На протяжении
всего процесса обучения выполнение
занимающимися физических упражнений
может сопровождаться отклонениями
фактической техники от заданного
образца. Характер и степень отклонений
могут быть различными. К ошибкам относят
как невыполнение или существенное
искажение частей двигательных действий,
так и малоэффективные движения, требующие
лишь дальнейшего улучшения.
В зависимости от
значения, характера и распространенности
ошибок их можно подразделить соответственно
на три группы:
грубые, значительные
и незначительные;
стабильные и
нестабильные;
типичные и
нетипичные;
Грубыми
считаются ошибки, искажающие основу
техники двигательного действия. К
значительной
относят невыполнение общей детали
техники; к незначительной
— неточное выполнение детали, ведущее
к снижению эффективности действия.
Ошибки, возникающие
в процессе овладения физическим
упражнением по причине недостаточной
координации усилий или из-за воздействия
временных сбивающих факторов и исчезающие
сразу после принятых мер по их устранению,
называются нестабильными.
Закрепленные в навык ошибки называются
стабильными.
Они возникают в результате многократного
повторения неправильных движений в
условиях практического применения
действия.
К нетипичным
относятся ошибки, возникающие эпизодически,
как правило, по субъективным причинам.
Для типичных ошибок свойственна их
распространенность, массовость. Это
явление объясняется общностью причин
возникновения ошибок для определенного
контингента занимающихся, например,
влияние стандартных внешних факторов
или недостатки общепринятой методики
обучения данному физическому упражнению.
Очевидно, что одна
и та же ошибка при выполнении физического
упражнения может быть отнесена к каждой
из этих трех групп и одновременно
являться значительной, стабильной и
типичной (например, движение по дуге
при прыжках в высоту с разбега способом
«перешагивание»),
Необходимо принимать
меры, предупреждающие возникновение
ошибок, а если они появились, устранять
их. Главное при этом — вскрыть причины
возможных или имеющихся ошибок. При
исправлении, кроме того, необходимо
определить степень их стабилизации.
Только распознав причину ошибки, можно
найти действенные пути ее предупреждения
или исправления.
Причинами
ошибок при изучении занимающимися
физических упражнений нередко
становятся следующие недочеты в
преподавании:
Несоответствие
изучаемого образца техники особенностям
физической подготовленности
занимающихся. Например, подражание
технике
чемпионов и рекордсменов мира
при отсутствии необходимого уровня
развития физических качеств.
Неверная
последовательность обучения разным
двигательным действиям, имеющим
одинаковые или похожие элементы.
Например, если вначале обучать подъему
завесом на перекладине, а потом подъему
верхом, то
возникают типичные ошибки
при попытках выполнить это упражнение;
если
изменить последовательность, то
подобных ошибок удастся избежать.
Преждевременное
создание целостного двигательного
представления
о физическом упражнения,
требующем одновременного управления
многими движениями без учета
подготовленности обучаемых, в результате
чего у них создается неверное представление
о способе достижения практической цели
действия.
Недостаточная
информация занимающихся в процессе
обучения о
действительных отклонениях
от заданных параметров движений и
действий.
Как следствие обучаемые
принимают свои неверные двигательные
представления за правильные и
руководствуются ими.
Несоответствие
предлагаемых учебных заданий и
организуемых условий деятельности
способности занимающихся выполнять
двигательное действие. Например,
обучаемые способны выполнить физическое
упражнение, лишь концентрируя внимание
на его составных элементах, а им предложено
выполнять это действие в эстафете, т.е.
в сочетании с другими действиями, в
условиях соревнования на скорость.
Причинами
двигательных ошибок могут также быть:
Недостаточный
уровень развития отдельных физических
качеств или
отсутствие гармонии в их
развитии. Отсюда несоразмерность
мышечных
усилий и излишняя напряженность.
Например, преобладание силы над
другими
качествами часто приводит к ошибкам
при выполнении действий,
требующих
проявления ловкости.
Неуверенность
занимающихся в своих силах, боязнь
падения и болевых ощущений, а также
усталость.
Недостаточная
осознанность учебных заданий и отсюда
неправильное понимание двигательной
задачи и несовершенство умственного
проекта ее решения.
Неблагоприятные
условия внешней среды, а также
несоответствующие особенностям
занимающихся инвентарь и оборудование.
Например,
передвижение двухшажным
попеременным ходом на слишком длинных
иликоротких лыжах, по снежной целине
или по льду, неизбежно повлечет за собой
ошибки в технике его исполнения.
Отрицательный
перенос навыков.
Возникновение
типичных ошибок, которые можно заранее
предвидеть, необходимо предупреждать.
Важнейшими мерами
предупреждения ошибок являются:
-
Соблюдение
закономерностей формирования двигательных
навыков, принципов дидактики и управления
при планировании и осуществлении
процесса обучения двигательным
действиям. В частности, не следует
одновременно или последовательно
без перерыва обучать двигательным
действиям со сходными подготовительными
фазами. -
Подбор средств,
методов и приемов решения частных
учебных задач
в строгом соответствии
с этапом процесса обучения. Учебные
задания должны требовать от занимающихся
доступных усилий для их решения.
