Здравствуйте слово работа над ошибками

Правописание слова «здравствуйте»: типичные ошибки, значение, употребление, синонимы

«Здравствуйте» – приветственное междометие, неизменяемое слово. На письме употребляется чаще всего с восклицательным знаком: «Здравствуйте!». Пишется только слитно. (И с двумя буквами «в» – поэтому по неграмотности ставшие распространенными формы написания «здраствуй» или «здраствуйте» неверны).

Означает обращение как к одному, так и к нескольким лицам. Ударение и расстановка переносов – здра́в-ствуй-те. Корень – «здравствуй». Не «здрав», как у существительных того же происхождения («здравница» и др.).

Характерные ошибки

В нашем случае частых ошибок всего две. Обе фонетической природы, т.е. обусловлены выговором (произношением) слова. Ради понимания, отчего так случается, нужно вспомнить общее правило лингвистики: корень есть неизменяемая часть слова, придающая ему должное значение. Однако корень в процессе языковой эволюции может образовываться различными способами, в том числе агглютинацией (как бы склеиванием) из нескольких частей, изначально имеющих (или имевших) самостоятельное значение. Здесь у нас корень двухчастный. Первичное «здрав» значит здоровье. Разбор, как к нему «приклеилось» «-ствуй», означающее пожелание, выходит далеко за рамки общедоступной публикации. Но, раз уж так оно «склеилось», то и писать данное слово нужно, не трогая корня: «здравствуйте»правильно!

Шире всего распространено ошибочное изъятие первого «в»: «здраствуйте»неверно! Причина – так называемая лексическая лень. Выговорить четыре согласных подряд (да ещё и с одним и тем же звуком в начале и конце – «вств») не так-то легко. Тут и вполне образованные люди в фамильярном разговоре также нередко опускают первое «в». Но пишется это слово всё равно «в полном составе», поскольку никакого «здраса» в русском нет. Не существует и языков, в которых всё пишется так, как читается. Белорусский не исключение, а что до английского, то не кто иной, как Бернард Шоу, жаловался, что у него до четверти рабочего времени уходит на написание лишних букв.

Вторая вызвана более индивидуальными особенностями голосового аппарата. Немало людей чуть шепелявят. В живой речи это чаще всего не заметно. Но звонкие звуки им даются трудновато. «З» они произносят как альвеолярное «с», наподобие тому, как человек с бездефектной речью выговаривает «сделать». Если же слегка шепелявый еще и недостаточно образован, то и написать он способен, как произносит: «сдравствуйте», что также будет грубым ляпом.

Особяком стоит употребление выражения “дратути”. Ошибкой это можно не считать, а шутливой формой приветствия.

Значения

«Здравствуйте!» также и почтительное выражение. В прямом значении употребляется при обращении на «Вы». В таких случаях после значащих слов ставятся запятые, а восклицательным знаком выделяется субъект приветствия (человек):

  • «Здравствуйте, долгожданные гости!»; «Здравствуйте, уважаемая Лидия Антоновна!».

В переносном смысле «здравствуйте» зачастую используется иронически, чаще всего в ответ на не очень-то приятную неожиданность. Тогда исходное слово в просторечии частенько «урезается» до вульгаризма «здрасте!», напр. :

  • «Здрасте, я ваша тётя!».

Вариант «здрасьте!» в обиходном общении допустим, поскольку то и другое формально грамматическая ошибка.

В обратном смысле

Уважительное обращение «Здравствуйте!» ставится в начале высказывания. Вставка частиц перед ним зачастую снижает тон выражения до пренебрежительного:

  1. «Ну, здравствуй<те>, коль уж пожаловал>!»;
  2. «Что ж, здравствуйте, не весьма желанный гость!».

Синонимы и антонимы

Викисловарь дает в числе синонимов к «здравствуйте» также производные от «привет» и «салют». Есть и гипероним: «<Мое вам> приветствие!». Антонимы – «До свиданья!»; «До встречи!»; «Всего наилучшего!» и др. Однако все они в конечном итоге восходят к латинскому «salve», означающему мирные намерения и желание продолжить общение, в знак чего римляне поднимали вверх правую руку с раскрытой ладонью: вот, мол, смотрите, я перед вами безоружен! Пожеланий здоровья все эти выражения не подразумевают.

Точных синонимов к «здравствуйте» всего три: просторечные «Здоро́во!»; «Здоро́в!» и военное «Здравия желаю!». Гипонимов немногим больше: «Доброе утро!»; «Добрый день!»; «Добрый вечер!»; «Добро пожаловать!». Точных антонимов по одному: личные фамильярные «Будь здоров!» (литературное) и просторечное «Будь здрав!» (говорятся на прощанье).

***

© ПишемПравильно.ру

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.

Правописание этих слов надо знать:

Проверить еще слово:

Правило № 1.

Звуки и буквы.

Запомни! В русском языке 33 буквы. Гласных 10 букв –
а о у ы э я ё ю и е

Гласных звуков 6 – [а] [о] [у] [ы] [э] [и]

Буквы – видим и пишем.

Звуки – слышим и произносим.

Согласных букв 21, ъ знак и ь знак.

Парные звуки по глухости – звонкости.

Всегда –
твёрдые звуки [ж] [ш] [ц]
мягкие звуки [ч ‘] [щ ‘] [й ‘]

Работа над ошибками.

Выпиши слово, в котором допущена ошибка. Подчеркни нужную букву и запиши
какая она: гласная или согласная.

Правило № 2.

Гласные е ё ю я

Гласные, которые обозначают 2 звука

Запомни!

1. Вначале слова – юла, ели, яма.

2. После гласной – маяк, читает.

3. После разделительного ъ и ь знаков: разъезд, подъём, пью, семья.

Работа над ошибками.

Выпиши слово с гласной буквой, подчеркни её, сделай звуковой анализ слов и
придумай ещё 3 слова.

Правило № 3.

Обозначение мягкости согласных.

Запомни! Мягкость согласного на письме обозначают ь
знаком и гласными буквами е ё ю я и – день,
книга, мяч.

Работа над ошибками.

Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно подчеркни мягкую согласную
и придумай ещё 3 слова.

Правило № 4.

Ударение.

Запомни! Ударение падает на гласную букву. В слове один ударный
звук.
Ударение не ставится над ё
и над словом из одного слога: кино, полёт, кот.

Работа над ошибками.

Выпиши слово, поставь правильно ударение, запиши ещё 3 слова и обозначь
ударение.

Правило № 5.

Слог. Перенос слов.

Запомни! Слова делятся на слоги. Сколько в слове гласных,
столько и слогов.
Слова переносятся по слогам. Одна буква
не остаётся на строке и не переносится на другую
строчку. При переносе й, ь остаются на
строке.

зай – ка, день – ки.

Слог может состоять из одной гласной: И – ра, е – ли.

Работа над ошибками.

Выпиши слово с ошибкой и правильно раздели для переноса, придумай ещё 3
примера.

Правило № 6.

Запомни! Сочетания:

жи – ши пиши с и
ча – ща
пиши с а
чу – щу
пиши с у

Работа над ошибками.

Запиши правильно слова, подчеркни сочетание, в котором допущена ошибка и
придумай ещё 3 примера с этим сочетанием.

Правило № 7.

Запомни!

Работа над ошибками.

Запиши правильно слово, придумай ещё 3 слова.

Правило № 8.

Запомни! Имена собственные – имя, фамилия, отчество,
названия городов, деревень, стран, государств, рек, озёр, морей – пишутся с
заглавной буквы.

Россия, Москва, Таня.

Работа над ошибками.

Запиши правильно слово, придумай ещё 3 примера.

Правило № 9.

Безударная гласная, проверяемая ударением.

Запомни! Безударная гласная в словах пишется так же, как ударная.

