Укажите смещение паронимов, исправьте ошибки : Первое время служба поддавалась нелегко?
Русский язык | 10 — 11 классы
Укажите смещение паронимов, исправьте ошибки : Первое время служба поддавалась нелегко.
В новом учебнике эта тема не потерпела существенных изменений.
Причину аварии удалось установить : наладчик неправильно одел наконечник на трубку.
Первое время служба давалась нелегко
В новом учебнике эта тема не претерпела существенных изменений.
Причину аварии удалось установить : наладчик неправильно надел наконечник на трубку.
Упражнение 83?
Укажите лексические ошибки, возникшие в результате смешения паронимов, парономазию.
Отметьте случаи нарушения лексической сочетаемости, искажения смысла, абсурдность и комизм высказывания.
1. В новом учебнике десятичные дроби не потерпели существенных изменений.
2. Насекомые обладают хорошо развитым обаянием.
3. Ребята близко к сердцу воспринимают недостойное поведение родителей.
4. Участники собрания строго обсудили тех, кто забывает о своем долге.
5. Служба первое время поддавалась нелегко.
6. Он понял, что стал косным виновником гибели товарища.
7. Перед нами целая галантерея образов (из сочинений абитуриентов).
8. Чтобы покончить с войнами, каждый должен найти себе друга из другого контингента.
9. Реальные люди, события силой писательского таланта превращаются в художественные прообразы.
10. На собрании станичников царствовала полная разноголосица.
11. Клещ тешит себя надеждой, что выкарабкается отсюда и вернется в общество его полным членом (из сочинений).
12. Если мой друг не принесет мне завтра книгу, я сниму с него скальпель!
УКАЖИТЕ ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ?
УКАЖИТЕ ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ!
ЕСЛИ НЕПРАВИЛЬНО ИСПРАВЬТЕ!
Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастий и деепричастных оборотов?
Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастий и деепричастных оборотов.
Приезжающие гости хотят осмотреть достопримечательности города.
Найдите и исправьте лексическую ошибку?
Найдите и исправьте лексическую ошибку.
Перспективная неизбежность перехода к новым отношениям очевидна.
Исправьте ошибки, допущенные учеником?
Исправьте ошибки, допущенные учеником.
Среди оставшихся слов укажите проверочные.
Исправьте ошибки, связанные с неправильным управлением?
Исправьте ошибки, связанные с неправильным управлением.
Все это доказывает о том, что эти обвинения необособленны.
Спортсмен понял о том, что тактику поединка нужно менять.
Чтобы закончить гонку, нужно подняться на гору.
ДАЮ 25 БАЛЛОВ / Помогите Пожалуйста?
ДАЮ 25 БАЛЛОВ / Помогите Пожалуйста!
( Дайте стилистическую оценку употреблению глагола ОДЕТЬ, если необходимо, исправьте предложения.
1) Зима одела землю снегом.
2) На мебель были одеты чехлы, и это придавало комнате нежилой вид.
3) После завтрака он одел сына и вышел с ним на улицу.
4) Мать, больная гриппом, при кормлении ребенка грудь должна одевать марлевую повязку.
5) Причину аварии удалось установить : наладчик Конурин не правильно одел наконечник на трубку.
Укажите лексические ошибки, возникшие в результате смешения паронимов, парономазию?
Укажите лексические ошибки, возникшие в результате смешения паронимов, парономазию.
1. В новом учебнике десятичные дроби не потерпели существенных изменений.
2. Насекомые обладают хорошо развитым обаянием.
3. Ребята близко к сердцу воспринимают недостойное поведение родителей.
4. Участники собрания строго обсудили тех, кто забывает о своем долге.
5. Служба первое время поддавалась нелегко.
6. Он понял, что стал косным виновником гибели товарища.
7. Перед нами целая галантерея образов (из сочинений абитуриентов).
8. Чтобы покончить с войнами, каждый должен найти себе друга из другого контингента.
9. Реальные люди, события силой писательского таланта превращаются в художественные прообразы.
10. На собрании станичников царствовала полная разноголосица.
11. Клещ тешит себя надеждой, что выкарабкается отсюда и вернется в общество его полным членом (из сочинений).
12. Если мой друг не принесет мне завтра книгу, я сниму с него скальпель!
Сочинение на тему Мой новый учебник?
Сочинение на тему Мой новый учебник.
Исправьте ошибки в использовании форм глаголов и причастий?
Исправьте ошибки в использовании форм глаголов и причастий.
Укажите возможные варианты форм и их стилистическое использование.
Вопрос, обсуждающий на сегодняшнем собрании, очень важен.
В это время рыба метает икру.
Перед вами страница с вопросом Укажите смещение паронимов, исправьте ошибки : Первое время служба поддавалась нелегко?, который относится к категории Русский язык. Уровень сложности соответствует учебной программе для учащихся 10 — 11 классов. Здесь вы найдете не только правильный ответ, но и сможете ознакомиться с вариантами пользователей, а также обсудить тему и выбрать подходящую версию. Если среди найденных ответов не окажется варианта, полностью раскрывающего тему, воспользуйтесь «умным поиском», который откроет все похожие ответы, или создайте собственный вопрос, нажав кнопку в верхней части страницы.
1. надвинулась темная туча — 2 схема. 2. по небу прокатился раскатистый гром — 1 схема. 3. над лесом пронесся свежий ветер — 4 сх. 4. хлынул проливной дождь — 3сх.
Б согл парн зв тв л согл непарн зв мягк е гласн без уд с согл парн глух тв т согл парн глух тв я гласн уд щсогл непарн глух мягк е гласн без уд.
I — В течение — предлог, так как выражает лексическую связь в предложении. Начальная форма — В течениеII Морфолог. Признаки : — составной — производный — неизменяемая часть речиIII В предложении явл. ( член предложения? )II — В продолжении — сост..
Осенью листья меняют цвет, а старые опадают. Осень все дети идут в школу получать новые знания. Это очень красивое время года. Природа одевается в яркие краски от коричневого до светло — жёлтого. Птицы улетают в тёплые края. Животные готовятся к..
Нарисуй, будто ты ешь на перемене свой обед, а тут подбегает какой — то парень и забирает его у тебя. Ты гонишься за ним, а он от тебя убегает. Тут вас останавливает учитель и спрашивает в чем дело. Ты ему все рассказываешь, а учитель ведет парня ..
Если однокоренные то : бег — бежать ход — ходить даль — далёкий.
6.3. Лексические ошибки, связанные с употреблением паронимов, синонимов и слов, близких по значению
Среди лексических ошибок, вызванных незнанием точного значения слова, наиболее часто встречаются такие, которые связаны с неразграничением паронимов, синонимов и слов, близких по значению.
1. Паронимы – это однокоренные слова, близкие по звучанию, но различные по значению.
Например: адресат – адресант; советник – советчик; болотный – болотистый.
