Пьер Безухов – путь поиска духовной гармонии с окружающим миром и с самим собой, путь поиска способов исправления человеческих и общественных пороков.
I. Первое знакомство. Отношение к светскому обществу
-
Происхождение.
-
Вечер у А. П. Шерер.
-
Отношение к окружающим.
-
Откуда прибыл? Как ведет себя? (т. 1. ч. 1. гл. II—V)
II. Жизненные ошибки — ошибочные мечтания и поступки — кризис
-
Кутежи в компании Анатоля Курагина. История с квартальным. Борьба с самим собой, со своими противоречивыми побуждениями (т. 1 ч. 1 гл. VI, ч. 3. гл. I—II. т. 2. ч. 1. гл. IV—VI.)
-
Женитьба на Элен Курагиной. Осознание безумия этого шага. Постепенный конфликт со светской средой (т. 2. ч. 2. гл. I)
III. Духовный кризис
-
Духовный кризис.
-
На распутье
IV. Постепенное пробуждение от нравственного кризиса и стремление быть полезным Отечеству.
Новое разочарование, кризис
-
Стремление к нравственному совершенствованию; увлечение масонством. Попытка реорганизовать деятельность масонских лож (т. 2 ч. 2 гл. III, XI, XII, т. 2 ч. 3 гл. VII).
-
Попытка принести пользу крестьянам; преобразования в деревне (т. 2. ч. 2. гл. X).
-
Разочарование и в общественных начинаниях, и в личном (т. 2. ч. 5. гл. I)
V.Пьер и война 1812 года.
-
Пьер и война 1812 года. На Бородинском поле. Курган Раевского — наблюдение за бойцами. Почему Пьера называют «наш барин»? Роль Бородина в жизни Пьера.
-
Мысль об убийстве Наполеона. Жизнь в оставленной Москве (т. 3 ч. 1. гл. XXII; ч. 2 гл. XX, XXXI—XXXII; ч. 3 гл. IX, XXVII, XXXIII—XXXV)
VI. Дальнейшая судьба Пьера Безухова
-
Роль плена в судьбе Пьера.
-
Знакомство с Платоном Каратаевым (т. 4. ч. 1. гл. X—XIII)
VII. После войны с Наполеоном. (Эпилог).
-
Роль семьи в жизни Пьера.
-
Любовь к Наташе и любовь Наташи
-
Участие в тайных обществах. Эпилог. ч. 1 гл. V.
Путь любимых героев Толстого — это путь к народу. Только будучи на Бородинском поле они понимают суть жизни — быть рядом с народом, потому что «нет величия там, где нет простоты, добра и правды».
Раньше он думал о себе , о самоусовершенствовании. Теперь его мысль проста: «возьмёмтесь рука с рукою те, которые любят добро…». Эта мысль привела его к созданию тайного общества , она выведет его на Сенатскую площадь, с ней он пойдёт на каторгу . И следом за ним, оставив детей брату и невестке, поедет Наташа…
Слайд 1Жизненные искания Пьера Безухова.
Слайд 21805 г.
1806 г.
1807 г.
1812 г.
1813 г.
1820 г.
«…Видите, какой я добрый
и славный малый».
Слайд 3Как князь Андрей относится к Пьеру? Докажите своё мнение примерами
из текста на основе 3 главы 1 части 1 тома.
Где и когда они успели так близко познакомиться?
Что объединяет их?
Карточка №10Б
Слайд 4II. Жизненные ошибки — ошибочные мечтания и поступки — кризис.
Кутежи в компании Анатолия
Курагина. История с квартальным.
Борьба с самим собой, со своими
противоречивыми побуждениями
(т. 1, ч. 1, гл. VI; ч. 3, гл. I—II; т. 2, ч. 1, гл. IV—VI).
Москва. Знакомство с Ростовыми (приглашён на званый обед).
Смерть отца Кирилла Владимировича.
Получение огромного наследства.
Назначение в камер-юнкеры.
Женитьба на Элен Курагиной. Карточка №52В Почему Пьер женился на Элен?
Осознание безумия этого шага. Карточка №53БДокажите с помощью текста, что Пьер не любил Элен.
(т. 2, ч. 2, гл. 1)
Слайд 5Измены жены. Несчастливая семейная жизнь.
Дуэль с Долоховым.
Ссора с
Элен.
Доверенность на управление половиной имений.
Поездка в Петербург.
II. Жизненные ошибки — ошибочные
мечтания и поступки — кризис.
Слайд 6III. Духовный кризис.
На распутье.
Встреча с масоном Осипом Баздеевым. Желание самосовершенствоваться, постигая
Бога. Вступает в масоны, оставляя крупные пожертвования.
Слайд 7IV. Постепенное пробуждение от нравственного кризиса и стремление быть полезным Отечеству. Новое
разочарование, кризис. 1806 г.
Стремление к нравственному совершенствованию; увлечение масонством. Попытка реорганизовать
деятельность масонских лож (т. 2, ч. 2, гл. III, XI, XII; ч. 3, гл. VII).
Попытка принести пользу крестьянам; преобразования в деревне (т. 2, ч. 2, гл. X).
Едет в Киев, по указанию масонов вводить новшества в свои имения.
Собирает управляющих, призывает их освободить крестьян от крепостной зависимости, облегчить труд женщин и детей, организовать школы, приюты.
Дела идут плохо, управляющие извлекают пользу для себя.
Доля народа остаётся тяжёлой.
Разочарование и в общественных начинаниях, и в личном (т. 2, ч. 5, гл. I)
Слайд 8Встреча с Андреем в Богучарове. Пьер считает, что жить надо
в ладу с совестью, рад, что не убил Долохова. Надо
творить активное добро.
Приехав в Москву и увидев Наташу, Безухов понял, что любит ее. Он помог вывести Анатоля Курагина на чистую воду, тем самым предотвратив распространение в свете слухов о связи Анатоля и Наташи.
Карточка №102В.
Каким Ростовы увидели Пьера, уезжая из Москвы?
С какой целью Пьер приобрёл пистолет?
Что его влекло к этому поступку?
Мысль об убийстве Наполеона. Жизнь в оставленной Москве (т. 3 ч. 1. гл. XXII; ч. 2 гл. XX, XXXI—XXXII; ч. 3 гл. IX, XXVII, XXXIII—XXXV)
Слайд 91812 г.
Пьер тратит на ополченцев миллион рублей. Уезжает в Можайск.
Радуется, что своими пожертвованиями делает пользу.
Наблюдает, как строятся укрепления на
Бородино, как Кутузов и генералы после молебна целуют икону Иверской Божьей матери. Кутузову говорит, что жизнью готов пожертвовать ради Отечества.
Слайд 10V. Пьер Безухов в период войны 1812 года. Сближение с народом,
отказ от честолюбивых мечтаний.
Курган Раевского — наблюдение за бойцами.
Карточка №86В
Пьер
на батарее Раевского.
Что особенное почувствовал Пьер на батарее Раевского? Что выражают смех и веселье? Как Толстой нагнетает атмосферу ужаса? Какая мысль приходит Пьеру?
Роль Бородина в жизни Пьера.
Мысль об убийстве Наполеона.
Жизнь в оставленной Москве
(т. 3, ч. 1, гл. XXII; ч. 2, гл. XX, XXXI—XXXII; ч. 3, гл. IX, XXXVII, XXXIII—XXXV)
Слайд 11V. Пьер Безухов в период войны 1812 года. Сближение с народом,
отказ от честолюбивых мечтаний.
Карточка №100В
Скитания Пьера.
Чего желал Пьер более всего,
после того как покинул Бородинское поле?
С кем он встречался в это время?
Дал ли он солдатам на чай? Почему?
Слайд 12Сражение. «Невоенный» Пьер в белой шляпе удивляет всех. Прохаживается под
выстрелами. Его контузит, когда он вызывается поднести ящик со снарядами
(в ящик попадает снаряд), сталкивается с французским офицером.
Элен пишет мужу о своём желании выйти замуж.
Пьер, одетый в кучерский кафтан, остаётся в Москве, отданный французом, собирается убить Наполеона. Находится в своём пустом доме. Думает о любви к Наташе.