Обеспечение надежной страховки,
убеждающей занимающихся в безопасности
выполняемого упражнения. -
Заблаговременное
предупреждение о возможных ошибках
при выполнении движений, определение
их причины и путей их предупреждения. -
Применение
словесного отчета занимающихся о своих
движениях и
действиях. -
Создание обстановки
неотвратимости проверки и оценивания
результатов учебного труда на
протяжении всего процесса обучения,
на каждом занятии. Важно сочетать
при этом самооценку ученика с оцениванием
его действий преподавателем.
Последовательность
исправления ошибок может быть следующая.
Вначале исправляются грубые ошибки,
нарушающие структуру физического
упражнения. Лишь только после этого
устраняются ошибки, снижающие эффективность
действия (значительные и незначительные).
Чем раньше приступают к исправлению
ошибок, тем больше вероятность успеха.
Это обстоятельство подчеркивает значение
срочной информации при обучении
физическим упражнениям. Не следует
исправлять несколько ошибок. Для
исправления возможных ошибок используется
большинство изложенных выше методических
приемов обучения двигательным действиям.
Ниже выделены лишь наиболее важные из
них.
Путями
исправления ошибок являются:
Сопоставление
ошибочного и правильного выполнения с
помощью
разбора и объяснения,
контрастного показа, демонстрации
кинофильма
или видеозаписи.
Обеспечение
направленного прочувствования движений
с физической помощью извне, усложнением
или упрощением двигательного действия,
созданием таких внешних условий, в
которых неправильное выполнение движения
или действия невозможно.
Применение
подводящих упражнений, обеспечивающих
возможность
концентрировать внимание
на движении, которое в основном
действии
выполняется неверно.
Использование
заданий с выполнением движений с разной
степенью усилий, с разными отягощениями
и сопротивлениями, с одновременным
измерением результативности действий.
Роль самого занимающегося в предупреждении
и исправлении ошибок также велика.
Вдумчивое наблюдение, внимательное
выслушивание объяснений и оценок
преподавателя, самоанализ совершаемых
попыток выполнить действия и данных,
полученных с помощью средств срочной
информации, — вот необходимые условия
успешного освоения физических упражнений.
Для исправления
ошибок, стабилизированных в результате
недостаточно квалифицированного
обучения, а также при перестройке техники
физических упражнений в связи с возросшим
уровнем физической подготовленности,
могут быть использованы такие приемы:
Полное изменение
при переучивании всех тех привычных
раздражителей внешней среды, которые
сопутствовали выработке старого навыка.
Прекращение на
время выполнения двигательного действия,
чтобы
затормозить ненужные
условно-рефлекторные связи и лишь только
после
этого вновь приступить к
разучиванию.
Следование правилу:
«от простого к сложному через еще более
сложное». Например, прекратив
разучивание данного физического
упражнения, разучить более трудное, но
сходное с ним по структуре, и затем
уже
от трудного перейти к разучиванию
легкого и др.
Выполнение нового двигательного действия в большинстве случаев связано с отклонениями от заданного образца.
Как показывает практика, при применении любых методов и методик обучения избежать ошибок в технике выполнения, прежде всего сложных двигательных действий, не удается. Типичны при этом такие отклонения, как:
- лишние движения;
- неточность движений;
- замедленность, несвоевременность выполнения;
- излишние мышечные усилия, закрепощенность, скованность движений;
- искажение общего ритма действия.
Это связано с естественными закономерностями формирования двигательного действия (повышенная возбужденность ЦНС, необходимость преодоления избыточных степеней свободы в различных звеньях двигательного аппарата и др.). Вместе с тем ряд таких отклонений может быть обусловлен недостатками применяемой методики в предварительной подготовке к разучиванию действия. Такого рода отклонения относятся к категории ошибок, которые нельзя допускать, исключив причины их возникновения.
Ошибка – это выполнение упражнения с отклонением от заданной техники, которое оказывает ощутимое влияние на результат действия.
Ошибками считают:
- невыполнение или искажение двигательных действий;
- малоэффективные движения.
Предупреждение возникновения ошибок является первоочередной задачей, если их появления не удалось избежать – устранять их. Без определения причины возникновения ошибок невозможно их устранение, следовательно, первоначально необходимо выявить причину возникновения.
Причины возникновения ошибок могут быть следующие:
- Недостаточная подготовленность обучаемых к разучиванию действия (недостаточный уровень знаний о двигательном действии, развития физических способностей, двигательного опыта, волевых качеств).
- Нарушение последовательности обучения разным двигательным действиям (дидактического правила «от простого к сложному»).
- Применение несоответвующих методов обучения.
- Неблагоприятные условия внешней среды, применение инвентаря и оборудования, несоответствующего особенностям занимающихся.
Существуют несколько классификаций типов ошибок.
Ошибки в зависимости от значения, характера, распространенности и количеству вовлеченных элементов можно разделить на группы:
- грубые, значительные и незначительные;
- стабильные и нестабильные;
- типичные и нетипичные (общие и индивидуальные);
- локальные и комплексные.
Ошибки, искажающие основу техники двигательного действия, считаются грубыми. Значительные ошибки связаны с невыполнением общей детали техники, незначительные – с неточным выполнением детали, ведущим к снижению эффективности действия.
Ошибки, возникающие в процессе овладения физическим упражнением, но исчезающие сразу после принятых мер по их устранению, называются нестабильными.
