помогите пожалуйста указать неправильные словосочетания. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании
1) — возрасти в глазах окружающих
— оказать вред
— озабочен здоровьем детей
— закоренелый преступник
— гениальный виртуоз музыки
2) — превратить мечту в жизнь
— предостеречь от опасности
— заведующий первого отдела
— взаимно уважать друг друга
— написать тему природы
вырасти в глазах окружающих
— нанести вред
— озабочен здоровьем детей
— закоренелый преступник
— виртуоз музыки
2) — воплотить мечту в жизнь
— предостеречь от опасности
— заведующий первым отделом
— уважать друг друга
— описать природу
Лексическая сочетаемость
консультация по русскому языку (10 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lexicheskaya_sochetaemost.doc | 51.5 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Лексической сочетаемостью называется способность слов соединяться друг с другом. Ведь в речи слова употребляются не по одному, не изолированно, а в словосочетаниях. При этом одни слова свободно соединяются с другими, если они подходят им по смыслу, а иные имеют ограниченную лексическую сочетаемость. Так, очень похожие определения – длинный, длительный, долгий, продолжительный – по-разному притягиваются к существительным: можно сказать длительный (продолжительный) период, но не длинный (долгий) период.
Ограничения лексической сочетаемости у тех или иных слов часто объясняются употреблением их в особых значениях. Например, слово круглый в своем основном значении – «такой, который напоминает форму круга, кольца, шара» – свободно соединяется со словами соответствующей предметно-тематической группы: круглый стол, круглая коробка; круглое окно. Но, выступая в значении «весь, целый, без перерыва» (о времени), слово круглый сочетается лишь с существительными год, сутки, а в значении «полный, совершенный» – с такими, как отличник, невежда.
В других случаях причиной ограничения лексической сочетаемости оказывается закрепление слова за устойчивыми выражениями. Например, бархатный сезон – «осенние месяцы (сентябрь, октябрь) на юге». Это выражение имеет устойчивый характер и нельзя заменить слово «сезон» никаким другим, даже самым близким по смыслу, например, «бархатная осень».
Нарушение лексической сочетаемости нередко объясняется объединением похожих словосочетаний. Например, пишут: «удовлетворять современным требованиям», смешивая сочетания «удовлетворять требования» и «отвечать потребностям»; «беседа прочитана» («прочитана лекция» и «проведена беседа»); «улучшить уровень» («улучшить качество» и «повысить уровень»).
1. Нарушение лексической сочетаемости
Нарушение лексической сочетаемости вызывается смысловыми ошибками двух типов – логическими и лингвистическими.
Логические ошибки связаны с неразличением близких в каком-либо отношении обозначаемых понятий. Нередко люди не различают сферы деятельности, причину и следствие, часть и целое, смежные явления.
Так, в предложении «Жители приморского города стали свидетелями большого театрализованного представления» обнаруживается ошибка в словосочетании «свидетелями представления». Слово «свидетель» имеет значение «очевидец» – так называют человека, оказавшегося на месте какого-либо происшествия. Это слово связано со сферой судебно-правовой деятельности. В сфере театрально-концертной деятельности, о которой идет речь в предложении, используется слово «зритель». Данная ошибка связана с не различением сфер деятельности.
Ошибочное сочетание «подорожали цены» связано с не различением смежных понятий «цены» и «товары»: товары дорожают, а цены растут.
Лингвистические ошибки связаны с неразличением обозначающих слов, находящихся в каких-либо смысловых отношениях. Это главным образом синонимы и паронимы.
Неразличение синонимов, близких или совпадающих по значению слов, приводит к ошибкам в употреблении. Например, слова «роль» и «функция» в значении «работа, круг деятельности» синонимичны, но генетически они связаны с разными обозначаемыми: роль – со сферой театра и кино, а функция – с логикой. Отсюда и установившаяся лексическая сочетаемость: роль играется (играют), а функция выполняется (выполняют). Слова «храбрый» и «смелый» – синонимы, но «храбрый» связано с внешним проявлением называемого качества, а «смелый» – как с внешним, так и внутренним, поэтому мысль, решение, идея могут быть только смелыми, но не храбрыми.
Неразличение паронимов, т.е. частично совпадающих по звучанию слов, также ведет к ошибкам в употреблении; большая часть паронимов – это однокоренные слова, отличающиеся суффиксами или префиксами и, как следствие, оттенками значения, а также стилистической окраской. Например, проступок (провинность) – поступок (действие, совершенное кем-либо); виновен (совершивший преступление) – виноват (провинившийся в чём-либо, нарушивший правила морали, вежливости и т.п.); уплатить (за что-либо) – оплатить (что-либо).
Стилистические ошибки – это нарушение требований единства функционального стиля, неоправданное употребление эмоционально-окрашенных, стилистически маркированных средств. Стилистические ошибки связаны с игнорированием тех ограничений, которые накладывает на употребление слова его стилистическая окраска.
К наиболее распространенным стилистическим ошибкам относятся:
Употребление канцеляризмов – слов и словосочетаний, характерных для официально-делового стиля. Например, «По мере увеличения доходной части своего бюджета, я решил приобрести в постоянное пользование новый автомобиль» – «Я стал получать много денег, поэтому решил купить новую машину».
Употребление слов (выражений) неуместной стилевой окраски. Так, в литературном контексте неуместно употребление жаргонной, просторечной, бранной лексики, в деловом тексте следует избегать разговорных и экспрессивно окрашенных слов. Например, «Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору» –«Попечитель богоугодных заведений заискивает перед ревизором».
Смешение стилей – неоправданное употребление в одном тексте слов, синтаксических конструкций, характерных для разных стилей русского языка. Например, смешение научного и разговорного стилей.
Смешение лексики разных исторических эпох. Например, «На богатырях кольчуги, брюки, варежки» – «На богатырях кольчуги, латы, рукавицы».
Неправильное построение предложения. Например, «Не смотря на свою молодость, он хороший человек». Существует несколько способов исправления данных ошибок. Во-первых, изменить порядок слов в предложении: «Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе» – «В мировой литературе есть немало произведений, повествующих о детстве автора».
Во-вторых, переделать предложение: «Из других спортивных событий поговорим о штанге» – «Из других спортивных событий следует выделить соревнования по штанге».
Плеоназм – речевое излишество, употребление слов, ненужных со смысловой точки зрения.
Тавтология – употребление однокоренных слов в границах одного предложения. Например, «Рассказать рассказ»; «Спросить вопрос».
Лексические повторы в тексте. Например, «Для того, чтобы хорошо учиться, ученики должны уделять больше внимания учению». Слова, которые повторяются, необходимо заменять синонимами, существительные можно заменить местоимениями или вообще убрать повторяющееся слово, если это возможно – «Для достижения успеха, ученики должны уделять больше внимания занятиям».
Подмена понятия. Это ошибка случается в результате пропуска слова. Например, «Больные, не посетившие амбулаторию в течение трех лет, выкладываются в архив» (речь идет о карточках больных, а из текста предложения следует, что самих больных сдали в амбулаторию).
Выбор форм единственного или множественного числа. Часто возникают проблемы употребления единственного или множественного числа. Примерами правильного употребления являются сочетания: два и более варианта, три и более форм, имеется несколько вариантов, имеются некоторые варианты.
Согласование слов в предложении . Часто возникают ошибки согласования слов в предложении, особенно это касается управления глаголами. Например, «Данный раздел рассказывает об открытии, работе и сохранении документа» – «В данном разделе описаны процедуры открытия и сохранения документов, а также работы с ними».
Бедность и однообразие синтаксических конструкций . Например, «Мужчина был одет в прожжённый ватник. Ватник был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью» – «Мужчина был одет в грубо заштопанный прожжённый ватник. Хотя сапоги были почти новые, носки оказались изъеденными молью».
Стилистически не оправданное употребление тропов. Употребление тропов может стать причиной разнообразных речевых ошибок. Неудачная образность речи – довольно распространенный недостаток стиля авторов, которые плохо владеют пером.
Например, «Судья был такой же простой и скромный.
2. Ошибки в употреблении заимствованных слов
В последние годы русский язык интенсивно пополняется заимствованными словами. Это происходит потому, что страна вступила в новую общественно — политическую формацию, а также свободные рыночные отношения. Язык же всегда быстро и гибко реагирует на потребности общества. Можно без преувеличения сказать, что произошел лингвистический взрыв. Однако ничего страшного в этом нет, ведь заимствованные слова – это результат контактов, взаимоотношений народов, государств.
