В завершение практических занятий, уже традиционно, мы предлагаем студентам написать статьи или эссе на жизненно важные и актуальные темы для опубликования их на сайте Уполномоченного. Вот и в этот раз мы предложили будущим специалистам по вопросам социальной безопасности, учитывая специфику этой профессии, поразмышлять на тему взаимосвязи проблемы плохого знания нашей молодежью истории Отечества и возникновения соответствующих социальных рисков для народа и государства.
Предлагаем вашему вниманию две статьи на эту тему.
Знание истории поможет избежать ошибок прошлого
В условиях современного российского общества, в котором происходят постоянные изменения, увеличилось количество социальных рисков. Социальные изменения приводят к росту социальной напряженности в обществе, а также подверженности людей социальным рискам.
Социальные риски – это риски, пронизывающие все общественные слои, группы, одни из которых выступают субъектами, а другие – объектами риска. Управлять ими можно на основе совместного, взаимовыгодного участия и согласованности интересов участников.
Одним из таких социальных рисков является незнание истории своей страны молодым поколением российского общества.
Так, например, по результатам статистики ЕГЭ 2015 года история занимает предпоследнее место после математики и имеет средний балл 46,7, что говорит о незнании истории выпускниками школ.
Ещё великий российский ученый – Михаил Васильевич Ломоносов сказал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».
Безусловно, незнание истории своей страны, усугублённое изучением фальсифицированной истории – опасно: оно рождает негативное отношение к своей стране и к своему народу. Опасны манипуляции с историей, что наиболее очевидно на примере Украины, где уже сейчас политики высшего уровня искажают исторические факты Второй мировой войны. Не так давно во время визита в Германию премьер-министр (уже бывший) Украины Арсений Яценюк заявил, что СССР в годы Второй мировой войны оккупировал Украину и часть Европы, не вдаваясь в такие подробности, что Украина на тот момент входила в состав СССР. Или недавнее заявление польских политиков, что Волынская резня, осуществлённая в годы Второй мировой войны украинскими националистами, в которой погибли более 100 тысяч женщин, стариков и детей польской национальности – это деяние СССР. Также совершаются попытки перекодировать общество, что чревато, в том числе и негативными политическими последствиями.
Изучение истории является важнейшей составляющей национальной безопасности.
Немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель однажды сказал: «История повторяется дважды. Первый раз в виде трагедии, второй – в виде фарса».
Так, например, Европа нападает на Россию, еще начиная со времен Александра Невского, что мы и можем наблюдать на сегодняшний день.
Знание народом истории своей страны, во многом поможет ему избежать ошибок прошлого. Приняв во внимание опыт предыдущих поколений, общество имеет возможность более эффективно развивать свое будущее.
Яна Ростовцева, студентка 3 курса УРФУ,
Кафедра социальной безопасности
Историко-патриотическое воспитание как основа национальной безопасности
Вопрос национальной безопасности России всегда стоял достаточно остро. Причиной тому, огромные территории и геополитическое положение России, соединяющей восточную и западную цивилизации.
Сегодня вопросы национальной безопасности, включающие государственную и военную безопасность, вновь обретают особое значение. В данных условиях необходима система мер по укреплению безопасности нации и государства.
Одной из таких мер можно считать принятие Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, на основе на которой реализуются целевые программы. Так, например, в Свердловской области была реализована областная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан в Свердловской области» на 2011–2015 годы. Кроме того, на территории Свердловской области принята стратегия патриотического воспитания граждан в Свердловской области до 2020 года. Стратегия направлена на воспитания патриотизма граждан.
Основными направлениями данной стратегии является: экономико-патриотическое воспитание, социально-патриотическое воспитание, спортивно-патриотическое воспитание, культурно-патриотическое воспитание, гражданско-патриотическое воспитание, военно-патриотическое воспитание, историко-патриотическое воспитание.
Стратегия предусматривает, что субъектам патриотического воспитания являются: органы государственной власти, органы местного самоуправления, образовательные организации, учреждения культуры, спорта, учреждения по работе с молодежью, средства массовой информации и другие социальные институты.
На мой взгляд, одним из основных институтов в данном вопросе должны стать образовательные организации и в первую очередь школа. Поскольку процесс воспитания наиболее эффективен именно в школьный период, а воспитать гражданина-патриота в более позднем возрасте крайне тяжело, если в процессе обучения в школе человек не усвоил таких вещей как любовь к своей стране, любовь к малой родине и другие базовые ценности. И здесь, по моему мнению, крайне важным является историко-патриотическое воспитание, поскольку именно знание истории позволяет человеку почувствовать преемственность поколений, связь с прошлым и осознать масштаб исторического предназначения своей страны, свое место в её истории.
Однако, реальное положение дел далеко от идеала. Можно говорить о том, что сегодняшние школьники знают крайне плохо. В 2015 году средний балл ЕГЭ по истории в среднем по стране был одним из самых низких среди других предметов. Каковы показатели в 2016 году пока неизвестно, однако, в любом случае, результаты единого государственного экзамена можно воспринимать лишь как косвенные показатели, поскольку экзамен в его нынешней форме вряд ли способен объективно оценить знания школьников в области истории. Многочисленные социологические опросы подтверждают тезис о незнании молодым поколением истории своей страны и своего региона.
На мой взгляд, для того, чтобы переломить ситуацию необходимо пересмотреть отношение к истории, как школьному предмету. В последнее время широко обсуждался вопрос о включении английского языка в перечень обязательных для сдачи предметов. Мне кажется, что значение истории ничуть не ниже, а возможно и выше, чем знание иностранного языка, а значит, история должна претендовать на включение в список обязательных для сдачи предметов или, по крайней мере, на увеличение количества часов в неделе. Кроме того, до сих пор остается дискуссионным вопрос о подходе к преподаванию истории. Идея создания единого учебника по истории встретила множество как положительных, так и отрицательных откликов и эффективность данной идеи пока сложно оценить. Однако, очевидно, что решение данного круга вопросов имеют первостепенное значение для национальной безопасности России, ведь именно в историческом пространстве рождается и живет нация. Не знание же и искажение собственной истории способно привести к увеличению социальных рисков на первом этапе, и в перспективе гибели нации или государства, что наглядно демонстрирует наука-история и многие сегодняшние геополитические потрясения.
Яков Крохин, студент 3 курса УрФУ,
Кафедра социальной безопасности
Глава Тамбовской области размышляет об истории, историческом знании, специальной военной операции и поддержке российской армии.
ПРИОБЩЕНИЕ К ИСТОРИИ
– Максим Борисович, известно о Вашем увлечении историей. Откуда оно пошло?
– От родителей, в первую очередь. Моя мама – учитель истории, директор школы – более 40 лет занималась педагогической деятельностью. Сколько помню себя в детстве и юности, рядом со мной всегда был мир истории. Я был погружен в него. Да и папа очень многое дал мне в плане понимания исторического процесса. Он относился к образованию и самообразованию очень неформально, по-настоящему. У него дома, например, было полное собрание сочинений Владимира Ильича Ленина. Так вот, он перечитывал многие статьи, делал какие-то пометки, старался во всё вникнуть. Очень вдумчиво относился к историческим источникам.
– А как Вы приобщались к истории?
– Мама приобщала. Папин пример перед глазами был всегда. Я, будучи школьником, в этнографические экспедиции по своей родной Нижегородской области ездил. Летописи читал.
– Знаю, что у Вас есть ещё один интерес – к географическим картам. Откуда это?
– От любви к истории, конечно. Карты – часть процесса её постижения. Приобретая карту, я изучаю это место. Возникают и интерес, и цель всё понять. В моей небольшой коллекции сейчас около 40 карт.
– Вы и филателист, насколько я знаю. Какие марки собираете?
– Нет, сейчас я не филателист. Это было детское, юношеское, но довольно долгое, увлечение. Ходил в филателистический кружок. Мы обменивались марками – главным образом, с ровесниками-филателистами из стран социалистического блока. И не только социалистического. Французы, например, очень хотели иметь советские марки об искусстве. Мой же интерес к маркам выражался не только в их собирании, но и в чтении специальной филателистической литературы. К концу школы этот интерес постепенно уступил место другим увлечениям.
ОБ ИСТОРИКАХ
– Любовь к истории, возможно, была сформирована и профессиональными историками?
– В 1980-е гг. в СССР были изданы и оказались доступны собрания сочинений Сергея Михайловича Соловьёва и Василия Осиповича Ключевского. Мне удалось увидеть их взгляды на нашу историю. Мой кругозор расширился, а интуитивный интерес к истории, стимулируемый родителями, дополнился академической эрудицией больших учёных.
– А что Вас так привлекло в их трудах?