Ошибки, возникшие в результате многократного повторения неправильных движений, переходящие в навык и требующие длительного времени для их устранения, называются стабильными.
Возникновение ошибок, возникающих эпизодически по субъективным причинам, относят к нетипичным. Типичные ошибки, как правило, носят массовый характер и объясняются общностью причин их возникновения у определенного контингента занимающихся. То же самое можно отнести к общим (характерным для большинства) и индивидуальным ошибкам.
Возникновение типичных ошибок, которые можно заранее предвидеть, необходимо предупреждать
Выделяют также ошибки локальные (в отдельных элементах двигательного действия) и комплексные (в нескольких элементах двигательного действия).
Важнейшими мерами предупреждения ошибок являются:
- соблюдение закономерностей формирования двигательных навыков, дидактических принципов при обучении двигательным действиям;
- рациональный подбор средств, методов и приемов обучения в строгом соответствии с этапом процесса обучения;
- заблаговременное предупреждение возможных ошибок при выполнении движений, определение их причины и путей их предупреждения.
Последовательность исправления ошибок.
Вначале исправляются грубые ошибки, нарушающие структуру двигательного действия, затем устраняются ошибки, снижающие эффективность действия (значительные и незначительные). К исправлению ошибок приступают сразу же после их выявления во избежание их дальнейшего закрепления. Если допущено несколько ошибок, их исправляют последовательно, по степени их значимости.
Способы исправления ошибок:
- Сопоставление ошибочного и правильного выполнения с использованием принципа наглядности.
- Обеспечение направленного прочувствования движений с физической помощью извне (проводкой по движению), усложнением или упрощением двигательного действия.
- Создание таких внешних условий, в которых неправильное выполнение движения или действия невозможно.
- Применение подводящих упражнений, обеспечивающих возможность концентрации внимания на движении, которое в основном действии выполняется неверно.
- Использование заданий с выполнением движений с разной степенью усилий, с разными отягощениями и сопротивлениями, с одновременным измерением результативности действий.
- Повторное выполнение специально подводящих упражнений для коррекции деталей техники.
- Выполнение имитационных упражнений.
В предупреждении и исправлении ошибок велика роль самого занимающегося (табл. 2).
Внимательное выслушивание объяснений и оценок преподавателя, наблюдение, самоанализ, сознательное выполнение действия – это необходимые условия успешного освоения физических упражнений.
37. Классификация ошибок при обучении двигательным
действиям. Причины возникновения ошибок и пути их устранения.
На
протяжении всего процесса обучения выполнение занимающимися физических
упражнений может сопровождаться отклонениями фактической техники от заданного
образца. Характер и степень отклонений могут быть различными. К ошибкам относят
как невыполнение или существенное искажение частей двигательных действий, так и
малоэффективные движения, требующие лишь дальнейшего улучшения.
В
зависимости от значения, характера и распространенности ошибок их можно
подразделить соответственно на три группы: 1) грубые, значительные и
незначительные; 2) стабильные и нестабильные; 3) типичные и нетипичные.
Грубыми
считаются ошибки, искажающие основу техники двигательного действия. К
значительной относят невыполнение общей детали техники. К незначительной –
неточное выполнение детали, ведущее к снижению эффективности действия.
Ошибки,
возникающие в процессе овладения физическим упражнением по причине недостаточной
координации усилий или из-за воздействия временных сбивающих факторов и
исчезающие сразу после принятых мер по устранению, называются нестабильными.
Закрепленные в навык ошибки называют стабильными. Они возникают в результате
многократного повторения неправильных движений в условиях практического
применения действия.
К
нетипичным относят ошибки, возникающие эпизодически по субъективным причинам.
Для типичных ошибок свойственна их распространенность, массовость. Это явление
объясняется общностью причин возникновения ошибок для определенного контингента
занимающихся, например, влияние стандартных внешних факторов. Очевидно, что
одна и та же ошибка при выполнении физического упражнения может быть отнесена к
каждой из этих трех групп и одновременно являться значительной, стабильной и
типичной.
Причинами
ошибок при изучении занимающимися физических упражнений нередко становятся
следующие недочеты в преподавании: 1) несоответствие изучаемого образца техники
особенностям физической подготовленности занимающихся; 2) неверная
последовательность обучения разным двигательным действиям, имеющим одинаковые
или похожие элементы; 3) преждевременное создание целостного двигательного
представления о физическом упражнении, требующем одновременного управления
многими движениями без учета подготовленности обучаемых, в результате чего у
них создается неверное представление о способе достижения практической цели
действия; 4) недостаточная информация занимающихся в процессе обучения о
действительных отклонениях от заданных параметров движений и действий; 5)
несоответствие предлагаемых учебных заданий и организуемых условий деятельности
способности занимающихся выполнять двигательное действие.
Причинами
двигательных ошибок могут быть: 1) недостаточный уровень развития отдельных физических
качеств или отсутствие гармонии в их развитии; 2) неуверенность занимающихся в
своих силах, боязнь падения и болевых ощущений, а также усталость; 3)
недостаточная осознанность учебных заданий и отсюда неправильное понимание
двигательной задачи и несовершенство умственного проекта ее решения; 4)
неблагоприятные условия внешней среды, а также несоответствующие особенностям
занимающихся инвентарь и оборудование; 5) отрицательный перенос навыков.