Москва горит. Спасает из горящего дома 3-х летнюю девочку. Дерётся с французами, которые грабят армянского старика и девушку. Его избивают и берут в плен.
Слайд 13VI. Дальнейшая судьба Пьера Безухова.
Роль плена в судьбе Пьера.
Знакомство с
Платоном Каратаевым.
(т. 4, ч. 1, гл. X—XIII)
Поселяется в город Орёл. Болеет, но
счастлив. Принимает решение отдать долги Элен, отстраивать дома в Москве.
1813 г. В Москве едет к княжне Марье, поддерживать после смерти князя Андрея. Там видит Наташу.
Слайд 14VII. После войны с Наполеоном. (Эпилог.)
Роль семьи в жизни Пьера.
Любовь
к Наташе и любовь Наташи.
Участие в тайных обществах (эпилог,
ч. 1, гл. V)
Пьер женится на Наташе. Они уже 7 лет женаты, живут в Петербурге. У Наташи 3 дочери и 1 сын. Наташа – «сильная, красивая и плодовитая самка». В ней не было прежнего огня. Она живёт заботами о семье, ревнует мужа. Пьер много занимается, Наташа охраняет его труд, покой. Он счастлив. Не доволен политической обстановкой, бездействием государства, готов к созданию легального или нелегального общества, чтобы произвести переворот.
Слайд 15Пьер Безухов
Искания
В Европе – в знаниях;
в высшем свете – развлечения;
в
масонстве – обновление, быть полезным России;
в войне – своего Я,
противостояние злу;
в простом народе – находит силу, возрождение к жизни;
в любви – семейного благополучия, счастья, понимания;
в петербургском кружке — революционные идеи декабристов, обновления России.
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 27 человек из 20 регионов
- Сейчас обучается 333 человека из 64 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
1
Духовный путь исканий Пьера Безухова в романе «Война и мир»..
-
2 слайд
Цели:
— выделить важнейшие этапы в духовном развитии
князя Андрея Болконского и Пьера Безухова,
— определить, в чем схожи и в чем различны герои Толстого,;
-выявить авторское отношение к героям и определить свой
взгляд на героев и их поступки;-проследить исторические процессы в стране через судьбы героев, их поиска смысла жизни.
-
3 слайд
Дайте общую характеристику Пьеру Безухову.
Каким мы видим его в салоне А. П. Шерер? -
4 слайд
Пьер Безухов
В начале романа перед нами предстает молодой человек с умным, робким и наблюдательным взглядом. Пьер Безухов эмоционален, мягок, легко поддается чужому влиянию, он выделяется среди остальных посетителей светского салона своей естественностью, искренностью, простотой, живостью.
Писатель показывает нам его в постоянном движении, в сомнениях и поисках, в непрерывном внутреннем развитии.
4 -
5 слайд
В салоне Анны Павловны Шерер.
Пьер Безухов выступает горячим защитником Наполеона. Его мысли путаны, слова неточны, но его симпатии очевидно на стороне французского императора, который «велик, потому что он стал выше революции, подавил ее злоупотребления, удержав все хорошее — и равенства граждан, и свободу слова и печати — и только поэтому приобрел власть». Пьер готов простить многое своему кумиру, потому что сущность его скрыта и неясна ему. Он находит оправдания преступлениям Наполеона.
Пьер, посмевший защищать Наполеона в кругу людей, настроенных монархически и потому ненавидевших французского узурпатора, подвергся дружному нападению. Его выручает князь Андрей, завершая спор примирительной фразой: «Наполеон как человек велик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе, где он чумным подает руку, но… есть другие поступки, которые трудно оправдать».
5 -
-
7 слайд
Расскажите о дуэли П. Безухова и Долохова: причина, поведение героев, их чувства.
-
8 слайд
Дуэль с Долоховым.
8
Безусловно, одним из испытаний Пьера является дуэль с Долоховым. Граф думает, что Долохов и его жена Элен – любовники, и после тоста, произнесенного его «врагом»: «За здоровье красивых женщин и их любовников», -Безухов понимает, что его подозрения не напрасны. Пьер вызывает обидчика на дуэль, но делает это неуверенно, робко, можно даже подумать, что слова : «Вы…вы…негодяй!..я вас вызываю…» – нечаянно вырвались у него. Он не осознает, к чему может привести этот поединок, не осознают это и секунданты: Несвицкий – секундант Пьера, Николоай Ростов – Долохова. -
9 слайд
Пьер
«имеет вид человека занятого какими-то соображениями , вовсе не касающимися предстоящего дела. Осунувшееся лицо его желто. Он, видимо, не спал ночью»
Долохов
Накануне дуэли все ночь сидит в клубе, слушая цыган и песенников. Он уверен в себе, в своих силах, идет с твердым намерением убить соперника, но это только видимость, на душе у него – беспокойство.
9
Состояние дуэлянтов перед поединком -
10 слайд
10
Несмотря на отказ от примирения, дуэль долго не начинается из-за неосознанности поступка, которую Лев Николаевич Толстой характеризует так: «Минуты три все было уже готово, и все-таки медлили начинать. Все молчали». Нерешительность персонажей передает и описание природы: туман и оттепель. Началось. Долохов, когда стали расходиться, шел медленно, рот его имел подобие улыбки, он осознает свое превосходство и хочет показать, что ничего не боится. Пьер же идет быстро, сбиваясь с протоптанной дорожки, он как бы пытается убежать, закончить все поскорее. Возможно, именно поэтому он стреляет первым, при этом наугад, вздрагивая от сильного звука, и ранит соперника. Пьер абсолютно не готов к роли «судьи» и «палача» одновременно, он раскаивается в происшедшем, благодарит Бога, что не убил Долохова.«При слове «три» Пьер быстрым шагом пошел вперед…держал пистолет, вытянув вперед правую руку, видимо, боясь, как бы из этого пистолета не убить самого себя. Левую руку он старательно отставлял назад… Пройдя шагов шесть и сбившись с дорожки в снег, Пьер оглянулся под ноги, опять быстро глянул на Долохова и, потянув пальцем, как его учили, выстрелил…» ответного выстрела не последовало. «…Слышны были торопливые шаги Долохова… Одною рукой он держался за левый бок…» Выстрелив, Долохов промахнулся.
Пьер ничего не понимает, он полон раскаяния и сожаления, едва сдерживая рыдания, хватаясь за голову, идет назад куда-то в лес, то есть убегает от содеянного, от своего страха. Долохов же ни о чем не жалеет, не думает о себе, о своей боли, а боится за мать, которой он причиняет страдания.
-
11 слайд
Что означает семья для Пьера и Элен?
Счастливы ли герои?
К какому решению приходит Пьер? -
12 слайд
Не найдя еще смысла жизни, Пьер мечется, а из-за своей наивности, доверчивости, неумения разбираться в людях совершает ошибки: одной из таких ошибок была его женитьба на Элен Курагиной. Этим необдуманным поступком Пьер лишает себя всякой надежды на счастье. Он осознает, что настоящей семьи у него нет. В Пьере растет недовольство самим собой. Он расходится с женой, отдает ей значительную долю своего состояния, после чего стремится найти применение своим силам и способностям в других сферах жизни.
12 -
13 слайд
Развод с женой- жизненный кризис героя. О чем он заставляет задуматься Пьера?
Кто помогает герою выйти из жизненного тупика?
Куда приводит Пьера поиск смысла жизни?
Какие идеи привлекают героя в масонстве? -
14 слайд
Встреча с Баздеевым
Истина для Пьера – это путь, идущий через череду кризисов и возрождений, состоящий в последовательности потерь и обретений. На станцию в Торжке Пьер приехал несчастным, не видящим в жизни смысла, а покидал ее радостным, обретшим цель жизни человеком. Не случайно это изменение происходит именно на станции. Это, своего рода, перекресток: Пьер выбирает путь, по которому дальше пойдет, задает себе нелегкие вопросы: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я…»
Поиски правды и смысла жизни приводят его к масону Баздееву, который, зная о его несчастьях, предлагает ему помощь. В учении масонов Пьера привлекают идеи «равенства, братства и любви», оно дает герою веру в то, что в мире должно быть царство добра и правды, а высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к их достижению. Поэтому Пьер Безухов начинает поиски возможностей для воплощения справедливых и гуманных идей в конкретное дело.