Чтобы проверить надо:

1. подобрать однокоренное слово или

2. изменить форму слова, чтобы на гласную падало ударение.

стена – стены
– стенки

Работа над ошибками.

Выпиши слово, в котором допущена ошибка. Подчеркни гласную, рядом запиши
проверочное слово (смотри п.1 или п.2). Запиши ещё 3 примера.

Правило № 10.

Парные согласные.

Запомни! Чтобы проверить парную согласную в слове надо:

1) подобрать однокоренное слово,
2) изменить форму слова так, чтобы после согласной, стояла гласная.

грядка – гряды

Работа над ошибками.

Выпиши правильно слово, подбери проверочное, запиши ещё 3 слова.

Правило № 11.

Безударная гласная, непроверяемая ударением.

Запомни наизусть!

Работа над ошибками.

Выпиши правильно слово, подчеркни гласную букву, запомни и запиши его
несколько раз.

Правило № 12.

Непроизносимые согласные.

Запомни! Чтобы проверить непроизносимую согласную:
подбери родственное слово, чтобы эта согласная слышалась чётко;
известный – известие, поздняя – опоздать, местный
– место.

Запомни! Лестница, здравствуй, праздник, чувство, участвовать.

Работа над ошибками.

Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово, запиши ещё 3 слова на это
правило.

Правило № 13.

Слова с двойными согласными.

Запомни! Слова с двойными согласными пишутся:

1) в середине слова (коллектив, группа, теннис, аллея, масса, аккуратный,
дрожжи, терраса).
2) если в слове приставка заканчивается на букву, с которой начинается корень
(рассказ, бессердечный, рассыпать, рассвет).
3) если в конце корня и в суффиксе одинаковая буква (ранний, осенний).

Работа над ошибками.

Выпиши слово правильно. Подчеркни двойную согласную. Запиши ещё 3 слова на
это правило.

Правило № 14.

Приставки и предлоги.

Запомни! Приставка – это часть слова, поэтому пишется слитно. Предлог –
часть речи, пишется раздельно. Между предлогом и словом можно поставить вопрос
или слово. (На столе; на чём? – на столе; на большом столе.)

Работа над ошибками.

Выпиши слово правильно. Выдели приставку или предлог. Запиши 3 слова с
приставкой или предлогом.

Правило № 15.

Не с глаголами.

Запомни! Не с глаголами пишется отдельно.

Работа над ошибками.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 3 слова на это правило.

Правило № 16.

Мягкий знак в конце существительных после шипящих.

Запомни! В конце существительных женского рода после шипящих в
единственном числе пишется ь знак (мышь, брошь, печь).

В конце существительных мужского рода после шипящих ь знак не пишется
(грач, камыш, гараж).

Работа над ошибками.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё два слова с этой
орфограммой.

Луч (м. р. ), шалаш, товарищ.
Ночь (ж. р. ), помощь, тишь.

Правило № 17.

Соединительные гласные в сложных словах (о, е).

Запомни! Слова могут состоять из нескольких основ, которые соединяются
буквами о или е, иногда без них. Сложные слова – это слова, состоящие из
нескольких основ.

Работа над ошибками.

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни соединительную гласную.
Запиши ещё три слова.

(Водовоз, самолёт.)

Правило № 18.

Мягкий знак ь на конце глаголов 2го лица, ед.ч.

Запомни! На конце глаголов 2го лица ед.числа, после
шипящих пишется ь знак:

(пишешь, читаешь, спишь).

Работа над ошибками.

Выпиши глагол правильно. Определи число, лицо, запиши ещё три примера.

Правило № 19.

Мягкий знак в неопределённой форме глагола (ться и тся, чь).

Запомни! Глаголы неопределённой формы, которые отвечают на вопрос что
делать? пишутся с ь знаком: купаться (что делать?)

беречь (что делать?)

Работа над ошибками.

Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Запиши ещё три слова с этой
орфограммой.

Правило № 20.

Предлог с местоимением.

Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными)
пишутся отдельно. (Ко мне, у нас, с тобой.)

Работа над ошибками.

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё три примера на эту
орфограмму.

Правило № 21.

Однородные члены предложения.

Запомни! Однородными членами предложения являются слова, которые являются
одной и той же частью речи и отвечают на один и тот же вопрос. Однородные члены
предложения выделяются на письме запятой, и перед союзами а, но.

Работа над ошибками.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены предложения и слово, от
которого они зависят. (Сильный ветер сорвал листья с деревьев,
разметал их по дороге.)

Правило № 22.

Правописание безударных падежных окончаний имён сущ.

Запомни! В именах существительных в безударных окончаниях пишется такое
же окончание как и в ударных (на опушке, на полянке, у речки – на земле 1скл.

Работа над ошибками.

Выпиши имя существительное. Поставь в начальную форму, определи склонение.
Выдели окончание, проверь с помощью слов – помощников. Запиши ещё три слова с
примерами.

Правило № 23.

Спряжение глаголов.

Запомни! Ко ІІ спряжению относятся глаголы на – ить и ещё; смотреть,
обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, держать, дышать, вертеть и зависеть
и терпеть. Глаголы – исключения: брить, стелить – І спр.

Работа над ошибками.

Запиши глагол правильно, выдели окончание, поставь ударение, определи
спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании. Запиши ещё три
примера.

Грамматические задания.

№ 1 Разбор предложения.

Придумай новое предложение или выпиши из учебника. Подчеркни главные и
второстепенные члены предложения. Обозначь часть речи.

№ 2 Состав слова.

Выпиши слово, разбери правильно по составу. Запиши ещё три слова и разбери по
составу. Сначала выдели основу и окончание, для этого измени форму слова, т.е.
число: стол – столы. Выдели корень, подобрав однокоренные слова:

стол – столяр – столовая. Выдели приставку и суффикс.

№ 3 Определение падежа имён существительных.

Исправь ошибку. Запиши ещё пять имён существительных с предлогом и определи
падеж.

№ 4 Словосочетания.

Выпиши правильно словосочетания. Поставь вопрос от основного слова к
зависимому (солнечным днём: днём каким? Солнечным).

Правило № 1.

Звуки и буквы.

Запомни! В русском языке 33 буквы. Гласных 10 букв –
а о у ы э я ё ю и е

Гласных звуков 6 – [а] [о] [у] [ы] [э] [и]

Буквы – видим и пишем.

Звуки – слышим и произносим.

Согласных букв 21, ъ знак и ь знак.

Парные звуки по глухости – звонкости.

Всегда –
твёрдые звуки [ж] [ш] [ц]
мягкие звуки [ч ‘] [щ ‘] [й ‘]

Работа над ошибками.

Выпиши слово, в котором допущена ошибка. Подчеркни нужную букву и запиши
какая она: гласная или согласная.

Правило № 2.

Гласные е ё ю я

Гласные, которые обозначают 2 звука

Запомни!

1. Вначале слова – юла, ели, яма.

2. После гласной – маяк, читает.

3. После разделительного ъ и ь знаков: разъезд, подъём, пью, семья.

Работа над ошибками.

Выпиши слово с гласной буквой, подчеркни её, сделай звуковой анализ слов и
придумай ещё 3 слова.

Правило № 3.

Обозначение мягкости согласных.

Запомни! Мягкость согласного на письме обозначают ь
знаком и гласными буквами е ё ю я и – день,
книга, мяч.

Работа над ошибками.

Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно подчеркни мягкую согласную
и придумай ещё 3 слова.

Правило № 4.

Ударение.

Запомни! Ударение падает на гласную букву. В слове один ударный
звук.
Ударение не ставится над ё
и над словом из одного слога: кино, полёт, кот.

Работа над ошибками.

Выпиши слово, поставь правильно ударение, запиши ещё 3 слова и обозначь
ударение.