Важнейшими
мерами предупреждения ошибок являются:
1.
Соблюдение закономерностей формирования двигательных навыков, принципов
дидактики и управления при планировании и осуществлении процесса обучения
двигательным действиям. В частности, не следует одновременно или
последовательно без перерыва обучать двигательным действиям со сходными
подготовительными фазами.
2.
Подбор средств, методов и приемов решения частных учебных задач в строгом
соответствии с этапом процесса обучения. Учебные задания должны требовать от
занимающихся доступных усилий для их решения. Обеспечение надежной страховки,
убеждающей занимающихся в безопасности выполняемого упражнения.
3.
Заблаговременное предупреждение о возможных ошибках при выполнении движений,
определение их причины и путей их предупреждения.
4.
Применение словесного отчета занимающихся о своих движениях и действиях.
5.
Создание обстановки неотвратимости проверки и оценивания результатов учебного
труда на протяжении всего процесса обучения, на каждом занятии. Важно сочетать
при этом самооценку ученика с оцениванием его действий преподавателем.
Последовательность
исправления ошибок может быть следующая. Вначале исправляются грубые ошибки,
нарушающие структуру физического упражнения. Лишь только после этого
устраняются ошибки, снижающие эффективность действия (значительные и незначительные).
Чем раньше приступают к исправлению ошибок, тем больше вероятность успеха. Это
обстоятельство подчеркивает значение срочной информации при обучении физическим
упражнениям. Не следует исправлять несколько ошибок. Для исправления возможных
ошибок используется большинство изложенных выше методических приемов обучения
двигательным действиям.
Путями
исправления ошибок являются:
1.
Сопоставление ошибочного и правильного выполнения с помощью разбора и
объяснения, контрастного показа, демонстрации кинофильма или видеозаписи;
2.
Обеспечение направленного прочувствования движений с физической помощью извне,
усложнением или упрощением двигательного действия, созданием таких внешних
условий, в которых неправильное движение или действие невозможно;
3.
Применение подводящих упражнений, обеспечивающих возможность концентрировать
внимание на движении, которое в основном действии выполняется неверно;
4.
Использование заданий с выполнением движений с разной степенью усилий, с
разными отягощениями и сопротивлением, с одновременным измерением
результативности действий. Роль самого занимающегося в предупреждении и
исправлении ошибок также велика. Вдумчивое наблюдение, внимательное
выслушивание объяснений и оценок преподавателя, самоанализ совершаемых попыток
выполнить действия и данных, полученных с помощью средств срочной информации, —
вот необходимые условия успешного освоения физических упражнений.
Для
исправления ошибок, стабилизированных в результате недостаточно
квалифицированного обучения, а также при перестройке техники физических
упражнений в связи с возросшим уровнем физической подготовленности, могут быть
использованы такие приемы:
1.
Полное изменение при переучивании всех тех привычных раздражителей внешней
среды, которые сопутствовали выработке старого навыка;
2.
Прекращение на время выполнения двигательного действия, чтобы затормозить
ненужные условно-рефлекторные связи и лишь только после этого вновь приступить
к разучиванию;
3.
Следовать правилу: «от простого к сложному через еще более сложное».
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Критериями оценки по физической культуре являются качественные и количественные показатели.
Качественные показатели успеваемости — это степень овладения программным материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной деятельности.
Количественные показатели успеваемости — это сдвиги в физической подготовленности, складывающиеся обычно из показателей развития основных физических способностей: силовых, скоростных, координационных; выносливости, гибкости и их сочетаний (силовой выносливости, скоростно-силовых качеств и т. п.).
Индивидуальные особенности, которые необходимо учитывать, можно разделить на две большие группы: телесные и психические.
Телесные — это особенности физического развития (длина и масса тела), тип телосложения (астеноидный, дигестивный, торакальный и мышечный).
Наиболее внимательного и деликатного отношения к себе при выставлении оценок требуют дети дигестивного (с избыточной массой) и астеноидного (слабого) типа телосложения. В ряде случаев следует обращать внимание на особенности строения тела, костно-мышечного аппарата, также влияющих на овладение отдельными разделами программы или на выполнение нормативов.
При оценке успеваемости учащихся не меньшее значение имеет также учёт психических особенностей личности. Детям с заторможенным восприятием и мышлением необходимо больше времени для осмысления заданий учителя, подготовки к ответу, выполнения упражнения. Учащимся с плохой двигательной памятью труднее воспроизвести требуемые образцы или отдельные детали осваиваемых движений. Эмоциональным, легковозбудимым учащимся следует создать спокойную, доброжелательную обстановку, в которой они могли бы продемонстрировать свои достижения. Нерешительным, с недостаточно развитыми волевыми качествами учащимся необходимо дать время для адаптации к условиям повышенной трудности заданий, оказать им более надёжную страховку и помощь и т. д.
При учёте индивидуальных особенностей учителю необходимо быть максимально тактичным, внимательным, не унижать достоинство учащегося, использовать оценку таким образом, чтобы она способствовала повышению и дальнейшему развитию интереса учащихся к физической культуре.
В соответствии с процессами обучения двигательным действиям, развитием физических способностей оценка успеваемости включает в себя следующие виды учёта: предварительный, текущий и итоговый.