Наличие в одном языке слов из других языков и их употребление в речи – объективная реальность. Количество таких слов постоянно увеличивается из-за проникновения новых слов и расширения сферы применения старых, употреблявшихся в узком значении.
К сожалению, при употреблении заимствованных слов допускается много ошибок (орфографических, орфоэпических, грамматических, лексических), которые объясняются особым положением иностранных слов: в новом для себя языке они имеют слабые родственные связи (или не имеют их вообще), поэтому их корень для большинства носителей языка смутен, значение неясно, но зато ощущается их современность по сравнению с привычными русскими или давно освоенными заимствованными словами.
Самый распространенный вид ошибки связан с необоснованным употреблением иностранного слова, ничего нового не вносящего по сравнению с его русским или давно освоенным заимствованным синонимом. Например, «Презентация парфюма состоялась в прошлую пятницу; парфюм продавался хорошо». Если слово «парфюм» имеет значение духов особого типа или обозначает какой-то класс парфюмерных изделий, куда входят и духи, о которых идет речь, необходимо дать комментарий; если же слово «парфюм» употреблено в своем прямом значении «духи», то необходимость его употребления в данном тексте весьма сомнительна.
Среди заимствований есть особая группа слов, обозначающих понятия, свойственные совершенно определенной стране (ряду стран) или народу. Такие заимствования называются экзотизмами . Например, прерии – равнинные степные пространства в Северной Америке, а саванны – равнины в Южной Америке и Африке, покрытые травянистой растительностью, среди которых разбросаны группы деревьев и кустарников. Экзотизмы вполне уместны в текстах, описывающих ту действительность, с которой данные слова соотнесены (здесь необходимо следить за тем, чтобы прерии не оказались в Южной Америке, а саванны – в Северной).
Также хочется отметить, что неправильное употребление заимствованных слов приводит к следующим ошибкам:
Нарушение орфоэпических норм.
В этот раздел входят ошибки в произношении заимствований, а также неправильная постановка ударения в иностранных словах. Например, ‘эксперт вместо эксп’ерт, кв’артал вместо кварт’ал, кат’алог вместо катал’ог, кил’ометры вместо килом’етры.
Нарушение орфографических норм. Например, слово «биллиард» вместо «бильярд».
Нарушение грамматических норм. Например, «две шампуни», «двое туфлей» – неправильный род.
Нарушение норм сочетаемости слов . Например, «Только здесь имели место интересные нюансы».
Анализируя вышесказанное, можно выделить ряд особенностей нарушения лексической сочетаемости, а именно:
Ошибки отличаются преобладающим характером по отношению к грамматическим и собственно стилевым нормам. Ведущими типами нарушений в области лексики являются употребление слов в несвойственном значении, неразличение значений синонимов и паронимов;
Характеризуются «жанровой устойчивостью»;
Обладают «качественной устойчивостью». Это неправильное словоупотребление и сочетаемость.
Неправильному употреблению подвержены в большей степени слова определенных частей речи (в первую очередь глаголы, обладающие специфическими особенностями лексического значения, как правило, наличием дифференциального признака, задающего сочетаемость), слова, находящиеся в определенных системных связях (значительное число синонимов, разветвленная семантическая структура и т.п.).
Сочетаемость слов играет особо важную роль в художественной речи. Расширение привычных связей слов, придающее им новые оттенки значения, лежит в основе многих классических образов больших мастеров художественной речи: «седой зимы угрозы» (А.С. Пушкин), «пузатое ореховое бюро» (Н.В. Гоголь), «резиновая мысль» (И. Ильф и Е. Петров). К нарушению лексической сочетаемости часто прибегают юмористы, чтобы придать речи комический оттенок. Например, «Население тиражного ковчега уснуло»; «яблоко с родинкой» (И. Ильф и Е. Петров). Этот стилистический прием лежит в основе различных шуток: «Гения признали заживо; «Он был назначен директором по собственному желанию».
В поисках неожиданных образов, яркой речевой экспрессии особенно часто расширяют лексическую сочетаемость поэты. Достаточно вспомнить классические строки М.Ю. Лермонтова: «Порой влюбляется он страстно в свою нарядную печаль»; А.А. Фета: «Дохнул сентябрь. И георгины дыханьем ночи обожгло»; Б. Пастернака: «Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд». Ценят этот стилистический прием и поэты – современники: «Маленький лес просил подаяния снега у жадных иль нищих небес» (Б. Ахмадулина).При употреблении слов, которые имеют предельно ограниченные возможности лексических связей, нарушение сочетаемости часто становится причиной комического звучания речи: «Учащиеся работали на своем экспериментальном участке как самые отъявленные специалисты»; «В кружок юннатов пришли ребята, удрученные опытом». Лексические ошибки в таких случаях наносят ущерб не только стилю, но и содержанию фразы, потому что возникающие при этом ассоциации подсказывают противоположный смысл.В заключение можно сказать, что внимательное отношение к слову, к особенностям лексической сочетаемости в русском языке поможет избежать подобных ошибок в речи, а в иных случаях – позволит использовать необычные сочетания слов для создания ярких образов или как источник юмора.
Список используемой литературы
Брагина А.А. Неологизмы в русском языке. М. – 1995.
Фоменко Ю.В. Типы речевых ошибок. Новосибирск – 1994.
Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. М. – 1982.
Поиск ответа
Всего найдено: 154
Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, как правильно сформулировать название должности «заместитель заведующего» во множественном числе: «заместители. «? Спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Если заведующий один и у него много заместителей, то правильно: заместители заведующего. Если заведующие разные, то корректно: заместители заведующих.
Добрый день. При оформлении официального документа возникла дилемма при правописании официальных наименований должностей с постановкой тире, дефисов и пробелов между ними . Будьте добры, подскажите корректную постановку знаков. Примеры с тире: 1. врач — детский кардиолог 2. врач — клинический миколог 3. заведующий здравпунктом — фельдшер Примеры с дефисом: 1 врач-акушер-гинеколог 2. врач-анестезиолог-реаниматолог 3. врач-сердечно-сосудистый хирург 4. медицинский оптик-оптометрист 5. провизор-стажер Примеры с тире и дефисом: 1. врач — детский уролог-андролог 2. врач — судебно-психиатрический эксперт 3. заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации — врач-специалист
Ответ справочной службы русского языка
Согласно «Полному академическому справочнику» под ред. В. В. Лопатина, вместо дефиса должен употребляться знак тире в сочетаниях с приложением, если одна из частей содержит пробел, и в сочетаниях с приложением, если одна из частей в свою очередь является сочетанием с приложением и содержит дефис.
Таким образом, верно: врач — детский кардиолог, врач — клинический миколог, заведующий здравпунктом — фельдшер, врач — акушер-гинеколог, врач — анестезиолог-реаниматолог, врач — сердечно-сосудистый хирург, медицинский оптик-оптометрист (слово медицинский относится к обеим частями названия специальности), провизор-стажер, врач — детский уролог-андролог, врач — судебно-психиатрический эксперт; заведующий структурным подразделением, отделом, отделением, лабораторией, кабинетом, отрядом (начальник структурного подразделения, отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и т. д.) медицинской организации — врач-специалист.
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как правильно: заведующий ответственной кафедрЫ, или заведующий ответственной кафедрОЙ? Спасибо большое!
Ответ справочной службы русского языка
Корректно: заведующий (чем?) ответственной кафедрой.
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильно Заведующий отделом лабораторИИ или лабораториЕЙ?
Ответ справочной службы русского языка
Если речь идет об отделе как структурном подразделении лаборатории, то правилен первый вариант: заведующий отделом лаборатории.
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как корректнее писать в договоре: » Заведующий детским садом Сидорова, действующий на основании Устава» или «Заведующая детским садом Сидорова, действующая на основании Устава»? Спасибо
Ответ справочной службы русского языка
В официальных документах предпочтительна форма мужского рода, то есть следует выбрать первый вариант.
Здравствуйте! Как правильно написать если слово означает должность: Иванов И. И. заведующий поликлиники или поликлиникой?