Наличие общего корня может привести к тому, что паронимические пары могут частично совпадать по значению. Это и создает условия для их путаницы.
Например, в паронимической паре представить – предоставить глагол представить имеет значения «вручить для ознакомления, решения; познакомить кого-либо с кем-либо; выдвинуть для поощрения; мысленно воспроизвести, вообразить», тогда как глагол предоставить – «отдать что-либо в чьё-либо распоряжение». Поэтому ошибочными будут фразы: На общем собрании нам предоставили новое руководство комбината; Ивану пообещали представить должность преподавателя литературы.
Но общность в значении паронимов всегда будет лишь частичной. Поэтому обычно члены паронимической пары имеют разную сочетаемость. Например:
а) поворотный рычаг, механизм; пункт, момент – поворотливый человек; судно, повозка;
б) исток реки, ручья; размолвки, распри, легенды – источник минеральный; письменный, надёжный; сырья, доходов, просвещения, слухов;
в) экономика страны, сельского хозяйства; развивающаяся, высокоразвитая – экономия средств, материалов, ресурсов; огромная, незначительная, планируемая.
Одной из самых распространённых в речи ошибок является путаница глаголов надеть – одеть . Глагол надеть сочетается с неодушевлёнными существительными, обозначающими предметы одежды (надеть шляпу, пальто, туфли), тогда как глагол одеть – с одушевлёнными существительными (одеть ребёнка). Именно поэтому некорректной будет фраза: Я одел пальто и вышел на улицу; правильно: Я надел пальто и вышел на улицу.
Не менее часто даже в официальной речи наблюдается смешение паронимов подпись и роспись . Существительное роспись имеет значения – «письменный перечень чего-то» (роспись доходов и расходов); «разнесение записей в разные места» (роспись цифровых данных); «настенная живопись» (роспись старинного храма). Но в просторечии под влиянием значений глагола расписаться и паронима подпись существительное роспись начинает использоваться в значении «собственноручно написанная фамилия» (Вам необходимо поставить роспись на документе). Однако в литературном языке такое словоупотребление недопустимо. Корректной будет фраза: Вам необходимо поставить подпись на документе.
2. Достаточно частотной ошибкой в речи является смешение не только паронимов, но и синонимов. Синонимы – это слова, близкие или тождественные по значению. Однако абсолютных синонимов, то есть слов, полностью совпадающих по значению и по употреблению, в языке очень мало:
языкознание – лингвистика, бегемот – гиппопотам.
Как правило, синонимы различаются либо сферой употребления – глаза, очи (о стилистических синонимах см. п. 5.6), либо оттенками значения – мастер, виртуоз, либо и тем, и другим – миловидный, хорошенький, смазливый.
Синонимы могут в большей или в меньшей степени избирательно сочетаться с теми или иными словами – карие глаза, коричневое платье.
Если не учитывать данные особенности употребления синонимов, то это может привести к речевой ошибке.
Например, во фразе: Вчера мне было печально – неудачно использовано наречие печально. В данном контексте более точным будет использование синонима грустно, но можно: грустно/печально улыбнулся.
3. Лексические ошибки могут возникать и при смешении слов, частично совпадающих по своему значению.
Например, существительные собрание, совещание, форум имеют общий компонент в своих значениях. Все они обозначают совместное присутствие где-нибудь людей, чем-то объединённых. Однако каждое из данных существительных имеет специфику в значении и употреблении.
Собрание – акцентирует внимание именно на совместном присутствии где-то людей, объединённых чем-либо (собрание трудового коллектива).
Совещание – акцентирует внимание на обсуждении какого-либо вопроса (совещание животноводов).
Форум – это широкое представительное собрание, причём данное существительное ограничено по сфере употребления, поскольку относится к высокой книжной лексике (всемирный форум молодёжи). Поэтому как лексическая ошибка будет расценено употребление существительного форум в контексте: На прошлой неделе в нашем районе состоялся форум животноводов. В данном случае более точным будет использование слов – совещание, съезд.
Очень часто в устной речи можно услышать фразы типа: Вы не подскажете , как пройти к театру оперы и балета?; Подскажите , на какой остановке мне следует выйти, чтобы попасть в центр города? Использование в данном случае глагола подсказать приводит к понятийной неточности, поскольку данный глагол имеет значения: прямое – «шепнуть или незаметно сказать кому-либо забытое им или неизвестное ему» (подсказать стихотворение; подсказать ход решения); переносное – «навести на мысль» (опыт подсказывает иное решение). Когда же Вы обращаетесь к кому-то с просьбой сообщить Вам какую-то неизвестную информацию, то не требуете, чтобы это делалось тайно, незаметно, шепотом. Поэтому более точным в таких ситуациях будет употребление таких слов и словосочетаний, как сказать, посоветовать, дать совет.
Ошибки подобного рода возникают в устной речи под влиянием известной тенденции к «вежливости», «смягченности» просьб и обращений. Этим же обусловливается и употребление глагола кушать вместо глагола есть; супруга – вместо жена; подъехать к кому-то вместо приехать к кому-то.
Так, глагол кушать в литературном языке имеет оттенок вежливости и обычно применяется лишь при приглашении кого-нибудь к еде, а также ласково по отношению к детям (кушайте, пожалуйста). Его не употребляют в первом лице (нельзя: я кушаю; надо: я ем). С осторожностью следует использовать этот глагол и в форме вежливости (второе лицо множественного числа) – Вы заливную рыбу кушаете?, поскольку такие фразы звучат слащаво. Поэтому уместнее всё же использовать в таких случаях глагол есть (Вы заливную рыбу едите?). Употребление слова кушать – ложная вежливость, восходящая к лакейскому – кушать подано.
Точно также в устной речи часто воспринимается как более «вежливая» форма фраза: Вы не возражаете, если я подъеду к Вам через час? Однако и она звучит нарочито слащаво. Более точным по значению и ситуативно уместным будет употребление глагола приехать (Вы не возражаете, если я приеду к Вам через час?).
В современном русском языке употребление существительных супруг, супруга ограничено главным образом официальной речью. Поэтому не рекомендуется говорить или писать по отношению к себе: Я и моя супруга любим отдыхать на даче; Мы с супругом прожили пять лет. Лучше употреблять в таких случаях слова – муж, жена.
Достаточно часто речевые ошибки возникают при смешении слов, близких в функциональном отношении, но различающихся значением и временем бытования самих предметов, явлений.
Например: Лиза была домработницей в доме Фамусовых. Лиза – крепостная девушка, прислуживающая в доме своего хозяина. Домработница – это наемная работница, которая прислуживает в доме за определённую плату. Главное же – в данном случае мы имеем дело с явным анахронизмом, то есть с хронологической неточностью, с ошибочным отнесением события, явления одной эпохи к другой, поскольку домработницы появились в России лишь в ХХ веке. Таким образом, в данном случае допущена не только понятийная, но и предметная неточность.