14 -
15 слайд
Масо́нство — движение, появившееся в 1717 году в Англии в виде тайного общества.
15
Это союз людей свободных и добрых нравов, всех рас, всех национальностей и всех вероисповеданий. Он объединяет тех, для кого сохранение и развитие духовных ценностей человечества является задачей первостепенной важности.
«Масонство» традиционно определяется как «нравственно-этическая система, скрытая в аллегориях и иллюстрируемая символами». Но это, одновременно, и школа Нравственности, и Этический Кодекс, и метод Познания. Это подлинно «Королевское искусство».
Цель Ордена Вольных Каменщиков, т.е. основная духовная задача, которую ставят перед собой и решают Братья, формулируется как «самосовершенствование и просвещение человеков для их улучшения».
Для этого Вольные Каменщики усердно работают в Ложах, духовно совершенствуя себя, подавая примеры нравственности, содействуя просвещению, и проводя широкую благотворительную деятельность. -
16 слайд
Прежде всего он решает облегчить участь крепостных. Он сочувствует им и заботится о том, чтобы отменили телесные наказания, чтобы мужики не были отягощены непосильной работой и в каждом имении были учреждены больницы, приюты и школы.
Ему кажется, что он нашел наконец смысл жизни: «И только теперь, когда я… стараюсь… жить для других, только теперь я понял все счастье жизни». Этот вывод помогает Пьеру найти настоящий путь в его дальнейших исканиях.
Но скоро наступает разочарование и в масонстве, так как республиканские идеи Пьера не разделялись его «братьями», и к тому же Пьер видит, что и в среде масонов существуют лицемерие и карьеризм. Все это приводит Пьера к разрыву с масонами и к тому, что он попадает в жизненный тупик и погружается в состояние безысходной тоски и отчаяния.
16 -
-
-
19 слайд
Разрыв с масонством -еще один жизненный кризис героя.
Какое решение принимает герой на этом этапе?
Как он воспринимает военные действия?
Кто и как помогает ему преодолеть духовный кризис? -
-
21 слайд
Он не может видеть многочисленные человеческие драмы, оставаясь при этом пассивным свидетелем, и поэтому, не думая о собственной безопасности, защищает женщину, заступается за помешанного, спасает из горящего дома ребенка. На его глазах чинят насилие и произвол, казнят людей, обвиненных в поджогах, которых они не совершали. Все эти жуткие и тягостные впечатления еще больше усугубляются обстановкой плена, где происходит крушение веры Пьера в справедливое устройство мира, в человека и Бога.
Не будучи военным, как Андрей Болконский, желая разделить судьбу страны, выразить свою любовь к отечеству, Пьер принимает участие в Бородинском сражении. Он формирует на свои средства полк, берет его на обеспечение, а сам остается в Москве, чтобы убить Наполеона как главного виновника народных бедствий. И именно здесь мы видим, как раскрывается в полной мере доброта Пьера.
21 -
-
-
24 слайд
«С той минуты, как Пьер увидал это страшное убийство, совершенное людьми, не хотевшими этого делать, в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось и представлялось живым, и все завалилось в кучу бессмысленного сора. В нем, хотя он и не отдавал себе отчета, уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога».
Пьер встретился в бараке для пленных с простым русским солдатом Платоном Каратаевым, который помог ему возвратиться к вере в жизнь. Речь Платона проста и незамысловата, она не идет ни в какое сравнение с умными глубокими рассуждениями Баздеева или самого Пьера, когда он излагал свою веру Болконскому. Каратаев говорит банальные общеизвестные вещи, его речь состоит в основном из поговорок и пословиц. Но для Пьера он был «непостижимым круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды».
После первой встречи с Платоном Пьер «чувствовал, что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе».
24 -
25 слайд
Герой в финале романа.
-
-
27 слайд
В финале романа мы видим счастливого человека, у которого хорошая семья, верная и преданная жена, который любит и любим. Таким образом, именно Пьер Безухов достигает в «Войне и мире» духовной гармонии с окружающим миром и с самим собой.
27
-
28 слайд
28
Путь духовных исканий Андрея Болконского в романе «Война и мир» -
29 слайд
Дайте общую характеристику Андрею Болконскому.
Каким мы видим его в салоне А. П. Шерер? -
30 слайд
Андрей Болконский
30
В художественном мире Толстого есть герои, настойчиво и целеустремленно ищущие смысл жизни, стремящиеся к полной гармонии с миром. Их не занимают светские интриги, корыстные интересы, пустые разговоры в великосветских салонах. Их легко узнать среди надменных, самодовольных лиц.
К ним, безусловно, относится один из самых ярких образов «Войны и мира» — Андрей Болконский. Правда, первое знакомство с этим героем не вызывает особой симпатии, ибо его красивое лицо «с определенными и сухими чертами» портит выражение скуки и недовольства.
Князь Андрей, обладающий, помимо ума и образованности, сильной волей, решительно изменяет свою жизнь, поступив на службу в штаб главнокомандующего. Болконский мечтает о подвиге и славе, но его желания далеки от тщеславия, ибо они вызваны стремлением к победе русского оружия, к общей пользе. Обладая наследственной гордостью, Андрей неосознанно отделяет себя от мира простых людей. -
31 слайд
Роль Аустерлицкого сражения в жизни Андрея Болконского.
-
32 слайд
32
Подвиг, совершенный им во время Аустерлицкого сражения, когда он бежит впереди всех со знаменем в руках исполнен внешнего эффекта: его заметил и оценил по достоинству даже Наполеон. Но почему же, совершив героический поступок, Андрей не испытывает никакого восторга и душевного подъема? Наверное, потому, что в тот момент, когда он упал, тяжело раненный, ему открылась новая высокая истина вместе с высоким бесконечным небом, раскинувшим над ним голубой свод. На его фоне все бывшие мечты и стремления показались Андрею мелкими и ничтожными, такими же, как и былой кумир. В его душе произошла переоценка ценностей. То, что казалось ему прекрасным и возвышенным, оказалось пустым и тщеславным. А то, от чего он так старательно отгораживался — простая и тихая семейная жизнь, — теперь представляется ему желанным, полным счастья и гармонии.
«Над ним не было ничего уже, кроме неба, — высокого неба, не ясного, но всё-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нём серыми облаками…. «Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец», — подумал князь Андрей». -
33 слайд
Как и почему меняется жизнь Андрея Болконского после смерти жены?
Занятия героя. -
34 слайд
34
Неизвестно, как сложилась бы жизнь Болконского с его женой. Но когда, «воскреснув из мертвых», он возвратился домой более добрым и мягким, на него обрушился новый удар — смерть жены, перед которой он так и не смог загладить свою вину. После этого Андрей направляется а Богучарово.
Занятия Андрея Болконского:
— строительство;
— воспитание сына с отцом и княжной Марьей;
— служба по сбору ополчения под началом отца.
Открытие богатства мирной жизни – без честолюбивых планов, в семье, доме, среди любимых людей. Приходит счастье (неполное – угрызения совести перед умершей в родах женой). Князь Андрей оказывается внимательным, мягким и трогательным в общении с отцом, сестрой, сыном Николенькой. В душе у него таятся естественные потребности любви и добра.
Но активный, деятельный по натуре князь Андрей живёт в замкнутом мире. Поэтому он страдает. «Потухший, мёртвый взгляд», в улыбке «сосредоточенность и убитость». -
35 слайд
Роль дружбы с Пьером Безуховым и любви к Наташе Ростовой в духовном возрождении героя.
С чем связан разрыв Наташи Ростовой и Андрея Болконского? -
36 слайд
36
Перемены в тяжелом душевном состоянии Андрея начинаются с приезда Пьера, который, видя угнетенное настроение друга, старается внушить ему веру в существование царства добра и правды, которое должно существовать на земле. Окончательное возрождение Андрея к жизни происходит благодаря его встрече с Наташей Ростовой. Поэтичностью, прелестью веет описание лунной ночи и первого бала Наташи. Общение с ней открывает Андрею новую сферу жизни — любовь, красоту, поэзию. Но именно с Наташей ему не суждено быть счастливым, потому что между ними нет полного взаимопонимания. Наташа любит Андрея, но не понимает и не знает его. И она тоже остается для него загадкой со своим собственным, особенным внутренним миром. Если Наташа живет каждым мгновением, не в состоянии ждать и откладывать до определенного времени момент счастья, то Андрей способен любить на расстоянии, находя особую прелесть в ожидании предстоящей свадьбы с любимой девушкой.