Ответ справочной службы русского языка
Добрый день, уважаемые коллеги! В редакции нашего СМИ возникла дискуссия относительно того, всегда ли слово » заведующий » должно быть только в мужском роде? Прозвучало мнение, что в «филологических кругах единогласно признан единственно возможным только мужской род». Так ли это? Я как филолог не могу согласиться с этим мнением. Расскажите, что там, в филологических кругах, по этому поводу говорят?
Ответ справочной службы русского языка
С таким мнением мы не знакомы. Вариант заведующая употребителен.
Добрый день! Помогите обосновать неправильность переименования должности. Отдел кадров приказом переименовал должность «заведующая библиотекой» на » заведующий библиотеки» сославшись на Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019. В нем есть должность «Директор (генеральный директор, заведующий ) библиотеки, централизованной библиотечной системы». Ссылки на статьи в словарях не возымели действия. Мои объяснения, что в данном конкретном случае слово «библиотеки» относится с слову «Директор» тоже не помогло. Ссылка на пример из этого же справочника » Заведующий научно-технической библиотекой» не действует.
Ответ справочной службы русского языка
Вы все верно обосновали. Более убедительных аргументов нет.
Здравствуйте! Какой вариант написания фразы правильный, если слово » заведующий » обозначает должность: Иванова Екатерина Ивановна – заведующий (ая) отделом(а) диагностики.
Ответ справочной службы русского языка
как правильно заведующий или заведующая по отношению к женщине?
Ответ справочной службы русского языка
Добрый день.Нужна ли запятая — «И.О. главного врача (,?) заведующий ортопедическим отделением»,при указании должности в документах.Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Добрый день! Обоснуйте, пожалуйста, почему «генеральный директор» должен писаться с маленькой буквы. Я это понимаю, но не знаю чем подкрепить.
Ответ справочной службы русского языка
Названия должностей, званий, титулов пишутся со строчной буквы, напр.: президент, канцлер, председатель, министр, премьер-министр, заместитель министра, мэр, император, королева, хан, шейх, генеральный секретарь, заслуженный деятель культуры, лауреат Нобелевской премии, посол, атташе, директор, генеральный директор, академик, доктор наук, профессор, член-корреспондент, генерал-майор, командующий войсками, руководитель департамента, заведующий отделом, управляющий делами. В официальных текстах названия высших государственных должностей и титулов пишутся с прописной буквы, напр.: Президент Российской Федерации, Председатель Правительства РФ.
Правило процитировано из справочника «Правила русской орфографии и пунктуации» под ред. В. В. Лопатина.
как правильно писать: заведующий библиотекой или заведующая библиотекой если это женщина
Ответ справочной службы русского языка
Мужской род уместен в строгой деловой речи, где важно сообщить о должности безотносительно к полу (например, в приказе: назначить заведующим библиотекой Иванову. ). В обиходной письменной и тем более устной речи о женщине верно: заведующая библиотекой.
как правильно: заведующий библиотекой или заведующая библиотекой, если эту должность занимает женщина?
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте! Как правильно: заведующий детского сада или детским садом?
Ответ справочной службы русского языка
источники:
http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/04/05/leksicheskaya-sochetaemost
http://new.gramota.ru/spravka/buro/search-answer?s=%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D1%83%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B9
Заведующий или заведующая? Заведующий чем или чего как правильно?
В русском языке сложилась особая традиция употребления этих существительных.
Правильно
Заведующий, заведующая (чем?) — поскольку само существительное образовано от глагола «заведовать» (чем-либо), то оно всегда подразумевает вопрос «чем?». Соответственно зависимое существительное употребляется только в форме творительного падежа (отделом, кафедрой, лабораторией, отделением, складом, магазином и т.д.).
Заведующий кафедрой находится на собрании.
Обратитесь к заведующей отделом логистики.
Оксана работает заведующей магазином.
Выбор рода существительного также зависит от стиля речи.
Заведующий — в официально-деловом стиле речи принято употреблять существительное мужского рода. Названия должностей в должностных инструкциях также пишут в форме мужского рода.
По должностной инструкции заведующий отделом не обязан этого делать.
Заведующий складом несет материальную ответственность.
Нам нужен заведующий архивом предприятия.
Заведующий аптекой отвечает за поддержание остатков товара.
Заведующая — если какую-либо должность занимает женщина, то возможно употребление существительного в форме женского рода. Эта норма закреплена правилами русского языка.
Заведующая кафедрой математики.
Это наша заведующая отделом логистики.
Мы взяли на работу новую заведующую аптекой.
Заведующая музеем сама провела нас по залам.
Неправильно
Заведующий чего, заведующая чего.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.
Источник
Поиск ответа
Здравствуйте? Почему сейчас везде говорят: «Пройдите на кассу»? По-моему на кассу можно присесть или прилечь, пройти можно либо в кассу, если речь о помещении, либо к кассе, если речь о расчетном узле. Правильно ли первое предложение?
Ответ справочной службы русского языка
Что же касается нормативности такого употребления, то ситуация неоднозначна. Литературной норме соответствуют предложные варианты: пройти к кассе, пройти в кассу; оплатить в кассе.
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте!
Подскажите, пожалуйста, каковым будет правильное написание должности заведующего отделением – врача-трансфузиолога? Какой знак должен стоять между «заведующий отделением » и «врач-трансфузиолог» – тире или дефис? И надо ли его (знак) отделять пробелами с обеих сторон?
Ответ справочной службы русского языка
Здавствуйте, скажите, как правильно пишется заведующая организационно-методического отделения или организационно-методическим отделением
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Добрый день!
Помогите, пожалуйста, решить вопрос. Как правильно звучит должность, «Управляющий отедлениЕМ» или «Управляющий отделениЯ»?
Заранее спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Как правильно писать: Управляющий Отделением банка или Управлящий Отделения банка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Все слова в названии этой должности нужно писать строчными (маленькими) буквами.
Скажите пожулуйста, как правильно: заведующий отделениЕМ или заведующий отделениЯ?
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Как правильно написать : заведующий терапевтическим отделением или заведующий терапевтического отделения?ВУЗ подготовил специалистов или ВУЗ подготовило специалистов?
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Источник
Как правильно написать заведующий отделения или заведующий отделением
Как правильно: заведующий (заведующая) чем или чего?
Слово заведующий (заведующая) управляет тв. п.: заведующий (заведующая) чем — заведующий, заведующая кафедрой, базой, складом, отделом, сектором, производством, редакцией, кадрами, клубом, лабораторией, магазином, фермой, хозяйством, гаражом. Оно сохраняет глагольное управление, ср.: заведовать (кем-чем?) кафедрой.
Сокращения, образованные первой частью слова заведующий (заведующая) + название подразделения в тв. п., относятся к существительным несклоняемым. Например: завкафедрой (заведующий + кафедрой), нескл., м. и ж.: увидеть завкафедрой, сдать экзамен завкафедрой, пригласить завкафедрой, разговаривать с завкафедрой. То же: завбазой, нескл., м. и ж.; завскладом, нескл., м. и ж.; завотделом, нескл., м. и ж.; завсектором, нескл., м. и ж.; завпроизводством, нескл., м. и ж.; завредакцией, нескл., м. и. ж.; завкадрами, нескл., м. и ж.; завклубом, нескл., м. и ж.; завфермой, нескл., м. и ж.
заведующий (заведующая) чем.
заведующий (заведующая) чего.
© 2000-2021. При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Грамоту.ру» обязательна.
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-57155, выдано Роскомнадзором 11.03.2014.
Источник
Поиск ответа
Как более правильно написать на визитной карточке: заведующий отделом искусства или заведующа я, если речь идет о даме?
Ответ справочной службы русского языка
Корректно: заведующа я отделом искусства.
Добрый день!А как правильно?
заведующий(ая) дневного отделения или заведующий(ая) дневным отделением? и почему? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: заведующий ( заведующа я) дневным отделением. Такие слова, как заведующий, управляющий, командующий (т. е. существительные, произошедшие из причастий), управляют творительным падежом.
как правильно заведующий детским садом или заведующа я детским садом.
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте! Нужно ли согласование в роде в следующем примере:
Иванова А.А.- кандидат исторических наук, профессор, заведующий (-ая) кафедрой истории.