4. Причиной нелогичности высказывания, искажения смысла иногда является смешение неоднородных понятий, например, конкретных и отвлеченных.
Так, в рекламном объявлении: Гарантируем полное излечение алкоголиков и других заболеваний – речь идёт о заболевании, то есть об отвлеченном понятии. Неоднородные понятия не могут быть однородными членами. Поэтому в данном контексте более точным будет употребление не конкретного существительного алкоголик («человек, страдающий алкоголизмом»), а абстрактного – алкоголизм («болезненное пристрастие к употреблению спиртных напитков»): Гарантируем полное излечение алкоголизма и других заболеваний.
В другом примере, отрывке из школьного сочинения: Казачество поддержало Пугачева, и на защиту Белогорской крепости вышло только дворянство и «инвалидная команда» капитана Миронова – напротив, неправомерно употреблены отвлечённые и собирательные существительные казачество, дворянство, тогда как речь идёт о конкретных представителях этих социальных групп. В данном случае более точным будет использование существительных – казаки, дворяне.
Логические ошибки в речи – большое зло. Они не только порождают неточность в изложении мысли, но и ведут к абсурдности, неуместному комизму.
Например, если поверить рекламе чудодейственного средства: Фирма гарантирует уменьшение веса на сто процентов, то клиенты этой фирмы полностью теряют вес и превращаются в «ничто».
Тема № 13. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РЕЧИ ПАРОНИМОВ
Упражнение № 147. Составьте предложения с приведенными паронимами. За справками обращайтесь к словарям трудностей русского языка или к толковым словарям.
Добрый — добротный, дружеский — дружественный, дефектный — дефективный, конструкторский — конструктивный, эффектный — эффективный, блудить — блуждать, отражать — отображать, проводить — производить, представить — предоставить, укрывать — скрывать, обделить — оделить, осудить — обсудить, новшество — новинка, урожай — урожайность, существо — сущность, одеть — надеть, подпись — роспись, компания — кампания, опробовать — апробировать, экскаватор — эскалатор, адресат — адресант, абонент — абонемент, обличье — обличенье, двойной — двойственный, серебряный — серебристый, подвизаться — подвязаться, забраться — взобраться, обрывать — порывать, невежа — невежда.
Упражнение № 148. Вместо точек вставьте один из паронимов, приведенных в скобках, мотивируйте свой выбор.
1. Паровоз, натруженно дыша, протащился по платформе, состав . (встать — стать). 2. Перед собранием . (встать — стать) такой принципиальный вопрос. 3. Испытания новой машины . (проводиться — производиться) уже третью неделю. 4. По окончании производственной практики преподаватель должен дать на каждого студента заключение о характере и качестве . (проведенный — произведенный) работы и . (предоставленный — представленный) отчета. 5. Молодежь у нас в коллективе . (представлена — предоставлена) самой себе. 6. В работах художников и скульпторов . (отражаться — отображаться) труд, быт и отдых забайкальцев. 7. Впечатлений от поездки много, но главное — это исключительно . (дружеский — дружественный) отношение к нам французского народа. 8. Люди, захваченные стихией отступления, не понимающие . (существо — сущность) происходящих событий, нередко случайно оказывались в числе эмигрантов. 9. Конькобежцы США . (опробовать — апробировать) костюм из нового синтетического материала. 10. Эти модели после (апробирование — апробация) переданы в серийное производство. 11. У билетной кассы предъявляли свои . (командировочные — командированные) удостоверения. 12. Мне кажется, что я припоминаю . (лицо — личность) этого человека. 13. На мебель были . (одеты — надеты) чехлы. 14. Молодой актер играет . (главную — заглавную) роль в спектакле «Волки и овцы» А.Н. Островского. 15. Напрягая последние . (силы — усилия), мы достигли вершины горы. 16. На выставке представлен большой выбор красивой и . (практичной — практической) обуви. 17. Группа школьников . (пришла — зашла) в музей на лекцию. 18. Мы все завтра . (придем — выйдем) на стадион, чтобы посмотреть игру своей любимой команды. 19. В порту судно . (стало — встало) на якорь. 20. Перед подвигом защитников отечества мы . (преклоняем — склоняем) голову. 21. Он внимательно слушал лекцию, делая . (пометы — заметки) в блокноте. 22. Мы так давно не виделись, что вначале я его не . (узнал — признал). 23. Он осторожно . (занести — нанести) на карту полученные координаты и продолжил курс. 24. . (Эффективное — эффектное) управление тепловым потоком имеет огромное значение. 25. Черные цвета вперемешку с бурыми и белыми полосками делают оперение селезня очень . (эффективным — эффектным). 26. Большая верность жизненной правде, отсутствие внешне . (эффективных — эффектных) натяжек только усилило воздействие фильма. 27. Все ее странные поступки продиктованы непомерным самомнением и . (гордостью — гордыней). 28. Новый ученик был . (представлен — предоставлен) классу. 29. Чтобы быть в отличной физической форме, нужно употреблять . (здравую — здоровую) пищу. 30. Усилия его были . (тщательны — тщетны).
Упражнение № 149. Объясните, как изменяется смысл приведенных слов в зависимости от приставок и суффиксов. Составьте словосочетания с каждым словом.
Надеть — одеть, подпись — роспись, приступить — переступить, эффектный — эффективный, обидный — обидчивый, сытый — сытный, несоизмеримый — неизмеримый, лежачий — лежащий, поступок — проступок, дружный — дружеский, порезать — нарезать, прибывать — пребывать, пушистый — пушной, дымовой — дымный — дымчатый, понятный — понятливый, практический — практичный, искусный — искусственный, незабвенный — незабываемый.
Упражнение № 150. Укажите лексические ошибки, возникшие в результате смешения паронимов, парономазию. Отметьте случаи нарушения лексической сочетаемости, искажения смысла, абсурдность и комизм высказывания. Исправьте предложения.
* Откорректировав предложения, найдите среди них сложноподчиненные и установите тип придаточного.