Разлука оказалась слишком трудным испытанием для Наташи, ибо она в отличие от Андрея не способна думать о чем-то другом, занять себя каким-то делом. История с Анатолем Курагиным разрушает возможное счастье этих героев. Гордый и самолюбивый Андрей не в состоянии простить Наташе ее ошибку. А она, испытывая мучительные угрызения совести, считает себя недостойной такого благородного, идеального человека. Судьба разъединяет любящих людей, оставляя в их душах горечь и боль разочарования. -
37 слайд
Что заставляет Андрея пойти служить в действующую армию?
Как меняется его отношение к простому народу?
Что мешает ему сблизиться с народом? -
38 слайд
38
Когда Наполеон вступил в пределы России и стал стремительно продвигаться вперед, Андрей Болконский, возненавидевший войну после тяжелого ранения под Аустерлицем, идет в действующую армию, отказавшись от безопасной и перспективной службы в штабе главнокомандующего. Командуя полком, гордый аристократ Болконский сближается с солдатско-крестьянской массой, учится ценить и уважать простой народ. Если сначала князь Андрей старался возбуждать мужество солдат, прогуливаясь под пулями, то, увидев их в бою, понял, что ему нечему их учить. Он начинает смотреть на мужиков в солдатских шинелях как на героев-патриотов, мужественно и стойко защищавших свое Отечество. Андрей Болконский приходит к мысли о том, что успех армии зависит не от позиции, вооружения или количества войск, а от того чувства, которое есть и в нем, и в каждом солдате. Значит, он считает, что настроение солдат, общий боевой дух войск являются решающим фактором для исхода сражения.
Но все-таки полного единения князя Андрея с простым народом не произошло. Недаром Толстой вводит вроде бы незначительный эпизод о том, как князю в жаркий день захотелось искупаться, но из-за брезгливого отношения к солдатам, барахтающимся в пруду, он так и не смог осуществить свое намерение. Сам Андрей стыдится своего чувства, но не может пересилить его. -
39 слайд
Каков итог духовных исканий Андрея Болконского ?
-
40 слайд
40
Смерть князя Андрея
«Неужели это смерть? – думал князь и вместе с тем вспомнил, что на него смотрят. Послышался взрыв, свист осколков, и князь Андрей рванулся в сторону и, подняв кверху руку, упал на грудь».
Он был ранен в живот.
Символично, что в момент смертельного ранения Андрей испытывает огромную тягу к простой земной жизни, но тут же задумывается о том, почему ему так жаль расстаться с ней. Эта борьба между земными страстями и идеальной холодноватой любовью к людям особенно обостряется перед его смертью. Встретив Наташу и простив ее, он чувствует прилив жизненных сил, но это трепетное и теплое чувство сменяется какой-то неземной отрешенностью, которая несовместима с жизнью и означает смерть.
Таким образом, раскрыв в Андрее Болконском многие замечательные черты дворянина-патриота. Толстой обрывает его путь исканий геройской гибелью ради спасения отчизны. И продолжить эти поиски высших духовных ценностей, которые так и остались недостижимыми для Андрея, суждено в романе его другу и единомышленнику Пьеру Безухову. -
41 слайд
41
Во время болезни он неотступно думал о жизни и смерти. Его духовный путь продолжался, он искал последнюю истину, которая бы примирила его со смертью. Толстой передал мысли, к которым пришел его герой незадолго до своей кончины. Это мысли о любви, о Боге, о вечности. Они очень важны, они утешительны для князя Андрея.
Новое и последнее знание князя Андрея особое знание и в слове не выражается. Но оно проявляется непосредственной реальностью, действиями, жизнью героя, тем, как он уходит из этого мира. Смерть князя Андрея убеждает присутствующих близких ему людей, что он узнал истину. Но не всех кто был рядом с ним, а только самых близких, чья любовь к нему позволила им проникнуть в суть происходящего: Наташу и княжну Марью. -
42 слайд
Д/з
Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа «Война и мир».
Краткое описание документа:
В начале романа перед нами предстаетмолодой человек с умным, робким и наблюдательным взглядом. Пьер Безухов эмоционален, мягок, легко поддается чужому влиянию, он выделяется среди остальных посетителей светского салона своей естественностью, искренностью, простотой, живостью.
Писатель показывает нам его в постоянном движении, в сомнениях и поисках, в непрерывном внутреннем развитии.
Не найдя еще смысла жизни, Пьер мечется, а из-за своей наивности, доверчивости, неумения разбираться в людях совершает ошибки: одной из таких ошибок была его женитьба на Элен Курагиной. Этим необдуманным поступком Пьер лишает себя всякой надежды на счастье. Он осознает, что настоящей семьи у него нет. В Пьере растет недовольство самим собой. Он расходится с женой, отдает ей значительную долю своего состояния, после чего стремится найти применение своим силам и способностям в других сферах жизни.
В финале романа мы видим счастливого человека, у которого хорошая семья, верная и преданная жена, который любит и любим. Таким образом, именно Пьер Безухов достигает в «Войне и мире» духовной гармонии с окружающим миром и с самим собой.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 092 571 материал в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
- Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Материал подходит для УМК
Другие материалы
- 28.05.2018
- 5623
- 159
- 28.05.2018
- 739
- 16
- 27.05.2018
- 622
- 9
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»
-
Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»
-
Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»
И.Н. Крамской «Портрет писателя Льва Николаевича Толстого», 1873
Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.
Пьер Безухов
- Как автор вводит его в роман? Где мы впервые видим молодого человека?
- Как он выглядит? Что в его внешности необычного?
- «…вошел массивный , толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке…» «…Пьер был несколько больше других мужчин в комнате …«, «…Толстый, выше обыкновенного роста, широкий , с огромными красными руками …»
- Каково происхождение Пьера? Что он делает в Москве?
- “… незаконный сын знаменитого екатерининского вельможи, графа Безухова , умиравшего теперь в Москве…”, «… Пьера отец очень любил , занимался его воспитанием и писал государю…»
- Какое мнение и почему складывается о молодом человеке в свете?
- Чем занимается Пьер? Служит?
Пьер Безухов
- Пьер – человек рассеянный, увлекаемый , не способный заниматься хозяйством и пр. Его жизнь – это метания из стороны в сторону, поиски своего места в жизни. Он не знает, чего хочет от жизни , все его мечты меняются быстро и спонтанно . Он легко поддается чужому мнению и слов у, всех готов выслушать и принять его точку зрения.
- Получив наследство от своего отца Пьер еще глубже уходит в «поиски себя», совершая ряд поступков и ошибок , в которых раскрывается его характер и изменения: « от неуклюжего и даже смешного медвежонка до сильного телом и духом медведя».
4 ошибки Пьера Безухова
Ошибки
Суть + характер
Испытание «всевдодружбой»
Дружба с Анатолем Курагиным и Федором Долоховым
Добродушный, доверчивый, наивный и горячий, Пьер позволяет втянуть себя в приключения , которые не столь безобидны , как могут показаться на первый взгляд.
Испытание «псевдолюбовью»
Женитьба на Элен Куракиной
Оказывается бессилен противостоять коварства и лживости князя Василия (отца Элен) , который женит его на своей дочери по расчету . Осознав совершенную ошибку, во всем случившемся Пьер винит только себя.
Испытание «псевоправилами»
Дуэль с Федором Долоховым (любовник Элен)
Переломное событие в жизни Пьера. Заставила Пьера задуматься и понять , что он живет по чужим правилам , вынужден обманывать самого себя . После дуэли Пьер стремится повернуть свою жизнь в иное нравственное русло .
4 ошибки Пьера Безухова
Ошибки
Суть + характер
Испытание «псевдоверой»
Масонство* Пьера
В масонстве Пьер сначала нашел единомышленников (мысли о благе, добре и пр.) Не сразу Пьер понял, что в масонстве присутствует то же лицемерие , карьеризм, увлечение внешними атрибутами обрядов, что и в светских салонах.