Предварительный учёт проводится на первых уроках учебного года, в начале изучения отдельных тем или разделов программы.
Данные предварительного учёта следует фиксировать в специальных протоколах или рабочих тетрадях учителя. То же самое, как показывает опыт школ, целесообразно осуществлять самим учащимся в дневниках самоконтроля, паспортах здоровья.
Текущий учёт позволяет учителю получить сведения о ходе овладения учащимся программным материалом. Это даёт возможность оценить правильность выбранной методики обучения.
В процессе урока текущая отметка может быть выставлена за любые слагаемые программного материала: усвоение знаний и контрольного двигательного умения, достигнутый уровень в развитии двигательных способностей, выполнение домашних, самостоятельных заданий, умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. В отдельных случаях учитель суммирует все полученные за занятие оценки в один поурочный балл.
Текущая оценка на разных этапах обучения двигательному действию имеет свои особенности. При начальном разучивании техники предъявляется меньше требований, а само движение выполняется в облегчённых условиях. На этапе повторения двигательного действия оно выполняется в более сложных, специально созданных условиях. Наконец, на этапе совершенствования — в условиях соревнований, игры или в усложнённых комбинациях.
Итоговая оценка выставляется за усвоение темы, раздела, за четверть (в старших классах — за полугодие), учебный год. Она включает в себя текущие оценки, полученные учащимися за усвоение программного материала, темпы прироста физических способностей, умения осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.
Критерии оценки успеваемости по разделам программы
При оценке знаний учащихся по предмету «Физическая культура» надо учитывать их глубину, полноту, аргументированность, умение использовать их применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями.
Оценка «5» выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя в деятельности.
Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.
Оценку «3» получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике.
Оценка «2» выставляется за непонимание и незнание материала программы.
С целью проверки знаний используются различные методы.
Оценка техники владения двигательными действиями:
«5» — двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и чётко; учащиеся по заданию учителя используют их в нестандартных условиях;
«4» — двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и чётко, наблюдается некоторая скованность движений;
«3» — двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряжённому выполнению. Учащийся по заданию учителя не может выполнить его в нестандартных и сложных в сравнении с уроком условиях;
«2» — двигательное действие выполнено неправильно, с грубыми ошибками, неуверенно, нечётко.
В число методов оценки техники владения двигательными действиями входят методы наблюдения, вызова, упражнения и комбинированный.
Подобными методами оценивается и владение способами, осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. Учащиеся должны самостоятельно организовать места занятий, подобрать средства и инвентарь, применять их в конкретных условиях, контролировать ход выполнения деятельности и оценивать итоги.
Чтобы правильно и точно оценить уровень физической подготовленности учащегося, учителю следует учитывать два показателя. Первый — исходный уровень подготовленности в соответствии с ныне действующей Комплексной программой физического воспитания. Второй — сдвиги ученика в показателях физической подготовленности за определённый период времени. При оценке сдвигов в показателях определённых качеств учитель должен принимать во внимание особенности развития отдельных двигательных способностей, динамику их изменения у детей определённого возраста, исходный уровень. При прогнозировании прироста скоростных способностей, которые являются более консервативными в развитии, не следует планировать больших сдвигов. При прогнозировании же показателей выносливости в беге умеренной интенсивности, силовой выносливости темпы прироста могут быть выше.
При оценке темпов прироста на отметку «5», «4», «3» учитель должен исходить из вышеприведённых аргументов, поскольку в каждом конкретном случае предсказание этих темпов осуществить невозможно. Задания учителя по улучшению показателей физической подготовленности должны представлять определённую трудность, но быть реально выполнимыми. Достижение этих сдвигов при условии систематических занятий даёт основание учителю для выставления высокой оценки.
Итоговая оценка успеваемости по физической культуре складывается из суммы баллов, полученных учащимся за все её составляющие. При этом преимущественное значение имеют оценки за умения и навыки осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную деятельность.
Учащиеся, отнесённые по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, оцениваются на общих основаниях, за исключением тех видов двигательных действий и нормативов, которые им противопоказаны по состоянию здоровья.
Учащиеся специальной медицинской группы оцениваются по уровню овладения ими раздела «Основы знаний», умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность и выполнения доступных для них двигательных действий.
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.
Значительные ошибки — это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого. К значительным ошибкам относятся:
-
старт не из требуемого положения;
-
отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;
-
бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;
-
несинхронность выполнения упражнения.
Грубые ошибки — это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и .результат выполнения упражнения.
Характеристика цифровой оценки (отметки).
Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается наличие мелких ошибок.
Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких.
Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых, но ученик при повторных выполнениях может улучшить результат.
Оценка «2» выставляется, если упражнение не выполнено. Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок.
значительная ошибка
- значительная ошибка
-
значительная ошибка
существенная ошибка
значительная погрешность
существенная погрешность
—
[А.С.Гольдберг. Англо-русский энергетический словарь. 2006 г.]Тематики
- энергетика в целом
Синонимы
- существенная ошибка
- значительная погрешность
- существенная погрешность
Справочник технического переводчика. – Интент.
2009-2013.