1. В новом учебнике десятичные дроби не потерпели существенных изменений. 2. Насекомые обладают хорошо развитым обаянием. 3. Ребята близко к сердцу воспринимают недостойное поведение родителей. 4. Участники собрания строго обсудили тех, кто забывает о своем долге. 5. Служба первое время поддавалась нелегко. 6. Он понял, что стал косным виновником гибели товарища. 7. Перед нами целая галантерея образов. 8. Чтобы покончить с войнами, каждый должен найти себе друга из другого контингента. 9. Реальные люди, события силой писательского таланта превращаются в художественные прообразы. 10. На собрании станичников царствовала полная разноголосица. 11. Если мой друг не принесет мне завтра книгу, я сниму с него скальпель! 12. Роспись Петровой стоит на каждом втором свидетельстве о браке, выданном в городе за последние пять лет. 13. Изменения, прошедшие в стране за последние 5-6 лет, необратимы. 14. Лечебные учреждения проводят дифференциальное питание больных. 15. При решении этой проблемы потребовались экскурсии в математику и биологию. 16. Утверждая документацию, директор ставит на ней свою роспись. 17. Мастер цеха высказал, что обувь его комбината пользуется большим спросом у покупателей. 18. Обмороженные стекла окошек едва рассеивают тусклый свет мартовского утра. 19. Он читал протоколы с чувством, с каким писатель перечитывает свое удачливое произведение. 20. В кормушке за окном кухни пиршествовали воробьи. 21. Модельеры и работники обувной и кожевенной промышленности всегда стремятся к тому, чтобы обувь была красивой и практической. 22. Для этой книги автор собрал благодарный материал. 23. Олег знал, какой смертной опасности подвергает он себя. 24. Чтобы сэкономить время и успеть все осмотреть, экскурсанты выбрали самый краткий путь. 25. Докладчик сообщил короткие, но очень ценные сведения. 26. Следует признать тот факт, что в предложении, высказанном Андреем, все-таки есть здоровый смысл.
Упражнение № 151.Дайте лексико-стилистическую оценку употреблению глагола одеть; если необходимо, исправьте предложения. За справками обращайтесь к примечанию, в котором представлены семантические структуры глаголов одеть и надеть.
1. Зима одела землю снегом. 2. На мебель были одеты чехлы, и это придавало комнате нежилой вид. 3. После завтрака он одел сына и вышел с ним на улицу. 4. Мать, больная гриппом, при кормлении грудного ребенка, должна одевать марлевую повязку из четырех слоев марли. 5. Причину аварии удалось установить: наладчик Конурин неправильно одел наконечник на трубку. 6. Щиты съемной опалубки одеваются на прутья каркасной арматуры.
Примечание. Одеть — 1) кого. Облечь кого-либо в какую-то одежду. Одеть ребенка. Одеть в шелковое платье. Близнецов обычно одевают одинаково. Одеть, как куклу. Одели по последней моде. Дождь на улице, оденьте ребенка в плащ! // нарядить кем-либо. Актера одели лешим; 2) снабдить, обеспечить одеждой. Всю семью она должна одеть, обуть, накормить. Это предприятие может одеть в модные платья весь наш город. Портной должен одеть всех своих клиентов. Вы такой хороший мастер, оденьте меня! (т. е. обеспечьте хорошей, модной одеждой); 3) покрыть. Снег одел землю белым покрывалом. Лед одел реки. Весна одела холмы травой и цветами // окутать (о тумане, мраке и т. п.). Сумерки одели сад. Тьма одела окрестности. Ночь одела землю непроглядным мраком. Туман, клубясь, одел овраги; 4) покрыть поверхность чего-либо, облицевать. Берега Невы одеты в гранит. Здание одели облицовочным камнем. Свежий холмик одели дерном; 5) разг. покрыть, укрыть чем-либо. Оденьте больного теплым одеялом!
Надеть — 1) что на кого или на что. Натянуть, надвинуть что-либо на кого-либо или на что-либо, покрывая, облекая, прилаживая. Надеть на ребенка шубу. Дождь на улице, наденьте на ребенка плащ! Надеть на девочку шапку. Надеть на собаку намордник. Надеть на палец наперсток. Надеть на сиденье чехол; 2) облечь себя, одеться, обуться во что-либо. Надеть пальто, шубу, платье, костюм, перчатки. Надеть сапоги, туфли, босоножки. Надеть лыжи, коньки.
Упражнение № 152. Перепишите, раскрывая скобки. Обоснуйте свой выбор. За справками обращайтесь к сведениям в примечании к упражнению 151.
1. Мама (надеть, одеть) чехол на чемодан, чтобы он не запылился за зиму. 2. Девочка любила (надеть, одеть) куклу Катю, которую ей подарила бабушка. 3. Старший брат накормил сестру завтраком, (надеть, одеть) ее и отвел в детский сад. 4. Сегодня Таня (надеть, одеть) новые туфли, которые подходили по цвету к ее сумочке. 5. Брат (надеть, одеть) часы на руку. 6. Оксане подарили игру «(Надеть, одеть) медвежонка». 7. В общественных местах на таких больших собак необходимо (надеть, одеть) намордник. 8. Штопая что-нибудь по вечерам у телевизора, бабушка (надеть, одеть) наперсток на палец.
Упражнение № 153. Укажите лексические ошибки, возникшие в результате смешения паронимов, парономазию. Отметьте случаи нарушения лексической сочетаемости, искажения смысла, абсурдность и комизм высказывания. Исправьте предложения.
1. Девочка будет играть заглавную роль в фильме «Голубой портрет». 2. Пусть не блещет картина какими-либо особыми художественными достоинствами, но это добротный фильм, осуждающий зло, несправедливость, насилие. 3. Книга — источник познания. 4. Близорукость может продолжать увеличиваться в течение всей жизни— это прогрессивная близорукость. 5. Когда я зашел к начальнику в кабинет, он повернулся ко мне пафосом. 6. Врач-некролог вылечит вас от алкоголизма. 7. Эффектное применение уже хорошо проверенной методики еще раз подтвердило ее функциональность. 8. Игорь забыл свой читательский билет, и Володе пришлось взять книги на свой абонент. 9. Все абонементы телефонной компании будут предупреждены о смене номера заранее. 10. Ваше безответное поведение в этой ситуации еще раз доказывает, что Вы не можете отвечать за свои поступки. 11. К сожалению, любовь не всегда бывает взаимной, но часто даже безответственное чувство, не находящее отклика у другого человека, способно окрылять того, кто любит. 12. Его добротная улыбка поддерживала друга в трудную минуту. 13. Володя не пожалел, что мама все-таки уговорила его купить эту теплую и добрую куртку. 14. Встреча в верхах была конструкторской, а значит, результативной. 15. Мой муж работает в конструктивном бюро.
Упражнение № 154. Раскройте скобки, выбирая подходящее слово. Обоснуйте свой выбор. За справками обращайтесь к словарям.
1. (Демократичная, демократическая) система. 2. Телевизор (дефектный, дефективный). 3. Выход (запасный, запасливый). 4. Дед был (оборотным, оборотливым) человеком. 5. (Наследие, наследство) Ренессанса. 6. Учителя точных наук считали его (невежей, невеждой). 7. Жванецкий (сыскал, снискал) славу. 8. У бабушки всегда (сытый, сытный) обед. 9. Костюм она сшила из (цельного, целого) куска трикотажа. 10. Девушка (усвоила, освоила) весь теоретический материал. 11. (Уплатить, оплатить) за проезд по железной дороге. 12. (Надеть, одеть) куртку на ребенка. 13. Такая(-ое) (планировка, планирование) сроков выполнения работ оказала(-о)сь преждевременной (-ым). 14. От разгоревшегося (пожара, пожарища) посветлело на улице.