Правило № 5.

Слог. Перенос слов.

Запомни! Слова делятся на слоги. Сколько в слове гласных,
столько и слогов.
Слова переносятся по слогам. Одна буква
не остаётся на строке и не переносится на другую
строчку. При переносе й, ь остаются на
строке.

зай – ка, день – ки.

Слог может состоять из одной гласной: И – ра, е – ли.

Работа над ошибками.

Выпиши слово с ошибкой и правильно раздели для переноса, придумай ещё 3
примера.

Правило № 6.

Запомни! Сочетания:

жи – ши пиши с и
ча – ща
пиши с а
чу – щу
пиши с у

Работа над ошибками.

Запиши правильно слова, подчеркни сочетание, в котором допущена ошибка и
придумай ещё 3 примера с этим сочетанием.

Правило № 7.

Запомни!

Работа над ошибками.

Запиши правильно слово, придумай ещё 3 слова.

Правило № 8.

Запомни! Имена собственные – имя, фамилия, отчество,
названия городов, деревень, стран, государств, рек, озёр, морей – пишутся с
заглавной буквы.

Россия, Москва, Таня.

Работа над ошибками.

Запиши правильно слово, придумай ещё 3 примера.

Правило № 9.

Безударная гласная, проверяемая ударением.

Запомни! Безударная гласная в словах пишется так же, как ударная.

Чтобы проверить надо:

1. подобрать однокоренное слово или

2. изменить форму слова, чтобы на гласную падало ударение.

стена – стены
– стенки

Работа над ошибками.

Выпиши слово, в котором допущена ошибка. Подчеркни гласную, рядом запиши
проверочное слово (смотри п.1 или п.2). Запиши ещё 3 примера.

Правило № 10.

Парные согласные.

Запомни! Чтобы проверить парную согласную в слове надо:

1) подобрать однокоренное слово,
2) изменить форму слова так, чтобы после согласной, стояла гласная.

грядка – гряды

Работа над ошибками.

Выпиши правильно слово, подбери проверочное, запиши ещё 3 слова.

Правило № 11.

Безударная гласная, непроверяемая ударением.

Запомни наизусть!

Работа над ошибками.

Выпиши правильно слово, подчеркни гласную букву, запомни и запиши его
несколько раз.

Правило № 12.

Непроизносимые согласные.

Запомни! Чтобы проверить непроизносимую согласную:
подбери родственное слово, чтобы эта согласная слышалась чётко;
известный – известие, поздняя – опоздать, местный
– место.

Запомни! Лестница, здравствуй, праздник, чувство, участвовать.

Работа над ошибками.

Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово, запиши ещё 3 слова на это
правило.

Правило № 13.

Слова с двойными согласными.

Запомни! Слова с двойными согласными пишутся:

1) в середине слова (коллектив, группа, теннис, аллея, масса, аккуратный,
дрожжи, терраса).
2) если в слове приставка заканчивается на букву, с которой начинается корень
(рассказ, бессердечный, рассыпать, рассвет).
3) если в конце корня и в суффиксе одинаковая буква (ранний, осенний).

Работа над ошибками.

Выпиши слово правильно. Подчеркни двойную согласную. Запиши ещё 3 слова на
это правило.

Правило № 14.

Приставки и предлоги.

Запомни! Приставка – это часть слова, поэтому пишется слитно. Предлог –
часть речи, пишется раздельно. Между предлогом и словом можно поставить вопрос
или слово. (На столе; на чём? – на столе; на большом столе.)

Работа над ошибками.

Выпиши слово правильно. Выдели приставку или предлог. Запиши 3 слова с
приставкой или предлогом.

Правило № 15.

Не с глаголами.

Запомни! Не с глаголами пишется отдельно.

Работа над ошибками.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 3 слова на это правило.

Правило № 16.

Мягкий знак в конце существительных после шипящих.

Запомни! В конце существительных женского рода после шипящих в
единственном числе пишется ь знак (мышь, брошь, печь).

В конце существительных мужского рода после шипящих ь знак не пишется
(грач, камыш, гараж).

Работа над ошибками.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё два слова с этой
орфограммой.

Луч (м. р. ), шалаш, товарищ.
Ночь (ж. р. ), помощь, тишь.

Правило № 17.

Соединительные гласные в сложных словах (о, е).

Запомни! Слова могут состоять из нескольких основ, которые соединяются
буквами о или е, иногда без них. Сложные слова – это слова, состоящие из
нескольких основ.

Работа над ошибками.

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни соединительную гласную.
Запиши ещё три слова.

(Водовоз, самолёт.)

Правило № 18.

Мягкий знак ь на конце глаголов 2го лица, ед.ч.

Запомни! На конце глаголов 2го лица ед.числа, после
шипящих пишется ь знак:

(пишешь, читаешь, спишь).

Работа над ошибками.

Выпиши глагол правильно. Определи число, лицо, запиши ещё три примера.

Правило № 19.

Мягкий знак в неопределённой форме глагола (ться и тся, чь).

Запомни! Глаголы неопределённой формы, которые отвечают на вопрос что
делать? пишутся с ь знаком: купаться (что делать?)

беречь (что делать?)

Работа над ошибками.

Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Запиши ещё три слова с этой
орфограммой.

Правило № 20.

Предлог с местоимением.

Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными)
пишутся отдельно. (Ко мне, у нас, с тобой.)

Работа над ошибками.

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё три примера на эту
орфограмму.

Правило № 21.

Однородные члены предложения.

Запомни! Однородными членами предложения являются слова, которые являются
одной и той же частью речи и отвечают на один и тот же вопрос. Однородные члены
предложения выделяются на письме запятой, и перед союзами а, но.

Работа над ошибками.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены предложения и слово, от
которого они зависят. (Сильный ветер сорвал листья с деревьев,
разметал их по дороге.)

Правило № 22.

Правописание безударных падежных окончаний имён сущ.

Запомни! В именах существительных в безударных окончаниях пишется такое
же окончание как и в ударных (на опушке, на полянке, у речки – на земле 1скл.

Работа над ошибками.

Выпиши имя существительное. Поставь в начальную форму, определи склонение.
Выдели окончание, проверь с помощью слов – помощников. Запиши ещё три слова с
примерами.

Правило № 23.

Спряжение глаголов.

Запомни! Ко ІІ спряжению относятся глаголы на – ить и ещё; смотреть,
обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, держать, дышать, вертеть и зависеть
и терпеть. Глаголы – исключения: брить, стелить – І спр.

Работа над ошибками.

Запиши глагол правильно, выдели окончание, поставь ударение, определи
спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании. Запиши ещё три
примера.

Грамматические задания.

№ 1 Разбор предложения.

Придумай новое предложение или выпиши из учебника. Подчеркни главные и
второстепенные члены предложения. Обозначь часть речи.

№ 2 Состав слова.

Выпиши слово, разбери правильно по составу. Запиши ещё три слова и разбери по
составу. Сначала выдели основу и окончание, для этого измени форму слова, т.е.
число: стол – столы. Выдели корень, подобрав однокоренные слова:

стол – столяр – столовая. Выдели приставку и суффикс.

№ 3 Определение падежа имён существительных.

Исправь ошибку. Запиши ещё пять имён существительных с предлогом и определи
падеж.

№ 4 Словосочетания.

Выпиши правильно словосочетания. Поставь вопрос от основного слова к
зависимому (солнечным днём: днём каким? Солнечным).

ПАМЯТКА РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
1.Пропуск, замена, искажение букв.
Выпиши слово, поставь ударение, раздели на слоги.

Например: пе-нал.
2. Словарные слова.
Выпиши слово 3 раза, поставь ударение, подчеркни орфограмму.

Например: вагон, вагон, вагон.
3. Заглавная буква в именах собственных.
Выпиши слово, поясни значение заглавной буквы.