Пройдя эти испытания, Пьер перечеркивает свое прошлое . Он еще не знает, каким будет его будущее. Наступает период отрицания прошлого , тоски и недоумения перед противоречиями жизни. Он задается вопросом:
« Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что надо ненавидеть? Для чего жить и что такое я… »
4 попытки поиска идеала
Попытки
Что искал?
Дает возможность обрести на некоторое время согласие с миром и собой. Его привлекает идея необходимости нравственного «очищения » мира и человека, совершенствование. К Пьеру приходит вера в Бога как в существо « вечное и бесконечное… всемогущее и непостижимое ».
Масонтство*
Пробуждает в герое желание участвовать в жизни , быть полезным обществу . Рождается чувство родственной связи с каждым , кто носит в себе «скрытую теплоту патриотизма». Ощущение счастья от единства с людьми в общей беде . Пьер решает для себя в этот момент: « Войти в общую жизнь всем существом»
Участие в Бородинском сражении
Это смелое, хотя и немного нелепое решение стать убийцей Наполеона приходит к Пьеру, когда он «расчитал» свою связь с Наполеоном*. Это решение – продолжение мысли своей нужности стране и людям , самопожертвование.
Идея убить Наполеона
4 попытки поиска идеала
Ошибки
Суть + характер
Любовь к Наташе Пьер таил от всех , он считал. Его любовь чистая и искренняя к этой девушке. Это чувство росло в его душе все больше (почти с первой их встречи). Любовь – как некая последняя станция, приют после всего пережитого не только Пьером, но и Наташей.
Любовь к Наташе Ростовой
Пьер приходит к выводу, что необходимо «… признание возможности каждого человека думать, чувствовать и смотреть на вещи по‑своему ; признание невозможности словами разубедить человека. Эта законная особенность каждого человека …».
Андрей Болконский
- Как автор вводит его в роман? Где мы впервые видим молодого человека?
- Как он выглядит?
- «… Князь Болконский был небольшого роста , весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага , представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживленною женой …(Лиза)»,
- «… потирая маленькие белые ручки …»
- Каковы отношения Андрей и его жены Лизы? Что он советует Пьеру?
- О чем мечтает Андрей? Кто его кумир?
- Андрей хочет всенародной славы и признания; его кумир — Наполеон.
- Чем он готов пожертвовать ради этого?
- «…Отец, жена, сестра — самые дорогие мне люди… я всех их отдам сейчас за минуту славы , торжества над людьми ». «Смерть, раны, потеря семьи, ничего мне не страшно ».
Андрей Болконский
- Андрей – очень гордый и тщеславный человек. Его мечта о славе – типичное стремление молодых людей того времени. Его восхищение Наполеоном (по сути, врагом России) и смешно, и грустно одновременно. Он готов пожертвовать всем (семьей, родными, собой) ради «минуты славы».
- В течение романа Андрей разочаровывается в своей мечте , в Наполеоне, в свете, в себе, в своих убеждениях. Это путь героя к искуплению своих ошибок.
Путь Андрея Болконского
Ошибки
Суть + характер
Начинает понимать ничтожность «мелкого тщеславия» Наполеона в сравнении с тем «высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял». Князь осознал великую истину — жизнь есть абсолютная ценность. Ощутил свою связь с бесконечностью.
Небо под Аустерлицем
После смерти жены Андрей будет мучиться мыслями о пренебрежении , с которым относился к жене, осознает ценность семейного счастья , радости обыденного . Князь раскаивается в своих честолюбивых мечтаниях , в его душе поднимаются естественные потребности любви и добра.
Открытие
богатства мирной жизни
Князь Андрей принимает некоторые из убеждений Пьера . Пьер «заражает» князя Андрея своей верой в людей , в жизнь не только земную, а и вечную , в Бога. Андрей понимает, что есть высшая сила, которая наблюдает за ним и которая смотрит за всеми в мире .
Встреча с Пьером в Богучарове
(*одна из деревень Болконских)
Путь Андрея Болконского
Ошибки
Суть + характер
Возвращается к «живой жизни», начинает ощущать радость общения с большим миром , людьми. Эмоциональность Наташи, ее искренность и восторг дают толчок к душевному возрождению князя . В этом состоянии князь Андрей спешит войти в близкие ему сферы государственной деятельности .
Встреча
с Наташей в Отрадном ( имение
Ростовых )
Меняет отношение к Сперанскому* , которого уже начал почитать за кумира , чувствует разочарование в деле , которым так раньше интересовался: «Разве это может сделать меня счастливее и лучше?». Князь становится счастливее и лучше от того чувства, которое пробуждает в его душе Наташа Ростова
Любовь к Наташе Ростовой
В армии князь становится заботливым командиром . Он отказывается от предложения служить в штабе армии, его не волнуют мечты о личной славе . Во время Бородинского сражения им движет чувство чести офицера, ненависть к врагу, разорившему его родную землю, его Лысые Горы.
Участие в войне 1812 года
Путь Андрея Болконского
Ошибки
Суть + характер
Увидев, как ампутируют ногу Анатолю Курагину, князь испытал искреннее сочувствие к боли и страданиям этого человека. Страдая сам от раны и сочувствуя страданиям Анатоля, Андрей прощает своего личного врага, ровняя себя и его – оба они люди.
Прощение Анатоля Курагина
После ранения Андрей переживает страстное желание жить . Именно в эти минуты возвращается к нему любовь к Наташе Ростовой , которая ухаживает за ним. Он просит у нее прощения*. Истинная любовь («божеская любовь») дает сил простить ее и себя .
Возрождение любви к Наташе Ростовой
«Чем больше он в те часы страдальческого уединения и полубреда, которые он провел после своей раны, вдумывался в новое, открытое начало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни. Все, всех любить, всегда жертвовать собой для любви значило — никого не любить, значило — не жить этою земною жизнью ».
Смерть Андрея Болконского
Андрей Болконский
- Судьба Андрея Болконского — это путь человека, совершающего ошибки и способного искупить свою вину, стремящегося к нравственному совершенству .
- Приобщение к чувству вечной любви возродило в князе Андрее силу духа , и он совершил самое трудное , по Толстому, дело — умер спокойно и достойно .
Домашнее задание.
Общие
периоды
Жизненный путь Болконского. «Дорога чести»
Пьера Безухова. «…видите, какой я добрый и славный малый»
I. Первое знакомство. Отношение к светскому обществу
Андрей Болконский:
Вечер в салоне А. П. Шерер. Взаимоотношения с окружающими. Почему он здесь «чужой»? (т. 1. ч. 1. гл. III—IV)
Пьер Безухов:
Происхождение. Вечер у А. П. Ше.рер. Отношение к ок.ружающим. Откуда прибыл? Как ведет себя? (т. 1. ч. 1. гл. II—V)
Портрет. Речь. Поведение. Сопоставление с другими героями
II. Жизненные ошибки — ошибочные мечтания и поступки – кризис:
АБ:
Служба в армии, в штабе Кутузова. Отношение к офицерам и офицеров к нему. Тайная мечта о подвиге (т. 1. ч. 1. гл. III, XII).
Шенграбен. Зачем князь Андрей идет в армию Багратиона? Цель Шенграбенской битвы. Эпизод на батарее Тушина.
Военный совет после битвы. Честный поступок князя Андрея. Ощущение, что «все это не то» (т. 1. ч. 2. гл. XXI).
Аустерлиц. Подвиг князя Андрея. Ранение. Встреча с кумиром, Наполеоном. Ощущение ничтожности происходящего (т. 1. ч. 3. гл. XVI—XIX)
ПБ:
Кутежи в компании Анатоля Курагина. История с квартальным. Борьба с самим собой, со своими противоречивыми побуждениями (т. 1 ч. 1 гл. VI, ч. 3. гл. I—II. т. 2. ч. 1. гл. IV—VI.)
Женитьба на Элен Курагиной. Осознание безумия этого шага. Постепенный конфликт со светской средой (т. 2. ч. 2. гл. I)
Портрет. Речь. Поведение.
