Вот еще одна картина, вызвавшая большой скандал. (Пора уже такую рубрику открыть, но вернемся к картине с интересной историей). Как всегда, в ту пору — это случилось на выставке в Парижском салоне. Шел 1891 год. Публика, жаждущая визуальных впечатлений — цветного телевиденья и сериалов, как мы помним тогда не было – ждала выставок. Они желали полюбоваться на знакомые сюжеты, на портреты, строго выписанные, ничем не смущающие.
И вдруг – они видят – да, классическую библейскую сцену, но персонажи одеты в современное платье. Народ охватила ярость. Если бы только зрителей – критики тоже разразились возмущением.
Скандал вызвали лица, которых изобразил художник: среди окруживших Спасителя, современники узнавали умницу Ж.-Э. Ренана — автора не менее скандальной в те годы монографии «Жизнь Иисуса», а для Магдалины позировала куртизанка Лиана де Пужи.
Вот вам и салонный художник.
А Жан Беро был именно салонным. Он известен яркими жанровыми работами, изображавшими жизнь Парижа, светского общества.
А к этому еще и картины с евангельскими сюжетами с внезапными современными деталями.
Но как он посмел изобразить шлюху, да еще современную, всем известную, у ног Христа, который тоже и не Христос вовсе! Скандал!
Снимаю шляпу, мсье Беро 😊.
Кстати, чтобы вы знали, Жан Беро родился у нас в России. В 1848 г.
В Санкт-Петербурге, т.к. его отец, скульптор, был приглашен в Россию и работал над оформлением Исаакиевского собора. Когда мальчику было 4 года, отец умер, и мать с Жаном и еще тремя детьми вернулась на родину.
У матери хватило средств дать Жану хорошее юридическое образование, только оно ему вскоре оказалось не нужным, правда, какое -то время он поработал в конторе.
Франко-прусская война все изменила. Беро, оставив карьеру адвоката, решил заняться живописью.
С 1871 г. по 1873 г. Жан Беро посещал рисовальные классы известного портретиста Леона Бонна (Léon Bonnat) и с 1873 г. по 1899 г. регулярно начал выставлять свои работы в Парижском Салоне.
В 1876 г. году Беро находит свой путь – создает жанровые картины, отображающие моменты из жизни Парижа.
Жан Беро умер 4 октября 1935 г. Он не состоял в браке и не имел детей. Похоронен во Франции, на кладбище Монпарнас, рядом с матерью и сестрой-двойняшкой.
Произведения Беро пользовались большим успехом во Франции, но ни Эрмитаж, ни Пушкинский музей в России не посчитали необходимым иметь в своей коллекции его работы. Это ясно – салонная живопись.
Сегодня полотна кисти Беро можно увидеть в музеях Франции, Англии, Бельгии и США.
Марсельеза — Частное собрание
Жан Беро (Jean Béraud), (1849, Санкт-Петербург — 1935, Париж), — французский салонный живописец, приобретший известность многочисленными жанровыми работами, изображавшими жизнь Парижа и парижского светского общества, и картинами на евангельские сюжеты в современной обстановке.
Беро относился к числу так называемых салонных живописцев. В основе салонной живописи лежала академическая манера: «совершенство рисунка, изящество линий, тонкая проработка цвета, тщательная детализация, «возвышенный» и понятный сюжет, а главное — рационалистически выверенная система правил, предписывающая подход к изображению того или иного объекта». От живописца требовалась эффектная композиция и виртуозность, а также стремление отражать некий идеал.
Во Франции Беро пользовался популярностью, в частности, Ги де Мопассан называл его «очаровательнейшим выдумщиком» (le plus charmant des fantaisistes). Однако его творчество совершенно игнорировалось искусствоведами того периода. Русские художники воспринимали работы Беро с иронией, если не сарказмом, видя в них воплощение лубочности, неискренности и очевидную коммерческую направленность, потакающую, по их мнению, низким мещанским вкусам. Так или иначе, ни Пушкинский музей, ни Эрмитаж, — две крупнейшие в России коллекции французской живописи рубежа XIX-XX веков — не числятся в мировых реестрах держателей работ Беро. Также нет и посвящённых ему статей ни в энциклопедии Брокгауза и Ефрона, ни в Большой Советской энциклопедии.