Смотреть что такое «значительная ошибка» в других словарях:
-
значительная — • значительная величина • значительная высота • значительная гибкость • значительная глубина • значительная деформация • значительная жертва • значительная инвестиция • значительная концентрация • значительная масса • значительная мера •… … Словарь русской идиоматики
-
ошибка — • большая ошибка • великая ошибка • вопиющая ошибка • грубая ошибка • значительная ошибка • колоссальная ошибка • коренная ошибка • крупная ошибка • непоправимая ошибка • огромная ошибка • серьезная ошибка • смертельная ошибка • чудовищная ошибка … Словарь русской идиоматики
-
Ошибка копирования — * памылка капіравання * copy error or miscopying форма точковой мутации, при которой происходит неправильное включение нуклеотидов в ДНК в процессе репликации. Обычно О. к. исправляются с участием механизмоврепарации, однако значительная часть… … Генетика. Энциклопедический словарь
-
ошибка копирования — copy error, miscopying ошибка копирования. Форма точковой мутации <point mutation> включение неправильных нуклеотидов в ДНК в процессе репликации; как правило, О.к. исправляются с участием эффективных механизмов репарации <repair>,… … Молекулярная биология и генетика. Толковый словарь.
-
Фундаментальная ошибка атрибуции (fundamental attribution error, FAE) — Понятие фундаментальной ошибки атрибуции (ФОА) входит в теорию атрибуции, рассматривающую процессы, к рые используются людьми для объяснения поведения. Заключения о причинах поступков того или иного человека подразделяются на 2 категории:… … Психологическая энциклопедия
-
Cdparanoia — Тип CD ripper Разработчик Xiph.Org ОС Unix like, BeOS Версия III 10.2 (11 сентября, 2008) Лицензия … Википедия
-
cdparanoia — Тип CD ripper Разработчик Xiph.Org Операционная система Unix like, BeOS Последняя версия III 10.2 (11 сентября, 2008) Лицензия GNU General Public License … Википедия
-
RAW (формат данных) — У этого термина существуют и другие значения, см. RAW. RAW (англ. raw cырой, необработанный) формат данных, содержащий необработанные (или обработанные в минимальной степени) данные, что позволяет избежать потерь информации, и не имеющий… … Википедия
-
Миссури (река) — Миссури Missouri Миссури в штате Северная Дакота Характеристика Длина … Википедия
-
Ростов — Не следует путать с Ростовом на Дону. У этого термина существуют и другие значения, см. Ростов (значения). Город Ростов Флаг Герб … Википедия
Вопрос 2 Двигательные ошибки, их характеристика, причины возникновения, способы их устранения
К ошибкам относят
как невыполнение или существенное
искажение частей двигательных действий,
так и малоэффективные движения, требующие
лишь дальнейшего улучшения.
В зависимости от
значения, характера и распространенности
ошибок их можно подразделить соответственно
на три группы:
-
грубые, значительные
и незначительные; -
стабильные и
нестабильные; -
типичные и
нетипичные;
Грубыми считаются
ошибки, искажающие основу техники
двигательного действия. К значительной
ошибке относят невыполнение общей
детали техники; к незначительной —
неточное выполнение детали, ведущее к
снижению эффективности действия.
Ошибки, возникающие
в процессе овладения физическим
упражнением по причине недостаточной
координации усилий или из-за воздействия
временных сбивающих факторов и исчезающие
сразу после принятых мер по их устранению,
называются нестабильными. Закрепленные
в навык ошибки называются стабильными.
Они возникают в результате многократного
повторения неправильных движений в
условиях практического применения
действия.
К нетипичным
относятся ошибки, возникающие эпизодически,
как правило, по субъективным причинам.
Для типичных ошибок свойственна их
распространенность, массовость. Это
явление объясняется общностью причин
возникновения ошибок для определенного
контингента, занимающихся, например,
влияние стандартных внешних факторов
или недостатки общепринятой методики
обучения данному физическому упражнению.
Очевидно, что одна
и та же ошибка при выполнении физического
упражнения может быть отнесена к каждой
из этих трех групп и одновременно
являться значительной, стабильной и
типичной (например, движение по дуге
при прыжках в высоту с разбега способом
«перешагивание»),
Причинами ошибок,
при изучении занимающимися физических
упражнений нередко становятся следующие
недочеты в преподавании:
-
Несоответствие
изучаемого образца техники особенностям
физической подготовленности занимающихся.
Например, подражание технике чемпионов
и рекордсменов мира при отсутствии
необходимого уровня развития физических
качеств. -
Неверная
последовательность обучения разным
двигательным действиям, имеющим
одинаковые или похожие элементы.
Например, если вначале обучать подъему
завесом на перекладине, а потом подъему
верхом, то возникают типичные ошибки
при попытках выполнить это упражнение;
если изменить последовательность, то
подобных ошибок удастся избежать. -
Преждевременное
создание целостного двигательного
представления о физическом упражнении,
требующем одновременного управления
многими движениями без учета
подготовленности обучаемых, в результате
чего у них создается неверное представление
о способе достижения практической цели
действия. -
Недостаточная
информация занимающихся в процессе
обучения о действительных отклонениях
от заданных параметров движений и
действий. Как следствие обучаемые
принимают свои неверные двигательные
представления за правильные и
руководствуются ими. -
Несоответствие
предлагаемых учебных заданий и
организуемых условий деятельности
способности занимающихся выполнять
двигательное действие. Например,
обучаемые способны выполнить физическое
упражнение, лишь концентрируя внимание
на его составных элементах, а им
предложено выполнять это действие в
эстафете, т.е. в сочетании с другими
действиями, в условиях соревнования
на скорость.
