, и после него кратко или подробно записывается содержание доклада. Изложение обычно ведется от третьего лица единственного числа в прошедшем времени:
Пример 19
1. СЛУШАЛИ:
Краснова А.И. – доложил об основных положениях Учетной политики предприятия на 2011 г. Отметил, что она полностью переработана в связи с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс Российской Федерации. Предложил утвердить Учетную политику предприятия на 2011 г.
Если текст основного доклада готовился заранее и после рассмотрения вопроса был передан в секретариат/секретарю заседания, то при изложении текста удобно использовать и другой прием: кратко сформулировать тему доклада в соответствии с повесткой дня и после точки сделать отметку: «Текст доклада прилагается».
Пример 20
1. СЛУШАЛИ:
Краснова А.И. – об основных положениях Учетной политики предприятия на 2011 г. Текст доклада прилагается.
При этом заранее подготовленный доклад должен быть оформлен, подписан и датирован автором, чтобы его можно было действительно оформить в качестве самостоятельного документа-приложения к протоколу.
Слово «ВЫСТУПИЛИ» оформляется от границы левого поля прописными буквами и заканчивается двоеточием. Фамилия и инициалы каждого из выступающих оформляются с красной строки и указываются в именительном падеже (ВЫСТУПИЛИ – кто?). После тире в форме косвенной речи записывается краткое или подробное содержание выступления.
Все вопросы к докладчику и выступившим, а также ответы на них записываются в порядке их поступления и оформляются также с красной строки. Фамилию лица, задавшего вопрос, допускается не указывать.
Пример 21
Вопрос: Все ли группы учета основных средств отражены в Учетной политике?
Да, все группы, которые нужны для правильного отражения основных средств в бухгалтерском учете на нашем предприятии.
Решения, принятые коллегиально по каждому из обсуждаемых вопросов, записываются после слова «ПОСТАНОВИЛИ» или «РЕШИЛИ». Эти слова являются терминами делового стиля, отражающими принятие решения на основе принципа коллегиальности (подразумевается местоимение «мы»). В деловой практике за каждым термином закрепилась своя сфера употребления при составлении протоколов. Так, в протоколах общих собраний акционеров, учредителей, заседаний советов директоров, собраний трудовых коллективов, собраний сотрудников (в рамках самоуправления, установленного и разрешенного кодексом корпоративного поведения), инициативных групп правильным считается употребление термина «РЕШИЛИ» (оформляется деятельность высших коллегиальных органов, «власть»). В протоколах заседаний комитетов, правлений, рабочих групп, оперативных совещаний и других коллегиальных исполнительных органов (оформляется «оперативное управление») правильным считается термин «ПОСТАНОВИЛИ».
Это слово оформляется от границы левого поля прописными буквами и заканчивается двоеточием. С красной строки по пунктам кратко и точно формулируются распорядительные действия, которые должны быть пронумерованы в соответствии с номером вопроса в повестке дня. Номер принятого решения состоит из двух частей, разделенных точкой, при этом первая цифра соответствует номеру вопроса в повестке дня, а вторая – номеру решения по данному вопросу (ведь часто бывает, что по одному вопросу повестки дня принимается несколько решений, поручений). См. Пример 22.
Пункт, устанавливающий правовую норму («нормативный»), формулируется по стандартной речевой модели: что сделать – в какой (с какого или на какой) срок? См. решение 1.1 в Примере 22.
Пункт, содержащий поручение или предписание («поручительский»), строится по речевым моделям:
- кому – что сделать – к какому сроку? (см. решение 1.2 в Примере 22) или
- что сделать – к какому сроку? Ответственный – наименование должности, фамилия и инициалы конкретного исполнителя (см. Пример 23).
Пример 22
РЕШИЛИ:
1.1. Утвердить Учетную политику предприятия на 2011 г.
1.2. Начальнику отдела бухгалтерского учета и налоговой отчетности довести Учетную политику предприятия на 2011 г. до сведения главных бухгалтеров филиалов и региональных представительств. Срок – 20.02.2011
Пример 23
ПОСТАНОВИЛИ:
2.1. Провести инвентаризацию основных средств предприятия по состоянию на 01 апреля 2011 г. и представить акты инвентаризации на утверждение к 20.04.2011. Ответственный – председатель постоянно действующей инвентаризационной комиссии Сидоров С.С.
Если решение было принято путем голосования, то его результаты оформляются по форме: «За – 10, против – 0, воздержались – 2» или «Единогласно». Соблюдение этой формы обязательно, когда оформляются решения о назначении, избрании или утверждении кандидатур или о персональном составе комиссий, комитетов и т.п.