Жан Беро — Автопортрет
Жан Беро и его сестра-близнец Мелани появились на свет в Петербурге. По юлианскому календарю, принятому в Российской империи, это произошло в последний день 1848 года; по григорианскому же, действовавшему на родине его семьи, во Франции — 12 января 1849 года. Кроме Мелани, у Жана было ещё две сестры, Адриенна и Эстелль. Их отец, которого тоже звали Жан Беро, был скульптором, которого, как полагают, пригласили участвовать в постройке и оформлении Исаакиевского собора. В 1853 году Жан Беро-старший умер, и его вдова с четырьмя детьми вернулась в Париж.
В Париже Жан Беро учился в лицее Бонапарта (ныне Лицей Кондорсе), после чего хотел углубиться в юриспруденцию, чтобы стать адвокатом. Однако после Франко-прусской войны он переменил свои намерения, и решил получить художественное образование. С 1871 года на протяжении двух лет Беро учился в Школе изящных искусств (École Beaux-Arts), где посещал рисовальные классы известного портретиста Леона Бонна́ (Léon Bonnat), (1833-1922).
В 1887 году Жан Беро становится рыцарем, и в 1894 году — офицером ордена Почётного легиона.
В 1889 году награждён золотой медалью Общества французских художников, и в том же году золотой медалью Всемирной выставки в Париже.
Беро был старшим по возрасту другом для писателя Марселя Пруста (1871-1922). В феврале 1897 года Пруст пригласил Беро секундантом на свою дуэль с поэтом, романистом и критиком Жаном Лорреном, которая состоялась в Мёдоне — юго-западном пригороде Парижа. Их дружба продолжалась много лет: Беро послужил одним из прототипов Эльстира в цикле романов Пруста «В поисках утраченного времени» (1913-1927), а в 1920 году художник подарил писателю свой крест Почётного легиона.
К концу XIX века Беро всё меньше отдаёт времени собственной живописи, активно участвуя в многочисленных выставочных комитетах и жюри, в организации выставок Общества изящных искусств, вице-президентом и сооснователем которого он был.
Жан Беро никогда не сочетался браком и не имел детей. Похоронен на кладбище Монпарнас рядом с матерью, урождённой Ж.-Е. Жакен (Geneviève Eugénie Jacquin, умерла в 1886 году), и сестрой-двойняшкой Мелани (умерла в 1927 году).
Магдалина в доме Симона фарисея — 1891 — Музей Орсе Париж
Этот сюжетный приём не вызывал восторга у Ильи Ефимовича Репина: Беро в этой подаче материала не пионер, и Репин напоминает, что мода на рисование Христа в обществе и обстановке современного художнику XIX века пошла «с лёгкой руки немецкого художника Уде», да и сам «Жан Беро уже не первый раз сводит Христа в обстановку нашего времени».
Sous le ciel de Paris — Jean Bеraud
Под небом Парижа -Жан Беро
Бульвар Капуцинок и театр «Водевиль» — 1889 — Париж, музей Карневале
Бульвар Пуассоньер осенью — Частное собрание
Ветер — Частное собрание
Ветренный день на мосту Искусств в Париже — Нью-Йорк, музей Метрополитен
Выход из консерватории — 1899 — Париж, музей Карневале
Выход из церкви Святой Магдалины — Частное собрание
Парижские бульвары вечер перед кафе Наполитэн — Париж, музей Карневале
Парижский бульвар — Частное собрание
После службы в церкви Святой Троицы — около 1909 — Париж, музей Карневале
Прогулка по Елисейским полям — Париж, музей Карневале
Театр «Водевиль» — Частное собрание
Беговая дорожка на ипподроме Лоншан — 1886 — Париж, музей Карневале
Коттедж велосипедистов в Булонском лесу — около 1900 — Париж, музей Карневале
Вход на Всемирную выставку — 1889 — Париж, музей Карневале
День открытия выставки — Частное собрание
День открытия салона — Париж, музей Карневале
Афишная тумба Морриса на Елисейских полях — между 1880 и 1884 — Балтимор, Музей Уолтерса
Модистка на Елисейских полях — Частное собрание
На бульваре — Париж, музей Карневале
Ночные красавицы (Сады Парижа) — Париж, музей Карневале
Перед оперой — Частное собрание
После чтения газеты Фигаро — Частное собрание
Свадебный приём — Частное собрание
Художник в мастерской — Частное собрание
Кондитерская Gloppe на Елисейских Полях
«Салонный» — это не оскорбление. Было, в своё время, такое интересное направление в академической живописи.