Упражнение № 155. Отредактируйте данные предложения, устранив ошибки, возникшие вследствие смешения паронимов.
1. Коренные жители Северной Америки — индийцы — значительно ущемлены в своих правах. 2. В.В. Маяковский стоял у источников новой поэзии. 3. В искусстве он совершенный невежа. 4. Ларина сама била придворных, если они не могли ей угодить. 5. Авторы представили издательству рукописи книг. 6. Он был смешной парень, как начнет смеяться, так не остановишь. 7. За нетактическое поведение на уроке Юрий получил замечание. 8. Ни один из уколов, сделанных нашей медсестрой, не был больным. 9. В столице Индии нас встречала правительственная делегация, некоторые члены которой были в традиционной индейской одежде — сари. 10. Имидж — это образ, надуманный для показа внешних качеств человека. 11. Бухгалтеру всегда сложно в короткие сроки подготовить годичный отчет. 12. Зритель, выйдя на сцену, сказал глубокую благодарность артистам. 13. Я оцениваю ваши слова как клевету.
Упражнение № 156. Отредактируйте данные предложения, устранив ошибки, возникшие вследствие смешения паронимов.
1. Гончий автомобиль едва не перевернулся на повороте. 2. Нас познакомили с новым комплектом гимнастических упражнений. 3. Гоголь смело уличал пороки крепостнического строя. 4. Помещик был груб со своими придворными. 5. Помещики жестоко угнетали своих крепостников. 6. Постепенно человек укрощал диких коз, свиней и других животных. 7. Дыхание больного стало отрывистым. 8. Учитель нам представил полную свободу выбора. 9. За последние годы наш город очень преобразовался. 10. Врач взял ланцетом кусочек ваты. 11. У него были невыразимые черты лица. 12. Обладая острым обаянием, он сразу уловил запах только что испеченного пирога. 13. Он был резок и нестерпим в своих суждениях. 14. Они не сумели основать свои требования. 15. Дело это хлопотливое, требует большого терпения.
ПРОВЕРОЧНЫЙ ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ПАРОНИМЫ»
ВАРИАНТ 1
1. Укажите предложение, в котором допущена лексическая ошибка вследствие смешения паронимов:
А. Поиски пропавшей собаки не увенчались успехом.
Б. Жюри единогласно признало, что фильм достоин первой премии.
В. В страну прибывает гуманитарная помощь.
Г. Олег одел плащ и поспешил на работу.
2. Укажите предложение, в котором допущена лексическая ошибка вследствие смешения паронимов:
А. Литература, история — это предметы гуманитарного цикла.
Б. Невежественный человек не может рассуждать о сложных проблемах.
В. В конце автобиографии нужно поставить свою роспись.
Г. Через три года мы встретились с Петей, но он меня не узнал.
3. Укажите предложение, в котором допущена лексическая ошибка вследствие смешения паронимов:
А. На мебель были надеты чехлы.
Б. У билетной кассы он предъявил командировочное удостоверение.
В. На выставке представлен большой выбор красивой и практической обуви.
Г. Этот метод лечения оказался вполне эффективным.
4. Укажите предложение, в котором допущена лексическая ошибка вследствие смешения паронимов:
А. Двор обнесен деревянным забором.
Б. Моя подруга была очень обидная и совсем не понимала шуток.
В. Зловещее облако дыма показалось вдали.
Г. Здесь прошли незабываемые годы моей жизни.
5. Укажите предложение, в котором допущена лексическая ошибка вследствие смешения паронимов:
А. После встречи с ним у меня осталось двойное чувство.
Б. Сегодня сестра надела новые туфли.
В. Под таким важным документом директор обычно ставит свою подпись.
Г. Я знаю, что он достоин лучшей участи.
ВАРИАНТ 2
1. Укажите предложение, в котором допущена лексическая ошибка вследствие смешения паронимов:
А. Упрек был слишком обидным.
Б. Было очень холодно, поэтому Максим одел теплую шапку.
В. Из дерева изготовляется древесный уголь.
Г. После изучения новой темы предстоит фронтальный опрос.
2. Укажите предложение, в котором допущена лексическая ошибка вследствие смешения паронимов:
А. Для этой книги автор собрал благодатный материал.
Б. Неподалеку был расположен военный госпиталь.
В. Эта тайна все годы лежала на его душе тяжелым грузом.
Г. Путники сдвинули лежачий на дороге камень.
3. Укажите предложение, в котором допущена лексическая ошибка вследствие смешения паронимов:
А. Лечебные учреждения проводят дифференцированное питание больных.
Б. Несмотря на все усилия, попытки что-либо изменить были неэффектными.
В. Докладчик высказал здравую мысль.
Г. Изменения, произошедшие в стране за последнее время, необратимы.
4. Укажите предложение, в котором допущена лексическая ошибка вследствие смешения паронимов:
А. Продавец сказал, что эта обувь пользуется большим спросом.
Б. Труд нелегалов изнуренный, тяжелый.
В. Девушка оказалась понятливой и не задавала лишних вопросов.
Г. Обувь была добротной и практичной.
5. Укажите предложение, в котором допущена лексическая ошибка вследствие смешения паронимов:
А. В соседней квартире начался капитальный ремонт.
Б. По дороге на почту он зашел к товарищу.
В. Рабочие надели чехлы на мебель.
Г. В области оперы он, к сожалению, совершенный невежа.
источники:
http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/41-kurs_russkogo_yazyka_russkii_yazyk_i_kultura_obscheniya/stages/799-63_leksicheskie_oshibki__svyazannye_s_upotrebleniem_paronimov__sinonimov_i_slov__blizkih_po_znacheniyu.html
http://mydocx.ru/8-9465.html
Конспект урока –
путешествия «Нормы литературного языка»
(ФГОС, русский язык, 6 «В» класс)
Учитель: Гарипова Е.Ю.
Класс: 6
Предмет: русский язык
Тема урока: Нормы литературного
языка
Тип урока: урок-игра
Цель как результат деятельности учащихся:
предметные:
— вспомнить основные понятия темы;
-знать нормы литературного языка
(орфографические, лексические, морфологические, стилистические;
личностные:
— осознавать роль общения в
формировании и выражении мыслей и чувств;
метапредметные:
— пользоваться толковым словарём;
-уметь анализировать текст;
— преобразовывать информацию из
одной формы в другую (схему, план);
— строить продуктивное речевое
взаимодействие в группе;
— точно и ясно выражать мысль и
оценивать свою и чужую речь;
межпредметные: литература.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные:
1. Высказывать предположения на
основе наблюдений.
2. Формулировать тему (проблему)
урока.
3. Самостоятельно составлять план
решения учебной проблемы.
4. Искать пути её решения.