– В первом же томе у Соловьёва – его размышления о природе русской государственности и её влиянии на историю. Вообще говоря, его многотомная «История России с древнейших времён» поразила своими деталями. И именно тогда я понял роль факта в постижении собственно истории. Лекции Ключевского, обобщённые им в «Курсе русской истории», дополнили мои представления о России, как, впрочем, и некоторые труды Н.М. Карамзина и Н.И. Костомарова. У Ключевского я обнаружил чёткое научное обоснование необходимости изучения местной истории, что тогда и подтолкнуло меня принять участие в этнографической экспедиции на моей малой родине. С тех пор я полюбил, как бы сейчас сказали, историю пространственной России. Люблю путешествовать, знакомиться с историей и культурой каждого нового места.
ОБ ИСТОРИИ ТАМБОВЩИНЫ
– Сейчас Вы на Тамбовщине. После вступления в должность и.о. главы региона в 2021 г. сразу же посетили областной краеведческий музей. Отчего возникла такая потребность?
– Хотел понять историю Тамбовской губернии.
– Для чего?
– Всё очень просто. У меня есть и общий, и профессиональный интересы. Об общем интересе к истории я уже говорил. Согласитесь, вообще непонятно, как можно жить в каком-то месте и не знать его историю. А профессиональный интерес заключается в том, что мне теперь легче понять тамбовского человека – то, как взаимодействовать с ним, как выстраивать социальные коммуникации. Да и как формировать региональную политику – тоже. Для меня абсолютно ясно, что знание истории помогает понять ошибки, которые когда-то совершались.
– И как Вам кажется – Вы поняли историю нашего края?
– Думаю, я многое понял – и в истории Тамбовского края, и в ментальности тамбовского человека. Тамбовщина с 17 века переживала постоянный рост. Вдоль течения рек Цна и Ока была сформирована огромная тамбовская губерния. К революции 1917 г. она насчитывала 12 уездов, около 3 млн. населения. После гражданской войны и Антоновщины начинается торможение и раздёргивание её территории. Сейчас в состав Тамбовской области входят лишь 4 из 12 бывших уездов – Тамбовский, Козловский, Кирсановский и Моршанский. Думаю, многие тамбовские жители, едущие в Москву, Рязань, Воронеж, Пензу, Нижний Новгород, уже далеко – за сотню-другую километров за пределами Тамбовской области – даже не предполагают, что они всё ещё остаются в Тамбовской губернии. Борисоглебск, Елатьма, Лебедянь, Липецк, Спасск, Темников, Усмань, Шацк были когда-то уездными городами Тамбовской губернии.
– Ваши первые же решения – поддержать издания наших тамбовских историков – были ими благодарно встречены. Почему Вы так решили?
– Ну как не помогать? Это же история нашего общего места.
ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ
–История России – это во многом история государства и военная история. Вы согласны со мной?
– Да, согласен. Такая наша история на самом деле. Создателя «Истории государства Российского» Николая Михайловича Карамзина, мне рассказывали специалисты, в историографии позднее критиковали за то, что он писал, главным образом, историю царей и войн. Его критики, думаю, не правы.
– Почему же?
– История России сложная. Она развивается по спирали. Каждый век на Россию нападают одни и те же. Периодически она вынуждена воевать с Европой. Вспомните – Наполеон, Крымская кампания, Первая и Вторая Мировые войны. Я даже не беру ранние периоды русской и российской истории. Мы находились во враждебном окружении. Нам навязывали войны. Нашу страну всегда хотели и хотят уничтожить. Использовались самые разные поводы для этого. Основания же всегда одни – устранение сильного конкурента и взятие под контроль ключевых ресурсов (территории, коммуникаций, полезных ископаемых).
– Вы родились в 1977 г. – более чем через 30 лет после окончания Великой Отечественной войны. Как Вы воспринимаете её?
– Как страшную угрозу моей Родине. Враг шел нас убивать. Об этой угрозе я знаю не только из истории, но и от своих дедушек и бабушек. Масштаб войны заключался в том хотя бы, что все они были напрямую причастны к ней. Дедушка по маминой линии воевал. Рассказывал, что от смерти его спас первый орден «Красной Звезды» (он сильно повреждён). Вообще говоря, этот дедушка избегал всяких личных разговоров о войне – настолько тяжелы были эти воспоминания. Его жена и моя бабушка – выпускница Горьковского медицинского института – прошла всю войну хирургом санитарного поезда, а после войны работала детским врачом, главным врачом детской больницы. Дед по папе рвался на фронт; говорят, даже сбегал на него, но всю войну в итоге трудился на заводе, где производились боеприпасы. Бабушка работала на судах, перевозивших грузы через Волгу. Была она там и в самые тяжелые моменты Сталинградской битвы.
СВО И «РАЗВИТИЕ ТАМБОВЩИНЫ»
– Как Вы воспринимаете события на Украине?
– Проект «Украина» придуман. Придуман, чтобы атаковать нас. У меня есть чёткая символическая связь между нынешними событиями и Великой Отечественной войной. Обратите внимание на топонимы – названия населённых пунктов, которые мы слышим сейчас. Харьков, Мариуполь, Знаменка, Кировоград, Артёмовск, Горловка, Волноваха, Краматорск, Макеевка, Славянск. Все названия – и из той, и из этой военных эпох.
– С июля 2022 г. за поддержку СВО Вы находитесь под санкциями Канады и Великобритании. Как ощущаете себя в этом качестве?
– Никак не ощущаю. У меня там никого и ничего нет. Активов никаких за рубежом нет. Я от них никак не завишу. Да, я любил и люблю путешествовать и теперь во многие страны попасть не смогу. Что ж, попаду в другие. В конце концов, и Россия огромна. Её красоты неповторимы.
– Сейчас в Тамбове действует благотворительный фонд «Развитие Тамбовщины»… Одна из задач – помощь СВО.
– Да, мы восполняем дополнительные потребности армии. Наш народ патриотичен. В непростое для России время это всегда проявлялось. Проявилось и сейчас. Все очень хотят помочь и помогают СВО. Стало понятно, что нужна координация – было важно централизовать процесс. И мы общими усилиями сформировали линейку централизованных действий по поддержке СВО – создали благотворительный фонд.
– Расскажите о нём подробнее.
– Благотворительный фонд – инициатива тамбовских предпринимателей. Я её всецело разделяю. Работаем в плотном контакте – региональная власть и местный бизнес. Армии нужна поддержка. С первых дней СВО и по линии «Единой России», и по другим направлениям мы стали оказывать помощь и армии, и территориям – ДНР и ЛНР. Грузы изначально стали уходить именно туда. Я хорошо это помню. Первая фура с нужными вещами и оборудованием уходила от областной администрации. Девиз «Вся сила – в правде!» стал выражением смысла наших действий. Мы провели два автопробега. На одном из них собрались более 500 машин. Важна консолидация государства, экономики, общества на достижение победы. После 21 сентября – объявления частичной мобилизации – мы объединили все наши усилия.
– А какие задачи у фонда?
– Выявление потребностей. Аккумулирование денежных средств. Организация быстрой закупки всего необходимого. Доставка в части. Поддержка связи с военными. Есть ещё и гуманитарная миссия – разъяснение в обществе целей и задач СВО. Помните, как в Великую Отечественную войну была обеспечена Великая Победа? Главное её условие заключалось в достижении единства фронта и тыла. Именно этим мы сейчас занимаемся. Тамбовщина во все времена своей истории, а в годы Великой Отечественной войны – особенно, была надёжным тылом. Мы продолжаем старые традиции и сейчас, помогая нашим воинам и словом, и делом.
Беседовал: Дмитрий Сельцер
Читайте также: В «Единой России» заявили об увеличении расходов на социальную сферу в рамках Народной программы
Владимир Мединский: история учит нас избегать ошибок и извлекать уроки из прошлого
Помощник Президента РФ, Председатель Российского военно-исторического обществам Владимир Мединский дал интервью программе Виталия Дымарского «Дилетант» на телеканале RTVI. В ходе разговора речь зашла о роли истории в современной жизни, цене Победы в Великой Отечественной войне и попыткам вычеркнуть Россию из числа держав-победительниц.
— История – это важнейшая часть нашей жизни, как в семье, так и в государстве. История – всегда предмет повышенного внимания самых разных людей. Сейчас, в эпоху интернета и всеобщего знания «всех обо всем», все институты, в том числе общественные, активно продвигают свою точку зрения. Я не думаю, что Россия не уделяет этому много внимания, скорее, она вынуждена реагировать на активизацию исторической политики в современном информационном обществе, — сказал Владимир Мединский.