Художник Jean Beraud (Жан Беро) написал огромное количество жанровых работ о жизни Парижа и парижского общества. Иногда его работы были откровенно злыми. Это особенно заметно в его картинах на евангельские сюжеты, когда Жан Беро переносит библейский сюжет в Париж начала двадцатого века.
И он действительно был салонным художником.
Вот что о салонной живописи говорит «Энциклопедия современной живописи»:
Мастера не столько выражали себя, сколько создавали образ красоты, который удовлетворял хорошему вкусу их современников; увы, порой „хороший вкус“ понимался как нечто раз навсегда данное и не развивающееся, неизменное. Оттого многие картины выглядят искусственными, застывшими, надуманными, порой слащавыми — и техническое мастерство их не спасает.
Совершенство рисунка, изящество линий, тонкая проработка цвета, тщательная детализация, „возвышенный“ и понятный сюжет, а главное — рационалистически выверенная система правил, предписывающая подход к изображению того или иного объекта. От живописца требовалась эффектная композиция и виртуозность, а также стремление отражать некий идеал.
Художник Jean Beraud
Сам термин «салонное искусство» возник в Париже по той причине, что во французской столице существовало жюри, которое отбирало произведения искусства, которые можно было показать широкой публике и это жюри явно поддерживало академистов и неоклассиков, работы которых выставлялись в «Квадратном салоне». Впоследствии термин приобрёл более широкое значение и стал применяться далеко за пределами Парижа.
Однако, давайте вернёмся к Жану Беро.
Художник Jean Beraud (Жан Беро) родился в декабре 1848 года в городе Санкт-Петербурге. Его отец был скульптором и по приглашению императорской семьи участвовал в строительстве Исаакиевского собора.
В 1853 году Беро-старший внезапно умер и его вдова с четырьмя маленькими детьми была вынуждена вернуться в Париж.
В Париже маленького Жана Беро определили в лицей Бонапарта – у молодого человека было огромное желание изучать юриспруденцию и получить профессию адвоката. Однако, очень скоро Jean Beraud оставил юриспруденцию и поступил в Школу изящных искусств, где учился у известного французского художника-портретиста Леона Бонна.
После окончания Школы искусств Jean Beraud поселился в квартале художников на Монмартре, открыл собственную мастерскую и начал писать портреты. Свои работы художник регулярно выставлял в Парижском салоне. В 1876 году Беро пишет картину «Возвращение с похорон». Его первая жанровая картина, которая с огромным восторгом была принята публикой и критиками. Именно эта картина стала первой в серии работ художника о парижской жизни.
Изначально Жан Беро пишет свои полотна в соответствии с академическими канонами, но с годами всё больше «сдвигается» к импрессионизму. В те времена маститые импрессионисты чурались Париже и писали, в большей мере, окрестности города, живописные французские ландшафты и т.п. А Jean Beraud предпочитал писать Париж, его сутолоку, многолюдные улицы и шикарные солоны. Особенно его увлекали кафешантаны (рестораны и кафе, в которых выступали артисты) с их яркими красками, атмосферой праздника и бесшабашной радости.
В 1887 году Жан Беро становится рыцарем (ему присвоен титул), а через семь лет получает Орден Почётного легиона. Он всё меньше пишет сам и всё активнее участвует в работе разнообразных комиссий и жюри.
Однако, в 1890 году художник пишет серию картин на «религиозную тему». Но можно ли назвать эти работы религиозными? На картине «Магдалина в доме фарисеев» публика с ужасом узнала в кающейся Магдалине известную парижскую куртизанку Лиану де Пужи. А изображенные на полотне персонажи из числа фарисеев оказались «знакомыми» политиками, деятелями культуры и просто столпами французской морали. Был страшный скандал!
Впрочем, художника скандалы мало волновали – он заседал в своих комиссиях, иногда писал картины и выставлял их на разнообразных выставках. Жены и детей у него не было. Он пережил всех своих родственников и скончался в октябре 1935 года в Париже.