Оформляющая часть протокола
Подписи председателя и секретаря заседания оформляются на отредактированном и сверенном протоколе. Они располагаются тремя-четырьмя строками ниже текста от границы левого поля и разделяются одной строкой. В расшифровках подписей инициалы располагаются перед фамилией. Личные подписи председателя и секретаря оформляются на оригинале протокола.
Пример 24
Поскольку протокол является внутренним распорядительным документом предприятия, его удостоверения печатью обычно не требуется.
Копии (ксерокопии) оформленного и подписанного протокола или выписки из протокола, которые необходимы в процессе направления документа на исполнение, имеет право удостоверять своей подписью секретарь (секретарь заседания или секретарь коллегиального органа по должности), правильно оформляя отметку о заверении копии. Если копия или выписка из протокола используется внутри организации, то печать на нее (как и на сам протокол) не ставится. Если же выписка или копия протокола предназначена для использования вне стен родной организации, на нее стоит поставить оттиск печати.
Пример 25. Отметка о заверении копии протокола
Некоторые разновидности протоколов подлежат утверждению первым руководителем предприятия или организации. Например, утверждаются протоколы заседаний экспертной комиссии организации, экспертной комиссии по присвоению/снятию грифов ограничения доступа к информации и документам организации, протоколы заседаний проектных групп/проектных офисов в проектном управлении и т.п.
Утверждение оформляется грифом, который располагается в верхнем правом углу документа и состоит из слова «УТВЕРЖДАЮ», сокращенного наименования должности руководителя (т.к. полное наименование организации или предприятия указано в заголовочной части документа или в общем бланке), личной подписи, ее расшифровки и даты утверждения.
Пример 26
Пример 27. Пример оформления протокола
Работу комиссий по делам несовершеннолетних я изучаю уже более пяти лет, я был на многих заседаниях комиссий в качестве защитника, оспаривал их постановления в судах, при оказании помощи гражданам в возвращении неправомерно отобранных детей я изучал постановления, которые комиссии принимали.
Чем больше я изучаю их работу, тем больше понимаю, что это важный орган, выполняющий важные государственные функции. И тем больше я ужасаюсь тому, во что сегодня превратились заседания комиссий.
Продемонстрированный в ролике РВС случай заседания самарской КДНиЗП — это, конечно, крайнее проявление. Но я как частый свидетель происходящего на заседаниях комиссий и член РВС, имеющий возможность собирать информацию более чем из 60 регионов страны, могу сказать, что продемонстрированное заседание ничем особым не отличается от тех, что проводятся повсеместно, кроме, конечно, крайне вызывающего поведения председателя. Но дело тут не в конкретном человеке, а в выстроенной системе, которая поселяет в членах комиссии мнение о том, что КДНиЗП — это репрессивный орган с крайне широкими полномочиями, которые даже позволяют действовать без оглядки на закон. Свои соображения по поводу того, почему так получилось, я изложу в конце, а сейчас перейдём к конкретным нарушениям.
Типичные нарушения, допускаемые КДНиЗП при подготовке к рассмотрению дел и в процессе рассмотрения
- Родителям не разъясняются их права (вопреки п.5 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ), чем нарушается их право на защиту.
- Родителям не дают ознакомиться с материалами дела, не дают снять с него копии (в нарушение части 1 ст. 25.1; ч. 4, 6 ст. 28.2 КоАП РФ).
- Протоколы, составленные инспектором ПДН, не проверяются на правильность составления (в соответствии со ст.28.2; п. 3 ст. 29.1 Кодекса об административных правонарушений РФ) и на наличие нарушений.
- На заседания вызываются только законные представители ребенка, в отношении которых инспектором ПДН составлен протокол. Не вызываются лица, которые выступили заявителями, не вызываются свидетели, даже если законные представители об этом просят (в нарушение ст. 26.3 КоАП РФ).
- Материалы дела рассматриваются в отсутствие ребенка, в отношении которого вынесен протокол об административном нарушении (требование части 2 ст. 25.1; п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ), присутствует лишь родитель.
- Во время так называемого «разбирательства» против родителей выступает вся комиссия. Им не дают делать необходимые разъяснения, перебивают, отказываются выслушать. Если родитель пришел с ребенком, не выслушивается мнение ребенка, даже если родитель об этом просит. Таким образом, даже речи не идёт о проведении полноценного разбирательства (как того требует ст. 26.1 КоАП РФ).
- Пояснения родителей воспринимаются лишь как их позиция и не более. Об этом откровенно заявляется членами комиссии, которые, в свою очередь, сами заинтересованы в наказании привлекаемого лица, поскольку протокол об административном правонарушении зачастую составляется одним из членов этой же комиссии, не имеющим права принимать участия в рассмотрении материала на основании п. 2, ч.1, ст. 29.2 КоАП РФ, обязанного взять самоотвод по делу, как предписывает ч. 1 ст. 29.3 КоАП РФ. Таким образом, при сложившейся системе рассмотрения административных материалов подобными составами утрачивается объективность вынесенных решений, вопреки требованиям ст. 26.11 КоАП РФ, так как существует конфликт интересов.