Говоря о законодательстве России в области сохранения исторической памяти, он напомнил, что наша страна не является пионером в этом направлении.
— Мы всегда пытаемся найти почву для диалога, а не ставить клеймо и замусоривать мозг молодежи, зачастую подменяя понятия. Взять те же мемориальные законы (законодательные акты, в которых закрепляется государственное отношение к исторической памяти – прим. РВИО), их же не в России придумали. Соответствующие законы о Холокосте были приняты в Израиле, Германии. Это обычная практика. Когда в «мемориальном законе» закрепляется право на историческую память, это право на уважительное отношение к жертвам. Но почему-то именно вокруг российского законодательства в этой части, гораздо более мягкого и обтекаемого, поднимается какой-то невероятный визг. Уважение к исторической памяти – вполне естественная вещь, — сказал Председатель РВИО.
Помощник Президента призвал Запад не пытаться пересмотреть систему миропорядка, созданную после Второй мировой войны и внимательнее относиться к урокам истории.
— Главная задача истории – избегать ошибок, извлекать уроки, не наступать на одни и те же грабли. Наши предки были совсем не дураками, когда в 1945-46 годах большим блоком системных юридических документов и процессов сформулировали нормы права, которые позволяли бы определить, что есть добро и зло, определить ответственность исполнителей за исполнение приказа об убийстве и, чего никогда не было раньше – ответственность правителя за геноцид. Не надо пересматривать то, что позволяет нам, по крайней мере. 75 лет жить без большой войны и ворошить миропорядок, довольно прочно сделанный державами-победительницами, — отметил Владимир Мединский.
По словам Председателя Российского военно-исторического общества, говорить о цене Победы над фашизмом, исходя из современных реалий, очень тяжело, поскольку 80 лет назад речь шла о тотальном уничтожении всех народов, проживающих на территории Советского Союза.
— Говорить о цене Победы в нашем конкретном случае Великой Отечественной войны, когда речь не шла о войне за землю или репарации, а войне на выживание этноса или группы этносов, очень тяжело. <…> По разным оценкам, в блокадном Ленинграде от голода погибло до миллиона жителей. Велика ли эта цена? Она чудовищна и вне пределов человеческого понимания. Можем ли мы. Исходя из этого, говорить, что, если бы погибло не миллион человек, а сто тысяч, это был бы приемлемый ущерб? Эта цена тоже была бы нечеловеческой. Кто и когда давал право судить о приемлемости цены, когда речь шла об уничтожении? Если бы фашисты взяли Ленинград, скорее всего, погибли бы все. Любая человеческая жизнь бесценна, — напомнил Помощник Президента России.
Владимир Мединский подчеркнул, что в последние годы идет демонстративная работа по вычеркиванию России из списка победителей во Второй мировой войне.
— Достаточно посмотреть на официальные сообщения пресс-офисов Белого дома и правительств, где Советский Союз просто не упоминается в числе держав-победительниц. Была известная история с Твиттером пресс-службы Белого дома, где на 8-9 мая поздравлялись державы-победительницы США и Великобритания. К сожалению, это так. Мы видим Освенцим, на 75-летие освобождения которого пригласили президента Украины Зеленского, но не пригласили президента России. Это спланированная кампания, которая используется вопреки исторической памяти и вопреки интересам собственных граждан. Все это создает предпосылки, чтобы наступить на те же грабли. Мы, как можем, этому противодействуем, рассказываем историческую правду. Самое главное оружие – это правда, нам ничего не надо придумывать. Если были совершены ошибки – в них надо разбираться, чтобы они не повторились. Если был совершен подвиг – его не надо стесняться, о нем надо говорить, — сказал он.
Председатель РВИО напомнил, что в годы репрессий пострадало немало талантливых военачальников, имена которых оказались вычеркнуты из истории.
— Мы запустили программу по возвращению этих совсем забытых людей в нашу историческую память. Мы будем устанавливать мемориальные доски на тех местах, где они служили либо учились, бюсты, где они работали. Это не только Москва, а территория всей нашей страны. Везде, где это возможно, будут предлагаться топонимические изменения. Эти люди всю жизнь отдали Родине и не получили не только никакой благодарности, они оказались просто забыты. Мы исходим не из того факта, что они были репрессированы, мы исходим из того, что они достойны увековечивания. Этих людей забывать нельзя, — отметил Владимир Мединский.
Говоря о современной интерпретации тех или иных исторических событий, Помощник Президента подчеркнул, что при этом необходимо учитывать все обстоятельства того времени, когда они происходили.
— Чтобы дать правильную оценку тому или иному историческому деятелю и историческому деянию, надо попытаться встать на его место в тех обстоятельствах и в то время, а это почти невозможно. Поэтому мы всегда судим «задним умом», мы-то знаем последствия. Нам легко вынести приговор – кто прав, кто виноват. Но это всегда порождает субъективную историческую оценку, поэтому история – это, к большому сожалению, самая субъективная из наук. Есть объективные артефакты, а дальше есть субъективные действия людей – воспроизвести обстоятельства решения, — добавил Владимир Мединский.
Полная версия интервью доступна по ссылке: https://rtvi.com/diletant/vladimir-medinskiy-politika-i-istoriya-kto-kogo/
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.
В истории мы черпаем мудрость
Что такое мудрость? Какого человека называют мудрым? Я думаю, мудрый человек, конечно — умный человек. Но не каждого умного человека можно назвать мудрым. Я считаю, высказывание: «Мудрость – это знаний примененье» отражает определение мудрости, т.е. мудрый человек всегда правильно и грамотно распорядится своими знаниями.
По моему мнению, смысл высказывания Ф.Бэкона заключается в том, что история, как и любая наука, дает нам знания. Накапливая эти знания, которые были получены до нас, изучая и анализируя происходящие в прошлом события, учитывая ошибки прошлого, мы можем правильно и грамотно применить эти знания в нашей настоящей жизни. Можем понять различные процессы и явления, происходящие сейчас.
У всех людей во все времена была традиция обращаться за советом к старшим по возрасту мудрым людям. Они применяли накопленные за время жизни знания, были способны принимать правильные решения, давали разумные советы.
В качестве примера, можно привести такое описание накопления исторической мудрости: важнейшим «каналом» распространения мудрости является современная школа, университет, так как школьный, университетский учебник являются достойным учебником, если концентрирует и выражает в себе опыт предыдущих поколений.
Знание истории помогает избежать многих ошибок в настоящей жизни. Изучая историю, мы видим последствия кровопролитных войн, революций и государственных переворотов, бездумного отношения к природе. Изучая историю, мы знаем какой ценой была завоевана победа в Великой Отечественной Войне 1941-1945гг., какие огромные потери понесла наша страна, сколько горя и боли пережили советские люди. И ,конечно, наше правительство будет стараться избегать любого кровопролития в настоящей и будущей жизни.
Изучение истории является очень важным условием для правильного понимания многих жизненных процессов – в экономике, в политике, в искусстве, в медицине и позволяет в современной жизни поступать мудро, избегая тех ошибок, которые были совершены в прошлом.
- Аутсорсинг как способ выполнения работ интернет-проектов
- How can technologies improve our learning process?
- Несостоятельность (банкротство) в истории гражданского законодательства и цивилистической теории
- Как найти любимое дело
- Что означает для участников рынка конкурентная устойчивость их позиций в конкурентной среде бизнеса?
- Специфика маркетинговых исследований на рынке труда
- «Документы в моей жизни»
- В наше время индустрии нужны не боссы, а лидеры
- Проблема незаконной миграции рабочей силы
- Эпоха возрождения в Италии
- Что такое религия? Как и когда она возникла? В чём её смысл и сущность?
- Каждый из нас хотя бы раз в жизни задумывался над вопросом «зачем мы изучаем историю?
Как разобраться в том, что происходит в современном большом мире? Для этого достаточно понимать основы построения современной цивилизации. И это на первый взгляд может показаться довольно сложным занятием. И действительно, если влезать в дебри современного политического сленга, мы получим лишь то, что и так каждый день нам трут по ушам с экранов ТВ и в статьях тысяч политических экспертов.
Но всё это лишь листва бесконечно шуршащая на ветру эмоций и мнений на древе нашей истории. И если смотреть в корень, всё окажется простым и ясным.
Некогда, ещё до начала промышленной обработки земли, не было ни границ, ни частной собственности. Люди жили на общей земле и их собственность ограничивалась лишь личными и семейными вещами. В таком мире не существовало неприязни и противоречий между родами. Если делить нечего, нет повода для неприязни и агрессии. Такой стиль жизни продолжался сотни тысяч лет и современные историки называют эту эпоху каменным веком.