Например: Саратов — название города.
4. Сочетания: жи — ши, ча — ща, чу — щу, чк, чн.
Выпиши слово, напиши ещё 2 слова с этим сочетанием.

Например: ужин, чижик, лыжи.
5. Перенос слов, 
Выпиши слово, раздели на слоги, потом раздели для переноса.

Например: у/че/ник, уче-ник.
6. Мягкий знак — показатель мягкости согласного звука.
Выпиши слово, напиши ещё 2 слова на это же правило.

 Например: деньки, коньки, зверьки.
7. Парные согласные.
Выпиши слово, подчеркни парный согласный, подбери проверочное слово.

Например: снег — снега.
8. Безударные гласные.
Выпиши слово, поставь ударение, подчеркни безударную гласную, подбери проверочное слово.

Например: морской – море.
9. Разделительный мягкий знак.
Выпиши слово, напиши 2 слова на это же правило. Например: ручьи, муравьи, соловьи.
10. Двойные согласные.
Напиши слово 3 раза, подчеркни удвоенный согласный.

Например: аллея, аллея, аллея.
11. Предлоги.
Выпиши слово, поставь между предлогом и словом вопрос или другое слово.

Например: в лесу — в_(сосновом) лесу.
12. Неизученные правила.(прочие ошибки)
Выпиши слово правильно, поставь ударение, подчеркни то место, где ошибся.

ПАМЯТКА РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
1.Пропуск, замена, искажение букв.
Выпиши слово, поставь ударение, раздели на слоги.

Например: пе-нал.
2. Словарные слова.
Выпиши слово 3 раза, поставь ударение, подчеркни орфограмму.

Например: вагон, вагон, вагон.
3. Заглавная буква в именах собственных.
Выпиши слово, поясни значение заглавной буквы.

Например: Саратов — название города.
4. Сочетания: жи — ши, ча — ща, чу — щу, чк, чн.
Выпиши слово, напиши ещё 2 слова с этим сочетанием.

Например: ужин, чижик, лыжи.
5. Перенос слов, 
Выпиши слово, раздели на слоги, потом раздели для переноса.

Например: у/че/ник, уче-ник.
6. Мягкий знак — показатель мягкости согласного звука.
Выпиши слово, напиши ещё 2 слова на это же правило.

 Например: деньки, коньки, зверьки.
7. Парные согласные.
Выпиши слово, подчеркни парный согласный, подбери проверочное слово.

Например: снег — снега. 
8. Безударные гласные.
Выпиши слово, поставь ударение, подчеркни безударную гласную, подбери проверочное слово.

Например: морской – море.
9. Разделительный мягкий знак.
Выпиши слово, напиши 2 слова на это же правило. Например: ручьи, муравьи, соловьи.
10. Двойные согласные.
Напиши слово 3 раза, подчеркни удвоенный согласный.

Например: аллея, аллея, аллея.
11. Предлоги.
Выпиши слово, поставь между предлогом и словом вопрос или другое слово.

Например: в лесу — в_(сосновом) лесу.
12. Неизученные правила.
Выпиши слово правильно, поставь ударение, подчеркни то место, где ошибся.

12. Приставки.

Выпиши слово, выдели приставку, напиши ещё 2 слова с этой приставкой.

Например: побежал, поехал, посмотрел.

13. Непроизносимые согласные.
Выпиши слово, подбери проверочное слово, подчеркни орфограмму.

Например: грустный — грусть.

14. Разделительный твёрдый знак.
Выпиши слово, выдели приставку, подчеркни Ъ, напиши ещё 2 слова на это же правило. Например: подъезд, съезд, объезд.

15. Мягкий знак после шипящих.
Выпиши слово, укажи род существительного, подчеркни Ь.

Например: речь — ж. р., обруч — м. р.

16. Частица не с глаголом.
Выпиши слово, напиши ещё 2 глагола с частицей не.

Например: не ел, не хотел, не гулял.

17. Окончания имён существительных.
Выпиши слово, укажи склонение и падеж, выдели окончание.

Например: к пристани-3 скл., Д. п.; в деревне-1 скл., П п.

18. Имена существительные мн. ч., Р. п.
Выпиши слово, подчеркни шипящий, укажи число и падеж.

Например: задач — мн. ч., Р. п.

19. Окончания имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится, поставь вопрос, вспомни по вопросу окончание.

Например: к лесу (какому?) сосновому.

20. Глаголы 2 лица единственного числа.
Выпиши слово, укажи лицо и число глагола, подчеркни Ь.

Например: играешь-2 л., ед. ч.

21. Окончания глаголов 1 и 2 спряжения.
Выпиши глагол, укажи неопределённую форму и спряжение, выдели окончание. Например: пишет (писать) — 1 спр., строят (строить) — 2 спр.
Памятка. 1 спр. — глаголы с окончаниями -е, -ут, -ют; все остальные и (брить, стелить). 2 спр. — глаголы с окончаниями -и, -ат, -ят; глаголы на -ить и (терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть, гнать, держать, дышать, слышать).

22. Неизученные правила.
Выпиши слово правильно, поставь ударение, подчеркни то место, где ошибся.

Начинаю работу над ошибками со 2 класса.
2 класс — 1-11 пункты памятки + Неизученные правила.
3 класс — 1-16 пункты памятки + Неизученные правила.
4 класс — 1-22 пункты памятки.
Ежедневная домашняя работа по Памятке и самостоятельная работа на уроках по теме «Работа над ошибками, допущенными в диктанте, сочинении или изложении», дают хорошие результаты.

Чтобы научиться писать правильно и грамотно, необходимо читать по несколько страниц в день. Также нужно выполнять упражнения, которые помогают запомнить правила орфографии.

Содержание

  • Как сделать работу над ошибками по русскому языку: памятка
  • Видео: Работа над ошибками по русскому в 1-2 классе
  • Видео: Работа над ошибками по русскому в 3-4 классе

Эта подборка несложных упражнений поможет проверить и подтянуть знания в области правописания.

Как сделать работу над ошибками по русскому языку: памятка

Проводить работу над ошибками по русскому языку очень важно. Ведь только так вы сможете разобрать причину неправильного написания того или иного слова. Такая методика работы над ошибками по русскому языку поможет вам навсегда запомнить грамотное написание.

  1. Большая буква в начале предложения.
  • найти и переписать предложение правильно;
  • придумать схожее предложение для закрепления;
  • привлечь внимание для лучшего запоминания подчеркиванием.

Например: Сегодня нелетная погода. Идет снег.

  1. Знаки препинаний в конце предложений.
  • найти и выписать предложение правильно с такими знаками препинания: (.); (!); (?);
  • подчеркнуть знаки препинания, которые находятся в конце предложений.

Например: В магазине за углом продаются вкусные сладости. Мне очень нравится шоколадное мороженое! Можно ли перед обедом съесть одну конфету?

  1. Знак (Ь) в конце предложения.
  • найти и выписать слово, в котором есть знак (ь) правильно;
  • закрепить повторным написанием слов с подобным употреблением (выбирайте др.слова);
  • подчеркнуть мягкий знак в словах для акцентирования внимания.

Например: жизнь, ноготь, капать, морковь.

  1. Знак (Ь) в середине предложения.
  • найти и записать слова, в которых знак (ь) стоит в середине слова;
  • придумать и записать несколько своих слов с использованием этого знака;
  • подчеркнуть знак (ь).

Например: кольцо, борьба, калька, семья.

  1. Имена собственные всегда пишутся с большой буквы.
  • выписать три слова, соответствующих этому правилу;
  • подчеркнуть заглавные буквы;
  • придумать и записать еще три слова под это правило;
  • также подчеркнуть большие буквы.

