2020 – 2021 уч. г.
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
8 класс
Задание 1
Поставьте ударение в формах существительных.
Много груздей, зажарить гуся, семь областей, без очередей, много площадей, семь простынь, без кистей, пять скатертей, век высоких скоростей, банки для стерлядей.
Задание 2
С какими глаголами употребляются данные устойчивые сочетания? Запишите их.
1) До глубины души; 2) От (всей) души; 3) По душам; 4) Душа в душу; 5) С душой; 6) Всей душой (всем сердцем).
Задание 3
Исправьте речевые ошибки.
1. Сейчас диктор подтвердил о том, что шайбу забил Фирсов.
2. На конференции состоялся обмен мнений.
3. Выводы комиссии противоречат с мнением коллектива лаборатории.
4. Вся деятельность врачей направлена для уничтожения страданий человека.
5. Знание русской грамматики помогает избежать другие ошибки.
6. Дипломная работа студента показывает о его умении анализировать и обобщать материал.
7. Жестокость крепостников-помещиков, поборы, голод приводит к тому, что народ поднимает восстание.
8. Поколение наших отцов и дедов победили фашизм.
Задание 4
Определите род имён существительных, запишите слова в соответствующие колонки.
Туфля, каракуль, шампунь, тюль, киоск, святоша, бандероль, шинель, чучело, салями, шоссе, пюре, задира, пенальти, Онтарио, ООН.
Задание 5
В каких из перечисленных слов пишутся двойные согласные?
Артил…ерия, гал…ерея, криста..ический, драм…атический, гум…анизм, кол…ичество, кавал…ерия, в..ечеру, пьес…а, ал..юминий, интел…ект, кристал..ьный.
Задание 6
Установите семантическое соответствие между словами первой группы (русскими) и словами второй группы (заимствованными). Укажите, как называются получившиеся пары слов.
Апатия Человеколюбие
Филантропия Улица
Актуальный Неудача
Диспут Бесстрастие
Фиаско Злободневный
Авеню Спор
Задание 7
Перед вами метаграммы (Метагра́ммы (от др.-греч. μετά — «между», γράμμα — «буква») — разновидность шарад, загадок, в которых зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв.).
Разгадайте зашифрованные слова.
1.С «Г» — её на винт накрутят,
С «Л» — конечно, лает,
С «М» — одежда, но не греет,
С «3» — от волка убегает.
2. С буквой «Н» он там, где строят
Эстакаду или дом.
С «Б» — животное морское,
С «Й» — крупнее, чем район.
3. С «Г» — он будет частью слова,
С «Й» — немного схож с пластом,
С «Н» — не конь и не корова,
Хоть с ногами и хвостом.
4. С буквой «М» — качусь с горы я,
С буквой «Т» — пью молоко,
С буквой «К» — готовлю блюда,
С «Д» — даю ворам отпор.
Задание 8
Укажите различия в значении следующих слов. Как называются такие слова?
Невежа – невежда, освоить – усвоить, откровение – откровенность, добрый – добротный.
Задание 9
Сравните предложения – повествовательное и вопросительное:
1.Вдруг пошел дождь.
2.Вдруг пойдет дождь?
Опишите различия в значении слова вдруг в первом и во втором случае. Какую грамматическую роль играют эти слова в структуре предложения? Приведите свои примеры.
Задание 10
Творческое задание
Прочитайте миниатюру М.М. Пришвина. Вставьте пропущенные орфограммы, раскройте скобки, поставьте недостающие знаки препинания. Напишите сочинение, выразив свое впечатление от словесной картины природы и свое отношение к позиции автора.
Вош…л в мокрый лес. Капля с высокой ели упала на пап…ротники окружающие плотно дерево. От капли пап…ротник дрогнул и я на это обратил внимание. А после того и ствол старого дерева с такими м…рщинами как ( будто) по нему плуг п…хал и живые папо…ротники такие чуткие что от одной капли скл…няются и шепчут что (то) друг другу и вокруг плотный к…вер заяч…ей к…пусты — все распол…жилось ( в) порядке образующем к…ртину.
Ответы – 50 баллов за всю работу
Задание 1.
За каждое верное ударение в существительном 0,5балла. Максимально 5 баллов.
Много груздей, зажарить гуся, семь областей, без очередей, много площадей, семь простынь, без кистей, пять скатертей, век высоких скоростей, банки для стерлядей.