- В мотивировочной части постановления не указывается конкретная норма (пункт, часть, статья, и наименование закона) и причины, по которым привлечённому к ответственности лицу назначается та или иная мера наказания (в нарушение требования ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ).
- Случается и такое, что родителей вообще не вызывают на комиссию, принимают в их отношении постановление и не ставят их об этом в известность.
Всё это — типичные процессуальные нарушения на заседаниях КДниЗП, которые проводятся в рамках КоАП РФ. Этот процесс поставлен на поток, в России ежегодно проходят тысячи и тысячи таких заседаний, что подтверждается практикой РВС и других родительских организаций.
Уверяю: если сегодня эксперты в области права получат возможность скрытно присутствовать на случайно выбранном заседании любой российской комиссии по делам несовершеннолетних, с большой степенью вероятности они зафиксируют все нарушения, которые я перечислил. В своей личной практике я ни разу не сталкивался с заседанием КДНиЗП в рамках КоАП РФ, которое проходило бы без серьёзных процессуальных нарушений.
Подавляющее большинство граждан оказывается абсолютно не готовым к ситуации взаимодействия с комиссией в рамках КоАП РФ, они не могут должным образом себя защитить, чем и пользуются все члены комиссии, не спешащие должным (именно должным) образом разъяснить гражданам их права.
Читать также: В СовФеде заявили об отсутствии прокурорского надзора за решениями КДН
Какие ужасные системные проблемы это порождает? Например, в РВС всё чаще и чаще стали обращаться за помощью люди, имеющие конфликт любого рода с местной администрацией или школой, детским садом, больницей, иными субъектами системы профилактики детского и семейного неблагополучия, работу которых как раз и координируют комиссии по делам несовершеннолетних. Их начали использовать как инструмент давления на неугодных родителей. Комиссии выносят постановления о привлечении к административной ответственности как «горячие пирожки», в результате государственные органы получают возможность вмешиваться в дела семьи и перед семьёй возникает угроза разрушения. Всем известно, что, например, неоднократное привлечение родителей по статье 5.35 КоАП РФ может являться причиной подачи опекой иска об ограничении или лишении родительских прав, а само наличие таких постановлений формирует определенный образ семьи и родителей, подтверждая систематичность их якобы «неправомерных» действий, связанных с ненадлежащим исполнением родительских обязанностей.
Да, постановления комиссий можно обжаловать в суде. Однако как практик я могу сказать, что сделать это очень сложно, например, на объективность районных судов я уже давно не надеюсь. Тем не менее, мне удавалось выигрывать такие дела, причем в основном — во второй инстанции, но, несмотря на это, могу сказать, что каждая последующая инстанция лишь уменьшает вероятность восстановления справедливости, а вовсе не увеличивает её. Это мой опыт правозащитника. А что же тогда говорить о рядовых гражданах?
Читать также: В Перми власти делают вид, что ювенальщина в школе будет “добровольной”
Так в чём же причина существующей проблемы, где системная ошибка и как решить существующую проблему КДНиЗП?
Фактически, комиссиям даны судебные функции, но практика ведения заседаний такова, что нет даже подобия и симуляции судебного процесса. И это неудивительно, причины понятны, ведь, во-первых, в состав комиссии входят лица, зачастую не обладающие должной квалификацией, а во-вторых, каждый из участников выражает интересы своего ведомства. Ситуацию также усугубляет то, что, например, в малых населенных пунктах эти люди всегда связаны теми или иными отношениями.
Между тем, азбука теории государства и права говорит, что в демократическом государстве существует разделение властей и их баланс, который заключается в том, что каждая из ветвей власти друг друга уравновешивают. Существующая система КДНиЗП эти принципы попросту попирает, поскольку члены комиссий не выбираются, а назначаются исполнительной властью, причем, как уже было сказано выше, членами комиссий становятся зачастую совершенно посторонние люди.
Наш вывод прост: у системы КДНиЗП необходимо забрать функции рассмотрения дел об административных правонарушениях и передать их в суды. Более того, мы знаем, что сами комиссии были бы этому рады, поскольку они так же считают, что это не их функция. А оставить им следует функцию координации работы всех органов системы профилактики детского и семейного неблагополучия.
Не сомневаюсь в том, что у законодателей есть чувство собственного достоинства, и они не хотят, чтобы их работа была лишена смысла. Могут ли они, видя, как системная ошибка приводит к постоянному игнорированию законов, не выступить с подобной инициативой? Вопрос риторический.
Алексей Мазуров, РВС