5. Соотносить цели и результаты
своей деятельности.
6. Определять степень успешности
работы.
Познавательные:
1. Самостоятельно выделять и
формулировать познавательную цель.
2. Пользоваться разными видами
чтения (изучающее чтение), опираясь на механизмы и приёмы читательской
деятельности.
3. Извлекать информацию из
словарей. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.
4. Сравнивать, обобщать, строить
рассуждения, делать выводы.
5. Систематизировать и представлять
полученную информацию в виде схемы.
Коммуникативные:
1. Свободно излагать свои мысли в
устной и письменной форме.
2. Договариваться и приходить к
общему решению в совместной деятельности, оказывать необходимую взаимопомощь и
осуществлять взаимный контроль.
3. Слушать и слышать других, быть
готовым корректировать свою точку зрения.
4. Владеть монологической речью;
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Образовательная технология: развитие критического мышления на уроках русского
языка и литературы через чтение и письмо (РКМЧП).
Приёмы технологии «РКМЧП»:
групповая дискуссия, методы и приёмы анализа текста художественного
произведения
Методы и приёмы обучения:
словесные, наглядные, практические, КМД (коллективная мыследеятельность при
работе малыми группами), анализ, исследовательский и проблемно-поисковый
методы, разноуровневое дифференцированное домашнее задание, создание «ситуации
успеха».
Формы работы учащихся: фронтальная,
парная, групповая, индивидуальная.
Основные ресурсы урока: учебник по
русскому языку 6 класса под ред.Т.А.Ладыженской, толковый словарь С.И.
Ожегова, раздаточный материал для групповой работы.
Основные понятия: морфология,
лексика, стили, орфография, орфоэпия.
Тип. Урок – путешествие.
Цели мероприятия:
- воспитание чувства
ответственности за свой язык; - формирование стремления
овладеть правильной речью; - расширение и углубление знаний
школьников о нормах литературного языка.
Ход урока
Описание игры. Каждой
команде ведущий выдаёт маршрутную карту. Путешествие начинается с той станции,
которая указана в карте первой. После выполнения всех заданий ребята
переходят на следующую станцию. Игра завершается, когда все команды пройдут
указанные маршруты. Учащиеся в группах могут отвечать на теоретические вопросы
сообща, а практические задания решаются как индивидуально, так и всеми
участниками команды. Результаты конкурсов сразу отражаются на «экране
достижений».
Орфоэпические нормы
1.Расставьте
ударения. Прочитайте данные слова, соблюдая нормы современной русской
акцентологии.
Алфавит, арест, аристократия,
диспансер, документ, квартал, ломоть, мизерный, мастерски, надолго, облегчить,
осведомить, отчасти, свекла, силос, сироты, столяр, ходатайство, центнер,
черпать, щавель, эксперт, туфля, маркировать, сосредоточение, скатертей.
(АлфавИт, арЕст, аристокрАтия,
диспансЕр, докумЕнт, квартАл, ломОть, мизЕрный и доп. мИзерный, мастерскИ,
надОлго, облегчИть, освЕдомить, отчАсти, свёкла, сИлос, сирОты, столЯр,
ходАтайство, цЕнтнер, чЕрпать, щавЕль, экспЕрт, тУфля, маркировАть,
сосредотОчение, скатертЕй)
Составьте
словосочетания со следующими словами:
атлАс – Атлас,
запаснОй – запАсный, рАзвитый – развИтой, языковОй – языкОвый, харАктерный –
харАктерный.
Определите, сколько слов «спрятано»
в стихотворной задаче:
Я сборник карт; от ударенья
Завися два моих значенья:
Захочешь – превращусь в название
Блестящей, шелковистой ткани я.
1. Укажите
лексическое значение первого слова.
2. Сравните толкование
слов в словаре и стихотворении.
2.Разгадайте
мини-кроссворд.
- Молотое зерно.
- Сильное страдание.
М _ _ _
Морфологические
нормы
3.Составьте и
запишите словосочетания, согласуя с именами существительными прилагательные в
нужном роде, числе и падеже:
авеню (ср.р), туфля (ж.р.), шампунь
(м.р.), фасоль (ж.р.), щебень (м.р.), вуаль (ж.р.).
Какого рода слово тюль?
Можно ли определить его род из
словосочетаний: красивый тюль, вышивать по тюлю?
Докажите, что в объявлении допущена
грамматическая ошибка.
4.Прочитайте,
вставив слова толь, тюль.
1. Крышу сарая покрыли чёрным …. 2.
На окне висит красивый …. 3. В сарае лежит рулон …. 4. Мы купили пять метров
белого….
5.Найдите и
исправьте ошибки в определении рода имён существительных:
Центральное авеню, кружевной
манжет, настенная бра, дальневосточная лосось, женский туфель.
Авеню
(ж.р.), манжета (ж.р.), бра (ср.р), лосось (м.р.), туфля (ж.р.).
УСТНО. Придумайте предложения со
словами:беспокоюсь, тревожусь, беспокоится, тревожится.
Не смешивайте сочетания:
беспокоиться о ком –нибудь и тревожиться за кого–нибудь.
Лексические нормы
6.Найдите
лексические ошибки, исправьте их:
1. Я проблудил два часа.
2. Девочка будет играть заглавную
роль в спектакле «Лес».
3. Книга – источник познания.
4 .В магазин привезли красивую и
практическую обувь.
Вместо точек вставьте нужное слово.
Испытание новой машины…(проводиться
– производиться) уже третью неделю.
На мебель были…(одеты – надеты)
чехлы.
Зима …(одела – надела) землю
снегом.
Люди простодушные
принимают…(желаемое – желательное) за действительное.
Автор брошюры не приводит никаких…
(обоснованней – оснований) для своих выводов.
УСТНО 7.Придумайте
и запишите предложения со словами класть, кладите, положить, клади.
Бригадир Сергей Кузьмич
Лучше всех кладёт кирпич.
А.Барто
Где пробоина? У носа.
Лейтенант зовёт матроса:
«Надо, брат, заплату класть,
Чтобы судну не пропасть!»
Говорит матрос: «Поможем!
Положить заплату можем…»
С.
Маршак
Стилистические
нормы
Прочитайте отрывок из рассказа
В.Шукшина «Чудик».
Почему телеграфистка попросила
изменить текст телеграммы?
Устно.Исправьте
ошибки.
1. Виктор Степанович только что
вернулся с Лиссабона.
2. Люди становятся из врагов в оппонентов.
3. Амулеты из бивня мамонта
защищают человека от тёмных сил зла.
4. Нужен новый председатель –
энергичный, мужественный, полный сил и энергии.
Проанализируйте
сочинение ученика с точки зрения норм литературного языка, точности, богатства
и выразительности речи.
Сочинение –
рассуждение « О чём поёт ручей?»