Не оставьте мой вопрос без ответа, очень нужно.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Как правильно писать «заведующий кассы» или » заведующа я кассы»
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Верно: заведующа я детским садом, управляющий банком.
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: заведующа я детским садом.
Как пишется заведующа я библиотеки?
Ответ справочной службы русского языка
Правильно ли расставлены запятые в этом предложении?
» Заведующа я отделом непосредственно подчиняется директору, в вопросах, касающихся внутреннего распорядка библиотеки, – заместителю директора по основной деятельности.»
Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Уточните, пожалуйста: если речь идёт о женщине, то правильно писать заведующа я или заведующий (отделом)?
Ответ справочной службы русского языка
Спасибо за ответ на вопрос №255694; однако я не понял, почему лучше «завлит писала»; ведь «заведующий» не может «писала», а может только «писать»!
Ответ справочной службы русского языка
Хотелось бы узнать как правильно писать заведующий Марина Владимировна или заведующа я Марина Владимировна? И всегда ли правильно должность отвечает на вопрос чем? Нет ли исключений?
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: заведующа я Марина Владимировна.
Заведующа я отделом или заведующий отделом в органе государственной власти, если речь идет о женщине?
Ответ справочной службы русского языка
Источник
Поиск ответа
Здравствуйте!
Подскажите, пожалуйста, каковым будет правильное написание должности заведующего отделением – врача-трансфузиолога? Какой знак должен стоять между «заведующий отделением» и «врач-трансфузиолог» – тире или дефис? И надо ли его (знак) отделять пробелами с обеих сторон?
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Слово заведующая в документах употребляется, согласование по женскому роду в этом случае корректно.
Как правильно написать в приказе: «Панфилову А.В.-заведующую складом» или «Панфилову А.В.- заведующего складом»
Ответ справочной службы русского языка
Просклоняйте пожалуйста должность заведующий кассой в родительном падеже
Ответ справочной службы русского языка
Добрый день! Нам в тексте встретилось выражение «Зам. зав. кафедрой». Как лучше написать: заместитель завкафедрой; дать все полностью или еще возможны варианты? Можно ли оставить так?
Ответ справочной службы русского языка
Предпочтительно: _зам. зав. кафедрой_ и _заместитель заведующего кафедрой_.
Уважаемая Грамота! Как правильно: «заместитель заведующего кафедры. » или «заместитель заведующего кафедрой. «? С уважением,
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: _ заведующего кафедрой_.
Добрый день! Помоготе разобраться, какая форма уместна: Согласно распоряжению заведующего кафедры (ой) срок представления отчета истекает первого июля.
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: _ заведующего кафедрой_.
Ответ справочной службы русского языка
Язык статьи и диссертации не относится к официально-деловой речи. Это либо публицистический, либо научный стиль речи. В данных случаях лучше употреблять форму женского рода: _заведующая, заведующей_.
На время отсутствия заведующего отделением или отделения
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: _на время отсутствия заведующего отделением_.
Ответ справочной службы русского языка
Пишу Вам во второй раз.Ответьте,пожалуйста,как будет правильно: переведен на должность заведующего склада или складом.
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: _ заведующего складом_.
Источник
А24.Пунктуационная ошибка допущена в предложении
1)Волынки вдали замирают, снег летит, как вишневый цвет.
2)Так рассуждать они пустилися вдвоем о всякой всячине: о их собачьей службе, о худе, о добре и наконец о дружбе.
3)Нигде, может быть, жизнь не несла столько социальных противоречий как в России, и нигде, кажется, язык живописи не стремился быть гражданским.
4)Чайковский любил Россию, и, по его собственному признанию, никакая роскошь итальянского пейзажа не могла заменить ему невзыскательного, милого московского пейзажа.
5)Я никогда не забуду как я полуголодным студентом явился к вам.
А25«Пун1стуационная ошибка допущена в предложении
1)И она как белое знамя, и она как свет маяка.
2)Так вкруг него непоправимо тихо, что слышно как в лесу растет трава, как по земле идет с котомкой лихо…
3)Эту нехитрую вещь нашел наш кузнец, и как человек жадный на всякий кусок железа, принес к себе в кузницу.
4)После всего происшедшего регент, как в воду канул.
5)Как многоярусные соты, дьпи[ился, и шумел, и жил Город.
А26.Пунктуационная ошибка допущена в предложении
1)Он пел и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо пшроким.
2)День казался таким высоким, будто небо распахнулось до самой глубины откуда расходятся над морем облака.
3)И дивилися люди: проходят сентябрьские сроки, а куда подевались студеные влажные дни?
4)А сейчас вперед, для того чтобы засветло добраться до Болдина.
А27.Пунктуационная ошибка допущена в предложении
1)Неприятное облачко набежало на его душу и тут же мелькнула змейкой мысль о том, не прописался ли этот сердечный человек в квартире покойного.
2)Через минуту в зрительном зале погасли шары и вспыхнула рампа.
3)Прокуратор понял, что на площади уже собралась несметная толпа жителей Ершалаима, что эта толпа в нетерпении ожидает вынесения приговора и что в ней кричат беспокойные продавцы воды.
4)Лодка вышла на середину озера, и как только я бросил снасть, ее подхватило и повело.
90
А28.Тире необходимо поставить в предложении
1)Счастливые случайности встречаются редко, а люди, умеющие использовать их, еще реже.
2)Но здравый смысл, твердость и свобода, горячее участие в чужих бедах, словом, все ее достоинства точно родились с нею.
3)И она как белое знамя, и она как свет маяка.
4)«Эта княжна Мери прехорошенькая, — сказал я ему. У нее такие бархатные глаза, именно бархатные».
А29.Пунктуационная ошибка допущена в предложении
1)Ни за что на свете не хотели мы обидеть пса: он ведь пришел к нам с визитом, был, так сказать, нашим гостем, и мы как благовоспитанные молодые люди понимали, что не имеем права даже намеком проявить неудовольствие по поводу его посещения.
2)Джордж зарделся и задрал ноги на кресло, а заметив, что бульдог, вообще говоря, не скрывает своего намерения полезть вслед за ним, перебрался на стол, где и уселся на корточки, охватив коленки руками.
3)Никто не видел, как бульдог забрался к ней под кринолин, зато все увидели, что степенная немолодая дама внезапно понеслась по улице со скоростью десять миль в час, затем боком, как рассерженный краб, ввалилась в бакалейную лавку, и задев и опрокинув все, что было на прилавке, выскочила на улицу.
АЗО.Пунктуационная ошибка допущена в предложении
1)Я горжусь своим умением укладывать вещи: упаковка это одно из многих дел, в которых я, несомненно, смыслю больше, чем кто бы то ни было.
2)Я внушил эту мысль Джорджу и Харрису, сказав, что им лучше всего целиком положиться на меня и они приняли мое предложение с какой-то подозрительной готовностью.
3)Я, признаться, имел в виду, что буду направлять работу и Джордж и Харрис будут у меня подручными, которых мне придется то и дело поправлять и отстранять, делая замечания: «Эх, вы!», «Дайтека, уж я сам!».
А31.Ударение поставлено неправильно в одном из слов ряда
1) алкого’ль, бензопрово’д |
4) дефи’с, хвоя’ |
|
2) |
ве’рба, завсегда’тай |
5) диспа’нсер, рудни’к |
3) |
зави’дно, облегчи’ть |
91
А32.Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании
1) |
превратить мечту в жизнь |
4) |
взаимно уважать друг друга |
2) |
предостеречь от опасности |
5) |
написать тему природы |
3) |
заведующий первого отдела |
АЗЗ.Лексическое значение слова указано неверно в примере
1)Компиляция — литературная или научная работа, основанная на использовании чужих трудов, не содержащая самостоятельного исследования.
2)Квинтэссенция — пересмотр, отмена высшим судом решений и приговоров низших инстанций.
3)Инспирировать — внушать кому-либо какой-либо образ действий, мыслей; подстрекать к чему-либо.
4)Банальный — лишенное оригинальности, избитое выражение или мысль.
5)Аффект — угнетенное, подавленное психическое состояние.
А34.Слово употреблено в несвойственном ему значении в предложении
1)Шедшие впереди колонны войска арьергарда первыми достигли Дорогомиловского предместья.
2)В Арзрумском арсенале нашли множество старинного оружия.