Далее по этой классификации после начала массового распространения обработки меди наступил бронзовый век, а затем чуть менее 3000 лет начали плавить железо и наступил железный век. И как вольное отступление, дополним, что после изобретения пластика, наступил пластиковый век, после изобретения атомного оружия наступил атомный век, а после изобретения интернета наступил информационный век. Поэтому так модно сейчас понятие информационных войн.
Но в этой классификации намеренно или случайно, но упускается из виду появление технологии изготовления золота. Ведь температура плавления золота и меди одинакова и даже у золота чуть меньше. Золото презентабельней и учитывая большую привязанность туземцев ко всяким цветным и блестящим побрякушкам, нужно понимать, что именно эстетические качества послужили началом обработки золота и меди. При этом золото в отличие от меди было доступней и его обработка даже не требовала тепловой обработки. Достаточно было расклепать золотые самородки каменными или кремниевыми молотками и делать из золота листы и нити. К тому же золото не поддаётся коррозии и именно по этой причине найденные золотые украшения не поддаются датировке изготовления.
Сейчас модно рекламировать самые старые золотые украшения Шумерской культуры, на землях которой по странному стечению обстоятельств золота нет и по всей видимости никогда не было. Но задолго до появления Шумерской городской архитектуры, таковая существовала уже тысячи лет в Индостане в так называемой Хараппской культуре (Мохенджо-Даро). А самый старый на земле исторический учебник называется МахаБхарата, что в современной интерпретации можно перевести как Большая Хараппа.
Индийские учёные с помощью астрономических описаний в Махабхарате датировали самые старые события исторических сюжетов 8-10.000 давности. В это время зарождается культура, которую называют аграрной. И именно в этой культуре родились такие понятия как ар(мера земли), АРии, агрАРрии, АРистократы. Эти понятия тесно связаны с владением землёй. А это значит, что появление частной земельной собственности началось в указанных временных пределах и привело к эпохе бесконечных войн за землю.
Эти времена характеризуются началом использования золота как безальтернативной ценности, которая остаётся таковой и в настоящее время. В Индостане культ золота не прекращается и золото передаётся по наследству из поколения в поколение. По запасам золота население Индостана далеко опережает все страны мира вместе взятые. Золото стало символом славы, так как только владельцы земель могут собирать налоги с жителей данных земель, которых в современной общинной интерпретации называют обобщённо институтом власти.
Власть стимулирует развитие агрАРной деятельности для возможности увеличения этих самых налогов для приобретения золота как символа богатства и славы. В настоящее время США имеют в своих хранилищах в Форт Нокс самые большие запасы золота, и именно поэтому чувствуют себя столь надменно и претендуют на роль властителей всего мира. Избавь их от золота и от их напыщенности ничего не останется. Такой стиль поведения власти сохраняется со времён появления аграрной культуры. Не нужно путать земледелие с общинным аграрным промышленным производством.
На самом деле земледелие существовало как минимум сотни тысяч лет. Люди жили по разному в зависимости от климатических условий. На юге оседлость была более распространена из-за обилия пищи в натуральной среде и возможности собирать урожаи два раза в год. Одомашнивание животных никогда не было проблемой для людей. Одна корова может кормить молоком семью из 8-10 человек, вол в два раза меньше. Поэтому во времена появления аграрно-промышленного сельского хозяйства, во время которого на землях АРиев начали использовать наёмный труд, были введены законы запрещающие употреблять мясо коров в пищу, так как это вело к рискам увеличения смертности детей из-за отсутствия стабильного наличия молока как колорийной пищи. А так как других слов почитания кроме святости в те времена не было, коровы стали святыми.
К тому же коровы дающие много молока были только в зонах с более умеренным климатом. Поэтому после распространения ценности золота началось интенсивное торговое движение между северными и южными районами. И чтобы уже полностью развеять исторически укоренившиеся мифы, нужно знать, что слова АРий, агрАРий и АРистократ являются с исторической точки зрения синонимами. И они действительно были белыми выходцами с северных земель. Именно они начав гонять скот из северных районов, а позже начали возить в Индостан золото, которым были богаты берега северных рек.
Для выпаса скота необходимы были территории на которых растёт большая трава и нет тропической влажности. И если мы посмотрим на современную карту мира в Google, на ней ярко различимы зелёные лесные зоны и жёлтые пустынные. И самый лучший климат для жизни (земля обетованная) находится там, где среднегодовая температура находится в районе плюс-минус 20ти градусов при норме годового среднего уровня осадков на уровне 700-800 мм. И таковыми районами являются предгорья Гималаев, а так же вся видимая на карте зелёная полоса лесной зоны находящаяся сейчас в Пакистане и Афганистане.
Естественно, что климат менялся и меняется до сих пор. Поэтому периоды потепления вели к развалу хозяйственных отношений и как следствие миграции родов в более благоприятные районы. Так же на карте видно, что ближайшим зелёным «оазисом» с умеренным климатом является Кавказ, который был перевалочной базой торговых путей из Европы через район Кабула в сторону современной столицы Пакистана, и в сторону современного Китая.
Принято считать, что первыми арийскими (аристократическими) родами в Индостане были Германские племена и русоволосые Скифы. Но на самом деле в те далёкие времена не было особого подела на нации и путь из Европы в Индостан был интернациональным. К тому же судя по цвету глаз народов Индостана можно судить о избирательном подходе народов с севера к поселениям в южных районах. Высшие касты современной Индии имеют белую кожу, но карие глаза как у кавказских народов, а многие народы Непала и остальных предгорьев Гималаев имеют более светлые волосы и более светлые, чем у азиатов глаза. Было конечно много миксов, но роды разросшиеся до каст-народов сохраняют свою внешнюю схожесть.
Например, некоторые родовые группы Непала сложно отличить от славян. А вот монголоидные народы до сих пор считаются низшим классом. На моих глазах светловолосый молодой человек с некоторой долей презрения назвал нашего водителя монголом. Это разделение осталось как отголосок превосходства белых земледельцев над азиатскими скотоводами.
В Индостане промышленное земледелие привело к появлению излишков пищи и разрастанию популяции. А войны за землю привели к миграции аграрной культуры в более северные районы, Малую Азию и Египет. Это в свою очередь значило, что аграрии начали столбить и защищать землю от охотников и скотоводов не знавших границ. Вместе с распространением аграрно-аристократической культуры начали распространяться и конфликты в борьбе за земли.
В настоящее время, когда вся земля уже поделена заборами границ, традиции захвата земель продолжаются. Это обусловлено старыми традициями современной аристократии и торговой олигархии. И если аристократические традиции диктуют военный захват территорий, то торговые традиции более изощрённые и используют сетевую религию и её продолжение — научный сетевой институт для мягкого идеологического захвата с помощью образования и рекламы высокого уровня жизни.
Соответственно, уровень жизни зависит от технологического уровня. И в этом нет ничего удивительного, так как изобретение письменности, железа, пороха, книгопечатания, двигателей, электричества, пластика, атомного оружия, интернета и тд. — это технологии дающие экономическое и военное превосходство тем кто их изобретает.
В дальнейшем, эти технологии получают широкое распространение и преимущества нивелируются. Но борьба за сохранение преимуществ была всегда, по крайней мере с тех пор как появилась аграрная культура владения землёй и ресурсами. Именно поэтому мы и живём в таком мире, где санкции и информационное влияние являются мягким оружием разбогатевших на современных технологиях олигархических семейств.
Ничего нового. Но для того, чтобы сохранить свою культурную идентичность нужно проявить нашу исконную волю, единство и разумность. Знание реальной истории поможет избежать многих ошибок. И конечно же необходимо без оглядки на общемировые культурные и технологические тренды, создавать свои собственные народные взаимосвязи, передавая свои навыки своим детям.
Главным направлением мыслей родителей является воспитание в детях человечности и ясности мышления. А для этого взаимоотношения с детьми должны быть ясными. Только тогда возродится культ уважения к старшим. Это главное.
История — очень важная часть нашей повседневной жизни. Не только потому, что есть определенные прошлые события, которые сформировали наш нынешний мир, но также из-за того, что человечество имеет тенденцию сталкиваться с одними и теми же проблемами снова и снова. Единственная разница в том, что люди учатся на том, что уже произошло, и разрабатывают более эффективные механизмы решения проблем.
Многие из нас не имеют ни малейшего представления о том, что случилось в прошлом и как это может повлиять на наше настоящее и будущее. История — это не просто школьный предмет. Это наша гордость, наш позор и наша тайна. Мы не можем стереть историю прошлых поколений, но можем извлечь много ценных уроков из истории. Прочитайте и узнайте, почему история является важной частью нашей жизни.
1. Знать прошлое.