После зимы пришла
долгожданная весна. Она дохнула тёплым дыханием на поля, луга, леса.
Лес стоит тёмный, угрюмый.
Ещё не распустились листочки на деревьях, деревья только начинают просыпаться
от долгого зимнего сна. Небо голубое, с розоватыми облачками. Умытое водой
ручейков солнце радостно глядит на землю. А земля ещё покрыта снегом. Правда,
уже не белым, а тёмным, серым.
Кое-где проглядывают
проталины. На них первая весенняя травка, первые цветочки. Вот уже и начинает
свою песню первый ручей. Он поёт о раннем весеннем солнышке, о том, что
наступила тёплая весна, о птицах, которые скоро прилетят из тёплых краёв, о
том, что скоро распустятся первые зелёные листочки.
Приложение.
Задания по группам.
1.
Орфоэпические нормы
Расставьте ударения. Прочитайте
данные слова
Алфавит, арест, аристократия,
диспансер, документ, квартал, сосредоточение, скатертей.
Расставьте ударения. Прочитайте
данные слова
ломоть, мизерный, мастерски,
надолго, облегчить, осведомить, сосредоточение, скатертей.
Расставьте ударения. Прочитайте
данные слова
отчасти, свекла, силос, сироты,
столяр, ходатайство, сосредоточение, скатертей.
Расставьте ударения. Прочитайте
данные слова
центнер, черпать, щавель, эксперт,
туфля, маркировать, сосредоточение, скатертей.
2.Разгадайте мини-кроссворд.
1. Молотое зерно.
2. Сильное страдание.
М _ _ _
2.Разгадайте мини-кроссворд.
1. Какое бывает лето?
2. Мясное жареное кушание.
Ж——
2.Разгадайте мини-кроссворд.
1.Посуда для чая.
2.Меленькие круги.
К——
2.Разгадайте мини-кроссворд.
1.Способ приготовления блюда в
духовке.
2.Сооружение для отопления
помещения.
П—
3.Составьте и запишите
словосочетания, согласуя с именами существительными прилагательные в нужном
роде, числе и падеже:
авеню (с.р), туфля (ж.р.),
3.Составьте и запишите
словосочетания, согласуя с именами существительными прилагательные в нужном
роде, числе и падеже:
шампунь (м.р.), фасоль (ж.р.),
3.Составьте и запишите словосочетания,
согласуя с именами существительными прилагательные в нужном роде, числе и
падеже:
щебень (м.р.), вуаль (ж.р.).
3.Составьте и запишите
словосочетания, согласуя с именами существительными прилагательные в нужном
роде, числе и падеже:
картофель (м.р.), лосось (м.р.)
4.Прочитайте, вставив слова толь,
тюль.
1. Крышу сарая покрыли чёрным ….
2. На окне висит красивый ….
3. В сарае лежит рулон ….
4. Мы купили пять метров белого….
4.Прочитайте, вставив слова толь,
тюль.
1. Крышу сарая покрыли чёрным ….
2. На окне висит красивый ….
3. В сарае лежит рулон ….
4. Мы купили пять метров белого….
4.Прочитайте, вставив слова толь,
тюль.
1. Крышу сарая покрыли чёрным ….
2. На окне висит красивый ….
3. В сарае лежит рулон ….
4. Мы купили пять метров белого….
4.Прочитайте, вставив слова толь,
тюль.
1. Крышу сарая покрыли чёрным ….
2. На окне висит красивый ….
3. В сарае лежит рулон ….
4. Мы купили пять метров белого….
5.Найдите и исправьте ошибки в
определении рода имён существительных:
Центральное авеню, кружевной
манжет, настенная бра, дальневосточная лосось, женский туфель.
5.Найдите и исправьте ошибки в
определении рода имён существительных:
Центральное авеню, кружевной
манжет, настенная бра, дальневосточная лосось, женский туфель.
5.Найдите и исправьте ошибки в
определении рода имён существительных:
Центральное авеню, кружевной
манжет, настенная бра, дальневосточная лосось, женский туфель.
5.Найдите и исправьте ошибки в
определении рода имён существительных:
Центральное авеню, кружевной
манжет, настенная бра, дальневосточная лосось, женский туфель.
6.Найдите лексические ошибки,
исправьте их:
1. Я проблудил два часа.
2. Девочка будет играть заглавную
роль в спектакле «Лес».
3. Книга – источник познания.
4 .В магазин привезли красивую и
практическую обувь.
Вместо точек вставьте нужное слово.
Испытание новой машины…(проводиться
– производиться) уже третью неделю.
На мебель были…(одеты – надеты)
чехлы.
Зима …(одела – надела) землю
снегом.
Люди простодушные
принимают…(желаемое – желательное) за действительное.
6.Найдите лексические ошибки,
исправьте их:
1. Я проблудил два часа.
2. Девочка будет играть заглавную
роль в спектакле «Лес».
3. Книга – источник познания.
4 .В магазин привезли красивую и
практическую обувь.
Вместо точек вставьте нужное слово.
Испытание новой машины…(проводиться
– производиться) уже третью неделю.
На мебель были…(одеты – надеты)
чехлы.
Зима …(одела – надела) землю
снегом.
Люди простодушные
принимают…(желаемое – желательное) за действительное.
6.Найдите лексические ошибки,
исправьте их:
1. Я проблудил два часа.
2. Девочка будет играть заглавную
роль в спектакле «Лес».
3. Книга – источник познания.
4 .В магазин привезли красивую и
практическую обувь.
Вместо точек вставьте нужное слово.
Испытание новой машины…(проводиться
– производиться) уже третью неделю.
На мебель были…(одеты – надеты)
чехлы.
Зима …(одела – надела) землю
снегом.
Люди простодушные
принимают…(желаемое – желательное) за действительное.
6.Найдите лексические ошибки,
исправьте их:
1. Я проблудил два часа.
2. Девочка будет играть заглавную
роль в спектакле «Лес».
3. Книга – источник познания.
4 .В магазин привезли красивую и
практическую обувь.
Вместо точек вставьте нужное слово.
Испытание новой машины…(проводиться
– производиться) уже третью неделю.
На мебель были…(одеты – надеты)
чехлы.
Зима …(одела – надела) землю
снегом.
Люди простодушные принимают…(желаемое
– желательное) за действительное.
Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
3
Найдите и исправьте ошибки, возникшие в результате смешения паронимов. Запишите исправленные предложения
1. Утверждая документацию, директор ставит на ней свою роспись.
2. Обмороженные стёкла окошек едва рассеивают тусклый свет мартовского утра
3. В кормушке за окном кухни пиршествовали воробьи.
4. При решении этой проблемы потребовались экскурсии в математику и биологию.
5. Зима одела землю снегом.
6. На мебель были одеты чехлы, и это придавало комнате нежилой вид.
7. После завтрака он одел сына и вышел с ним на улицу.