Например: Костя, Ирина, Белгород, Мерседес, Халк, Жучка.

  1. Правильный перенос слова.
  • найти и выписать понравившиеся четыре слова, которые имеют минимум два слога;
  • разделить слова на слоги и сделать правильный перенос.

Например:

  • Дружба — друж — ба;
  • Граница — гра — ни — ца;
  • Квартира — квар — ти — ра;
  • Вешалка — ве — шал — ка.
  1. Безударную гласную необходимо проверять при помощи ударения.
  • выписать слово и поставить ударение;
  • нужно подобрать проверочное слово и его однокоренные слова.

Например: больной — боль, болит, больница.

  1. Правильное написание слогов ча-ща.
  • вначале нужно выписать слово;
  • написать еще несколько слов на это правило.
  • выделить нужный слог.

Например: часто, щавель чаща, чаша.

  1. Правильное написание слогов чу-щу.
  • нужно найти и выписать слово;
  • написать еще два слова, подходящих под это правило.
  • подчеркнуть нужный слог.

Например: щука, щупальца, чумка, чудо, чувство.

10. Правильное написание слогов жи-ши.

  • придумать и написать несколько слов с использованием слогов жи-ши;
  • подчеркнуть слоги, подходящие под это правило.

Например: лыжи, машина, жизнь, животное, шило.

  1. Двойные согласные в словах.
  • необходимо найти и выписать слова с удвоенными буквами;
  • подчеркнуть двойные буквы;
  • разделить слова для переноса.

Например:

  • Терраса, хоккей, аттракцион, искусство, миллион.
  • Тер-раса, хок-кей, ат-тракцион, искус-ство, мил-лион.
  1. Удвоенные согласные
  • выписать слово с удвоенной согласной три раза;
  • придумать и записать два предложения с этим словом;
  • подчеркнуть удвоенные буквы.

Например: жужжать, жужжать, жужжать. Муха над моей головой не перестает жужжать.

  1. Словосочетание букв чн и чк пишутся без мягкого знака.
  • найти и выписать по три слова на данное правило;
  • подчеркнуть словосочетание.

Например: кончик, бабочка, привычка, кирпичный, отличник цветочный.

  1. Предлоги всегда пишутся отдельно.
  • написать предложение, в котором есть предлог;
  • выделить предлог в предложении.

Например: Из-за облаков выглянули солнечные лучи.

  1. Наречия всегда пишутся одним словом. Перед ними никогда не бывает предлогов.
  • выписать три наречия;
  • к каждому слову поставить вопрос.

Например: (где?) справа, (когда?) вчера, (откуда?) издалека.

  1. Приставка НЕ с глаголами практически всегда пишется раздельно. Исключением являются ситуации, когда глагол без НЕ не употребляется.
  • выписать три глагола с приставкой НЕ раздельно;
  • подчеркнуть приставку;
  • придумать несколько слов с приставкой НЕ, которые пишутся слитно;
  • выделить приставку.

Например:

  • Не знал, не выучил, не понял;
  • Недоумевать, несдобровать, невзлюбить.
  1. Глаголы второго лица единственного числа всегда пишутся с мягким знаком.
  • найти и выписать несколько примеров глаголов второго лица единственного числа;
  • подчеркнуть окончание.

Например: (Что делаешь?) — играешь, читаешь, танцуешь.

Проверяйте наличие ошибок

Проверяйте наличие ошибок
Полезные правила
Полезные правила
С правилами и советами вы легко подтянете грамотность
С правилами и советами вы легко подтянете грамотность
Разбирайте целые предложения
Разбирайте целые предложения

Продолжим тему о правописании такими статьями:

  • Как правильно написать «Привести» или «Привезти»
  • Глажка или глажение: как правильно написать
  • Как писать слово НЕ БЫЛО
  • «Не правильно» или «неправильно» — как писать
  • Как правильно писать приставку БЕЗ и БЕС в словах в русском языке

Видео: Работа над ошибками по русскому в 1-2 классе

Видео: Работа над ошибками по русскому в 3-4 классе

Тема: Анализ и работа над ошибками в изложении.

Тип урока: коррекция знаний и способов действий

Цель урока: проведение работы над ошибками, допущенными в изложении

Задачи урока:

Образовательные:

— закреплять изученное;

— определять тему текста;

— повторить словарные слова;

— повторить орфограммы, на которые допущены ошибки.

Развивающие:

— развивать устную и письменную речь;

— развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы;

— развивать внимание и память учащихся.

Воспитывающие:

— воспитывать нравственные качества;

— воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Универсальные учебные действия

Регулятивные:

1. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

2. Прогнозирование и планирование собственной деятельности.

3. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Познавательные:

1. Умение структурировать знания.

2. Постановка и формулирование проблемы.

3. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные:

1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2. Владение устной речью.

3. Нахождение общего решения и разрешения конфликтов на основе согласования позиций и учёта мнений.

Планируемые результаты:
1. Предметные:

— осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;

— уметь применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания  при записи собственного текста;

— уметь проверять написанное.

2. Личностные:

проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи своему соседу по парте;

 — осознавать языка как основного средства общения между людьми;

— участвовать в творческом, созидательном процессе.

3. Метапредметные:

— составлять план урока, оценивать свою работу на уроке;

— преобразовывать практическую задачу в познавательную;

— осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.

Ресурсы:

Основные: учебник УМК «РИТМ»

Дополнительные: презентация

Ход урока.

Этап урока, виды работ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Организационный этап

Приветствие

Проверка готовности к уроку

Мотивация к деятельности

Здравствуйте, ребяа! Проверьте пожалуйста, свою готовность к уроку. На столе должны быть учебник, тетрадь, ручка, линейка и простой карандаш.

Добрую сказку помню я с детства,
Хочу, чтобы сказку послушал и ты,
Пусть подкрадётся к самому сердцу
И зародится в нём зерно доброты.

Посмотрите на доску. (слайд 2. На нём написана пословица)

Прочтите пословицу

— Как вы понимаете пословицу?

— Ну что ж, ребята, вы готовы потрудиться сегодня на уроке?

— Тогда давайте начинать. Нас ждёт много интересных заданий.

Учащиеся приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Так, что даже для небольшого дела нужно потрудиться

Р3

II.Постановка цели и задач урока

Ребята, вчера вы писали изложение. Я увидела много хороших работ. Вы меня порадовали, но были допущены некоторые ошибки. Что мы можем сделать, чтобы исправить эти недочёты?

Итак, чем же мы сегодня будем заниматься?

Работу над ошибками

Делать работу над ошибками в изложении

К2

Р2, К3

III.Работа над ошибками

  1. Анализ работ

Ну что ж, работы класс написал хорошо. Есть ребята, получившие пятёрки, много четвёрок. Есть и те, кто получил три, но это поправимо. Вам нужно старательнее заниматься. В целом все молодцы.

Ребята, вам раздали тетради. Пожалуйста, откройте свои работы, посмотрите их и поднимите руки те, у кого есть ошибки в словах с безударными гласными (вызываю к доске одного ученика)

— Какое проверочное слово?

— Запиши правильно и через тире проверочное слово. Выдели орфограмму в слове.

— безударные гласные: рождения, подарили, тяжело, началась, война, находить, заминировали, обнаружить, служил

— парные согласные:

— написание приставок: отвёл, покрылось, отступая, заминировали, смогла.

— написание словарных слов: щенок, собака, пошёл.

— написание слов с большой буквы: Коля, Джульбарс.

— написание предлогов: с собакой, в школу.

Теперь давайте повторим:

— В каких случаях слова пишутся с большой буквы?

— Как пишутся предлоги и следующее за ним слово?

— С какой буквы начинается предложение?

— Что ставится в конце предложения?