Задание 2. По 0,5 балла. Максимально 3 балла.
1) Взволновать, поразить, потрясти. 2) Поздравить, поблагодарить, смеяться. 3) Поговорить, побеседовать. 4) Жить. 5) Работать. 6) Верить, любить; хотеть, стремиться; сочувствовать, поддерживать, быть на стороне кого-либо.
Задание 3. По 0,5 балла за каждое предложение. Максимально 4 балла.
1. Сейчас диктор подтвердил то, что шайбу забил Фирсов.
2. На конференции состоялся обмен мнениями.
3. Выводы комиссии противоречат мнению коллектива лаборатории.
4. Вся деятельность врачей направлена на уничтожение страданий человека.
5. Знание русской грамматики помогает избежать других ошибок.
6. Дипломная работа студента демонстрирует его умение анализировать и обобщать материал.
7. Жестокость крепостников-помещиков, поборы, голод приводят к тому, что народ поднимает восстание.
8. Поколение наших отцов и дедов победило фашизм.
Задание 4. Максимально 7 баллов. За каждое верное слово 0,5 б.
женский |
мужской |
средний |
общий род |
Бандероль, шинель, салями, ООН |
Шампунь, тюль, киоск, пенальти, каракуль |
Чучело, пюре, Онтарио (озеро) |
Святоша, задира |
Задание 5. По 0,5 балла за слово. Максимально 2 балла.
Артиллерия, кристаллический, ввечеру, интеллект.
Задание 6. Максимально 3 балла. За каждое верное соответствие по 0,5 балла.
Апатия – бесстрастие, филантропия — человеколюбие, актуальный – злободневный, диспут – спор, фиаско – неудача, авеню – улица. Синонимы.
Задание 7. Максимально 7 баллов
- Гайка – лайка – майка – зайка (по 0,5 баллов = 2 балла)
- Кран – краб – край (по 0,5 баллов = 1,5 баллов)
- Слог – слой – слон (по 0,5 баллов = 1,5 баллов)
- Ком – кот – кок – код (по 0,5 баллов = 2 балла)
Задание 8. По 0,5 баллу за каждое объяснение слова и 1 балл за название термина. Максимально 5 баллов.
Между приведёнными словами существуют следующие различия:
Невежа — грубый, невоспитанный человек.
Невежда – необразованный, несведущий человек.
Освоить – 1) научиться пользоваться чем – либо, применять, употреблять что-либо, овладеть чем-либо, наладить изготовление, производить чего-либо; 2) в процессе изучения чего-либо, знакомства с чем-либо приобрести какие-либо знания, постичь чего-либо, усвоить; 3) включить в круг своей хозяйственной и другой деятельности, обжить.
Усвоить – 1) сделать своим, свойственным, привычным для себя что-либо у кого-либо, воспринять что-либо от кого-либо; 2) понять как следует, запомнить, выучить, постичь что-либо; освоить.
Откровение – то, что неожиданно открывает истину, делает совершенно ясным и понятным что-либо, даёт новое толкование чему-либо.
Откровенность – искренность, чистосердечие, правдивость, прямота.
Добрый – 1)делающий добро….; 2)большой, основательный, солидный.
Добротный – сделанный хорошо, прочно.
Подобные слова называются ПАРОНИМАМИ.
Задание 9. Максимально 7 баллов.
В 1-ом предложении слово вдруг – наречие образа действия (1 балл) со значением «внезапно, неожиданно» (0,5 баллов), синтаксическая функция – обстоятельство (1 балл)
Во 2-ом предложении слово вдруг – служебное (частица), придающее смыслу целого особый оттенок (1 балл). Вдруг пойдет дождь? – это, собственно, не вопрос (0,5 баллов), а выраженное вслух опасение (0,5 баллов).
Говорящий предполагает следующее:
– дождь может пойти (0,5 баллов);
– мне это не нравится (я этого не хочу) (0,5 баллов);
– а если он пойдет, то что делать ? (0,5 баллов).
За примеры – 1 балл (независимо от количества примеров)
За ошибки снимается по 0,5 баллов, но не более 2 баллов.
Задание 10. Максимально 7 баллов.