3)Тоска по родине охватила его с новой силой, и в этом состоянии эйфории он находился достаточно долго, ограничив общение семейным кругом.
4)За годы жизни на чужбине она научилась скрывать свои чувства, с посторонними была по преимуществу сдержанна и экспансивна.
5)Каждое утро на зеленой лужайке для гольфа появлялись хорошо экипированные игроки — жокеи.
А35.11риведенный ниже текст принадлежит к следующему стилю речи
И вот подошла к нам беда — отворяй ворота. Кулаками стали звать. Это в ЗО’М году. Мне было 15 лет. Все у нас забрали: хлеб выгребли — 2 амбара добра угнали в колхоз, сани, телеги (всё делали сами) в колхоз увезли. Даже корыта, кадки, что солили грузди, — всё, всё по себе эти воры растащили. Папу — в тюрьму. Налоэюили налог — платить нечем: в кармане ветер свищет да вошь на аркане. И оставили нас с бабушкой 96 лет.
1) разговорному |
4) |
официально-деловому |
|
2) |
художественному |
5) |
научному |
3) |
газетно-публицистическому |
92
А36.В приведенном выше (в задании 35) тексте можно обнаружить
следующие типы слов |
|||
1) устаревшие слова |
4) |
неологизмы |
|
2) |
фразеологизмы |
5) |
профессионапизмы и термины |
3) |
диалектизмы |
АЗТ.Речевые ошибки допущены в предложении
1)Слова Чехова будут звучать уже не с усмешкой, а с гордо поднятой головой, с чувством собственного достоинства.
2)Заблудившись в лесу, дети были готовы предаться отчаянию.
3)Под словом «нравственность» понимают общепринятые формы моралей, охраняемые государством.
4)Островский показал силу любви Ларисы и что с ней стало из-за золота.
А38.Речевые ошибки допущены в предложении
1)Добро, совесть и истина кажутся сегодня давным-давно изжившими себя архаизмами.
2)Убийство, совершенное Раскольниковым, надолго выбивает его из нормы.
3)От такой жизни, как у Манилова, человек постепенно деградируется.
4)Впрочем, существует и оборотная сторона медали: Печорин способен на глубокие чувства.
А39.В предложении допущена следующая ошибка
В Англии, будучи владельцем собаки, вы вынуждены затрачивать большую часть времени на то, чтобы разнемать дерущихся псов, объяснять разгневанным пожипым дамам, что не собака загрызла ее кошку, а просто кошка перебегая дорогу, вероятно, скончалась от разрыва сердца,
1)орфографическая
2)пунктуационная
3)речевая
А40.В предложении допущена следующая ошибка
Стоило Харрису приблизиться к сковородке, как он тотчас же обжшгался, ронял все что дероюал в руках и принимался отплясывать вокруг спиртовки что-то наподобии ритуального танца индейцев или туземцев Сандвичевых островов, дуя на пальцы иругаясь последними словами.
1)орфографическая
2)пунктуационная
3)речевая
93
Министерство образования России Центр тестирования
Тест по русскому языку-П № 2
Инструкция для учащихся
Тест состоит из одной части Л, На его выполнение отводится 90 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.
В каждом задании моокет быть 1, 2 и более правильных ответов. Номера выбранных ответов отметьте в бланке ответов под номером выполненного Вами задания.
А1. Буква -И- пишется в слове |
|||||||
1)раст..,рать |
4) исс.. .кают силы |
||||||
2)дел… |
катес |
5)пер… |
ферия |
||||
3) зал… |
зать рану |
||||||
А2. Буква -А- пишется в слове |
4) выр внять площадку |
||||||
1) грам… |
тный |
||||||
2) аб… |
риген |
5) б…рдюр |
|||||
3) кат… |
строфа |
||||||
A3. Согласная буква пропущена в слове |
|||||||
1) гордо ше…ствовать |
4) гум… |
анизм |
|||||
2) |
пас.бище |
5) проходной бал. |
|||||
3) |
дес.ерт |
||||||
А4. Буква -О- пишется в слове |
4) расч ска |
||||||
1) маж… |
р |
||||||
2) |
подж… |
г(дом) |
5) РОЗОВОЩ…КИЙ |
||||
3) |
девч… |
нка |
|||||
А5. Буква -Е- пишется в слове |
4) пр |
терпеться |
|||||
1) |
вода пр…бывает |
||||||
2) пр…успевать |
5) пр… |
амбула |
|||||
3) пр.. .ходящие трудности |
|||||||
А6. Буква -Б- пишется во всех словах ряда |
|||||||
1) |
о счасть…, о Казан… |
4) в галере…, перебрасыва… |
т |
||||
2) по геометри… |
, об отел… |
5) веет (прохладой), слыш… |
т |
||||
3) непредсказу… |
мый, неприемл… |
мый |
94
А7. В обоих случаях пишется -НН- в ряду
1)краше.. .ый яркой краской, ряже…ых не было
2)прида…ое,чва…ый
3)бесчувстве…ый, маринова… ый
4)беше…ый, гости…ица
5)овчи..,ый, заштопа.. .ый
А8. Буква -Е- пишется во всех словах ряда
1)ове…ны ветром, почу…л
2)развеш…нные во множестве платья, замеш…нный на сметане колобок
3)увеш…нная медалями грудь, посс.вший рожь крестьянин
4)пристрел…иное ружье, увенч…нная короной голова
5)ненавид.-.вший, взвеш…нный подход к делу
А9. -НН- пишется на месте обоих пропусков в предложении
1)Оди..адцатилетний ребенок может расстроиться из-за нерешс.ой задачи до слез.
2)Куплс.ый абажур был ничуть не лучше сдела…ого Толей.
3)Гофрирова…ый воротник красиво очерчивал шею, глаза смотрели оживле…о, умно и кротко.
4)Моше…ичество Ильи неожиданно было раскрыто, и ему недвусмыслс.о дали понять, что его присутствие нежелательно..
5)Смышле.-.ый малыш глядел на меня со светлыми, по-утре…ему припухшими глазами.
А10«Частица НБ пишется раздельно со всеми словами в ряду
1)(не)обладающий тактом, (не)приступная крепость
2)(не)исправимый дефект, (не)заглядывая в будущее
3)никогда (не)разлучавшиеся друзья, (не)громкий, а тихий зов
4)(не)должен отчаиваться, (не)верилось
5)шест (не)достает до дна, трава еще (не)скошена
А11.НИ пишется в предложении
1)Н… останутся незамеченньпли доблесть и великодушие.
2)Кто н… знает цену времени, самому себе цены н… знает.
3)Словом, все, на что н… глядел Чичиков, было упористо, без пошатки,
4)У рассерженного н… глаз, н… ушей нет.
5)Он н… только н… устал от путешествия, но, кажется, даже приободрился.
95
А12.0рфографическая ошибка допущена в предложении
1)Кто стать звен5пцими поможет еще несказанным словам?
2)Кто из вас не крещен военным огнем?
3)Не одна душа мне не сказала, где упала молодость моя!
4)А коль помирать, то кого не спроси, куда веселей помирать на Руси!
5)А я иду — за мной беда, не прямо и не косо, а в никуда и в никогда, как поезда с откоса.
А13.Слитно пишутся все слова в ряду
1)(без)умолку, (сине)глазый
2)(с)(ног)сшибательный, (полу)мрак
3)(горно)лыжный, (канц)товары
4)опять(таки), (по)дешевле
5)(видео)кассета, быть (на)чеку
А14.Слитно пишется слово в примере |
||
1) |
И(так), он вырос в бедности. |
4) в(след) за солнцем |
2) |
за(счет) родителей |
5) в(роде)шута |
3) |
в(связи) со сказанным |
А15.Орфографическая ошибка допущена в предложении
1)Элегантная коляска эластично шелестела по шоссейному песку.
2)Хочешь, мы с тобою уплывем в страны нарда, золота, коралла в первой каравеле адмирала?
3)Ах, в одном божественном движенье, косным, нам дано преображенье.
4)Ни священных рощь, ни кладбищ здесь не узрят корабли, ни лугов, ни тучных пастбищ, ни питающей земли.
5)Почему не спал, почему так пристально посмотрел на Игната тот бледно-голубой лицом, беловолосый, длинноголовый пастушонок?