Образец:

Рождения – родственник, подарили-подарок, тяжело – тяжесть, началась – начать, война – войны, находить -, заминировали – мина, обнаружил – наружу, служил – служивый

Мороз — морозы

Отвёл – вести, приставка от; покрылось – крыть, приставка по, отступая — , заминировали – мина, приставка за, смогла – могу, приставка с.

Щенок, собака, пошёл

С собакой, в школу

Если это название чего-либо, имя собственное.

Раздельно

С заглавной.

Точка.

Р3, П3

IV.Физминутка

Руки подняли  и покачали —
Это деревья в лесу.  (плавное покачивание  поднятыми вверх руками)
Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.  (встряхивание рук перед собой)
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.  (горизонтальные, одновременные движения руками  вправо — влево)
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад   (2 раза)

V.Закрепление изученного

Откройте страницу восемьдесят вторую, упражнение пятьсот пятьдесят четвёртое. -Прочитайте текст. О чём в нём говорится?

— А как вы могли бы его озаглавить?

— Найдите в тексте глаголы. Поставьте к ним вопрос. Определите их число.

— Найдите слова с выделенными буквами

— Объясните написание выделенных букв

На доске вы видите стихотворение. Спишите его и укажите число глаголов (слайд 3. Написано стихотворение)

Сосенка отошла к дороге,

А мать — высокая сосна –

Следит за дочкою с тревогой,

Не заплуталась бы она.

Зовёт — протягивает ветви…

А ей соседки шелестят: —

И любопытны ж эти детки,

Увидеть сами всё хотят.

О том, как и для чего работает трактор

Для чего нужен трактор?

Например: шли — что делали? Число множественное

Издали — словарное слово, большого -словарное слово, стрекочет — проверочное слово стрёкот, железный — словарное слово, причёсывают — приставка при, под ударением пишется ё, мягкую — проверочное слово мягок, приготовить — приставка при.

Отошла — единственное число, следит — единственное число, заплуталась — единственное, зовёт — единственное число, протягивает — единственное число, шелестят — множественное число, хотят — множественное число.

П1

VI.Рефлексия

Итог урока

Ребята, на доске вы видите фразы, которые помогут вам выразить своё настроение и отношение к уроку. Пожалуйста, попробуйте составить своё мнение с этими предложениями. (слайд 4. Сегодня у меня получилось…, Я узнал, что…, Я умею…)

Ученики, используя фразы, говорят о том, что у них получилось или вызвало затруднения.

Р3, К2

VII. Информация о домашнем задании

Дома вам нужно будет закрепить написание тех слов, которые мы сегодня разобрали.

Записывают домашнее задание

Р1

Здравствуйте! Сегодня мы поговорим про это слово, которым я тебя поприветствовала.

Правильное произношение, написание вызывают распространенные, объяснимые затруднения. Длинное, сложное высказывание, большое количество согласных, проговаривая, стараются упростить, сократить. Упрощенный способ переносится на письмо.

Во избежание ошибок важно усвоить правописание, соблюдать фонетические правила, произносить все звуки отчетливо.

Каковы особенности, почему допускают типичные ошибки, следует рассмотреть подробнее.

Содержание

  1. Откуда пришло выражение
  2. Как будет правильно
  3. Выделение запятой
  4. Когда запятая не ставится
  5. Стихи про «Здравствуйте»

Откуда пришло выражение

Распространенное приветствие русского языка образовалось от глагола «здравствовать» — быть здоровым, благополучно существовать («здравие» — «здоровье»).

Прародителем является глагол «съдравствовати», который пришел из старославянского языка. Он стал древнерусским, видоизменившись, дошел до наших дней.

Современный русский язык предлагает несколько вариантов употребления/значений.

Форма повелительного наклонения глагола.

Означает пожелание здоровья, процветания, благополучия.

Пример: Живите и здравствуйте добрые люди!

Этикетное междометие.

Распространенное приветствие русского языка.

Пример: Здравствуйте! Можно задать важный вопрос?

Междометие удивления.

Выражает ироническую реакцию на сказанное.

Пример: Здравствуйте пожалуйста! Что мы делаем ночью босиком с лопатой? Быстро домой!

Как будет правильно

Часто среди говорящих приходится слышать «усеченные», искаженные формы: «Здрасте!», «Драсьте!» На письме распространенной ошибкой является неправильно написанный корень с пропущенными согласными.

Важно: Проверочным словом выступает существительное «здравие».

Приветственное междометие произошло от формы повелительного наклонения глагола. Они имеют одинаковое произношение, написание.

«Сокращенные» варианты относятся к просторечному стилю. Согласно орфоэпическим нормам часть речи произносится полностью.

Правило запомнить легче, зная исходный смысл. Первоначальное значение — искреннее пожелание здоровья, процветания всем, кто встречается на пути.

Синонимы: здравия желаю, доброго здоровья.

Выделение запятой

А теперь посмотрим, нужна запятая или нет.

  • Использование вместе с обращением.

Пример: Здравствуйте, Инна Валентиновна!

Слово не входит в состав обращения, является сказуемым.

  • Использование приветственного междометия.

Пример: Здравствуйте, я могу помочь перейти дорогу, положитесь на меня.

Находясь посередине предложения, выделяется запятыми с двух сторон.

Когда запятая не ставится

Знак препинания не ставится, когда передается:

  • ироническое значение;
  • выражение удивления;
  • возражение (перед междометием стоит «вот/и»).

Выражает эмоциональный ответ собеседнику, передает негодование по поводу сказанного, опровержение утверждения (разговорный стиль).

Пример: Вот здравствуйте! Я навел порядок, вынес мусор, а все почести, благодарность полагаются ему?

Совершенствуя знания русского языка, следует запомнить — часть речи произносится, пишется одинаково. Для правильного написания всех согласных применяют проверочное слово.

Расстановка знаков препинания зависит от случая употребления.

Стихи про «Здравствуйте»

К тем, кто всегда рядом

Здравствуйте! И снова вам кричу я: «Здравствуйте!»
Прошу я вас, над мной не властвуйте,
В делах моих вы поучаствуйте.
Но только сильно уж не хвастайте.
И снова я пришла к вам — Здравствуйте!

К детям

Здравствуйте, мои родные,
Мои малютки озорные.
Здоровья вам желаю,
На завтрак приглашаю.
Уже пора проснуться
И сладко потянуться.
Здравия желаю, я вас обожаю!

Другу

Здравствуй, друг!
Меня ты прости.
Скоро вернусь я,
А ты не грусти.

Буду и дальше записывать сюда «приветственные» стишки. Следите за обновлениями и добавляйте свои рифмо-идеи к этому слову!

Определение и разбор слова.

Данное слово является глаголом, который употребляется в речи в роли приветствия.

Варианты написания.

При использовании этого слова в письме может возникнуть вопрос: «Какой вариант написания слова является правильным?»

— «здравствуйте», где в корне слова пишется непроизносимая согласная «в»
— «здраствуйте», где в корне слова не пишется непроизносимая согласная «в»

Как правильно пишется «здравствуйте» или «здраствуйте»?

С точки зрения правил русской орфографии верным является следующее написание слова:

«ЗДРАВСТВУЙТЕ»

Какое правило применяется?

Для того, чтобы подтвердить правописание данного слова, можно подобрать проверочное слово: «здравие», где согласная «в» отчетливо слышится, значит, и в слове «здравствуйте» она пишется.

Пример использования слова в речи:

Здравствуйте, Елена Александровна!
Уважаемые коллеги, здравствуйте, думаю уже можно начинать наше заседание.
Почему он не сказал «здравствуйте», когда увидел нас?

Подводим итоги:

— Верное написание: ««здравствуйте»»
— Неверное написание: «здраствуйте»»

В корне слова «здравствуйте» пишется буква «в», которой обозначается непроизносимый согласный. Написание буквы «в» докажем, установив этимологическую связь со словами «здравие», «здоровье».