КАРТИНЫ ФРАНЦУЗСКОГО ХУДОЖНИКА ЖАНА БЕРО (JEAN BERAUD)
Симфония красного и золота
Магдалина в доме Симона фарисея
Пустите детей приходить ко Мне
У церкви Святой Троицы
Ветреный день на Мосту Искусств
После ошибки
Выезд буржуа
Выход из Лицея Кондорсе
Бульвар Капуцинов
В кафе
В бистро
У входа в театр
Важные персоны
Оруженосица
Ветер
Ломбард
Женщины, катающиеся на коньках
Полёт биплана братьев Райт
Пьеретта
Сценка в театре
Модистка
Парижское кафе
Письмо
Молодая женщина, переходящая через бульвар
http://svistanet.com/hudozhniki-i-art-proekty/kartini-i-zhivopis/zhan-bero-parizhskij-salonnyj-xudozhnik.html
-
-
February 5 2017, 13:06
- Искусство
- Cancel
Жан Беро
Jean Beraud
салонный живописец
жанровые работы, изображающие жизнь Парижа
и светского общества.
Ги де Мопассан называл его «очаровательнейшим выдумщиком»
Репин критиковал картины этого художника,
Мне же нравятся ,почему? — в конце поста…
Автопортрет
«Фехтовальщица»
«В кондитерской Клопп на Елисейских полях»
«У церкви Святой Троицы»
«Ветреный день на Мосту Искусств»
«После ошибки»
«Бульвар Капуцинок»
«Бульвар Капуцинок и театр Водевиль»
«Бульвар Пуассоньер осенью»
«Ветренный день на площади Конкорд»
«В дождливый день на площади Конкорд»
«Катание на коньках»
Жан Беро «Симфония красного и золота»
Жан Беро родился в России, в Санкт-Петербурге 31 декабря 1849 года в семье французского скульптора, приглашенного в Северную столицу для отделки Исакиевского Собора. Однако в четыре года мальчик осиротел, умер его отец и мать увезла мальчика в 1853 году в Париж, где он получил хорошее образование в лицее Бонапарта. Затем Беро изучал право, участвовал во франко-прусской войне и наконец-то пришел к тому, что решил заняться серьезно живописью. В 1872 году он начал учебу в первом художественном ателье Леона Бонна, где пробыл два года. Это ателье был домом для многих художников: здесь учился Анри де Тулуз-Лотрек, русский художник Алексей Харламов и даже принц Евгений, герцог Нерке — четвертый и младший сын шведского короля Оскара II и его жены Софии. Постепенно Жан Беро входит в круг импрессионистов, его работы высоко оценивали Эдгар Дега и Эдуард Мане.
Что нравится мне:
академическая манера: «совершенство рисунка, изящество линий, тонкая проработка цвета, тщательная детализация, „возвышенный“ и понятный сюжет, а главное — рационалистически выверенная система правил, предписывающая подход к изображению того или иного объекта»
ещё несколько работ
Марсельеза — Частное собрание
Жан Беро (Jean Béraud), (1849, Санкт-Петербург — 1935, Париж), — французский салонный живописец, приобретший известность многочисленными жанровыми работами, изображавшими жизнь Парижа и парижского светского общества, и картинами на евангельские сюжеты в современной обстановке.
Беро относился к числу так называемых салонных живописцев. В основе салонной живописи лежала академическая манера: «совершенство рисунка, изящество линий, тонкая проработка цвета, тщательная детализация, «возвышенный» и понятный сюжет, а главное — рационалистически выверенная система правил, предписывающая подход к изображению того или иного объекта». От живописца требовалась эффектная композиция и виртуозность, а также стремление отражать некий идеал.
Во Франции Беро пользовался популярностью, в частности, Ги де Мопассан называл его «очаровательнейшим выдумщиком» (le plus charmant des fantaisistes). Однако его творчество совершенно игнорировалось искусствоведами того периода. Русские художники воспринимали работы Беро с иронией, если не сарказмом, видя в них воплощение лубочности, неискренности и очевидную коммерческую направленность, потакающую, по их мнению, низким мещанским вкусам. Так или иначе, ни Пушкинский музей, ни Эрмитаж, — две крупнейшие в России коллекции французской живописи рубежа XIX-XX веков — не числятся в мировых реестрах держателей работ Беро. Также нет и посвящённых ему статей ни в энциклопедии Брокгауза и Ефрона, ни в Большой Советской энциклопедии.