III. Духовный кризис
АБ:
Возвращение после ранения. Смерть жены. Разочарование в честолюбивых мечтах. Стремление отойти от общества, ограничившись семейными проблемами (воспитание сына) (т. 2. ч. 2. гл. XI).
ПБ:
Духовный кризис.
На распутье
IV. Постепенное пробуждение от нравственного кризиса и стрем.ление быть по.лез.ным Отечеству.
АБ:
Новое разочарование, кризис
Прогрессивные преобразования в имениях (т. 2 ч. 3. гл. I).
Посещение Отрадного по опекунским делам. Встреча с дубом. Разговор с Пьером на пароме (т. 2 ч. 3. гл. I—III).
Участие в законодательной деятельности Сперанского и разочарование в ней (т. 2. ч. 3. гл. IV—VI, XVIII).
Любовь к Наташе и разрыв с ней
ПБ:
Постепенное «пробуждение» от кризиса.
Стремление к нравственному совершенствованию; увлечение масонством. Попытка реорганизовать деятельность масонских лож (т. 2 ч. 2 гл. III, XI, XII, т. 2 ч. 3 гл. VII).
Попытка принести пользу крестьянам; преобразования в деревне (т. 2. ч. 2. гл. X).
Разочарование и в общественных начинаниях, и в личном (т. 2. ч. 5. гл. I)
V. Князь Андрей в период войны 1812 года. Сближение с народом, отказ от честолюбивых мечтаний.
Пьер и война 1812 года.
АБ:
Отказ служить при штабе. Отношения с офицерами (т. 3. ч. 1. гл. XI; ч. 2. гл. V, XXV).
Отношение солдат к князю Андрею. О чем говорит тот факт, что его называли «наш князь». Как Андрей говорит о защите Смоленска? Его рассуждения о французах-захватчиках. Участие в Бородинской битве, ранение (т. 3. ч. 2. гл. IV—V, XIX—XXXVI)
ПБ:
Пьер и война 1812 года. На Бородинском поле. Курган Раевского — наблюдение за бойцами. Почему Пьера называют «наш барин»? Роль Бородина в жизни Пьера.
Мысль об убийстве Наполеона. Жизнь в оставленной Москве (т. 3 ч. 1. гл. XXII; ч. 2 гл. XX, XXXI—XXXII; ч. 3 гл. IX, XXVII, XXXIII—XXXV)
VI. Последние мгновения жизни и смерть Андрея Болконского. Дальнейшая судьба Пьера Безухова
АБ:
Встреча с Анатолем Курагиным в госпитале — прощение. Встреча с Наташей — прощение.
Смерть. Внутреннее состояние Андрея перед смертью (т. 3. ч. 2. гл. XXXVII; т. 3. ч. 3. гл. XXX—XXXII)
ПБ:
Роль плена в судьбе Пьера. Знакомство с Платоном Каратаевым (т. 4. ч. 1. гл. X—XIII)
Диалог, внутренний монолог, портрет, сопоставление с другими пленными
VII. После войны с Наполеоном. (Эпилог).
АБ:
Сын Андрея Болконского — Николенька. Разговор с Пьером, в котором есть предположение, что Андрей стал бы членом тайного общества. Эпилог. ч. 1. гл. XIII
ПБ:
Роль семьи в жизни Пьера. Любовь к Наташе и любовь Наташи.љ Участие в тайных обществах. Эпилог. ч. 1 гл. V.
Одним из главных героев романа-эпопеи Льва Толстого «Война и мир» является Пьер Безухов. Яркий образ Пьера Безухова выделяется на фоне остальных персонажей. Рассмотрим поподробнее, как раскрывается характеристика одного из главных героев в знаменитом романе Толстого «Война и мир».
Известно, что сначала писатель не собирался раскрывать историю Пьера Безухова. В книге о декабристах не было места такому персонажу. Но когда автор изменил свое видение романа, концепция поменялась. Вначале читателю главный герой представляется в образе идеалиста, всеми силами отстаивающего гражданскую свободу и идеалы французской революции. Но по ходу написания произведения идейная направленность героя претерпевает изменения. Уже в конце романа читатель понимает, что цель жизни и основное предназначение Пьера Безухова состоит не в борьбе, а в познании душевной гармонии и счастья благодаря сближению с народом. Именно в образе главного персонажа отражены философские поиски Толстого. Искания Пьера Безухова — проекция поисков автора. Поэтому в самом начале романа писатель противопоставляет Пьера Безухова высшему общему, где царят лишь лесть и неискренность. Сам автор не ощущал близости с окружением и дистанцировался от него. Известно, что долгое время писатель даже отказывался от женитьбы, аргументируя это решение пустотой и легкомыслием женского пола в дворянской среде. Свое отношение к барышням он выплеснул, создав образ Элен и столкнув Пьера с ней.
Уже с первых страниц произведения автор изобразил своего героя честным и открытым человеком, который всеми силами пытается понять свой смысл жизни. Однако, как только персонажу удаётся улучшить свое материальное положение, он становится его жертвой. К тому же герой проходит через испытание — несчастливый брак. Пьер разочаровывается в семейной жизни, как только он женится на Элен Курагиной. Однако герой не падает духом. Он пытается найти свое призвание в жизни. Он хочет помогать людям и делать им добро. Персонаж твёрдо верит, что ему удастся найти свое предназначение:
«Я чувствую, что кроме меня надо мной живут духи и что в этом мире есть правда».
Стремления героя привели его в ряды масонов. Герой начинает разделять взгляды и мнения масонов о равенстве и братстве всех людей. Однако и масонское движение привело главного героя к разочарованию: благотворительность была лишь прикрытием для приобретения выгодных знакомств и связей. Таким образом, Пьер Безухов снова оказался на распутье.
Вся деятельность Пьера Безухова была вызвана стремлением помочь обществу и России. Уникальным шансом помочь своему народу послужило участие в войне 1812 года. Пьер Безухов жаждет внести свой вклад в победу. Так, главный герой организует целый полк и берет на себя ответственность за его финансирование. Пьер не был военным, поэтому и не мог участвовать в сражениях. Однако роль наблюдателя Безухову тоже не подходит. Пьер думает, что именно ему отведена главная задача в избавлении России от французов. Персонаж замышляет план покушения на Наполеона, которого когда-то считал своим кумиром. Находясь под воздействием своих желаний, главный герой не подумал о возможных последствиях своего поступка. Грандиозный план Безухова так и остался замыслом, а сам герой в результате оказался в плену. Чувство разочарования вновь приходит к персонажу. Пьер разочаровывается в себе. Однако благодаря встрече с Платоном Каратаевым взгляды Безухова меняются. Благодаря простой истории о самопожертвовании солдата, Пьер понял всю сущность и ценность человеческой жизни. После пребывания в плену у Безухова сформировалось его настоящее гражданское и личностное мировоззрение. К персонажу пришло осознание того, что есть физическая и душевная свобода: он научился отказывать людям, идти наперекор общественному мнению, строить свою жизнь без советчиков. Пьер стал проще, нашел Бога вокруг себя и научился понимать людей. Больше он не был высокомерным и невнимательным человеком, игнорирующим окружение, жертвуя им во имя благих идей, далеких и отвлеченных. Понимание истинных ценностей привело персонажа к душевному спокойствию и умиротворению.
В конце произведения Толстой дарит своему герою самый драгоценный подарок — семейное счастье. Пьер действительно находит себя в семейной жизни. Именно в образе Пьера Безухова раскрывается основной замысел романа Льва Толстого: человек может обрести гармонию в окружении семьи и при наличии своего призвания. Безухов вошел в тайное общество и стал содействовать решению проблем русского общества на государственном уровне. Брак с Наташей был для надежным тылом и источником сил.
Можно утверждать, что, как Пьер Безухов переосмыслил свои взгляды, так и автор отказался от своих первоначальных убеждений. Блестящий военный франт и повеса Лев Толстой женился и покинул свет, чтобы уединиться вместе со своей любимой семьей. Он отдался своему призванию — творчеству. И герой, и его творец созидали в своем тихом семейном гнезде, где не было места лицемерию и алчности.