Чтобы разобраться, как пишется слово «здравствуйте» или «здраствуйте», с буквой «в» или без неё, определим сначала часть речи.

Часть речи слова «здравствуйте»

Здравствуйте, Ирина Петровна!

Здравствуй, Алексей!

В этом обмене приветствиями прозвучало этикетное слово «здравствуйте», которое в морфологической системе частей речи современного русского литературного языка является междометием. От самостоятельных частей речи рассматриваемое междометие отличается тем, что не имеет значения, не является членом предложения, а от служебных — тем, что оно не выражает ни связей, ни отношений между членами предложениями, как, например, предлоги или союзы. Поэтому междометие находится особняком в русской грамматике. Междометия в контексте отделяются запятыми или восклицательным знаком.

А, старина, здравствуй! — воскликнул Базаров (И. Тургенев).

Ура! мы ломим; гнутся шведы (А. Пушкин).

Увы! Он счастия не ищет и не от счастия бежит (М. Лермонтов).

Ну, барин, — закричал ямщик,- беда: буран! (А. Пушкин).

Ба! Знакомые все лица (А. Грибоедов).

Ах, голова горит, вся кровь моя в волненьи (А. Грибоедов).

«Здравствуйте» или «здраствуйте»?

При произношении интересующего нас слова выпадает согласный [в], который называется непроизносимым:

[з д р а с т в у й’ т’ ъ]

Какое выбрать написание слова, «здравствуйте» или «здраствуйте»?

Здравствуйте или здраствуйте

Непроизносимые согласные существуют во многих словах. Их написание проверяют с помощью подбора родственных слов, в которых эти согласные находятся перед гласными или перед буквами м, н, р, л, в или являются конечными, например:

  • ненастный — ненастье;
  • окрестность — окрест;
  • солнце — солнышко;
  • жалостливый — жалость.

Слово «здравствуйте» является формой множественного числа междометия «здравствуй», обращенного к одному лицу:

здравствуй — здравствуйте

Морфемный состав

здравствуй  те — корень/нулевой суффикс/окончание

( Т.Ф. Ефремова «Новый словарь русского языка». М., Рус. яз.,2000).

Родственных слов у этих междометий с корнем -здравствуй- в современном русском языке нет, поэтому невозможно проверить непроизносимый согласный [в] с помощью лексических средств современного языка.

Вывод

Междометие «здравствуйте» является словарным словом. Написание буквы «в» в его корне запомним или справимся о нем в орфографическом словаре.

Но всё же доказать написание буквы «в» в корне рассматриваемого слова можно, обратившись к его этимологии (происхождению). Оно по форме напоминает глагол повелительного наклонения. Сравним:

  • танцевать — вы (что делайте?) танцуйте;
  • здравствовать — вы (что делайте?) здравствуйте , то есть будьте здоровы, оставайтесь во здравии.

Здравствуйте как пишется

Установив этимологическую связь с существительными «здравие», «здоровье», докажем написание буквы «в» в корне анализируемого слова.

Средняя оценка: 4.6.
Проголосовало: 33

Правописание слова «здравствуйте»: типичные ошибки, значение, употребление, синонимы

«Здравствуйте» – приветственное междометие, неизменяемое слово. На письме употребляется чаще всего с восклицательным знаком: «Здравствуйте!». Пишется только слитно. (И с двумя буквами «в» – поэтому по неграмотности ставшие распространенными формы написания «здраствуй» или «здраствуйте» неверны).

Означает обращение как к одному, так и к нескольким лицам. Ударение и расстановка переносов – здра́в-ствуй-те. Корень – «здравствуй». Не «здрав», как у существительных того же происхождения («здравница» и др.).

Характерные ошибки

В нашем случае частых ошибок всего две. Обе фонетической природы, т.е. обусловлены выговором (произношением) слова. Ради понимания, отчего так случается, нужно вспомнить общее правило лингвистики: корень есть неизменяемая часть слова, придающая ему должное значение. Однако корень в процессе языковой эволюции может образовываться различными способами, в том числе агглютинацией (как бы склеиванием) из нескольких частей, изначально имеющих (или имевших) самостоятельное значение. Здесь у нас корень двухчастный. Первичное «здрав» значит здоровье. Разбор, как к нему «приклеилось» «-ствуй», означающее пожелание, выходит далеко за рамки общедоступной публикации. Но, раз уж так оно «склеилось», то и писать данное слово нужно, не трогая корня: «здравствуйте»правильно!

Шире всего распространено ошибочное изъятие первого «в»: «здраствуйте»неверно! Причина – так называемая лексическая лень. Выговорить четыре согласных подряд (да ещё и с одним и тем же звуком в начале и конце – «вств») не так-то легко. Тут и вполне образованные люди в фамильярном разговоре также нередко опускают первое «в». Но пишется это слово всё равно «в полном составе», поскольку никакого «здраса» в русском нет. Не существует и языков, в которых всё пишется так, как читается. Белорусский не исключение, а что до английского, то не кто иной, как Бернард Шоу, жаловался, что у него до четверти рабочего времени уходит на написание лишних букв.

Вторая вызвана более индивидуальными особенностями голосового аппарата. Немало людей чуть шепелявят. В живой речи это чаще всего не заметно. Но звонкие звуки им даются трудновато. «З» они произносят как альвеолярное «с», наподобие тому, как человек с бездефектной речью выговаривает «сделать». Если же слегка шепелявый еще и недостаточно образован, то и написать он способен, как произносит: «сдравствуйте», что также будет грубым ляпом.

Особяком стоит употребление выражения “дратути”. Ошибкой это можно не считать, а шутливой формой приветствия.

Значения

«Здравствуйте!» также и почтительное выражение. В прямом значении употребляется при обращении на «Вы». В таких случаях после значащих слов ставятся запятые, а восклицательным знаком выделяется субъект приветствия (человек):

  • «Здравствуйте, долгожданные гости!»; «Здравствуйте, уважаемая Лидия Антоновна!».

В переносном смысле «здравствуйте» зачастую используется иронически, чаще всего в ответ на не очень-то приятную неожиданность. Тогда исходное слово в просторечии частенько «урезается» до вульгаризма «здрасте!», напр. :

  • «Здрасте, я ваша тётя!».

Вариант «здрасьте!» в обиходном общении допустим, поскольку то и другое формально грамматическая ошибка.

В обратном смысле

Уважительное обращение «Здравствуйте!» ставится в начале высказывания. Вставка частиц перед ним зачастую снижает тон выражения до пренебрежительного:

  1. «Ну, здравствуй<те>, коль уж пожаловал>!»;
  2. «Что ж, здравствуйте, не весьма желанный гость!».

Синонимы и антонимы

Викисловарь дает в числе синонимов к «здравствуйте» также производные от «привет» и «салют». Есть и гипероним: «<Мое вам> приветствие!». Антонимы – «До свиданья!»; «До встречи!»; «Всего наилучшего!» и др. Однако все они в конечном итоге восходят к латинскому «salve», означающему мирные намерения и желание продолжить общение, в знак чего римляне поднимали вверх правую руку с раскрытой ладонью: вот, мол, смотрите, я перед вами безоружен! Пожеланий здоровья все эти выражения не подразумевают.

Точных синонимов к «здравствуйте» всего три: просторечные «Здоро́во!»; «Здоро́в!» и военное «Здравия желаю!». Гипонимов немногим больше: «Доброе утро!»; «Добрый день!»; «Добрый вечер!»; «Добро пожаловать!». Точных антонимов по одному: личные фамильярные «Будь здоров!» (литературное) и просторечное «Будь здрав!» (говорятся на прощанье).

***

© ПишемПравильно.ру

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.