Вошел в мокрый лес. Капля с высокой ели упала на папоротники, окружающие плотно дерево. От капли папоротник дрогнул, и я на это обратил внимание. А после того и ствол старого дерева с такими морщинами, как будто по нему плуг пахал, и живые папоротники, такие чуткие, что от одной капли склоняются и шепчут что-то друг другу, и вокруг плотный ковер заячьей капусты — все расположилось в порядке, образующем картину.
Качественными характеристиками созданного текста должны являться:
- убежденность и доказательность в защите принципиально важного суждения; 1 балл
- логика в аргументации основного тезиса; 1 балл
- умелое использование речевых средств русского языка для создания выразительного текста; 1 балла
- грамотность (соблюдение норм русского литературного языка). 4 балла
Исправьте ошибки, вызванные нарушением согласования слов:
1. Много книг стояли на полке
2. На конференции состоялся обмен мнений
3. Знание русской грамматики помогает избежать многие ошибки
4. Дипломная работа студента показывает о его умении анализировать и обобщать материал
5. Можно ли оплатить за проезд
6. Спрыгнув с трамвая, у пассажира слетела колоша.
помогите пожалуйста
zetharvereap
Вопрос по русскому языку:
Исправьте ошибки, вызванные нарушением согласования слов:
1. Много книг стояли на полке
2. На конференции состоялся обмен мнений
3. Знание русской грамматики помогает избежать многие ошибки
4. Дипломная работа студента показывает о его умении анализировать и обобщать материал
5. Можно ли оплатить за проезд
6. Спрыгнув с трамвая, у пассажира слетела колоша.
помогите пожалуйста
Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?
Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!
Ответы и объяснения 1
vedeyeonsh698
1. Много книг стоялО на полке
2. На конференции состоялся обмен мнениЯМИ
3. Знание русской грамматики помогает избежать многиХ ошибОК.
4. Дипломная работа студента показывает его умениЕ анализировать и обобщать материал
5. Можно ли оплатить проезд
6. Спрыгнув с трамвая, пассажир ПОТЕРЯЛ колошУ.
Знаете ответ? Поделитесь им!
Гость ?
Как написать хороший ответ?
Как написать хороший ответ?
Чтобы добавить хороший ответ необходимо:
- Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
правильный ответ; - Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
побуждал на дополнительные вопросы к нему; - Писать без грамматических, орфографических и
пунктуационных ошибок.
Этого делать не стоит:
- Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
уникальные и личные объяснения; - Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
знаю» и так далее; - Использовать мат — это неуважительно по отношению к
пользователям; - Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Русский язык.
Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи —
смело задавайте вопросы!
Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.
Срочно помогите пж Выделите случаи нарушения управления, исправьте ошибки.
Хотелось бы поделиться о том, как процветает клиника.
Не хотела бы я иметь Вас в соседях.
Желаю победы на этой номинации.
Праздник представляет из себя карнавал.
На конференции состоялся обмен мнений.
Эта песня доставила для меня большое удовольствие.
Знание грамматики помогает избежать многие ошибки.
Большая сила воли характерна этому герою.
Вы открыли страницу вопроса Срочно помогите пж Выделите случаи нарушения управления, исправьте ошибки?. Он относится к категории
Русский язык. Уровень сложности вопроса – для учащихся 10 — 11 классов.
Удобный и простой интерфейс сайта поможет найти максимально исчерпывающие
ответы по интересующей теме. Чтобы получить наиболее развернутый ответ,
можно просмотреть другие, похожие вопросы в категории Русский язык,
воспользовавшись поисковой системой, или ознакомиться с ответами других
пользователей. Для расширения границ поиска создайте новый вопрос, используя
ключевые слова. Введите его в строку, нажав кнопку вверху.
2020 – 2021 уч. г.
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
8 класс
Задание 1
Поставьте ударение в формах существительных.
Много груздей, зажарить гуся, семь областей, без очередей, много площадей, семь простынь, без кистей, пять скатертей, век высоких скоростей, банки для стерлядей.
Задание 2
С какими глаголами употребляются данные устойчивые сочетания? Запишите их.
1) До глубины души; 2) От (всей) души; 3) По душам; 4) Душа в душу; 5) С душой; 6) Всей душой (всем сердцем).
Задание 3
Исправьте речевые ошибки.
1. Сейчас диктор подтвердил о том, что шайбу забил Фирсов.