Черты характера Пьера Безухова | Цитаты |
Нерешительность и склонность к праздности | «…Пьер уже три месяца выбирал карьеру и ничего не делал…» |
Доброта, скромность | «Но вся его рассеянность и неуменье войти в салон и говорить в нем выкупались выражением добродушия, простоты и скромности.» |
Рассеянность и доброжелательность | «Это самый рассеянный и смешной человек, но самое золотое сердце.» |
Бесхарактерность | …все те качества, которых не было у Пьера и которые ближе всего можно выразить понятием – силы воли…» |
Мечтательность | «…мечтательного философствования (к чему особенно был склонен Пьер)…» |
Непрактичность | «…Пьер не имел той практической цепкости, которая бы дала ему возможность непосредственно взяться за дело» |
Одухотворенность и стремление к высшему призванию | Так же, как и прежде, он был рассеян и казался занятым не тем, что было перед глазами, а чем‑то своим, особенным. |
Стремление к добродетели и осуждение порока | «…вся разгадка была в том страшном слове, что она развратная женщина: сказал себе это страшное слово, и все стало ясно!..» |
Совестливость и критический подход к самому себе | Со времени сближения принца с его женою Пьер неожиданно был пожалован в камергеры, и с этого времени он стал чувствовать тяжесть и стыд в большом обществе… |
Смелость и благородство | Пьер отвечал, что он защищал женщину, что защита оскорбляемой женщины есть обязанность каждого человека |
Отношение героев к Пьеру Безухову:
Отношение общества к П.Б. | «В глазах света Пьер был большой барин, несколько слепой и смешной муж знаменитой жены, умный чудак, ничего не делающий, но и никому не вредящий, славный и добрый малый.» (том 2 часть 3 глава IX) |
Отношение Болконского к Безухову | «Это… самое золотое сердце.» |
Отношение А. Друбецкой к П.Б. | И такая высокая, небесная душа, этот молодой Безухов!..» |
Отношение слуг к Пьеру | «…при вас обиды не видим… за такими господами жить можно…» |
Первоначальное отношение Наташи к Пьеру | «А знаешь, этот толстый Пьер, что против меня сидел, такой смешной! — сказала вдруг Наташа, останавливаясь.» |
Отношение Элен к мужу | «То, что вы дурак… так это все знали…» |
Духовные искания Пьера Безухова. Пьер Безухов — герой, наиболее близкий автору, это доказывает и то, что ему «досталась» в жёны Наташа, и то, что именно Пьеру открывается нравственная истина, и то, что именно этого героя, судя по эпилогу, автор ведёт к декабризму.
Пьер — единственный из героев романа, воспитывавшийся вне семьи. Возможно, поэтому он совершает так много ошибок в молодости, необычайно доверчив, охотно подчиняется чужой воле, наивно веря в порядочность окружающих. Удивительна для него жизнь, которую он ведёт с Долоховым и Курагиным. В салоне Анны Шерер Пьер выглядит как настоящее чужеродное «явление», недаром хозяйка сравнивает его с медведем и старается за ним приглядывать. Получивший образование за границей, он привык к большей свободе, поэтому открыто выражает свои взгляды. Безухов преклоняется перед Наполеоном, считает теорию общественного договора Ж. Ж. Руссо и идеи Великой французской революции спасительными для Европы.
Получив богатое наследство, Пьер оказывается в центре внимания светского общества. Лесть он искренне принимает за проявление любви, а потому и становится жертвой князя Василия. Брак с Элен, устроенный её отцом, стал настоящей жизненной катастрофой для героя. Дуэль с Долоховым, которого ранил Пьер, никогда не державший в руках оружия, разрыв с женой — таков итог «великосветского» периода в жизни Безухова. Здесь же начало глубокого нравственного кризиса.
Д. А. Шмаринов. Пьер |
Беспрестанно думая о себе, жене, дуэли, Пьер отправляется в Петербург. Безухов мучительно пытается ответить на самые простые, но и самые сложные вопросы: «Что дурно? Что хорошо?», «Что надо любить, что — ненавидеть?», «Для чего жить и что такое я?», «Что такое жизнь, что такое смерть?», «Какая сила управляет всем?». Мир в его сознании распался на множество единичных явлений, всё вокруг стало казаться «запутанным, бессмысленным и отвратительным». «Как будто в голове его свернулся тот винт, на котором держалась вся его жизнь», — так метафорично передаёт состояние своего героя автор. Глядя на торговку в рваной шубе, Пьер впервые осознаёт, что деньги не являются ни смыслом жизни, ни главным условием для счастья.
Случайная встреча в Торжке с Баздеевым приводит Пьера в ложу «вольных каменщиков». Из трёх целей масонства Безухова привлекает идея о нравственном переустройстве мира. Она становится для Пьера смыслом существования, он видит своё предназначение в том, чтобы «противоборствовать злу, царствующему в мире». Пытаясь подчинить свою жизнь новому для себя нравственному закону, герой ведёт дневник, честно анализируя свои слабости и недостатки, пытается провести преобразования в своих имениях, чтобы облегчить участь крестьян. Но здесь его ожидала неудача: слишком велико отчуждение между барином и народом, посчитавшим его нововведения блажью.
Неудовлетворённый масонской деятельностью, после знаменитой речи в ложе Пьер порывает с «вольными каменщиками» и оказывается в новом духовном кризисе, который преодолевается любовью к Наташе и чувством единения с народом в войне 1812 года.
Схема 26. Нравственные искания Пьера Безухова |
Война 1812 года — решающий этап в духовных исканиях Безухова. На свои средства он снаряжает ополчение, находит особую прелесть в том, чтобы пожертвовать всем ради общего спасения. Моментом истины становится для него Бородино. Именно на батарее Раевского он ощутил свою полную ненужность среди людей, занятых ратным трудом, но и необыкновенное единение, тёплое, почти семейное отношение солдат, прозвавших его «наш барин». Пьера так поразило увиденное, что он собирается стать солдатом: «Солдатом быть, просто солдатом! Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими». Солдатом он не стал, но испытать все тяготы плена, как и рядовым участникам войны, Безухову всё же пришлось.
Оставшись в Москве, Пьер хочет единолично принести пользу Отечеству, убив Наполеона. Этим подчёркивается, что герой ещё не изжил в себе индивидуалистические, наполеоновские черты. Переодевшись кучером, в очках, Безухов бродит по захваченной врагом столице, становится свидетелем пожара, а вместо своей главной цели спасает девочку и защищает женщину-армянку от пьяных французов. Безухов был обвинён в поджигательстве, несправедливо осуждён маршалом Даву. Расстрел невинных людей окончательно подрывает веру в жизнь и в Бога. И только встреча в бараке для пленных с Платоном Каратаевым помогает Пьеру преодолеть кризис и вновь обрести веру в себя. Он понял, что счастье находится «в нём самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей». Безухов перенимает формы поведения у своего нового учителя жизни. Как и все остальные пленные, Пьер даже не пытается помочь ослабевшему Каратаеву, поступая так, как бы сделал сам Платон. С этого времени Безухов начинает оценивать всё происходящее с ним с позиции Каратаева. Поэтому после освобождения, в Орле, один в совершенно чужом городе, он радуется тому, что его накормили вкусным бульоном или уложили спать в чистую постель, или от осознания того, что враг разгромлен. Своё «освобождение» от жены он тоже воспринимал как часть окончившейся войны 1812 года. Пьер не делает никаких планов на дальнейшую жизнь, он плывёт по течению, живёт одним днём, радуясь ему.
В эпилоге писатель показывает совершенно нового Безухова: уверенного в своей правоте, счастливого в семейной жизни. В браке с Наташей достигнута духовная гармония — эту часть жизни Пьера одобрил бы Платон Каратаев. А вот общественные взгляды Безухова идут в разрез с каратаевской самодостаточностью и замкнутостью. Герой спорит с Николаем Ростовым. Обеспокоенный судьбой России и всего человечества, Пьер, критикуя правительство, собирается ему помочь, организовав некое общество: «Общество может быть не тайное, ежели правительство его допустит. Оно не только не враждебное правительству, но это общество настоящих консерваторов. Общество джентльменов в полном значении этого слова. Мы только для того, чтобы завтра Пугачёв не пришёл зарезать и моих, и твоих детей и чтобы Аракчеев не послал меня в военное поселение, — мы только для этого берёмся рука рукой, с одной целью общего блага и общей безопасности». В этом пространном рассуждении Л. Н. Толстой попытался определить, в первую очередь для себя, зерно декабристского движения, показать благородство тех, кто 14 декабря 1825 года вышел на Сенатскую площадь.