Правописание этих слов надо знать:

Проверить еще слово:

В корне слова «здравствуйте» пишется буква «в», которой обозначается непроизносимый согласный. Написание буквы «в» докажем, установив этимологическую связь со словами «здравие», «здоровье».

Чтобы разобраться, как пишется слово «здравствуйте» или «здраствуйте», с буквой «в» или без неё, определим сначала часть речи.

Часть речи слова «здравствуйте»

Здравствуйте, Ирина Петровна!

Здравствуй, Алексей!

В этом обмене приветствиями прозвучало этикетное слово «здравствуйте», которое в морфологической системе частей речи современного русского литературного языка является междометием. От самостоятельных частей речи рассматриваемое междометие отличается тем, что не имеет значения, не является членом предложения, а от служебных — тем, что оно не выражает ни связей, ни отношений между членами предложениями, как, например, предлоги или союзы. Поэтому междометие находится особняком в русской грамматике. Междометия в контексте отделяются запятыми или восклицательным знаком.

А, старина, здравствуй! — воскликнул Базаров (И. Тургенев).

Ура! мы ломим; гнутся шведы (А. Пушкин).

Увы! Он счастия не ищет и не от счастия бежит (М. Лермонтов).

Ну, барин, — закричал ямщик,- беда: буран! (А. Пушкин).

Ба! Знакомые все лица (А. Грибоедов).

Ах, голова горит, вся кровь моя в волненьи (А. Грибоедов).

«Здравствуйте» или «здраствуйте»?

При произношении интересующего нас слова выпадает согласный [в], который называется непроизносимым:

[з д р а с т в у й’ т’ ъ]

Какое выбрать написание слова, «здравствуйте» или «здраствуйте»?

Здравствуйте или здраствуйте

Непроизносимые согласные существуют во многих словах. Их написание проверяют с помощью подбора родственных слов, в которых эти согласные находятся перед гласными или перед буквами м, н, р, л, в или являются конечными, например:

  • ненастный — ненастье;
  • окрестность — окрест;
  • солнце — солнышко;
  • жалостливый — жалость.

Слово «здравствуйте» является формой множественного числа междометия «здравствуй», обращенного к одному лицу:

здравствуй — здравствуйте

Морфемный состав

здравствуй  те — корень/нулевой суффикс/окончание

( Т.Ф. Ефремова «Новый словарь русского языка». М., Рус. яз.,2000).

Родственных слов у этих междометий с корнем -здравствуй- в современном русском языке нет, поэтому невозможно проверить непроизносимый согласный [в] с помощью лексических средств современного языка.

Вывод

Междометие «здравствуйте» является словарным словом. Написание буквы «в» в его корне запомним или справимся о нем в орфографическом словаре.

Но всё же доказать написание буквы «в» в корне рассматриваемого слова можно, обратившись к его этимологии (происхождению). Оно по форме напоминает глагол повелительного наклонения. Сравним:

  • танцевать — вы (что делайте?) танцуйте;
  • здравствовать — вы (что делайте?) здравствуйте , то есть будьте здоровы, оставайтесь во здравии.

Здравствуйте как пишется

Установив этимологическую связь с существительными «здравие», «здоровье», докажем написание буквы «в» в корне анализируемого слова.

Средняя оценка: 4.6.
Проголосовало: 33

Как правильно пишется слово «здравствуйте»

«Здравствуй» (ошибочно — «здраствуй») означает «будьте здоровы». Приветствовать — «здрасте» или «здрасти» — грубая, частая ошибка речи. Её допускают многие люди, чаще подростки, когда здороваются.

Здравствуйте

Большинство людей уже не связывают приветствие с пожеланием здоровья. Это стало просто приветствием. Например, начиная день, мы говорим друг другу – «доброе утро» либо «спокойной ночи» вечером.

Исходные слова — «здравие», «здоровье», где существует присутствие буквы «в». Данные слова выступают проверочными, значит надо применять их для грамотного правописания. 

Часть речи и проверочное слово к слову «здравствуйте»

Детальный разбор:

  • корнем является — «здравствуй»;

  • суффиксом – «те».

Как пишется Здравствуйте

Это — глагол. Потому существует однозначный ответ на вопрос, как он правильно пишется. В древние времена слово имело прямое значение — этим обращением желали друг другу хорошего самочувствия, бодрости. Приветствие проверить возможно по словарю Лопатина.

От пожелания образовалось обращение. При произношении четко слышится звук и буква — «в». На основании проверки, следует ее ставить при письме.

Синонимами являются словосочетания – «добрый день», «доброе утро», «да здравствует», «приветствую тебя», «добрый вечер». А так же — «примите мое почтение», «привет», «желаю здравия», «доброго здоровьица», «здорово». Словосочетания — «здравия желаю», «здорово живешь» и т. д.

По правилу русского языка позволительно переносить по слогам четырьмя вариантами:

  • здравст – вуй;

  • здрав – ствуй;

  • здравс – твуй;

  • здра – вствуй.

Слова имеющие один корень — однокоренные:

  • здравица;

  • здравие;

  • здравый.

Приветствие

Ударение ставится на букву «а», на первый слог. При написании предложения может ставиться запятая — это зависит от того, есть ли обращение после приветствия. Именно его стоит выделить запятой. Пример: «Здравствуй, Никита! Как твоё здоровье?».

Японский писатель Ибука Масару, автор книги «После трех уже поздно», уверяет, что человек, родившись, обязательно должен знакомиться с правилами общественного поведения. Чтобы стать воспитанной личностью, приятным в общении, вежливым, отзывчивым человеком, необходимо познание этикета начинать с раннего возраста.

Говорите чаще всем — «Здравствуйте!». Это пожелание здоровья, а что может быть важнее подобного приветствия?

Перейти к содержанию

«Здравствуйте» или «здраствуйте»: как правильно пишется слово [Правило, примеры, ошибки]

На чтение 2 мин
Обновлено 05.02.2023

В статье вы узнаете, как правильно пишется: «здравствуйте» или «здраствуйте». Расскажем, нужна ли согласная «в» в корне или можно обойтись без нее.

Рассмотрим правило, этимологию слова и примеры.

Содержание

  1. Как правильно пишется: «здравствуйте» или «здраствуйте» — правило и примеры
  2. Как писать нельзя: распространенные ошибки
  3. Что запомнить

Как правильно пишется: «здравствуйте» или «здраствуйте» — правило и примеры

Люди часто ошибаются при написании этого слова, потому что буква «в» в корне — это непроизносимая согласная. Поэтому ее постоянно «теряют», когда пишут «здравствуйте».

Этимология

Чтобы понять, почему в корне нужна согласная «в», обратимся к этимологии слова. Его начали использовать в конце 18 века — в качестве приветствия.

Хотя когда-то слово употреблялось немного в другом значении: «здравствую» — то есть прибываю в хорошем здравии.

Слово «здравствуйте» произошло от таких слов, как «здравие», «здоровье», «здравый». Во всех этих словах есть согласная «в».

Поэтому нельзя «терять» букву «в» и в слове «здравствуйте».

Чтобы быстрее запомнить правописание этого междометия, давайте посмотрим несколько предложений со словом «здравствуйте».

Как писать нельзя: распространенные ошибки

Теперь давайте рассмотрим популярные ошибки, которые люди допускают при написании слова «здравствуйте».

Что запомнить

Что нужно запомнить:

  • Правильно писать «здравствуйте» — с согласной «в» в корне.
  • «Здраствуйте» — ошибка, так писать нельзя.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Здравствуй какая ошибка
  • Здоровье петербуржца идентификатор ошибки 699
  • Здесь явно какая то ошибка проверим внимательность
  • Здесь ты допустила ошибку какое сказуемое
  • Здесь только отрицательное отношение тип ошибки