8. У лисы пушной хвост.
9. Самолёты значительно укоротили путь от Камчатки до Якутска.
10. В новом учебники глава <<Десятичные дроби>> не потерпела существенных изменений.
11. Насекомые обладают хорошо развитым обаянием
1 ответ:
0
0
1. Утверждая документацию, директор ставит на ней свою подпись (всместо роспись).
2. Замороженные (вместо обмороженные) стёкла окошек едва рассеивают тусклый свет мартовского утра
3. В кормушке за окном кухни пировали (вместо пиршествовали) воробьи.
4. При решении этой проблемы потребовались экскурсы (вместо экскурсии) в математику и биологию.
5. Зима одела землю снегом.
6. На мебель были надеты (вместо одеты) чехлы, и это придавало комнате нежилой вид.
7. После завтрака он одел сына и вышел с ним на улицу.
8. У лисы пушистый (вместо пушной) хвост.
9. Самолёты значительно сократили (вместо укоротили) путь от Камчатки до Якутска.
10. В новом учебники глава <<Десятичные дроби>> не претерпела (вместо потерпела) существенных изменений.
11. Насекомые обладают хорошо развитым обонянием (вместо обаянием).
Читайте также
Ответ:
А ) к медведю ………..
Именительный что?сто сорок девять рублей
Родительный чего?ста сорока девяти рублей
Дательный чему?ста сорока девяти рублям
Винительный что?сто сорок девять рублей
Творительный чем?ста сорока девятью рублями
Предложный о чём?о ста сорока девяти <span>рублях</span>
Какого человека мы можем называть высоконравственным? Этот человек любит только себя. Мне кажется это плохое качество человека. А что тогда себя не любить? Нет, себя любить тоже надо,но только в меру, не быть эгоистом. Ведь если ты не будешь любить себя то не сможешь полюбить других.
Любить надо себя в меру, а не быть эгоистом.
Учитель вошёл в класс, и ученики встали.
Дети стирали с доски, когда учитель вошёл в класс
Учитель написал замечание за плохое поведение
Прдыстория,безымянная,разыскания,небезызвестного, подытожили.
буквы пропущенны вначале корня.
Помогите исправить лексические ошибки. Отчет представляется в двух экземплярах. 2. Перед нами стал вопрос. 3.Планировка средств выполнения работ оказалась преждевременной. 4. В конце учебника предоставлен список рекомендательной литературы. 5. Земля надела землю снегом. 6. Скорые поезда укротили время прибытия пассажиров. 7. Студенты быстро освоили новый материал. 8. В новых кварталах города находятся самые высотные дома.9. (Регулируемая, регулировочная) система тормозных тяги рычагов вышла из строя. 10. Она пришла в (цветном, цветастом, цветистом) платье. 11. (Командированному, командировочному) пришлось долго ждать оформления (командированных, командировочных) удостоверений. 12. Главное для писателя – (духовный, душевный) мир человека. 13. (Исполнительная, исполнительская) власть на местах должна активизировать свою работу. 14. (Конструктивные, конструкторские) предложения улучшили качество трансформатора. 15. Ревизорской службой установлен (непрерывистый, непрерывный) контроль маршрута.
«Одеть» и «надеть»: как правильно нужно употреблять эти слова?
Литературная норма – свод правил того, как и когда нужно употреблять те или иные единицы языка. Пара «одеть» – «надеть» известна всем своей замысловатой разницей в значении, для многих правильное использование этих слов является показателем грамотности собеседника.
Классический словарь русского языка описал глаголы «одеть» и «надеть» еще в XIX веке, в первом издании В.И. Даля. Главная разница между ними в том, что «надеть» живое существо нельзя, а «одеть» — можно. «Надевают», как правило, элементы одежды, головные уборы, предметы декора, средства гигиены, то есть кладут сверху, прикрепляют друг к другу или насаживают одну вещь на другую. В словаре Даля дано устойчивое выражение «надевать иглу на нитку».
Фото представлено рекламодателем
Глагол «одевать» обычно связан с процессом, когда один человек помогает другому натянуть на себя одежду. Словарь синонимов С.И. Ожегова связывает между собой слова «одеть» и «укрыть». Обычно мама одевает ребенка, больного человека «укрывают» одеялом, девушку джентльмен одевает в верхнюю одежду. Эти глаголы имеют оттенок заботы в своем значении. Также часто говорят «она модно одевается», имея в виду привычку носить одежду определенного стиля.
Разберем описанную разницу на примере: «надеть на ребенка памперс» и «одеть ребенка в памперс». В первом случае акцент сделан на подгузник, как предмет облика, который натягивают на малыша. Во втором примере смысловое ударение смещено на ребенка и тот факт, что ему помогает другой человек.
В поэтическом языке также часто используется слово «одевать». «Зима одела землю снегом», «весна одела ветви деревьев в листву» — художественные описания придают явлениям природы черты человека и в данном контексте воспринимаются как одушевленные предметы.
В случае с обувью правила примерно такие же, что и с одеждой. Единственная разница состоит в том, что правильным глаголом будет не «надевать», а «обувать». Вы можете «обуть босоножки» или «обуть ребенка», в разговорной речи также допустимо «надеть туфли». При этом важно помнить, что в сленге глагол «обуть» приобрел негативный оттенок смысла «обмануть, обобрать, обокрасть».
Правильное употребление слов очень важно в повседневной жизни. Грамотная речь, расстановка ударений, уместное использование устойчивых выражений и правильное согласование слов делают общение приятным и помогают наладить контакт с любым человеком.
По мотивам статьи с сайта znay.co
На правах рекламы
24.08.2018
ДАЮ 25 БАЛЛОВ / Помогите Пожалуйста!(
Дайте стилистическую оценку употреблению глагола ОДЕТЬ, если необходимо, исправьте предложения.
1) Зима одела землю снегом.
2) На мебель были одеты чехлы, и это придавало комнате нежилой вид.
3) После завтрака он одел сына и вышел с ним на улицу.
4) Мать, больная гриппом, при кормлении ребенка грудь должна одевать марлевую повязку.
5) Причину аварии удалось установить: наладчик Конурин не правильно одел наконечник на трубку.
Светило науки — 998 ответов — 8567 раз оказано помощи
ОДЕТЬ — ЧАЩЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ С СУЩ. ОДУШЕВЛ., НАДЕТЬ — С НЕОДУШЕВЛ.; АНТОНИМЫ ГЛАГОЛОВ: ОДЕТЬ — РАЗДЕТЬ, НАДЕТЬ — СНЯТЬ.
2. ЧЕХЛЫ НАДЕТЫ
4. ДОЛЖНА НАДЕВАТЬ…
5. НАДЕЛ НАКОНЕЧНИК… НАРЕЧИЕ
НЕ
ПРАВИЛЬНО НУЖНО ПИСАТЬ СЛИТНО!