Причинами
двигательных ошибок могут также быть:
-
Недостаточный
уровень развития отдельных физических
качеств или
отсутствие гармонии в их
развитии. Отсюда несоразмерность
мышечных
усилий и излишняя напряженность.
Например, преобладание силы над
другими
качествами часто приводит к ошибкам
при выполнении действий,
требующих
проявления ловкости. -
Неуверенность
занимающихся в своих силах, боязнь
падения и болевых ощущений, а также
усталость. -
Недостаточная
осознанность учебных заданий и отсюда
неправильное понимание двигательной
задачи и несовершенство умственного
проекта ее решения. -
Неблагоприятные
условия внешней среды, а также
несоответствующие особенностям
занимающихся инвентарь и оборудование.
Например,
передвижение двухшажным
попеременным ходом на слишком длинных
или коротких лыжах, по снежной целине
или по льду, неизбежно повлечет за собой
ошибки в технике его исполнения. -
Отрицательный
перенос навыков.
Возникновение
типичных ошибок, которые можно заранее
предвидеть, необходимо предупреждать.
Важнейшими мерами
предупреждения ошибок являются:
-
Соблюдение
закономерностей формирования двигательных
навыков, принципов дидактики и управления
при планировании и осуществлении
процесса обучения двигательным
действиям. В частности, не следует
одновременно или последовательно
без перерыва обучать двигательным
действиям со сходными подготовительными
фазами. -
Подбор средств,
методов и приемов решения частных
учебных задач
в строгом соответствии
с этапом процесса обучения. Учебные
задания должны требовать от занимающихся
доступных усилий для их решения.
Обеспечение надежной страховки,
убеждающей занимающихся в безопасности
выполняемого упражнения. -
Заблаговременное
предупреждение о возможных ошибках
при выполнении движений, определение
их причины и путей их предупреждения. -
Применение
словесного отчета занимающихся о своих
движениях и
действиях. -
Создание обстановки
неотвратимости проверки и оценивания
результатов учебного труда на
протяжении всего процесса обучения,
на каждом занятии. Важно сочетать
при этом самооценку ученика с оцениванием
его действий преподавателем.
Последовательность
исправления ошибок может быть следующая.
Вначале исправляются грубые ошибки,
нарушающие структуру физического
упражнения. Лишь только после этого
устраняются ошибки, снижающие эффективность
действия (значительные и незначительные).
Чем раньше приступают к исправлению
ошибок, тем больше вероятность успеха.
Это обстоятельство подчеркивает значение
срочной информации при обучении
физическим упражнениям. Не следует
исправлять несколько ошибок. Для
исправления возможных ошибок используется
большинство изложенных выше методических
приемов обучения двигательным действиям.
Ниже выделены лишь наиболее важные из
них.
Путями исправления
ошибок являются:
-
Сопоставление
ошибочного и правильного выполнения
с помощью
разбора и объяснения,
контрастного показа, демонстрации
кинофильма
или видеозаписи. -
Обеспечение
направленного прочувствования движений
с физической помощью извне, усложнением
или упрощением двигательного действия,
созданием таких внешних условий, в
которых неправильное выполнение
движения или действия невозможно. -
Применение
подводящих упражнений, обеспечивающих
возможность
концентрировать внимание
на движении, которое в основном
действии
выполняется неверно. -
Использование
заданий с выполнением движений с разной
степенью усилий, с разными отягощениями
и сопротивлениями, с одновременным
измерением результативности действий.
Роль самого занимающегося в предупреждении
и исправлении ошибок также велика.
Вдумчивое наблюдение, внимательное
выслушивание объяснений и оценок
преподавателя, самоанализ совершаемых
попыток выполнить действия и данных,
полученных с помощью средств срочной
информации, — вот необходимые условия
успешного освоения физических упражнений.
Для исправления
ошибок, стабилизированных в результате
недостаточно квалифицированного
обучения, а также при перестройке техники
физических упражнений в связи с возросшим
уровнем физической подготовленности,
могут быть использованы такие приемы:
-
Полное изменение
при переучивании всех тех привычных
раздражителей внешней среды, которые
сопутствовали выработке старого навыка. -
Прекращение на
время выполнения двигательного действия,
чтобы
затормозить ненужные
условно-рефлекторные связи и лишь
только после
этого вновь приступить
к разучиванию. -
Следование правилу:
«от простого к сложному через еще более
сложное». Например, прекратив разучивание
данного физического упражнения, разучить
более трудное, но сходное с ним по
структуре, и затем уже от трудного
перейти к разучиванию легкого и др.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Предложения со словосочетанием «значительные ошибки»
Это говорит о том, что наладить систему контроля, не допускающую значительных ошибок, в принципе возможно.
Здесь коренилась другая, самая значительная ошибка отца, хотя, конечно, отец не мог предвидеть отдалённых последствий.
Все эти компоненты тесно связаны между собой, поэтому невыполнение любого из них является значительной ошибкой.