Жан Беро — Автопортрет
Жан Беро и его сестра-близнец Мелани появились на свет в Петербурге. По юлианскому календарю, принятому в Российской империи, это произошло в последний день 1848 года; по григорианскому же, действовавшему на родине его семьи, во Франции — 12 января 1849 года. Кроме Мелани, у Жана было ещё две сестры, Адриенна и Эстелль. Их отец, которого тоже звали Жан Беро, был скульптором, которого, как полагают, пригласили участвовать в постройке и оформлении Исаакиевского собора. В 1853 году Жан Беро-старший умер, и его вдова с четырьмя детьми вернулась в Париж.
В Париже Жан Беро учился в лицее Бонапарта (ныне Лицей Кондорсе), после чего хотел углубиться в юриспруденцию, чтобы стать адвокатом. Однако после Франко-прусской войны он переменил свои намерения, и решил получить художественное образование. С 1871 года на протяжении двух лет Беро учился в Школе изящных искусств (École Beaux-Arts), где посещал рисовальные классы известного портретиста Леона Бонна́ (Léon Bonnat), (1833-1922).
В 1887 году Жан Беро становится рыцарем, и в 1894 году — офицером ордена Почётного легиона.
В 1889 году награждён золотой медалью Общества французских художников, и в том же году золотой медалью Всемирной выставки в Париже.
Беро был старшим по возрасту другом для писателя Марселя Пруста (1871-1922). В феврале 1897 года Пруст пригласил Беро секундантом на свою дуэль с поэтом, романистом и критиком Жаном Лорреном, которая состоялась в Мёдоне — юго-западном пригороде Парижа. Их дружба продолжалась много лет: Беро послужил одним из прототипов Эльстира в цикле романов Пруста «В поисках утраченного времени» (1913-1927), а в 1920 году художник подарил писателю свой крест Почётного легиона.
К концу XIX века Беро всё меньше отдаёт времени собственной живописи, активно участвуя в многочисленных выставочных комитетах и жюри, в организации выставок Общества изящных искусств, вице-президентом и сооснователем которого он был.
Жан Беро никогда не сочетался браком и не имел детей. Похоронен на кладбище Монпарнас рядом с матерью, урождённой Ж.-Е. Жакен (Geneviève Eugénie Jacquin, умерла в 1886 году), и сестрой-двойняшкой Мелани (умерла в 1927 году).
Магдалина в доме Симона фарисея — 1891 — Музей Орсе Париж
Этот сюжетный приём не вызывал восторга у Ильи Ефимовича Репина: Беро в этой подаче материала не пионер, и Репин напоминает, что мода на рисование Христа в обществе и обстановке современного художнику XIX века пошла «с лёгкой руки немецкого художника Уде», да и сам «Жан Беро уже не первый раз сводит Христа в обстановку нашего времени».
Sous le ciel de Paris — Jean Bеraud
Под небом Парижа -Жан Беро
Бульвар Капуцинок и театр «Водевиль» — 1889 — Париж, музей Карневале
Бульвар Пуассоньер осенью — Частное собрание
Ветер — Частное собрание
Ветренный день на мосту Искусств в Париже — Нью-Йорк, музей Метрополитен
Выход из консерватории — 1899 — Париж, музей Карневале
Выход из церкви Святой Магдалины — Частное собрание
Парижские бульвары вечер перед кафе Наполитэн — Париж, музей Карневале
Парижский бульвар — Частное собрание
После службы в церкви Святой Троицы — около 1909 — Париж, музей Карневале
Прогулка по Елисейским полям — Париж, музей Карневале
Театр «Водевиль» — Частное собрание
Беговая дорожка на ипподроме Лоншан — 1886 — Париж, музей Карневале
Коттедж велосипедистов в Булонском лесу — около 1900 — Париж, музей Карневале
Вход на Всемирную выставку — 1889 — Париж, музей Карневале
День открытия выставки — Частное собрание
День открытия салона — Париж, музей Карневале
Афишная тумба Морриса на Елисейских полях — между 1880 и 1884 — Балтимор, Музей Уолтерса
Модистка на Елисейских полях — Частное собрание
На бульваре — Париж, музей Карневале
Ночные красавицы (Сады Парижа) — Париж, музей Карневале
Перед оперой — Частное собрание
После чтения газеты Фигаро — Частное собрание
Свадебный приём — Частное собрание
Художник в мастерской — Частное собрание