Мало кого волнует то, что сделали люди в прошлом. Вы не должны зацикливаться на прошлом, но разве не интересно знать, что произошло тысячу лет назад? Разве не интересно знать историю жизни вашего предка? История играет важнейшую роль в нашей жизни. Помогает нам избежать самых опасных ошибок, которые совершили люди много лет назад.
2. Признать ошибки.
Последние события могут преподать нам много ценных уроков. Когда мы признаем свои ошибки, мы можем избежать их или борьбы с ними. Мы можем избежать конфликтов, войн, холокоста, голодомора, и многие другие страшные события, которые случились в прошлом. Мы не можем изменить настоящее и будущее, не зная прошлого.
3. Понять прошлые поколения.
Моя мама однажды сказала: «Если твоя прабабушка была жива, она смеялась бы над нашими образам жизни». Мне было интересно узнать больше фактов о прошлых поколений и понять, почему у них были разные приоритеты в жизни и какие цели у них были.
4. Понять современное общество.
Есть тонкая грань между прошлым и настоящим. То, что произошло много лет назад может повлиять на происходящее сегодня. Узнайте о событиях, которые помогли сформировать жизнь ваших предков, а также вашу собственную жизнь. Это поможет вам понять современное общество лучше.
5. Это невероятно интересно.
Вы когда-либо хотели узнать больше о женщинах из истории, старинных зданий или выдающихся сражений? История невероятно интересна. Выберите тот аспект истории, которая полностью заинтригует вас и возьмите столько книг истории, сколько вы можете прочитать. Это может стать вашим новым хобби. История — это не скучно, когда вы любите то, что читаете.
6. Понять, как жизнь изменилась за эти годы.
Вы знаете о событиях, которые привели к первой и второй мировой войне? Мы знаем об этих войнах, но вряд ли знаем причины. Жизнь изменчива, но единственное, что может помочь нам понять те изменения, является история. События происходят в постоянно увеличивающемся темпе. Изучение истории — это простой способ быть в гармонии с настоящим.
7. Знать наиболее выдающихся людей.
Короли, королевы, мореплаватели, правители, учёные, художники и многие другие выдающиеся люди сделали многое для нас. Да, некоторые из них делали ужасные, отвратительные и ужасные вещи, как смертная казнь, но в целом у нас есть много вещей, благодаря им. Воспоминая их имён — один из лучших способов быть им благодарны за то, что они сделали.
8. Найти вдохновение.
Наконец, история — это фантастический источник вдохновения. История может вдохновить вас, чтобы создать событие, которое изменит вашу будущую семейную жизнь или ваше общество. Также она может вдохновить вас, чтобы стать лучшим человеком и найти своё истинное призвание в жизни. История помог многим людям раскрыть свои таланты и развить новые навыки. Кто знает, может быть, он тоже сможет вам помочь.
Вывод
Ценность истории нельзя недооценивать. Изучение истории не является неуместным, как некоторые предполагают. Нам не обязательно жить прошлым, но мы определенно можем добиться большего, извлекая уроки из него и используя полученные уроки, чтобы вести более значимую жизнь.
История играет решающую роль в содействии интеллектуальному росту и развитию. Давайте научимся принимать нашу историю, извлекать уроки из ошибок наших предков, ценить их достижения и получать удовольствие, открывая для себя больше.
История очень нужна для нас. Я не любила предмет истории в школе. Для меня был одним из худших предметов. Теперь, когда я понимаю, насколько история важна для нас, я не жалею времени на чтение книг по истории. В конце концов, однажды все мы будем чьей-либо историей, так давайте не будем забывать о прошлом и создадим счастливое будущее.
Проблема текста – это спорный, важный, актуальный вопрос, на который есть как минимум 2 ответа.
Например: Как следует относиться к природе? (это проблема) (Ответ 1: Относиться нужно бережно, так как человек – часть природы. Ответ 2: Можно относиться потребительски, ведь человек – царь природы.) Что такое любовь? (Ответ 1: Любовь – это сильное влечение к человеку. Ответ 2: Любовь – это забота о близких) Нужно ли знать свою историю? (Ответ 1: Да, конечно, знание истории помогает избежать ошибок. Ответ 2: Нет, не нужно, это только тормозит прогресс)
Все тексты так или иначе связаны с человеком и тем, что его окружает, по-другому говоря, со сферами жизни человека. Все проблемы можно разделить на внутренние и внешние.
Внутренние проблемы — это все, что связано с вопросами, которые человек задает самому себе: смысл жизни, призвание, совесть, мораль.
Внешние проблемы — это соприкосновение человека с миром, отношение человека к окружающим его реалиям.
Стрелками на картинке показано, что человек вступает в какие-либо отношения с той или иной сферой жизни. Эти стрелки при формулировке проблемы можно будет заменить словами влияние, отношение, воздействие и т.д. (см. далее)
Сферы жизни тоже могут сталкиваться друг с другом, создавая проблемы. Например, история и государство, природа и прогресс. Но все-таки большая часть проблем вращается вокруг человека, он центральная фигура. В его голове звучат самые важные и серьезные вопросы. Поэтому если совсем не понимаете, о чем текст, то попробуйте определить, какие из понятий пересекаются в тексте. Вопрос касается человека и его самоопределения или человек сталкивается с одной их вышеперечисленных реалий?
Проблему можно сформулировать двумя способами:
1) При помощи вопроса. Например: Для чего человеку нужны друзья?
2) При помощи Р.п. Например: Проблема отношения к природе, проблема поиска смысла жизни и т.д.
Для того чтобы не запутаться, мы рекомендуем вам формулировать проблему в виде вопроса. Тогда вы не допустите ошибок.
1) В проблеме указывают авторскую позицию.
Например: проблема хорошего отношения к книгам — НЕЛЬЗЯ («хорошего» — это уже оценочная лексика)
Проблема отношения к книгам — МОЖНО
2) Проблема слишком широкая.
Например, в тексте рассказывается о женщинах и их роли на войне, а вы выбираете просто проблему войны. Если вы будете формулировать проблему в виде вопроса, этой ошибки можно будет избежать. Также так бывает, когда путают проблему и тему текста. Поэтому запомните: тема — это скорее направление мысли, то о чем текст. Например, текст о войне, значит тема: война. А проблема : роль героев на войне.
3) Сужение проблемы.
4) Проблема, которой нет в тексте.
Чтобы не допустить ошибки, ознакомьтесь с материалом «Примеры формулировок проблем»
Ну и самая распространенная ошибка уже связана не с формулировкой проблемы, а с дальнейшим содержанием вашего сочинения. Проблема может быть правильной, а вот дальнейшее содержание может совершенно не соответствовать проблеме. Но об этом позже.
С их помощью вы всегда сможете найти проблему в любом тексте.
Если формулируете в Р.п., то вам помогут слова:
— отношение
— взаимоотношение
— воздействие
— взаимодействие
— влияние
— роль
— восприятие
Если формулируете в виде вопроса, то вам помогут следующие конструкции:
Как нужно относиться…?
Как следует относиться…?
Почему важно +глагол…?
Почему нужно +глагол…?
Что такое +существительное…?
Для чего нужно…+глагол?
Для чего нужен (на, ны) …+существительное?
В чем причина…?
Какова роль… в жизни человека?
Что такое…?
Что важнее: _ или _?
Что необходимо…?
В чем различие между _ и _?
Что такое истинная (ое, ый)…?
Что значит …?
Вернуться в раздел Сочинение ЕГЭ
История любого народа – это одно из самых важных составляющих его культурного наследия. Она отражает прошлые события, которые повлияли на нынешнюю реальность, а также нашу личность и наше мировоззрение.
Однако знать свою историю необходимо не только ради образования и культурного развития. Настоящее, будущее исторически ее определяют. Западный философ Георг Гегель говорил, что только тот, кто знает историю, может быть лидером. Зачастую, те, кто выходят на вершину, знают свою историю лучше остальных.
Без знания истории мы также предписаны совершать те же ошибки, которые уже были сделаны нашими предками. Именно поэтому знание истории позволяет человечеству извлекать уроки прошлого, подбирая примеры и решения, возвращающие нас к пути истинного прогресса.
Содержание
- Почему важно знать свою историю?
- Уроки прошлого для будущего
- История как учительница жизни
- Первый шаг к процветанию — изучение истории
- Отсутствие исторических знаний — ошибка прошлого
- Избежание повторения ошибок
- Понимание своей культуры и идентичности
Почему важно знать свою историю?
1. История помогает избежать ошибок будущего.
Изучение прошлого позволяет оценивать технологический, социальный и культурный прогресс в контексте времени. Благодаря этому мы можем избежать ошибок, допущенных в прошлом, и предотвратить проблемы, с которыми столкнулись наши предшественники.