В случае значительных ошибок в прогнозировании специалисты обычно говорят о том, что «данные находятся за пределами выборки».
Повторюсь, я не стремился к таким знаниям, но, по всей видимости, допустил более значительную ошибку, привёдшую меня в death row: я зарекался от тюрьмы.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: аллод — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
В дальнейшем значительные ошибки делались при переводах.
К примеру, скорость радиоактивного распада – меняющаяся, а не стабильная величина, поэтому все методы датировки событий по скорости радиоактивного распада дают значительную ошибку, так как материя «стареет», то есть разряжается, что изменяет её характеристики.
– Арабы, переводя астрологические тексты античных учёных на арабский язык, допустили ряд значительных ошибок, ввиду непонимания ими сути научных концепций и терминов.
Все значительные ошибки человечества происходят по вине воображения, которое не в силах удержаться сделать объективной реальностью субъективное восприятие любой ситуации.
Ассоциации к слову «значительный»
Ассоциации к слову «ошибка»
Синонимы к слову «значительный»
Синонимы к слову «ошибка»
Цитаты из русской классики со словосочетанием «значительные ошибки»
- 3-госентября. Я сделал значительную ошибку: нет, совсем этой неосторожности не конец. Из консистории получен запрос: действительно ли я говорил импровизацией проповедь с указанием на живое лицо? Ах, сколь у нас везде всего живого боятся! Что ж, я так и отвечал, что говорил именно вот как и вот что. Думаю, не повесят же меня за это и головы не снимут, а между тем против воли смутно и спокойствие улетело.
- Марья Васильевна, как всегда, не только крепко пожала, но и сильно тряхнула руку Полторацкого. И еще раз напомнив ему его ошибку, когда он пошел с бубен, она улыбнулась ему, как показалось Полторацкому, прелестной, ласковой и значительной улыбкой.
- Спасибо тебе, любезный Александр Петрович, за твое письмо: [Неизданное письмо А. П. Барятинского к Пущину от 14 февраля 1841 г. представляет значительный интерес для характеристики этого выдающегося декабриста-материалиста, талантливого поэта, писавшего превосходные стихи по-французски, тогда как по-русски он писал — прозою — плохо и с ошибками.
- (все
цитаты из русской классики)
Сочетаемость слова «ошибка»
- большая ошибка
роковая ошибка
подобная ошибка - ошибки прошлого
ошибка природы
ошибки молодости - исправление ошибок
множество ошибок
цена ошибки - ошибка вышла
ошибки случаются
ошибка произошла - совершать ошибку
допустить ошибку
исправить ошибку - (полная таблица сочетаемости)
Значение слова «значительный»
-
ЗНАЧИ́ТЕЛЬНЫЙ, —ая, —ое; —лен, —льна, —льно. 1. Большой по величине, размерам, численности, силе и т. п. Значительное расстояние. В значительной степени. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ
Значение слова «ошибка»
-
ОШИ́БКА, -и, род. мн. —бок, дат. —бкам, ж. 1. Неправильность в какой-л. работе, вычислении, написании и т. п. Допустить ошибку. Грамматическая ошибка. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ОШИБКА
Афоризмы русских писателей со словом «значительный»
- За самостоятельный, по развитию и обращению, язык должно признать тот, у которого есть своя грамматика; за наречие — незначительное уклонение от него, без своей грамматики и письменности; говор — еще менее значительное уклонение, относящееся более к особенностям произношения и напеву, по пословице: что город, то норов, что деревня, то обычай, что двор, то говор.
- Рассматривая народ как существо духовного порядка, мы можем назвать язык, на котором он говорит, его душой, и тогда история этого языка будет значительнее, чем даже история политических изменений этого народа, с которыми, однако, история его тесно связана.
- Для веселия
планета наша
мало оборудована.
Надо
вырвать
радость
у грядущих дней.
В этой жизни
помереть
не трудно.
Сделать жизнь
значительно трудней. - (все афоризмы русских писателей)
Отправить комментарий
Дополнительно
Смотрите также
ЗНАЧИ́ТЕЛЬНЫЙ, —ая, —ое; —лен, —льна, —льно. 1. Большой по величине, размерам, численности, силе и т. п. Значительное расстояние. В значительной степени.
Все значения слова «значительный»
ОШИ́БКА, -и, род. мн. —бок, дат. —бкам, ж. 1. Неправильность в какой-л. работе, вычислении, написании и т. п. Допустить ошибку. Грамматическая ошибка.
Все значения слова «ошибка»
- немалый
- неимоверный
- порядочный
- существенный
- немаловажный
- (ещё синонимы…)
- оплошность
- просчёт
- неточность
- недосмотр
- промах
- (ещё синонимы…)
- значение
- (ещё ассоциации…)
- ошибаться
- ошибочность
- неправильно
- промах
- опечатка
- (ещё ассоциации…)
- значительное расстояние
- значительная часть населения
- оказаться значительными
- (полная таблица сочетаемости…)
- большая ошибка
- ошибки прошлого
- исправление ошибок
- ошибка вышла
- совершать ошибку
- (полная таблица сочетаемости…)
- Разбор по составу слова «значительный»
- Разбор по составу слова «ошибка»
- Как правильно пишется слово «значительный»
- Как правильно пишется слово «ошибка»