Слайды презентации
Слайд 1
Жизненные искания
Андрея Болконского и
Пьера Безухова.
Слайд 2
«Чтобы жить честно, надо рваться,
путаться, биться, ошибаться,
начинать и
бросать, и опять
начинать, и опять бросать, и вечно
бороться и лишаться. А
спокойствие — душевная подлость»
(из письма Толстого
от 18 октября
1857 г.).
20.09.21 2
Слайд 3
Андрей Болконский
20.09.21 3
Слайд 4
Андрей Болконский
20.09.21 4
Слайд 6
Общие периоды
•
I. Первое знакомство. Отношение
к светскому обществу.
•
II. Жизненные ошибки — ошибочные
мечтания и
поступки — кризис.
•
III. Духовный кризис.
•
IV. Постепенное пробуждение от
нравственного кризиса и стремление
быть полезным Отечеству. Новое
разочарование, кризис.
20.09.21 6
Слайд 7
•
V. Андрей Болконский и Пьер Б
езухов в период войны 1812 го
да. Сближение
с народом, отка
з от честолюбивых мечтаний.
•
VI. Последние мгновения
жизни и смерть
Андрея
Болконского. Дальнейшая
судьба Пьера Безухова.
•
VII. После войны с Наполеоном.
(Эпилог.)20.09.21
7
Слайд 8
Вывод
•
Путь любимых героев
Толстого — это путь к
народу.
Только будучи на
Бородинском поле они
понимают суть жизни —
быть
рядом с народом, потому что
«нет величия там, где
нет
простоты, добра и правды».
20.09.21 8
Слайд 9
Использованные ресурсы.
•
http://edu-teacherzv.ucoz.ru/load
•
http://prosv.ru/ebooks/Belaeva_Literatura_10kl/inde
x.html
•
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA
%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD
%D0%BA%D0%B8%20%D0%BA
%20%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD
%D1%83%20%D0%92%D0%BE%D0%B9%D0%BD
%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%BC
%D0%B8%D1%80&stype=image&noreask=1&lr=2
13
20.09.21 9
Слайд 10
Учитель русского языка и
литературы
ГБОУ ЦО № 1828 «Сабурово»
г.
Москвы
Данченко Е. В.
20.09.21 10
Чтобы скачать презентацию — поделитесь ей с друзьями с помощью
социальных кнопок.
Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова
Духовные искания —
- поиски подлинного места в жизни
- «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость» (из письма Толстого от 18 октября 1857 года).
Андрей Болконский
˝Дорога чести˝
- Первое знакомство. Отношение к светскому обществу
- Вечер в салоне А. П. Шерер. Взаимоотношения с окружающими. Почему он здесь «чужой»? (т. 1. ч. 1. гл. III—IV)
- II. Жизненные ошибки — ошибочные мечтания и поступки — кризис
- Служба в армии, в штабе Кутузова. Отношение к офицерам и офицеров к нему. Тайная мечта о подвиге (т. 1. ч. 1. гл. III, XII).
- Шенграбен. Зачем князь Андрей идет в армию Багратиона? Цель Шенграбенской битвы. Эпизод на батарее Тушина.
- Военный совет после битвы. Честный поступок князя Андрея. Ощущение, что «все это не то» (т. 1. ч. 2. гл. XXI).
- Аустерлиц. Подвиг князя Андрея. Ранение. Встреча с кумиром, Наполеоном. Ощущение ничтожности происходящего (т. 1. ч. 3. гл. XVI—XIX)
III. Духовный кризис
- Возвращение после ранения.
- Смерть жены.
- Разочарование в честолюбивых мечтах. Стремление отойти от общества, ограничившись семейными проблемами (воспитание сына) (т. 2. ч. 2. гл. XI).
IV. Постепенное пробуждение от нравственного кризиса и стремление быть полезным Отечеству.
Новое разочарование, кризис
- Прогрессивные преобразования в имениях (т. 2 ч. 3. гл. I).
- Посещение Отрадного по опекунским делам. Встреча с дубом. Разговор с Пьером на пароме (т. 2 ч. 3. гл. I—III).
- Участие в законодательной деятельности Сперанского и разочарование в ней (т. 2. ч. 3. гл. IV—VI, XVIII).
- Любовь к Наташе и разрыв с ней
V. Князь Андрей в период войны 1812 года. Сближение с народом, отказ от честолюбивых мечтаний.
- Отказ служить при штабе. Отношения с офицерами (т. 3. ч. 1. гл. XI; ч. 2. гл. V, XXV).
- Отношение солдат к князю Андрею. О чем говорит тот факт, что его называли «наш князь». Как Андрей говорит о защите Смоленска? Его рассуждения о французах-захватчиках. Участие в Бородинской битве, ранение (т. 3. ч. 2. гл. IV—V, XIX—XXXVI)
VI. Последние мгновения жизни и смерть Андрея Болконского. Дальнейшая судьба Пьера Безухова
- Встреча с Анатолем Курагиным в госпитале — прощение.
- Встреча с Наташей — прощение.
- Смерть. Внутреннее состояние Андрея перед смертью (т. 3. ч. 2. гл. XXXVII; т. 3. ч. 3. гл. XXX—XXXII)
VII. После войны с Наполеоном. (Эпилог).
- Сын Андрея Болконского — Николенька. Разговор с Пьером, в котором есть предположение, что Андрей стал бы членом тайного общества. Эпилог. ч. 1. гл. XIII
- Пьер Безухов
- «…видите, какой я добрый и славный малый»
I. Первое знакомство. Отношение к светскому обществу
- Происхождение.
- Вечер у А. П. Шерер.
- Отношение к окружающим.
- Откуда прибыл? Как ведет себя? (т. 1. ч. 1. гл. II—V)
II. Жизненные ошибки — ошибочные мечтания и поступки — кризис
- Кутежи в компании Анатоля Курагина. История с квартальным. Борьба с самим собой, со своими противоречивыми побуждениями (т. 1 ч. 1 гл. VI, ч. 3. гл. I—II. т. 2. ч. 1. гл. IV—VI.)
- Женитьба на Элен Курагиной. Осознание безумия этого шага. Постепенный конфликт со светской средой (т. 2. ч. 2. гл. I)
III. Духовный кризис
- Духовный кризис.
- На распутье
IV. Постепенное пробуждение от нравственного кризиса и стремление быть полезным Отечеству.
Новое разочарование, кризис
- Стремление к нравственному совершенствованию; увлечение масонством. Попытка реорганизовать деятельность масонских лож (т. 2 ч. 2 гл. III, XI, XII, т. 2 ч. 3 гл. VII).
- Попытка принести пользу крестьянам; преобразования в деревне (т. 2. ч. 2. гл. X).
- Разочарование и в общественных начинаниях, и в личном (т. 2. ч. 5. гл. I)
V.Пьер и война 1812 года.
- Пьер и война 1812 года. На Бородинском поле. Курган Раевского — наблюдение за бойцами. Почему Пьера называют «наш барин»? Роль Бородина в жизни Пьера.
- Мысль об убийстве Наполеона. Жизнь в оставленной Москве (т. 3 ч. 1. гл. XXII; ч. 2 гл. XX, XXXI—XXXII; ч. 3 гл. IX, XXVII, XXXIII—XXXV)
VI. Дальнейшая судьба Пьера Безухова
- Роль плена в судьбе Пьера.
- Знакомство с Платоном Каратаевым (т. 4. ч. 1. гл. X—XIII)
VII. После войны с Наполеоном. (Эпилог).
- Роль семьи в жизни Пьера.
- Любовь к Наташе и любовь Наташи
- Участие в тайных обществах. Эпилог. ч. 1 гл. V.
- Путь любимых героев Толстого — это путь к народу. Только будучи на Бородинском поле они понимают суть жизни — быть рядом с народом, потому что «нет величия там, где нет простоты, добра и правды».