А16.Орфографическая ошибка допущена в слове, обозначенном цифрой (цифра относится к следующему за ней слову)
Вытерла (1) заплаканное личико, (2) ситцевое (3) платьеце взяла, вышла — и, как (4) птичка-невеличка, в (5) басенку, как в башенку, вошла.
А17.0рфографическая ошибка допущена в слове, обозначенном цифрой (цифра относится к следующему за ней слову)
Все эти (1) поползновения на роскошь и моду только оттеняли ту (2) безвкусицу, о которой (3) неумолимо кричали (4) золоченные (5) карнизы.
96
А18.Пунктуационная ошибка допущена в предложении
1)Им полагалась квартира на втором этаже и точно такая же квартира предназначалась наркому иностранных дел Чичерину на седьмом этаже.
2)С Примаковым, крупным военным, она была знакома с начала двадцатыхгодов,и выпшо так, что вскоре она связала с ним сюю жизнь,
3)Его гость садился на стул, на котором «сидел Наполеон», рассматривал картину, которая «висела в царских покоях» и ггал чай из чашки, которая непременно принадлежала какой-нибудь выдающейся личности.
А19.Пунктуационная ошибка допущена в предложении
1)Мы живем вместе в одной большой квартире и для меня соседи — это просто бабушка Оля, бабушка Лена, бабушка Аня.
2)Чтобы устроить праздник, человеку непременно нужно что-то погубить: барашка — для шапшыка, ель — для встречи Нового года, целое стадо китов — ради косметики.
3)По натуре он был меломан, и малейшее упоминание о музыке вызывало в нем взрыв эмоций и причудливую игру воображения.
А20.11ункпуационная ошибка допущена в предложении
1)Я не могу представить, что когда-нибудь с кем-то он будет так же счастлив, как и со мной.
2)Подул ветер, развеял пургу, и под низкими, набухшими снегом облаками в неясной мгле поднялись могучие пологие горбы.
3)Совсем он был тогда щенок, и внешностью ужасно походил на щенка: и по улицам носился, задрав хвост, и лаял зря, и страшно вилял хвостом, когда провинится.
А21.0бособленное приложение есть в предложении
1)Леон, духоборец из Канады, рассказал мне о своих впечатлениях от России.
2)Меня, молодого человека, привели знакомиться к известному художнику.
3)Меня греет мысль, что где-то в кухоньке, среди кастрюль и сковородок, лежит пусть захватанная, но такая нужная людям моя книга.
А22.Пунктуационная ошибка допущена в предложении
1)Это было лучшее время — те годы безденежья и неудач.
2)Запуганные долгими годами тоталитарного режима они боятся остаться один на один с действительностью.
3)Его невысокая плотная фигура, большая лысая голова, темные глаза, мягкие и жесткие одновременно излучали бычью энергию.
97
А23.11унк1уационная ошибка допущена в предложении
1)Он дважды прошел мимо Крейга, косясь на книгу в его руках, и наконец, желая завести беседу, остановился, чтобы представиться.
2)В одно из летних воскресений, часов в пять вечера мне позвонили и попросили срочно приехать в министерство.
3)Это упражнение делают сидя на стуле.
А24.Пунктуационная ошибка допущена в предложении
1)Онегин был по мненью многих, судей решительных и строгих, ученый малый, но педант.
2)Чайковский, как известЕЮ, сказал, что в «Камаринской» Глинки, как дуб в желуде, содержится вся будущая русская симфоническая музыка.
3)Нева как вздувшаяся вена до утренних румяных роз.
4)Ей снится, будто бы, она идет по снеговой поляне, печальной мглой окружена.
5)Я знаю, как тебе сегодня трудно и одиноко.
А25.Пунктуационная ошибка допущена в предложении
1)Весна, как трель серебряного горна.
2)И было садов в Городе так много, как ни в одном городе мира.
3)Старик, как будто не понимал, что речь идет именно о нем.
4)Ее приучили относиться к Зверобою как к старому другу.
5)Что ты бродишь как неприкаянный?
А26.11унктуационная ошибка допущена в предложении
1)Она осведомилась хорошо ли он провел ночь, сама налила ему стакан чаю, спросила даже довольно ли сахару.
2)Он умер недавно и никак нельзя забыть его прекрасное лицо.
3)Егорушка заглянул в ведро: оно было полно, и из воды высовьгоала свою некрасивую морду молодая щука.
4)Варсонофьеву понравился поступок ученика, потому, что и себя он считал человеком гордым и независимым.
А27.Пунктуационная ошибка допущена в предложении
1)Давно заметил я, что когда ветерок, проникающий в лес, качает ветви деревьев, то есть в этом печальная прелесть.
2)Казалось, что трюм забит до отказа, и в этой тесноте еще один человек не сможет поместиться.
3)Когда Агеев обогнул остров, ветер улегся и вода приняла вид тяжелого неподвижного золота.
4)Меня лечил полковой цирюльник, ибо в крепости другого лекаря не было и, слава Богу, не умничал.
98
А28.Тире необходимо поставить в предложении
1)И сплетницы-старухи, и солдаты, и прокуратор Рима все прошли.
2)«Не бойтесь, — сказала Алиса. Я вас в обиду не дам».
3)Вообрази я здесь одна, никто меня не понимает.
4)Не было никакой возможности уйти незаметно он вышел открыто.
А29.Пунк1уационная ошибка допущена в предложении
1)Наташа созналась в том, что не прикоснувшись более ни к каким подаренным вещам, она сбросила с себя одежду, кинулась к крему и немедленно им намазалась.
2)Под ветвями верб, усеянными нежными пушистыми сережками, сидели в два ряда толстомордые лягушки и, раздуваясь, как резиновые, играли на деревянных дудочках бравурный марш.
3)Маргарита получила ответ, что Наташа полетела на своем борове вперед, в Москву, чтобы предупредить о том, что Маргарита скоро будет и помочь приготовить для нее наряд.
АЗО.Пунктуационная ошибка допущена в предложении
1)Не знаю почему, но, когда я вижу кого-нибудь спящим в то время, как я бодрствую, я прихожу в ярость: мучительно быть свидетелем того, что бесценные часы земного существования человек попусту тратит на скотский сон.
2)И вот, пожалуйста, полюбуйтесь на Джорджа, который поддавшись омерзительной лени, расточает ниспосланный ему свыше дар — время, а его драгоценная жизнь, в каждой секунде которой он должен будет когда-нибудь дать отчет, проходит мимо него.
3)А ведь он мог бы бодрствовать, уплетая яичницу с ветчиной, или дразня собаку, или заигрывая с горничной, а не валяться тут в полном бесчувствии, унижающем человеческое достоинство.
A31.Ударение поставлено неправильно в одном из слов ряда
1) |
ерети’к, катало’г |
4) |
заку’порить, коры’стъ |
2) |
красиве’е, боя’знь |
5) |
то’рты, гражда’нство |
3) |
экспе’рт, сто’ляр |
А32.Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании
1)возрасти в глазах окружающих
2)оказать вред
3)озабочен здоровьем детей
4)закоренелый преступник
5)гениальный виртуоз музыки
99
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
помогите пожалуйста указать неправильные словосочетания. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании
1) — возрасти в глазах окружающих
— оказать вред
— озабочен здоровьем детей
— закоренелый преступник
— гениальный виртуоз музыки
2) — превратить мечту в жизнь
— предостеречь от опасности
— заведующий первого отдела
— взаимно уважать друг друга
— написать тему природы
вырасти в глазах окружающих
— нанести вред
— озабочен здоровьем детей
— закоренелый преступник
— виртуоз музыки
2) — воплотить мечту в жизнь
— предостеречь от опасности
— заведующий первым отделом
— уважать друг друга
— описать природу
Нарушение управления
- Чаще всего нарушаются следующие синтаксические нормы:
— нарушение управления в словосочетаниях с производным предлогом: Согласно распоряжения ректора были заключены нужные договоры. (Норма: согласно распоряжению);
— нарушение управления в словосочетании «существительное + зависимое слово»: Подруга интересуется о моем здоровье. (Норма: интересуется моим здоровьем);
— нарушение управления в словосочетаниях «глагол + зависимое слово«: Надо срочно оплатить по счетам. (Норма: оплатить счета).