2. На конференции состоялся обмен мнений.
3. Выводы комиссии противоречат с мнением коллектива лаборатории.
4. Вся деятельность врачей направлена для уничтожения страданий человека.
5. Знание русской грамматики помогает избежать другие ошибки.
6. Дипломная работа студента показывает о его умении анализировать и обобщать материал.
7. Жестокость крепостников-помещиков, поборы, голод приводит к тому, что народ поднимает восстание.
8. Поколение наших отцов и дедов победили фашизм.
Задание 4
Определите род имён существительных, запишите слова в соответствующие колонки.
Туфля, каракуль, шампунь, тюль, киоск, святоша, бандероль, шинель, чучело, салями, шоссе, пюре, задира, пенальти, Онтарио, ООН.
Задание 5
В каких из перечисленных слов пишутся двойные согласные?
Артил…ерия, гал…ерея, криста..ический, драм…атический, гум…анизм, кол…ичество, кавал…ерия, в..ечеру, пьес…а, ал..юминий, интел…ект, кристал..ьный.
Задание 6
Установите семантическое соответствие между словами первой группы (русскими) и словами второй группы (заимствованными). Укажите, как называются получившиеся пары слов.
Апатия Человеколюбие
Филантропия Улица
Актуальный Неудача
Диспут Бесстрастие
Фиаско Злободневный
Авеню Спор
Задание 7
Перед вами метаграммы (Метагра́ммы (от др.-греч. μετά — «между», γράμμα — «буква») — разновидность шарад, загадок, в которых зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв.).
Разгадайте зашифрованные слова.
1.С «Г» — её на винт накрутят,
С «Л» — конечно, лает,
С «М» — одежда, но не греет,
С «3» — от волка убегает.
2. С буквой «Н» он там, где строят
Эстакаду или дом.
С «Б» — животное морское,
С «Й» — крупнее, чем район.
3. С «Г» — он будет частью слова,
С «Й» — немного схож с пластом,
С «Н» — не конь и не корова,
Хоть с ногами и хвостом.
4. С буквой «М» — качусь с горы я,
С буквой «Т» — пью молоко,
С буквой «К» — готовлю блюда,
С «Д» — даю ворам отпор.
Задание 8
Укажите различия в значении следующих слов. Как называются такие слова?
Невежа – невежда, освоить – усвоить, откровение – откровенность, добрый – добротный.
Задание 9
Сравните предложения – повествовательное и вопросительное:
1.Вдруг пошел дождь.
2.Вдруг пойдет дождь?
Опишите различия в значении слова вдруг в первом и во втором случае. Какую грамматическую роль играют эти слова в структуре предложения? Приведите свои примеры.
Задание 10
Творческое задание
Прочитайте миниатюру М.М. Пришвина. Вставьте пропущенные орфограммы, раскройте скобки, поставьте недостающие знаки препинания. Напишите сочинение, выразив свое впечатление от словесной картины природы и свое отношение к позиции автора.
Вош…л в мокрый лес. Капля с высокой ели упала на пап…ротники окружающие плотно дерево. От капли пап…ротник дрогнул и я на это обратил внимание. А после того и ствол старого дерева с такими м…рщинами как ( будто) по нему плуг п…хал и живые папо…ротники такие чуткие что от одной капли скл…няются и шепчут что (то) друг другу и вокруг плотный к…вер заяч…ей к…пусты — все распол…жилось ( в) порядке образующем к…ртину.
Ответы – 50 баллов за всю работу
Задание 1.
За каждое верное ударение в существительном 0,5балла. Максимально 5 баллов.
Много груздей, зажарить гуся, семь областей, без очередей, много площадей, семь простынь, без кистей, пять скатертей, век высоких скоростей, банки для стерлядей.
Задание 2. По 0,5 балла. Максимально 3 балла.
1) Взволновать, поразить, потрясти. 2) Поздравить, поблагодарить, смеяться. 3) Поговорить, побеседовать. 4) Жить. 5) Работать. 6) Верить, любить; хотеть, стремиться; сочувствовать, поддерживать, быть на стороне кого-либо.
Задание 3. По 0,5 балла за каждое предложение. Максимально 4 балла.
1. Сейчас диктор подтвердил то, что шайбу забил Фирсов.
2. На конференции состоялся обмен мнениями.