2. История помогает понимать сегодняшний мир.
Изучение истории помогает понимать, откуда мы пришли, как наше общество развивалось и какие события привели к формированию того, что мы имеем сейчас. Это помогает нам лучше понимать суть наших традиций, культуры и верований.
3. История способствует образованию.
Изучение истории позволяет получить широкий круг знаний о различных аспектах жизни разных народов и эпох. Это способствует формированию базовых знаний, которые могут быть использованы в различных областях, таких как литература, искусство, наука, экономика и т.д.
4. История помогает формировать личность.
Знание своей истории помогает сформировать собственную идентичность и культурное наследие. Это позволяет оценивать источники нашего национального гордости, понимать своё место в мире и уважительно относиться к другим культурам.
Уроки прошлого для будущего
История как учительница жизни
Изучение истории помогает нам понимать, какие ошибки были допущены в прошлом и избегать их в будущем. Наша история — это наша опытная база, которая включает в себя множество уроков и образцов поведения. Использование прошлого в качестве уроков для будущего помогает нам сделать мир лучше и более процветающим.
Первый шаг к процветанию — изучение истории
Детальное изучение истории — это единственный способ получения глубокого понимания прошлого. Он помогает нам лучше понимать современность и предсказывать будущее. Учение истории также помогает сформировать ценности и идеалы, которые являются фундаментом благополучного общества и процветающего государства.
Отсутствие исторических знаний — ошибка прошлого
В прошлом несколько раз было доказано, что отсутствие знаний о прошлом оказывает существенное влияние на будущее. Иногда ошибки, допущенные в прошлом, приводят к катастрофическим последствиям, таким как войны и конфликты. По этой причине необходимо учить наших будущих поколений изучению истории, чтобы они могли избежать повторения ошибок прошлого и создать мир, где всем будет лучше.
- Вывод: изучение прошлого помогает нам понимать нашу современность и предсказывать будущее. Это дает нам возможность избегать ошибок, допущенных в прошлом, и жить в обществе, которое процветает и благополучно.
Избежание повторения ошибок
Зачастую люди не умеют учитывать ошибки и ограничения, совершенные в прошлом, и попадают в те же самые ловушки в будущем. Но не только личная жизнь может страдать от повторения ошибок. Переживания и ошибки наций могут иметь катастрофические последствия.
Именно поэтому история должна быть записана и объяснена, чтобы она могла искусственно быть использована для генерации более правильных решений в будущих ситуациях. Знание о том, что не сработало в прошлом, может помочь в принятии грамотных решений в будущем.
В этом контексте, нет ничего более важного, чем учение на истории. Без учения на прошлом, всякий раз, когда будут возникать сложности, мы будем обречены на повторение ошибок своих предков. Ошибка, совершенная один раз, уже является достаточно плохим опытом, давайте же учиться на наших ошибках и не допускать повторных!
Понимание своей культуры и идентичности
Знание истории своей культуры и идентичности является важным фактором для формирования сильной личности. Оно позволяет понимать свои корни, принимать себя таким, какой ты есть, а также уважать других.
История и культура народа потребовала столетий для своего образования, и их сохранение и передача следующему поколению является одним из самых важных задач. Через знание своей истории, люди обретают определенную глубину, которая помогает им понимать свое место в мире и свой ценностный ориентир.
Это также помогает создавать прочные связи между поколениями. С знанием своей культурной идентичности, люди могут лучше понимать своих родителей и бабушек-дедушек, а также общаться с другими людьми, которые имеют разную культурную идентичность.
- Понимание своей культуры и идентичности помогает:
- формировать сильную личность
- уважать других людей
- создавать связи между поколениями
В целом, знание своей культуры и идентичности является ценным ресурсом для личного роста и развития. Оно помогает людям понимать свое место в мире и создавать прочные связи с другими людьми.
Могут ли «уроки истории», помочь избежать ошибок в будущем? Ведь история как правило говорит об обратном. Может потому, что сопутствующие обстоятельства событий не повторяются в точности так как в прошлом? Понимаю,что однозначно трудно ответить и поэтому важны разные мысли по этому вопросу. Никогда «уроки прошлого» не научат нас жить правильно в будущем. Как мы все знаем, история циклична. Всегда мир, война и перевороты тусуются между собой, начиная свой новый круг. До Первой мировой войны было сотни тысяч других, иногда даже более масштабных войн. Просто они были давно, память о них размыта, а настоящие данные искажены. Происходит это по двум причинам, которые сидят в головах у наших правителей:
Вот и получаем результат. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим ovasiliev 2 года назад Конечно же, зная историю, можно уберечь себя от ошибок. Проблема другая актуальная: мы не знаем историю. Она очень сильно искажена, совершенно сознательно, в целях текущей политической конъюнктуры. Уже 20-й век исказили очень сильно, а что говорить о более ранних периодах? Можно говорить о том, что мы более-менее рамочно знаем историю последних трёхсот лет. То, что было раньше — покрыто мраком тайны, мифами и легендами. На рубеже — 16-17 веков история была переписана, артефакты уничтожены. Что, вы думаете, жгли на кострах инквизиции в своё время? Почему во времена Петра первого по всей России собирали и уничтожали родовые книги? Почему люстрировали большинство российских учёных, и даже сам Ломоносов удержался чудом? Управляя историей общества — управляешь его настоящим и будущим. Shinshila 3 года назад Когда я была еще ученицей и училась в школе, на уроках истории учитель нам так и объясняли, что мы изучаем историю, чтобы ее не повторять. Я в это очень верила и до определенной поры питалась иллюзией по этому вопросу. Но мне очень хочется верить, что ужасы Великой Отечественной Войны, фашизма не повторятся. Однако, когда я смотрю по телевизору новостные передачи, я понимаю, что человечество, не смотря на пройденные уроки, ничему так и не научилось. Молодежь продолжает фанатеть от фашистской свастики, политики наращивают ядерную мощь. По идее, люди должны опираться на свою историю, чтобы не повторять ошибок. Но этого не происходит ни в истории человечества, ни в жизни отдельно взятого человека. Вот так на эту тему высказался Джордж Бернард Шоу: AlexSEO 2 года назад История, на самом деле, повторяется, но происходит это на спиральном витке, то есть именно так, как это было раньше, уже не будет, а потому уроки истории вряд ли чему научат того, кто предпочитает тактику стратегии. Почему? Он просто начнет экстраполировать те, давние события, на события, которые происходят сейчас и, скорее всего, ошибется. Это только кажется, что все просто, но ведь и события быстро меняются и все происходит совсем не так, как по планам должно происходить. А вот для стратега по своему мышлению, уроки истории будут полезны, поскольку он улавливает сам тренд, направление исторического колеса, и потому может совершать действия, не идущие вразрез этому тренду. feierverk 2 года назад Базовые и фундаментальные понятия добра и зла, морали и нравственности всегда остаются в актуальными. Какой бы на дворе ни был год и век, какую бы изощрённую форму они не приняли. История, как впрочем и некоторые другие науки (пусть даже и не без метафизических прений) содержат суть, смысл человеческих стремлений, жажду познавать новое или отторжение с боязнью принять чуждое. А ведь история и содержит великое и богатое наследие реальных примеров, благодаря которым есть и всегда были среди НАС не только умные, но и мудрые люди, учащиеся на чужих ошибках. Через литературу, так или иначе все люди проходят, но вот дотянуться до уровня библии, не всем дано. А ведь библию даже не назвать классикой. NotBroKen 2 года назад Я думаю некоторым людям уберечься от ошибок, даже зная всю историю будет очень сложно, ведь люди все равно будут делать что им нужно, например можно поговорить Про Германию, вроде бы после Первой мировой войны у них все стало очень плохо, и можно было сделать вывод что больше они на те же «грабли» не наступят и сделают вывод что несколько стран, не смог попереть проти несколька десяток. Но буквально через 30 лет, история повторяется точь в точь. Также будет и с обычными людьми, уберечься от ошибок с помощью «уроков истории» очень сложно, чтобы хоть как-то тебе это помогло нужно иметь хорошо развитый аналитический ум. В Библии у Экклезиаста написано: «Что было, то и будет». Пессимистично. Тем не менее мудрость древних гласит — что история ничему не учит новое поколение правителей. Нам — послевоенному поколению казалось, что жуткая война на века отбила у народов желание воевать. Действительно — пока были живы ветераны II мировой войны, политики прислушивались к их авторитету и умеряли пыл. Но вот последние ветераны умирают, и путь к новой войне расчищен. Память — исчезла. Мировой войны, слава Богу, в ближайшее время не намечается. Нет предпосылок. А вот локальных — сколько хочешь. И они будут продолжаться. dead—gamer 6 лет назад Могут в некоторой степени, но не гарантируют ошибок на 100%. Я считаю, что «уроки истории» можно рассмотреть как логическую взаимосвязь двух и более переменных. При относительно равных условиях эти самые «уроки» дадут предсказуемый результат будущего. Стоит заметить, что очень многое будет зависеть от того, что в этой формуле мы посчитаем главным, а что — вторичным. В конечном итоге, достигнув совершенства, можно предсказать мотивы того или иного участника события прошлого. Сергей 59 6 лет назад Могут , если знать правдивую историю и делать правильные выводы . Те кто влияет на ход истории , скорее всего знают ее но поступают в своих интересах не считаясь с интересами своих народов . Если эти интересы совпадают , то люди остаются в истории . Уроки истории могут помочь тем, кто их помнит, пока участники событий живы. Но чаще всего люди переписывают историю в угоду власти и забывают историю. Поэтому с определенной периодичностью события повторяются… Avgur007 6 лет назад Чисто теоретически — могут, но на практике все сложней. Как ни странно людям, особенно политикам свойственно наступать на одни и те же грабли. Знаете ответ? |
В завершение практических занятий, уже традиционно, мы предлагаем студентам написать статьи или эссе на жизненно важные и актуальные темы для опубликования их на сайте Уполномоченного. Вот и в этот раз мы предложили будущим специалистам по вопросам социальной безопасности, учитывая специфику этой профессии, поразмышлять на тему взаимосвязи проблемы плохого знания нашей молодежью истории Отечества и возникновения соответствующих социальных рисков для народа и государства.