- Нужно обязательно учитывать, что в русском языке однокоренные слова разных частей речи могут иметь разное управление: рассержен глупой шуткой — рассердиться на глупую шутку;
удивлён его терпением — удивляться его терпению.
Так, существительные, образованные от переходных глаголов, требуют не В. п., как при глаголе, а Р. п.: читать книгу – чтение книги, строить дом – строительство дома.
В то же время в большинстве случаев однокоренные слова имеют одинаковое управление. Поэтому ошибочными будут конструкции: посвятить свою жизнь служению народа; поставить богатства страны на службу народа (нормативное управление: служить народу, поставить на службу народу, служение народу).
- Предлог ПО в значении «после» управляет П. п., стало быть: по получении ответа, по окончании спектакля, по изучении вопроса (книжные варианты), после получения и т. д. (нейтральные варианты). В значении же причины (ушел на пенсию по состоянию здоровья) или цели (работы по озеленению города) предлог ПО управляет Д. п.
- Если в сочетаниях с существительными (скучает по сыну, скучает по детям) и с личными местоимениями 3-го лица (скучаем по нему, скучает по ним) предлог ПО управляет Д.п., то в сочетании с личными местоимениями 1-го и 2-го лица этот же предлог сочетается с предложным падежом: скучаем по вас (не по вам), скучают по нас (не по нам).
- Предлоги Ви НА имеют антонимы: В — ИЗ, На — С. Например: поехал в Крым — вернулся из Крыма, отправился на Кавказ — приехал с Кавказа.
Не всегда, правда, это противопоставление выдерживается: поехал в Поволжье — вернулся с Поволжья, отправить во все концы страны — получить со всех концов страны.
- При употреблении предлогов необходимо учитывать их смысловые оттенки, в частности оттенок причинности у предлогов благодаря, ввиду, вследствие.
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Ошибки в глагольном управлении
Тесты на тему Нормы управления
Тест на тему Культура речи
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на страницу «Культура речи«, «Таблицы«, на главную, перейти на стр. «ЧП в таблицах», «Предложение в таблицах», «Пунктуация в таблицах«
© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.
9 класс контрольный тест №1
9 класс контрольный тест №1
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ №1
1. Ударение неправильно поставлено в слове:
1) наглядными средствами
2) провести досуг
3) ты мне позвонишь
4) физкультурный диспансер
5) мизерный вклад
2. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании:
1) основать выводы
2) разъяснять ошибки
3) беспокоиться за родителей
4) оплатить за проезд
5) мириться с недостатками
3. Лексическое значение слова указано неверно в примере:
1. Брифинг – краткая встреча официальных лиц с представителями печати.
2. Абитуриент – человек, окончивший школу.
3. Адаптация – приспособление к условиям.
4. Хоспис – специальная клиника для безнадежно больных.
5. Апелляция – удаление волос.
4. Слово употреблено в несвойственном ему значении в предложении:
1. Он испытывал ностальгию по детям, оставшимся с отцом.
2. От души поздравляем первого российского кутюрье.
3. Бестселлером нового сезона стала новая стиральная машина «Днепр»
4. Надо ввести мораторий на военные конфликты.
5. Кворум собрался в большие очереди за избирательными бюллетенями уже к двенадцати часам
5. Речевые ошибки допущены в предложении:
1. Мне посчастливилось встретиться с этим человеком.
2. Была проведена беседа с трехстами студентами.
3. Большинство стихотворений Цветаевой пронизаны лирикой.
4. Эта девушка была полной невежей в вопросах искусства.
5. Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые делают герои фильма.
6. Речевые ошибки допущены в предложении:
1. Работа ведется в соответствии и на основе утвержденного графика.
2. Тяжкие лишения вынесли на своих плечах русские люди во время Великой Отечественной войны.
3. Выпукло выведен в романе образ середняка Майданникова.
4. В своем сочинении я хотела рассказать о великих людях и чему учат их подвиги.
5. Его успех доставил мне огромную радость.
7. В предложении допущена следующая ошибка:
Наиболее динамически выделенными во фразе являются слова, принимающие на себя синтагматическое ударение, они как правило являются смысловым центром высказывания, коммуникативным ядром.
8. В предложении допущена следующая ошибка:
Старый граф Болконский – обладатель колоссального состояния, имел большое влияние при дворе, но оставил службу и удалился в свое загородное имение, так как не был согласен с проводимой в то время внешней и внутренней политикой.
9. Определите, к какому стилю принадлежит приведенный ниже текст: 1) разговорному; 2) художественному; 3) газетно-публицистическому; 4) официально-деловому; 5) научному:
Брак заключается в государственных органах записи актов гражданского состояния. Регистрация брака устанавливается как в интересах государственных и общественных, так и с целью охраны личных и имущественных прав и интересов супругов и детей. Права и обязанности супругов порождает лишь брак, заключенный в государственных органах записи актов гражданского состояния.
10. Укажите, как называется стилистическая фигура, основанная на пропуске некоторых членов предложения:
11. Укажите номера аббревиатур, которые относятся к женскому роду:
12. Укажите номера слов, в которых произносится сочетание [шн]:
Контрольный тест №2
1. Ударение поставлено неправильно в одном из слов ряда:
1) облегчить, торты
2) крапива, кухонный
3) щавель, баловать
4) ходатайствовать, танцовщица
5) партер, сливовый
2. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании:
1) вступила на борьбу
2) гордиться за успехи
3) внушать страх для врага
4) убежденность в правоте
5) преклонить колени
3. Лексическое значение слова указано неверно в примере:
1. Аутсайдер – спортсмен, занимающий одно из последних мест в соревнованиях.
2. Фиаско – ария в опере.
3. Генезис – обобщение, возведение частного в общее.
4. Превентивный – предупреждающий что-либо, предохранительный.
5. Аспираты – придыхательные согласные.
4. Слово употреблено в несвойственном ему значении в предложении:
1. Его моцион составляли только овощи и фрукты.
2. Мы сели в подъехавший кортеж и отправились на вокзал.
3. Самые яркие произведения буржуазной художественной культуры относятся к периоду декаданса.
4. Акции нефтяных компаний высоко котируются на бирже.
5. Я не сделал задание, но у меня есть алиби.
5. Речевые ошибки допущены в предложении:
1. Сегодня холодно, поэтому я одела шубу.
2. Молодежь осталась довольна концертом, они просили почаще устраивать такие встречи с артистами.
3. Он не только теряет вес, но и прежнюю мышечную силу.
4. ФРГ заключила договор о перемирии.
5. Разведчик не раз побывал в тылу у врага.
6. Речевые ошибки допущены в предложении:
1. В отрядах Пугачева было много башкир, татар, чувашей и уральских рабочих.
2. Мой брат – человек очень практический, он не выбрасывает старые вещи.
3. Из-за болезни студентка не сумела явиться на экзамены.
4. Любимое всеми жителями кафе-кондитерская, к сожалению, закрыто.
5. Мы нашли свой обоюдный взаимный паритет.
7. В предложении допущена следующая ошибка:
Разве можно предавать забвению тот факт, что особенности процесса исторического развития России сформировали блестящую плияду подлинных интеллигентов.
8. В предложении допущена следующая ошибка:
Стоило Харрису приблизиться к сковородке, как он тотчас же обжигался, ронял все что держал в руках, и принимался отплясывать вокруг спиртовки что-то наподобие ритуального танца индейцев или туземцев Сандвичевых островов, дуя на пальцы и ругаясь.
9. Определите, к какому стилю принадлежит приведенный ниже текст:
Лондон. Флагманское судно международной организации защитников окружающей среды «Гринпис» «Рейнбоу уорриор» бросило якорь в заливе Солуэй-Ферт, на берегу которого находится завод по регенерации ядерного топлива Селлафилд. Оно прибыло туда в рамках кампании за принятие срочных мер по обезвреживанию зараженного радиоактивными отходами побережья Ирландского моря, представляющими серьезную опасность для жителей южной части Шотландии.
10. Укажите, как называется троп, состоящий в употреблении слова в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки:
11. Укажите номера слов, которые в родительном падеже множественного числа оканчиваются на – ов (-ев):
12. Укажите номера слов, которые относятся к женскому роду:
Контрольный тест №3
1. Ударение поставлено неправильно в одном из слов ряда:
1) апостроф, занятой (человек)
2) похороны, некролог
3) сливовый, генезис
4) шелковица, принудить
5) облегчить, духовник
2. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании:
2) львиная часть земель
3) экспонаты выставки
4) тратить нервы
5) играть важную скрипку
3. Лексическое значение слова указано неверно в примере:
1. Вексель – именной приватизационный чек.