3. Выводы комиссии противоречат мнению коллектива лаборатории.
4. Вся деятельность врачей направлена на уничтожение страданий человека.
5. Знание русской грамматики помогает избежать других ошибок.
6. Дипломная работа студента демонстрирует его умение анализировать и обобщать материал.
7. Жестокость крепостников-помещиков, поборы, голод приводят к тому, что народ поднимает восстание.
8. Поколение наших отцов и дедов победило фашизм.
Задание 4. Максимально 7 баллов. За каждое верное слово 0,5 б.
женский |
мужской |
средний |
общий род |
Бандероль, шинель, салями, ООН |
Шампунь, тюль, киоск, пенальти, каракуль |
Чучело, пюре, Онтарио (озеро) |
Святоша, задира |
Задание 5. По 0,5 балла за слово. Максимально 2 балла.
Артиллерия, кристаллический, ввечеру, интеллект.
Задание 6. Максимально 3 балла. За каждое верное соответствие по 0,5 балла.
Апатия – бесстрастие, филантропия — человеколюбие, актуальный – злободневный, диспут – спор, фиаско – неудача, авеню – улица. Синонимы.
Задание 7. Максимально 7 баллов
- Гайка – лайка – майка – зайка (по 0,5 баллов = 2 балла)
- Кран – краб – край (по 0,5 баллов = 1,5 баллов)
- Слог – слой – слон (по 0,5 баллов = 1,5 баллов)
- Ком – кот – кок – код (по 0,5 баллов = 2 балла)
Задание 8. По 0,5 баллу за каждое объяснение слова и 1 балл за название термина. Максимально 5 баллов.
Между приведёнными словами существуют следующие различия:
Невежа — грубый, невоспитанный человек.
Невежда – необразованный, несведущий человек.
Освоить – 1) научиться пользоваться чем – либо, применять, употреблять что-либо, овладеть чем-либо, наладить изготовление, производить чего-либо; 2) в процессе изучения чего-либо, знакомства с чем-либо приобрести какие-либо знания, постичь чего-либо, усвоить; 3) включить в круг своей хозяйственной и другой деятельности, обжить.
Усвоить – 1) сделать своим, свойственным, привычным для себя что-либо у кого-либо, воспринять что-либо от кого-либо; 2) понять как следует, запомнить, выучить, постичь что-либо; освоить.
Откровение – то, что неожиданно открывает истину, делает совершенно ясным и понятным что-либо, даёт новое толкование чему-либо.
Откровенность – искренность, чистосердечие, правдивость, прямота.
Добрый – 1)делающий добро….; 2)большой, основательный, солидный.
Добротный – сделанный хорошо, прочно.
Подобные слова называются ПАРОНИМАМИ.
Задание 9. Максимально 7 баллов.
В 1-ом предложении слово вдруг – наречие образа действия (1 балл) со значением «внезапно, неожиданно» (0,5 баллов), синтаксическая функция – обстоятельство (1 балл)
Во 2-ом предложении слово вдруг – служебное (частица), придающее смыслу целого особый оттенок (1 балл). Вдруг пойдет дождь? – это, собственно, не вопрос (0,5 баллов), а выраженное вслух опасение (0,5 баллов).
Говорящий предполагает следующее:
– дождь может пойти (0,5 баллов);
– мне это не нравится (я этого не хочу) (0,5 баллов);
– а если он пойдет, то что делать ? (0,5 баллов).
За примеры – 1 балл (независимо от количества примеров)
За ошибки снимается по 0,5 баллов, но не более 2 баллов.
Задание 10. Максимально 7 баллов.
Вошел в мокрый лес. Капля с высокой ели упала на папоротники, окружающие плотно дерево. От капли папоротник дрогнул, и я на это обратил внимание. А после того и ствол старого дерева с такими морщинами, как будто по нему плуг пахал, и живые папоротники, такие чуткие, что от одной капли склоняются и шепчут что-то друг другу, и вокруг плотный ковер заячьей капусты — все расположилось в порядке, образующем картину.
Качественными характеристиками созданного текста должны являться:
- убежденность и доказательность в защите принципиально важного суждения; 1 балл
- логика в аргументации основного тезиса; 1 балл
- умелое использование речевых средств русского языка для создания выразительного текста; 1 балла
- грамотность (соблюдение норм русского литературного языка). 4 балла