Предлагаем вашему вниманию две статьи на эту тему.
Знание истории поможет избежать ошибок прошлого
В условиях современного российского общества, в котором происходят постоянные изменения, увеличилось количество социальных рисков. Социальные изменения приводят к росту социальной напряженности в обществе, а также подверженности людей социальным рискам.
Социальные риски – это риски, пронизывающие все общественные слои, группы, одни из которых выступают субъектами, а другие – объектами риска. Управлять ими можно на основе совместного, взаимовыгодного участия и согласованности интересов участников.
Одним из таких социальных рисков является незнание истории своей страны молодым поколением российского общества.
Так, например, по результатам статистики ЕГЭ 2015 года история занимает предпоследнее место после математики и имеет средний балл 46,7, что говорит о незнании истории выпускниками школ.
Ещё великий российский ученый – Михаил Васильевич Ломоносов сказал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».
Безусловно, незнание истории своей страны, усугублённое изучением фальсифицированной истории – опасно: оно рождает негативное отношение к своей стране и к своему народу. Опасны манипуляции с историей, что наиболее очевидно на примере Украины, где уже сейчас политики высшего уровня искажают исторические факты Второй мировой войны. Не так давно во время визита в Германию премьер-министр (уже бывший) Украины Арсений Яценюк заявил, что СССР в годы Второй мировой войны оккупировал Украину и часть Европы, не вдаваясь в такие подробности, что Украина на тот момент входила в состав СССР. Или недавнее заявление польских политиков, что Волынская резня, осуществлённая в годы Второй мировой войны украинскими националистами, в которой погибли более 100 тысяч женщин, стариков и детей польской национальности – это деяние СССР. Также совершаются попытки перекодировать общество, что чревато, в том числе и негативными политическими последствиями.
Изучение истории является важнейшей составляющей национальной безопасности.
Немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель однажды сказал: «История повторяется дважды. Первый раз в виде трагедии, второй – в виде фарса».
Так, например, Европа нападает на Россию, еще начиная со времен Александра Невского, что мы и можем наблюдать на сегодняшний день.
Знание народом истории своей страны, во многом поможет ему избежать ошибок прошлого. Приняв во внимание опыт предыдущих поколений, общество имеет возможность более эффективно развивать свое будущее.
Яна Ростовцева, студентка 3 курса УРФУ,
Кафедра социальной безопасности
Историко-патриотическое воспитание как основа национальной безопасности
Вопрос национальной безопасности России всегда стоял достаточно остро. Причиной тому, огромные территории и геополитическое положение России, соединяющей восточную и западную цивилизации.
Сегодня вопросы национальной безопасности, включающие государственную и военную безопасность, вновь обретают особое значение. В данных условиях необходима система мер по укреплению безопасности нации и государства.
Одной из таких мер можно считать принятие Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, на основе на которой реализуются целевые программы. Так, например, в Свердловской области была реализована областная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан в Свердловской области» на 2011–2015 годы. Кроме того, на территории Свердловской области принята стратегия патриотического воспитания граждан в Свердловской области до 2020 года. Стратегия направлена на воспитания патриотизма граждан.
Основными направлениями данной стратегии является: экономико-патриотическое воспитание, социально-патриотическое воспитание, спортивно-патриотическое воспитание, культурно-патриотическое воспитание, гражданско-патриотическое воспитание, военно-патриотическое воспитание, историко-патриотическое воспитание.
Стратегия предусматривает, что субъектам патриотического воспитания являются: органы государственной власти, органы местного самоуправления, образовательные организации, учреждения культуры, спорта, учреждения по работе с молодежью, средства массовой информации и другие социальные институты.
На мой взгляд, одним из основных институтов в данном вопросе должны стать образовательные организации и в первую очередь школа. Поскольку процесс воспитания наиболее эффективен именно в школьный период, а воспитать гражданина-патриота в более позднем возрасте крайне тяжело, если в процессе обучения в школе человек не усвоил таких вещей как любовь к своей стране, любовь к малой родине и другие базовые ценности. И здесь, по моему мнению, крайне важным является историко-патриотическое воспитание, поскольку именно знание истории позволяет человеку почувствовать преемственность поколений, связь с прошлым и осознать масштаб исторического предназначения своей страны, свое место в её истории.
Однако, реальное положение дел далеко от идеала. Можно говорить о том, что сегодняшние школьники знают крайне плохо. В 2015 году средний балл ЕГЭ по истории в среднем по стране был одним из самых низких среди других предметов. Каковы показатели в 2016 году пока неизвестно, однако, в любом случае, результаты единого государственного экзамена можно воспринимать лишь как косвенные показатели, поскольку экзамен в его нынешней форме вряд ли способен объективно оценить знания школьников в области истории. Многочисленные социологические опросы подтверждают тезис о незнании молодым поколением истории своей страны и своего региона.
На мой взгляд, для того, чтобы переломить ситуацию необходимо пересмотреть отношение к истории, как школьному предмету. В последнее время широко обсуждался вопрос о включении английского языка в перечень обязательных для сдачи предметов. Мне кажется, что значение истории ничуть не ниже, а возможно и выше, чем знание иностранного языка, а значит, история должна претендовать на включение в список обязательных для сдачи предметов или, по крайней мере, на увеличение количества часов в неделе. Кроме того, до сих пор остается дискуссионным вопрос о подходе к преподаванию истории. Идея создания единого учебника по истории встретила множество как положительных, так и отрицательных откликов и эффективность данной идеи пока сложно оценить. Однако, очевидно, что решение данного круга вопросов имеют первостепенное значение для национальной безопасности России, ведь именно в историческом пространстве рождается и живет нация. Не знание же и искажение собственной истории способно привести к увеличению социальных рисков на первом этапе, и в перспективе гибели нации или государства, что наглядно демонстрирует наука-история и многие сегодняшние геополитические потрясения.
Яков Крохин, студент 3 курса УрФУ,
Кафедра социальной безопасности
ПРИОБЩЕНИЕ К ИСТОРИИ
— Максим Борисович, известно о Вашем увлечении историей. Откуда оно пошло?
— От родителей, в первую очередь. Моя мама — учитель истории, директор школы — более 40 лет занималась педагогической деятельностью. Сколько помню себя в детстве и юности, рядом со мной всегда был мир истории. Я был погружен в него. Да и папа очень многое дал мне в плане понимания исторического процесса. Он относился к образованию и самообразованию очень неформально, по-настоящему. У него дома, например, было полное собрание сочинений Владимира Ильича Ленина. Так вот, он перечитывал многие статьи, делал какие-то пометки, старался во всё вникнуть. Очень вдумчиво относился к историческим источникам.
— А как Вы приобщались к истории?
— Мама приобщала. Папин пример перед глазами был всегда. Я, будучи школьником, в этнографические экспедиции по своей родной Нижегородской области ездил. Летописи читал.
— Знаю, что у Вас есть ещё один интерес — к географическим картам. Откуда это?
— От любви к истории, конечно. Карты — часть процесса её постижения. Приобретая карту, я изучаю это место. Возникают и интерес, и цель всё понять. В моей небольшой коллекции сейчас около 40 карт.