2. Виадук – мост через глубокий овраг или ущелье.
3. Маринист – специалист по маринованию пищевых продуктов.
4. Перманентный – временный, нестабильный.
5. Юрисдикция – сфера полномочий данного государственного органа.
4. Слово употреблено в несвойственном ему значении в предложении:
1. Мне купили новые масляные краски.
2. Мне доводилось наблюдать феерию полярного сияния.
3. Он был послушником и всегда делал то, что ему говорили старшие.
4. Он жил в мансарде, стоявшей в глубине сада.
5. Кворум депутатов Государственной Думы состоится на следующей неделе.
5. Речевые ошибки допущены в предложении:
1. Губернатором должен стать профессионал своего дела, честный человек, который живет заботами людей.
2. Наступило время для прихода на уровень управления высокоморальных, нравственных людей.
3. Управление поведением людей не менее захватывающее занятие, чем управление шестисотым мерседесом.
4. Те, кто написал сочинение, может идти домой.
5. Народная медицина служит неисчерпаемым истоком для получения новых лекарственных растений.
6. Речевые ошибки допущены в предложении:
1. Очень ярко выражена жизнь народа в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
2. Сейчас в парламенте все более и более сторонников выпускать пар в стране.
3. Иногда на прием к директору приходят рабочие и начинают предъявлять свои права.
4. Большое влияние на молодых имеет телевидение.
7. В предложении допущена следующая ошибка:
Виновник происшествия если и волнуется, то волнуется лишь вследствии самолюбия.
8. В предложении допущена следующая ошибка:
Отраслевые органы управления становятся ориентироваными на выполнение функций, делегированных им основным производственным звеном.
9. Определите, к какому стилю принадлежит приведенный ниже текст:
Отец обратился в профком с просьбой предоставить ему участок земли, поскольку он всю жизнь тянул лямку на заводе, а в результате на склоне лет остался на бобах.
10. Укажите, к какому типу лексических единиц принадлежит выражение «остался на бобах»:
11. Укажите, как называется троп, основанный на переносе названия с части на целое:
12. Укажите номера слов, которые относятся к мужскому роду:
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ №4
1. Ударение поставлено неправильно в одном из слов ряда:
1) договор, новорожденный
2) квартал, эксперт
3) исчерпать, звонишь
4) комбайнер, щавель
5) приняла, красивейший
2. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании:
1) констатировать о необходимости поездки
2) аргументировать положения доклада цифрами
3) придавать большую роль
4) беспокоиться о дочери
5) скучать по близким
3. Лексическое значение слова указано неверно в примере:
1) конкретный – соответствующий образцу
2) обеднеть – сделать бедным кого-либо
3) интуиция – неприятное чувство
4) банальный – лишенный оригинальности
5) рейтинг – уровень популярности
4. Слово употреблено в несвойственном ему значении в предложении:
1. Благодаря метеослужбы шторм не застал нас врасплох.
2. Вес товара: брутто – 2000 г, нетто – 2400 г.
3. Фабула этого стихотворения близка сердцу каждого русского человека.
4. В соревнованиях по эсперанто он занял 1 место.
5. Принятие важнейших решений – прерогатива мэра.
5. Речевые ошибки допущены в предложении:
1. Возрождение домовых и квартального комитетов как первоначальной ступени самоуправления населения принесло свои результаты.
2. На благоустройство территории было освоено 2 миллиона рублей.
3. Необходимо уделять внимание на эту проблему.
4. В администрации субокруга ведут бесплатные приемы юрисконсульт и специалист соцзащиты.
5. Музей-квартира Булгакова приобрела его личные вещи.
6. Речевые ошибки допущены в предложении:
1. Командировочные документы были уже готовы.
2. Участвуют в этой работе работники мэрии, депутаты Госдумы, специалисты, общественные деятели.
3. На конкурсе чтецов студенты филфака продемонстрировали артистичность, остроумие и талант.
4. В тренажерном зале работает инструктор, который помогает спортсменам выбрать не только комплекс упражнений, но и правильно их выполнить.
7. В предложении допущена следующая ошибка:
Когда берег стал уходить из глаз моих и страшная громада воды, вертящейся кругами, стремительно тикущей с неприодолимой силой, охватила со всех сторон и понесла вниз как щепку нашу лодочку, я не мог далее выдерживать, закричал и заплакал, пряча лицо на грудях матери.
8. В предложении допущена следующая ошибка:
Не нравилось ему также и то, что она беспрестанно говорила о самой себе, с чувством доверяя ему самые мелкие подробности своей жизни; но как человек вежливый, он ни сколько не обнаруживал ощущений своих.
9. Определите, к какому стилю принадлежит приведенный ниже текст:
Разговорная речь широко использует просодические средства для выделения различных по степени важности элементов высказывания. Наиболее динамически выделенными во фразе являются слова, принимающие на себя синтагматическое ударение, они, как правило, являются смысловым центром высказывания, коммуникативным ядром.
10. Укажите, как называется троп, основанный на переносе названия по сходству признаков:
11. Укажите номера слов, которые в именительном падеже множественного числа оканчиваются на – а:
12. Укажите номера слов, в которых согласный перед буквой – е– произносится твердо:
источники:
http://grammatika-rus.ru/narushenie-upravleniya/
http://pandia.ru/text/81/517/91283.php
- Возрасти в глазах окружающих.
- Оказать вред.
- Озабочен здоровьем детей.
- Закоренелый преступник.
- Гениальный виртуоз музыки.
- Превратить мечту в жизнь.
- Предостеречь от опасности.
- Заведующий первого отдела.
- Взаимно уважать друг друга.
- Написать тему природы.
Мы выписали словосочетания, не меняя их, как и указано в задании, а теперь укажем, где ошибка и какие неверно составлены. Неверными являются семь из одиннадцати словосочетаний: 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9 и 10. Запишем их в исправленном виде.
Неверны 1 (вырасти в глазах окружающих), 2 (нанести вред), 4 (озабочен состоянием здоровья детей), 5 (гений музыки, виртуоз музыки, одаренный музыкальный исполнитель), 6 (осуществить мечту, воплотить мечту в жизнь), 8 (заведующий первым отделом), 9 (взаимно уважать, уважать друг друга), 10 (написать на тему природы).
Опубликовано 3 года назад по предмету
Русский язык
от ali20031508
-
Ответ
Ответ дан
satrindamixв варианте D ошибка.
Потому что заведующий отделом, а не отдела.
-
Ответ
Ответ дан
ali20031508Спасибо
-
Ответ
Ответ дан
ali200315085 звезд
-
-
Ответ
Ответ дан
rokkokqЗаведующий первЫМ отделОМ
Самые новые вопросы
Другие предметы — 3 года назад
Сочинение-рассуждение. прочитайте текст. есть у меня внучка. однажды она говорит: — у веры в субботу день рождения. она
Другие предметы — 3 года назад
Л.н. толстой. как боролся русский богатырь как сказал иван о своей силе? найдите ответ в тексте. запишите.
История — 3 года назад
Кто такой мильтиад и какова его роль в победе над персами?
История — 3 года назад
Какие примеры н. м. карамзин использует для разъяснения пользы новой системы престолонаследия? согласны ли вы с позицией
География — 3 года назад
Дополните схему. она поможет вам лучше усвоить содержание §1.: 1 что изучает география 2 с помощью чего 3 зачем изучают
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Найдите правильный ответ на вопрос ✅ «Укажите ошибку в управлении: A) плата за проживание; B) предостеречь от опасности; C) рецензия на спектакль; D) заведующий первого отдела; …» по предмету 📘 Русский язык, а если вы сомневаетесь в правильности ответов или ответ отсутствует, то попробуйте воспользоваться умным поиском на сайте и найти ответы на похожие вопросы.
Смотреть другие ответы
Главная » Русский язык » Укажите ошибку в управлении: A) плата за проживание; B) предостеречь от опасности; C) рецензия на спектакль; D) заведующий первого отдела; E) добиться успехов;