— Вы и филателист, насколько я знаю. Какие марки собираете?
— Нет, сейчас я не филателист. Это было детское, юношеское, но довольно долгое, увлечение. Ходил в филателистический кружок. Мы обменивались марками — главным образом, с ровесниками-филателистами из стран социалистического блока. И не только социалистического. Французы, например, очень хотели иметь советские марки об искусстве. Мой же интерес к маркам выражался не только в их собирании, но и в чтении специальной филателистической литературы. К концу школы этот интерес постепенно уступил место другим увлечениям.
ОБ ИСТОРИКАХ
— Любовь к истории, возможно, была сформирована и профессиональными историками?
— В 1980-е гг. в СССР были изданы и оказались доступны собрания сочинений Сергея Михайловича Соловьёва и Василия Осиповича Ключевского. Мне удалось увидеть их взгляды на нашу историю. Мой кругозор расширился, а интуитивный интерес к истории, стимулируемый родителями, дополнился академической эрудицией больших учёных.
— А что Вас так привлекло в их трудах?
— В первом же томе у Соловьёва — его размышления о природе русской государственности и её влиянии на историю. Вообще говоря, его многотомная «История России с древнейших времён» поразила своими деталями. И именно тогда я понял роль факта в постижении собственно истории. Лекции Ключевского, обобщённые им в «Курсе русской истории», дополнили мои представления о России, как, впрочем, и некоторые труды Н. М. Карамзина и Н. И. Костомарова. У Ключевского я обнаружил чёткое научное обоснование необходимости изучения местной истории, что тогда и подтолкнуло меня принять участие в этнографической экспедиции на моей малой родине. С тех пор я полюбил, как бы сейчас сказали, историю пространственной России. Люблю путешествовать, знакомиться с историей и культурой каждого нового места.
ОБ ИСТОРИИ ТАМБОВЩИНЫ
— Сейчас Вы на Тамбовщине. После вступления в должность и. о. главы региона в 2021 г. сразу же посетили областной краеведческий музей. Отчего возникла такая потребность?
— Хотел понять историю Тамбовской губернии.
— Для чего?
— Всё очень просто. У меня есть и общий, и профессиональный интересы. Об общем интересе к истории я уже говорил. Согласитесь, вообще непонятно, как можно жить в каком-то месте и не знать его историю. А профессиональный интерес заключается в том, что мне теперь легче понять тамбовского человека — то, как взаимодействовать с ним, как выстраивать социальные коммуникации. Да и как формировать региональную политику — тоже. Для меня абсолютно ясно, что знание истории помогает понять ошибки, которые когда-то совершались.
— И как Вам кажется — Вы поняли историю нашего края?
— Думаю, я многое понял — и в истории Тамбовского края, и в ментальности тамбовского человека. Тамбовщина с 17 века переживала постоянный рост. Вдоль течения рек Цна и Ока была сформирована огромная тамбовская губерния. К революции 1917 г. она насчитывала 12 уездов, около 3 млн. населения. После гражданской войны и Антоновщины начинается торможение и раздёргивание её территории. Сейчас в состав Тамбовской области входят лишь 4 из 12 бывших уездов — Тамбовский, Козловский, Кирсановский и Моршанский. Думаю, многие тамбовские жители, едущие в Москву, Рязань, Воронеж, Пензу, Нижний Новгород, уже далеко — за сотню-другую километров за пределами Тамбовской области — даже не предполагают, что они всё ещё остаются в Тамбовской губернии. Борисоглебск, Елатьма, Лебедянь, Липецк, Спасск, Темников, Усмань, Шацк были когда-то уездными городами Тамбовской губернии.
— Ваши первые же решения — поддержать издания наших тамбовских историков — были ими благодарно встречены. Почему Вы так решили?
— Ну как не помогать? Это же история нашего общего места.
ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ
— История России — это во многом история государства и военная история. Вы согласны со мной?
— Да, согласен. Такая наша история на самом деле. Создателя «Истории государства Российского» Николая Михайловича Карамзина, мне рассказывали специалисты, в историографии позднее критиковали за то, что он писал, главным образом, историю царей и войн. Его критики, думаю, не правы.
— Почему же?
— История России сложная. Она развивается по спирали. Каждый век на Россию нападают одни и те же. Периодически она вынуждена воевать с Европой. Вспомните — Наполеон, Крымская кампания, Первая и Вторая Мировые войны. Я даже не беру ранние периоды русской и российской истории. Мы находились во враждебном окружении. Нам навязывали войны. Нашу страну всегда хотели и хотят уничтожить. Использовались самые разные поводы для этого. Основания же всегда одни — устранение сильного конкурента и взятие под контроль ключевых ресурсов (территории, коммуникаций, полезных ископаемых).
— Вы родились в 1977 г. — более чем через 30 лет после окончания Великой Отечественной войны. Как Вы воспринимаете её?
— Как страшную угрозу моей Родине. Враг шел нас убивать. Об этой угрозе я знаю не только из истории, но и от своих дедушек и бабушек. Масштаб войны заключался в том хотя бы, что все они были напрямую причастны к ней. Дедушка по маминой линии воевал. Рассказывал, что от смерти его спас первый орден «Красной Звезды» (он сильно повреждён). Вообще говоря, этот дедушка избегал всяких личных разговоров о войне — настолько тяжелы были эти воспоминания. Его жена и моя бабушка — выпускница Горьковского медицинского института — прошла всю войну хирургом санитарного поезда, а после войны работала детским врачом, главным врачом детской больницы. Дед по папе рвался на фронт; говорят, даже сбегал на него, но всю войну в итоге трудился на заводе, где производились боеприпасы. Бабушка работала на судах, перевозивших грузы через Волгу. Была она там и в самые тяжелые моменты Сталинградской битвы.
СВО И «РАЗВИТИЕ ТАМБОВЩИНЫ»
— Как Вы воспринимаете события на Украине?
— Проект «Украина» придуман. Придуман, чтобы атаковать нас. У меня есть чёткая символическая связь между нынешними событиями и Великой Отечественной войной. Обратите внимание на топонимы — названия населённых пунктов, которые мы слышим сейчас. Харьков, Мариуполь, Знаменка, Кировоград, Артёмовск, Горловка, Волноваха, Краматорск, Макеевка, Славянск. Все названия — и из той, и из этой военных эпох.
— С июля 2022 г. за поддержку СВО Вы находитесь под санкциями Канады и Великобритании. Как ощущаете себя в этом качестве?
— Никак не ощущаю. У меня там никого и ничего нет. Активов никаких за рубежом нет. Я от них никак не завишу. Да, я любил и люблю путешествовать и теперь во многие страны попасть не смогу. Что ж, попаду в другие. В конце концов, и Россия огромна. Её красоты неповторимы.
— Сейчас в Тамбове действует благотворительный фонд «Развитие Тамбовщины»… Одна из задач — помощь СВО.
— Да, мы восполняем дополнительные потребности армии. Наш народ патриотичен. В непростое для России время это всегда проявлялось. Проявилось и сейчас. Все очень хотят помочь и помогают СВО. Стало понятно, что нужна координация — было важно централизовать процесс. И мы общими усилиями сформировали линейку централизованных действий по поддержке СВО — создали благотворительный фонд.
— Расскажите о нём подробнее.
— Благотворительный фонд — инициатива тамбовских предпринимателей. Я её всецело разделяю. Работаем в плотном контакте — региональная власть и местный бизнес. Армии нужна поддержка. С первых дней СВО и по линии «Единой России», и по другим направлениям мы стали оказывать помощь и армии, и территориям — ДНР и ЛНР. Грузы изначально стали уходить именно туда. Я хорошо это помню. Первая фура с нужными вещами и оборудованием уходила от областной администрации. Девиз «Вся сила — в правде!» стал выражением смысла наших действий. Мы провели два автопробега. На одном из них собрались более 500 машин. Важна консолидация государства, экономики, общества на достижение победы. После 21 сентября — объявления частичной мобилизации — мы объединили все наши усилия.
— А какие задачи у фонда?
— Выявление потребностей. Аккумулирование денежных средств. Организация быстрой закупки всего необходимого. Доставка в части. Поддержка связи с военными. Есть ещё и гуманитарная миссия — разъяснение в обществе целей и задач СВО. Помните, как в Великую Отечественную войну была обеспечена Великая Победа? Главное её условие заключалось в достижении единства фронта и тыла. Именно этим мы сейчас занимаемся. Тамбовщина во все времена своей истории, а в годы Великой Отечественной войны — особенно, была надёжным тылом. Мы продолжаем старые традиции и сейчас, помогая нашим воинам и словом, и делом.
Беседовал: Дмитрий Сельцер